Программа воспитателя центра для несовершеннолетних по социализации. Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений (19, С. 145).

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий (15, С. 208). Она включает в себя: организацию усиленного и сбалансированного питания;

витаминизацию, вакцинацию и ревакцинацию;

обеспечение медицинскими средствами коррекции (медицинские препараты, очки, слуховой аппарат и др.);

организацию профилактических медицинских осмотров.

Основные организаторы медицинской работы: врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения ременного пребывания ребёнка, психотерапевт.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме.

Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.

В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, ожжет применяться метод музыкотерапии - использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия - метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника - метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения (20, С. 59-65).

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков (11, С. 320).

Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать

Разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным. Особо следует остановиться на методике работы с контрактной сетью ребенка (6, С. 140 - 158). В шведской практике социальной работы с ребенком, утратившим родителей, эта методика, разработана на основе социологической теории У. Бронденбреннера, является краеугольным камнем в терапевтической работе с ребёнком. Эта теория описывается им в целом ряде трудов, однако наиболее полно излагается в его работе 1997 г. «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Основанная на общей теории систем, теория экологических систем предоставляет социальному работнику возможность проанализировать бытие ребёнка во всей его сложности. При этом анализу подвергаются не только сами системы, в которые включен ребёнок, но и механизм взаимодействия, и характер влияния этих систем друг на друга. Задачей специалиста, использующего метод работы с контактной сетью, является активизация, мобилизация всего социального окружения ребёнка на оказание помощи, влияния на кризисную ситуацию с целью нормализации его положения. В отечественной практике по охране детства данное направление также занимает важное место, и его использование регламентируется рядом инструктивно-методических материалов по вопросам охраны детства прошлых лет.

Оторванность от семьи ребёнок переживает как отсутствие корней. В этой связи выдающийся российский практик В.В. Католиков говорит о том, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит самую неблагополучную семью». Современные специалисты интернатных учреждений неоднократно наблюдают случаи уходов детей(особенно это касается детей подросткового возраста) из интернатов и возвращения их в крайне неблагополучное семейное окружение. Английский психотерапевт Д. Боулби в этой связи обращает внимание на неоправданность веры в то, что ребёнок забудет свой дом и начнёт жить сначала, если его куда-нибудь переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это ещё быстрее, если в предыдущей семье ему было плохо (отсутствие заботы, насилие). С этим необходимо считаться: пусть общество лишило горе-родителей родительских прав, чтобы воспитать их детей в более здоровой обстановке, но для детей эти люди всё равно остаются родными. Следует бережно сохранять это детское трепетное отношение к своим биологическим родителям. Именно поэтому уже с момента помещения ребёнка в интернатное учреждение следует предпринимать попытки изучения и расширения его контактной сети. Одновременно с этим работа с контактной сетью ребёнка позволяет откорректировать или смоделировать историю его жизни.

Любые контакты детей с их семьями должны быть спланированы в соответствии с интересами ребёнка, а не взрослых.

Выделим положительные стороны контакта детей с родителями, родственниками, близкими людьми:

Создание и расширение контактной сети ребёнка с момента его прибытия в учреждение временного содержания позволяет несколько раздвинуть рамки самого учреждения и оптимизировать процесс приспособления ребёнка к новой социальной среде и условиям жизни.

Встречи со значимыми людьми (тёти, дяди, бабушки, старшие братья, сёстры и просто хорошие знакомые ребёнка) позволяют укрепить самооценку ребёнка. Д. Торнберн, исследовавший влияние личных встреч с близкими людьми на ребёнка в своей «Книге о защите ребёнка» (1995 г.) говорит о том, что такие встречи увеличивают способности ребёнка, включая способность к обучению, уменьшают риск неприятия ребёнком места настоящего пребывания, помогают преодолевать кризисные ситуации.

В ходе контактов со значимыми и близкими людьми ребёнок получает дополнительную информацию о себе. Контакт позволяет избежать разрушительных чувств потери родителей, формирует у ребёнка необходимое чувство семьи и персональной идентификации. Это следует учитывать при работе с историей жизни ребенка.

Исследования, проводимые в Великобритании, на что ссылаются Л.Я. Олифиренко и Т.В. Шульга, выявили четкую связь между высоким уровнем контакта и возвращением детей из государственных учреждений обратно в семью. Даже при долгосрочном пребывании ребенка вне семьи контакт может помочь ребенку установить связи со своим прошлым. Дети, много лет находившиеся на воспитании в различных учреждениях возвращаются домой, и это положительно сказывается на их дальнейшем развитии. Дает ребенку чувство безопасности, знаю, что родители любят его и заинтересованы его благополучием.

Создание и расширение контактной сети ребенка позволяет оптимизировать процесс подбора замещающих родителей, поскольку обеспечивает более широкий выбор кандидатов.

Отсутствие контактов с семьей оставляет не решаемыми вопросы относительно истории семьи, культуры и личной идентичности ребенка.

Прямой или косвенный контакт с кровными родителями или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:

Предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;

Дать возможность осознать свою потерю;

Позволить формировать и развивать привязанность к новым родителям с благословления его кровных родителей;

Убедить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники продолжают заботиться о нем; это укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;

Заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер;

Обеспечить получение большого количества информации о своей личности, истории семьи; предоставить ребенку социогенеалогической связи.

Кроме того, со временем подавляющее большинство оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались- мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом, не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывать приемного ребенка нельзя этого не учитывать.

Решение о возможности контакта может быть принято после анализа следующих моментов:

пожелание ребенка и его чувство относительно контакта;

его отношения с кровными родственниками, включая родных братьев и сестёр;

эмоциональное, физическое и психическое развитие ребёнка, его соответствие возрастным нормам;

отношения родственников с ребёнком, их мнение относительно семьи, в которой воспитывается ребёнок, предыдущий опыт контактов;

здоровье родителей, эмоциональное состояние и образ жизни;

конфликты, которые могут возникнуть и возможность их предотвращения.

Польза от контакта с биологическими родителями зависит от характера их взаимоотношений с ребёнком. Нельзя недооценивать прежние привязанности ребёнка, которые могли быть тесными. Однако иногда контакт может быть нецелесообразным, особенно после серьёзной травмы и/или жестокого обращения. Необходима тщательная оценка индивидуальной истории ребёнка, и его прошлых отношений с родственниками.

Формы контактов детей с родителями и родственниками. Контакт охватывает различные формы прямой или косвенной связи между ребёнком и усыновителями и прежними родственниками ребёнка: биологическими родителями, родными братьями и сёстрами и т.п. Прямой контакт помимо непосредственных встреч может включать в себя обмен письмами, подарками, видео и фотографиями или телефонными звонками. Косвенный контакт это любая связь через третье лицо (инспектора по охране детства). Он может быть только между взрослыми, и ребёнок может знать или не знать о нём. Формами контакта могут выступать написание писем маме и их складывание до той поры, когда мама отыщется или ежевечерние заочные пожелания маме «Спокойной ночи».

Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов . При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов.

Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном счете обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.

Для социальной адаптации детей-сирот, воспитанников детских домов и школ-интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать а руки конкурентоспособные специальности. Важно формировать общую положительную направленность личности ребёнка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)» ознакомления со структурой и функциями семьи; формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Пояснительная записка

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

Защита социальная" href="/text/category/zashita_sotcialmznaya/" rel="bookmark">социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

Gif" alt="*" width="16" height="16 src="> организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально – педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

3. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот ;

4. Разработка индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям.

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т. ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т. ч. самовольные уходы).

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов . Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image008_78.gif" width="576" height="576 src=">

Этапы работы с вновь прибывшим ребенком:

https://pandia.ru/text/78/205/images/image009_70.gif" alt="Организационная диаграмма" width="579" height="303">.gif" alt="*" width="16" height="16"> Составление программы социально–педагогической реабилитации.

Цель : всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком проводится согласно составленной программе и проводится по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 1. Сетка занятий по программе

социально – педагогической реабилитации ребенка

Дата

Название занятия

Ход работы:

Метод. Задачи.

Программное содержание

Кол-во часов

Ответственный

Знакомство с детским домом

Ознакомительная экскурсия по детскому дому

Социальный педагог

Беседа о детском доме

Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме

Социальный педагог, воспитатель

Беседа о нравственности

Рассказать детям про "Общечеловеческие ценности"

Социальный педагог

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)

Воспитатель

Тренинг "Общение"

Проведение тренинга "Общение" (10 занятий)

Педагог-психолог

Воспитание заботы друг о друге

На примере героев русских сказок ("Приключения крокодила Гены и Чебурашки", "Приключения Винни-Пуха и его друзей") рассказать детям о создании отношений товарищеской заботы друг о друге

Воспитатель

Обучение слушать природу

Научить детей различать и наслаждаться звуками природы

Воспитатель

Рассказать детям об уважительном отношении к людям старшего возраста

Социальный педагог

Обучение быту в личной и совместной деятельности

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (заправлять кровать, ухаживать за обувью, правильно вести себя за столом)

Мед. работник

Познавательные экскурсии на природе

Рассказать детям во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает

Воспитатель

Всего

№, п/п

Название методики

Норма

Результаты исследования

Вывод, уровень

Оценка устойчивости внимания

должен выполнить

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

Оценка словесно-логического мышления

должен выполнить, но со второго раза

Оценка зрительной памяти

3-4 предмета

Оценка слуховой памяти

Оценка смысловой памяти

3-4 фразы со второго раза

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, работа по социальной адаптации детей в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом

Список использованной литературы

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. . М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

2. Мустаева педагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

3. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. . – М.: Просвещение, 1991.-23 с.


4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. , [Текст]. – СПб., 2000.-204 с.

5. Шептенко и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. . – М. Академия, 2002. – 208 с.

6. Архангельский воспитание [Текст]. – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

7. Божович и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. – 67 с.

8. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1975. – 58 с.

9. Булатова, педагогика: Программа спецкурса [Текст] / , . – Уфа: Вагант, 2004. – 15 с.

10. Волков [Текст]. – М.: Академия, 1999г. – 32 с.

Инструкция диагностики устойчивости внимания

Инструкция: На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image014_25.jpg" width="304" height="168 id=">

Оценка результатов: Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Инструкция диагностики зрительной памяти

Инструкция: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Оценка результатов: Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 3-4 предметов из 6.

Инструкция диагностики слуховой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Оценка результатов: Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Инструкция диагностики смысловой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.

4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Оценка результатов: Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

Инструкция к тесту-наблюдению "Оценка эмоционально-волевой сферы"

Инструкция: В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)

2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)

3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)

4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)

5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.

2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.

3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.

4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.

5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.

Алла Суббота
Программа для воспитанников детского реабилитационного центра «Главное чудо света»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным чудом света на нашей планете является человек. Он постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом , открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это о здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни, на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр) . Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе, отрицательное влияние средств массовой информации, слабая мотивация воспитанников на здоровый образ жизни и др. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций Большинство понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот взгляд довольно примитивен. Так в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то «наследственное» , которое в дальнейшем можно или приумножить или растерять. Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. А она делится на физическую и социальную. Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение» - не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают преследовать детей с самого раннего возраста. По данным исследований в Омской области 1\3 подростков в обычных условиях находятся в состоянии стресса. При формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие принципы :

Сбалансированное питание

Оптимальная физическая активность

Закаливание

Умение познать резервы своего организма

Оптимизм, умение радоваться жизни

В КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Таврического района» большая часть детей имеет отягощенную наследственность, те или иные отклонения в психическом и физиологическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников , но и от психологического климата в коллективе. Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально- реабилитационных центра определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории , активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы "Дети России".

Большинство воспитанников социально- реабилитационного центра относятся к категории детей, находившихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. При воспитании таких детей в их социальной адаптации серьёзной проблемой является незнание многих вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Концепция представляемой программы состоит в том , что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность воспитанников по валеологической оценке собственного здоровья и здоровья окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников , выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения их отношения к вопросам изучения своего организма, сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Эта деятельность будет способствовать социальной адаптации воспитанников , становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Вся программа подчинена одной идее : “ Здоровье человека, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в его собственных руках”.

Цели : формирование у воспитанников установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, расширить и углубить знания воспитанников о сохранения здоровья.

Задачи :

1. Развивать знания о строении организма человека и функционирования его органов и систем.

2. Научить воспитанников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

3. Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и условий среды.

4. Формировать чувственно-эмоциональную сферу воспитанников , элементы творческого мышления.

5. Формировать санитарно-гигиенические навыки воспитанников .

6. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

7. Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого

человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость

общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности.

Программа включает в себя четыре этапа :

1 этап – ознакомительный, в нём даются общие знания об организме человека, о важности сохранять своё здоровье. Занятия построены в игровой форме. По результатам ознакомительного этапа можно будет определить и скорректировать формы и методы дальнейшей работы. Продолжительность - 2 недели.

2 этап – основной, в котором с воспитанниками в различных формах рассматриваются особенности человеческого организма. На протяжении этого этапа и будут реализовываться основные вопросы реабилитационной программы . Продолжительность – 4 месяца.

3 этап – вредные привычки, в нём обсуждаются вопросы влияния алкоголя, наркотиков, никотина на организм, раскрывается отравляющая сущность этих веществ. Продолжительность 3 недели.

4 этап – заключительный, он включает в себя вопросы влияния различных факторов среды на здоровье человека. На протяжении этого этапа будет проведён анализ реализации программы , соотношение результатов поставленным целям. Продолжительность -3 недели.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 этап - ознакомительный

1 Путешествие в страну Здоровье формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности 30 мин . Игра-путешествие

2 Здоровый нищий счастливее больного короля Воспитать ответственное отношение к своему здоровью 30 мин. Беседа, игра

2 этап – основной

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

3 Почему мы не груши с ватными ногами Выявить основные характеристики костей, их строение и химический состав 30 мин. Беседа, кроссворд

4 Каждый из нас – рыцарь в латах Показать связь с процессами, происходящими во всем организме 30 мин. Игра –путешествие

5 Как стать Геркулесом Формировать бережное отношению к своему здоровью 30 мин. Игра- конкурс

6 Конвейер наоборот Сформировать понятие о правильном питании 30мин. Рассказ, беседа

7 Дом языка Познакомить воспитанников с топографией органов пищеварения 30мин. Беседа

8 Витамины-основа жизни Познакомить воспитанников с видами витаминов , их значением для организма

30мин. Беседа, тестирование

9 Питание и здоровье Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания

30 мин. Проблемная беседа, игра

10 Для чего нужна кровь Раскрыть связь строения сердца с его функцией 30 мин. Беседа, практическая работа

11 Береги глаз смолоду Обосновать правила гигиены зрения 30 мин. Беседа, практическая работа

12 Зачем человеку уши Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека 30 мин. Беседа, игра

13 Нарушение осанки и плоскостопие Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия 30мин. Беседа, практическая работа

14 Возрасты жизни Познакомить воспитанников с периодизацией жизни человека 30мин. Беседа

15 Биоритмы Рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность

30мин. Беседа, тестирование

16 Наш темперамент Познакомить воспитанников с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов 30мин. Познавательная игра

17 Как стать умнее (внимание и память) Углубить знания воспитанников о высшей нервной деятельности 30мин. Беседа, игра

18 Этот коварный грипп Выяснения причин и профилактика гриппа 30мин. Беседа, кроссворд

3 этап – вредные привычки

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

19 Наркомания – страшная болезнь Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

30 мин. Беседа

20 Вред алкоголя Показать влияние алкоголя на организм человека 30мин. Беседа

21 Курение – иллюзия или реальность Вызвать негативное отношение к курению 30мин. Беседа, театрализация, анкетирование

4 этап – заключительный

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

22 Мода и здоровье Привлечь внимание воспитанников к проблемам современной молодежной моды и связанными с ней медицинскими проблемами 30мин. Беседа

23 Экология жилища и здоровье человека Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания 30мин. Беседа

24 Формула здоровья Воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью 30 мин Беседа, практическая работа

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Содержание реабилитационной программы
  4. Участники реабилитационного процесса
    1. Правовая работа
    2. Работа с воспитанниками
    3. Работа со школой
    4. Работа по профилактике самовольных уходов
  5. Ожидаемые результаты
  1. Пояснительная записка

«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.

Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.

  1. Цели и задачи программы

Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
  1. Содержание реабилитационной программы

Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. - средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:

  • Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
  • Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
  • Правила общения в коллективе.
  • Правила безопасной жизнедеятельности.
  1. Участники реабилитационного процесса

Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.

Функции участников

  1. Мероприятия по реализации программы

Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников

В течение 3 дней

Оформление приказов на поступивших и выбывших детей

В день поступления или выбытия

Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые для формирования личных дел

По необходимости

Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

В течение года

Восстановление жизненно важных документов воспитанников

По необходимости

Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания)

В течение года

Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников)

Один раз в три месяца

Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам)

В течение года

Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников)

В течение года

Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По необходимости

Один раз в три месяца

Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников

В течение года

Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет

По необходимости

Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников

В течение года

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Сроки исполнения

Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними

В течение года

Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи

В течение года

Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками:

Беседа по правилам поведения и общения

в детском доме;

- «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»;

- «Мой путь от дома до школы»;

- «Правила личной безопасности».

Профилактические беседы:

- «Курение - коварная ловушка»;

- «Прием наркотиков - всегда полет, но в

конце - всегда падение»;

- «Скажи алкоголю - нет!».

Беседы о правах ребенка:

- «Маленьким детям - большие права»

(знакомство с Конвенцией о правах

ребенка);

Час общения по правовому воспитанию

«Ты имеешь право…»;

Игра-путешествие «Права ребенка в новом

Беседа-игра «Мы все разные, но мы все

Конкурс рисунков «Права детей глазами

самих детей»;

Викторина «Герои книг имеют право»;

Беседа «Права детей - забота государства»;

Встреча с инспектором ПДН «Если ты

преступил закон»;

Беседа «Российская конституция -

основной закон твоей жизни».

Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)

При поступлении ребенка

Сентябрь

В течение года

Работа с семьями воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку

В первые месяцы после поступления ребенка

Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними

В течение года

Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью

В течение года

Патронирование семей после возвращения в них детей

В течение года по необходимости

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи

По запросу родителей

Работа со школой

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление вновь поступивших детей в школу

В течение недели после поступления

Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение учебного года

Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями

В течение учебного года

Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов

В течение года

Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников

По необходимости

Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе

В течение суток

Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников

По отдельному плану

Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников

В течение года

  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:

  • Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
  • Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
  • Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость


Полный текст материала Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Юлия Заборянская
Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних

Анализ

работы воспитателя социальной реабилитации

для несовершеннолетних

воспитателя Заборянской Юлии Александровны за 2017 год

Я работаю в ГКУ СО КК «Выселковский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних ». Работаю по комплексной программе социальной реабилитации «От сердца к сердцу» . Имею педагогический стаж 14 лет. Работаю я воспитателем первой реабилитационной группе по семейному типу, возраст детей от 3 до 18 лет. Причины, в основном по которым поступают дети в реабилитационный центр : трудная жизненная ситуация, социально -опасное положение в семье. Несовершеннолетние дети , поступив в СРЦН на социальную реабилитацию , социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности. В СРЦН поступают дети испуганные, недоверчивые, а зачастую –озлобленные, поэтому важнейшая задача мой как воспитателя –помочь ребенку жить в социуме , научить правильно общаться, чтобы он знал куда и к кому он может обратиться за помощью, научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Одна из главных целей деятельности центра является профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних , оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, у большей части несовершеннолетних , находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально -опасном положении имеются пробелы в знаниях, отсутствуют навыки самообслуживания, проблемы с выполнением культурно-гигиенических навыков.

В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию социальных знаний и навыков у воспитанников , которые необходимы в самостоятельной жизни :

Формирование санитарно-гигиенических навыков;

Формирование навыков правильного поведения;

Самообслуживания;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие познавательной сферы;

Развитие творческих способностей

Большинство несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, поступив в центр, не имеют элементарных представлений о гигиене и санитарном состоянии. Моя задача как воспитателя состоит в том , что бы формировать санитарно-гигиенических навыки, привить положительные качества и они стали жизненной нормой для детей. С помощью занятий : «Мойдодыр приходит в гости» , «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» , «Предметы личной гигиены» , а так же во время гигиенических процедур в индивидуальной работе с воспитанниками происходило формирование санитарно-гигиенических навыков.

В начале социальной реабилитации воспитанники не имели санитарно-гигиенических навыков, а в конце реабилитации такие навыки сформированы практически у всех.

Поступив в центр на реабилитацию , не все дети обладают коммуникативными навыками. Поэтому главной задачей в моей работе по формированию коммуникативных навыков считаю : научить правильному общению, сохраняя хорошие отношения с другими людьми и развивать коммуникабельность. Мною были проведены занятия : «Хорошие и плохие поступки» , «Что такое хорошо что такое плохо» , «Вежливое слово» . В занятия были включены игры и упражнения, с помощью которых ребята учились преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. По отношению к взрослым и другим воспитанникам ребята стали относится уважительнее, увереннее, добрее. Формирование навыков правильного поведения осуществлялось с помощью просмотра презентаций, видеороликов, проведения занятий по воспитанию правильного поведения. Мною были проведены занятия : «Культура поведения» , «Правила поведения на дороге» , «Правила поведения в обществе» , «Правила поведения на природе» .

В начале реабилитации уровень формирования культурного поведения у воспитанников низкий , а к концу реабилитации значительно вырос .

Одной из главных задач в работе с воспитанниками , считаю развитие у детей творческих способностей. За период нахождения в центре ребята учились рисовать, лепить, выполнять аппликации из природного, морского, бросового материала. Так же ребята участвуют в инсценировках сказок, учатся самостоятельно распределять роли героев сказки, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников . Все работы воспитанников фиксируются на фотографиях, подделки расставляются на стендах, хранятся в партофилиях.

В своей работе с детьми так же использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания , позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Для детей младшего возраста особое внимание уделяю художественной деятельности (развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию ВПФ) . Для развития художественной деятельности у детей использую нетрадиционные техники работы рисования , пальчиками, тычком и печатками, что способствуют развитию у детей конструктивных и коммуникативных способностей при ознакомлении с окружающим миром. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные , что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Работы детей принимали участие в выставках центра.

Так же дети участвуют в инсценировках сказок, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников .

С окружающим миром воспитанников знакомлю на целевых прогулках, экскурсиях. Очень важно, что бы дети в дальнейшем развивались и совершенствовали. Для этого им необходимо привить познавательный интерес и любознательность. Эти качества способствуют воспитанникам освоится в дальнейшей самостоятельной жизни, помогут найти выход из любой ситуации. Формирование этих социальных качеств происходит во время различных познавательных занятиях. Для формирования таких социальных качеств у меня разработаны занятия которые делятся по блокам :

1. Личность

2. Профессия

По направлениям :

4. Трудовое воспитание

5. Физическое воспитание

7. Эстетическое воспитание

На реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера : низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности.

Своим воспитанникам прививаю мысль , что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету.

23февраля мною проводилось праздничное мероприятие, посвященное празднику «23 Февраля» . В этом мероприятии были

задействованы воспитанники всех семейных групп . Ребята исполняли песни «Шли солдаты на войну» «Маленький катерок» , «Быть мужчиной» , читали стихотворения наизусть, мальчики танцевали танец «Солдаты» , а девочки спели рэп. Так же с детьми были проведены конкурсы, те воспитанники , кто принимал активное участие, выигрывали сюрпризы и подарки.

В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами : педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую ИКТ. В работе использую сведения , найденные на педагогических сайтах Интернета.

Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра , посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий. Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития : продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений.

Поставленные мною цели и задачи в процессе работы воспитанниками выполняются . Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это : продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, профессиональный рост.

Поделиться: