Национальный костюм Франции: описание, разновидности и фото. Национальный французский деревенский костюм

Изучать культуру различных стран и эпох – это довольно-таки интересное и увлекательное занятие. Известно, что народный костюм может многое рассказать о стране и об обычаях. Кому, как ни нам знать, что во все времена женщины любили наряжаться и оригинально украшать одежду. Поэтому в каждой стране имеется свой народный костюм, который передает дух и традиции своих граждан.

Французский народный костюм

Женский народный костюм Франции состоит из широкой юбки длиной до середины голени, декорированной различными складками и оборками, а также кофты с длинными рукавами застегивающейся у ворота. Обязательный элемент – светлый передник длиной чуть короче юбки. На плечи можно набросить косынку или платок, связав концы спереди. Традиционным считается чепец, поверх которого можно надеть шляпу или платок.

Крестьянская одежда производилась в основном из серых, коричневых или белых тканей. Французская элита предпочитала носить голубую, красную, сиреневую, а также черную одежду.

История французского народного костюма

Основные черты французского народного костюма сложились еще в XVII веке. В те времена крестьяне носили одежду из холста и шерстяной ткани. Рубахи и кофты шили из сукна с добавлением хлопчатобумажной нити.

После Великой французской революции появились праздничные костюмы, которые различались по типу одежды провинций. Бретонские женщины ввели в моду кружевные наколки, корсажи и приталенные лифы. Отличительной чертой фламандцев была клетчатая шаль с бахромой. У каталонцев в традиционной одежде присутствовали манготы – это ажурные нарукавники от локтя до запястья, также они предпочитали яркие и пестрые расцветки.

Крестьяне в сельской Франции шили свою одежду из шерсти или холста, то есть из домотканого материала. Для белья и праздничной одежды (кофт, рубах) использовали тонкий холст, а для повседневной одежды - грубый. шилась из покупной хлопчатобумажной материи и из сукна с добавлением в него холщевых нитей.

Основными частями традиционного французского женского костюма были: широкая юбка со складками или сборками, доходившая до середины голени и просторная кофта с длинными рукавами, застегивающаяся у ворота и свободно ниспадающая на юбку. Кофта на талии стягивалась тесемкой передника, который должен был быть немного короче, чем юбка. На плечи крестьянки набрасывали платок или косынку, концы которой закладывались под нагрудник передника или завязывались на груди. Обязательным атрибутом праздничного наряда был корсаж. Традиционным головным убором крестьянки считался чепец, который было принято носить как на улице, так и в доме. При необходимости женщины надевали шляпу или платок поверх чепца.

Мужской традиционный костюм включал в себя следующее: гетры, штаны, рубаху, шейный платок, жилет и куртку. Во Франции примерно до середины девятнадцатого века крестьяне носили штаны, длина которых была до колен. Такие штаны вместе с гетрами или шерстяными чулками было принято подвязывать под коленями красными или голубыми шерстяными подвязками. В большинстве случаев штаны и гетры шились из одного и того же материала. Узкие длинные мужские штаны вошли в обиход в 1830-х годах. У традиционной рубахи был отложной воротник, который изначально затягивался так же как и манжеты двумя тесемками. В более поздние годы манжеты и воротник на рубахе стали застегиваться на пуговицы. Крестьяне закрывали ворот рубахи шейным платком. Кроме рубахи было принято одевать светлые закрытые жилеты с металлическими пуговицами в два ряда. Поверх жилета надевалась короткая или немного удлиненная куртка. В конце восемнадцатого века вошла в обиход мужская блуза, которая представляла собой широкую рубаху из холстины с прямыми поликами, собранную на рукавах и у ворота в сборки. Такая блуза носилась поверх куртки.

Мужская одежда во Франции шилась преимущественно коричневого, серого или белого цвета. Что же касается женских нарядов, то они были более разнообразными по расцветке: юбки носили белые, красные, серые, голубые и черные; корсажи - полосатые, коричневые, сиреневые, голубые и красные; передники - черные, белые, красные, серые и голубые. Традиционной национальной обувью считались сабо - башмаки, выдолбленные из дерева.

Первые предпосылки для французского национального костюма появились в 17 веке. Французские крестьяне изготавливали свою одежду из холста, шерсти, сукна с использованием хлопчатобумажной нитки. В годы окончания Великой французской революции начали появляться праздничные варианты национальных костюмов.

В каждой провинции костюмы создавались со своими особенностями:

  • Бретон – корсажи, кружево и приталенные лифы.



  • Фламандия – шаль в клетку, декорированная бахромой.


  • Каталонии – манготы (нарукавники из ажурной ткани) и яркие цвета.


Обувь была у всех одинаковая и у женщин, и у мужчин. Она представляла собой деревянные сабо. Нужно отметить, что и по сей день, деревянные сабо носят во французской деревне для работы.



Мужская одежда

До 18 века французские мужчины в провинциях носили обычную рубаху, которая сменилась удлиненной широкой блузой из того же холста, что и ее предшественница. Такие блузы модно было надевать поверх куртки.

Если до революции это такой вариант одеяния считался праздничным, то после ее окончания так стали одеваться городские ремесленники и рабочие. Буржуа предпочитали куртке пальто.

Популярные блузы стали носить и пастухи, которые надевали поверх нее шерстяную накидку или плащ из козьих шкур. Нужно сказать, что некоторые художники и сегодня предпочитают этот стиль.

А уже к началу 19 столетия в моду у французских крестьян вошли штаны до колена в сочетании с гетрами или чулками, завязывающихся под коленями. К ним полагались рубаха, жилет, куртка и шейный платок. Затем, ближе к середине столетия, мужская мода разнообразилась узкими длинными штанами.


Потерпел трансформацию и ворот рубахи. Отложные манжеты и воротник, затягивающиеся тесемкой заменяются пуговицами, а верх рубашки стали прикрывать платком.

Жилет был закрытым на двух рядах пуговиц. Вся эта конструкция закреплялась укороченной курткой, иногда удлиненной сзади.

В 18 веке головным убором каждого крестьянина была треуголка, а в конце 19 века ее стали носить пожилые мужчины. Со временем треуголка сменилась шляпой с круглыми полями.

Для изготовления зимнего варианта шляпы использовали фетр, для летнего – солому.

На побережных провинциях крестьяне носили колпак из шести, украшенный помпоном.

Женская одежда

Женский национальный костюм был намного проще. Он состоял из широкой юбки, декорированной оборками или плиссировкой и кофты. Все это дополняли передник и платок, который завязывали на плечах.

Голову украшал чепчик. Он считался домашним вариантом, а для выхода из дома на него надевалась шапка или платок.


По цветовой палитре определялся статус человека. Крестьяне шили свою одежду из материалов серого, коричневого, белого цвета. Буржуа отличались голубыми, красными или сиреневыми одеждами. А иногда и черного цвета.

В праздники к обычному варианту костюма добавлялся корсаж.


В каждой провинции, некоторые национальные костюмы отличались вышивкой, формой головных уборов или цветом передника.

Позже в моду вошли женственные платья, похожие на туники. Их подвязывали высоко под грудью. Через несколько лет платья стали длиннее с многослойными юбками внизу.

Из аксессуаров можно отметить зонтики, маленькие шляпки с вуалью, муфты и шарфы.



Детский костюм

Дети ничем не отличались от взрослых и их костюмы были уменьшенной копией взрослой национальной одежды.

Девочки носили юбки немного короче взрослых, в остальном все было как у женщин – чепец, рубашка, фартук.

Одежда мальчиков с точностью повторяла мужской костюм.

Великая французская революция

После окончания Великой французской революции, крестьянский национальный костюм претерпел кардинальные изменения. Так сложилось из-за повышения благосостояния крестьян. А на рынки стали пополняться фабричными тканями – шелком и сукном.

Другим стал и праздничный вариант костюма. На него наложила отпечаток мода города. Во всей Франции национальные костюмы были похожи друг на друга и заключались в одних и тех же элементах. Но особенности каждой провинции повлияли на форму головных уборов и корсажей, крой и расцветки. Историки моды выделяют несколько комплектов одежды того времени.


Городской костюм вошел в моду только в конце 19 века. На протяжении долгого времени не менялись только головные уборы. Некоторые из них популярны в быту до сих пор. Например, в Альпах, Руссильоне и Бретонии.



Национальный костюм Франции в 21 веке

Сегодня патриоты пытаются возродить старые традиции и организовывают костюмированные праздники и карнавалы, в которые включены конкуры на лучший костюм. Особой популярностью такие мероприятия пользуются в Провансале, Бретонии, Савойяре.


Национальные костюмы также популярны у танцевальных коллективов, которые их шьют для своих выступлений.


Чувство красок, пропорций и форм – все это воплотилось в современном французском городском костюме. Наверное, поэтому Францию и считают законодательницей моды.


Костюм времен барокко

Рубеж 16-17 века стал успешной страницей в истории Франции. Страна вошла в круг ведущих держав и поправила свое экономическое положение. Для всей Европы Франция стала законодательницей и эталоном модных веяний и придворной культуры.

Страна начинает выпуск куклы Пандоры и ее гардероба. Кукла выпускалась в двух размерах большая кукла, облачалась в верхнюю одежду, а маленькая – демонстрировала нижнее белье. Стоила такая кукла непомерно дорого и продавалась в другие страны Европы.

.. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 ..

Национальный французский деревенский костюм

Крестьяне в сельской Франции шили свою одежду из шерсти или холста, то есть из домотканого материала. Для белья и праздничной одежды (кофт, рубах) использовали тонкий холст, а для повседневной одежды - грубый. Верхняя одежда шилась из покупной хлопчатобумажной материи и из сукна с добавлением в него холщевых нитей. Основными частями традиционного французского женского костюма были: широкая юбка со складками или сборками, доходившая до середины голени и просторная кофта с длинными рукавами, застегивающаяся у ворота и свободно ниспадающая на юбку. Кофта на талии стягивалась тесемкой передника, который должен был быть немного короче, чем юбка. На плечи крестьянки набрасывали платок или косынку, концы которой закладывались под нагрудник передника или завязывались на груди. Обязательным атрибутом праздничного наряда был корсаж. Традиционным головным убором крестьянки считался чепец, который было принято носить как на улице, так и в доме. При необходимости женщины надевали шляпу или платок поверх чепца. Мужской традиционный костюм включал в себя следующее: гетры, штаны, рубаху, шейный платок, жилет и куртку. Во Франции примерно до середины девятнадцатого века крестьяне носили штаны, длина которых была до колен. Такие штаны вместе с гетрами или шерстяными чулками было принято подвязывать под коленями красными или голубыми шерстяными подвязками. В большинстве случаев штаны и гетры шились из одного и того же материала. Узкие длинные мужские штаны вошли в обиход в 1830-х годах. У традиционной рубахи был отложной воротник, который изначально затягивался так же как и манжеты двумя тесемками. В более поздние годы манжеты и воротник на рубахе стали застегиваться на пуговицы. Крестьяне закрывали ворот рубахи шейным платком. Кроме рубахи было принято одевать светлые закрытые жилеты с металлическими пуговицами в два ряда. Поверх жилета надевалась короткая или немного удлиненная куртка. В конце восемнадцатого века вошла в обиход мужская блуза, которая представляла собой широкую рубаху из холстины с прямыми поликами, собранную на рукавах и у ворота в сборки. Такая блуза носилась поверх куртки. Мужская одежда во Франции шилась преимущественно коричневого, серого или белого цвета. Что же касается женских нарядов, то они были более разнообразными по расцветке: юбки носили белые, красные, серые, голубые и черные; корсажи – полосатые, коричневые, сиреневые, голубые и красные; передники – черные, белые, красные, серые и голубые. Традиционной национальной обувью считались сабо – башмаки, выдолбленные из дерева.

Любой национальный костюм – это предмет гордости определенной нации, а также важная часть ее истории. Традиционный национальный костюм Франции имеет множество уникальных особенностей, связанных с его развитием в рамках французской традиции.

Формирование французского костюма

Первые элементы национального костюма Франции возникли в 16 веке. Именно тогда в моду вошли укороченные мужские брюки, удлиненные рубашки, пышные юбки и декольте на женских платьях.

Шерсть и тканевые холсты в то время служили прекрасной основой для традиционной одежды.

В 17-18 веках впервые стали использоваться ткани из производства фабрик и небольших ткацких предприятий. Шили костюмы портные из сельской местности. Платой за платье мог стать обед, жилье или корзинка с продуктами.

Великая революция привнесла на французские территории рост благосостояния граждан. В продаже появились шелк и сукно. В моду вошел городской вариант костюма, как для мужчин, так и для женщин.

Цветовая гамма нарядов

В период становления французского костюма не было придумано технологии окрашивания сукна в яркие краски. Поэтому основными цветовыми решениями стали:

  • Серый;
  • Белый;
  • И коричневый.

Женщины все же имели больший выбор оттенков для своих юбок, чем мужчины для сюртуков и брюк. Юбки могли быть голубыми, красными, или черными.

Начали появляться корсажи в полоску, фартуки для платьев также изготавливали из цветных тканей.

Крой и материалы французской одежды

Полотна ткани различались между собой по степени «грубости». Тонкие крестьяне использовали для торжеств, а толстые полотна шли на покрой рабочей и повседневной одежды.

Женский костюм состоял из юбок со сборками, кофт с расширенными рукавами и косынок. Длина юбки, обычно, достигала середины голени.

Все женщины под кофтами носили корсажи. Голову покрывали чепцами с широкими полями. Сверху чепца часто надевали шляпку или платок.

Мужской вариант представлял собой брюки, рубашку и гетры. Было очень модно носить шейный платок, жилет, или укороченную куртку.

В 30-е годы национальный мужской костюм сильно изменился. Брюки из укороченных стали длинными и узкими, а воротники начали делать на пуговицах. В моду вошли жилеты с двумя рядами блестящих застежек .

Изначально рубаха слыла атрибутом крестьянской одежды. Спустя время, она стала постоянной одеждой ремесленников и творческих личностей.

Детей одевали почти так же, как и взрослых. Из обуви использовали деревянные башмаки. Ближе к 20 веку платки крестьянок и горожанок Франции превратились из простых в кружевные. Кружево в женском костюме стали применять, как для юбок, так и для кофт.

Нарукавники от локтя до запястья делали ажурными. Под шляпками и чепцами уже тогда можно было увидеть первые заколки и держатели для волос.

Национальный французский костюм сегодня выставляют на различных музейных экспозициях, надевают на праздники и сельские ярмарки. Его ежедневное ношение давно ушло в прошлое, но память о нем бережно хранится во многих французских центрах культуры и музеях.

Поделиться: