Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях Сказки по нравственно патриотическому воспитанию

Арчелкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников".
Дата публикации: 24.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие у детей нравственно - патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении: - развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа или нации; - формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны; - формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей; - развитие нравственно – духовных качеств и характеристик человека. Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Ведь это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и страну. И это должно начинаться с семьи, с отношения к самым родным и близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке. Немаловажно, что видит перед собой ребенок, чем восхищается, чему удивляется… И пусть многие впечатления не совсем осознаны им, но пройдя через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении личности патриота. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, страну, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно – прикладному искусству и народному творчеству. Ведь в чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или игрушке, ясно – это идет от души. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка, будь она народной или авторской. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом обязательна. Цель любой сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до дошкольников. По своей сущности сказка близка мышлению и представлению детей. Но она не дает прямых наставлений: «Слушайся родителей», «Уважай старших», однако в ее содержании всегда заложена мораль, которую они со временем воспринимают. Сказки помогают малышам разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Она развивает в детях нравственные качества, доброту, трудолюбие, правдивость, а также расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Дошкольники нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая
помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом не догадывался. В одних сказках воспевают находчивость, смелость, взаимопомощь и дружбу, в других высмеиваются безделье, жадность и другие человеческие недостатки. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, отвагой,упорством в достижении цели, честностью и другими ценными качествами. Подобного рода персонажи являются для ребенка идеалом, к которому он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимого героя. Такой своего рода идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Ребенок должен отдаваться радости со всей своей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. Формирование патриотических качеств – это сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в дальнейшей жизни. Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего детства, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.

Разделы: Работа с дошкольниками

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А.Ильин

Данная работа включала в себя следующие этапы:

Сбор сведений

  • Изучение методической литературы.
  • Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки"
  • Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
  • Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
  • Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Образовательная область:

Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Воспитательная:

  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая : Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая : Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект:6-й год жизни

Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, криативные виды деятельности: лепка, рисование.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы№10,воспитательгруппы № 10 Китайкина Оксана Владимировна, педагог-психолог Семина Эллада Иосифовна, родители

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность и место реализации: Программа рассчитана на один полный учебный год

Место реализации: МДОУ-детский сад №8 ,подготовительная к школе группа №10.

Формы работы:

  • беседы
  • экскурсия в музей г. Балаково.
  • показ спектаклей и сказок
  • продуктивная деятельность детей
  • праздничные мероприятия
  • выставки творческих работ детей и родителей.

Предполагаемый результат:

К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Нормативно-правовая база:

  • Подпрограмма Министерство образования РФ государственной программы "
  • "Патриотическое воспитание граждан РФ";
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года,
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Презентация проекта: Родина в русских народных сказках.

Этапы Формы работы с детьми и родителями Задачи Время Ответственный
I Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. В течение года воспитатель
II Сказкатерапия Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения. В течение года Педагог-психолог
III Изготовление атрибутов Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. В течение года Воспитатель
IV Театрализованные представления Побуждать детей к творческой самореализации. 1 раз в квартал Воспитатель, педагог - психолог.
V Работа с родителями Создать родительский клуб "семейный очаг", привлечь родителей к созданию экспонатов. В течение года Воспитатель, педагог- психолог

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

-"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества.
-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
-"Каша из топора" Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
-"Мужик и медведь" Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
-"Два мороза" Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА

Актуальность. Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

Для более осозного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры,любить и уважать своих родных,ценить труд человека,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.
  • О народных праздниках.
  • О народных приметах.
  • О героизме русского народа.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов,одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками. НА занятиях по криативные видам деятельности дети рисовали, лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказкетерапии.Разнообразные игры, психогимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея дети посетили выстовычный центр "Радуга" где вниманию детей была предложена выставка работ художника А. А. Горстка. После выставке с детьми была проведена беседа на тему: "Краски художника при рисовании родины".Детям было предложено нарисовать посещение музея. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем и педагогом-психологом по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы за счёт создание в группе мини-музея "В гостях у сказки", и уголка "Город мастеров".В изготовлении атрибутов для мини-музея в "Городе мастеров" принимали участие дети и их родители.

«Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Воспитатель: Шурыгина О. Е.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наблюдая за детьми мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В начале этого учебного года я решила создать педагогический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с русскими народными сказками «Нравственно-патриотическое воспитание сказкой».

Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.

Задачи проекта:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно -патриотических качеств дошкольников.

Участники проекта – дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методы и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

По срокам проведения проект долгосрочный, рассчитанный на 1 год.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

2. Основной этап (октябрь- апрель)

3. Заключительный апрель-(май)

Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.

Были проведены: анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка», диагностика детей «Мой любимый сказочный герой».

Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».

Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.

А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.

Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе ребёнка: близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников.

В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей») .

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса») «Заюшкина избушка».

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).

Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и ФГОС включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.

В работе мной используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) ; игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю

детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. А так же с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай из какой сказки,“Продолжи сказку ” (описание героев) и другие.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценированиисказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.

Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Для дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.

Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.

Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность речи. Само слово также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Слово вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В сказках нравственно-патриотическое содержание усиливается так же музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих нравственно-патриотическое содержание.

В работе с дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки.

В любом случае задача нравственно-патриотическое воспитание так или иначе решается в каждой сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.

Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т. д.

Приступая к работе над м сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей разных групп.

Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.

Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.

Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.

Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:

1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.

3. Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».

4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов:

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Гипотеза

  • дружба помогает победить зло
  • зло наказуемо

Цель проекта:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

-

-

  • Пробуждать интерес к сказкам;

Линии развития личности:

  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;

Ожидаемый результат:

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

Методическое обеспечение:

  • «Методические рекомендации»
  • дидактические игры;

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Настольный кукольный театр

«Кот в сапогах»

Варежковый театр

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Игровая деятельность

«Собери сказку»

Изобразительная деятельность

Работа с родителями

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Результативность проекта:

как образцов патриотизма.

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло
  • добрые и миролюбивые побеждают
  • зло наказуемо

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

- Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации»
  • Диагностико-дидактическое обеспечение:
  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

Материально–техническое обеспечение:

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность

Занятие по ФЭМП, развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

Настольный кукольный театр

Показ сказок «Смоляной бычек»,

«Кот в сапогах»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

Варежковый театр

Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

сочинение сказок на патриотическую тему

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

Результативность проекта:

Дети научились понимать смысл сказок

Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло
  • добрые и миролюбивые побеждают
  • зло наказуемо

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

- Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации»
  • Диагностико-дидактическое обеспечение:
  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

Материально–техническое обеспечение:

  • компьютер, магнитофон.

Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность

Занятие по ФЭМП, развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

Настольный кукольный театр

Показ сказок «Смоляной бычек»,

«Кот в сапогах»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

Варежковый театр

Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка сказок

«Коза дереза»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

сочинение сказок на патриотическую тему

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали

Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

Результативность проекта:

Дети научились понимать смысл сказок

Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.


Поделиться: