Нужно ли менять почерк ребенку. Как исправить плохой почерк у ребенка

Школьные тетрадки могли бы рассказать многое… Тут упала слеза, потому что больше страдать, идеально выводя буквы сил не было. Вот здесь черкали-исправляли ненавистную «Е», потому, что писать «З» шиворот-навыворот невозможно, эти петли, крючки… Кому ЭТО надо?

Учительница не экономит на красных чернилах, а родители первоклашек берутся за голову и пьют валерьянку… Нужно ли вообще «издеваться» над детьми и заставлять их выводить идеально круглые буквы, ровно наклоненные вправо по косым линейкам?

Что говорят…

«… Я считаю, что в современной жизни навык каллиграфии уходит в область хобби. Дети печатают огромные эссе на компьютере, и это не их лень, а требования школы, 99% бумаг просят заполнить печатными буквами…»

«Поколение моих детей не используют курсив вообще. Читают в основном книжки на компьютере, интернет… Менеджеры им шлют заметки по e - mail …»

«Порой мне кажется, что люди разучились писать, они только печатают. Стучат по клавиатуре, тыкают пальцами в экран телефона… А писать от руки уже не модно. Письма на бумаге уже никто никому не пишет. Зачем? Отправил S М S - и порядок. У детей почерки стали ужасные и непонятные, они даже забывают, как какая буква пишется. Сочувствую учителям, которые ночами пытаются разобрать эти каракули…»

Итак, современный мир диктует свои условия. Канули в лету уроки чистописания, позабыты-позаброшенны чернильницы и гусиные перья. Так может, не стоит «заморачиваться» по поводу почерка вообще?


Откуда берутся проблемы с почерком?

Большинство детей приходят в первый класс, не умея писать, этот навык формируется гораздо позже навыков чтения и счета. Как показывает практика, письмо - это самый сложный вид работы для первоклассников. Исследования показали, что на уроке письма маленький школьник испытывает нагрузки, как космонавт в момент старта!

Прежде чем что-то написать, ребенок должен услышать (!) в слове отдельные фонемы, представить, как они будут выглядеть на листе бумаги каждая по отдельности и целым словом…

Пока в голове у ребенка не сформируется образ буквы (т.е. то, КАК именно он будет ее писать), он не сможет выполнить конкретное движение (провести наклонную линию, например). Т.е. в процессе обучения письму тренируется в первую очередь не рука, а мозг!

За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. В первую очередь, это мелкая моторика и понимание строения букв. У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита недостаточно хорошо, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком: буквы неровные, соединения не те или вовсе отсутствуют, наклон «пляшет».

Чем грозит ребенку плохой почерк?

Во-первых, плохой почерк не дает возможности прочитать написанное (как самому «автору» текста, так и посторонним «читателям» каракулей). Это может повлечь за собой низкую скорость письма и плохие отметки.

«У нас в школе была учительница иностранного языка. Она очень серьезно относилась к почерку и могла порвать тетрадку, если там было нечитаемо. Говорила, что люди, которые пишут, как курица лапой - бесчувственные эгоисты, которым плевать на других…»

Взрослых, конечно же, плохими отметками не напугаешь (да и детей ими пугать бесполезно, тем более, учитывая, что до 3 класса отметки не ставятся), но хороший читаемый почерк - еще никому жизнь не испортил.


Не ругать, а тренировать!

Многие родители, видя «корявки» своего горе-первоклассника, сердятся, начинают в порыве гнева рвать тетради, а порой и бить (!) ребенка по рукам... Это в корне неправильное поведение! Негативные эмоции способны только ухудшить ситуацию: каракули станут еще безобразнее, а ребенок возненавидит занятия письмом.

Попробуйте в качестве эксперимента написать что-нибудь левой рукой (если вы правша). Красиво? Не очень-то отличается от почерка первоклассника, правда? А причина банальна… Не сформирован навык, не выработана привычка писать именно этой рукой! За что же тогда ругать? Надо тренировать!

Выработать красивый почерк помогут задания, развивающие мелкую моторику и зрительно-моторную координацию:

  • Прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.
  • Обвести рисунок по пунктиру, рядом с контурной линией (с внутренней стороны или с наружной).
  • Штриховка.
  • Раскрасить рисунок с мелкими элементами.
  • Дорисовать симметричную половинку незаконченного изображения.
  • Рисовать по клеточкам под диктовку (одна клетка вправо, две вниз и т.д.).

Развитию мелкой моторики способствуют занятия лепкой, бисероплетением, вырезание ножницами по контуру, вязание, вышивка, сборка конструктора из мелких деталей (типа «Лего»), складывание пазлов, сборка головоломок, мозаик.

У мальчиков гораздо чаще возникают проблемы с почерком, они априори менее аккуратны и усидчивы. Поэтому не стоит игнорировать чисто «женские» виды рукоделия. Помогут и традиционные «мужские» занятия: забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений в принципе. В таком случаеможно рекомендовать подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастику.

В некоторых случаях (достаточно редко) может понадобиться помощь детского невропатолога.

Если ребенок левша, есть ли у него «шанс» выработать красивый почерк?

Конечно! Если у ребенка нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Прошли те времена, когда левшей поголовно переучивали писать правой рукой!

Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь правильно расположить тетрадь, чтобы наклон был в нужную сторону и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.

А на последок я скажу…

Приведу пример… Мама, переехавшая в Штаты на ПМЖ, рассказывает:

… Приехали мы сюда, когда дочь закончила второй класс и должна была переходить в третий. У нее был великолепный красивый наклонный почерк. Учительница была в шоке, потому, что здесь только со второго полугодия третьего класса показывают детям как пишутся прописные буквы. А многие вообще до конца школы пишут печатными буквами, причем с наклоном влево или вообще ровно… Курсив, да еще в Штатах, становится ненужным навыком. Подавляющее большинство американских старшеклассников курсивом не владеют вообще.

Если, несмотря на все усилия (ваши и ребенка), не удается выработать красивый почерк - выдохните… Пусть ребенок пишет правильно и разборчиво, а красота… - на вкус и цвет, как говорится…

Ребенок в первом классе пишет как курица лапой? Это не самое страшное в жизни, успокойтесь… И вообще, у многих «умных и знаменитых» почерк был не ахти… Стоит ли изводить первоклассника? Специалисты утверждают, что окончательное формирование почерка, как и всего организма, заканчивается к 18-25 годам. Может, перерастем?

Уважаемые читатели! А у вашего ребенка красивый почерк? Как вы обучали ребенка писать? Ждем ваши комментарии!

Когда первоклассник обучается письму, он учится красиво и правильно выводить буквы. Однако далеко не у всех детей почерк остается каллиграфическим, что не может не тревожить родителей. Что делать в этом случае, как изменить ситуацию? Прежде всего, разобраться, не преувеличиваете ли вы проблему, а также исключить наличие заболевания, которое вызывает расстройство процесса письма. И уже после этого работать над улучшением почерка вашего ребёнка. Как именно? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Есть ли проблема?

Младшие школьники могут иногда писать неаккуратно и неразборчиво. Переживать из-за этого не стоит: постепенно почерк должен измениться. Если вы можете легко прочитать слова в тетрадке, нет серьезных ошибок, – мучить школьника не стоит.

Перфекционизм – это не всегда хорошо. Постоянно критикуя ребёнка и добиваясь идеального написания, вы можете добиться обратного эффекта: у него появится отвращение к письму. К тому же, психологи отмечают, что родители, заставляющие много раз переписывать задания, приучают ребёнка к шаблонному поведению, и у него со временем может пропасть желание проявлять инициативу.

Ещё один важный момент: почерк связан и с психологическим состоянием ребёнка. Если до этого он писал аккуратно и красиво, а потом его буквы стали неразборчивыми и кривыми, – возможно, в жизни школьника появились проблемы. Например, изменились отношения в семье, или же у него не складываются отношения со сверстниками. Сильный нажим при письме может свидетельствовать о повышенной тревожности. Если к этому добавится и прессинг со стороны родителей, которые следят за тем, чтобы чадо каждую букву писало так, как они считают нужным, – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности.

Ещё один тревожный «звоночек» – это отросток буквы «р». Если ребёнок пишет текст, который должен показать родителю или сверстнику, и отросток этой буквы слишком короткий, – это может быть знаком того, что он боится человека, которому адресовано послание. В этом случае важно поработать над отношениями в семье, создать атмосферу доверия и взаимоподдержки.

Что такое дисграфия, и как её выявить

У некоторых детей плохой почерк бывает потому, что они страдают дисграфией. В этом случае малыш не виноват, так как ошибки в его словах – результат недостаточной сформированности или распада психических функций, отвечающих за письменную речь.
В этом случае ему требуется помощь логопеда, невролога, хорошие результаты даёт физическая активность. Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Причины, из-за которых портится почерк

Итак, вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии. В этом случае надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Следите за тем, как ребенок сидит

Посмотрите на то, как написаны буквы: у них неверный наклон, они «смотрят» в разные стороны, элементы букв – непараллельные, в словах наклон то в одну, то в другую сторону? Если это ваш случай, то ребёнок садится за пару так, как ему удобно. Учите школьника правильно сидеть за партой в школе или же дома.

Подавайте ребёнку пример: если вы сами сутулитесь при чтении и письме, то чадо не воспримет ваши замечания всерьёз. Начните работать над собой, и тогда дети потянутся за вами. Итак, какова правильная посадка:

  • туловище, голова и плечи – ровные;
  • ноги согнуты, ступни – на полу или специальной подставке;
  • нельзя ложиться на парту – можно опираться только руками;
  • руки выступают за край.

Следите за тем, чтобы школьник всегда сидел за столом правильно, не забывайте об этом, и уже через 3 недели он начнет сам принимать правильную позу.

Правильно располагайте тетрадь и держите ручку

Бывает, что буквы или «убегают» вверх и располагаются над строчкой, или же, наоборот, вниз, получаются разными по высоте или ширине.

Если проблема именно в этом, то вам необходимо научить ребёнка правильно располагать тетрадку:

  • Она должна лежать на столе под небольшим уклоном в 10-15°.
  • Когда ребёнок пишет в верхней части листа, нижнюю он придерживает рукой, а потом постепенно перемещает тетрадь вверх.
  • Наклон должен быть вправо, если пишет правша, и влево – для левши.

Не забудьте про обложки. Они не только помогают оставаться тетрадям опрятными, но и не дают тетрадке скользить. Поэтому лучше покупать недорогие полиэтиленовые обложки, так как более жёсткие, хотя и смотрятся лучше, не справляются с этой функцией.

Важно купить удобную ручку и научить её держать

На что обратить внимание при выборе ручки:

  • Она должна быть около 15 см, слишком короткие или очень длинные покупать не стоит.
  • Не давайте ребёнку сувенирные ручки, четырехгранные: они красивые, но неудобные. Школьник будет тратить немало усилий, чтобы её удержать, а ему нужно и писать, поэтому покупайте только круглые ручки.
  • Толстоватые ручки тоже не подходят: диаметр не должен превышать 7 мм.
  • Сейчас выпускают специальные ручки для школьников младших классов: с резинкой, которая не дает пальцам скользить, и с пупырышками, стимулирующими нервные окончания.
  • Покупайте немаркие ручки, чтобы они не размазывали пасту. Проверить это легко: в магазине сделайте несколько чёрточек ручкой на бумаге, а потом проведите по ним пальцем. На коже не должно остаться чернил.

Если вы подобрали ручку, учите ребенка правильно ее держать. Она лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Не стоит сильно зажимать ручку, прогибая указательный палец.
Если у вас ребёнок неправильно держит ручку, можно купить ему специальную насадку, которая поможет его переучить.

Развивайте мелкую моторику

Если ребёнок ходил в садик, с ним должны были заниматься воспитатели, в том числе и развивать мелкую моторику. Вам как родителям тоже стоило находить время для развивающих занятий с сыном или дочкой.
Но если не получилось уделить этому должное внимание, то ваше чадо могло прийти в школу с плохо развитой мелкой моторикой. У такого ребёнка не так подвижны пальчики и кисти рук, и из-за этого ему сложно писать элементы букв, у которых есть закругления, ему трудно даются изогнутые линии. Изучите тетрадку ребёнка: если у него не получается написать буквы с изогнутыми элементами, надо поработать над мелкой моторикой. Как это сделать:

  • как можно больше рисовать, используя различные техники;
  • соединять точки, чтобы потом получилась фигура;
  • штриховать;
  • постоянно лепить;
  • играть с мозаикой или конструктором, с другими мелкими деталями.

Упражнения для улучшения почерка

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения. Но перегружать ребёнка не стоит. Если он учится в начальной школе, достаточно уделять занятиям 15-20 минут, не больше. Нужно подобрать интересные для ребёнка тексты по 4-6 строк и переписывать их, стараясь делать это красиво.

Обратите внимание, какие именно буквы или элементы у ребёнка получаются корявыми, и больше работайте над ними. Можно начинать переучивать с прописей, учите школьника заново писать различные крючочки и палочки, а потом пусть он их под вашим присмотром соединяет в буквы.

Есть ещё один простой способ, который тоже помогает сделать почерк более красивым. Он не занимает много времени. Возьмите тетрадку в клеточку и попросите ребёнка нарисовать кружок, не отрывая руки. И так – много раз, пока не получится (можно заниматься по 5 минут в день). Когда он научится рисовать один кружок, добавляете второй, чуть смещая руку вправо, но следите, чтобы ваши кружочки не выходили за пределы клетки. У вас получится фигура, похожая на «дымок».

Только регулярные занятия, старания самого школьника, его желание писать красиво, – помогут сделать почерк ребёнка красивым. Здесь важно не перегнуть палку, не заставлять его часами просиживать за прописями, а иначе вы добьетесь обратного результата. Он должен не только заниматься, но и играть, отдыхать. Также стоит как можно чаще хвалить маленького труженика. При таком подходе вы не только справитесь с проблемой, но и сохраните дружеские отношения с сыном или дочкой.

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

Обучение письму - непростая задача для любого ребенка. Но самое неприятное, когда школьник старается и не допускает ошибок, но учитель снижает оценку с пометкой «грязно», «неразборчивый почерк» или делает обидные замечания «как курица лапой», «каракули».

Отчаявшись решить проблему самостоятельно, родители обращаются к коллективному разуму. Недавно в одном из популярных интернет-сообществ для мам горячо обсуждалась подобная тема. Оказалось, что с проблемой плохого почерка у детей сталкивались многие родители. Они поделились личным опытом. Как научить ребенка писать красиво и аккуратно?В каких случаях необходима помощь специалиста? Какие существуют пособия для улучшения почерка?

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

Кому-то показались эффективными авторские методики, например, академика РАО, психофизиологаМарьяны Безруких , известного методиста Светланы Воскресенской , кандидата педагогических наук Веры Илюхиной , учителя-логопеда и нейропсихолога Вероники Мазиной .

А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов». В этом случае стоит обратить внимание, например, на «Хулиганскую тетрадь» блогера Ники Дубровской , «Нескучные прописи» от издательства«Феникс-Премьер» , прописи с загадками .

Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык . Это поможет сформировать красивый почерк, предотвращает напряжение мышц пальцев, спины и шеи и усталость руки во время письма. Можно на первых порах купить ребенку ручкусо специальными углублениями или насадками , чтобы пальцы запомнили правильное расположение.

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Полезное видео

Педагог Елена Калачикова рассказывает родителям, как научить ребенка красиво писать

Татьяна Петулько

Поделиться: