Прикорм: основные правила и схемы введения. Принципы введения прикормов

Сразу же после того, как первые трудности грудного вскармливания остаются позади, перед мамой встает еще одна серьезная проблема – первый прикорм. Рекомендации, которые дают в этом случае тематические сайты, участковые педиатры и подруги с бабушками сильно отличаются друг от друга, поэтому неопытные женщины просто-напросто теряются в море противоречивой информации. Как же правильно вводить первый прикорм, и какой возраст является для этого оптимальным?

Несколько десятков лет назад считалось, что первый прикорм малышам, которые питаются исключительно грудным молоком, должен вводиться в три месяца. Но сегодня эта схема признана не просто неправильной, но и опасной для здоровья ребенка.

В организме младенца, который еще не достиг шестимесячного возраста, отсутствуют необходимые для переваривания новой пищи ферменты, поэтому «взрослые» продукты создают сильную нагрузку на его пищеварительный тракт.

Кроме того, до полугода ребенку вполне достаточно полезных веществ и витаминов, которые он получает из материнского молока, то есть ранее введение прикорма просто-напросто не имеет смысла. Подобные меры целесообразны только по медицинским показаниям – например, в тех случаях, когда ребенок не набирает достаточного количества веса. Правда, вводить прикорм слишком поздно тоже не рекомендуется, так как в 7-8 месяцев малыш уже может воспринимать незнакомую пищу значительно хуже.

Для знакомства с новой пищей ребенок должен иметь достаточно сформированную для этого нервную систему, а также некоторые навыки и рефлексы.

Существует ряд признаков, по которым можно определить его готовность к введению первого прикорма.

  1. У ребенка появляются первые жевательные движения, сила сосания увеличивается, а рвотный рефлекс перемещается от середины языка к его корню.
  2. Полностью опорожнив материнскую грудь, малыш продолжает проявлять признаки голода.
  3. Проявление интереса к взрослой пище и первые попытки попробовать что-то с тарелок родителей.
  4. При попытках мамы предложить ребенку новый продукт он не пытается оттолкнуть ложку.
  5. Кроха может в течение долгого времени сидеть на одном месте и брать пищу руками.

Если у младенца отмечаются как минимум три из пяти вышеперечисленных признаков, значит, его организм вполне готов к знакомству с новыми блюдами.

Чтобы не навредить малышу при введении прикорма, мама должна соблюдать несколько важных правил:

  • новые продукты вводятся в меню ребенка не чаще, чем раз 7-10 дней;
  • нельзя впервые знакомить ребенка сразу перед прививками или после них, при перемене климата, после болезней, во время прорезывания зубов и т.д.;
  • пищу следует давать младенцу тогда, когда он голоден, и ни в коем случае не заставлять его есть предложенное;
  • изначально все блюда для прикорма (например, овощные пюре) должны быть приготовлены из одного овоща: смешивать разные овощи или злаки можно только тогда, когда ребенок уже попробовал каждый из них отдельно;
  • прикорм не должен быть поводом для прекращения грудного вскармливания – он призван не заменять материнское молоко, а дополнять его.

С чего начать?

Существует два варианта введения первого прикорма, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Первый – более современный и радикальный вариант, который носит название педприкорм, а также традиционная схема, то есть введение в рацион специального детского питания (покупного или приготовленного собственноручно). Выбор наиболее оптимальной схемы, разумеется, за мамой.

Особенности педприкорма

Основной принцип педприкорма – познакомить малыша с привычной для его семьи пищей, благодаря чему он может быстро «включиться» в рацион. Конечно же, это не означает, что полугодовалых малышей следует сразу же начинать кормить жареной и жирной взрослой пищей. Начинать педприкорм нужно с крохотных (не более четверти чайной ложки) порций отварных или приготовленных на пару продуктов, которые следует подготовить соответствующим образом: измельчить или перемолоть.

Перечень продуктов, которые могут входить в педприкорм, включает:

  • отварное мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты;
  • отварные и паровые овощи;
  • фрукты;
  • каши и гарниры (горох, картофель, бобы и др.).

Сначала малыш только знакомится со вкусом и текстурой новой пищи, после чего ее количество начинает понемногу возрастать. Такая схема прикорма дает детям возможность развивать навыки общения, мелкую моторику и координацию, а также формирует основы правильного питания на всю оставшуюся жизнь.

Прикорм детским питанием

Первые продукты, которые рекомендуют вводить в рацион малыша – это овощи белого (цветная капуста) или зеленого цвета (кабачок, брокколи), так как они вызывают пищевую аллергию достаточно редко. Далее к ним добавляют тыкву и морковь, причем последнюю дают ребенку не более чем 2-3 раза в неделю вместе с другими овощами, иначе на его стопах и ладонях могут появиться пятна желто-оранжевого цвета. Исключение из этого правила составляют дети с недостаточной прибавкой веса – в этом случае прикорм начинается с безглютеновых каш.

Начинать прикорма с фруктовых соков или свежих фруктов не рекомендуется – они обладают сладким вкусом, из-за чего у ребенка сразу же начинает вырабатываться тяга к сладкому, а кроме того, могут раздражать слизистую оболочку ЖКТ, вызывая расстройства пищеварения.

Существует специальная схема введения новых продуктов, составленная специалистами ВОЗ, которой рекомендуется придерживаться всем кормящим женщинам.

Вид прикорма Оптимальный для введения возраст Как правильно вводить Рекомендуемый объем порции
Овощи 6 мес. (при наличии соответствующих показаний 5 мес.) Первыми вводятся зеленые и белые овощи (кроме картофеля) в виде пюре Для начала рекомендуется давать по ½ ч.л., после чего постепенно довести до объема одного кормления (100-200 г)
Растительные масла 6 мес. Первым рекомендуется вводить оливковое масло, после подсолнечное и кукурузное, которые добавляются в пюре С нескольких капель (до чайной ложки)
Каши (безмолочные) 6,5-7 мес. (при недостаточной прибавке в весе с 4-5 мес.) Первыми вводятся крупы, которые не содержат глютен (гречка, кукуруза, рис), после чего можно вводить мультизлаковые каши С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Масло сливочное 7 мес. В качестве добавки к кашам С 1/8 ч.л. (до 10-20 г)
Фрукты 7-8 мес. В виде однокомпонентных пюре, постепенно переходя на пюре из нескольких видов фруктов С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Каши молочные 8-9 мес. Сначала безглютеновые крупы (гречневая, кукурузная, рисовая), а при отсутствии аллергии и расстройств ЖКТ можно ввести овсянку и мультизлаковые С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Мясо 8 мес. Для начала рекомендуется индейка, крольчатина, телятина, после чего постепенно вводить куриное мясо и говядину (свинина в качестве прикорма не рекомендуется) С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Яйца (желтки) 8 мес. Рекомендуется начинать с перепелиных яиц, так как они вызывают аллергию реже, чем куриные С 1/8 ч. куриного (если яйцо перепелиное, то с ¼), доводя до ½ (целого перепелиного) в день
Детское несдобное печенье 9-10 мес. Максимум 5 шт. в день С небольших кусочков (примерно 1/8), доходя до целого печенья
Кисломолочные продукты 9 мес. Специальная детская кисломолочка С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Творог 9 мес. Специальный творожок без добавок С ½ ч.л. (до 50 г). С годовалого возраста можно давать по 100 г
Субпродукты 9-10 мес. В составе многокомпонентных пюре, сначала более 1-2-х раз в неделю С ½ ч.л. (до 50-100 г)
Рыба 10 мес. (при наличии аллергии – с 12) Паровая или отварная, дважды в неделю С ½ ч.л. (до 150-200 г)
Фруктовые соки 10-12 мес. Для начала давать разбавленные водой (пропорция 1 к 1) осветленные соков, предпочтительно яблочный С ½ ч.л. (до 100 мл в день)
Каши (манная, перловая, пшенная т.д.) 12 мес. Начинать с хорошо проваренных многокомпонентных каш С 2-3-х ч.л., (до 200-250 г)
Ягоды 12 мес. В виде пюре (предпочтительно из ярких ягод) С ½ ч.л. (до 100-150 г)

При введении прикорма крохе сразу же нужно завести свою посуду: тарелку и ложку. Специальную ложечку можно приобрести в аптеке – она может быть силиконовой или пластиковой (некоторые мамы используют серебряные ложки).

Прикармливать детей из бутылочки недопустимо, даже если производитель указывает, что она предназначена специально для таких целей. Знакомство с соской – первый шаг к отказу от материнской груди и формированию нездоровых пищевых привычек.

Знакомя ребенка с новыми продуктами, очень важно следить за реакцией его организма – для этого рекомендуется завести специальный дневник, в который мама будет записывать каждый из них (время введения, количество и т.д.). Если у крохи вдруг возникнет пищевая аллергия, запор или другие проблемы с пищеварением, с помощью записей будет очень легко установить его «виновника». Продукт, который вызвал подобную реакцию, следует исключить из рациона как минимум на месяц.

Очень важно помнить о том, что с введением прикорма характер стула у ребенка в любом случае поменяется. Овощи содержат клетчатку, поэтому могут слегка послаблять стул (поэтому они особенно рекомендуются детям, склонным к запорам). Разные фрукты также действуют на пищеварительную систему по-разному: более водянистые плоды (например, киви, яблоки, абрикосы) обладают послабляющим эффектом, а более плотные (бананы, груши) – наоборот, закрепляющим.

Первый прикорм активизирует работу печени и ферментативной системы, из-за чего стул может приобрести зеленоватый оттенок или в нем появятся вкрапления слизи и не переваренные кусочки пищи. Если ребенок чувствует себя нормально, такие явления не должны пугать родителей – после того, как желудок научится «работать» с незнакомыми продуктами, стул сразу же нормализуется (обычно это происходит примерно в течение недели).

С введением новых продуктов не следует спешить, иначе ребенок может вообще отказаться от прикорма – чтобы малыш полностью привык к тому или иному блюду, он должен попробовать его как минимум 10 раз. При категорическом отказе от того или иного продукта можно пойти небольшое ухищрение – добавить в пюре или кашу немного грудного молока. Почувствовав знакомый вкус, малыш с удовольствием съест предложенное.

Пюре и каши для первого прикорма можно купить в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно. Для этого нужно взять овощи, хорошо промыть их в кипяченой воде, при необходимости очистить от кожицы и семян, мелко нарезать, после чего сварить или приготовить в пароварке (второй вариант предпочтительнее, так как приготовление на пару сохраняет больше количество полезных веществ). Отваренные овощи измельчить блендером с добавлением небольшого количества бульона или воды.

Консистенция продукта должна быть жидкой, напоминающей кефир. Когда малыш немного подрастет, можно давать ему более густое пюре, а ближе к 10-11 месяцев овощи следует просто разминать вилкой, чтобы ребенок учился жевать. Хранить готовые блюда для прикорма нельзя – каждый раз необходимо готовить свежую порцию.

Чтобы приготовить кашу для первого прикорма нужно хорошо промыть и высушить крупу, после чего перемолоть ее в кофемолке и заварить кипятком (можно добавить немного грудного молока). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка съедать все без остатка – основная цель прикорма заключается не в том, чтобы накормить малыша, а в знакомстве его организма со взрослыми продуктами, формировании правильного пищевого поведения и навыков, которые будут необходимы в будущем.

Видео — первый прикорм

По современным представлением введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями, все более разнообразными по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду в дополнение к грудному молоку или заменителям грудного молока. Ведущие специалисты в области детского питания считают целесообразным выделять понятия «продукты прикорма» и «блюда прикорма». К продуктам прикорма относятся соки, творог, желток, сливочное и растительное масло. Блюдами прикорма считаются фруктовые и овощные пюре, каши, мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбно-растительные пюре. По мере того, как ребенок растет и становится более активным, грудное молоко постепенно перестает быть адекватным источником некоторых нутриентов (железа, витамина Д и др.), не обеспечивает растущих потребностей организма в меди и железе, первоначальные запасы которых (в составе гемоглобина, печени) начинают истощаться. Возникает потребность в постепенном переходе к пище, имеющей более высокую энергетическую ценность и концентрацию пищевых веществ по сравнению с грудным молоком.

Необходимость введения прикормов обусловлена:

  • необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка, меди и др.), поступление которых только с женским молоком (или заменителями женского молока), на определенном этапе развития (с 4-6 месяцев), становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона, в частности, за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, различных видов углеводов, жирных кислот, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;
  • необходимостью включения в рацион ребенка более плотной пищи для развития и правильного функционирования жевательного аппарата, стимуляции пищеварительной системы и моторной активности кишечника детей;
  • необходимостью формирования новых вкусовых ощущений.

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микроэлементов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует начинать прикорм с различных овощей, каш, мяса, рыбы и только потом разрешается вводить в меню малыша соки. Современные специалисты в области питания рекомендуют с введением соков быть очень осторожными, поскольку этот продукт является стимулятором ферментативной деятельности ребеночка.

Данные об изменениях сроков введения ряда продуктов прикорма нашли свое отражение в «Методических рекомендациях по вскармливанию детей первого года жизни», утвержденных МЗ РФ в 1999г.

Пересмотр схемы введения прикормов коснулся в первую очередь сроков введения соков и их ассортимента. Было показано, что у детей, находящихся на естественном вскармливании, фруктовые соки не следует вводить в рацион ранее четвертого месяца жизни. Более раннее введение соков нецелесообразно, поскольку оно не вносит сколько-нибудь значительный вклад в удовлетворение потребностей детей в витаминах и минеральных веществах, но в то же время нередко приводит к возникновению аллергических реакций и гастроинтеральных нарушений.

Первым можно рекомендовать яблочный сок, который характеризуется невысокой сенсибилизирующей активностью. Затем могут назначаться грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки, а на следующем этапе - черносмородиновый, вишневый и др.

Минусы раннего введения сока:

Этот продукт является достаточно сильным аллергеном.

1. Поскольку он является тяжелым, то его усвояемость выполняется достаточно плохо.

2. Вероятность появления определенных проблем с почками и поджелудочной железой.

3. Сок оказывает определенное влияние на ЖКТ.

4. В соке содержится высокий уровень сахара, который маленькому ребенку не нужен.

При введении сока его нужно разбавлять с водой и соблюдать пропорции 1:1 . В случае, когда у малыша наблюдаются некие проблемы с пищеварительной системой, то сок и вовсе не следует вводить в рацион малыша.

Блюда основного прикорма можно разделить на 2 группы:

- полностью замещающие одно кормление (овощное пюре, молочные каши, кефир) и частично вводимые продукты (желток, творог, мясные и рыбные пюре). В последнее время часто практикуется введение блюд прикорма сразу с основного прикорма.

Как правило, прикорм начинают с однокомпонентных продуктов : современные эксперты в области питания рекомендуют в начале вводить овощи, каши, затем кисломолочные изделия.

Первый прикорм должен быть хорошо протертым, это поможет при глотании устранить появление определенных трудностей.

Вместо фруктового пюре и соков в рацион ребёнка вводят сначала овощное пюре (но не ранее 4 месяцев!), так как дети после сладкого фруктового пюре очень часто отказываются от менее сладкого овощного.

Если прикорм начали вводить с фруктов или овощей, важно учитывать, что организм ребёнка сначала должен адаптироваться к их приёму.

Из овощей для первого прикорма предпочтение следует отдать продуктам с нежной клетчаткой таким, как кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква, картофель, а затем, убедившись в переносимости продуктов, эти овощи можно комбинировать.

И только после этого (через 3-4 недели после введения первого прикорма) в рацион ребёнка вводят молочные или безмолочные каши. Однако у детей с медленной прибавкой веса, неустойчивым стулом и пищевой аллергией можно использовать безмолочную или молочную кашу без сахара в качестве первого прикорма.

Не рекомендуется в питание вводить мясные бульоны . Мясо является основным источником высокоусвояемого гемового железа. В то же время в России детей второго полугодия жизни значительно распространена железодефицитная анемия, и более раннее введения мяса служит фактором ее профилактики. С другой стороны, переваривание мяса требует значительного напряжения со стороны незрелых пищеварительных желез ребенка, а также метаболических систем печени и почек. В то же время относительно новый для России класс блюд прикорма - консервированные мясорастительные пюре - может вводиться в питание малышей несколько раньше, с 6, а не с 7 мес., поскольку квота мяса в них невелика (10-20% общей массы пюре), и функциональная нагрузка на органы ЖКТ будет существенно меньше, чем при использовании чистого мясного пюре. Поэтому в 6-ти месячном возрасте малыш уже может познакомиться с мясом . Начинать давать нужно нежирные сорта мяса, такие как телятина, крольчатина, курятина, индюшка.

Изменения коснулись также сроков введения творога и яичного желтка . В отличие от прежних рекомендаций раннего введения этих продуктов (с 2-3 мес.), доказано, что раннее введение творога как дополнительного источника белка нецелесообразно. Поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, получают необходимое количество белка с женским молоком.

Целесообразность назначения творога детям первого года жизни, особенно находящимся на искусственном вскармливании, нуждается в дополнительном обосновании, поскольку возможно избыточное потребление белка.

Творог следует вводить в рацион с 6,5 - 7мес. Детям старше 6,5 мес. вводят в рацион творог (30 г до 9 месяцев, к 10 мес. - до 40 г., с 11 - 12 мес.- 50 г в день и не более.

Что касается яичного желтка, то его раннее введение нередко приводит к возникновению аллергических реакций у детей в связи с высокой сенсибилизирующей активностью данного продукта, поэтому желток целесообразно вводить в рацион с 7 мес. жизни, но только после одного года следует вводить белок.

Яичный желток (не чаще 2-х раз в неделю, начинают с минимальной дозы на кончике ложки).

Мес. - 0,25 желтка;

Мес. - 0,5 желтка;

Мес. - 0,5 желтка.

Яйцо предварительно моют тряпочкой с мылом, протирают тряпочкой, смоченной в столовом уксусе. И варят вкрутую 15-20 минут. Затем вынимают желток и растирают его в кашицу, добавляя молоко или молочную смесь, потому что в сухом виде ребенку его проглотить трудно. Желток можно предлагать через день, как самостоятельно, так и добавив в кашу или в овощное пюре. Детям с аллергией на курицу можно давать перепелиное яйцо.

С 8- 9 месяцев можно вводить в питание рыбное пюре (треска, пикша, камбала, судак, форель). Оно вводится очень аккуратно, т.к. возможна аллергия на рыбу.

Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, детский йогурт и др.) вводятся в рацион ребенка в объеме не более 200 мл после 8 месяцев жизни. Кисломолочные продукты, с даты изготовления которых прошло не более 1 дня – слабят . Кисломолочные продукты, с даты изготовления которых прошло более 2 дней – крепят . Любые кисломолочные продукты при расстройствах кишечника стоит употреблять с осторожностью.

Цельное молоко не рекомендуется использовать в питании детей первого года жизни. Коровье молоко имеет недостатки. Это, прежде всего, избыточное содержание белка, высокая аллергенность, негативное воздействие на эпителий кишечника и нагрузка на почки ребёнка.

Молоко способствует задержке стула, его стоит ограничить, если у ребенка запоры.

При достаточном количестве грудного молока введение кефира и коровьего молока необязательно.

В рационе ребёнка обязательно должно присутствовать растительное (оливковое, подсолнечное, кукурузное) масло (как источник полиненасыщенных жирных кислот, которые требуются растущему организму) (2-6гр.), добавляемое в овощное пюре и сливочное масло (источник витаминов А и Д) (1-6гр.), добавляемое в кашу.

Сухари, печенье 3-15гр. предлагают ребёнку с 7 месяцев; пшеничный хлеб высшего сорта 5-10гр. – с 8 месяцев. Для детей до года выпускают специализированные сухари, печенье.

Нецелесообразным считается использовать в питании малыша соли. Пища грудного ребёнка должна быть не солёной или слабосоленой. Лучше если мама будет пробовать пищу перед тем, как предложить её ребёнку.

При приготовлении блюд прикорма в домашних условиях для их разведения рекомендуется использовать грудное молоко или адаптированные пресные молочные смеси.

Блюдо прикорма должны вводиться строго по часам. И к году у ребёнка должны установиться определённые часы приёма пищи, которые следует соблюдать. Питание, как правило, получается пятиразовое.

Между приёмами пищи не нужно давать малышу соки, фрукты, печенье и т.д. Перекусы плохо влияют на аппетит крохи.

Для сохранения лактации у матери после кормления ребенка кашей и овощным пюре его следует прикладывать к груди до 7-8 месячного возраста.

Любой прикорм должен иметь консистенцию пюреобразную. После введения этих пpикоpмов в питание допустимо введение фруктов, соков. Их нужно давать малышу между основных кормлений и добавлять в пpикоpмы в качестве улучшения вкусовых качеств.

Блюда прикорма к году становятся более плотными (мясное гаше, далее фарш, фрикадельки, паровые котлеты).

Вода необходима для допаивания ребенка, разведения смесей, каш, специальных детских чаев. В настоящее время предлагается использовать специальную воду для детского питания. Она не требует кипячения, не содержит вредных химических и радиоактивных веществ, имеет низкую минерализацию.

Принципы введения прикормов:

Первое время, в период введения новых продуктов в рацион питания ребёнка, рекомендуется завести так называемый "пищевой дневник". Что позволит более тщательно и родителям, и медицинским работникам наблюдать за малышом.

Ø Вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоровому ребёнку. Если малыш болен - планы по знакомству с новым блюдом откладываются до выздоровления;

Ø Не вводить новые блюда при изменении условий жизни (поездки, переезды и т.д.), во время проведения профилактических прививок (3 дня до и 3 дня после проведения прививки).

Ø Важно соблюдать последовательность, в частности и постепенность введения каждого пpикоpма. К тому же стоит помнить, что дети предпочитают употреблять продукты питания маленькими порциями, но часто. Тем самым малыш учится не переедать и контролировать чувство насыщения.

ü Каждый продукт начинать вводить нужно с ½ - 1 чайной ложечки, увеличивая ежедневно его норму. И уже за семь-десять дней продукт можно довести до 50-150 миллилитров. Если малыш получает мамино молоко, то заменять полностью одно из кормлений, такой необходимости нет. Постепенно увеличивая объём, тщательно следить за реакцией малыша, так как возможно проявление пищевой непереносимости с увеличением объёма продукта. После этого можно давать продукт в нужном объёме ещё 5-7 дней. Таким образом. На привыкание к каждому виду прикорма ребёнку необходимо 10-14 дней;

ü Новая пища дается ребенку не ранее, чем спустя одну - две недели от предыдущего введения продуктов. Сначала даём ½ ложечку нового, а потом уже всё остальное привычное пюре (кашу), на следующий день 1-2 ложечки нового и дальше всё привычное пюре, и так за неделю ввести полностью новый продукт;

ü Когда уже введены два вида пюре (каши), эти продукты можно комбинировать или чередовать. Таким образом, введение первого прикорма занимает 3-4 недели. Через месяц после введения первого прикорма вводится второй вид прикорма, также индивидуально для каждого малыша;

ü Вначале всегда следует вводить прикорм из одного вида продуктов (монокомпонентные) и только после привыкания к нему постепенно переходить к смеси двух-трех и более видов продуктов данной группы. Увеличение количества компонентов одного прикорма происходит постепенно. Например, в овощное пюре из кабачка сначала добавляют картофель, затем - морковь, капусту и т.д.

ü Если малыша выражает любознательность и пробует кушать ложкой самостоятельно, посодействуйте ему в этом. К тому же не стоит ругать его за то, что он руками трогает те продукты, находящиеся в тарелке. Таким образом, он посредством своих пальчиков определяет консистенцию пищи, это является важным этапом в его развитии. Учитывайте пристрастия ребеночка и проявляете смекалку!

ü Нельзя вводить два новых продукта одновременно. Введение нового вида прикорма возможно после привыкания к предыдущему;

ü Новые блюда прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребёнка. При появлении признаков непереносимости того или иного вида продуктов (нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции) введение продукта нужно прекратить. Можно попытаться ввести его через некоторое время. Но если признаки непереносимости появятся вновь, следует заменить этот вид продукта на аналогичный либо исключить его из рациона совсем;

ü Малыш может несколько раз подряд отказываться от нового блюда. Для восприятия нового продукта ребёнком его следует иногда предлагать до 10 и более раз;

ü Блюда прикорма даются перед кормлением грудью (у детей на грудном вскармливании) или смесью (у детей на искусственном вскармливании), когда ребёнок голоден и только с ложечки. После кормления блюдами прикорма можно приложить ребёнка к груди или предложить смесь (Исключение составляют только фруктовые соки и фруктовые пюре);

ü Блюда прикорма следует давать в тёплом виде до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.

ü С 6-7 месяцев (если ребёнок сидит), он должен сидеть за специальным детским столом, а с 7-9 мес. ребёнка следует приучать пить из чашки.

ü Блюда прикорма после введения полного объёма мяса должны вводиться по часам - т.е. завтрак, обед, полдник, ужин и т.д.;

ü Блюда прикорма должны быть, в начале, однородными и иметь полужидкую консистенцию. Такое блюдо не вызывает затруднения при глотании. Затем их следует делать более густыми. Это постепенно приучит ребёнка к жеванию. А с 9-10 мес. можно практиковать "кусочковое" питание.

ü Предпочтительно использовать продукты промышленного производства. Их состав гарантирован, они безопасны, имеют постоянную высокую пищевую ценность. Они экономят мамино время, упрощают процесс приготовления пищи. Но необходимо перед употреблением продукта внимательно изучить состав, правила его приготовления и хранения.

ü При использовании прикорма собственного приготовления стоит чётко придерживаться всех правил гигиены.

ü Нецелесообразно давать одно и то же блюдо прикорма два раза в день. Более раннее введение прикорма (недели на 1,5-2) рекомендуется детям, страдающим рахитом, анемией, гипотрофией, а также при упорных срыгиваниях;

ü При любой схеме вскармливания введение прикорма, расширение его ассортимента и количества происходит за счет вытеснения грудного вскармливания.

ü При этом следует помнить, что грудной возраст - это весь первый год жизни и называется он так потому, что в этот период ребенок нуждается в грудном вскармливании. Так что не следует торопиться лишать ребенка естественной для него пищи - материнского молока.

Одна из наиболее распространенных причин введения в рацион ребенка прикорма и прекращения грудного вскармливания является обеспокоенность матери недостаточным, по ее мнению, количеством грудного молока. Между тем, достаточно часто матери не могут объективно оценить количество грудного молока и необходимость введения прикорма, вводя прикорм необоснованно рано.

Нужно ли вводить прикорм уже в первые месяцы жизни ребенка?

В воздасте 3 недель; 6 недель; 3 месяцев ребенок может нуждаться в большем количестве грудного молока. Это обусловлено интенсивным ростом ребенка в эти возрастные периоды, поэтому он нуждается в более частом прикладывании к груди, что не должно быть причиной введения прикорма, если нет объективных показателей нехватки у матери грудного молока.

Достоверные признаки недостаточного получения ребенком грудного молока и необходимости введения прикорма:

  • прибавка в массе меньше 500г за месяц;
  • мочеотделение ребенка реже 6 раз в день, моча желтая концентрированная с резким запахом.

В каком возрасте необходимо вводить прикорм при нормальном количестве грудного молока?

В возрасте 6 месяцев грудное молоко остается основным продуктом для ребенка, но уже возникает необходимость в расширении рациона питания и введении прикорма. Одно лишь грудное молоко уже не может удовлетворить потребность ребенка в калориях, микроэлементах, в первую очередь железе, для обеспечения его нормального развития.

Признаки готовности ребенка к введению прикорма:

  • держит головку;
  • сидит практически без поддержки (в стульчике для кормления);
  • открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  • отворачивается от ложки с едой, когда не голодный;
  • закрывает рот с ложкой во рту, держит еду во рту, а затем глотает, а не выталкивает и не выплевывает еду.
  • Правила введения прикорма

    Прикорм нужно вводить, когда ребенок активен и голоден, лучше во время завтрака или обеда вместе с другими членами семьи.

    Прикорм дается после непродолжительного кормления грудью (при искусственном вскармливании - небольшого количества молочной смеси).

    Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в удобной позе на руках или на коленях у матери или в специальном детском стульчике.

    Прикорм необходимо давать из ложечки.

    Прикорм нужно начинать давать ребенку, положив небольшое количество еды на кончик чайной ложки. Ложку необходимо держать так, чтобы ребенок ее видел. Потом коснуться ложкой губ ребенка, чтобы часть продукта осталась у него на губах. И только когда ребенок откроет рот, положить ложку с едой на середину языка, тогда ребенок легко ее проглотит.

    Каждый продукт прикорма вводится, начиная с 1 чайной ложки, и постепенно увеличивается, за 5-7 дней, до полной порции, разделенной на 2 кормления. Ребенок сам покажет, что наелся, отвернув головку, отталкивая ложку или не открывая рот.

    Каждый раз, после того как ребенок получил прикорм, целесообразно прикладывать его к груди. Это поможет сохранить лактацию, а ребенок будет чувствовать себя довольным.

    В случае отказа ребенка от прикорма, не нужно кормить его принудительно, так как он может вообще отказаться от всех других продуктов. Можно предложить другой продукт (другого вкуса и/или консистенции) или тот же, но в другой день. Во время кормления необходимо, чтобы мать общалась с ребенком.

    Каждый новый продукт прикорма должен состоять из одного ингредиента и даваться ребенку на протяжении не меньше 5 дней, лишь после этого можно давать смешанный прикорм из уже введенных в рацион продуктов. Это даст возможность определиться относительно причины пищевой аллергии в случае ее возникновения.

    Для облегчения привыкания ребенка к новым продуктам рекомендуется добавлять в продукты прикорма грудное молоко.

    Прикорм должен быть свежеприготовленным, иметь нежную сметаноподобную консистенцию и температуру 36-37°С.

    Не следует давать цельное неразведенное коровье молоко детям до 9 месяцев (фактор развития железодефицитной анемии).

    Цельное молоко и молочные продукты можно давать ребенку с 9-12 месяцев.

    В период введения прикорма не следует добавлять в продукты прикорма соль и специи.

    В случае появления признаков плохой переносимости продукта прикорма (нарушение функции системы пищеварения, аллергические реакции или др.) следует прекратить введение данного продукта прикорма и ввести другой.

    Частота введения прикорма

    Ребенок в возрасте до 8 месяцев должен получать прикорм 3 раза в день, в возрасте 9-11 месяцев - 4 раза в день. В возрасте 1 года ребенок должен получать разнообразный прикорм из каждой группы продуктов, уметь пить из чашки.

    О чем, стоит помнить, вводя прикорм

    Грудное молоко остается важнейшим продуктом питания для ребенка возрастом до года. Даже после полного введения прикорма целесообразно кормить ребенка грудным молоком после еды. Если ребенок проголодался, нужно дать ему грудное молоко (молочную смесь в случае искусственного выкармливания) по желанию ребенка, а не по графику.

    Кормить ребенка нужно за столом с другими членами семьи.

    Количество предложенной еды должно базироваться на принципах активного поощрения ребенка к еде. Необходимо постепенно изменять консистенцию и увеличивать разнообразие продуктов прикорма, придерживаясь рекомендуемой частоты введения прикорма.

    Приблизительно с 9 месяцев ребенок может брать предметы большим и указательным пальцами. Нужно предлагать ему самому держать маленькие кусочки прикорма во время еды, кормить себя ложкой.

    Мягкие отварные овощи и фрукты, спелые мягкие фрукты, хорошо отваренное нежное мясо и рыбу после 9 месяцев лучше давать в виде маленьких кусочков, которые легко глотать. В это же время, необходимо ввести в рацион ребенка, кроме каш, продукты из злаков, которые можно давать кусочками (сухарики, хлеб, печенье).

    Если ребенок получает уже все предложенные продукты прикорма, с 9 месяцев можно попробовать дать ему цельное коровье молоко 3,2% жирности. Не следует давать ребенку в возрасте до 2 лет молоко и молочные продукты с пониженным содержанием жира или обезжиренные.

    Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше.

    Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

    Что такое прикорм ?
    Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

    По формулировке ВОЗ, введение прикорма - это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
    особых потребностей грудного ребенка.

    Когда?
    Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

    Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом - к трем, к четырем, и наконец - к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

    В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них - в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

    При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились - неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

    Чем?
    Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма - для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

    После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул - лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий - мясной, и уж потом все остальное.

    Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае
    для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

    Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен - растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

    Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается - настаивать не нужно.

    Как?
    И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм - всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его - в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

    Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок - это цель сиюминутная, а главная цель - чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

    Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще - на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8-10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12-15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

    Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

    Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве - это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает - если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?

    Примерные этапы прикорма.

    Первый этап: 6-7 месяцев.

    На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика - это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

    Пища, которую получает малыш на этом этапе - размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

    Второй этап: 7-8 месяцев.

    Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую - можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

    Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

    Третий этап: 8-10 месяцев.

    Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело - предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

    Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

    Четвертый этап: 10-12 месяцев.

    Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

    Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

    К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!

    Частые ошибки при введении прикорма

    • прикорм - не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм - это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно - прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.
    • сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать - спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.
    • прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.
    Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

    То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле - не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним - адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях - уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов - всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

    Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям

    • кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
    • травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев - в частности, популярный чай из ромашки - оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
    • молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
    • мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.
    • грибы - пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.

    Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма

    Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:

    • угасание выталкивающего рефлекса - если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
    • удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
    • малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
    • ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
    • наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

    Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше - все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.

    Координатор проекта "Новый Уровень"

    Поделиться: