Подросток перестал ходить в школу что делать. Почему подростки не хотят учиться

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины. Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса. Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» - составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Видео по теме

Часто можно слышать от современных родителей, что их дети не такие, какими были они в их годы. Также нередко говорят о том, что подрастающее поколение потеряло всякие ценности, что для подростков нет ничего святого. Однако это заблуждение взрослых.

Взрослым важно понять, что дети никогда не будут такими, какими были они в их годы. Причиной тому временные изменения. Однако не правы те, кто утверждает, что для современного подростка не существует никаких ценностей, кроме материальных.

Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время духовные ценности утрачивают значимость, и подростков волнует поддержание некого «статуса» в среде сверстников. Часто они стараются выделиться из толпы не умом и любознательностью, а наличием айфона, планшета, модных джинсов, брендовых маек и пр. Те, кто по каким-то причинам этого не имеют, становятся изгоями.

Есть и более глубинные проблемы. Например, наркомания. Согласно опросам, 19% опрошенных подростков обеспокоены проблемой употребления и распространения наркотиков в молодежной среде. В связи с этим вырисовывается еще одна проблема -передачи ВИЧ-инфекции в среде наркомана.

По статистике, 31% подростков обеспокоены своими напряженными взаимоотношениями с родителями. Причина тому непонимание их родителями и неуступчивость со стороны ребенка. Иногда нежелание учиться. Кстати родители не считают эту проблему настолько острой, как дети.

На позднем этапе подростничества ребят волнует проблема самоопределения в жизни. Большинство хочет заняться не просто делом, приносящим неземные блага, но оно обязательно должно нравиться и приносить моральное удовлетворение. Несмотря на то, что институт семьи постепенно теряет свои позиции, по-прежнему подростки хотят в дальнейшем нормальной полноценной семьи и детей.

Взрослым стоит помнить, что подростки чаще всего стесняются говорить о своих проблемах, рассказывать о них. При этом пережитое в подростковый период – с 13 по 17 лет – откладывает отпечаток на всю будущую жизнь. По мнению доктора Ирвина, взрослые склонны недооценивать эмоциональные и психологические проблемы своих детей, акцентируя внимание лишь на внешней оболочке.

Если вы проявите сочувствие и сострадание к подростку, поучаствуете в его проблемах, то он вам отплатит сторицей, пусть не сразу, но потом обязательно.

Видео по теме

Для родителей подростков одна из самых актуальных тем – о чем говорить с подростком, чтобы он слышал вас, а вы – его.

Первое и самое главное правило - говорить с подростком о нем самом

Подростковый возраст – это время, когда в жизни ребенка происходят изменения, меняет и сам ребенок – физически и психически, его отношение к себе и окружающим. Подросток пребывает в поиске своего «я», своей идентичности. Поэтому важно обсуждать с подростком его чувства, происходящие изменения, помогать разобраться в себе, совладать с гормональной и эмоциональной бурей. При этом важно разговаривать не тоном нравоучений и нотаций, а стать мудрым советчиком и другом, которому можно доверять. Разговаривайте с подростком о том, чем он интересуется – о его хобби, любимой музыке, книгах, фильмах, компьютерных играх. Проявляйте искренний интерес к тому, что рассказывает подросток, постарайтесь погрузиться в его мир, ведь он мгновенно отличит наигранное внимание от настоящего.

Но одновременно, не стоит пытаться и лезть подростку в душу, потому что «я мама, и ты должен мне все рассказать». Также, получив пропуск в мир увлечений и переживаний подростка, не пытайтесь перекраивать его на свой лад и устанавливать свои правила – иначе вас попросят удалиться. В это время человек пробует быть самостоятельным, поэтому, возможно, что ребенок не всем будет вам рассказывать. С этим придется смириться. Поймите, что это не проявление лживости, скрытости и делается «на зло» родителям. Просто ребенок повзрослел, он осознает и устанавливает некие границы, защищая свою хрупкую новорожденную индивидуальность.

Вторая категория тем - о том, о чем хочет узнать подросток

А это в первую очередь, темы сексуальности, взаимоотношения полов, контрацепции. Как бы не были сложны для некоторых родителей разговоры об этом, но просвещение в таких важных и деликатных вопросах не стоит доверять только «улице». Это позволит уберечь подростка от многих рисков и проблем и поможет улучшить ваши отношения. Ведь если вы ждете от подростка откровенности и доверия, то запретных тем быть не должно.

И третье – говорите о себе

Подростковый возраст – это период, когда человек начинает критично оценивать своих родителей, которые раньше были непререкаемым идеалом. Не надейтесь – спрятаться за маской идеала и подавить подростка авторитетом у вас не получиться. Научитесь признавать ошибки, делитесь с сомнениями, а главное – своим успешным опытом, ведь именно его так не хватает подростку. Так вы сможете сблизиться и стать другом и советчиком своему ребенку, и сможете сохранить эти доверительные отношения на всю жизнь.

Видео по теме

В современном мире дети развиваются все так же, как и много лет назад. Подростковый период доставляет родителям немало хлопот и переживаний. Многие подростки думают, что сами могут о себе позаботиться и решать когда прийти домой. Но, если попытаться помочь ребенку пережить вместе этот этап в жизни, все может стать по - другому…

Решение проблем вместе. Бывает так, что ребенок, сам того не ведая, попадает в сети наркомании, хулиганства и плохой компании. Становится опасным для окружающего социума. Для родителя главной задачей является не пропустить момент, что с ребенком происходят перемены. Не надевать «розовые очки»! Главное действовать. В такой ситуации нужен постоянный контроль. Возьмите на работе отпуск, попросите родственников помочь. Если нужно, обратится, а помощью к специалистам: психологам, наркологам. Постарайтесь найти контакт с вашим ребенком.


Скажите ему, что вы с ним в любой ситуации. Смотрите на него, как на равного. Помогите ему найти другие увлечения. Это могут стать спортивные секции, по возможности экскурсии в места, в каких он мечтал побывать. Разделите вместе с ребенком все горести, расскажите ему о своих подростковых проблемах. И он потянется. Главное правило на этот период – не кричать, уметь выслушать. Если вы хотите достучаться до своего чада, чтобы он слушал вас, вам самим надо научиться это делать. Родители, которые слушают и слышат, своего ребенка всегда пользуются авторитетом . Терпение и любовь к своему ребенку расставит все на свои места. Со временем ребенок будет благодарить вас за проявленное сочувствие, заботу и готовность понять в трудную минуту. А вы, твердо будете уверены в том, что все сделали правильно.


Не вините себя. При появлении на горизонте неприятностей, родители часто думают над таким вопросом: «В чем я виноват? Что я сделал не так? Когда упустил?». Эти вопросы могут загнать вас в угол, и вызвать депрессию. Не позволяйте таким мыслям вас одолевать. Таким образом, вы навредите себе и своему чаду, которое в данный момент нуждается в вашей поддержке, как никогда. Конечно, стоит признать, что когда ваш ребенок подрос, возможно, вы стали меньше уделять ему внимания. А ведь он и сейчас нуждается в общении с вами. Но винить себя, бесполезная трата времени. Попытайтесь исправить ситуацию, откровенно поговорив с ребенком. Большинство с удовольствием идут на такие контакты.


И главное – любите ребенка такого, какой он есть, и тогда у вас все получится.

Видео по теме

Ситуации, когда подросток не живет дома и периодически убегает от родителей, психологи считают защитной реакцией ребенка на неблагоприятную для него домашнюю атмосферу. Чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах побега и их устранить.

Инструкция

В процессе выявления причин не закатывайте истерик, не угрожайте и не применяйте силу по отношению к ребенку. Многие родители ошибочно полагают, что если прятать вещи ребенка и повсюду его сопровождать, он перестанет убегать из дома. Такое давление лишь укрепит его стремление к самостоятельной жизни.

Проанализируйте, что в последнее время изменилось в семейных отношениях. Нередко причиной побегов

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Пригласить эксперта

А с чего вы взяли, что хорошие оценки в школе помогут ему чего-то добиться в жизни? Я отличница в школе и университете. Меня так затюкали родные, что нос было страшно высунуть. Работать надо только на государственном предприятии и за три копейки, как все честные граждане!!! А муж мой круглый двоечник... Образование среднее специальное. Но он один из самых эрудированных людей, с которыми мне приходилось встречаться. У него собственный бизнес, и на жизнь не жалуется. Мой брат двоюродный - та же песня. Образование среднее, учился на тройки. В итоге открыл собственный бизнес, уехал жить заграницу. Оказалось полиглот. Свободно говорит на 7 языках. Вот так в жизни бывает. Школа и оценки возможно подавляют то, что вашему ребенку действительно интересно, и в чем он сможет преуспеть. Вам с ним не бороться нужно, вам нужно понять, что ему интересно и помогать развиваться. А криками и скандалами ничего кроме отторжения вы не добьетесь. Будете истерить, он просто перестанет вас слушать и слышать.

24.04.2018

Возможно, все дело в подаче материала в школе, которая, по крайней мере у нас в стране не совсем дотягивает до современного мирового уровня и зачастую школьникам и вправду скучно(есть и исключения в виде отдельных учителей). Попробуйте заинтересовать его какими либо книгами, написанными современными авторами и на интересном для подростка языке. Еще есть вариант предложить своему чаду репетитора по отдельному предмету. При индивидуальном обучении он сможет раскрыть свои способности намного лучше, чем при классическом школьном обучении, что повысит его самооценку, а значит и интерес к обучению.

28.03.2018

Это переходный возраст. Большинство подростков не хотят интересоваться чем то. Это связано по многим причинам. Одна из причин это развлечение, которое их окружают. Так же надо учитывать тот факт, что подростку не так много лет. В такой период голова забита совершенно другим и значимость обучения уходит на второй план. Подростку нужно время, а именно повзрослеть.

28.03.2018

Для начала нужно попытаться понять почему он ничего не хочет. Возможно, Вы итак ему все даете и ему не к чему стремиться, он знает что все желаемое получит не прилагая никаких усилий. Далее выяснить, что может влиять на такое поведение, возможно компьютерные игры, которыми он слишком увлекся или просмотр "пустых " передач по телевизору, а может быть он сутками пропадает в социальных сетях и тд. Ведь ребенок должен занимать свободное время. И как только Вы выяснили, кто же является врагом, нужно действовать жестко и незамедлительно. Компьютер / планшет в строго оговоренное время и только для учебы (давая поблажки в выходные), телефон заменить на кнопочный, игры отдать соседу. И если он снова захочет получить желаемое, пусть прилагает усилия и заслужит этого. Никаких новых гаджетов, крутых кроссовок пока не получит, например 4 по математике. Он должен зарабатывать свои трудом новые побрякушки, тем самым поняв, что ничего в жизни не дается просто так. Пусть он будет очень зол первое время, но Вы дадите ему стимул к работе.

25.03.2018

Здравствуйте. Да действительно ситуация сложная, но думаю вполне решаемая. По-моему у вашего мальчика переходный возраст, это просто очевидно. У него сейчас голова занята совсем другим(возможно начинает интересоваться девочками, пытается самоутвердиться в классе среди своих одноклассников.) Учеба уже заметно уходит на второй план, если не на третий. Но для начала нужно выяснить, все ли у него гладко в школе например. Возможно напряженные отношения с учителями вынуждают его не учить уроки, и он специально не делает домашнее задание показывая, что ему наплевать, или же проблемы с одноклассниками, и мальчику не с кем общаться. Для вас сейчас особенно важно, не водить его к психологу, потому что он будет думать, что не такой как другие, и это больше отдалит его от вас. Попытайтесь больше общаться, проводить много времени вместе, смотреть фильмы. Как нибудь соприкасаться в реальной жизни, и как можно чаще! Да, сначала будет сложно, но я думаю и НАДЕЮСЬ, что всё наладится. В любом случае, он это перерастет, и начнет задумываться о будущем, и ваша главная цель помочь ему это перерасти. Удачи!

Поделиться: