Нейропсихолог: оправдывают ли себя занятия с модным доктором? Детские проблемы: взгляд нейропсихолога.

Нейропсихология — это раздел психологии, который изучает взаимосвязь деятельности мозга и человеческой психики. Основателем этой науки считается отечественный нейропсихолог Александр Романович Лурия. Свои основные открытия он сделал во время Великой отечественной войны, занимаясь реабилитацией солдат после тяж`лых ранений в голову, затрагивающих различные отделы головного мозга. Суть их состоит в том, что каждый отдел головного мозга ответственен за ту или иную психическую функцию человека — за речь, мышление, движение, память, восприятие и т.п. И при повреждении некоторых отделов головного мозга нарушается соответствующая им функция. Однако, есть ещё одна загадка, которую отчасти удалось разгадать Александру Романовичу. Мозг столь пластичен, что при нарушении работы маленьких его участков по той или иной причине (травма, опухоль, сосудистая патология), соседние участки в процессе функционирования практически полностью берут на себя "роль" повреждённых, и происходит это из-за того, что мозг "обязан" обеспечивать ту или иную функцию организма. Это часть процесса адаптации организма человека к изменившейся вокруг него действительности. Связь эта — двухсторонняя, то есть, воздействие непосредственно на функцию (моторную, сенсорную и т.п.) запускает отклик мозга, того его участка, который управляет данной функцией, или соседнего, если последний повреждён. Однако, это происходит лишь в том случае, когда все процессы в организме человека активны, то есть он двигается, думает, испытывает эмоции, ощущает. Если эту активность определённым образом организовать, то процесс восстановления поражённых участков мозга происходит намного эффективнее.

В настоящее время проблема недостаточности функционирования мозга актуальна в связи с всё более возрастающим количеством детей с врождёнными нарушениями Высших Психических функций — речи, мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей (дислексия, дисграфия и т.п): сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Ортодоксальное медицинское лечение (ноотропы, седативные средства, аминокислоты) часто помогает поддержать, и лишь немного и временно улучшить состояние таких детей. В то время как при помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций ребёнка. Особенно это касается так называемых "пограничных" случаев, объединённых официальной медициной в один общий диагноз ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция). Если ребёнком с таким диагнозом системно и планомерно заниматься нейропсихологической коррекцией в дошкольном возрасте, то уже к 7-и годам он будет совершенно готов к новому этапу своей жизни. Все его психические функции, а прежде всего объём произвольного внимания, будут развиты в достаточной степени для того, чтобы усвоить учебную программу в полном объёме. А ведь часто такие дети попадают в коррекционные школы (которых, кстати сказать, остаётся всё меньше и меньше) или продолжают учиться в общеобразовательных школах, "не тяня" программу и становясь двоечниками.

Нейропсихология обладает большим спектром инструментов помощи и коррекции. Но есть один метод, который приносит неоспоримую пользу абсолютно всем детям, вне зависимости от диагноза и сложности изначального статуса. Речь идёт о сенсомоторной коррекции. Метод заключается в направленном воздействии через моторную и сенсорную сферы на психическую сферу ребёнка с целью нормализации её функционирования. Другими словами, с помощью двигательных упражнений, выполняемых ребёнком в определённой последовательности — в соответствии с закономерностями нормального развития, формируется основа для более сложных психических функций. В процессе коррекции как бы заново выстраивается двигательное развитие ребёнка (отсюда — второе название метода "замещающий онтогенез"), которое позволяет правильным образом развиваться другим психическим функциям (вниманию, памяти, мышлению, речи и т.д.).

Нейропсихологический метод сенсомоторной коррекции был разработан Т.Г.Горячевой в 1997 г. (Горячева Татьяна Германовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова", доцент кафедры клинической психологии МГППУ (г. Москва). Метод предназначен прежде всего для оказания эффективной помощи детям с нарушениями поведения и развития, детям с трудностями обучения, в частности, детям с дисграфией, с СДВ, СДВГ, аутизмом, ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью, логопедическими проблемами неврологического генеза (дизартрия, логоневроз и т.п.), с лёгкими формами эпилепсии в состоянии ремиссии. Но как уже говорилось, занятия приносят ни с чем не сравнимую пользу детям с минимальными нарушениями деятельности мозга. После полностью пройденной базовой программы и при условии технически правильного выполнения упражнений у ребёнка происходит существенное улучшение внимания, памяти, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики. Нормализуется тонус нервной системы, снижается утомляемость и истощаемость, повышается способность к произвольному контролю.

Ещё раз хочется заметить, что важным преимуществом этого метода является возможность добиться устойчивых положительных результатов без медикаментозного воздействия на организм ребёнка, что является альтернативой традиционной фармакотерапии в неврологической практике при работе с такими детьми.

Теперь кратко о содержании метода. Работа нейропсихолога начинается с диагностики, которая позволяет выявить глубинные причины трудностей ребёнка, то есть определить, какие именно зоны мозга недостаточно сформировались или были повреждены из-за неблагоприятных условий течения беременности, родов или первых лет жизни ребёнка. Результатом диагностики является выявление так называемого нейропсихологического синдрома, на основании которого строится дальнейшая коррекция.

Первый (базовый) этап коррекционной программы рассчитан примерно на 6-8 месяцев. Он включает в себя регулярные (не менее 2-х раз в неделю) занятия с нейропсихологом продолжительностью 40-60 минут, а также обязательные ежедневные занятия дома с родителями. Присутствие родителей на занятиях обязательно для обучения упражнениям, которые они затем будут выполнять с ребёнком дома. Упражнения очень простые, однако требуют и от родителей, и от ребёнка внимания и настойчивости.

В качестве иллюстрации приведём перечень упражнений базового курса сенсомоторной коррекции:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Упражнения, развивающие речевую артикуляцию;
  • Упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности рук;
  • Упражнения для развития крупной моторики;
  • Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.

Упражнения выполняются в три этапа:

  • Отработка движений в нижней плоскости (лёжа) (базовый этап);
  • Отработка движений в средней плоскости (на четвереньках);
  • Отработка движений в вертикальной плоскости (стоя).

Время прохождения каждого этапа зависит от индивидуального уровня психологического и психоневрологического развития ребенка.

Для получения устойчивого эффекта от метода сенсомоторной коррекции необходимо около 2-х лет. Самый эффективный возраст для нейропсихологического воздействия — от 5 до 12 лет, так как именно в этом возрасте в основном заканчивается формирование всех мозговых структур ребёнка, и мозг более пластичен, чем в более позднем возрасте.

В заключении хотелось бы сказать родителям, и прежде всего, мамам: ваши дети — это Божий дар! Но это ещё и колоссальная ответственность, за которой стоит долгий, кропотливый, каждодневный труд! Чем больше вы вложите в ребёнка в самом начале его жизненного пути, тем большего сможет достичь он сам в своём будущем, а также все его и ваши последующие поколения. Трудитесь сейчас на благо своего будущего! А мы вам в этом поможем.

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» - думают родители, листая тетради своего чада. Учителя, наблюдая резкие скачки в успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке - нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки - Россия. Ее основоположник - отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок - страдают речевые функции, в затылок - зрительное восприятие, поражено темя - человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб - страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга - «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким - либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого - либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока - блока программирования и контроля - ученик не соблюдает правила - любые - и не может себя контролировать, даже если хочет. Во - первых, это правила учебные - он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности - ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления - будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки - своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это - нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки - совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны - от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», - считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила - была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему - то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» - за содержание и «2» - за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение - буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов - детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это - дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Давненько я ничего не рассказывала...
Ну раз уж я ввязалась в сферу (тему) нейропсихологии, то позвольте мне её продолжить!
Раннее я рассказывала о том, что в силу я отвела дочь на , после чего я решила, что курс нейрогимнастики будет совсем не лишним для моего ребёнка.
И вот первая часть курса пройдена и можно подвести некоторые итоги, я бы сказала, промежуточные.

Начну с Карамельки, ведь в первую очередь это всё для неё затевалось.
Было у нас 20 занятий. Занимались мы два раза в неделю по полтора часа.
проявился уже после нескольких первых занятий. У ребёнка значительно прибавилось сил (увеличилось количество энергии) . Сейчас объясню.
Самый тяжелый день в недели у нас вторник: гимназия - музыкальная школа - танцы. "Делание" домашнего задания мы пытались запихнуть между пунктом "музыка" и "танцы", но не всегда успешно. Поэтому придя домой после занятий танцами, поужинав, в восемь часов вечера мы садились за учёбу. Всё происходящее дальше напоминало фильм ужасов...
Уставший ребенок (с уставшим мозгом) не мог решить элементарные примеры, не мог довести до конца букву, не мог повторить узор по клеткам, буквы вообще не попадали в строчку...
Конечно же я старалась относиться ко "вторнику" терпимо, но Женька начинала психовать.
"Женечка, давай не будем сегодня делать уроки. Ты устала, из-за этого делаешь ошибки. Нет смысла в таком обучении!"
Но ребёнок меня просто не слышал. Она брала ручку, начинала писать, тут же совершала ошибку, начинала психовать и заходилась в истерике. Приходилось забыть об уроках и все усилия направить на то, чтоб успокоить ребенка.
Всё это происходило, конечно же, из-за усталости, усталости мозга (ему не хватало энергии).
После нескольких занятий нейрогимнастикой ситуация в корне изменилась! Женька не только по вторникам смогла делать уроки вечером, делать их без ошибок, но ещё после этого они с папой учили по несколько четверостиший (готовили большое стихотворение к Новому Году).
Можете закидать меня тапками... Скажите: "совсем ребёнка замучили!" Поверьте, я вообще была за то, чтоб не делать уроки по вторникам. Тем более, что в "первом классе домашнее задание не задают".
Но Женьке самой всё это нравилось! Сил (энергии) прибавилось. Она с легкостью делала вечером домашнее задание, и бежала в зал к папе продолжать учить стихотворение. Даже после этого она готова была поиграть с уставшей мамой в города, или потаскать за хвост Ириса (что тоже отнимает много сил).
Еще один ярко-выраженный положительный момент, проявившийся после первых занятий, - это появление способности "собирать голову в кучу" . Понимаю, что звучит это смешно, но более точное название этому явлению я подобрать не смогла.
Стоило Женьке сосредоточиться и голова "начинала работать правильно". Примеры решались легко, почерк стал аккуратным и кругленьким, огромные стихи учились за максимально короткие сроки.
Правда, не смотря на всё вышеперечисленное, некоторая рассеянность всё же сохранилась. Но так как идеальных детей в природе не существует, я склонна думать, что это издержки возраста!
Зато совсем пропало "зависание" . Нас перестали "атаковать вороны"!!! И это не могло не радовать!

Помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке в школе, активировать его до нужного состояния. Применить совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности, которые помогут оградить ребенка от стресса.

Актуальность

ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССА И ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Резкий переход из летних каникул в школьный обучающий процесс представляется для психики ребенка стрессовым фактором, так как:

  • в кратчайшие сроки происходит полная смена режима (сна и бодрствования, питания, ритма жизни);
  • возникает необходимость в максимальной концентрации внимания, собранности и порядке;
  • повышается концентрация оценочных суждений со стороны учащихся и учителя;
  • в несколько раз усиливается интеллектуальная нагрузка (вычисление, чтение, запоминание, логика и пр…).

Последствия такой нагрузки могут выливаться в излишнюю раздражительность ребенка и плохие оценки. И как результат, отвращение к учебе и желание скорее от этого отделаться или под любым предлогом избежать встречи со школой. И если со сменой режима и оценочным суждением мы справиться не в силах, то помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке, так сказать, раскачать его до нужного состояния, это в наших силах. И речь пойдет не о натаскивании ребенка путем решения задач, чтения и всего того, с чем он встретиться в школе. Существуют совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности.

Ошибочность некоторых суждений...

Многие родители ошибочно считают, что готовность ребенка к школе определяется в умении читать, писать, считать… Для мозга, это не так! Дело в том, что готовность к обучению не имеет к этому никакого отношения. Например, трудность в письме связана с неразвитостью мышц кисти, координации движений пальцев, предплечья и плеча пишущей руки, несформированностью межполушарных связей.

Поэтому «дрессировка» ребенка через часовые работы в прописях долго приносит желаемый результат. Гораздо эффективнее и интересней будет лепка, плетение, вырезание ножницами различных фигур из бумаги и т.д.

Почему с нейропсихологом?

Чем отличается активация с нейропсихологом от тренировки методом решения задач?

Развитие движения является основой для развития когнитивного, социального и эмоционального. Единство мозга заключается в слаженной работе двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Поэтому когда мы развиваем мелкую моторику, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции. А при регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон связывающих два наших полушария, что и обеспечивает благополучное развитие высших психических функций. Важно заметить, что развитие межполушарных связей, есть основа развития интеллекта.

При помощи сенсорно моторных упражнений мы можем активизировать работу мозга, различных отделов коры больших полушарий, благодаря чему могут развиваться способности человека или корректироваться проблемы в различных областях психики. При помощи таких тренировок мы стимулируем интеллектуальное развитие самым гармоничным образом без каких-либо инородных или чужеродных вмешательств. Так же важно, что чем более интенсивна нагрузка (в пределах допустимой нормы), тем значительнее эффект.

Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Качественно улучшается регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные техники позволяют расширить возможности деятельности человеческого мозга.

Активация ребенка с нейропсихологом. Что мы предлагаем?

Мы предлагаем интенсивный курс занятий с нейропсихологом - курс сенсорно моторных упражнений, который способен активизировать работу мозга ребенка, работу различных отделов коры больших полушарий. После летнего отдыха это может быть крайне необходимо.

Наш курс не похож на начало учебных занятий в школе. Мы бережем оставшееся летнее время для отдыха, поэтому предлагаем курс, который будет сообразен летнему отдыху, но сконструирован на основе различных упражнений, понятных ребенку.

Задачи курса и состав занятий:

Задачи курса

Активировать функции ребенка, необходимые для учебы в школе:

  • повысить способность мозга воспринимать и запоминать информацию;
  • увеличить способность удерживать концентрацию внимания;
  • скорректировать гиперактивность или медлительность;
  • развитие способностей к понятийному мышлению.

Цели данных занятий с научной точки зрения:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;

Состав занятий:

В программу нейропсихологических занятий могут включаются в различных комбинациях:

  • Специальные игровые занятия;
  • Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
  • Комплекс дыхательных упражнений;
  • Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
  • Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
  • Арт-занятия;

Для кого необходим курс?

Важно подчеркнуть, что это должен быть специально подготовленный комплекс упражнений от нейропсихолога, который будет рассчитан на активацию и развитие всех отделов мозга, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения должны проводиться под контролем нейропсихолога.

Нейропсихологическую активацию проводит наш специалист нейропсихолог:

Дрозд Иван Андреевич

Психолог. Нейропсихолог. Специалист по работе с фобиями и паническими атаками (ПА). Окончил Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) по специальности "психология". Ведет научную разработку
Поделиться: