Пенсионная реформа в Украине: новые требования к стажу. Пенсионная реформа Гройсмана

Ниже представлены последние изменения в проекте Закона по новой пенсионной реформе. Закон на сегодня, 20 сентября 2017 года, еще не проголосован.

Вступление Закона в силу

Закон должен вступить в силу:

  • с 1 октября 2017 – частично,
  • с 1 января 2018 года – в полном объеме.

Перерасчет пенсий

  • единого показателя средней зарплаты за последние 3 года (2014-2016 годы) в размере 3 764 грн;
  • среднемесячной зарплаты за 2014-2016 годы по данным персонифицированного учета Пенсионного фонда;
  • величины оценки одного года стажа, который применяется для исчисления пенсии, в размере 1%;
  • стажа 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин.

Назначение пенсий

Во время переходного периода (2017-2019 годы) будут применяться следующие правила назначения пенсии по возрасту:

  • В 2017 году: с применением средней зарплаты за 2014-2016 годы в размере 3 764,4 грн и величины оценки одного года стажа – 1,35%.
  • В 2018 году: с применением средней зарплаты за 2016 и 2017 годы (ориентировочно — 5227 грн) и стоимости одного года стажа – 1%.
  • Начиная с 2019 года: с применением средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа – 1%.

Минимальный размер пенсии

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается:

  • на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан при стаже 30/35 лет. Это касается пенсий, назначенных до первого октября 2011 года.
  • с 1 января 2018 года минимальный размер пенсии устанавливается на уровне 40% от минимальной заработной платы (при стаже 30/35 лет, по достижении 65 лет).
  • При отсутствии полного стажа выплачивается пропорционально меньший размер пенсии. Для шахтеров: в размере 80% зарплаты для исчисления пенсии, но не менее трех размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

Стаж для назначения пенсии

Право для назначения пенсии по возрасту в 60 лет для лиц сохранено для украинцев, имеющих полный страховой стаж.

  • при наличии стажа на первое января 2018 года 25 лет – в 60 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
  • при наличии стажа на первое января 2018 года от 15 до 25 лет – в 63 года. Диапазон необходимого стажа будут ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения диапазона от 25 лет до 35 лет в 2028 году;
  • при наличии стажа на первое января 2019 года – 15 лет, но меньше 16 лет, которые давали бы право выхода на пенсию в 63 года, – назначать пенсию в 65 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев. То есть, с 2028 года пенсии в 65 лет будут назначаться лицам, которые будут иметь 15-25 лет стажа.

Страховой стаж

Для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться:

  • ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:
  • прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с первого января 2004 года по 30 июня 2013 года включительно;
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • обучение в высших учебных заведениях на дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

Социальная пенсия

Временная государственная социальная помощь с января 2018 года по 31 декабря 2020 года будет назначаться неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионную выплату.

Лицам, которые не будут иметь 15 лет стажа, назначат государственную социальную помощь при достижении ими 65 лет.

Индексация пенсий

Ежегодная индексация пенсий с 2021 года будет происходить путем увеличения средней зарплаты, с которой начислена пенсия, на 50% роста средней зарплаты за 3 предыдущих года и на 50% роста индекса потребительских цен за предыдущий год.

В 2019-2020 годах индексацию пенсий будут проводить по отдельному решению народных депутатов.

С начала 2015 года в Госдуме Российской Федерации неоднократно рассматривались вопросы о внесении изменений в рамках пенсионного реформирования. На протяжении всего года вносились законопроекты, но ситуация так и дошла до определенного консенсуса.

Такая правительственная несогласованность вызвана целым рядом причин. Единство наблюдается только в одном: – мера необходимая, но открытым остается вопрос об изменениях в законодательстве относительно индексации и увеличении пенсий, изменения пенсионного возраста.

По мнению экспертов, главной причиной, по которой пенсионная реформа так и не принята до сих пор, являются приближающиеся правительственные выборы. Ни президент, ни образовавшиеся в Госдуме коалиции не готовы рисковать наиболее ценными голосами в стране – голосами пенсионеров. Ведь настроив эту категорию населения против себя, результат может быть весьма неожиданным. А это, соответственно, не на руку никому.

Страх перед социальным протестом общества, нестабильность экономической ситуации в стране, непрерывные поиски путей решения в сокращении госбюджета – все это не позволяет принять и ввести в действие целый ряд вопросов, касающихся пенсионных реформ на 2016 – 2017 годы.

Планируемые нововведения в рамках пенсионной реформы

Приоритетными вопросами в правительственном аппарате являются:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Плановая индексация пенсионных выплат.

Как первый, так и второй вопрос вызывает бурю протестов не только у населения, но и у отдельных парламентариев, отстаивающих интересы народа, и одновременно делающих заявления, которые, несомненно, являются частью предвыборной тактики. После проведенного в Кремле совещания Владимир Путин четко заявил, что в 2016 году повышение пенсионного возраста не вступит в силу. Но в дальнейшем эта мера, по словам президента, все же потребуется.

С одной стороны политики ищут все возможные пути для сокращения госбюджета, с другой – затрагивают те категории населения, которые и так нуждаются в дополнительной социальной защите. Внесение изменений в проект « », индексация пенсий и зарплат госслужащих, военных – это далеко не последние нововведения, рассматриваемые при планировании распределения бюджетных средств на период 2016 – 2017 гг.

Увеличение пенсионного возраста 2017

Состоянием на 2015 год в России действует закон, согласно которому на пенсию могут рассчитывать лица, достигшие 55 лет для женщин и соответственно 60 лет для мужчин. Действуют также условия по насчитанному стажу работы. В этом случае рассчитываются пенсионные коэффициенты, размер которых исчисляется из минимального количества лет, проработанных по трудовой книге.

Так, в 2015 году минимальный коэффициент, позволяющий выход на пенсию с дальнейшей выплатой госсодержания, составляет 6.6, что соответствует 6 годам работы по официальному трудоустройству. Соответственно на 2016 год коэффициент уже увеличен до 9 баллов (7 лет), в 2017 – 11.4 (8 лет). Важно отметить, что эти показатели едины и для мужчин, и для женщин. В том случае, если стажа совсем нет, согласно законодательству РФ такой человек может рассчитывать исключительно на получение предельного минимума. Это так называемая социальная пенсия, которая предусмотрена для всех лиц, достигших 60 и 65 летнего возраста (показатели соответственно для женщин и мужчин).

Сейчас речь идет о целесообразности повышения пенсионного возраста на 1 и 2 год а. Отдельные политики считают, что в связи с социально-демографическими факторами уместным будет увеличение этого показателя сразу на 5 лет для всех категорий населения. В любом случае ни один законопроект не принят единогласно ни Госдумой, ни Кремлем.

Более того, данное направление пенсионной реформы не будет развито в 2016 году, что касается 2017 года, вопрос пока остается открытым. Известны только предварительные подсчеты, согласно которым экономия госбюджета при условии увеличения пенсионного возраста составит более 150 миллиардов рублей в год.

Индексация пенсионных взносов

Необходимость индексации пенсий в России на уровень инфляции является важнейшим шагом, открывающим путь к сокращению бюджетных расходов на 2016 год. Эксперты уже в конце 2015 года предрекают рост инфляции в России на 12%. Именно настолько же, по мнению чиновников, необходимо увеличить индексацию пенсий. Внедрить данную идею хотят уже с февраля 2016 года, а эта цифра может только увеличиться.

Алексей Кудрин, ранее занимающий должность министра финансов, заявил, что такие манипуляции повлекут за собой дополнительные расходы, которые, по его мнению, могут достичь отметки 650 миллиардов рублей. Соответственно выделить такие средства финансовое ведомство вряд ли сможет.

Именно поэтому, как следствие данных расчетом, вместо 12%-ной индексации предлагается ввести 4%-ную , компенсировав это повышением пенсионного возраста.

Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес Антон Дроздов. Председатель правления ПФ предложил размер индексации на 2016 год в размере 5.5%, на 2017 – 5.2%. Кроме того, он предложил сохранить размер пенсионных взносов, который в 2015 году составил 22%. Стоит также отметить, что при раскройке госбюджета 2016 учитывались изменения в стране. В частности в бюджете заложены средства для выплаты пенсионных пособий лицам, официально проживающим на территории Крыма.

Мнение политиков о реформе

Решение президента РФ о непринятии закона об увеличении пенсионного возраста поддержали многие политики. В частности Алексей Улюкаев, занимающий должность министра экономической политики, заявил, что такая мера является правильной, но с ней нужно повременить по крайней мере до конца 2016 года.

Существуют также и те, кто активно выступает за внедрение данной реформы. Так, Министерство Финансов РФ рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста в качестве одной из наиболее эффективных мер экономии государственного бюджета. Его глава Антон Силуанов заявил, что вопрос требует немедленного разрешения.

Принятие проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 гг.

В октябре 2015 года Госдумой все же было достигнуто единство в вопросе принятия проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 годы. В рамках данного проекта было установлено размер пенсионного обеспечения, который к началу 2017 года должен составить 14000 рублей.

По расчетам аналитиков доходы ПФР должны в 2016 году составлять 7.8 триллиона рублей, а в 2017 эта цифра должна достигнуть 8.2 триллионов рублей. Накопительная часть пенсий как и в 2015 году формироваться не будет. Старые же накопления все останутся в НПФ. Небольшое увеличение размера пенсий также предусмотрено в законе. Так в 2016 году пенсия будет увеличена на 837 рублей, а социальная пенсия – на 900 рублей. При этом размер пенсионного содержания для лиц не имеющих требуемого стажа работы составит 8479 рублей, для всех остальных – 12882 рублей.

Верховная Рада приняла пенсионную реформу. За законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Перед принятием проекта в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который призвал парламентариев проголосовать за "историческое решение".

От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта - 75, Оппозиционного блока - 0, от Самопомощи - 14, Радикальной партии Олега Ляшко - 17, Батькивщины - 0, от Воли народа - 15, Возрождения - 22, внефракционных - 23. Против реформы - 8, воздержались - 23. Не голосовали 27 нардепов.

Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии.

Корреспондент.net разбирался подробно в изменениях, которые ожидают украинских пенсионеров.

Возраст выхода не пенсию

Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста , но вводит требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года.

Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет - в 65 лет.

При этом украинцы, у которых нет страхового стажа , смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет, который будет определяться, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Все нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться на один год каждые 12 месяцев до 2028 года. Таким образом, с 2028 года для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Если стажа недостаточно, то можно его приобрести , однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен.

Те, кто отработал 40 лет, могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.

Для студентов-бюджетников дневной формы годы учебы засчитают в трудовой стаж.

Размер пенсии

Размер пенсии каждого гражданина Украины, согласно закону, будет рассчитываться по формуле: Сз × ИКЗ × Кс. Чем большее коэффициент, тем выше пенсия.

Сз - размер средней заработной платы в Украине за три года перед обращением за назначением пенсии; ИКЗ - индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате; Кс - коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа.

Базовая средняя заработная плата для расчета пенсий составит 3 764 гривен 60 копее, что почти в три раза больше, чем до реформы - 1197 гривен.

Коэффициент страхового стажа для расчета пенсий снижен с 1,35 до 1.

Минимальный размер пенсии установлен на уровне 1452 гривен, что на 140 гривны больше, чем было до принятия закона. "Минималку" получает восемь миллионов пенсионеров. По данным Минсоцполитики, это примерно половина стоимости потребительской корзины для фактического прожиточного минимума.

Введение автоматической нормы о ежегодной индексации (перерасчете) пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен.

Также в рамках закона отменено 15-процентное уменьшение пенсий для 500 тысяч работающих пенсионеров. Отменяется уменьшение размера пенсий для 104 тысяч женщин, которые досрочно вышли на пенсию в 55 лет.

После пересчета пенсий около 1,3 миллина украинских пенсионеров дополнительно получат 200 гривен в месяц. На сумму от 200 до 500 гривен вырастет размер пенсии еще для 1,2 миллиона человек.

Почти два миллиона пенсионеров получат повышение к пенсии на сумму в пределах 500-1000 гривен. Больше чем на 1000 гривен вырастут пенсии примерно у 1,1 миллиона граждан Украины.

Специальные пенсии и другие вопросы

Закон отменяет специальные пенсии для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий. Все они переводятся на общую систему начисления пенсий.

Также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты, прокурорских работников и прочих, которые раньше могли выходить на пенсию досрочно - за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.

Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников силовых органов.

Пенсионная реформа предусматривает гарантии для инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров, не имеющих полного стажа и лиц, которые не имеют права на пенсию и получают сейчас 949 гривен.

Размер пенсии для них увеличится на 45 процентов и составит 1373 гривны. На сегодня в Украине таких граждан около миллиона.

Законопроект снимает ограничение для работающих пенсионеров на одновременное получение зарплаты и пенсии. Ранее они были ограничены до 85 процентов от положенной пенсии. теперь работающие пенсионеры могут одновременно получать и зарплату, и пенсию.

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х - начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

  • Первый этап начался с принятием закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990. Суть его заключалась во введении обязательного страхования наемных работников. Целью являлось создание пенсионных фондов, гарантирующих выплату пенсий гражданам за счет отчислений, удерживаемых из заработной платы трудоустроенных граждан. Тем самым подчеркивалась идея солидарности поколений, гарантирующая поддержку людям преклонного возраста со стороны молодежи. Отчисления были обязательными к уплате и не подлежали обсуждению. Все вопросы по определению норм и условий уплаты взносов регулировались государством. А размер дальнейших выплат пенсионерам назначался в зависимости от официального трудового стажа и отчислений в ПФ.
  • Вторым этапом стало принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Связаны эти нововведения были с планомерным увеличением заработных плат, что дало возможность поднять и пенсии. Однако с этого времени пенсия назначалась в зависимости от индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет проводился по формуле, в которой основными показателями были: размер зарплаты в процентах и общий стаж, а также среднемесячный заработок и среднемесячная зарплата по стране за тот же период, то есть для каждого пенсионера выплата имела уже индивидуальный характер.
  • Третий этап реформирования пенсионной системы современной России сопровождался внедрением следующих нормативно-правовых актов, как:
    • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
    • Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
  • Основная цель введения всех этих законопроектов - улучшение благосостояния граждан путем увеличения их пенсионных доходов. Программы предусматривали расширение пенсионных выплат с помощью накопительной части. Основанием для выплаты становился не трудовой стаж как ранее, а заработная плата и размер отчислений в ПФ. Следовательно, чем больше была официальная зарплата, и чем выше был процент по выплатам в фонд обязательного страхования, тем выше была и гарантированная пенсия в старости.
  • Четвертый важный этап состоялся в 2013 году, с выходом Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон позволил осуществлять страховые пенсионные выплаты всем гражданам, которые были застрахованы согласно закону 2001 года, независимо от выплат накопительной пенсии. Данные выплаты были предназначены гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, потерявшим трудоспособность, лишившимся трудоспособного члена семьи.

Этап пенсионной реформы 2015 года

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа - если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем - в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 - начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Поделиться: