Пасха Христова: история и традиции праздника. Пасха

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
«Христос воскрес из мертвых,
поправ смертью смерть
и даровав жизнь умершим».

Тропарь праздника

Праздник называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы праздника Святой Пасхи

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

Песнопение праздника

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

«Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость».

Тропарь

Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.

Стихира

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

«Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою».

Ирмос

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

«Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение».

Кондак

Евангелие от Иоанна

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Ин.1, 1-18

О Святой Пасхе

Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Святой Григорий Богослов

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Святой Амвросий Медиоланский

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Святитель Иоанн Златоуст

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

В ночном небе плывёт над миром колокольный звон, Благовест, возвещая о приходе величайшего христианского праздника — Пасхи. Светлое Христово Воскресение отмечается Православной церковью как самый важный, самый значимый праздник. Для людей верующих это — не просто праздник, а важнейшее в мировой истории событие. Это — день, когда человечеству Богом была дарована надежда на спасение. Ибо воскрес Спаситель рода человеческого.

Само слово «Пасха» происходит от древнееврейского «Песах», что дословно переводится как «прошёл», «миновал». Означает оно буквально то, что Господь, решивший наказать народ египетский и убивший в одну ночь всех первенцев (десятая казнь), обошел стороной еврейские дома. Некоторые источники утверждают, что происходит это слово от арамейского «Писха», имеющего приблизительно такое же значение.

В христианской же традиции слово «Пасха» приобрело совсем иное толкование. А именно — «переход от земли на небо, от смерти к жизни». Именно так мы и толкуем значение слова и праздника Пасхи сейчас. В этот день православный люд вспоминает жертву Иисуса Христа ради человечества и отмечает Его Воскрешение как символ того, что нам дарована жизнь вечная.

У праздника Пасхи существует несколько названий, некоторые из которых сложились ещё в старину. Это и Велик день, и Зеленые Святки, и Светлый день. Но в наше время больше применяется традиционное название: «Светлое Христово Воскресение».

Определить точную дату торжества не представляется возможным. Пасха - праздник переходящий. Дата его постоянно меняется. Но определяется она по строгим правилам и бывает после иудейской Пасхи (с 31 марта по 7 апреля по нынешнему стилю), после первого весеннего полнолуния. Всё дело в том, что еврейская Пасха, от которой берёт своё начало наша, праздновалась по лунно-солнечному календарю. А такой календарь насчитывает не 365 (обычный год) или 366 дней (високосный год), как наш, солнечный, а от 353 до 385 дней. Потому невозможно точно высчитать день этого светлого праздника. Ведь со времен библейских событий прошло более 2-х тысяч лет. И погрешность в пересчете может быть катастрофической. Потому и существует привязка даты Пасхи именно к первому весеннему полнолунию. В 2019 году Пасха приходится на 28 апреля.

Предшествует этому празднеству Великий пост, время покаяния, истовых молитв, воздержания духовного и телесного. Длится он семь недель. Последняя же неделя Поста названа Страстной. Она символизирует страдания Спасителя за грехи человечества, которые он испытывал, будучи распятым на кресте. О Великом посте следует поговорить отдельно.

Семь недель подвига

«Четыредесятница» — именно так называется это время в церковной практике. Разные конфессии по-разному ведут свое летоисчисление, имеют свои традиции, но так или иначе всё, что связано с Постом, привязано к числу 40. Ведь, согласно Святому Писанию, именно столько дней Иисус постился в пустыне и претерпевал искушения Дьявола. Потому теперь и мы претерпеваем искушения в Великий пост.

Добровольный отказ от телесных благ (главным из которых для современного человека является пища), воздержание от комфорта привычного существования — вот что такое Великий пост. Но это совершенно не значит, что необходимо морить себя голодом или ставить в невыносимые условия жизни. В это время религия предписывает молитву, посещение священных для каждого христианина мест, осмысление самого себя, единение с Господом. Также важно не переусердствовать и не изнурить предельно свое тело. Ведь оно - вместилище бессмертной души.

Прежде чем приступать к Посту, необходимо посоветоваться со священником. Держать его можно далеко не всем. Существует целый ряд заболеваний, при которых нельзя отказываться от пищи и выдерживать большие физические и нервные нагрузки. Считается, что строгий пост противопоказан беременным женщинами и кормящим мамам. Люди, больные физически, также должны быть осторожны. Детям можно держать пост, но очень осторожно. Иначе растущему организму будет нанесен вред. Также нельзя слишком ограничивать себя в еде тем, кто работает физически. В противном случае тело истощится и не сможет трудиться во славу Божию.

Во время Четыредесятницы также необходимо следить за своей нравственностью, не сквернословить. Ведь краткую невоздержанность в еде Бог простит, а сквернословие - грех тяжкий. Как говорится, «плохо то, что из уст, а не то, что в уста».

Не стоит совершать пост из побуждений тщеславных, пытаясь доказать кому-то, что вы способны на такой подвиг. Стремиться к очищению нужно по велению сердца. Пост - это лекарство, целебное для души. И, переусердствовав в лечении, можно нанести только вред. Резко отказываться от пищи телесной нельзя. Нужно уменьшать её количество постепенно, отказываясь от так называемой скоромной еды по средам и пятницам. Делать это надо весь предшествующий посту год. Соблюдение заповедей Божьих поможет в этом. Стоит помнить, что малое всегда ведет к великому.

Еда в Великий пост

Семь недель Великого поста призваны через воздержание физическое очистить душу. Необходимо воздержаться от спиртных напитков, курения и сквернословия. Под запретом скоромная пища (то есть всё, что готовится из продуктов животного происхождения). Рыбу в некоторые дни поста едят, так как она - не теплокровное животное. Меню в это время строго прописано церковными правилами.

«Сухоядение», предписанное по понедельникам, средам и пятницам, позволяет верующему вкушать только овощи, фрукты и чёрный хлеб. То есть пищу, которую не надо варить. Пьют в эти дни воду или фруктовые отвары. Однако можно позволить себе и чай, так как он считается отваром. Горячую пищу употребляют по вторникам и четвергам. Но без масла. В субботу и воскресенье позволяется добавить в еду немного растительного масла.

Рыба позволена в Средокрестную среду (это середина Поста), тогда же позволяется выпить немного натурального виноградного вина. Порадовать свое тело можно и в Вербное воскресенье, употребив в пищу рыбу, немного растительного масла и вина. В Лазареву субботу, перед Вербным воскресеньем, можно позволить себе немного икры. Самыми строгими считаются первая и последняя (Страстная) недели.

Во время поста, освободившись от хлопот, связанных с приготовлением пищи, человек получает больше времени для осмысления сущего, самосовершенствования, молитвы и единения с Богом.

Особенно строг пост был в древности. Кушать разрешалось только вечером. И только хлеб, сушёные фрукты и овощи. Необходимо было вычеркнуть из жизни на время все праздники и веселье. Считалось, что брак, заключенный в это время, будет пуст (без детей), недолог и скоро распадется. Запрещались любые развлечения, отменялись зрелища.

Торговля мясом в эти дни прекращалась, лавки мясников закрывались. Ведь мясо - скоромная пища, и не следует вводить верующих в искушение. В истории описаны случаи, как на время Великого поста прекращались судебные процессы, дабы не провоцировать истинно верующего на сквернословие и лихие думы.

Благотворительность и любая помощь считались делом богоугодным и всячески приветствовались. Церковь считала благим делом и финансовую помощь. Это делалось путем подсчета разницы стоимости продуктов постного стола и обычной снеди. Но оставить себе эти деньги было нельзя. Вся сумма отдавалась на благотворительные нужды. Время поста - это отказ от пищи телесной, чтобы добавить человеку пищи духовной.

Строгая предпасхальная неделя или Страстная неделя

Последняя неделя перед Пасхой считается самой важной и строгой неделей из всего поста. Каждый из семи дней считается великим. Согласно христианским традициям Великие четверг, пятница и суббота названы Пасхальным триденствием. Понедельник и вторник особого названия не имеют, а вот среда и четверг являются началом активной подготовки к празднику.

Четверг принято называть Чистым. Это день призван очищать тело и душу. Встать нужно непременно до восхода солнца и вымыться целиком, сходить в баню или окунуться в прорубь. Обливание колодезной водой сохранилось в православной традиции ещё со времен язычества. Хозяйки убирают в доме, «очищая» его. Ведь после четверга ни мыть, ни убирать уже нельзя — до самой Пасхи. А в воскресенье работать запрещено согласно Божьим заповедям. Традиции средней полосы России предписывали в четверг окуривать свое жилище и хозяйственные постройки дымом тлеющих можжевеловых веток

Очищение дома и тела в Чистый четверг имеет еще и другое значение. Дело в том, что именно в четверг хозяйки пекут куличи и красят яйца. Также принято печь медовые пряники, придавая им форму зверушек, птичек и яиц. Ни в какой другой день этого делать нельзя. Ведь пятница - день скорби, когда Иисус был распят. А в Великую субботу всякий верующий православный христианин отправляется на богослужение в храм.

Накануне Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит чудо, которое не в силах объяснить современная наука, — схождение Благодатного Огня. Событие это случается во время субботнего богослужения. Священнослужители выносят частичку этого Огня из храма как символ выхода из гроба Истинного Света, то есть воскресшего Спасителя. Далее небольшие факелы, зажженные от Благодатного Огня, расходятся по всему миру, неся свет и радостную весть о том, что Иисус Воскрес.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения

Празднование Пасхи длится сорок дней. Но строгих традиций празднования не существует. Ведь это праздник не материального, а духовного характера. Главным требованием является только посещение храма и освящение еды. Пасха ассоциируется с возрождением, победой добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Двери домов запирать в этот день было не принято. Это делалось для того, чтоб любой нищий, голодный или просто бедный человек мог зайти и попросить кусок хлеба.

В разных культурах присутствует своя атрибутика этого дня. В России это традиционные окрашенные яйца, куличи, кагор и первые весенние цветы. В Европе и США главным атрибутом стал пасхальный кролик и корзинка с яйцами, зачастую изготовленными из шоколада.

Из всей еды, что освящается в храме в пасхальную ночь, главными являются куличи и яйца. Куличей всегда пеклось много. Поскольку именно этой выпечкой принято было угощать всех приходящих в дом.

Но стоит сказать об еще одном ритуальном блюде. Это изделие называется пасха. Сладкое кушанье на основе творога с добавлением меда, орехов и изюма. Оно имеет форму пирамиды, а на его гранях наносятся надписи ХВ (Христос Воскресе).

Кагор традиционно символизирует искупительную жертву — кровь Иисуса Христа, пролитую ради спасения человечества. И только это вино принято пить малыми порциями в церковные праздники и на богослужениях во время причастия.

Яйцо в контексте Пасхи занимает особое место. И если остальные атрибуты имеют иносказательный характер, то значение яйца - самое прямое.

Дело в том, что Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди, была бедна. И денег у неё хватило только на обыкновенное куриное яйцо. Именно его она и подарила императору Тиберию, поведав о чудесном воскрешении Христа. Но слова ее были подвергнуты сомнению. А Тиберий ответил, что воскрешение человека из мертвых так же невероятно, как то, что преподнесенное яйцо вдруг из белого станет красным. И чудо свершилось. Яйцо окрасилось в красный цвет. Отсюда и пошла традиция перед Пасхой окрашивать яйца — как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью.

Также яйцо издревле ассоциировалось с плодородием. Еще в дохристианские времена существовало поверье, что если женщина выйдет в поле с куриным яйцом и покатает его по пашне, то урожай непременно будет добрым. Также считалось, что если сохраненное с прошлой Пасхи освященное яйцо взять с собой, идя в первый раз на сев, то жатва будет богатой.

Нельзя сказать, что в ходе подготовки к празднованию Святого воскресенья необходимо как-то по-особенному украшать жилище или обзаводиться какими-то особыми атрибутами. Всё делается только по желанию хозяев. На Руси, например, рядом с иконами ставили лампадки с пасхальной символикой, а на оклады икон навешивались расшитые домашние полотенца. Свечи тоже являются одним из символов Пасхи. Они символизируют божественный свет. А первоцветы или верба - возрождение жизни. Так же напоминанием об обновлении и свете была уже забытая в России традиция разжигать перед храмом в пасхальную ночь огонь. Он служил маяком для заблудившихся и не успевших к службе прихожан и символизировал надежду.

Пасха - праздник семейный

Не стоит забывать, что Светлое Христово Воскресение, Пасха - семейный праздник. Публичная его часть проходит в храме, где батюшка после основной службы освящает принесенные с собой продукты, окропляя святой водой. Семейная часть начинается дома, когда хозяин возвращается из церкви с корзиной освященных продуктов. Все домочадцы собираются к столу. А глава семьи, взяв освященную снедь, становится перед образами и возносит молитву Господу. Потом куличи делятся на части согласно количеству членов семьи и собравшихся близких и раздаются. То же делается и с окрашенными яйцами. При этом хозяин просит Бога послать всем собравшимся за столом доброго здравия.

Начало трапезы, когда родные и близкие вкушают кулич, яйца и церковное вино (кагор), называется разговением. Причем яйца едят в первую очередь. После начинается праздничное застолье, веселое и обильное, с шутками и играми. Одно из таких старинных развлечений знает каждый из нас. Это традиция «биться яйцами». По-другому оно называется «христосование». Это веселая забава, после которой дети хвалятся полными мисками «трофеев». Ведь тот, чье яйцо после христосования останется целым, забирает себе разбитое яичко соперника.

Убранству праздничного стола уделяется в этот день особое внимание. Все украшения должны соответствовать духу Пасхи, символизировать чистоту, новую жизнь. Неотъемлемым атрибутом являются свечи и живые цветы. В России, ее средней полосе, во время Пасхи еще холодно, и первоцветов можно не найти. Потому на стол ставят вазу веточек вербы с набрякшими почками.

Пасхальное меню разнообразно и обильно. Здесь всевозможные мясные, сладкие блюда, выпечка и блюда из яиц. Однако горячие блюда подавать не принято. Если вспомнить традиции Страстной недели, готовить в Великую Субботу нельзя, а следовательно, горячих блюд на столе просто не может быть. Так же не принято ставить на стол рыбу.

Но во время застолий стоит помнить, что вкушать обильную пищу нужно с осторожностью. Потому как тело за время поста отвыкло от такой еды.

Празднование Светлого Христова Воскресения с застольями продолжается целую неделю. Стол должен быть обилен и полон. Потому как скудность кушаний, по традиции, говорит о скупости и неискренней радости хозяина. Принято готовить очень много, чтоб насытить каждого, кто войдет в дом и попросит накормить. Богатые верующие на Руси раньше ставили на стол 48 различных праздничных блюд, каждое из которых символизировало один день прожитого нелегкого поста.

Отдельно следует отметить поминание усопших. Посещение могил в день Великого Христова Воскресения широко практиковалось только в раннехристианские времена. Теперь священники считают это неправильным, справедливо полагая, что скорбеть в этот день нельзя. Так что если идти на могилки родных, то только с радостью, неся традиционные пасхальные кушанья и приветствуя всех встречных словами «Христос Воскресе!». Помня о том, что именно жертва Иисуса открыла всем усопшим дорогу в рай.

Пасхальные традиции народов мира

В православной традиции на праздник Светлой Пасхи разрешается просить Господа об исполнении своих самых сокровенных желаний. Старые люди, мечтающие о внуках, расчесывали волосы, загадывая, чтоб у детей было столько же малышей, сколько волос на седой голове. Пожилые женщины, надеясь на богатство, умывали лицо из серебряной или золотой посуды. А молодежь, веря, что на Пасху «солнышко играет», забирались на высокие деревья и крыши, чтоб «поймать» момент восхода солнца. Говорят, тому, кто увидит это чудо, весь год будет «светить» удача.

Не многие знают, но на Пасху, как и на Рождество, на Руси принято было гадать. Гадали на окрашенных яичках, на куличах, по воде, по солнцу. Девушки на выданье гадали на женихов. А матери - на детей и мужей. Официальная церковь порицает это занятие, считая его «от лукавого», нечистым, бесовским. Однако столетиями гадания жили, и по сей день живут в нашей культуре, составляя её необычность и индивидуальность.

Пасхальные традиции Сербии очень похожи на наши, российские. Там тоже «христосуются» пасхальными яйцами, разбивая поочередно разные концы яичка, так же как люди христосуются трижды в щёки. Сербские ребятишки устраивают «покатушки», пуская яички наперегонки и проверяя, чье дальше укатится. А в России пасхальную крашенку раньше катали по полю, чтоб оно лучше уродило.

В некоторых странах Запада по обычаю взрослые прячут пасхальные яички от детей в самых неожиданных местах. А ребятишки, проснувшись утром, ищут. Устраивают так называемую «охоту на яйца». И побеждает тот, кто быстрее и больше всех яиц отыщет. Крашенки по традиции кладут в плетеные корзинки.

Таким же атрибутом праздника является пасхальный заяц. Это животное стало символом благополучия и плодородия в Германии еще в XVI веке. С тех пор заяц (или кролик) как неотъемлемый атрибут Пасхи распространился по всей Европе

В США также есть «охота на яйца». Только яйца, как правило, в ней участвуют шоколадные. Считается, что ребенку более приятно съесть сладость, чем натуральное куриное яйцо. Также в Штатах есть обычай устраивать Парад шляп. Все, кто пожелает, присоединяются к праздничному шествию, надев широкополую шляпу с прикрепленными к ней кроличьими ушками. И ширина полей шляпы не регламентируется. Эта традиция пришла в Америку из Великобритании, где также устраивают «шляпные» шествия. Здесь больше принято украшать головной убор весенними цветами.

Ещё один английский обычай очень похож на сербский. Это «катание яиц под горку». Чьё дальше укатится, тот победил. Практически никому не известная традиция существует в английском городе Рэдли. Местные прихожане после пасхальной службы выходят на улицу, берутся за руки, образуя цепь. И этой цепью «оборачивают» свой храм, символизируя этим «объятие».

Одну из пасхальных традиций во Франции представляет «молодой ягненок». Пирог такой формы подается к праздничному столу.

В Австралии, наряду с крашеными яйцами, символом Пасхи является местный зверек, называемый билби. Он очень похож на кролика и пользуется большей популярностью в качестве подарка. Также местные родители на Пасху запасаются святой водой и хранят её до дня свадьбы своего ребенка.

В Бразилии принято дарить шоколадные яйца с маленьким сюрпризом внутри. А форма кулича, круглого и высокого у нас, здесь напоминает крест. Натуральных куриных яиц здесь практически не дарят, возможно, это обусловлено жарким климатом страны.

Праздновать Пасху в Мексике начинают еще со Страстной Пятницы. Местные жители устраивают костюмированное шествие, символизирующее путь Христа на Голгофу. В Субботу мексиканцы выносят на улицы сделанные из подручных материалов фигурки, которые символизируют Иуду, и сжигают их. Это ритуальное сожжение означает победу добра в вечной схватке со злом.

Ни на что не похожи традиции финнов. На Пасху они шлепают друг друга вербовыми веточками. Жест этот символизирует Вход Господень в Иерусалим и сулит удачу. А детям в этот день позволено все. Шум, крик и смех значат, что окончено скорбное молчание после погребения Иисуса.

Весьма интересны пасхальные обычаи Ямайки. Здесь не пекут таких привычных нам куличей. Местная сдоба называется бун. Подают ее с кусочками сыра, нарезанного особым способом, примерно в полтора сантиметра толщиной. Булочки бун являются свидетельством переплетения древних и христианских обычаев и известны еще со времен Вавилона.

Все перечисленные традиции роднит стремление людей помнить и праздновать подвиг и воскресение Христа. В большинстве стран в этот день христиане посещают храм и принимают гостей.

Христианство и язычество: так ли далеки?

Не все знают, что многое из того, что присутствует в наших христианских обычаях, тесно переплетено с язычеством. Так, древние язычники (египтяне, римляне, греки, финикийцы и т. д.) чествовали своих богов после дня весеннего равноденствия. Тогда же, когда и древние евреи отмечали Песах.

В языческих мистериях показано сначала увядание природы, её «гибель», а потом - воскрешение, возрождение к жизни. И эта череда ритуальных «событий» очень похожа на «события» Страстной недели, гибель Иисуса Христа, а потом его воскресение из мертвых. В языческих практиках день воскрешения природы называется Великдень. В малороссийском наречии русского языка это название сохранилось до сих пор. Так называют Пасху в Украине.

Также заимствованной является традиция перед праздником Пасхи жечь костер. В русской народной культуре существует забава зажигать колесо и пускать его катиться. Этот обычай, как предполагается, заимствован у кельтов - солнцепоклонников. У них катящееся огненное колесо символизировало солнце, быстро бегущее по небосклону.

Аналог в языческой вере имеет и обычай красить яйца. Только в язычестве изначально было принято раскрашивать яйца различными рисунками и прикреплять украшения.

Еще задолго до появления христианства у славянских племен существовал миф о священной утке, яйцо которой стало зародышем мира, упав в первородный океан. С яйцами связано множество древних славянских обычаев, согласно одному из которых на птичьих яйцах писали обращения к богам, молитвы, просьбы. Относили такие «записки» к местам поклонения и возлагали к ногам идолов. Также существовал обычай наряжать раскрашенными яйцами деревья, чтоб задобрить Мать-Природу, привлечь Весну, обеспечить плодородие. Таким образом сейчас наряжают деревья к Пасхе в западных странах.

Символами христианской Пасхи, наравне с крашеными яйцами и огнем, являются кролики, куличи, ключевая вода. Бегущий ручей всегда символизировал волю к жизни и обновление. А купание или окунание в ключевую воду, как известно, является неизменной традицией в Чистый четверг. В язычестве также почитались обряды омовения тела перед особым праздником, уборка своего жилища, дабы впустить в чистое вместилище духов природы, тем самым задобрив их и удержав на долгое время.

Нельзя обойти вниманием и куличи. Еще древние славяне-язычники пекли к Великодню высокие хлебы. Их разукрашивали особым образом. Такая выпечка служила символом мужского начала. Еще женщины готовили особое творожное кушанье, придавали ему округлую форму. И это блюдо считалось символом начала женского в природе.

Зайцы или кролики у древних славян почитались как символ плодородия. Женщины готовили мелкую выпечку и придавали ей форму зайца. Такие фигурки дарили молодой жене при церемонии бракосочетания, чтобы в молодой семье родилось много детей. Потому что заяц, как известно, весьма плодовит.

Пасха - символ жизни

Пасха — величайший из праздников для христиан, радостный и светлый. В этот день за богатым столом собираются все самые близкие, друзья и семья. В день Святого Христова Воскресения у православного христианина душа поет и ждет чуда. А оживающая после зимы природа символизирует, что смерти нет, что она всего лишь шаг на пути к жизни вечной.

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение».

Но чаще всего — после слов «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!»— мы слышим одно слово: «Пасха».

Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю этого праздника.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова.

А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «песах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

И это событие в праздник Песах евреи праздновали по особому обряду: закалывали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта «: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… » (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.
Источник: www.pravmir.ru

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом (как Пасхой=жертвой) от власти диавольской.

«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29).

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Иудеи отмечают Песах как праздник Свободы в память о Исходе евреев из Египта (подробнее см. ), тогда как христиане вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа. Как смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово , смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Более подробно о Пасхе читайте.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Русский перевод: Хотя Ты и сошел во гроб (могилу), Бессмертный, но победил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир подарил, Ты, дающий всем воскресение.

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.

История праздника

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название «Праздников праздник» и «Торжество из торжеств». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей («неделя» - воскресенье, название дня недели) Святой, Светлым Христовым Воскресением.

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Он получил свое название от ветхозаветной «еврейской пасхи - Пе́сах». Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова после исхода израильтян из Египта под руководством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».


Бегство из Египта. Еврейский народ проходит по дну моря,
которое чудесным образом расступилось по молитве пророка Моисея.

Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. И только в V веке было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова. Он празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название «Великий день».

Предшествует Пасхе Великий пост - время усиленной молитвы, который продолжается 7 недель - 49 дней. Неделя перед Пасхой называется Великой, или Страстной.

Великий Четверг (Страстной или Чистый четверг) - пасхальная трапеза Христа с учениками. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, совершил много чудес, исцелял и воскрешал людей.

Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди них было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил предать Христа и отдать Его в руки этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над Ним издевались, избивали Его, но Он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Это день особой молитвы.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил - воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы по обычаям народа помазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели яркий свет и Ангела, который сказал им о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила учеников Христа и всех людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое время подготовки к Празднику - раскрашивание и роспись яиц, приготовление пасок, выпечка пасхальных куличей, запах от которых наполняет весь дом.

В ночь Воскресения Христова проходит праздничное Богослужение (Пасхальная Служба Божия). Задолго до полуночи верующие приходят в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.

Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестами, свечами и благовониями исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим очень рано утром ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить )..

Крестный ход в Симонове монастыре

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный звон колоколов. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, у закрытых дверей храма, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил ). Эта песня три раза повторяется священнослужителями, хором и всем народом.

Затем священник возглашает стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Наконец священник, держа в руках крест с трехсвечником, осеняет затворенные двери храма…

…двери отверзаются, и ликующий народ, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнею: «Христос воскресе из мертвых!..»

Богослужение Пасхальной службы состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным возгласами «Христос воскресе из мертвых!»

Во время пения канона священнослужители с крестом, благовониями и свечами радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе!»
В конце службы читается слово св. Иоанна Златоуста, который призывает всех разделить великую радость Воскресения Христова и начинается Божественная Литургия при открытых Царских Вратах, которые не затворяются всю Пасхальную неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царствия.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - Артос, который в первую субботу - Светлую Субботу, раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих. По традиции в храмах освящение принесенных даров происходит в Великую Субботу после Божественной Литургии.

В следующие дни Пасхи – в Светлую Седмицу (Светлую Пасхальную неделю) после Литургии, при колокольном звоне совершают крестные ходы вокруг церкви. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Есть старая традиция: после окончания службы каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола, выражая свою радость о победе Иисуса Христа над смертью и адом.


Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня,
который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

В нашем храме в ночь с 19 на 20 апреля 2014 года прошла ночная Пасхальная Праздничная Божественная Литургия с Крестным ходом.

Всю Великую (Страстную) Субботу покланяются Плащанице, которая выносится в центр Храма в Страстную Пятницу для всеобщего поклонения. Это шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Спасителя. Плащаницу перед началом Праздничной Пасхальной службы торжественно вносят в алтарь, что символизирует Воскресение Спасителя.


Плащаница


Богослужение перед внесением Плащаницы в Алтарь


Подготовка к Крестному ход. Возжигание свечей от Благодатного огня,
привезенного из Храма Гроба Господня из Иерусалима


Крестный ход


Праздничная Пасхальная Божественная Литургия


Перевод слепоглухим


Пасхальные подарки для детей


Освящение яиц, куличей и пасок после окончания ночной Службы


Открытые Царские врата

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

13 Мар 2019

4 марта 2019 года педагог ОПК школы-интерната № 52 для детей с нарушением слуха Н.Н.Ежова совместно с неслышашим священником Валентином Тереховым провели занятия по курсу ОПК в нашем монастыре и экскурсию по храму. Занятие и экскурсия прошли с большим интересом, дети задавали много вопросов священнику, общение проходило на жестовом языке.

13 Мар 2019

Последнее воскресенье Масленицы в народе именуется «Прощеным воскресеньем». В этот день после окончания Божественной литургии совершается специальное богослужение с Чином прощения, во время которого священники и прихожане просят прощение друг у друга перед началом Великого поста.

12 Мар 2019

Как происходит Богослужение в Пасху, крестный ход на Пасху

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3 ).

Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Затем священнослужители поют стихи:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .

Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Территорию храма в этот году вновь освещали фонарики

Что такое пасхальный канон

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.

Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Поделиться: