Проект на тему дымковская игрушка. Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

ПРОЕКТ

Дымковская

игрушка

воспитатель: Давыденко О.И.

Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О.И.

Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».

Паспорт проекта

«Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце и

В памяти навсегда сохранятся образы,

В которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Наименование проекта: Дымковская игрушка.

Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

  • беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
  • рассматривание элементов росписи
  • рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
  • занятия
  • познавательные рассказы воспитателя
  • просмотр слайдов
  • дидактические игры
  • чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
  • раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

  • консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

  • подбор литературы о народном промысле "Дымка"
  • иллюстраций дымковских изделий
  • изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

  • мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
  • мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
  • кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.


1. Введение

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Актуальность проекта

Декоративное прикладное искусство издавна славится своими традициями. Дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

терпение и трудолюбие.

Цель моего проекта – это познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки: где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. А также изготовление ее своими руками.

Задачи проекта:

Изучить истоки дымковской игрушки.

Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму

Научиться лепить дымковскую игрушку

Ожидаемые результаты:

Создать дымковскую игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

Партнеры проекта:

§ Ученица 4 «б» класса

§ Родители

Реализация проекта:

I этап

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

Узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

Изучить узоры при росписи игрушки;

Продумать свой узор.

II этап:

Подобрать материал для изготовления игрушки;

Освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

Изготовление (лепка) дымковской игрушки;

IV этап – редакционный:

Роспись дымковской игрушки:

Создание презентации «Дымковская игрушка»

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

II. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано с древним обычаем.

С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек - свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска »), который имеет языческие корни и

посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

2. Для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

украшения

3. Возрождение дымковской игрушки.

Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда. Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

4. Особенности производства дымковской игрушки.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до

мелочей профессионально упорядочено.

5. Технология изготовления игрушки.

l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

l Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

l Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.

l Аккуратно «примазать» сан и головку

Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

Головку украсить косицами, а туловище оборками.

l Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

6. Особенности росписи дымковской игрушки.

Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего – это снежной белизны фон. Важный этап работы, характерный только для Дымкова - "обеливание".

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Раскрашивали игрушки не двумя- тремя красками, как в других промыслах, а добрым десятком. Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная, малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Вторая отличительная особенность дымковской игрушки – это узоры геометрического характера, которые восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. Юбка расписывалась в самую

последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие - зеленый, нарядный - красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленях, коров ах и козах.

Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

штрихами. Цвета определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

В облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Представляются заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

7. Изготовление собственной игрушки.

Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Лепила я барыню следующим образом: у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола. Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

Затем лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

локоны, кокетливая шляпка или кокошник. У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки – дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Получилась яркая и красивая игрушка.

IV. Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Каждая игрушка уникальна и единственна.

Справочная литература

· Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

· Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

· Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

· Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

· Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

· Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

· Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

· Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.***99*

· Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001

Познавательно – творческий проект для детей средней группы «Мир дымковской игрушки»

Актуальность : Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Эти яркие и необычные статуэтки не просто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа, она привлекает детей яркостью и оригинальностью и прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны, даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь- январь).
Участники проекта: воспитатель, родители, дети средней группы.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла, с элементами росписи.

Задачи:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.
- Учить создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
- Развивать моторику рук.
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному
творчеству.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.
- Определить цели и задачи проекта.
- Разработать план реализации проекта.
- Выбрать формы и методы для реализации проекта.
- Изучить литературу истории дымковского промысла.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме для организации НОД и бесед с детьми.
- Подобрать информационный материал для родителей по теме проекта.
- Создать необходимые условия для реализации проекта.

II этап – практический.
- Создать в группе центр по народному декоративно – прикладному искусству, пополнить его материалом (иллюстрации, готовые игрушки, альбом зарисовок).
- Привлечь родителей к подбору иллюстративного и фотоматериала по теме проекта для создания альбома.
- Привлечь родителей к подбору энциклопедической и художественной литературы для детей на тему: «Дымковская игрушка».
- Организовать непосредственно – образовательную деятельность с детьми:
1. НОД по формированию целостной картины мира на тему: «История возникновения дымковской игрушки».
2. НОД по декоративному рисованию на тему: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».
3. НОД по лепке по мотивам дымковских игрушек «Лошадка».
4. НОД по декоративному рисованию на тему: «Роспись дымковских игрушек».
-Раскрашивание карандашами по предложенному образцу (раскраски).
-Беседы с детьми и совместные беседы с детьми и их родителями по теме проекта.
-Развивающие игры.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».
Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
-Организация и проведение выставки семейных работ «Веселая ярмарка».

История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Лепку можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.
В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.
Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.
Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.
Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.
Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Стихи о Дымковской игрушке.

Да, игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И идет о дымке слава –
Заслужила это право!
Говорят о ней повсюду.
Вот какое это чудо!

Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Няня.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
***
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
-Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Пословицы и поговорки о труде.
Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Мала пчела, да и та… (работает).
Терпенье и труд, все перетрут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Умелые руки не знают скуки.
Кончил дело, гуляй смело.
Дело мастера боится.

Эрзи Алидарова
Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект

«Дымковская игрушка »

старшая группа

Проект : «Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта :

Откуда пришло название «Дымковская игрушка » ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой , и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки .

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Формировать умение создавать узоры.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ожидаемые результаты :

Дети познакомятся с историей дымковской игрушки .

Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской игрушки .

У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.

У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.

Реализация проекта :

Подготовительный этап :

Беседы : «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки » .

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

Воспитатель демонстрирует игрушки . Обращает внимание на особенности дымковской игрушки .

Организационный этап :

1. Подготовить материал для рисования, лепки.

2. Рисование лошадки и барышни.

Воспитатель раздает шаблоны.

Роспись выполняют в такой последовательности : у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками – глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны .

3. Лепка петуха.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и вылепить модель дымковской игрушки .

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительный этап :

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

Риски :

Отсутствие методических материалов для воспитателей.

Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту , недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект .

Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

Результат проекта :

Участие в проекте 78% воспитанников группы .

Дети познакомились с историей Дымковской игрушки , с элементами росписи.

Дети могут отличать дымковские игрушки .

Огромный интерес к народно-прикладному искусству.

Фотоотчет проекта «Дымковская игрушка » .

В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке , дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

Информационные источники :

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» . – М. 2008г.

2. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» .

3. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

4. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет : формирование мелкой моторики, развитие речи»

5. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

6. О. А. Соломенникова «Радость творчества» . - М. 2008г.

Интернет ресурсы :

http://www.dymka.vetroff.com

http://dymkatoy.ru/

http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что - то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что - то есть от радости,

Гремящей как басы.

(В. Фофанов)

Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт, соприкосновением с которым ребенок обогащает, усиливает пластическую, графическую и цветовую выразительность своих рисунков и результатов лепки, других видов деятельности. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка, поэтому может быть хорошим началом в воспитании навыков восприятия вообще, необходимом позднее, при встречах с искусством профессиональным. На предметах прикладного искусства легче научить детей смотреть, разглядывать, выбирать, сопереживать, эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для передачи собственного отношения к предметам. Почему при организации проекта предпочтение было отдано глиняной дымковской игрушке? В связи с тем, что секрет глиняной игрушки заключается в энергетически теплом и «сильном» материале - глине, подаренной нам самой природой. Предполагалось, что дети сами будут лепить игрушку, а процесс пластического формообразования имеет большое значение для общего и художественного развития ребенка:

  • Обогащает сенсорный опыт дошкольников;
  • Гармонизирует работу двух полушарий мозга, координирует работу обеих рук, активизирует развитие мелкой моторики;
  • Воспитывает уверенность в своих способностях и ощущение своей умелости и значимости («Я могу» как продуктивная основа «Я - концепции»);
  • Оказывает влияние на развитие речи, дает содержательную основу для развития общения ребенка со взрослыми и детьми разных возрастов.

Почему я выбрала именно дымковскую игрушку? В связи с ее огромнейшим потенциалом и для детей, и для взрослых. Это выражено в пластической завершенности образа (несколько умелых движений - и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка), красотой ручного труда, живой яркой звучностью расписной народной скульптуры. Эти игрушки особенно разнообразны по тематике, композиционным вариантам, многоцветны, наиболее совершенны и отработаны в техническом отношении. Обобщенность и завершенность образа, ее пластичность, отсутствие мелких деталей обеспечивают доступность этого вида искусства для дошкольников. Для меня было важно и то, что дымковская игрушка олицетворяет черты народного (вятского) характера: стойкость, жизнелюбие, открытость, основательность. Эти игрушки создают атмосферу радости, теплоты и добра. Почти любая фигурка легко размещается на детской ладони, и у ребенка сразу возникает желание поиграть с ней.

Таким образом, основными целями проекта стали:

  1. Заинтересовать детей историей дымковского промысла.
  2. Формировать у детей представление о народной игрушке, прививать любовь к ней.
  3. Расширять кругозор детей посредством познавательной, художественной деятельности.

Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о дымковской игрушке.
  2. Познакомить детей с историей появления дымковского промысла.
  3. Формировать познавательные интересы детей (знакомство с глиной, ее свойствами).
  4. Развивать художественные способности детей, воспитывать эстетическое восприятие посредством ознакомления с дымковской росписью.
  5. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта : февраль - май.

Продукт проекта: выставки детских работ «Дымковская игрушка».

Р еализация проекта включала в себя четыре этапа.

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о народной игрушке, уровня ознакомленности детей с устным народным творчеством.

Второй этап - разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны разнообразные дымковские игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий.

Третий этап - выполнение проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Сюжетные игры: «Магазин».
  2. Дидактические игры: «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию); Разрезные картинки на тему «Дымковские узоры» (обучение детей собиранию картинки из 4-6 частей, развитие эстетического восприятия).
  3. Игры - драматизации с использованием дымковских игрушек.

Продуктивная деятельность:

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Лепка из глины, соленого теста, пластилина становится доступна уже в раннем дошкольном возрасте, так же как и рисование красками, карандашом. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. Дымковская игрушка может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в глине, рисунке. Наряду с глиной дети попробовали лепить дымковские игрушки из соленого теста, расписали их гуашевыми красками и подарили детям, посещающим младшие группы детского сада.

Рисование:

  1. Декоративное рисование «Украшение платочка»;
  2. Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»;
  3. «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»;
  4. «Укрась юбку дымковской барышни»;
  5. «Дымковская лошадка»;
  6. Декоративное рисование «Путешествие в Дымково»;
  7. «Дымковские узоры».
  1. «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть»;
  2. «Петушок»;
  3. «Утка с утятами»;
  4. «Козленок»;
  5. «Баран - золотые рога»;
  6. Пластилинография «Дымковская собачка»;
  7. Лепка из соленого теста: «Птичка», «Рыбка».

Коммуникативная деятельность:

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но повторяет и усваивает их. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка -буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка - муравушка и многие другие слова и выражения связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

  1. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, стихи, небылицы, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки).
  2. Использование художественной литературы (чтение русских народных сказок).
  3. Составление рассказов из личного опыта детей «Моя любимая игрушка».
  4. Знакомство с историей возникновения дымковкого промысла.

Экспериментально - поисковая деятельность:

  1. Рассматривание дымковских игрушек, сравнение их с другими народными игрушками (филимоновскими);
  2. Экспериментальное исследование свойств художественного материала (глины).

Формирование здорового образа жизни:

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и др. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Народные игры:

  1. «У медведя во бору»;
  2. «Гуси - лебеди»;
  3. «Коршун и цыплята».

Хороводные игры:

  1. «Каравай».

Песенное творчество:

Велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы - характерные черты русского народного песенного творчества. Наряду с музыкальными достоинствами русской народной песни и музыки в них существуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.

Русские народные песни:

  1. «Петушок»;
  2. «Кукушечка».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседа о назначении дымковских игрушек.
  2. Мастер - классы для родителей (особенности лепки дымковских игрушек из соленого теста).
  3. Заполнение совместно с детьми альбома «Мои любимые дымковские игрушки».

Четвертый этап - презентация проекта. На этом этапе организовываются выставки детских работ:

  1. Выставка детских рисунков.
  2. Выставка поделок из соленого теста.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям и родителям детские рисунки и поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении хочется сказать, что народное и декоративно - прикладное искусство является неотъемлимой частью воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.


Формат: .docx
Поделиться: