Обязан ли родитель. Должны ли родители посещать родительские собрания в школе? Так обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми

Родительские собрания неотъемлемая часть школьной жизни родителей и учителей. В школе регулярно организуются встречи для педагогов и родителей, во время которых решаются многие серьёзные вопросы. Организация экскурсий, внеклассные мероприятия, общие рекомендации по усвоению учебного материала, организация питания учащихся — эти и многие другие вопросы обсуждаются на родительском собрании совместно с родителями. Необходимость таких встреч очевидна. Однако у родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Чтобы быть достоверно проинформированным о жизни своего ребенка в образовательном учреждении, необходимо систематически посещать родительские собрания и быть в контакте с классным руководителем.

Бывает, что классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Насколько это юридически обосновано рассмотрим с точки зрения Закона «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон).

Ст. 44 Закона закрепляет за родителями обучающихся права и обязанности.

В частности, родители имеют право:

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44 Закона).

Это право родителей полностью реализуется через ознакомление с информацией на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе с одного уровня образования на другой. Родителям первоклассников, например, важно знакомство с учителями, всегда интересна информация о программе обучения, требованиях педагога и т. д.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 Закона).

На сегодняшний день проводится множество мониторингов, которые выявляют уровень готовности детей к школе, отношение детей к образовательному процессу, уровень сформированности тех или иных компетенций и т. д.

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3ст.44 Закона).

По итогам каждого собрания подводятся итоги и выносятся те решения, которые принимаются всем коллективом присутствующих родителей. Такие решения нередко касаются вопросов управления образовательной организацией.

С одной стороны, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. С другой стороны, Закон не предусматривает посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Если вы по каким-то причинам не можете посетить родительское собрание, сообщите об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

Приходя в школу, родители должны помнить, что они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, уважать честь и достоинство работников образовательной организации (ч.4 ст.44 Закона).

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли бабушки или дедушки посещать родительские собрания?

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично. Бабушки и дедушки часто являются активными участниками воспитания и присмотра за детьми. Юридических оснований отказать бабушке/дедушке в присутствии на родительском собрании — нет. Однако, подписи на документах, справках, анкетах, которые заполняются во время собрания, должны быть заверены родителями. Именно родители являются официальными представителями ребенка, только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем. Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно.

Многие вопросы, конфликтные ситуации можно разрешить благодаря разъяснениям учителя на собрании. Если собрание было организовано профессионально и грамотно, то у родителей не будут возникать вопросы относительно необходимости такой формы взаимодействия учителя и родителя в школе. Стоит помнить о соблюдении этики общения. Результатом совместной работы на собрании может стать уверенность родителей в том, что они могут в решении любых вопросов обратиться к своему учителю.

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Это актуально для многих, меня об этом спрашивают постоянно. Да что там – я сама долго искала внутри себя ответ на этот вопрос. Или даже вопросы:

  • Почему часто родители ждут от детей возврата какого-то долга?
  • Должны ли дети что-то своим родителям?
  • И если да, то что? Сколько и каким образом нужно отдавать?
  • А если нет, то, что делать? Игнорировать эти просьбы?

Хочется сказать в первую очередь о том, как нам самим такими не стать (ведь родителей и их позицию уже не изменишь, да и незачем). Давайте попробуем в этом разобраться.

Почему же так происходит, почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Со временем накопился долг, и у первого человека внутри есть ощущение, что его обманули и использовали – все забрали и ничего не отдали. Я не буду рассматривать ситуацию, когда первый отдавал второму много лет бескорыстно. В этом мире бескорыстия практически не бывает. Даже в отношениях родителей и детей.

Родители в своей заботе о детях держат в уме как минимум стакан воды, который ребенок все-таки должен принести. Ждут и заботы в немощи, и финансовой помощи, и что их будут продолжать слушаться, и что дети будут жить так, как хотят родители, и поводов для гордости и хвастовства, и внимания. И много чего ждут. Даже если явно об этом не говорят. Но на основании чего?

Родители действительно очень много вкладывают в детей – время, нервы, деньги, здоровье, силы. В течение долгих лет. Им часто приходится отодвинуть свои желания на второй план – ради ребенка. Делать то, что не хочется – опять же ради него. От чего-то отказываться, чем-то жертвовать – как минимум своим собственным сном в течение нескольких лет. Кто сказал, что быть родителями легко и просто?

Вот проходят годы, и вдруг - или не вдруг – ребенок слышит прозрачные намеки или прямые указания, что именно и как он должен родителям. Но насколько это правомерно и обоснованно? Действительно ли он что-то должен? И откуда это ощущение несправедливости берется?

Родители переживают, потому что их родительство показалось им самим огромной безответной жертвой. Односторонним процессом, не дающим никаких бонусов и радостей. Двадцать лет мучились и теперь ждут, что должно как-то вознаградиться это все безобразие. Они очень много отдавали и ничего не получали. Совсем ничего. Должна же быть справедливость! Но так ли это?

Нет. Этот мир всегда и во всем справедлив. Дети на самом деле очень много родителям дают. Точнее даже, Бог дает нам через детей столько всего! Даже не описать словами. Их объятия, признания в любви, смешные слова, первые шаги, танцы и песни… Даже просто вид маленького спящего ангела - настолько милыми Господь их создал! Первые пять лет жизни из ребенка исходит столько счастья, что оно притягивает взрослых как магнит. Дальше тоже много разных бонусов, хоть и в чуть меньшей концентрации. То есть через детей Богом родителям дается так же очень много, причем такого, что за деньги не купишь и на дороге не найдешь. И все честно, все компенсируется - родители трудятся, Господь их вознаграждает. Сразу же, в этой же точке. Ты ночь не спал – а тебе утром улыбку, гуление и новые навыки.

Но для того, чтобы получать все эти бонусы - надо быть с детьми рядом. И иметь силы и желание этим наслаждаться – что тоже немаловажно. Видеть все эти дары, быть благодарными за них.

Именно в их детские годы, пока они маленькие, и из них все это счастье излучается просто так, каждую минуту. То, как они пахнут, смеются, ругаются, обижаются, любят, дружат, познают мир – все это не может не радовать любящее сердце родителей. Счастье в нашем сердце – это и есть награда за труды.

Тогда почему родители чувствуют, что им кто-то что-то должен? Потому что их не было рядом с детьми, и все эти бонусы и радости получил кто-то другой - бабушка, няня или воспитательница в детском саду (хотя последняя наверняка тоже этим не пользовалась). Родителям было некогда дышать детскими макушками и обнимать их посреди ночи. Нужно же работать, реализовываться. Нужно куда-то бежать, дети не убегут, подумаешь малыш! С ним не поговоришь, не обсудишь день, он вроде бы ничего не понимает, ему все равно, кто его качает и кормит. Отношения с младенцами часто не вписываются в наше понимание отношений – какое там, так только помыть-покормить-уложить. Некогда нам любоваться спящими детьми, усталость такая сильная, что можно только упасть где-то в другой комнате. Нет времени изучать с ним кузнечиков и цветочки. Нет сил на то, чтобы вместе рисовать, лепить, петь. Все силы остаются в офисе.

Но даже если мама не работает, скорее всего, ей тоже не до этих странных «бонусов» и мелочей. Это же какая-то ерунда, пустая трата драгоценного времени (как и на саму себя), а ей надо дом убрать, еду приготовить, в кружок ребенка отвезти, в магазин сходить. Она же не может лежать с ним рядом и болтать на его непонятном языке, это же глупо. Нет никаких сил и совсем нет времени на то, чтобы просто заглянуть ему в глаза и выдохнуть все напряжение. И если мы идем по делам, то идти надо быстро, а не останавливаться возле каждого камешка. Хотя физически мама рядом, все эти бонусы стремительно пролетают мимо нее. И часто у неработающей мамы к детям претензий еще больше - она же пожертвовала ради них даже своей самореализацией, не работая, так, что потенциальный счет будет еще выше.

Так хочется иногда остановить какую-нибудь бегущую куда-то маму с каменным лицом! Остановись, мама, самое большое чудо рядом! И оно не может ждать!

Оно растет каждую минуту и дарит тебе столько чудес и счастья, а ты пропускаешь все это мимо, не обращая внимания! Словно лепя очень важный песочный замок, ты не замечаешь в песке крупинок золота.

Так же часто останавливаю саму себя, когда у меня вдруг находятся более важные дела, чем почитать книгу, поиграть с ними в Лего или просто полежать рядом со спящим чудом. А куда это я собралась? И зачем? Может быть, лучше позволить счастью проникнуть в мое сердце прямо сейчас и растопить его?

По итогу же этого всего мы получаем такую ситуацию, что люди работали много лет, трудились и достаточно тяжело (разве это может быть просто?), а их честно заработанную зарплату выдавали в другом месте, каким-то другим людям. Потому что именно они были там, где нужно. Например, пока мама и папа изо всех сил трудятся, чтобы выплатить ипотеку за свой огромный дом и заплатить за услуги няне, эта няня испытывает счастье, она наслаждается жизнью в этом доме с этими детьми (я таких счастливых и наполненных нянь, балдеющих от детей и общения с ними, видела очень много, когда мы жили в поселке под Петербургом). А может быть и такое, что все эти радости не получал никто – никому они были не нужны, и спустя много лет и сам ребенок уже поверил, что ничего интересного и хорошего в нем нет.

При этом работавшему тяжело и долго человеку через двадцать лет всё же хочется зарплаты - сразу за все эти годы! И он требует - у тех, ради кого и мучился. А у кого же еще? Но не дают. Вот и остается неудовлетворенность, ощущение обмана и предательства…

Но чья проблема, если мы сами не приходим за своей «зарплатой» родителей каждый божий день? Кто виноват, что мы забываем о том, что в мире все пройдет, а дети будут маленькими всего однажды? Кто несет ответственность за то, что карьера и свершения для нас важнее детских макушек и разговоров с ними? Кто платит за наше решение, когда мы готовы отдать своих детей в садики, ясли, няням, бабушкам ради каких-то достижений, теряя с ними связь и теряя все то, что так щедро дает нам через малышей Господь?

Бесполезно ждать возврата долга от взрослых детей. Они не смогут дать того, что вы хотите, потому что они уже очень много дали вам, хоть вы и не взяли все это.

Дети возвращают долг не родителям, они отдают то же самое своим детям, и в этом мудрость жизни. И пить из взрослых детей соки - значит тем самым обделять собственных внуков, как это ни печально.

«Извини, мама, я ничем не могу тебе сейчас помочь. То, что я должна тебе, я отдам своим детям. Тебе я готова дать благодарность, уважение, необходимую заботу в случае, если это требуется. И все. Больше ничем не могу помочь. Даже если очень захочу.».

Это единственное, что может взрослый ребенок ответить своим родителям, требующим возврата долга. Конечно, он может попытаться, бросить на это все силы, всю жизнь, отказываясь от своего будущего, вкладывая не в своих детей, а в родителей. Только удовлетворения ни у одной из сторон от этого не будет.

Мы не должны ничего своим родителям напрямую. Мы должны все это своим детям. Вот он – наш долг. Стать родителями и передать все это дальше. Отдать всю силу рода вперед, ничего не оставляя позади. Точно так же и наши дети ничего не должны нам. Они даже не должны жить так, как мы хотим, и быть счастливыми так, как мы это видим.

Наша единственная плата за все – уважение и благодарность. За все, что для нас было сделано, как это было сделано, в каком объеме. Уважение, как бы родители себя ни вели, какие чувства бы ни вызывали в нас. Уважение к тем, через кого наши души пришли в этот мир, кто заботился о нас в дни наибольшей беспомощности и уязвимости, кто любил нас, как умел и как мог – изо всех своих душевных сил (просто сил не у всех много).

Конечно, на нас лежит ответственность за последние годы жизни наших родителей, когда они сами о себе позаботиться уже не могут. Это даже не долг, это просто по-человечески. Сделать все, что возможно, чтобы помочь родителям выздороветь, облегчить им быт и дни немощи. Если мы не можем сидеть с болеющим родителем рядом, нанять ему хорошую сиделку, найти хорошую больницу, где будет осуществляться надлежащий уход, по мере возможности – проведывать, уделять внимание. А еще хорошо бы помочь им «правильно оставить это тело». То есть помочь им подготовиться к этому переходу, читая книги. Общаясь об этом с духовными людьми. Но это не долг. Это само собой разумеется, если мы сохранили в себе что-то человеческое.

Больше ничего дети нам не должны. И мы не должны своим родителям. Только уважение и благодарность – напрямую. И передача самого ценного дальше. Дать своим детям не меньше, чем мы сами получили. А лучше – дать даже больше, особенно любви, принятия и нежности.

Поэтому чтобы в старости не стоять с протянутой рукой возле их дома, требуя выплат, учитесь наслаждаться уже сегодня тем, что вам так щедро дается свыше.

Обнимайте их, балуйтесь с ними, смейтесь вместе, нюхайте их макушки, болтайте ни о чем, никуда не спеша, валяйтесь в кровати, пойте, танцуйте, вместе открывайте этот мир – мало ли разных возможностей для того, чтобы вместе с детьми испытывать счастье!

И тогда трудности не кажутся такими трудными. И работа мамы – такой неблагодарной и тяготящей. Подумаешь бессонная ночь, прижимаешь к себе маленькое вкуснопахнущее тело ангелочка, он сложит на тебя свою пухлую ручку - и жить сразу проще. Хоть чуточку. Или даже не чуточку. опубликовано

Пополнение в семье – всегда счастливое событие. Мало кто из родителей в этот момент задумывается о том, что родился новый гражданин. Права малыша, так же как обязанности отца и матери перед ним, регулируются законом. Нормативные акты определяют право несовершеннолетнего на уход, заботу, нормальные условия жизни, получение навыков и образования. Соблюдение указанных норм и является обязанностью родителей (опекунов, усыновителей) по отношению к своему ребенку.

Как регламентируется данный вопрос на законодательном уровне?

Родственные отношения и механизмы их регулирования закреплены в Конституции РФ, Семейном Кодексе, Законе «Об образовании», Декларации прав ребенка. Обязанности родителей и права детей делятся на личные и имущественные. Последние в свою очередь подразделяются на алиментные и имущественные.

Конституционная обязанность отца и матери – заботиться о детях (ч.2 ст.38). В главе 12 Семейного Кодекса определены родительские обязанности в период, когда ребенок нуждается в особой заботе (до совершеннолетия ребенка). Статьи СК РФ разъясняют обязанности разных категорий родителей – семей, усыновителей, родителей-одиночек, несовершеннолетних.

ФЗ №273 «Об образовании» излагает особенности правоотношений в учебной сфере. Отец и мать обязаны участвовать в выборе учебного заведения, формы и методов обучения, интересоваться учебными планами.

Декларация прав ребенка регламентирует правовые аспекты жизни детей, независимо от социального статуса, расы, вероисповедания. Это право на гражданство, образование, медицинскую помощь, защиту, уважение, собственное мнение.

Обязанности родителей по отношению к несовершеннолетнему ребенку

До какого возраста родители по закону должны содержать детей? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, со скольки лет дети считаются самостоятельными:

  • совершеннолетие (18 лет) (подробнее в статье: );
  • вступление в брак с разрешения родителей;
  • эмансипация (признание в 16 лет полностью дееспособным) (рекомендуем прочитать: ).

По отношению к детям родители по закону обязаны выполнять следующие действия: воспитывать, содержать, отвечать за безопасность и здоровье, дать полное среднее образование, привить моральные и правовые ценности.

Своими действиями отец и мать не имеют права наносить ребенку физический и психологический ущерб. Развод и проживание отдельно не снимает с родителя ответственности воспитывать и содержать детей.

В ст.63 СК РФ определена обязанность воспитания детей в физическом, духовном, психическом, нравственном контекстах. Это предполагает уход за детьми, воспитание манер поведения, развитие, обучение.

На воспитание нужны определенные материальные затраты. Отсюда следует обязанность содержания детей – обеспечение питанием, одеждой, лечением, игрушками, образованием, отдыхом и другим в соответствии с возрастными потребностями. В случае развода, с того родителя, который не живет с детьми, удерживаются алименты.

В каких случаях родитель должен обеспечивать ребенка до смерти

Период материального обеспечения ребенка родителями может продлеваться после наступления возраста 18 лет - в случае нетрудоспособности ребенка (ст.85 СК). Инвалидность 1,2 групп обозначает неспособность работать. Добровольно или в судебном порядке родитель обязан обеспечивать ребенка пожизненно или до снятия этого статуса. Кроме этого, родитель обязан обеспечивать ребенка необходимыми лекарствами и оплачивать сложное лечение.

Для установления степени нужды учитывается уровень расходов и доходов, наличие иждивенцев. Обычно нуждающимися признаются лица с размером пенсии ниже прожиточного минимума. Срок и суммы выплат определяются судебным решением.

Чем грозит неисполнение родительских обязательств?

Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей грозит привлечением к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности. Первый зафиксированный органами опеки случай приводит к административному наказанию – предупреждению или штрафу. Жестокое обращение с детьми наказуемо уголовно – до 3-х лет принудительных работ. Совокупность фактов неисполнения обязательств по отношению к детям может привести к частичному ограничению или лишению родительских прав.

В данной статье речь пойдет о том, какую роль играют родительские собрания в воспитании ребенка и является ли посещение родительских собраний обязанностью родителя.

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, закреплены в ст. 47 Семейного кодекса РФ, которая гласит о том, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Это значит, что с появлением в Вашей семье ребенка у Вас возникает ряд прав и обязанностей, в том числе:

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей;
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
  • Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Все вышеперечисленные права и обязанности родителей закреплены законодательно в ст. 63 Семейного кодекса РФ.

В числе прочих обязанностей каждого родителя является обязанность обеспечить получение ребенку общего начального образования.

Школа – это социально значимый институт, способствующий формированию социально зрелой личности каждого ребёнка, которая играет важную роль в воспитании ребёнка.

Родительское собрание в школе прежде всего, это основная форма совместной работы родителей и учителей на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.

Главным предназначением собраний являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Любое образовательное учреждение, является юридическим лицом (организацией) и соответственно имеет Устав. В Уставе прописываются основные цели и задачи учреждения, а также права и обязанности педагогических работников, детей, и родителей.

В числе прочих обязанностей родителей в Уставе школы может быть прописана обязанность родителя поддерживать тесную связь с администрацией школы и классным руководителем, регулярно посещать родительские собрания.

Следует отметить, что данная обязанность родителей устанавливается школой не в целях наложить обязанность неукоснительно соблюдать устав. Устав школы принимается и утверждается его учредителем без участия родителей. Возложение обязанности на родителей соблюдать устав в части посещения родительских собраний является ни чем иным, как дополнительной мотивацией родителей к совместному участию в воспитании ребенка.

Ни Кодексом об Административных правонарушениях РФ ни Уголовным кодексом РФ, ни каким другим нормативно-правовым актом не предусмотрена ответственность за непосещение родительских собраний .

Таким образом нельзя однозначно утверждать о том, что посещение родительских собраний является обязанностью каждого родителя за неисполнение которой применяются правовые санкции.

Посещать родительские собрания или нет – это индивидуальное дело каждого родителя и зависит от степени желания родителя участвовать в воспитание и социальном развитие Вашего ребенка и скорее является правом, чем обязанностью. Но, прежде чем принимать решение посещать родительское собрание или нет, родитель должен принять во внимание, будет ли полным его представление о личности ребенка и адекватности принимаемых воспитательных мер к нему без взаимодействия с учебным заведением и информации о том, как ребенок адаптируется и ведет себя в обстановке, отличной от домашней.

Подводя итог под настоящей статьей, по моему мнению, хоть обязанность и не может быть возложена на родителя посещать родительские собрания, родители все же обязаны посещать учебное заведение, интересоваться жизнью и успеваемостью ребенка. И уже на основании этого делать выводы и принимать соответствующие меры.

Поделиться: