План-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему: Беседа по половому воспитанию. Половое воспитание подростков

Половое воспитание-составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения. Не всегда родители знают, как правильно довести до своего ребенка ту или иную информацию о взаимоотношениях девочек и мальчиков, отнекиваются или отшучиваются. Тогда ребенок начинает искать ответы на свои вопросы среди взрослых "товарищей" и очень часто получает неверные пояснения. Мы сами вводим в заблуждение своих детей, а потом разводим руками и спрашиваем самих себя - что же делать. Ответ прост- беседовать на все темы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Половое воспитание

Рассматривая актуальные, крайне необходимые вопросы, без знания которых родители не могут эффективно руководить формированием ребенка, стоит остановиться на проблеме полового воспитания мальчиков и девочек. К сожалению, эти вопросы в литературе, рекомендуемой для родителей, рассматриваются редко, а в лекциях, читаемых в родительских лекториях и родительских университетах, их тоже обходят. А между тем, если быть объективным, они заслуживают самого пристального внимания и серьезного к себе отношения.

Являясь частью общего процесса воспитательной работы, половое воспитание включает в себя два компонента: половое просвещение и непосредственно половое воспитание. Под половым просвещением разумеют сообщение детям определенных правильных сведений о размножении живых существ. Половое же воспитание - «составная часть общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения». Это воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим тончайших и сложных навыков поведения и самоконтроля.

Первые вопросы, которые возникают при рассмотрении аспекта полового просвещения, как правило, могут быть сформулированы так: «Когда должно начинаться половое просвещение и как оно должно быть организовано?»

Отвечая на них, прежде всего, следует подчеркнуть, что преподнесение детям в допустимом контексте сведений о половой жизни необходимо начинать как можно ранее. Дети очень любознательны. И рано или поздно, но у них возникают вопросы, с которыми они обыкновенно обращаются к матери: «Мама, а откуда я взялся?» Родителям дошкольников уже нужно быть готовыми к такому вопросу. Для этого следует заранее составить себе план и продумать форму ответа. Что же ответить и как?

Только правду или, точнее, часть правды. Такую ее часть и в такой форме, которая доступна данному возрасту. Конечно, мы не можем дать точных рецептов: в этом возрасте говорить то-то и то-то, а в этом то-то и то-то. Иногда бывает, что одному ребенку следует рассказать более подробно, а другому, этого же возраста, дать более беглый ответ. Многое будет зависеть от того, что из себя представляет ребенок по уровню развития и воспитанности, что именно он спросил и как спросил. Был ли этот вопрос случайным или он возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Но в любом случае самым разумным будет спокойное, вполне деловое и серьезное объяснение в форме и объеме, доступном данному возрасту.

Но обратите внимание, как реагируют большинство родителей на вопрос ребенка-дошкольника: «А откуда я взялся?»

Прежде всего, для многих родителей подобный вопрос является полнейшей неожиданностью, и потому в пожарном порядке, порой чувствуя большое смущение, придумываются самые фантастические, сказочные варианты. Наиболее распространенные из них: «на базаре купили», «в магазине купили», «аист принес», «на огороде нашли» и т. п. Некоторые же из родителей отвечают: «Мал еще – зелен, вырастешь – узнаешь!»

Но, увы, подобные ответы не только не гасят интереса к этому вопросу, но, наоборот, служат определенным катализатором, подогревающим такой интерес. Когда родители что-то запрещают, это почти всегда вызывает повышенный интерес. Помнится такой авто... биографический факт. Один из авторов, возвратясь из школы (он тогда учился в шестом классе), обратил внимание, что отец с увлечением читает какую-то книгу. Подойдя к отцу, он спросил: «Папа, а что ты читаешь?» Последовал ответ: «Эту книгу тебе еще рано читать! Подрастешь, тогда и прочитаешь!» Подобный ответ только усилил интерес к книге. И вот, подсмотрев, куда отец прячет книгу, после его ухода на работу сын с большой предосторожностью достал ее и стал читать. Увы, его ожидало разочарование. Это было совсем не то, о чем он думал, - Ф. Достоевский. «Братья Карамазовы».

Если бы отец показал книгу и сказал при этом, что она тебе будет неинтересной, ты многого не поймешь, возможно, и никакого интереса к ней бы и не возникло. Но, как видите, неверные действия отца привели к противоположным результатам. Поэтому, когда у ребенка возникают вопросы, связанные с «запретной», как кажется некоторым родителям, темой, на них следует дать правильный ответ, хотя отвечать и полуправдой.

К сожалению, на сегодняшний день еще не создана полноценная методика полового просвещения, вооружающая родителей необходимыми знаниями в этом вопросе. Однако опыт, накопленный не только у нас, но и за рубежом, подсказывает, что в тех случаях, когда у ребенка-дошкольника возникает вопрос «А откуда я взялся?», на него следует отвечать примерно так: «Когда ты был совсем маленьким, ты жил в животике у мамы. Потом ты подрос, в животике тебе стало тесно, и ты родился». Если же у ребенка при этом возникают еще какие-то дополнительные вопросы, от них следует его отвлечь. Подобный ответ, с одной стороны, правдив, и, с другой стороны, способен удовлетворить любопытство ребенка.

Вообще опыт показывает, что с большим успехом проблема полового просвещения решается тогда, когда исподволь, систематически, незаметно для себя дети получают некоторые необходимые знания по вопросам пола и размножения, распыленные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом вне полового материала. В этом случае к подростковому возрасту, дети без специального заострения вопроса получают сведения, позволяющие предотвратить возникновение нездорового любопытства в будущем.

Отсутствие такого любопытства у детей, получивших необходимые сведения, объясняется тем, что все «тайны» были им раскрыты заблаговременно, незаметно и спокойно и настолько, что для праздных догадок и предположений не осталось никакой почвы.

С нашей точки зрения, это единственно правильная и относительно безопасная система просвещения, позволяющая и избежать ханжеских умолчаний, и в какой-то мере предотвращающая необходимость специальных, мы бы сказали, небезопасных бесед на подобные темы. Если же мы будем запаздывать с половым просвещением, то эти сведения могут быть получены из других источников - главным образом от товарищей более старшего возраста и потому более «просвещенных». В этом случае информация может носить извращенный, а порой и циничный характер. И потому попытки некоторых родителей обходить острые углы, руководствуясь рассуждениями: «Нам этого не рассказывали, нас не просвещали - мы сами в свое время все узнали», «Неосведомленность сохраняет чистоту», «Придет время сами узнают» и т. п., увы, не приносят желаемых результатов. Придет время... А если оно наступит слишком поздно и искалечит девушке или парню жизнь? Результаты получатся диаметрально противоположные тем, которых родители добивались. Чтобы этого избежать, просветительную работу нужно проводить своевременно и правильно. А это достаточно сложно. Дело в том, что сами по себе вопросы об отношениях мужчины и женщины, вопросы брака и семьи - это страницы самой интимной стороны жизни человека, и потому они требуют большого такта и умения, чтобы не принести в просветительную работу привкус чего-то «особенного», «стыдного».

Сложность ее еще и в том, что здесь очень тонкая грань между необходимым и излишним. Поэтому родителям к решению подобной проблемы нужно заранее готовиться, прочитав хотя бы минимум специальной педагогической, психологической и медицинской литературы по этому вопросу.

Другим, еще более важным компонентом такой проблемы является непосредственно половое воспитание, в ходе которого осуществляется руководство половым развитием человека.

Половое развитие человека - весьма сложный и противоречивый процесс. Об этом говорят многие специальные исследования. Известный русский естествоиспытатель И.И. Мечников в своей работе «Этюды о природе человека» посвятил немало страниц сложностям этого процесса. По его мнению, человеческий организм есть складочное место всяких несовершенств и дисгармоний. А одна из самых тяжких дисгармоний – дисгармония в области полового инстинкта. Дело в том, что половое влечение развивается намного раньше, чем его можно удовлетворить законным путем – в семье. А отсюда разнообразные аномалии, заставляющие нас сосредоточивать внимание на этом вопросе.

В самом деле, наблюдается большой разрыв во времени между созреванием половым и гражданским. И еще больший - между половым созреванием и экономической самостоятельностью человека. А с учетом акселерации этот разрыв еще больше. Поэтому весьма существенной стороной полового воспитания является постепенное и весьма тактичное доведение до сознания подростков и юношей смысла имеющейся дисгармонии между половым и гражданским созреванием, а также формирования у них тормозной системы - умения владеть собой и своими чувствами, управлять желаниями, а если необходимо – подавлять их. Подобная воспитательная работа должна проводиться родителями систематически.

Как известно, взаимоотношения между детьми и родителями в нормальных, морально здоровых семьях строятся на нравственной, духовной близости детей и родителей, на чувствах взаимной любви и привязанности. Спрашивается, кто же, как не близкий человек – отец или мать - может в интимной, доверительной беседе, в доброжелательной и тактичной форме рассказать обо всем, спокойно и без нажима посоветовать, а если нужно, то и помочь?

Не менее важен в половом воспитании пример взаимоотношений родителей. В самом деле, где, как не в семье, на примере отца и матери мальчики и девочки получают первые уроки отношений мужчины и женщины? Нежность мужа и отца, чуткое отношение к жене и матери, готовность прийти на помощь, разделить все домашние хлопоты, наконец, стремление сделать семейную жизнь счастливой и интересной – все это не укрывается от глаз детей, все это оказывает на них определенное воздействие.

Конечно, не секрет, что с возрастом довольно часто отношения между супругами меняются. Подходя к определенному жизненному рубежу, некоторые родители подчас испытывают какую-то неудовлетворенность прожитой жизнью, ощущают какие-то разочарования. Крайне необходимо, чтобы дети никак этого не чувствовали, не становились свидетелями ссор, скандалов, мелкой грызни между родителями. Это немаловажно для правильного полового воспитания. Подобная ситуация создает нежелательный фон в период формирования взглядов на взаимоотношения полов.

Другим не менее важным фактором полового воспитания, как об этом пишет А.С. Макаренко, «является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. Такие люди проявляют очень часто самые сильные половые чувства, но всегда склонны не уважать ту, которая их привлекает, не дорожить её духовной жизнью и даже не интересоваться ею. Они поэтому легко меняют привязанности и очень недалеко стоят от обыкновенного разврата. Конечно, это бывает не только с мужчинами, но и с женщинами».

Поэтому весьма важным фактором правильного полового воспитания является опыт неполовой любви или длительной дружбы, привязанности к отдельным людям, родителям, друзьям или товарищам. Это один из существенных факторов формирующегося будущего нравственного отношения к другому полу. Отсюда можно сделать вывод, что родители должны весьма внимательно относиться к вопросу о дружбе детей и характере взаимоотношений с друзьями. Добрые, хорошие взаимоотношения с друзьями - в известной мере залоги правильных в будущем взаимоотношений с другим полом. Немаловажную роль в решении проблемы правильного полового воспитания играет так называемая сублимация - это прием, смысл которого заключается в переключении направленности и активности ребенка в нужное воспитателям русло.

Среди факторов, способствующих правильному нравственному формированию человеческой личности, на первом месте стоит труд. Труд - великий воспитатель. Но нигде педагогическое значение труда не выступает с такой очевидностью, как в половом воспитании. Это прекрасно знала еще монашеская педагогика. Поэтому, когда монаху угрожала опасность «греха», на него накладывали епитимью, обычно заключавшуюся в каком-то труде. И сегодня педагогическое значение труда нисколько не уменьшилось. Дайте ребенку труд – и его нравственность, бесспорно, повысится. Но необходимо, чтобы этот труд захватил ребенка, завладел им, чтобы этот труд был интересным, творческим. Подросток, захваченный таким трудом, имеет наибольшую сопротивляемость всяким половым соблазнам.

Важную роль в этом плане играет разнообразная кружковая работа. Трудно переоценить ее значение, ибо это своеобразный клапан, дающий выход избытку сил и энергии ребенка, подростка, юноши. Филателия, нумизматика, фотография, радиотехника, авиамоделизм и тому подобные увлечения ребят - наши добрые союзники в деле нравственного (в том числе и полового) воспитания. С их помощью формируются интересы, растет духовная культура, заполняется досуг, развивается инициатива. Поэтому задача родителей - всемерно содействовать развитию любых здоровых увлечений ребенка, будь то коллекционирование, предметная кружковая работа или участие в художественной самодеятельности.

Определенную роль в оздоровлении нравственности играют физическая культура и спорт. Они способствуют отвлечению ребенка от половых переживаний. Подростки находят в спорте выход для избыточной энергии. Старая латинская поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» и в этом отношении остается глубоко правильной. Но занятия физкультурой и спортом немыслимы без правильного гигиенически оправданного режима. Нормальный режим для детей в семье - также один из элементов правильного полового воспитания. А.С.Макаренко писал, что «мальчик или девочка, с детства, привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку перенесут и на отношение к мужчине или к женщине» .

Анализ фактов половой распущенности несовершеннолетних показывает, что она, как правило, начинается в условиях безделья, скуки, бесконтрольного время - препровождения, в условиях беспорядочных и бесконтрольных встреч мальчиков и девочек.

И, наконец, еще один вопрос, на котором следует остановиться и который имеет самое прямое отношение к рассматриваемой проблеме, - это вопрос о взаимоотношениях мальчиков и девочек разных возрастов и об отношении к такому вопросу родителей.

Если попытаться проследить характер взаимоотношений на разных возрастных этапах, то можно заметить, что в дошкольном возрасте, да и в первом-втором классах дети обычно не обращают внимания на половые различия, они не усматривают никакой особой разницы между мальчиками и девочками. Они вместе играют, занимаются, отдыхают. Но уже к третьему классу постепенно такое различие начинает проявляться. Мальчики обнаруживают большую активность на переменах, во внеурочное время. Активность проявляется в играх, шалостях, в движении. Девочки же ведут себя более сдержанно, хотя, конечно, нет правил без исключения.

Сегодня уже в третьих-четвертых классах мы наблюдаем первый взаимный интерес и первые попытки ухаживания. Пытаясь обратить на себя внимание понравившейся ему девочки, мальчишка выбьет у нее из рук портфель, стукнет по спине, дернет за косичку. Ему очень хочется обратить на себя ее внимание, но как это сделать в соответствии с классическими канонами ухаживания, он еще не знает. Но проходит некоторое время, и чувство симпатии начинает проявляться в несколько иной, более сдержанной и корректной форме.

Начинают писаться записочки с попытками выразить свои чувства, назначаются свидания, следуют приглашения в кино, на каток и т. п.

Если посмотреть на эти записочки, то практически ничего страшного в них нет. И сами родители в свое время тоже писали подобные записки, но время стерло в их памяти многие детали своего детства и отрочества. И поэтому подобные послания некоторыми родителями воспринимаются как страшный криминал. Они начинают перегибать палку по части «охраны нравственности». Принимаются пожарные меры: детям запрещают видеться, в детской дружбе усматривается что-то явно предосудительное! И сами дети, видя такое отношение взрослых к себе, тот резонанс, который вызвали их дружеские отношения, тоже начинают смотреть на все другими глазами. А ведь подростковый возраст – это не только возраст полового созревания, но и возраст первой влюбленности. Поэтому очень важно своевременно прийти на помощь подростку, переживающему мучительные сомнения в связи с вторжением в его жизнь новых, неизведанных ранее чувств. Очень важно раскрыть перед ним богатство и красоту человеческих отношений, необходимость чуткого и бережного отношения к другому полу – предмету твоей влюбленности.

Если родители подходят к детской дружбе с разумной позиции – дурные последствия почти исключаются. Поэтому для родителей весьма важно не потерять доверия своего сына или дочери. Если общение, дружба подростков разного пола происходит на глазах у родителей, если дети доверяют родителям самое сокровенное, советуются с ними, делятся всеми своими переживаниями, родители всегда могут своевременно вмешаться и скорректировать поведение детей.



Беседа

с учащимися 8–9-х классов

по теме:

" Половое воспитание "

ЦЕЛЬ: формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания.

Задачи:


  • Актуализировать сущность полового воспитания школьников.

  • Изучить теоретический и практический материал по половому воспитанию подрастающего поколения.

  • Разработать опросник для подростков по теме “Половое воспитание”.
Программа беседы:





  • Правила обсуждения половых вопросов с детьми и подростками

  • Практическая часть
ХОД БЕСЕДЫ

  1. Теоретический материал
Возрастные особенности подростков .

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характеризуется полным отсутствием гармонии. Мальчики и девочки еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это отражается и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит подростков подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям и педагогам.

Биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией половых гормонов, приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например сын помогает отцу в ремонте квартиры, а дочь вместе с матерью готовит обед. Если семья совместно планирует и проводит досуг, если дети видят согласие и дружбу между родителями – это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на "мужские" и "женские" дела проводить не следует, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются.

Девочка начинает осознавать себя женщиной раньше, чем мальчик – мужчиной. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2–3 года позже. В силах педагогов и родителей снять хотя бы частично напряженность и конфликтность между разнополыми ребятами. Следует при любой возможности поддерживать их во всех проявлениях взрослости, самостоятельности, ответственности. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение.

Что необходимо знать детям о половом созревании

В возрасте 13–15 лет у подростков происходит половое созревание. К этому моменту они должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такие разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой – матери. Взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному "плану". И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились раньше, чем у остальных. У медиков есть специальные таблицы для определения границ нормы. В них включены данные о развитии вторичных половых признаков, сроке начала менструации, первой поллюции и др. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. Если первые признаки полового созревания появились до 9 лет или не появились к 14 годам, родителям надо обратиться за консультацией к эндокринологу, чтобы исключить эндокринные нарушения или заболевания. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10–15 годами. Если же это случилось до 10 лет или не произошло в 15, также необходимо исследование эндокринной системы. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. В целом в последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX в. Все мы знакомы с термином "акселерация", что означает "ускорение". Акселерация в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этого явления до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение количества различных раздражителей во внешней среде, включая ионизирующие излучения, и др. Однако акселерация создала немало проблем и детям, и взрослым – в частности, связанных с более ранним половым созреванием, возможностью материнства и отцовства в слишком раннем возрасте.

Тормозить процессы физического и полового развития также могут самые разные факторы: нарушения эндокринной и центральной нервной систем, хроническая инфекция, перенесенные в детстве вирусные заболевания, плохое питание, высокий уровень эмоциональных, физических и психических нагрузок.

Как относиться к детским влюбленностям

Как же следует относиться к детским влюбленностям?

От 7 до 12 лет

Этот период можно назвать началом детского романтизма. Стереотипы мужского и женского поведения усвоены уже достаточно прочно, и не последнюю роль в этом играют фильмы и книги. Дети идентифицируют себя с их героями и стараются вести себя так же. Например, насмотревшись латиноамериканских сериалов, самозабвенно играют в "Лауру и Хуана-Карлоса". Девочки мечтают о красивой свадьбе и о детях, а мальчики – о том, как они совершат подвиг и спасут свою возлюбленную.

Ребенок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые скажет при встрече. Часто дети влюбляются в людей более старшего возраста: в учителей, в братьев и сестер своих друзей или даже в их родителей. Девочки и мальчики по группкам обсуждают, кто в кого влюблен, пишут любовные записки и заполняют самодельные "анкеты", чтобы побольше узнать друг о друге. Начинается пора первых ухаживаний.

Привязанность, начавшаяся в этом возрасте, может оказаться настоящим серьезным чувством и сохраниться в течение всей жизни ребенка. Дети очень болезненно реагируют на разлуку с объектом любви, например при переходе в другую школу или в результате отъезда из летнего лагеря. Они еще не настолько самостоятельны, чтобы продолжать часто видеться, а переписка или обмен телефонными звонками не может заменить личного общения. К концу этого периода в общих чертах формируется стратегия поведения с людьми противоположного пола, которая в дальнейшем будет только корректироваться в зависимости от приобретаемого опыта.

Дети самостоятельно анализируют свои чувства и чувства других, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а не у соседа по парте – значит, любит! На этом этапе родители могут вместе с ребенком подробно разбирать допущенные ошибки, искать пути примирения после ссоры с возлюбленным или придумывать, как привлечь его внимание. Это научит ребенка в будущем хорошо разбираться в себе и в людях.

От 12 и старше

Отныне любовь прочно ассоциируется с поцелуями и объятьями. Тех, у кого есть друг или подруга, сверстники уважают, а тем, кто уже успел сменить нескольких, завидуют. Большой популярностью пользуются пошлые анекдоты и волнующие истории о потере невинности.

Тем не менее, романтизм отношений не теряет своей ценности. Огромное значение придается танцу с возлюбленным, взглядам, улыбкам и нежным словам. Для этого возраста характерен своеобразный фетишизм – обмен фотографиями, шарфами, шапками.

Подростки в этом возрасте живут с ощущением приближения "большой любви", которая вот-вот наступит. Поэтому, как бы желая ускорить ее появление, сильно идеализируют любимых. Часто родители пугаются проявлений сексуальности своих детей. Так возникает опасность опошлить их чувства, запугать, предостерегая от ранних связей. Почему-то при этом родители не боятся вырастить из ребенка сексуально холодного, закомплексованного человека, создав ему таким образом массу серьезных проблем.

Не надо говорить подростку, что ему рано думать о сексе. Заниматься – действительно рано, а думать – в самый раз. Наступило половое созревание, гормоны бушуют, и с этого момента невозможно добиться того, чтобы подросток избавился от своих мыслей и желаний. Упреки и давление приведут к тому, что он просто перестанет откровенничать. Задача взрослых – настроить ребенка на то, чтобы он думал о сексе в будущем времени, а не в настоящем.

А пока пусть у него формируется свое отношение к этой теме и понимание того, что секс неразрывно связан с ответственностью за себя и за своего любимого человека.

Если родители поняли, что их ребенок влюблен и любовь эта безнадежная, несчастная, изматывающая, они не должны делать вид, что все это неважно. Конечно, не нужно пытаться прожить жизнь за своего ребенка. Однако восприимчивость бывает разная, и надо очень чутко следить, чтобы нервозность, грусть, депрессия не переходили в патологические формы – неврозы, суицидальные явления. За ребенка придется бороться, в т. ч. с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов.

Обсуждение вопросов пола с детьми

Самую большую роль в воспитании у мальчиков правильного отношения к женщинам играет личный пример. Грош цена красивым речам, если, закончив наставление сыну, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижала его. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование образа Мужчины-мужа и Отца у детей обоего пола. Сын усваивает свою линию поведения, в т. ч. и с лицами противоположного пола; дочь – возможный идеал будущего супруга (или зарекается выходить замуж). Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости, но в должной мере. Иногда чрезмерное чувство собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности – в белоручку и эгоистку.

В половом воспитании девочек допускаются две основные ошибки. Некоторые мамы полностью игнорируют вопросы половой жизни. В этом случае девочки будут узнавать информацию (возможно, неправильную) из иных источников. Другие мамы освещают вопросы секса только с отрицательной стороны. Но запретный плод всегда сладок, у дочерей может возникнуть сомнение в справедливости материнских слов и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой. Она должна знать, что высшее предначертание в жизни – продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч, чтобы у мужчин не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, другим бедам. Приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. также относится к половому воспитанию. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13–15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует – можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости – дочь должна осознать всю важность половой жизни.

2. Практическая часть

Практическая часть работы состоит из проведенного опроса среди учащихся 8 –9 классов, в котором принимали участие 7 человек.

Опросник для учащихся 8 –9 классов (анонимно)

Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.

1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?


  • ухаживание

  • поцелуи

2. О половых отношениях я узнал (а) …

  • из телепередач

  • из чтения специальной литературы

  • из разговора со сверстниками

  • от родителей

  • от учителей

  • укажите другие источники _______________________________________________
3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?

  • из любопытства (интерес познания чего-то нового)

  • от безделья

  • случайно

  • быть как другие

  • казаться взрослее

  • под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ

  • другое ______________________________________________________
4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?


___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?


  • 12 – 13 лет

  • 14 – 15 лет

  • 16 – 17 лет

  • 18 лет

  • ваше мнение _____________________________________________________________
6. Какие виды контроцептивов Вы знаете?


______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?


  • да, нужен

  • наверное, нужен

  • затрудняюсь ответить

  • наверное, не нужен

  • не нужен

_________________________________________________________________________________

8. Вступали ли Вы в половые отношения? Спасибо!

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

Рано или поздно перед каждым родителем встаёт вопрос о половом воспитании ребёнка. Давайте подробнее разберем на что нужно обратить внимание, чтобы не допустить ошибок.

1. Возраст.

Какой возраст оптимален для этого разговора? 8-9 лет! Нет, не рано. Ребёнок ходит в школу, общается со сверстниками и лучше пусть он это узнает от вас, чем от соседа по парте.

Пример из жизни: Мама 9-ти летней Маши застала её за просмотром мультфильма для взрослых. Девочка оправдалась тем, что случайно наткнулась на этот мультфильм. Мама, решив, что рано ещё начинать этот разговор, отложила его " на потом". Через пару месяцев она находит в одной из школьных тетрадей рисунки, носящие снова сексуальных подтекст и понимает, что тогда было не случайно!

2. Кому доверить этот разговор?

На одном из форумов, посвящённых для мам, был проведён опрос: кто должен: родители или преподаватель в школе затронуть тему полового воспитания? Большинство мам были за школу, сами они стесняются или возможно принципы, навеянные из 90-х годов, когда их родители скрывали от них эти факты, не дают начать разговор на эту волнующую тему.

С одной стороны да, специалист сможет без стеснений и лишней эмоциональности объяснить, но не вызовет ли он ещё больший интерес к данной теме? Не заострит ли он на ней внимание ребёнка?

Опять же пример из жизни: Мальчик после посещения предмета о половом воспитании в школе, пришёл домой и предложил соседке "вставить", как рассказывал преподаватель. Поэтому, чтобы не было таких казусных ситуации: основу данной темы должны заложить родители. А дальше преподаватели, сверстники уже только дополнят.

3. С чего начать?

К данному разговору нужно тщательно подготовиться, чтобы не "плавать", вы должны для себя выбрать, что можно сейчас рассказать, а с чем лучше повременить. И чётко, не меняя интонации в голове, плавно подведите ребёнка к лёгкой беседе.

Итак, начните с полового созревания, не нужно прибегать к "пестикам и тычинкам"- пусть это останется для школы. Расскажите, что у мальчиков и девочек наступает половое созревание, опишите признаки, особенности. Есть ранние девочки, у которых в возрасте 10-11 лет уже наступает менструация, поэтому чем раньше она узнает об этом тем лучше.

И снова пример: Мама Иры 10 лет не рассказала во время ей о полово созревании, посчитав, что ещё рано. В итоге у Иры началась менструации и она так сильно испугалась, подумав что она умирает от какой-то страшной болезни.

4. Ребёнку это не интересно.

А вы сами верите в это? Принцип: "притягивает то, что запрещено"- никто не отменял. Вспомните себя. Как вы находили дома кассеты с фильмами для взрослых и просматривали их, когда родителей не было дома. Было же? Так вот эта тема интересна детям во все времена.

Тем более сейчас в эпоху интернета и доступности любой информации, не составит большого труда посмотреть что-то, для этого даже не нужно перематывать кассету на то место, с которого начали смотреть, чтобы родители не узнали.

5. Главные аспекты

Главные аспекты на которые нужно обратить внимание:

  • половое созревание и гигиена (расскажите, что половые органы нужно содержать в чистоте);
  • предохранение(объясните, что от этого бывают дети, а так же болезни, но не запугайте ребёнка);
  • что этот процесс, по обоюдному согласию и по любви;
  • с помощью дополнительной литературы(приобретите специальную энциклопедию) покажите как это происходит;
  • донесите, что это очень интимный процесс, о котором можно разговаривать не со всеми;
  • с девочками пусть разговаривают мамы, с мальчиками папы;
  • после разговора спросите: " Все ли понятно? И есть ли вопросы?".

Вот это основа, на которую нужно опираться. Не надо входить в азарт и рассказывать все в мелких подробностях. Это все дополнения, о которых ребёнок узнает сам позже.

  • 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
  • 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
  • Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
  • 4.1. Сознание и здоровье
  • 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
  • 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
  • Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
  • 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
  • 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
  • 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
  • Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
  • Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
  • Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
  • Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
  • Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
  • Гипергликемическая и гипогликемическая кома
  • Первая доврачебная помощь
  • Понятие «острый живот» и тактика при нем
  • Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
  • 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
  • Классификация детского травматизма
  • 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
  • Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
  • 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
  • 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
  • 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
  • Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
  • Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
  • 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
  • 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
  • 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
  • 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
  • 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
  • 10.6. Бронхиальная астма
  • 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
  • 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
  • 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
  • 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
  • 11.4. Понятие об олигофрении
  • 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
  • Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
  • 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
  • 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
  • 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
  • Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
  • Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
  • 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
  • Профилактика табакокурения
  • 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
  • Алкоголь и потомство
  • 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
  • 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
  • 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
  • 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
  • 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
  • Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
  • 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
  • 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
  • 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
  • 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
  • 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
  • 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
  • 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
  • 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
  • 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
  • 15.5. Аборт и его последствия
  • Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
  • 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
  • 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • Глава 17. Применение лекарственных средств
  • 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
  • 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
  • 17.3. Хранение лекарственных средств
  • 17.4. Пути введения лекарств в организм
  • Наружное применение лекарственных веществ
  • Энтеральные пути введения лекарственных веществ
  • Парентеральные пути введения лекарственных веществ
  • 17.5. Техника постановки инъекций
  • 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
  • 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
  • 17.8. Домашняя аптечка
  • 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
  • Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
  • 18.1. Значение общего ухода
  • 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
  • 18.3. Специальный уход в условиях больницы
  • Уход за полостью рта
  • Уход за кожей
  • Подмывание тяжелобольных
  • 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
  • 18.5. Транспортировка пораженных и больных
  • 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
  • Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
  • 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
  • 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
  • 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
  • 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
  • 19.5. Первая помощь при переломах костей
  • Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
  • 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
  • 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
  • 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
  • 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
  • 19.10. Первая помощь при острых отравлениях
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

    15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.

    Половое воспитание – это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания, неправильно, так как часть вопросов надо решать уже в детстве. Малыш вступает в мир не абстрактным дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. Даже уход за ними не одинаков, а тем более – воспитание. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку – женщиной. Медики и психологи считают, что утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания влияет на семейную жизнь разрушающе.

    Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т.д. Необходима строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, воспитателей. Неподготовленность и неосведомлённость подростков в вопросах пола нередко является причиной тяжелых жизненных ситуаций. Неосведомлённые в вопросах пола подростки часто пугаются и стыдятся физиологических изменений, происходящих в их организме. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, получая, как правило, искаженные сведения. В свое время В.Г.Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомлённости. Большую опасность несёт в себе и противоположная тенденция, характеризующаяся ростом сексуальной тематики в литературе, кино и на телевидении. В связи с этим очевидна роль полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.

    Половое просвещение заключается в ознакомлении детей с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни.

    15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.

    В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

    Родителям необходимо знать, прежде всего, физиологические особенности развития ребёнка, то есть какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Надо знать также, что является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребёнка (например, у мальчиков первого года жизни перед мочеиспусканием может наблюдаться эрекция (напряжение полового члена). С первых дней жизни ребёнка необходимо проводить туалет наружных половых органов. После каждого мочеиспускания ребёнка подмывают без мыла, после дефекации – с мылом. При этом девочек надо подмывать в направлении спереди назад. Необходимо прививать гигиенические навыки по уходу за телом, умению подмываться (с 5-летнего возраста), регулярному мочеиспусканию и опорожнению кишечника. Необходимо устранять раздражающие действия на эрогенные зоны (избегать ношения тесной одежды, лечить глистные инвазии). Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчёркивают: это дядя, это тётя, это мальчик, девочка. В 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Он уже знает назначение многих органов тела. Дети в этом возрасте задают вопросы типа: «Откуда я взялся?» На эти вопросы следует отвечать, например, так (для матери): «Я родила тебя в роддоме» Можно привести сравнения из жизни животных. Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Не надо отказываться отвечать на вопросы, это лишь увеличивает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомлённых» лиц. Что касается вымысла и сказок, к которым иногда прибегают родители, то со временем наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям, стремление побольше узнать о скрываемой от них стороне жизни.

    Важно добиться у ребёнка уважения ко всему, что связано с рождением, и, в первую очередь, почтительное отношение к матери. Ребёнку надо внушить, что он появился потому, что мать и отец любили друг друга и очень хотели его появления. С первых лет жизни необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам – другие. Игры детей разные. Мальчики чаще играют в войну, а девочки – в куклы. Воспитание сына – это, прежде всего, будущего мужа, отца. Если мальчик с раннего возраста с уважением относится к матери, бабушке, сестре, то впоследствии будет так же относиться и к девушке, жене. В семье отношение к мальчику должно быть строже, неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. С раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. У девочек же надо воспитывать правильное отношение к мальчикам, учить проявлять чуткость, заботливость. В дошкольном возрасте у девочек проявляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры. При этом половое воспитание тесно связано с эстетическим.

    У детей в семье должны быть определённые обязанности. Мальчик, девочка после игры могут убрать игрушки в коробку. Чем старше ребёнок, тем сложнее обязанности.

    К.Д.Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей огородить своего ребёнка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей, приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями.

    Родители должны внимательно следить за половым развитием ребёнка.

    Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития у мальчиков – крипторхизм, когда одно или оба яичка находятся в паховом канале или брюшной полости. При этом очень важно начать лечение как можно раньше, так как крипторхизм приводит к перерождению ткани яичек и к бесплодию. Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие горошины, что говорит об их недоразвитии.

    У мальчиков может наблюдаться врождённое расширение вен семенного канатика (варикоцеле ): в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. Устранить это можно только хирургическим путём.

    В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние называется физиологическим фимозом и не должно вызывать опасений. На 2-м или 3-м году жизни ребёнка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена.

    Однако у некоторых детей отверстие крайней плоти узкое и головка не обнажается. В этом случае требуется несложная операция – рассечение крайней плоти; если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения, например, парафимоз – ущемление головки полового члена вплоть до омертвения тканей.

    При заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС), опухолях, эндокринных желез возникает преждевременное половое развитие мальчиков. Такие мальчики в первые 2-3 года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребёнка. Зоны костного роста закрываются раньше – в 8-10 лет, вместо 19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц, фигура становится непропорциональной. Рано, с 2-3 лет начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса. При начавшихся признаках раннего полового развития родители должны обратиться к эндокринологу. При ушибе или ранении половых органов ребёнка надо показать врачу. Если у девочки при этом произошло повреждение девственной плевы родители, должны сохранить документ, выданный врачом.

    На втором этапе – 7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными. В играх детей этого возрастав нередко отмечаются мужское или женское социальное поведение: казаки-разбойники или дочки-матери и т.д.

    Мальчик может играть в дочки-матери, но быть при этом отцом или сыном. Если же он легко соглашается на роль «мамы», «дочки», - над этим уже стоит серьезно задуматься. Но вмешиваться в детские игры не стоит, даже если они кажутся неприличными. Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу, в доктора обнажает живот или ягодицы, каждый 8-й – половые органы. Педагогическое вмешательство может потребоваться только в тех случаях, когда в игре участвуют более старшие дети и подростки, которые могут оказать дурное влияние на детей. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно воспитать такие нравственные качества, как стыдливость, готовность оказать помощь. Необходимо формировать общие интересы (посещение музеев, театров и т.д.). Нередко в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникает чувство симпатии, влюблённости. В таких случаях не надо фиксировать на этом внимание ребёнка, лучше постараться переключить его интересы на книги, игры и т.д.

    Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков) – подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.

    Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

    Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.

    Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.

    Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.

    Поделиться: