Понятие и типы приемных семей. Какие бывают семьи: критерии типизации

В данной статье мы рассмотрим с точки зрения обществознания, какие основные типы современных семей существуют.

Разбираемся в понятиях

Социальная жизнь многогранна и определенные внешние ситуации требуют описания ячейки общества со специфических сторон. Например при получении несовершенным ребенком льгот от государства учитывается наличие или отсутствие кормильца.

Понимание того, что из себя представляет конкретная малая группа важно не только из-за внешних запросов общества, но и имеет особое значение для внутреннего развития близких людей в тесном коллективе.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Научный подход к выявлению вида социальной группы облегчает исследование внутренних процессов. Результаты этого изучения берут на вооружение психология, культурология, демография.Также в зависимости от того, к какому типу принадлежит ячейка зависит и реализация ее функций.

Как на практике происходит определение типа семьи? Для анализа данного первичного образования выбирается основание классификации. Этот критерий обладает высоким уровнем обобщенности и объективности, для создания наиболее четкой систематизации.

Неспецифические функции семьи

Более сложные социальные общности и структуры берут свое начало из родительского дома. Именно в малой ячейке в упрощенном виде сформированы основные механизмы взаимодействия людей. Не зря то место, где мы выросли называют началом всех начал. Человек в кругу родных учится нормам морали, усваивает истинные ценности, понимает роль авторитета старших и осознает необходимость бережного отношения к памяти своих предков. В нелегком деле воспитания родителям поможет Российский Дом родословия. Семейная история оживет в лицах перед глазами ребенка.


Также другое значение разделения родственных общностей на типы в современном обществе ученые видят в том, что оно помогает описать функционирование этих малых коллективов. Существует основное предназначение данной малой группы, которое заключается в деторождении, воспитании и социализации потомков. Но наряду с ним выделяют неспецифические функции. К их числу относятся:

  • Рекреация. Родные люди всегда могут найти покой и отдых в родном доме, а также организовать проведение досуга.
  • Социальный контроль. Несовершеннолетние дети нуждаются не только в опеке и заботе, но регулировании своих действий в соответствии с правилами человеческого общения.
  • Организация быта. Расходы коллектива требуют восполнения, поэтому родители часто выступают в роли экономистов, рассчитывая все финансовые операции с бюджетом.
  • Эмоциональная поддержка. Близкие люди со схожим укладом могут понять проблема друг друга лучше, чем человек извне.

Вне зависимости от социального типа семьи в большинстве случаев проходят стандартный жизненный цикл.

Будущий союз зарождается еще на этапе добрачного ухаживания. Хотя в полной мере считать это началом жизненного цикла нельзя. Тем не менее, от того насколько успешно молодые люди научатся устанавливать контакт и строить близкие доверительные отношения зависит финал данного периода.

После того, как мужчина и женщина решают официально оформить свои отношения наступает период молодой семьи. Здесь происходит формирование крепкого союза. Эмоциональные дистанция в паре практически сходит на нет. Молодые люди готовы к планированию дальнейшей жизни, постановке уже совместных целей и последующей их реализации. На этом этапе мужчина и женщина принимают решение о том, чтобы завести детей.

Появление ребенка. Центр отношений смещается на заботу о малыше. Молодые родители учатся проявлять свою опеку, привыкают к новому статусу.

Постепенно развиваясь, коллектив близких людей приходит к следующему этапу. Она становится зрелым коллективом. Эта стадия наступает не раньше чем через десять лет совместной жизни и характеризуется высокой степенью комфортности в общении между родственниками. Но наряду с неоспоримыми плюсами – надежностью, теплотой, общим опытом – возникают и кризисные явления. Многие браки распадаются именно на данном этапе. Консолидирующим элементом в этот момент могут стать общие ценности, история знакомства и совместной жизни, а также цели на будущее – поддержка совершеннолетних детей, помощь в воспитании внуков.

Трудным, но неизбежным периодом в жизни каждого человека является старость. Супржеские пары, пронесшие через года верность друг другу, неминуемо достигнут этого этапа. Гармоничное развитие спары в старости зависит от достигнутых целей, от осмысления пережитых событий. Если к этому рубежу вы подошли наполненным и целостным, а не уставшим и истерзанным, то вы чувствуете удовлетворения от прожитых лет и в состоянии передать свою мудрость и жизненную философию внукам и детям.


Классификация типов семьи и их характеристика

Ученые-социологи изучают данные структуры в разрезе исторического прогресса. Ячейка общества меняется синхронно с другими социальными институтами, сосуществуя в тесной взаимосвязи с ними. Есть основания полагать, что именно это малое образование, может влиять на смену общественно-политических формаций.

Недаром в биографиях великих людей упоминается выходцем из каких слоев они были, потому что образование и воспитание родителей накладывает отпечаток на то, что они дадут своему ребенку, какие ориентиры, какое мировоззрение и идеалы.

Таким образом становится очевидна связь между типом семьи и семейного воспитания. Неоспоримый факт, что дети перенимают модель поведения родителей и ретранслируют ее в свой брак.


Молодые люди, сочетающиеся узами брака, должны нести ответственность перед обществом за то, каких личностей они воспитают. Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:

  • Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
  • Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
  • Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.

В изменившихся условиях, когда женщины больше не сидят дома с детьми, охраняя домашний очаг, многих волнует вопрос, какие есть типы семей по распределению обязанностей.

Данный критерий основывается на традициях. Существуют коллективы, которые верны сложившемуся укладу и не собираются его менять: женщина сидит с детьми и заботится домашнем уюте, а муж зарабатывает деньги.

Но такой ортодоксальный вид малой группы все быстрее уходит в прошлое, так как люди из разных ячеек имеют несхожие взгляды и приходится идти на уступки. Как правило, даже если один человек из пары является сторонником старых взглядов, принимают более мобильную позицию, чтобы не ущемлять свободу и права половинки.

Вторым современным видом можно назвать союз, где мужчина и женщина работают и распределяют домашние обязанности между собой по мере занятости, чтобы каждому хватало времени на отдых и личное развитие.

В экономическом плане это наиболее эффективный вид малой структуры, потому что бюджет складывается из финансовых поступлений каждой стороны. Такая малая группа не только более привычный вариант для современного общества, но и более мобильный. Для некоторых пар данный выбор является просто необходимостью из денежных трудностей. Но в нем есть свои минусы – дети предоставлены большую часть времени сами себе, и воспитание происходит стихийно.

Ученые выделяют ряд других оснований для характеристики ячейки общества. Социологи различают два вида типа семей по составу:

  • нуклеарная;
  • расширенная.

Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей. Важные решения поднимаются на общем совете родственников и решаются коллективным разумом, при этом анализируется опыт более мудрых и старших соратников. Такой вариант проживания был распространен еще в советское время и свидетельствовал о непоколебимости моральных устоев.

Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:

  • полная (мама и папа);
  • неполная (мать или отец-одиночка).

По наличию детей различают:

  • многодетные;
  • мало-, средне- и бездетные.

Многие современные пары отказывают себе в продолжении рода в угоду своим амбициям, некоторые молодые люди хотят пожить для себя и насладиться всей полнотой жизни в одиночку, другие увлечены построением карьеры. Но есть и другие примеры молодых пар, которые доказывают, что жизнь с появлением малюток не заканчивается, а наоборот начинает играть другими красками. Современные мама и папы используют новые устройства, которые облегчают и путешествия с детьми, и занятия спортом.

Вопрос о том, где проживают новобрачные тоже может стать одним из критериев для классификации. Во многом то, где останутся молодожены после вступления в брак зависит от материальных и жилищных условий, но есть такие союзы для которых это выбор, связанный с их взглядами на устройство рода.

Молодые люди могут остаться в доме родителе новоиспеченного мужа, тогда союз будет считаться патрилокальным. Если же наоборот пару приютят родители жены, то это матрилокальный тип. Но в настоящее время принято съезжать от родственников и обживать новое гнездышко, тогда вы получите статус неолокального союза.

Типы семей и семейных отношений

Самоопределение и самоидентификация человека начинается в этом небольшом коллективе. Он учится налаживать контакты с внешним миром по образцу внутренних отношений.

Если в браке царит нездоровая атмосфера, ребенок раньше покидает родительское гнездо, ища поддержки извне. Это плачевный исход, избежать которого можно выстраивая прочную систему отношений, основанных на доверии и привязанности, а также обращении к корням. Именно наши предки дают нам ту энергию и мудрость, которая помогает нам преодолеть жизненные неурядицы.

Современные пары не отличаются прочностью связей, и их дети рано начинают вести самостоятельную жизнь, при этом отрицая опыт и советы родителей. Такие мобильные коллективы, создающиеся в соответствии с новыми веяниями неустойчивы и распадаются при первой же серьезной буре.

Надежным способом организовать совместную жизнь является патриархальный уклад с его династическими связями. Человек в такой семье чувствует, что занимает место, предназначенное именно ему и тем проще ему найти это место в мире. Родственники всегда готовы прийти на помощь и близкие люди понимают, что связаны узами, а не просто считаются номинально родными.

В переменчивом и нестабильном мире наш родной дом – это тот оплот тепла, верности и поддержки, в котором нуждается каждый человек.


Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б.

3-я Международная научная конференция "Психологические проблемы современной семьи" 6 - 8 октября 2007 г. (тезисы и доклады) Москва


Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость ее решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.

В настоящее время психиатрами и клиническими психологами активно изучаются нарушения психического и соматического здоровья детей-сирот, исследуются факторы, влияющие на их развитие и социальную адаптацию, в том числе, связанные с моделями воспитания.

Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка.

На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели - модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). Однако, параллельно с этой тенденцией, растёт количество отказов от усыновления и увеличивается число приемных детей, госпитализированных в психиатрические клиники.

В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с приёмными детьми . В настоящее время, данное направление практической деятельности психологов и врачей только зарождается. Лишь редкие детские дома, дома ребёнка, социальные проекты уже осуществляют программы подготовки приёмных родителей, и немногие психологические консультации имеют психологов и психотерапевтов, способных оказать этим семьям профильную квалифицированную помощь.

В настоящей работе мы попытались коротко обобщить данные литературы и собственные наблюдения, а также отразить наиболее существенные моменты психологической (психотерапевтической) работы с приемными семьями.

1. Типы приёмных семей. Некоторые особенности терапии.

Деревни SOS - программа, спонсируемая зарубежными фондами, существует во многих странах. В таких деревнях (больших домах или квартирах в городах) живут несколько семей. Они состоят из мамы, которая заключила контракт с фондом на определённое время и получает зарплату, и из нескольких приёмных детей. Среди этих детей есть и сироты, и дети, чьи родители живы, но лишены родительских прав, и дети, от которых отказались родители.

Многие из них остаются временно в семейном детском доме, пока не решится дальнейшая судьба ребёнка. Директором, как правило, является мужчина, в обязанности которого входит взаимодействие с фондом и руководство «мамами». Несмотря на то, что работающие в этой программе люди подчёркивают, что деревни SOS - не семьи , а детские дома семейного типа, женщины, живущие там с детьми, называют себя «мамами», выполняют материнские функции, воспринимаются детьми как мамы.

Психотерапия. Вопрос о психотерапии таких семей или каких-либо её членов решается директором, оплачивается и согласовывается с руководством фонда.

Психотерапевту важно определить, кого именно он хочет видеть на сессии, т.к. семья (система) включает в себя много детей и приёмную маму.

Существенное значение для функционирования этой системы имеет директор. Если идентифицированный пациент (ИП) - ребёнок , родные родители которого лишены родительских прав или идёт судебный процесс над ними, однако они или их родственники приходят к ребёнку, принимают участие в его жизни, то, возможно, их приглашение к семейному консультанту может изменить ход терапии и эффективность процесса в целом. Следует попробовать сформулировать предварительную гипотезу, и только затем приглашать семью.

Часто проблемы связаны с взаимодействием, конфликтами между детьми в семье, а отношения между детьми и приёмной матерью определяются степенью её компетентности в разрешении детских конфликтов. В работе с такими проблемами неизбежно обращение к вопросам иерархии, т.к. в таких семьях она часто запутана. Это связанно с тем, что на иерархическую ступеньку, на которой находится член семьи, влияет не только возраст, но и время вхождения в систему. Нередко по возрасту более старшие дети появляются в семье позже, чем младшие. Важно показать семье эти 2 направления, которые определяют иерархию. В подобной работе нам представляется наиболее удачным использование техник «с движением»: расстановки и скульптуры, т.к. членов семьи много, и наглядность облегчает восприятие терапевтического процесса участниками.

Нередко в работе с семьями из деревень SOS возникает тема окружения проблемного ребенка, потребность в прояснении роли и места в жизни ИП тех людей, которые находятся вокруг него, особенно, это касается места родных родителей.

Патронатные семьи - семьи, которые воспитание детей делают своей профессией, они заключают контракт с государством, на основании которого обязуются воспитывать детей из детских домов у себя дома, получают помимо денег за это, ряд льгот, например, возможность пользоваться услугами специалистов.

Психотерапия. Патронатные семьи также обращаются к психотерапевтам. Во-первых , многие испытывают потребность именно в психотерапевтической поддержке, во-вторых , на этот вариант приёма ребёнка часто соглашаются родители, изначально настроенные на усыновление. В некоторых детских домах потенциальным родителям предлагают именно такой вариант, мотивируя родителей тем, что семья приобретёт материальные льготы и будет чувствовать постоянную поддержку социальных служб. Многие родители часто соглашаются на этот вариант, т.к. в нем предусматривается возможность возвращения ребёнка в детский дом по истечению сроков контракта.

На патронатный вариант часто соглашаются семьи, имеющие ситуативную необходимость в ребёнке для поддержания системного равновесия, поэтому в ходе терапии необходимо выяснить, функцию усыновления для семьи. Если, например, ребёнок был взят в семью на той стадии развития семьи, когда супруги остались одни, а дети выросли и покинули дом, важно уделить внимание вопросам супружеских отношений, сепарации детей, преодоления кризиса.

Опекунство предусматривает воспитание детей приёмными родителями, но чаще родственниками до совершеннолетия ребенка.

Психотерапия. Если этот тип приёма ребёнка выбран родителями из материальных соображений, то работа с семьёй будет иметь те же особенности, что в патронатных семьях и в семьях с усыновлёнными детьми. Если опекуны являются родственниками ребёнка, семья также может обратиться к психотерапевту, как правило, запросы касаются асоциального поведения в подростковом возрасте. Опекуны предъявляют жалобы о трудностях взаимоотношений с ребенком, недостатке с его стороны уважения и любви.

В ходе психотерапии семей, где опекают ребёнка родственники, важно уделить внимание распределению ролей в семье, прояснению отношений с отсутствующими родителями (нередко родственники проецируют на ребёнка чувства, адресованные его родителям).

В целом, психотерапия обычно связана с прояснением коммуникаций (особенно это может быть актуально, когда возрастной разрыв между опекунами и ребёнком очень велик), с темой признания и предполагает «работу» с чувствами.

Усыновление юридически предусматривает установление между приёмным ребёнком и усыновителями отношений, аналогичных отношениям родных родителей со своим ребёнком. Психологически предполагается, что новая семья должна заменить ребёнку прежнюю. Существует три основных фактора, которые влияют на возникновение проблем в приёмной семье и определяют особенности функционирования:

  1. мотивы усыновления;
  2. наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение к родным родителям ребёнка;
  3. степень гибкости семейной системы.

Эти факторы достаточно специфичны именно для приёмных семей, включая и третий, т.к. усыновление - очень серьёзное изменение в системе, и от неё (системы) требуется очень высокая гибкость. По этой причине терапевту важно учитывать эти факторы и прояснять их.

Психотерапия. Семьи с усыновлённым ребёнком часто обращаются за помощью к терапевтам на различных стадиях развития семьи, часто дети из этих семей госпитализируются в психиатрические больницы по поводу нарушений поведения.

В психотерапии семей с усыновленными детьми крайне важно прояснить историю семьи и тщательно исследовать родственные связи. Для решения этой задачи, в качестве технического приема, может быть использована генограмма. Ее построение представляется важным, как для семьи, особенно для детей, так и для психотерапевта, поскольку в приёмных семьях нет чёткости в том, кто называется «мамой», кто «папой», что делает запутанным процесс терапии.

В процессе работы важно выявить ситуацию усыновления, мотивы усыновления, ожидания от ребёнка на момент усыновления и то, насколько они оправдались. Мотивы усыновления могут оказывать сильное влияние на уровень функционирования семьи.

2. Мотивы усыновления:

А. В истории семьи была смерть родного ребёнка, и родители хотят найти ему замену.

В этом случае усыновлённый ребёнок становится заменой родному . В приёмном ребёнке видится другой человек, он «нагружается» определёнными ожиданиями, не учитываются его индивидуальные психологические особенности. В ответ у ребёнка могут возникать идеи самообвинения, формируется негативная и низкая самооценка. Он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями.

Такая семейная система на стадии усыновления находится в неустойчивом состоянии диады, супруги либо отдалены друг от друга, ищут новые фигуры, либо объединены, но, в основном, горем от потери ребёнка. Скорее всего, для такой семьи характерны жёсткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей и негибкость семейных правил. В семье присутствует множество негласных правил, регулирующих коммуникацию, а также вероятны скрытые конфликты между супругами.

Б. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка.

В таких случаях воспитание детей выступает как реализация смысла жизни пары , и с ребёнком связываются большие ожидания. В воспитании, чаще всего, реализуются механизмы гиперопеки. При оценке параметров семейной системы следует отметить, что внешние границы таких семей жёсткие, а внутренние - размыты, т.е. нет чётких границ между супружеской и детской подсистемами. В большинстве случаев, сплочённость семьи - высокая, при этом, мать с ребёнком объединены, а отец находится на периферии. Возможна, на наш взгляд и гибкость, и ригидность, как ролей, так и правил. Скорее всего, имеет место конфликт между супругами. Возможно наличие различных мифов в семье, касающихся необходимости иметь ребёнка. В таких семьях проблемы возникают, как правило, в кризисные периоды: при сепарации подростка или при необходимости отдавать ребёнка в детский сад или школу. Скорее всего, за помощью семья обратится именно в эти периоды. Как частный вариант, можно рассматривать те случаи, когда нет детей определённого пола, и приёмный ребёнок выбирается по половому признаку. В целом, проблемы здесь те же, но для таких случаев характерны семейные мифы о наличии в семье девочки (мальчика).

В. Семья хочет «сделать доброе дело », взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им.

Нередко этим поступком может доказываться собственная доброта обществу, самому себе или же родному ребёнку . В этом случае приёмным родителям особенно требуется благодарность приемных детей, а любое поведение ребёнка, которое им не нравится или не удобно, рассматривается как проявление неблагодарности. Дети в семьях подобного типа растут «должниками», т.к. будут «всю жизнь должны родителям». Если демонстрация «доброго дела» адресована родному ребёнку, тогда и он получает «послание», что ему повезло, и он тоже должен быть благодарен.

Г. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей , желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.

Для таких родителей характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда». Все неудачи ребёнка, отклонения в поведении рассматриваются как следствие генетической предрасположенности и ранней депривации. Нередко образ будущего рисуется родителями в мрачных тонах. В таких случаях встречаются два варианта поведения родителей. В первом случае, родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, вплоть до регулярной госпитализации в психиатрическую больницу с целью лечения и профилактики. Во втором случае, родители ставят воспитание на центральное место. Они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы связанные с воспитанием приёмных детей. Чаще всего консультант сталкивается здесь с недоверием к себе как к родителю, со страхом оказаться плохим или некомпетентным родителем, со стремлением постоянно демонстрировать и доказывать свою любовь к ребенку или заботу о его будущем.

Д. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью.

В этом случае функцией ребёнка становится «деланье» приёмной матери счастливой . Часто ребёнок в такой семье выполняет не только свою роль, но и функциональную роль супруга. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, детско-родительские отношения становятся симбиотическими. У ребёнка в большинстве случаев могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, т.к. он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, быть с матерью всегда, поддерживать её во всём и т.д.).

3. Тайна усыновления

Тайна усыновления имеет в России юридические права. По закону приёмные родители могут скрывать факт усыновления, часто даже имитируя беременность. Несмотря на то, что с Запада проникает мода на отказ от тайны усыновления, это явление всё же очень распространено в нашей стране. Часто родители скрывают от ребёнка то, что они не родные, но при этом посвящают в тайну родственников, учителей, врачей, психологов. Уже при первом разговоре по телефону психотерапевту могут сказать о том, что ребёнок приёмный, и что он об этом не знает. Таким образом, родители втягивают психотерапевта в коалицию , т.к. теперь он будет вынужден либо ограничить круг вопросов, которые могут обсуждаться на сессии со всей семьёй, либо приглашать только ту часть семьи, которая знает правду. В целом, в таких случаях лучше работать с помощью метафор и символов, включая тайну в качестве одного из элементов системы. Например, мы рекомендуем делать скульптуру семьи, используя игрушки или другие вспомогательные средства для определения значения и места «тайны» в системе и взаимосвязи проблемного поведения ребенка с тайной, существующей в семье. Хорошие результаты достигаются и при работе методом системных расстановок, в ходе которой может быть полезным введение фигур родных родителей и определение их места.

В тех случаях, когда в семье нет тайны усыновления, работа методом расстановок также является эффективной, если, согласно гипотезе терапевта, необходимо прояснить влияние родных родителей и соотношение систем родных и приёмных родителей. Кроме того, может оказаться необходимой подробная работа с историями родительских семей усыновителей для прояснения родовых истоков усыновления.

Есть семьи, в которых тайна усыновления фактически отсутствует, однако этот вопрос не прояснён и является запретной темой. В таких случаях представляется важной работа с внешними границами семьи и прояснением коммуникаций между членами семьи.

4. Уровень гибкости приемных семей

Усыновление влечёт сильнейшие изменения в функционировании системы, поэтому уровень гибкости ролей и семьи в целом может влиять на возникновение проблем в приёмной семье. Приёмная семья, как правило, обращается за консультацией к психотерапевту не сразу после появления ребёнка. Следует иметь в виду, что для системы, как правило, есть необходимость в усыновлении, однако существование Закона Развития толкает систему к изменениям, и «необходимость» в ребёнке может отпадать при переходе семьи на следующую стадию жизненного цикла.

Семья может усыновить ребёнка в определённой жизненной ситуации (как было описано в случае патронирования), тогда изменение ситуации также требует повышенной гибкости. Надо отметить, что гибкость даётся любой системе очень тяжело, и бывает проще «избавиться» от того, что (или кто!) мешает, чем искать способы или формы приспособления. Не исключено, что именно с фактором «уровень гибкости» связаны частые случаи не оправдано длительного пребывания в стационарах психиатрического профиля приёмных детей.

В психотерапии данных случаев важно оказывать поддержку семье, найти ресурсы для изменения системы, энергию для того, чтобы отыскать способы функционирования в новых условиях.

В заключение надо отметить, что работа с приёмной семьёй требует максимальной толерантности, терапия не должна быть слишком радикальной. Дело в том, что для приёмных семей характерна закрытость внешних границ, и обычно приход к психотерапевту - крайне вынужденный. Приёмные семьи часто идеализируют детско-родительские отношения, приёмные родители имеют сложное отношение к родным родителям ребёнка, обсуждение этих тем вызывает много чувств, с ними важно обходиться бережно.

Литература , в которой содержатся материалы, полезные для терапевта, работающего с приёмной семьёй:

  1. Вебер Г. «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера.», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001
  2. Хеллингер Б. «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001 г.
  3. Спиваковская А.С. «Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений»// «Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия», М., 1991
  4. Печникова Л.С. «Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приёмных семьях»// «Материалы первой международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник» под ред. Тхостова А.Ш., Москва, МГУ, 2001
  5. Ослон В.Н. «Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот», Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001

Плюсы и минусы основных форм устройства брошенных детей: усыновление (удочерение), опека, патронат и воспитание в приемной семье.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Опека или усыновление":

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Опека -против приёмных детей. Пишу вам как это случилось у нас.

Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. В отличие от усыновления, к кандидату в опекуны менее жёсткие требования в части дохода, жилищных условий, не требуются справка об...

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Посмотрите другие обсуждения на тему "как усыновить ребенка под опекой ": Виды семейного устройства детей и их отличия...

Ведь в интересах ребенка получать больше денег. Разница огромная. При опеке около 5000, а в приемную семью с "зарплатными" деньгами родителя выйдет Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и...

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Усыновление Опека (Попечительство) Приемная семья Патронат Плюсы Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

опека или усыновление. Пиар детей/результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей...

Девочки, подскажите, чем отличается патронат от приемной семьи? С остальными формами я разобралась. А тут никак не могу:) Сайт Правоведа я читала:) И все равно...:) Такой же форум открыла на еве. Уж очень хочется понять:))

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.

Патронат - это одна из форм устройства ребенка в семью. Лучше больше, чем меньше. Мне лично на опеку ребенка не давали, а на патронат Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление...

Приемная семья - это полный аналог опеке, только при приемной семье платят еще заработную Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей -сирот и детей Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или...

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Усыновление - юридически ребенок становится родным. При усыновлении: Усыновителей родительских прав не лишают, в любых случаях производится отмена усыновления.

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:


Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:


Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

Исторически сложилось несколько путей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Государственное попечение;

Усыновление российскими и зарубежными гражданами;

Жизнеустройство в приемные семьи.

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

Замещающая семья – такая форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей.

Следовательно, замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:

1. Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.

2. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности.

3. Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы (6; 26).

За последние десятилетия сложилось несколько разновидностей замещающей семьи: усыновление, опека/попечительство, приемная и патронатная семья.

Замещающая семья в отношении приемного ребенка выполняет многообразие функций: развивающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую и призвана восполнить недостатки его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидировать его отставания, восстановить личностное благополучие.



Усыновление (удочерение) – наиболее предпочтительный вид замещающей семьи, предполагающей устройство детей, лишившихся родительского попечения, при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Усыновителями могут быть совершеннолетние обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенных по суду родительских прав или ограниченных в них; бывших усыновителей; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна за жестокое обращение или невыполнение возложенных на них законом обязанностей; лиц с заболеваниями туберкулеза всех форм локализации, внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, онкологическими, психическими заболеваниями; лиц, страдающих наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, а также лиц с инвалидностью I и II групп, исключающих трудоспособность.

Усыновленным может быть лицо, не достигшее 18 лет. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его прежних родителей, в случае если они живы и не лишены родительских прав. Если родители ребенка не достигли возраста 16 лет, то необходимо также согласие их родителей (опекунов) или органа опеки и попечительства. Согласие родителей не требуется, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими, лишены судом родительских прав, более шести месяцев по неуважительным причинам не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. С десятилетнего возраста у ребенка по всем вопросам усыновления выясняется его мнение, которое учитывается при принятии решения.

Усыновители должны быть заранее осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него каких-либо отклонений от нормы - о причинах недуга и его возможных последствиях. В этих целях каждый ребенок, передаваемый на усыновление, проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает соответствующее заключение. По желанию усыновителей возможно независимое освидетельствование ребенка. Если он признан больным, разрешение на его усыновление дается только тогда, когда установлено, что усыновитель добровольно и вполне осознанно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Факт усыновления устанавливается со дня вынесения решения судом и подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС. По просьбе усыновителя ребенку могут быть изменены фамилия, имя, отчество, место рождения и дата (но не более чем на три месяца и при усыновлении ребенка в возрасте до года). Это признается необходимым для соблюдения тайны усыновления, после чего правовая связь несовершеннолетнего ребенка с бывшими родителями полностью прекращается. Обладателем всех прав и обязанностей по отношению к ребенку становится усыновитель, не получая при этом никаких дополнительных льгот, кроме тех, которые причитались бы родителю (28).

Усыновление может быть отменено, если усыновители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с ребенком, страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Правом требовать отмены усыновления обладают как бывшие родители ребенка, его усыновители, орган опеки и попечительства, прокурор, так и сам ребенок по достижении им 14 лет. Отмена усыновления производится только в судебном порядке (6; 26).

Усыновление подразделяется на открытое и закрытое.

При открытом замещающие родители не скрывают от ребенка и окружающих факта отсутствия кровного родства между ними.

Как показывает опыт работы с усыновителями и статистические данные, российские усыновители в большинстве своем, являются сторонниками закрытого усыновления, то есть они пользуются правом тайны усыновления, как в отношении социума, так и приемного ребенка. Известны случаи, когда усыновители имитировали беременность, не только для соседей, друзей, но и для своих ближайших родственников чтобы защитить себя, семью, принятого ребенка от социального окружения.

Следует подчеркнуть также, что усыновление - сложный и противоречивый процесс, который проходит ряд этапов. Начинается он с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет, в случае если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в учреждениях всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такой ребенок регистрируется органами опеки и попечительства «на муниципальном уровне» в журнале первичного учета таких детей, и в течение одного месяца этим органом предпринимаются попытки устройства такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

Следующий этап - региональный учет. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных о детях, проживающих на территории этого субъекта. В течение одного месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта Российской Федерации организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью.

Еще один этап - это федеральный учет таких детей. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет копию анкеты и фотографию ре­бенка в Министерство образования страны для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на данной территории.

В течение не менее трех месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны их прав Министерства образования Российской Федерации осуществляют попытки устройства детей на воспитание в семьи.

Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опе­ки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для этого они представляют следующие документы: паспорт, справки с места работы о размере заработной платы, справку о занимаемой площади либо копию декларации о доходах, копию финансового лицевого счета с места жительства, копию свидетельства о браке, медицинское заключение о состоянии здоровья.

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители выявляет мотивы усыновления, наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования их условий жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Таким образом, подбор усыновителей в настоящее время в силу действующего законодательства осуществляется с учетом следую­щих требований: здоровье каждого будущего родителя, не противоречащее перечню заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации; благополучие (экономическое, психологическое, социальное) усыновителей и их семьи; желание иметь ребенка и потребность заботиться о нем.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление в соответствующее детское учреждение. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего жительства, они вправе обратиться в любой региональный или в Федеральный банк данных о детях.

После того как кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с документами усыновляемого ребенка), они подают заявление в суд с просьбой об усыновлении. В заявлении обязательно должны быть указаны сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьба о возможных изменениях (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) в актовой записи о рождении усыновляемых детей с приложением к заявлению необходимых документов (6; 26; 27).

При удовлетворении судом просьбы об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Факт усыновления подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту вынесения решения об установлении усыновления.

Следующим этапом усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, будет принятие ребенка в семью и адаптация ее членов друг к другу и новому статусу. Это наиболее сложный и ответственный момент процесса усыновления, так как именно от того, насколько он будет успешным, зависит дальнейший ход развития взаимоотношений между приемными родителями и детьми.

Для эффективности процесса принятия приемного ребенка в семью важна особая позиция родителей, умение с их стороны руководствоваться чувством меры. В противном случае велика опасность серьезных конфликтов. Если в период принятия ребенка в семью не удовлетворить его потребность в любви, защищенности, то дети растут с ощущением того, что они лишние, ненужные, их предпочитают другим. Тогда дети отдаляются от взрослых.

Успех адаптации приемного ребенка к семье и новым социальным ролям обеспечивает знание усыновителями потенциалов его возраста, владение методами воспитания и развития, умение объективно оценивать ситуацию и выстраивать бесконфликтное общение. Важнейшие правила, которыми следует руководствоваться на этом этапе: толерантное отношение к ребенку, обеспечение ему чувства безопасности, разумное сочетание его свободы и самостоятельности, предоставление себе и ребенку времени для принятия нужного решения для изменения трудной жизненной ситуации.

Усыновление (удочерение) детей данной категории может осуществляться не только россиянами, но и иностранными гражданами.

В России большинство производимых усыновлений детей лицами, проживающими за рубежом и не имеющими российского гражданства, успешны. Однако встречаются факты и неудачного усыновления, когда оно отменяется в судебном порядке. Как следствие, стороны вернулись в первоначальное положение: дети, как правило, в свой детский дом с фамилиями и часто именами, которые носили до усыновления, а усыновители стали опять «бездетными» супругами. Как показывает опыт, наибольшее число отмен усыновления приходится на подростковый период усыновленных детей. Для усыновителей характерно связывать негативное поведение ребенка в данный период взросления только с его неблагополуч­ной наследственностью. Встречаются усыновители, не отдающие себе отчета в том, на какое трудное дело они решились, усыновляя ребенка. Поэтому суд, рассматривая дело об усыновлении, определяет степень вины усыновителей в том, что усыновление не состоялось, и, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на его содержание.

Таким образом, усыновление/удочерение – это принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, так как:

Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи;

Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста;

Имеется возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место и, в некоторых случаях, дату рождения.

Усыновление может быть оформлено на одного человека или на супругов. Оно оформляется дольше, чем опека (попечительство), так как требуется утверждение гражданским судом. При нем государство не оказывает никакой помощи усыновителям за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства детей-сирот предъявляются наиболее жёсткие требования.

Следует помнить так же, что не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен и тайна усыновления (удочерения) охраняется законом.

Опека/попечительство – это одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степе­ни зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагоги­ческой целесообразностью.

О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечитель­ства по месту оформления опеки (попечительства).

Документы, необходимые для установления опеки (попечитель­ства), принимаются специалистом по охране прав детства, кото­рый готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится гла­вой местной администрации единолично, принимается для ис­полнения всеми юридическими, физическими лицами, действи­тельно на всей территории Российской Федерации.

Установление опеки (попечительства) осуществляется в тече­ние 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. После совер­шения данного акта опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обсле­дования условий жизни подопечного.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), спо­собность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отноше­ние к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (критерии здоровья те же, что и при усыновлении).

Опекун или попечитель могут усыновить своего подопечного. Не исключается также усыновление другими лицами, если это делается в интересах ребенка. В любом случае в результате усынов­ления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опе­ка (попечительство) прекращается.

В отличие от усыновления при передаче на опеку (попечитель­ство) желание или нежелание несовершеннолетнего иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо от его возраста. Однако важно иметь представление о подлинных корнях существующей неприязни к возможному опе­куну (попечителю) и постараться их преодолеть, поскольку под­росток обычно стремится к независимости и плохо себе представ­ляет, как сложится его жизнь, если рядом нет человека, защища­ющего его права и интересы (6; 26; 26; 28)..

Воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому по общему правилу они должны жить вместе.

Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства, при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприят­но на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допус­кается. Условия содержания подопечного облегчают различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси) на основании единого билета.

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее 2 раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспита­нии подопечного, улучшении его быта, материального обеспече­ния и т.д.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак либо эмансипации (экономической самостоятельности). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

Поскольку утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, может возникнуть проблема освобождения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Так бывает, например, когда родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. В подобного рода случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствуют интересам ребенка. Поэтому такой возврат не может быть осуществлен автоматически. Не исключается возникновение при этом спора между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем). При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по объективным или субъективным причинам. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное или лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом исполнять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван помочь ему преодолеть препятствия в осуществлении действующей опеки (попечительства).

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей. Отстранению подлежит тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, а также совершение поступков, противоречащих интересам подопечного, обязывают органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести соответствующее постановление. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя).

То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. В таких случаях орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это вы­ражается в жестоком обращении с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

Таким образом, технология установления опеки (попечительства) включает в себя несколько этапов: установление опеки (попечительства), сопровождение семьи с опекаемым ребенком, иногда усыновление подопечного, прекращение опеки (попечительства).

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Преимущество данного вида замещающих семей заключается в возможности сохранения ребенком, оставшегося без попечения родителей родственных кровных связей, ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению (6; 26).

Среди основных особенностей опеки (попечительства) можно выделить:

Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда;

Опекуном может быть назначен только один человек;

На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;

По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если за ним таковое было не закреплено по объективным причинам;

Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости;

Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;

Не исключено вмешательство органа опеки и попечительства или появления претендента на усыновление ребёнка;

Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны;

Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.

Приемная семья – еще один вид замещающих семей, который предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок установленный договором.

Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством Российской Федерации в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемным семьям необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Лица (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; их семья – приемной семьей, а ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, – приемным ребенком (приемными детьми) (6; 26; 35).

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", вступившим в силу с 1 сентября 2008 года, а также статьей 146 Семейного Кодекса Российской Федерации.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

Особенности приемной семьи:

Возможность передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме;

Менее жёсткие требования к кандидатам на роль приемного родителя – примерно такие же, как и при опеке;

На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения приемного ребенка. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами;

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет;

Патронатная семья - это разновидность замещающих семей, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в патронатные семьи на основе договора на тот срок, который необходим ребенку для его реабилитации или установления статуса:

Краткосрочно – на срок от 1 дня до 6 месяцев;

Долгосрочно – от 6 месяцев и более.

Преимущество патронатной семьи от других видов семейного жизнеустройства детей данной категории заключается в том, что ответственность за ребенка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатным родителем и учреждением, из которого ребенок был помещен в патронатную семью. Это дает возможность патронатным родителям получать необходимую помощь и поддержку от специалистов разного профиля при необходимости и курирование психолога и социального педагога.

В патронатную семью передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данного вида замещающей семьи – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронатная семья часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса.

Патронатная семья для России – новый вид замещающей семьи. Она имеет ряд принципиальных отличий в организации жизнедеятельности, связанных, в первую очередь, с тем, что она - часть определенной системы, отражающей принципиально новый подход к опеке и попечительству, а также помощи детям, нуждающимся в поддержке государства.

Таким образом, к особенностям патронатной семьи можно отнести:

Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом;

Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке;

На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет;

Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.;

Постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств;

Ребёнок может быть изъят из семьи патронатного воспитателя момент по решению сторон договора;

Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон;

Этот вид замещающей семьи пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Кроме того, следует отметит, что при разных формах семейного устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых (26; 55; 56).

В последнее время получила распространение и еще одна разновидность замещающей семьи, - гостевая семья (семья выходного дня) . Хотя юридически статус таковой не закреплен, и не все специалисты согласны с ее выделение как самостоятельной единицы, но в опыте регионов, страны она присутствует, решая конкретные задачи, как способ познания ребенком семейного уклада, освоения им семейных ролей, когда имеется у него мало шансов оказаться в замещающей семье на длительный срок. Она несомненно является ценным источником социализации подростков 14 – 17 лет.

Поделиться: