Первичные представления об объектах окружающего мира. Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, …)

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Самара 2014 г.

Введение………………………………………………………………………….3

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе……………………….…4

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………...........12

Список использованных источников………………………………………….13

Введение

Вопрос формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников был актуален всегда. Наше непростое время требует от детей уже в дошкольном возрасте большое количество знаний, а развитие дошкольников в игровой деятельности еще никто не отменял. Поэтому важно построить образовательную деятельность так, чтобы дети получали максимальное количество знаний об окружающем мире во время игры. Ведь когда они пойдут в школу эти знания им очень пригодятся. А всем известно, что самый большой объем информации в ребенка можно вложить в возрасте до пяти лет. В это время он все впитывает, как губка. Следовательно, возрастает необходимость построения образовательной деятельности, так, чтобы ребенок и играл и учился.

Цель: разработать конспект образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

  • Конкретизировать сущность процесса формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.
  • Отобрать средства и содержание для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе.

Как ребенку-дошкольнику рассказать о свойствах окружающего мира? Это объяснение должно быть интересным, нескучным, наглядным, чтобы ребенок сам мог все попробовать сделать во время образовательной деятельности. Именно поэтому опытно-экспериментальная деятельность, пожалуй, будет представлять максимальный интерес, для ребенка.

Экспериментирование - достаточно сложный вид деятельности. Но она также сложна, как и интересна. Такая образовательная деятельность предполагает погружение детей в атмосферу взрослости, дети сами на практике решают в присущей для себя форме работы - игровой, выполнять поставленные перед ними задачи. Опытная деятельность максимально расширяет знания детей о свойствах воды. Так как дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, т.е. ребенок лучше запоминает новый материал, когда он его видит, и когда увиденное сопровождается опытной деятельностью, поэтому, использование опытной деятельности способствует запоминанию и более качественному формированию знаний о свойствах воды и воспитывает к ней бережное отношение.

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Тема: Эксперименты с водой.

Цель:

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи для детей:

1. Развивающие задачи:

Укрепить познавательное отношение через стремление узнавать новое и прилагать к этому усилие (Познавательное);

Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире (Коммуникация);

Развивать интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на хороводные песни (Музыка).

2. Обучающие задачи:

- обогатить и расширить представления детей о свойствах воды (Коммуникация);

Упражнять детей в умении экспериментировать (Познание).

3. Воспитательные задачи:

Приобщать детей к экспериментированию (Познавательное);

Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми (Социализация, Коммуникация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений (Социализация, Коммуникация).

Методическое обеспечение:

1. Раздаточный материал: стаканы с водой; стаканы с молоком; миски; ложки;пипетки; соль; миски с маслом; миски с жидкостью для мытья посуды; порошковая краска; аромалампа; свеча; ватные палочки; кубики льда; кусочек стекла или зеркала; спички; трубочки.

2. Демонстрационный материал:

Столы, накрытые скатертями;

Музыкальное сопровождение:

Запись песни «Ой летят, летят снежинки»;

Запись звуков воды.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о воде;

Пение хороводных песен;

Вождение русских народных хороводов;

Рассматривание иллюстраций о воде.

Взаимодействие с родителями:

Провести консультацию для родителей по подбору и чтению литературы о свойствах воды;

Организовать выставку работ в уголке природы;

Пригласить принять участие в приобретении необходимых атрибутов для мероприятия.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А я предлагаю вам не просто побеседовать, а проверить все наши знания в процессе эксперимента. Давайте мы сегодня с вами превратимся в ученых, а наш зал будет мини лабораторией.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня изучим два аспекта воды: ее состояния и свойства.

Воспитатель на мольберте фиксирует изучаемые аспекты.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком виде бывает вода?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Вот посмотрите, коллеги, перед вами стакан с водой. Какая она?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно. Она жидкая.

Воспитатель вносит на подносе кубики льда.

Воспитатель: Ребята, что сейчас перед вами?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно - это лед. Попробуйте по нему постучать ложечкой. Какой он?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно коллеги, он твердый. То есть мы с вами убедились, что вода, бывает какая?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно жидкая и твердая. Давайте мы это зафиксируем на нашем мольберте. А еще вода бывает и в виде газа или пара. А как все это происходит, мы с вами сейчас проверим.

Опыт:

Воспитатель: Итак, коллеги, давайте приступим. Михаил устанавливайте аромалампу на середину стола. Игорь, вам предлагаю установить свечу. Сейчас мы с вами продемонстрируем все три состояния воды, и как они переходят друг в друга. Мария, кладите кусочек льда в миску. А я подожгу свечу.

Идет таяние льда, затем нагревание вода, и ее испарение.

Воспитатель: Что происходит коллеги?

Дети: Комментируют каждый этап.

Воспитатель: Итак, давайте подытожим. Какие состояния воды ми изучили?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Все верно. Зафиксируем. Ну что же, состояния воды мы изучили. Давайте перейдем к ее свойствам. Итак, пред вами два стакана. Что в них?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно в одном молоко, а в другом вода. Опустите пожалуйста по одной трубочке в каждый стакан. Что вы видите, коллеги?

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что вода прозрачна. Это первое свойство воды.

Воспитатель записывает свойство на мольберте.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да действительно она безвкусная, и это второе свойство воды. Запишем. Коллеги, а что вы можете сказать о ее цвете?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно она бесцветная, и это еще одно свойство воды.

А теперь, я предлагаю взять вам по формочке и перелить в них воду из стакана.

Дети переливают воду в формы.

Воспитатель: Коллеги предлагаю вам высказаться по этому вопросу. Виктория давайте начнем с вас. Какую форму приняла ваша вода?

Дети по очереди высказываются.

Воспитатель: На этом опыте мы с вами убедились, что вода очень текучая и в жидком состоянии заполняет любое пространство. Это свойство воды называется текучесть. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется ручеек. Правила такие: мы цепляемся друг за друга и под музыку начинаем перемещаться, перетекать, как ручеек. Важно, чтобы ручеек был един и не обрывался.

Начинается игра.

Воспитатель: Ну вот, мы немного отдохнули. Предлагаю вернуться к нашим экспериментам.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Коллеги давайте исследуем следующее свойство воды. Для этого нам потребуется емкость с водой и порошковая краска. Возьмите, пожалуйста, ватные палочки и добавьте немного краски в емкость с водой. Ваше мнение о происходящем.

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что краска начинает растворяться в воде. Значит коллеги можно сказать, что вода- это растворитель. Это тоже является свойством воды. А как вы думаете, все ли вещества вода может растворить?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, коллеги, не все. У воды есть враг и это…

Воспитатель раздает детям емкости с растительным маслом.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да коллеги, вы правы - это масло. Масло является врагом воды. Вода не может растворить масло. Продемонстрируем это на опыте. Возьмите пипетки и добавьте несколько капель масла в миски с водой. Что происходит?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А теперь секретный ингредиент. Возьмите еще раз пипетки и добавьте этот ингредиент в нашу емкость. Давайте обсудим получившуюся реакцию.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Итак, когда мы добавили масло в воду, на поверхности воды появились капли масла. А при добавлении секретного вещества, и это была жидкость для мытья посуды, капли растворились. То есть у воды появился друг, который помогает ей бороться с жиром. В итоге мы выявили еще одно свойство воды. Какое?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода не растворяет жир. Зафиксируем это свойство. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Мы с вами выявили, что вода является хорошим растворителем. Так давайте, это закрепим. Ребята, становитесь в круг. Давайте считалкой выберем трех участников. Кто из вас знает считалки?

Дети выбирают считалкой двух участников.

Воспитатель: Выбранные участники будут красками. Все остальные будут большой каплей воды. И мы - капля будем не просто стоять, а водить хоровод. А наши краски будут проникать в хоровод, и растворяться в нем. Помните, как краска растворялась медленно и красиво в воде? Вот и ваша задача состоит в том, чтобы красиво раствориться. Хоровод будем водить под песню «Ой летят, летят снежинки». Все помнят слова? Ну, тогда начали.

Дети вместе с воспитателем играют и водят хоровод.

Воспитатель: А я ведь не просто так предложила вам вспомнить песню о снежинках. Мы же с вами ученые, поэтому сами сейчас вырастим снежинку, хотя зима еще и не наступила. Давайте вернемся за столы. И продолжим наш эксперимент. Мы уже выяснили, что вода растворяет некоторые вещества. Перед вами заготовка снежинки, соль и стакан с горячей водой. Возьмите ложки и добавьте в стакан по пять ложек соли и начинайте тщательно перемешивать. Что происходит с солью?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода растворяет соль. Вот теперь наш соляной раствор готов. Возьмите заготовки снежинок и медленно опустите их в емкость с раствором. Через час вы увидите, что произойдет. А пока, давайте еще раз вспомним, о каких свойствах и состояниях воды мы с вами сегодня узнали.

Воспитатель подходит к мольберту и акцентирует внимание на каждом изученном свойстве.

Воспитатель: Ну что ж час прошел, пришло время смотреть, что у нас получилось.

Дети достают снежинки.

Воспитатель: Посмотрите, какие снежинки у вас получились. Снежинки будут подарком для ваших мам. Но вы без подарка тоже не останетесь. Ваши мамы также подготовят вам сюрприз. А какой - это пока секрет.

Итак, дорогие коллеги, работа в нашей лаборатории закончена. Всем спасибо.

Заключение

В результате проведенной образовательной деятельности дети не только погрузились в игру, но и получили ряд знаний, таких как: свойства воды, ее состояния, приобрели опыт самостоятельного экспериментирования.

В процессе проведения образовательной деятельности использовались следующие методы:

  • беседа,
  • игра,
  • показ,
  • объяснение,
  • экспериментирование.

Итогом работы было приобретение знаний детьми в игровой форме, и этот итог был достигнут.

Список использованных источников

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия, 1998.- 240 с.
  2. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.
  3. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 302 с.
  4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Па-рамоновой. О. С. Ушаковой. М., 1987.- 340 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М., 1996.- 420 с.

Добрый день, уважаемая комиссия, я представляю вашему вниманию тему своей работы - Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды . Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
  2. Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени , причинах и следствиях .
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
  4. Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Наша работа строилась в три этапа.

  1. Этап.

На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.

При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.

При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.

  1. Этап.

Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.

Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).

3. Сложить матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.

Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.

Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.

«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работ ы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).

В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).

Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).

Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.

Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

3 этап.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Анкетирование родителей показало, что:

80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;

75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;

90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.



Что такое объект Нас окружает множество объектов: деревья, дома, люди, машины, солнце, звезды, горы, озера и т.д. Эти объекты материальны и имеют форму. Но есть объекты, которые не имеют определенной формы: песок, вода, снег и другие. Объектом является также то, что создано в результате умственной деятельности человека: стихи, музыка, школьные сочинения, текст на компьютере, рисунки. Объектами являются природные явления: молния, радуга, затмение. Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.






Свойства и параметры объекта Произнося знакомое слово, мы мысленно представляем себе соответствующий образ объекта. А скажешь слово: «Листопад» - И листья желтые летят, И, словно, наяву, Ты видишь осень: Желтый сад И мокрую траву. А. Барто Рассмотрим объект «автомобиль». Чтобы его отличить от других объектов (не машин) надо перечислить его свойства. Выполните это самостоятельно и запишите в тетрадь в виде таблицы. Свойства объекта – это его характеристики, например, форма, цвет, вес, область применения.


Параметр объекта Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, называют параметром. Параметры, которые описывают количественные характеристики (вес, размер, возраст), называют величиной. Параметры, которые описывают качественные характеристики объекта (цвет, форма, вкус, материал), называются признаками Параметр – признак или величина, характеризующие какое-либо свойство объекта и принимающие различные значения




Действие как характеристика объекта Чтобы описать действия объекта, нужно ответить на вопрос: «Что он может делать?». Объекты могут выполнять действия самостоятельно или под воздействием других объектов. Объект Состояние 1 Объект Состояние 2 действие Если в выполнении действия участвуют два объекта, то один – производит действие, другой испытывает его воздействие. Действие – это смена состояния объекта




Последовательная смена состояний объекта, называется процессом Примеры процессов: Изготовление скульптуры из камня Движение автомобиля Приготовление пищи Информационные процессы (сбор, хранение, обработка и передача информации) Некоторым процессам человек дал названия: горения, старение, рост, строительство и т.д.


Процессы характеризуются Свойствами Параметрами Например, движение характеризуется: скоростью, продолжительностью, расстоянием. Формула, связывающая эти параметры S=V t Процесс Параметр Заполнение бассейна водой Количество воды за единицу времени Изготовление деталей Количество деталей в час Продажа товаров Количество проданного товара Параметры процессов


Среда существования объекта Среда – условия существования объекта Примеры среды существования Климатические зоны Земли – для каждой характерны температура, влажность, флора и фауна. Местожительства животных – живут в земле, воде, в лесу, в пустыне и т.д. У каждого объекта своя среда, в которой он существует. Среда существования влияет на объект, поэтому при смене среды существования объект меняет свои свойства

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
  2. Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени, причинах и следствиях.
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
  4. Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Наша работа строилась в три этапа.

  1. 1. Этап.

На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.

При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.

При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.

  1. 2. Этап.

Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.

Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).

3. Сложить матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.

Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.

Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.

«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).

В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).

Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).

Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.

Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

3 этап.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Анкетирование родителей показало, что:

80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;

75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;

90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

«Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего...»

Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством

формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта

окружающего мира

Кулькова А. А.

Кулькова Анна Александровна / Kul’kova Anna Aleksandrovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы и методы работы по развитию мышления

детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Автор делает анализ имеющихся теоретических знаний о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, сенсорное восприятие, ФГОС, дошкольная образовательная организация.

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».



Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОО и для различных направлений трудовой деятельности. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.) В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.

Возникновение и развитие речи ребёнка происходит, в совместной со взрослыми предметной деятельности. На ее основе зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В свою очередь, в сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития самостоятельности и целеустремленности ребенка. Результаты (победы и поражения) в сюжетно-ролевой игре и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.);

всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.

Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. В детском возрасте восприятие начинает постепенно оформляться в самостоятельный процесс.

У дошкольников знакомые предметы не вызывают у них длительных мыслительных процессов:

сразу же взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета заканчивается. Но зато новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка любопытство, желание его пощупать, понюхать и попробовать на вкус .

Здесь происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему познанию. Зрительное восприятие постепенно становится основным средством через наблюдение. Условием является содержательная деятельность ребенка, где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах предметов, тем самым помогая освоить эти предметы. В этой деятельности формируются способности и умение детей выделять качества, свойства, умение определить форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве и т.д. Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком .

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт.

Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.

Сенсорное воспитание необходимо осуществлять с первых дней жизни ребенка. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения, внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности; обеспечивает освоение сенсорных эталонов Итак, организация педагогической работы по развитию восприятия в процессе сенсорного воспитания детей включает игровые упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины.

Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение.

2. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 1983.

Похожие работы:

«ПАМЯТКА для педагогов по профилактике суицида среди детей Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживани...»

«БАБИЧ И.А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра Из практического опыта работы учителя музыки У роки музыки как в общеобразоваВ Центре психолого-медико-социальтельной, так и в коррекционной ного сопровождения детей и подростков, нача...»

Поделиться: