Опыт воспитателя по использованию технологии оригами. Оригами и развитие ребенка

Виктория Чаевская
Использование компьютерных технологий при обучении детей технике «оригами» (из опыта работы)

Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство , а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил : "Детская природа требует наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик , что его трудно переоценить. Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследования готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее . Однако дошкольникам достаточно сложно запомнить условные знаки и основные базовые формы, принятые в оригами . В этом мне успешно помогает созданная мною разработка в Mimio studio , которая имеет цель – помочь детям освоить основные приёмы складывания базовых форм (заготовок, а также выявить уровень владения детьми основ оригами (условные знаки, базовые формы) . Игры-тренажёры в Mimio studio помогают детям более быстрее ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируют память и внимание; происходит активное пополнение словарного запаса;воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления. Данная разработка включает в себя цикл интерактивных игр-тренажёров по обучению детей дошкольного возраста складыванию из бумаги «оригами » (Дидактическая игра «Назови правильно» - на усвоение условных знаков, принятых в оригами . Дидактическая игра «Во что превратился квадратик?» - знакомство с базовыми формами (заготовками) оригами . Дидактическая игра «Не ошибись» - закрепление основных базовых форм (заготовок) оригами .) Данный информационно-образовательный ресурс используется мной в совместной деятельности педагога и детей при обучении детей оригами , при обучении дошкольников элементарным математическим представлениям (ориентировка на листе бумаги,знакомство с основными геометрическими понятиями,а также в непосредственной образовательной деятельности ручной труд или прикладное творчество. Кроме этого я активно использую данные игры для индивидуальной работы с детьми-на развитие мелкой моторики (сложи заготовку по образцу, на развитие мыслительных процессов (память, внимание, воображение, мышление, на развитие творческих способностей (оживи заготовку) . Хорошо зарекомендовали себя игры при работе с детьми с повышенной двигательной активностью для тренировки внимания и управления своими эмоциями. В ходе использования данного ресурса (mimio-studio) дети приобрели уверенность в себе, поскольку у них имелась возможность самим исправлять ошибки, повысилась мотивация к выполнению заданий (желание найти правильный ответ на вопрос, а также к созданию собственных поделок в оригами , желании оказывать помощь друг другу, формируются настойчивость и терпение. Дети стали лучше оперировать основными понятиями, развивается умение рассуждать, намного быстрее стали собирать заготовки, что даёт больше возможности для творчества и ведёт к повышению качества образования. Данные разработки были представлены также на родительском собрании, как одна из форм по укреплению взаимодействия семьи и ДОУ в вопросе обучения и воспитания детей и проведения совместного домашнего досуга.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Японское искусство оригами получило широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного.

Использование информационно-компьютерных технологий в формировании целостного восприятия мира у детей дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития Российской.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге» Круглый стол Подготовили: Самокрутова Л. В. Кривоногова Т. И. Цели: - способствовать формированию у педагогов потребности.

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в обучении детей правилам дорожного движения» Цель: расширить знания педагогов в вопросе использования игровых технологий при работе по обучению детей правилам безопасного поведения.

МБДОУ "Курманаевский д/сад №2 "Солнышко" воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы

Оригами - искусство складывания бумажных фигурок. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. Там и развилось искусство складывать из квадратного листа бумаги без помощи ножниц любые фигурки.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Значение оригами для развития ребёнка:

    Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.

    Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,

    Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

    Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

    Развивает пространственное воображение.

    Активизирует воображение детей и фантазию.

    Развивает художественный вкус и творческие способности.

    Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оригами помогает:

Сделать рывок в развитии речи;

Улучшить произношение и обогатить лексику;

Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

Предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;

Развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

Играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

Научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;

Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.

Цель обучения детей оригами:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги, повышение эффективности обучения.

Задачи:

    Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

    Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

    Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

    Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

    Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

    Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

    Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

    Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Приёмы, используемые при обучении детей технике оригами.

    объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

    выполнение действий с детьми с проговариванием

    выполнение действий по пооперационным картам.

Много-много лет назад
был известен всем квадрат.
Сколько в нём углов? - Четыре!
Это знает каждый в мире.
И четыре стороны
у квадрата быть должны.

Быть углы должны какими?
Обязательно прямыми,

А все стороны должны
Быть, конечно же, равны.

Меня спросил мой младший брат:
- Скажи, на что похож квадрат?
- На кубик в детском уголке,
- На плот, плывущий по реке;
- На старый дом без крыши
- Где поселились мыши.
- Ещё похож он на экран
- И телевизора экран,
- Пуховый бабушкин платок
- И гардеробный номерок,
- На синий знак дорожный
- И белый торт творожный!
- Квадрат приземистый собой
-Но каждый угол в нём прямой.
- И у него мы знать должны
- Всегда все стороны равны.

Ф. Сирени

Памятка

    Заготовки делает взрослый.

    Заготовка точной квадратной формы.

    Бумага тонкая, упругая, хорошо сгибающаяся, цветная.

    Обследование готового образца.

    Показ - на столе.

    Индивидуальный показ нового приёма.

    При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.

    Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение ребёнком, показ второго - выполнение ребёнком.

    Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта.

    Линии сгиба тщательно проглаживаются.

    Совмещение углов и сторон должно быть точным.

    После того, как игрушка будет полностью готова необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

    Образец не должен быть маленьким.

    Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.

    Самое главное - это мотивация. Для чего он это делает.

Введение

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.

Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития общества.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами помогает:

сделать рывок в развитии речи;

улучшить произношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;

развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

Научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;

ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.

Анализ литературы доказывает, сто техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Однако роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выбору темы исследовательской работы «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами».

Цель исследования: Разработать организационно методические формы работы, направленные на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике "Оригами".

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами".

Разработать перспективный план, воспитательской работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».

1. Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами

.1 Понятие о способе оригами и история возникновения техники

История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орниологи утверждаю, что в третьем - четвертом веках до нашей эры уже находят материалы, которые мощно рассматривать как бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу .

Б третьем веке бумага "двинулась" к берегам Японии через Корею. Этому способствовали интенсивные отношения двух государств.

На рубеже четвертого века из Кореи прибыли двое ученых Акити и Вани, последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. По японской традиции он считается первым, кто познакомил страну с китайской письменностью. Но еще довольно долго письменность не имела в Японии широкого распространения.

В Японии того времени существовало одно религиозное направление - синтоизм .

Буддизм пришел в Японию чуть позднее, в 538 году нашей эры, из Индии через Китай и Корею. Именно в этот период в Японии начинает развиваться производство бумаги (610 год). Его возникновение связывают с корейским буддийским монахом Дан-Хо, который научился бумажному делу в Китае и предложил свои услуги императорскому двору. Однако, широко бумага в Японии стада производиться во время «Золотого века» буддийской культуры, особенно в период Ханухо (конец VII - начало VIII века) и Темпе (VIII век).

С конца второй половины VIII века стала развиваться и японская технология производства бумаги - «нагашизуни». Бумага, сделанная по этой технологии, была названа «ваши» - «японская бумага». Она заняла ведущее место в мире благодаря своему уникальному качеству .

В XV веке Япония использовала бумагу не только для издания книг. Выпускалась бумага разных сортов и различных свойств: для каллиграфии, конвертов и писем, сумок и зонтов, фонарей и ширм, всевозможных перегородок в домах, широко применялась бумага для изготовления одежды. Плащи из обработанной маслом бумаги можно было увидеть s самых глухих провинциях страны. В моде были кимоно "Шифу", изготовленные из ткани, нити которой делались из витой бумаги, и "камино" из разных листов бумаги .

Высоко ценилась прочность бумаги "ваши" в пиротехнике. Она шла на изготовление парусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластыри). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные редкие футляры, корзинки и коробочки для очков, музыкальных инструментов и тому подобное .

Самое ранее извести использования оригами в религиозных целях в Японии связано с каташиро, которые с древних времен использовались в синтоистских церемониях.

У этих кукол очень длинная история. В самом начале они выполнялись из травы, упоминания о них относятся к периоду Хейан (796-I185), Наибольшей популярностью бумажные куклы достигли в средине периода Эдо (1615-1868).

Этот период знаменуется расцветом японской гравюры, основа которой выполнялась на деревянных колодках. При помощи подобных колодок на бумагу наносили многокрасочные узоры, и эта бумага шла на изготовление кукол. Она известна как киогами, и поэтому куклы, сделанные из этой бумаги, называются "киогами нинью".

Самый старинный вид бумажной куклы в Японии - это "анесама" или кукла "старшая сестра" (невеста).

В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях .

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов "бумага" "Бог" - "Ками". Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными изделиями из сложной бумаги ("ори" - ками"). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготов

Оригами в помощь логопеду. Из опыта работы

Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: В работе раскрывается опыт использования логопедом техники оригами, как метода развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, способствующего решению многих коррекционных задач, повышающего эффективность обучения детей. Статья может быть интересна логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель:
Ознакомление читателей с опытом работы.
Задачи:
Привлечь внимание логопедов и других специалистов, работающих над преодолением речевых нарушений у детей к инновационной деятельности, которая, благодаря неограниченным возможностям развивающей направленности, может стать одним из направлений коррекционной работы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности способствует повышению качества образования. В настоящее время логопеды в своей работе используют большое число инноваций различного характера. В комплексе с традиционными методами воздействия, они способствуют оптимизации коррекционной работы и достижению успехов в преодолении речевых нарушений у детей.
Ни один логопед не обходит стороной такой вид коррекционной работы, как развитие мелкой моторики.
Во-первых, всем известно как благотворно влияет развитие движений пальцев руки на развитие речи детей.
«Исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков во главе с доктором профессором М.М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.»
Во-вторых, каждый логопед готовит детей к обучению в школе и стремится подготовить руку к письму, развивая рафомоторные навыки и зрительно-моторную координацию детей.
Существует много приемов работы по развитию мелкой моторики. Оригами может стать одним из них. Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке, а так же усиливает влияние проприоцептивной импульсации мышц руки, что, по мнению М.М. Кольцовой: «так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.»
Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность.
Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.
Я являюсь поклонницей этого вида искусства. Участвую в выставках. Получив очередное приглашение для участия в Фестивале бумажного творчества, который ежегодно проводится в ГБОУ города Москвы Зеленоградском Дворце Творчества детей и молодежи, я решила помимо своих работ, привезти на выставку и детские.
Так впервые я занялась оригами с детьми.


2014 году мы представили на фестивале две коллективные работы «Подснежники» и «Гвоздики». Наши старания были отмечены жюри. В своей возрастной категории за работу «Гвоздики» мы получили диплом III степени.
Несомненно, это успех. Я радовалась этому не меньше детей. Но самое главное я увидела, что эти занятия вызывают у детей огромный интерес.
Я работаю в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. Кроме речевых нарушений у наших детей наблюдается отставание в развитии других психических процессов. Для них характерны:
Неустойчивость внимания и быстрая его истощаемость
Снижение вербальной памяти
Низкий уровень развития воображения
Отставание в развитии словесно – логического мышления
Низкая познавательная активность
Недостаточная регуляция произвольной деятельности
Несформированность пространственных представлений
Нарушение, мелкой общей, артикуляционной моторики
Дети с ОНР имеют особенности поведения: они часто обидчивы и ранимы, нерешительны, с заниженной самооценкой, пассивны, а иногда чрезмерно возбудимы.
Все это не только затрудняет взаимодействие детей, но и осложняет их обучение.
В занятиях оригами я увидела неограниченные возможности коррекционно-развивающей направленности.
Для детей цель этих занятий очень конкретна – складывание разнообразных фигурок. Дети стремятся получить конечный результат своей деятельности. Это их привлекает и стимулирует.
Логопед целью занятий ставит развитие у детей целого ряда способностей и навыков, а оригами служит средством достижения этих целей.


Фигурки, изготовленные на занятиях оригами, дети активно используют в игре. Это активизирует их воображение и фантазию. Дети, объединяясь в группы, совместно придумывают сюжет игры, вносят поправки по ходу действия, учатся прислушиваться к чужому мнению, договариваться, уступать друг другу. Все это способствует формированию навыков межличностного взаимодействия, общения.
Работа с бумагой для детей имеет практическую направленность. Это значительно повышает мотивацию к занятиям, что в свою очередь, способствует повышению познавательной активности и регуляции произвольной деятельности.
Кроме того изготовление и оформление работ - совершенствуют трудовые умения ребенка, развивают его художественный вкус и творческие способности.
Таким образом, наблюдения показали, что занятия оригами с детьми плодотворно отражаются на их всестороннем развитии, и помогают логопеду эффективно решать задачи по преодолению трудностей не только в развитии речи.
В логопедической практике широко используются различные приемы, направленные на развитие мелкой моторики. Техника оригами может по праву занимать почетное место среди них, так как способствует решению многих коррекционных задач и в целом повышает эффективность обучения детей.

Евстифеева Инна Васильевна, воспитатель муниципального дошкольного обоазовательного учрежде-ния – детский сад № 2, высшая квалификационная категория, г. Боровичи, Новгородской области

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги… Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений».

Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня сначала как маму, а позднее как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс скла-дывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывая пополам не прямоугольник, а квадрат по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно, что позволяет обучать оригами детей младшего возраста и детей, имеющих проблемы в развитии.

Я работаю в логопедической разновозрастной группе; дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня продолжить работу по обучению детей оригами. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи.

В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В.А.Гиляровский отмечал, что» запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М. Кольцовой уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

Значение оригами для развития ребёнка:

  • Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
  • Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
  • Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
  • Развивает пространственное воображение.
  • Активизирует воображение детей и фантазию.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель обучения детей оригами:

  • Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.
  • Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
  • Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы-ориентиры

Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. По-этому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и « посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она « не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Использование оригами в театрализованной деятельности

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность вы-полнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра: театр на палочках, с использованием коврографа, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Оригами в обучении пространственным отношениям

Основная форма, используемая в оригами- это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги я даю детям чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата я использую художественное слово: стихотворение Ф.Сирени

Много-много лет назад
был известен всем квадрат.
Сколько в нём углов? – Четыре!
Это знает каждый в мире.
И четыре стороны
у квадрата быть должны. Быть углы должны какими?
Обязательно прямыми
, А все стороны должны
Быть, конечно же, равны.

Меня спросил мой младший брат:
- Скажи, на что похож квадрат?
- На кубик в детском уголке,
- На плот, плывущий по реке;
- На старый дом без крыши
- Где поселились мыши.
- Ещё похож он на экран
- И телевизора экран,
- Пуховый бабушкин платок
- И гардеробный номерок,
- На синий знак дорожный
- И белый торт творожный!
- Квадрат приземистый собой
-Но каждый угол в нём прямой.
- И у него мы знать должны
- Всегда все стороны равны.

Оригами в экспериментальной деятельности дошкольников

Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспери-ментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить.

Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно-экспериментальном центре собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для скла-дывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.

Взаимосвязь воспитателя и логопеда при составлении календарно-тематического плана и его реализации

Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. Без ком-плексного подхода трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. С целью работы в едином направлении, соблюдая общие требования, был разработан календарно-тематический план с опорой на лексические темы, рекомендуемые программой Н.В. Нищевой. Созданные поделки используются при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи (по рекомендациям логопеда). Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения, рекомендуемые программой Н.В. Нищевой.

Участие родителей в обучении детей оригами

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Мы в группе не испытываем недостатка в материале: родители принося разную бумагу, газеты, журналы, за что дети и воспитатели благодарны.

В настоящее время я работаю воспитателем в логопедической группе. Дети, с которыми я работаю, имеют нарушения развития речи. Для комплексного решения коррекционных задач необходимо использовать методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей. Я имею опыт обучения оригами детей с проблемами развития, поэтому решила применить его в работе с детьми логопедической группы.

Все дети, посещающие группу, с интересом и увлечённо обучаются оригами. Могу сказать, что воспроизводить несложные фигуры способны дети 3 лет. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Дети старшего возраста достаточно быстро усвоили пространственные отношения. В случае затруднения, я использую на занятиях по математике базовую форму оригами-квадрат. Изготовленные детьми и совместно с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в театральной, экспериментальной игровой деятельности. Ребята старшего и подготовительного возраста стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.

Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении складывания из бумаги. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в разных видах деятельности.

Поделиться: