Психологические эффекты работе с родителями. Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизиологические нарушения


Часть III. Формы работы с родителями


Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями , которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель — враг, соперник»);
  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
  • системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).

Интересен в этом плане опыт работы ГДОУ «Марина» Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Психолог В. В. Мамаева разработала алгоритм действия педагога-психолога по организации мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (семинаров, тренингов, лекций, «круглых столов»). Этот алгоритм помогает грамотно планировать мероприятия и отслеживать их эффективность (таблица 1). Среди форм взаимодействия с родителями, используемых в ГДОУ «Марина», можно отметить работу популярного «Клуба для родителей», на регулярных встречах которого встречаются мамы и папы, бабушки и дедушки, заинтересованные не только в решении проблем ребенка, но в теплом неформальном общении с другими родителями, которого многим не хватает в наше стремительное время.

Таблица 1

Организация мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей
(семинаров, тренингов, лекций, «круглых столов»)


Алгоритм

Действия педагога-психолога

Проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, размещение результатов анкетирования в печатном издании ДОУ,
узкая диагностика детей, анализ различных семейных ситуаций и экспертная оценка их воспитателями, приглашение на консультацию по теме семинара семей, нуждающихся в решении проблемы.

За неделю

Объявление о предстоящем мероприятии согласно правилам рекламы, планирование мероприятий совместно с другими специалистами,
дополнительное информирование по телефону консультируемых родителей,
анализ продуктов деятельности детей по теме,
подготовка раздаточного материала,
выставка книг по теме.

Составление развернутого плана семинара,
дополнительное информирование родителей по телефону,
подготовка расходного материала,
дополнительная реклама.

Подготовка места проведения (обеспечение физического комфорта, соблюдение этических норм),
настрой психолога на предстоящую встречу.

Проведение семинара (Тренинг / лекция / «круглый стол»)

Через час

Обработка отзывов, самоанализ

Через день

Изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, «Ящик вопросов»

Через неделю

Индивидуальные консультации по теме семинара, ответы на вопросы, информация по запросам в печатном издании ДОУ, обновление наглядной информации по прошедшей теме

Через месяц

Анкета для участников по изменению семейной ситуации, наблюдение семейной ситуации педагогическими кадрами, повторная диагностика детей,
анализ продуктов детской деятельности.

На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных педагогических задач и просто разговаривают и играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, шаловливыми, непоседливыми, любознательными, — словом, такими же, как их сын или дочка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, почувствовав, хоть и на короткое время, себя в позиции ребенка. После проведения встречи ее организаторы предлагают участникам заполнить небольшую анкету, обработка которой помогает более эффективно подготовиться к следующему заседанию клуба.

Анкета
Уважаемые родители
Спасибо вам за посещение «Родительского клуба».
Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

  • Было ли вам интересно? (да / нет)
  • Было ли вам комфортно? (да / нет)
  • Была ли полезна информация? (да/нет)
  • Изменилось ли ваше отношение к данному вопросу? (да / нет)
  • Хотите ли вы посетить «Родительский клуб» еще раз? (да / нет)
  • Хотите ли вы прийти на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу? (да / нет)
  • Ваши пожелания ____________________________________________

Еще одна форма работы ГДОУ «Марина» — проведение встреч выпускников детского сада, на которые дети, иногда уже много лет назад покинувшие стены садика, приходят вместе со своими родителями.

Использование архивных материалов детского сада, конкурсы для детей и родителей, интервьюирование выпускников детьми нынешней подготовительной группы, — все это делает, казалось бы, известную всем форму работы трогательной, доброй и теплой встречей добрых друзей, где каждый ее участник ощущает свою нужность и важность для окружающих. Кроме того, родители и дети рассказывают об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях, с которыми столкнулись при подготовке к школе и при обучении. Подобный опыт «впитывается» и теми родителями, чьи дети еще посещают детский сад, и теми, кто уже столкнулся с подобными школьными проблемами.

И дети, и родители ГДОУ «Марина» уже давно привыкли и полюбили такую форму работы, как ежемесячный выпуск газеты, на страницах которой обсуждаются вопросы воспитания, обучения, здорового образа жизни детей, даются рекомендации специалистов (врача, логопеда, физкультурного работника, преподавателей музыки и др.), публикуются рассказы взрослых и детей, а также предлагаются игры и развлечения для проведения «семейных вечеров». Психолог Центра детского развития Санкт-Петербурга И.Н. Рымарева, столкнувшись с проблемой нежелания родителей сотрудничать с педагогами, начала использовать такие формы работы, как проведение на родительских собраниях игр с родителями. Причем обычно эти же игры она использует и с детьми, посещающими группу. После того как игра закончена, психолог проводит обсуждение, в процессе которого мамы и папы делятся впечатлениями, что они почувствовали, играя, и анализируют, с какой целью игра проводилась. И если до собраний с играми многие родители заявляли, что они привели ребенка не для «глупых игрушек», а для интеллектуального развития, то после совместного обсуждения результатов игры, переживания нового эмоционального опыта многие из них осознали и прочувствовали необходимость игры в жизни сына или дочери.

Кроме того, И.В. Рымарева снимает на видеокамеру некоторые занятия с детьми, а на собраниях показывает отснятый материал родителям, которые могут увидеть свое чадо не только в семейном общении, но и узнать о том, как ребенок общается со взрослыми и сверстниками, какие особенности и трудности характерны для него.

Для более тесного контакта психолога с родителями, для определения круга проблем, возникающих у мам и пап, в Центре «Светланана» существует «Ящик психолога», где в течение определенного времени собираются вопросы и заявки родителей.

Очень интересен опыт работы негосударственного образовательного учреждения «Частный детский сад-школа «РОСТ» (генеральный директор Табунидзе Л. В.). Сотрудники «РОСТа» общаются с питерскими родителями на своем сайте, где отвечают на многочисленные вопросы мам и пап. Результатом такого диалога стало, теперь уже традиционное проведение «круглых столов» на территории детского сада, куда с удовольствием приезжают партнеры по электронному общению. Молодых родителей, бабушек и дедушек интересуют разные проблемы (в частности, развитие детей от рождения до 3 лет; проблемы развития речи дошкольников и др.), которые и становятся темами «круглых столов».

Фотографии, сделанные на индивидуальных и групповых занятиях, оформленные в специальный фотоальбом, пользуются вниманием многих родителей, которым интересна не только тема занятия, но и , возникающие у ребенка во время его проведения (проявление которых можно заметить на фото).

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями могут стать домашние визиты. Воспитатель, психолог, назначив время, могут прийти (с согласия родителей) к ребенку домой. Данная форма широко используется в детских садах и школах, работающих по программе «Сообщество» . Однако при использовании этой формы необходимо учитывать правила, без выполнения которых могут возникнуть неприятные ситуации. Прежде всего, о данной форме работы необходимо сообщить родителям на собрании. Причем надо отметить, что подобный визит является не «карательной» мерой, а привычным и для родителей, и для педагогов приемом взаимодействия. Получив согласие родителей, педагог назначает время начала визита и обязательно — время окончания. Продолжительность встречи устанавливается совместно с родителям и оговаривая условия визита, педагог должен сообщить цель своего прихода. Например, помощь ребенку в период адаптации к детскому саду, к школе. Для того чтобы стало неформальным, интересным, принесите с собой либо поделку ребенка (рисунок, аппликацию), либо материалы для совместной деятельности всей семьи. Результатом вашего посещения могут стать совместно созданная кукла, игрушка и т. д. Следует заранее продумать и тему для разговора.

При вашем визите обязательно должен присутствовать и ребенок, иначе ваш приход может быть расценен как жалоба родителям на его поведение или учебу. Начиная разговор, обязательно похвалите ребенка за что-либо: за прилежание, за активность, за знания. Каждого ребенка есть за что похвалить.

Находясь дома у ребенка, постарайтесь побольше слушать членов семьи, будьте активным слушателем. Это даст возможность получить от всех членов семьи новую информацию о ребенке, которая поможет в Дальнейшем сделать ваше взаимодействие с ним более эффективным.

Если родители согласны, воспользуйтесь видеокамерой, запишите свой визит на пленку. Впоследствии такие записи могут стать основой для видеоролика, посвященного жизни всех ваших учеников или воспитанников. Просматривайте видеоматериалы достаточно часто, быть может, какая-то незначительная деталь, не замеченная вами ранее, поможет решить важную проблему. Если же видеокамерой воспользоваться невозможно, постарайтесь сразу после окончания визита письменно зафиксировать его — это тоже станет одним из способов поиска новой информации и свежих решений.

Закончить свой визит постарайтесь точно в указанное время.

Материалы разработаны в рамках Школы педагогов-психологов в декабре 2003 года. В разработке принимали участие: Л. Ф. Дрыкона, В. В. Мамаева, О. М. Маллаева, А. П. Семиниченко, Н. В. Черненкова, Л. А. Шадорская.

Программа «Сообщество» является российским вариантом международного проекта «Step by step», реализуемого в 32 странах мира. «Сообществом — это государственная комплексная программа непрерывного образования, ориентированная на детей от рождения до 10 лет.

Продолжение следует…

Формы и методы психологической работы с семьей .

Если говорить о взаимодействии психолога с родителями, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

Беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

Большие возможности дает работа с коллективом родителей – это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса, группы детского сада. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры родителей и более совершенному в связи с этим выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.

К коллективным формам взаимодействия относятся: работа с родителями в группе, в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации. К индивидуальным формам относятся индивидуальное консультирование, беседа и т.д., они описаны в книге Н.В.Клюевой «Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг».

Первоначально групповая работа входила составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов решения и генерирования идей. Большинство школ групповой работы возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии. Многие современные формы работы являются модификациями зарубежных моделей. Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет, особенно в 90-е годы, специалистами в области управленческого консультирования, социально-психологического тренинга.

Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (А.Я.Лейманн). Проблемы групповой психологии – проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений – принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.

Коррекционные родительские группы .

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

Педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

Ригидные стереотипы воспитания;

Личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

Влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

В этих целях используются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр. «Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель - ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. » Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.

Важно осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку и следовать основным принципам взаимодействия с детьми:

Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Авторитарные методы "воспитания" родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения педагогов с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.


Иркутский Государственный Педагогический Колледж №1 РЕФЕРАТ ТЕМА: Психолог в школе и РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ШК. ВОЗРАСТА. ВЫПОЛНИЛА: Студентка 2’’З’’ Харченко Анастасия Геннадьевна ИРКУТСК 2002г СОДЕРЖАНИЕ 1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе………………...4 3) Организация работы школьного психолога…8 4) Понятие, функции и структура семьи……….10 5) Кодекс родителей…………………………….14 6) Общая схема диагностического процесса, в работе с семьёй………………………………...15 7) Диагностика взаимодействия родителей с детьми………………………………………….. 19 8) Групповая работа с родителями ………………23 9) Основная коррекционная работа с семьёй (коррекционные родительские группы)…….32 10) Тренинг взаимодействия родителей с детьми………………………………………...35 11) Заключение…………………………………….38 12) Приложение……………………………………39 13) Список литературы……………………………41 -ВВЕДЕНИЕ- В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной псих. грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и инф. В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом. -Какой психолог нужен школе?- С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать ‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его Практический шаг-определяться её интересами. Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей - уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, недовольство им: «не понимает», «не умеет». Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональными представляются такие пути: а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы (гуманизация школы); б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности; в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности. В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями. Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и догружают половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. Он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий. Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности психолога. К сожалению, наша теория и практика не имеют четких рекомендаций на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по подготовке практических психологов, объединив свои усилия, могли бы на основе многих исследований представить эталонный профиль психолога. Пока нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями. Какой же психолог нужен современной школе? Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника Р.Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога. В каких личностных характеристиках это выразилось? 1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором. 2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. 3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы. 4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не особенно стремятся снизойти до практических забот школы, к учителям и руководителям, "прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Социабельный тип психолога - это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже - неудовлетворенность педагогической деятельностью. Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами: 1. Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении всего периода обучения! в целях обеспечения к ним индивидуального подхода. 2. Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе. 3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся. Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. -Организация работы школьного психолога- Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий. Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м. циклограмма работы кабинета циклограмма работы кабинета |День|Часы|Учителя |Учащиеся |Родители | | | | | | | | |9-12| |П с и ходи а| | | | | |гности ка | | | | | |(обработка | | | | | |результа- | | |а | | |тов) | | |я | | | | | |я |12-1|Индивидуальн| | | | |4 |ое | | | |ч | |консультиров| | | | | |ание | | | |5Г |15-1| |Психологичес| | |X |6 | |кая | | |о | | |гимнастика | | |с |18-1| | |Школа для | | |9 | | |родите- | | | | | |лей учащихся| | | | | |I- IV | | | | | |классов | | |9-12| |Психодиагнос| | | | | |тика | | | | | |(обработка | | | | | |результа- | | |X |2-14| |тов) | | | | | | | | |и1 | |Психодиагаос|Факультатив | | | | |тика |для де- | | |1 |15-1| |вушек | | | |6 | |(тренинг) | | |и | | |Телефон | | | | | |доверия, | | | |18-1| |I смена |Школа для | | |9 | | |родите- | | | | | |лей V- VIII | | | | | |классов | | |9-12| | |Индивидуальн| | | | | |ые | |§ | | | |консультации| | | | | | | |5} |12-1|Модульные |Факультатив | | |Ръ |4 |курсы |для | | |0 | | |юношей | | | | | |(тренинг) | | | |15-1| |Психологичес| | | |6 | |кая | | | | | |гимнастика | | |С-| |9-12| |Телефон | | | | | |доверия, | | |8- |12-1| |II смена | | | |4 | | | | |

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. Исследования показали, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать психологическая служба детского сада.

С 2011 года на базе МБДОУ №27 функционирует родительский клуб «Диалог», целями работы которого являются повышение психологической культуры родителей, формирование эмоционально- положительных отношений детей и родителей. При работе с родителями используются следующие методы и формы работы: диагностический (исследование стиля воспитания ребенка в семье, диагностика детско-родительских отношений и семейного микроклимата), просветительский и профилактический. Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся тематические беседы, семинары-практикумы («Кризис трех лет», «»Чем страшна агрессия», «Ахи-страхи»), консультации («Почему дети лгут?», «Стили воспитания», «Семейное общение»), тренинги, чаепития («Традиции и обычаи моей семьи») . Кроме того родители привлекаются к участию в днях психологии (День Доброты, День Улыбок, День Вежливости), праздниках. Создание клуба способствует мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со взрослыми и сверстниками. Результатом реализации данной формы работы с родителями является улучшение семейного микроклимата, оптимизация взаимоотношений с детьми (2012 г. – на 28%) по данным анкетирования.

Работа психологической службы в детском саду направлена на сотрудничество и психологическую поддержку родителей как в качестве индивидуальных консультаций, так и методов групповой работы. Отмечу, что формам групповой работы с родителями у нас отдается наибольшее предпочтение. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные просчеты, изменяется их неадекватная родительская позиция, происходит оптимизация форм и приемов воздействия в процессе воспитания детей.

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания. В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавать атмосферу принятия.

Таким образом, групповые эффекты дают возможность родителям оптимизировать взаимоотношения в семье, повысить психологическую компетентность, получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. На наш взгляд, данная модель психологического сопровождения родителей ДОУ поможет родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, научит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Литература:

  1. Губкина Т.А. Родительский клуб/ Школьный психолог, 2000, №25.
  2. Дошкольное учреждение и семья: метод.руководство / под.ред.Т.Доронова - М.: ЛИНКА ПРЕСС,2001
  3. Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи / Управление ДОУ. – 2004. - №4

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Итак, что же это за феномен – психологические эффекты?

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты ) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо » называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку » а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете .

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена - это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти .

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке .

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения - это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» - лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подробнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Подробности эффекта Пигмалиона вы найдёте .

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

Узнать больше об эффекте Барнума можно .

Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете .

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна - это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте .

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда .

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дельнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти .

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке .

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по этой ссылке .

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения.

Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Поделиться: