Планирование проекта метеостанция в детском саду. Создание точки «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ

Залукаева Ольга Павловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 26.05.2018г.

ПРОЕКТ

«Метеостанция в детском саду»

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений .

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать , какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается внаблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек

может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам

де лать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция.С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во - первых , знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во- вторых , занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В- третьих , у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погодеи ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с профессией метеоролога;

Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером,барометром, компасом,гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с назначением метеорологической познакомятся с метеодомикоми его содержимым;

Привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей , на которых рассчитан проект: 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)

Продолжительность проекта: долгосрочный (Май 2018г. – май 2019г.).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап : анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомились с опытом других педагогов; в предыдущий период (старшая группа) была проведена работа по ознакомлению детей со свойствами шишек, еловых веток, которые проявляются при изменении окружающей среды; предварительно во время утренних бесед с детьми упоминались народные приметы, указывающие на перемены погоды (которые дети стали использовать на практике); мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап: структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

Развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Публикация в сборнике результатов проектной деятельности.

Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно- исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе,как к ведущему способу познания окружающего мира.Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении яв ляется правильная организация развивающей предметной среды.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является

наглядно –образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается

переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному

мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая

является интересной ипоучительной для детей при изучении многих тем, в

том числе наблюдения за погодой.Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.В возрасте 5- 6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы(например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке мини-ме теостанцию. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Наблюдая за погодой, дети на учатся выделять отдельные явления,

степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д.

Для определениявлажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный –закрывается.

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствиедвижения солнца, показывает солнечное время .

Самодельные метеорологические приборы были изготовлены родителями детей старшей группы. Папы наших детей рассказали детям о том, какой прибор они изготовили и для чего он служит. Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом,работа на метеостанции позволит детям ежедневно

проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом иоблачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают

прогноз погоды педагогам, родителям.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения - предсказатели» погоды :

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Деревья – предсказатели :

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи - к ненастью.

Ворона прячет «нос» под крыло - к холоду.

Каркает зимой - к метели .

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются - тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель .

А дружно расчирикались - к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал .

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы.

Наблюдениеза погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - экспериментыс водой, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро».

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы,поговоркии загадкио природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды».

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народныеприметыо погоде».

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут

детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,

самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время

реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития

познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования

метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов

наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный

опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других

людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. –с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. –с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство –пресс, 2003.

Приложение

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции».

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

детей).

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

по годы на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий –«дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Онинужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор –это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой –она раскрывается, если влажный –закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?

Инна Москвитина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад

№20, ст. Голубицкая, Краснодарского края.

Проект " Юные метеорологи"

Составила воспитатель: Москвитина И. А.

Введение

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Актуальность проекта:

почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Пояснительная записка

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

Познавательному развитию ребенка;

Эколого-эстетическому развитию;

Оздоровлению ребенка;

Формированию нравственных качеств;

Формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с профессией метеоролога;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

Познакомить детей с назначением метеорологической станции;

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

Формировать представления о четырех частях света.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Подготовительная к школе группа.

Продолжительность проекта:

Этапы проекта:

Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный:

подготовка отчета с презентацией.

Предполагаемые результаты:

развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Запланированные формы работы по проекту:

2. Наблюдения в природе

3. Книга народных примет

4. Опыты-эксперименты

5. Чтение художественной литературы

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

8. Слушанье музыки

9. Работа с родителями

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Наблюдать за небом и облачностью,

С помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

С помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

Измерять количество осадков с помощью дождемера,

Определять температуру воздуха с помощью термометра,

С помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

Сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения

Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Презентация.

Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие

Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк

Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на

метеоплощадке

Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на

метеоплощадке

Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним Занятие на метеоплощадке

Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Работа с родителями

1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам

и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза

2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека

Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение

которого предвещает перемену погоды.

Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.

Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.

Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в

любое время года.

Реализация проекта.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.

Мама Фараоновой Ани подготовила для детей презентацию «Народные приметы о погоде».

С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы и оформлена площадка для метеостанции, уложена тротуарная плитка, высажены цветы.



Ирина Карабчукова

Каждую весну педагоги ДОУ проявляют свои таланты мастеров ландшафтного дизайна по благоустройству детских, спортивных площадок на территории дошкольных учреждений. В последнее время оформление стало тематическим. Второй год в нашем ДОУ тема обновления участков "В гостях у сказки!"

Специалисты детского сада также не остаются в стороне и активно трудятся на благо наших воспитанников. В своем блоге год назад я рассказывала об оформлении "Лесной полянки" .

Еще мы (два учителя-логопеда и педагог-психолог) курируем "работу" нашей Метеостанции .

Так как педагоги-дошкольники люди творческие, идей нам не занимать. Мы постарались привнести некоторые новшества в "работу" Метеостанции.

Вот что у нас получилось:

Общий вид площадки, где располагается Метеостанция.


"Роза ветров" и природный барометр влажности воздуха (сосновые шишки).

Обновился в этом году и водомер (измеритель уровня выпавших осадков).


Стенд "Дата и время" . С помощью наглядности дети закрепляют понятия о времени, частях суток, название летних месяцев. Все модули действующие (стрелки подвижные).Юные исследователи знакомятся с названием и представителями "Цветочных часов" , отыскивая экземпляры у себя на участке и на центральных клумбах ДОУ. Тем самым пополняя и природоведческие знания.

Продолжили мы с коллегами экспериментирование по обустройству "Солнечных часов" .

Надеемся юным работникам Метеостанции

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4» КГО

Проект

«СОЗДАНИЕ МЕТЕОСТАНЦИИ»

в рамках создания экологической тропы

«Владения лесовичка Мефодия»

Выполнили:

Белоусова Г.А

Шурова Е.В.

воспитатели ДОУ

Проверил:

Суворова Т.А.

методист ДОУ

Камышлов 2016

Введение.

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Педагогический коллектив МАДОУ « Центр развития ребенка – детский сад №4» КГО ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ определяют найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок дошкольного возраста не всегда способен отметить смену погоды самостоятельно.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Проблема : у детей дошкольного возраста недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов /термометр, водомер, флюгер, песочные часы, и т.д./

Цель: оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.

Задачи:

Организовать опытно – исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематических наблюдений за погодой средствами игры;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

В результате реализации данного проекта сформулировать ответить на вопросы: « Что должны знать дети о явлениях природы родного края?», «Как научить детей отмечать сезонные изменения погоды?».

Познакомить с профессией метеоролога.

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : 01. 07.2016 - 01.07 2018 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники МАДОУ №4

Продукт проектной деятельности :

Создание метеостанции на территории детского сада.

Гипотеза:

Знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Предполагаемый результат:

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Этапы реализации проекта:

Вводный этап;

Практический;

Аналитический.

Вводный этап:

Собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;

Изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;

Составить перспективный план работы над проектом.

Практический этап:

    обустройство площадки метеостанции / кабины для размещения измерительных приборов с учетом роста ребенка дошкольного возраста, журнала организации наблюдений/;

    оборудование площадки для организации наблюдений / фиксирования результатов в продуктивной деятельности/ детей;

    установление приборов для наблюдений за изменениями ветра /флюгер, ветряной рукав/,

    оборудование «Экрана – наблюдений» /мольберт – часы с фрагментами типов погоды: ясная, облачная, пасмурная, снег, дождь, град, туман, ветер умеренный, сильный, безветренно/.

Сбор информации для оформления альбомов;

Аналитический этап проекта.

Представление результатов организации опытно – исследовательской работы. Размещение фотоинформации практической работы детей на метеостанции.

Реализация проекта.

Ежедневно дети групп старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Определяют температуру воздуха;

Измеряют количество осадков с помощью дождемера;

С помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.

Выставляют показания в дневнике наблюдений.

Делают прогноз погоды на текущий день.

Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям.

План реализации проекта “Метеостанция ”

Период времени

Сентябрь

Дидактическая игра «Что такое погода»

Пословицы и поговорки о погоде.

Дидактическая игра «Термометр – умный прибор»

Наблюдение « Температура воздуха: утром – днем - вечером».

Упражнение «Определи тип погоды»

/ Экран погоды/.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Сентябрь.»

Дидактическая игра «Как рождается ветер»?”

Практикум - Наблюдение «Сила ветра».

Организация фиксирования наблюдений за направлениями ветра средством рисунка.»

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Октябрь.»

Дидактическая игра ««Откуда дует ветер?”

Наблюдение «Чем измерить скорость ветра?”. Практикум работы с флюгером.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Ноябрь.»

Дидактическая игра «Что такое компас?»

Практикум работы с измерительным прибором.

Организация практики фиксирования наблюдений за направлениями сторон горизонта по солнцу средством рисунка.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Декабрь.»

Дидактическая игра «Что такое мороз, иней?»

Наблюдение «Народные барометры».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Январь.»

Дидактическая игра «Что такое длинный день зимы?»

Наблюдение с опорой на деятельность детей и взрослых в режимных моментах.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Февраль.»

Дидактическая игра ««Это волшебница - вода»»

Наблюдение «Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Март.»

Дидактическая игра «Солнце сияет»

Наблюдение - практикум « Восход солнца. Солнце в зените. Закат.»

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Апрель.»

Дидактическая игра «Водомер – умный прибор»

Наблюдение - практикум «Дождь льет – поливает, а мы замечаем….».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Май.»

План площадки метеостанции

1

3

2

4

2

Условные обозначения:

№1 Кабина для размещения приборов, журнала наблюдений.

№2 Площадка для размещения детей при организации и фиксирования наблюдений.

№3 Флюгер.

№4 Ветряной рукав.

№5 Экран - «Часы погоды».

Метеоплощадка в детском саду

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

· показания температуры воздуха

· сила и направление ветра;

· наличие осадков;

· состояние неба и солнца;

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности , помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

Выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Детская метеостанция.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике , названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки , выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ - простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Циферблат таких часов представляют собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона. Чтобы определить время, нужно поместить гномон в положение соответствующее дате наблюдений.

Это "часы", расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде , где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Поделиться: