Обычаи, суеверия и приметы на Троицу. Что нельзя делать на Троицу

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Троица празднуется через семь недель – на пятидесятый день – после Пасхи. Праздник ещё называют Днем Святой Троицы или Пятидесятницей.

Празднование Троицы, как и праздник Пасхи, своими корнями уходит еще во времена Ветхого Завета. На 50-й день после Пасхи (день выхода из Египта еврейского народа) пророк Моисей у горы Синай основал ветхозаветное священство и дал своему народу Божий закон. Этот день становится днем основания ветхозаветной Церкви.

День Святой Троицы имеет отношение и к новозаветной Пасхе, так как на 50-й день после воскресения из мертвых Иисус послал апостолам Духа Святого.

На Руси праздник начали отмечать спустя 300 лет после введения князем Владимиром христианства.

В Украине праздник тесно связан с встречей лета и проводами весны – Зелеными праздниками. Неделю перед Троицей называют «зеленой», «русальной» или «клечальной», а 3 дня перед самим праздником и 3 дня после него называют Зеленой неделей. В период Зеленых праздников цветет овес, народ украшает цветами и зеленью свои дома, молодые девушки плетут венки. Согласно поверьям, в это время из воды выходят русалки и просыпаются мертвецы.

Святая Троица – одно из важных положений христианства. Православная церковь в этот праздник вспоминает нисхождение Святого Духа на апостолов. Понятие Троицы символизирует образ Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.

Этот большой церковный праздник символизирует освобождение от всего грешного и плохого в человеческой душе. Сошедший на апостолов в виде священного огня Святой Дух наделил их благодатью и дал силы для создания на земле Святой церкви, с целью донесения Божьего слова до каждого человека.

Праздник Троицы – это День рождения церкви. В этот день избранных Богом учеников наделили особой силой, помогающей им проповедовать Евангелие по всему миру и распространять весть об Иисусе, как о Господе и Спасителе. Сегодня священнослужители являются преемниками апостолов. Они считаются посредниками между людьми и Богом.

Празднование Троицы: обычаи

К празднику хозяйки наводят чистоту в доме, украшают цветами комнаты, используя с этой целью молодую траву и зеленые ветки, которые символизируют весну, продолжение и процветание жизни. Для украшения чаще всего используются ветки дуба, березы, клена, рябины, мята, трава аира, мелисса.

Утром в день Троицы идут в церковь на праздничную службу. Прихожане в руках держат цветы, зеленые ветки и пахучие травы.

Родственников и близких людей приглашают на праздничный обед, угощают караваем, блинами, блюдами из яиц, пирогами, киселем. В этот день принято дарить друг другу веселые подарки. Многие предпочитают ездить на природу и организовывать пикники, ведь Троица всегда отмечается в выходной день.

С древности и по сегодняшний день сохранилась традиция народных гуляний. В городах проводятся концерты, культурно массовые мероприятия, ярмарки.

Троица: традиции и ритуалы

В старину люди, отстояв на Троицу утреннюю службу, начинали отмечать праздник. В городах и селах происходили массовые народные гуляния, хороводы, песнопения, конкурсы и активные игры на открытом воздухе. Вечером незамужние девушки водили хороводы, а холостые парни присматривали невест. Из трав и цветов девушки плели венки, несли их к реке и пускали по воде. Также венки могли втайне дарить избранникам в знак симпатии.

На Троицу сушили травы, и впоследствии использовали их как средство от разных бед и лекарство от многих болезней. По поверьям, такая зелень способна защитить дом от грозы.

Сухари от каравая, испеченного на Троицу, хранили до свадьбы. Их добавляли в свадебный пирог, веря, что они принесут молодоженам счастье.

У наших предков была примета освящать в церкви «слезные травы» ‒ травы, которые специально оплакивали, потому что слезы символизировали дождь. После церкви эту траву несли домой, и прятали за оконными рамами или иконами. Таким образом, люди просили у природы хорошего и урожайного лета без засухи.

Ещё, чтобы летом был богатый урожай, за ставни, наличники, рамы окон вставляли березовые ветки, а зеленую траву разбрасывали по горнице. Так было в каждом доме.

В деревне осуждался на Троицу любой крестьянский труд: ни в доме, ни в поле нельзя было ничем заниматься. Разрешалось только готовить пищу. Купаться в реке тоже было категорически запрещено, потому что Троица – это время, когда русалки выходят на землю и могут заманить на дно.

Суббота перед Троицей – родительская. В этот день принято ходить на кладбище и поминать родственников. Наши предки считали, что человек, который не пошел в этот день на погост и не помянул усопших родственников, зазывает умерших к себе, а они, в свою очередь, заберут с собой кого-то из дома, т.е. в ближайшее время в этом доме кто-то может умереть. Поэтому перед Троицей устраивали поминальный ужин, одежду умерших вывешивали на ограду, стараясь таким образом отогнать смерть от своего жилища.

На Троицу старые женщины ходили на кладбище и обметали березовыми венками могилы. Считалось, что этим они отгоняют злых духов и радуют усопших, которые содействуют согласию, миру и богатству всех жителей деревни.

Свататься на Троицу было хорошей приметой. Считалось, если посватаются на Троицу, а поженятся на Покров, значит, у этих супругов жизнь будет счастливой и долгой, жить они будут в любви и согласии.

Если на Троицу идет дождь, то ждите хорошего урожая, теплой погоды без заморозков и много грибов.

Понедельник после Троицы – Духов день. В этот день Земля считалась именинницей. На земле не работали, а рано утром ходили на поиск кладов. Считалось, что в свои именины она откроет хорошему человеку что-то ценное.

Гадания на Троицу

На Троицу девушки гадали на суженого и судьбу. Одними из самых популярных гаданий было плетение венков и «завивание» березки. Накануне праздника девушки шли в лес, находили там молодые березки, и на их верхушках сплетали веночек из веточек – «завивали». На Троицу девушки возвращались к своим березкам и смотрели на венок, если он развился или завял, то ничего хорошего ждать не стоит. Если остался в прежнем виде, то в этом году ожидается свадьба с любимым человеком и богатство в доме.

Ещё один популярный обычай на Троицу – плести венки. Занимались этим в женской компании, мужчин не допускали. Считалось, что если парень увидит венок, то быть беде. С готовыми венками шли к реке и спускали их на воду:

  • куда венок поплывет – оттуда и ждать суженого;
  • если венок остался у берега, то девушка замуж не выйдет;
  • если утонет – девушка в ближайшее время умрет.

Венок не снимали с головы руками, а наклоняли голову так, чтобы он сам упал.

Чтобы во сне увидеть суженого, под подушку клали березовые веточки.

Обычаи и традиции празднования Святой Троицы

Христианство — очень светлая религия. На Руси в него вплелись языческие традиции. От этого такими радостными и духовными являются Святые праздники. Их, если разбираться досконально, не так уж много. Среди главных праздников особое место занимает Троица.

Это время, когда земля подошла к ежегодному одариванию своих заботливых хозяев первыми урожаями. Она вся сочится силой, энергией. Крестьяне заканчивали к Троице тяжкие труды, отдыхали, набирались сил перед новым периодом сельскохозяйственных работ – сбором урожая. Все вокруг наполнялось волшебным ожиданием, неким радостным предвкушением.

От этого на период Троицы выпадало множество обрядов, традиций. Люди считали, что земля особенно благосклонная к ним, «разговорчива», так сказать.

Крестьянские приметы на Троицу

За природой наблюдать было принято постоянно. Знающим толк в ее знаках, многое удавалось узнать, предвидеть (с ее помощью). Приметы и традиции хранили бережно, передавая в роду из уст в уста. По ним определяли множество вещей. Как теперь принято говорить, составляли план уборочной, заготовок, ремонтных работ и так далее. В этот день определяли, какой будет в этом году. Нынче далеко не всех интересуют такие сельскохозяйственные тонкости. Тем не менее, многие из них могут повлиять на нашу нынешнюю жизнь.

Хорошо считалось, если в этот день идет дождик. Крестьяне радовались такому «дару небес». Если тучи начинали плакать, знать, урожай будет знатным, голодать не придется. Дождь предвещал поздние заморозки, что позволит спокойно справиться со сбором урожая, заготовить грибов, которых тоже предрекалось множество.

Жаркое же солнце в этот день не особенно радовало людей, умудренных народными знаниями. Такая погода могла предвещать засуху, что не очень хорошо для посевов. Поля не принято было орошать. За ними природа ухаживала. Нынче можно только радоваться Троичной жаре. Для жителей мегаполисов это знак ясного, не дождливого лета. А вот для крестьян – признак грядущих забот.

Любовные приметы

Не только «хлебом насущным» жили наши предки. Конечно, труд у них был в чести, но не только об урожае думали. Невесты именно в этот праздничный день ждали сватов. Считалось, что если сговориться о браке на праздничном застолье, то жизнь будет безбедная, хорошая, радостная. Да и знакомиться принято было на гуляньях, что проводились в поселениях.

Говорили, если заприметить свою половинку (попросту влюбиться) на Троицу, то Ангелы будут хранить такой союз особенно бережно. Вот и посудите по знакомым своим, так ли это на самом деле. Естественно, выспрашивать нужно тех, кто хранит в памяти радостные минуты первой любви.

Женские заботы на Троицу

Замужние дамы так же в этот праздничный день не оставались в стороне от общих «духовных» трудов. Если девицам было положено думать о браке и продлении рода, то женщины постарше оберегали от зла свои семьи. Во-первых, перед Троицей обязательно к могилам предков ходили. Их убирали и обязательно обметали березовыми веточками. Говорили, что так зло от них отгоняют.

Береза вообще была, как нынче говорят, «брендом дня». Старики утверждали, что это дерево набирает к празднику особую силу. Об этом мало известно, только загадывать желание на Троицу тоже необходимо было у белоснежного ствола березки. Девушкам, обделенным вниманием парней, это шептали потихонечку. Им нужно было тайно поплакаться у ветвей деревца. Если оно «прошумит» листвой в ответ – примета хорошая. Знать, вскоре встретит свою судьбу.

Когда же «подружка» угрюмо молчала, не шелохнувшись, то девица понимала, что в этом году не выйдет замуж. Будет еще долго на родительских хлебах сидеть. Хорошо было, если Троичный день радугой людей приветствовал. Считалось, что счастье непременно придет в селение (или семью, или к человеку).

Житейские приметы на Троицу

Так как в празднике этом много сохранилось с языческих времен, то к традициям в селах относились очень бережно. С одной стороны, в Храм ходили к службе, с другой, присматривались по дороге к тем, кто навстречу попадался. Никого нельзя было обидеть. Девицам на выданье (вдовам) предписывалось обязательно привечать всех представителей мужского пола.

Хорошей приметой было угостить бродягу, путешественника, пришлого человека. В принципе стол для любого гостя накрывался, а вот нежданный (даже совсем чужой) предвещал приход благополучия в дом. На данной примете множество традиций и обрядов основано. Такого «случайного» гостя прямо зазывать начинали. А иной раз на улице всем подряд угощение раздавали. Доброта и щедрость, проявленные от души, всегда в чести были. Считалось, что такое поведение обязательно откроет двери счастью.

День Святой Троицы (Пятидесятница) в 2018 году приходится на 27 мая. Троица - третий по значимости после Рождества и Пасхи церковный праздник. Каждый год, в зависимости от даты Пасхи, Троица выпадает на разные дни, ее празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда и ее второе название - Пятидесятница.

На Троицу дом украшают зеленью, цветами, которые являются символами жизни и весны.

Принято на Троицу ходить на богослужение, а накануне Троицы, в родительскую субботу, обязательно ходят на кладбища, поминают усопших.

Троица является третьим главным из двунадесятых праздников после Рождества и Пасхи.

Название праздника Троица объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты»...

Символом Троицы является береза. Именно березовые ветки, как правило, используются для украшения храмов и домов на Троицу. Береза считается благословенным на Руси. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Правда, в некоторых регионах России, где не растет береза, праздничными деревьями были дуб, клен, рябина.

Троицу с давних времен на Руси отмечали весело и шумно. После службы в храмах устраивали гулянья, хороводы с играми и веселыми шутками.

На Троицу обязательно пекут караваи, а на праздничный обед принято созывать всех друзей, близких и знакомых, обмениваясь друг с другом подарками.

Перед Троицей хозяйки всегда тщательно убирали дом и готовили праздничный стол, за которым собиралась вся семья. Праздник любили встречать на улице, молодежь водила хороводы вокруг берез, парни выбирали себе невест. Молодой человек подходил к понравившейся ему девушке и предлагал руку и сердце. Если красавица соглашалась, можно было засылать сватов.

Но свадьбы на Троицу играть нельзя. Считается, что это принесет молодым несчастье в семейной жизни.

Девушки в этот день плели венки и пускали их плыть по реке. Если венок плывет ровно, но семейная жизнь будет благополучной, если начал кружиться – то жди разлада в семье. Если венок прибился к берегу, то скорого замужества ждать не стоит.

Троица – большой церковный праздник, поэтому работать в этот день нельзя. Не стоит в этот день допускать недобрых мыслей, злословия и зависти. Нужно примириться со всеми, с кем вы в ссоре.

Наши предки никогда не купались на Троицу в водоемах. Считалось, что в этот день русалки ведут себя активно и могут утащить купальщика под воду.

По материалам сайта «Новости в десятку»

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга.

Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы.

К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны.

При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили. На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Гадания на Троицу

Самыми распространёнными гаданиями принято считать «завивание» березы и плетение венков. Перед Троицей девушки ходили в лес и находили молодую березку. Нужно было наклонить верхушку дерева и сплести венок с этих веточек.

После этого непосредственно на праздник девушкам нужно было вновь идти в лес и смотреть, что же произошло с березой после такого процесса. В том случае если все осталось, как и было то следует ждать свадьбы и богатства в доме. А вот если веточки завяли, то хорошего точно ждать не следует.

Гадание на желание. Троица

Стоит сразу обратить внимание на то, что гадать на желание на Троицу следует только рано утром. Делать это необходимо исключительно самостоятельно и на голодный желудок. Требуется подойти к березе, загадать самое сокровенное желание и отломать веточку березы. Но только вот перед этим следует проговаривать специальный заговор.

Для этого необходимо сплести все тот же венок, но, как вы понимаете, только из зверобоя. Затем кинуть его на крышу. Если он упал обратно, то в этом году девушку ждет свадьба, если же остался там, то для создания семьи еще рано.

Чтобы узнать о том, любит ли девушку определенный парень или нет она брала зверобой и перекручивала его с такой силой, чтобы из него полился сок.

Обряды на Троицу

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день.

В целом праздники назывались «Зелёными святками». Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:
На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри.

В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.

В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться.

После того, как березу разовьют – повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне, пишет w. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Троица 2017, когда Троица в 2017 году, празднование Трроицы, приметы на Троицу, традиции на Троицу, обряды на Троицу, празднование Троицы, народные поверья на Троицу, что нельзя делать на Троицу, береза на Троицу, березовые венки

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями.

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы. Можно сказать, что праздник Троицы без березы - то же самое, что празднование Рождества без елки.

В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина…

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа - так называемые «невестины смотрины».

С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу. Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве.

В этот день для девиц пекли козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились – подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок, переплетали их между собой.

Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни.

После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу. После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Троица 2017, когда Троица в 2017 году, празднование Троицы, приметы на Троицу, традиции на Троицу, обряды на Троицу, празднование Троицы, народные поверья на Троицу, что нельзя делать на Троицу, береза на Троицу, березовые венки

Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:
на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;

категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.
Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
Считается, что с понедельника – дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.

В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

По материалам портала Wordyouru

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Троица: приметы, традиции и обычаи

Четвертого июня 2017 года православные празднуют День Святой Троицы. Этот день очень важен, так как событие, которое стало поводом для праздника, дало весомый толчок к развитию христианства. Чтобы понять, как нужно вести себя на Троицу, и что делать, необходимо немного узнать об истории праздника.

Праздник Святая Троица — что означает

Если обратиться к священным книгам христиан, то можно узнать, что Троица — праздник, связанный, в первую очередь, с Иисусом Христом, его смертью и воскрешением. Дело в том, что после того, как Божий Сын воскрес, он вознесся на небо. Случилось это через сорок дней после того, как Иисус вышел из пещеры, где был погребен. А через десять дней после Вознесения Христа, произошло еще одно чудо.
У Иисуса остались последователи — преданные ученики, которые часто собирались, чтобы помолиться.Так случилось и в этот раз. Ученики пришли в дом на горе Сион. И как только они начали молиться, в комнате, где они находились, раздались громкие звуки, напоминающие гудение ветра. Тут же вся горница стала объята пламенем, но языки огня никого из присутствующих не обжигали. И тут ученики Иисуса услышали голос Господа. Он сказал им идти и проповедовать христианство во всем мире. И тут же все апостолы заговорили на разных языках.
На шум сбежались и люди, толпа собралась перед домом, и когда апостолы сообщили о том, что произошло, три тысячи человек решили креститься в этот же день. Вскоре была построена и первая христианская церковь, а апостолы стали проповедовать религию в разных странах.

Праздник называется Днем Святой Троицы по той причине, что апостолам открылось триединство Бога (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). А еще у этого дня есть и второе название — Пятидесятница. Оно указывает на время, когда верующие отмечают праздник. Апостолы услышали голос спустя 50 дней после Воскрешения Христа. То есть Троицу празднуют на пятидесятый день после Пасхи.

Что за праздник Троица: приметы, традиции и обычаи

Важность этого дня побуждает к тому, что у людей появляются вопросы, касающиеся того, что можно и что нельзя делать на Троицу. В основном все запреты точно такие же, как и на другие христианские праздники. В этот день не стоит выполнять физическую работу (мыть полы, делать ремонт, шить, убираться). А кроме этого, запрещаются и земляные хозяйственные работы, такие как прополка огорода, покос травы, высаживание цветов.
Раньше люди верили, что если нарушить эти правила, то потом произойдет какая-нибудь беда, например, у тех кто шьет или вяжет, заплутают или погибнут овцы — источник пряжи, а у тех, кто занимается посевами — град уничтожит весь урожай.
На Троицу также лучше не готовить. Хозяйки раньше готовили к празднику все заранее, например в пятницу, или субботу. Еду можно разогреть, но не стоит весь день проводить у плиты. Как правило, на Троицу пекут пироги. А еще можно приготовить любые мясные и рыбные блюда, используя как можно больше зелени. В некоторых частях страны есть и еще одна традиция, отсылающая к Пасхе — люди окрашивают яйца в зеленый.


Самое хорошее дело — начать этот день с посещения храма. Церкви очень красиво украшают к празднику — везде живые цветы, ветки деревьев, зеленые покрывала и целые ковры из травы. Такое убранство символизирует начало жизни. Люди также могут украсить свои дома, раньше считали, что такой обряд защищает жилище от нечистой силы, например, от русалок, которые могли утащить кого-нибудь под воду.


Поделиться: