Наблюдение за осенними деревьями цель. Конспект осенней прогулки в подготовительной группе

Цель: Наблюдение за деревьями осенью
Задачи:
Развивать наблюдательность, двигательную активность
Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, уважение к труду взрослых
Закреплять знания о деревьях, их названия
Закреплять знания об улицах родного города, правилах дорожного движения
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк имени Пилютова по дороге мы должны быть внимательными, аккуратными. Скажите, на какой улице находится наш детский сад?
Дети: 40-Лет Победы 11
Воспитатель: Правильно, мы начинаем нашу прогулку с улицы 40 Лет-Победы11 посмотрите ребята перед нами проезжая часть, и тротуар, где мы должны идти?
Дети: По тротуару
Воспитатель: Конечно же по тротуару, а давайте вспомним стихотворение про тротуар.
Дети идут и рассказывают стихотворение
Пешеходам - тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам - ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
Н.Мигунова
Воспитатель: Посмотрите ребята, а мы уже подошли к другой улице, как она называется?
Дети: Улица Ленина.
Воспитатель: Правильно, эта улица названа в честь В. И.Ленина.
Проходя по улице, дети рассматривают достопримечательности улицы Ленина.(магазины, фонтан, дворец культуры металлургов.)
Воспитатель: Мы незаметно и подошли к парку имени Пилютова.
Осмотритесь вокруг, какие изменения с приходом осени произошли?
Какие деревья здесь растут?
Давайте сравним ствол у рябины и берёзы.
Посмотрите на клён
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем
Подвижная игра "Змейка"
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась, точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след". Игру можно остановить, если "цепочка" порвалась, и выбрать нового ведущего.
Посмотрите, на каких деревьях есть плоды?
На каких деревьях быстрее желтеют листья?
Почему с деревьев облетают листья?
Воспитатель: Давайте походим по опавшим листьям, послушаем, как они шуршат под ногами.
Послушайте стихотворение
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
О чём говориться в стихотворении?
Давайте с вами поиграем с листиками, посмотрим, как они кружатся в воздухе.
Дети собирают листья и подкидывают их вверх, повторяя несколько раз.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Подвижная игра "К дереву беги"
Воспитатель произносит название дерева, дети находят дерево и бегут к нему по команде "Раз, два, три к...(берёзе, клёну) беги"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в парке работает дворник.
Для чего нужна работа дворника?
Что необходимо дворнику для работы?
Зачем дворник обрезает кусты?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Дети помогают дворнику собрать срезанные веточки.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли дворнику. Не забывайте, чем меньше мы будем мусорить на улицах нашего города, тем красивее и чище будет вокруг нас.
Скажите, какие деревья растут в нашем парке?
Что вы можете сказать о парке, какой он?
Что мы можем сделать, что бы дворнику легче было работать?
Давайте соберём букет из осенних листьев и принесём его в детский сад.
Ну, а теперь нам пора в обратный путь.

.
Цель: развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, различения, выделение существенных признаков)

Задачи:
- Уточнить представления детей о деревьях осенью; какие деревья хвойные, лиственные; их пользе в природе для людей.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Совмещать ознакомления с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.
- Учить подчиняться разным правилам и социальным нормам, обладать установкой положительного отношения к разным видам труда.

Активно взаимодействовать со с сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, проявлять любознательность, пытаться самостоятельно придумываать, обьяснять.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Осенние листья с буквами, тайное письмо, кусочки черной ткани, скакалки, мячи, клюшки, резиночки, шайбы, бутылки наполненные песком, крупой, обручи.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени, об осенних деревьях А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход прогулки
Воспитатель: Ребята нам пришло письмо.

«Здравствуйте, ребята. Я за вами наблюдаю уже второй месяц. Я знаю, что вы много знаете и умеете. Сегодня в очередной раз я буду с вами гулять на прогулке, а как меня зовут вы узнаете собрав необычные листики. Но чтобы листики найти надо по моему маршруту пройти и выполнить задание. Поверните на право и пройдите десять шагов.»

Воспитатель: Мимо каких деревьев мы прошли?

Дети: Рябина.

Воспитатель:Какое стихотворение мы знаем о рябине?

Дети: Стройную рябину вижу во дворе

Изумруд на ветках утром на заре

Много ягод красных спелых и прекрасных

Гроздьями висят их красив наряд

Собери на нитку ягод для души

Из рябины бусы очень хороши.

Воспитатель:А что вы еще знаете о рябине?

Дети: Ягоды клюют птички, медведь если в лесу найдет рябину мимо точно непройдет, лоси- великаны поедают плоды и ветки, упавшие на землю ягоды подбирают мышки-полевки, ежики, бурундуки и белочки.

Воспитатель: А вы знаете, что дает рябина людям кроме красоты? Из ягод рябыны варят варенье и джем, а рябиновый мед душистый и полезный. Ягоды рябины богаты витаминами, а еще она является прекрасным народным лекарством.

Воспитатель: Что за лист висит на рябине? (Дети срывают необычный лист и читают букву «О»)

Воспитатель:Продолжаем читать письмо.

В вашем садике ребята

Есть спортивная площадка

До нее теперь идите

И со спортом подружите.

Воспитатель: Посмотрите какой беспорядок, предлагаю собрать шишки.

Воспитатель: С какого дерева шишки?

Дети: Сосна, хвойное дерево.

Воспитатель:Какое есть дерево у которого иголочки желтеют и опадают?

Дети: Лиственница.

Воспитатель: Что необычного увидели на сосне? (Дети срывают необычный лист и читают букву «С»).

Воспитатель: Как вы думаете почему необычная гостья раскидала шишки и отправила нас со спортом подружится? Какие можно выполнить упражнения с шишками? (Встем в круг и выполняем ОРУ, которые придумывают сами дети).

Вот какие молодцы, позанимались от души.

Очень нравится всем нам делать физзарядку

Весело шагать, руки поднимать

Бегать и играть.

Подвижная игра «Разбегайся по домам»

Цель: воспитывать внимание, организованность и сообразительность.

Осень, осень у ворот

Кружит листья хоровод.

Раз, два, три летят листочки

Раз, два, три кружат листочки

Скоро дождь надо нам

Разбегаться по домам.

Воспитатель: Оглянитесь вокруг,

От спортивной площадки

Отправляйтесь в путь, ребятки.

Прямо, прямо и налево

По лабиринту пройди смело.

Дети обращают внимание, что на березе висит необычный лист с буквой «Е».

Исследовательская деятельность

Воспитатель: Таинственная гостья хочет вам рассказать, что в коре березы содержится белое вещество бетулин, летом оно защищает ствол березы от солнечных лучей, а зимой от мороза. Гоаорят, что если потереть черной тканью о ствол березы, то ткань окрасится в белый цвет. Хотитке попробывать? (дети берут по кусочку черной ткани и выполняют)

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: развивать связную речь, словарный запас.(Дети озвучивают свои предложения со словом береза)

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель:упражнять в беге, развивать вниматнльность.

Воспитатель: Для чего наша таинственная гостья оставила листочек на соседней площадке?

Трудовая деятельность.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, развивать желание помогать младшим детям.

Дети выполняют трудовые поручения. Забирают лист с буквами «НЬ»

Воспитатель: Давайте прочитаем, что за таинственная гостья.

Дети: ОСЕНЬ

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье игру.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание.

Индивидуальная работа

Цели: развмвать координацию движений, воспитывать смелость, решительность.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Лесная поляна»

п. Новый Уоян Северобайкальского района

Конспект прогулки в подготовительной группе.

Составила: Рыбакова Н. В.

Картотека осенних прогулок для детей старшей подгруппы в разновозрастной группе. В ходе прогулки проводится наблюдение за объектакми живой и неживой природы, рекомендуются подвижные и словесный игры, используется художественное слово, а также планируются различные виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1. Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Рассмотреть с детьми участок детского сада. Обратить внимание детей на березы, растущие на участке. Отметить первые приметы осени – пожелтели листья на березах. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? (Ответы детей. )

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы : Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку : Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья. )

№2. Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Ход беседы: Воспитатель обращает внимание детей на изменения, произошедшие с деревьями на участке. Выйдя на прогулку, предложить детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени, понаблюдать, как опадают листья. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают», - уточняет он. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как шелестят падающие листья. В конце прогулки предложить детям побегать по листьям, поиграть с ними. Прочитать четверостишие:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Листья желтые летят,

Под ногой они шуршат.

Трудовая деятельность: Предложить детям собрать опавшие и отнести их на клумбы. Объяснить, листья будут служить питанием для цветочных растений на следующий год; земля будет рыхлая и питательная. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.

Подвижная игра «Поймай листок». Дети пытаются поймать листок, висящий на ветке или летящий по воздуху. В процессе игры развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

«Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

№3. Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат.

Ход беседы: Обратить внимание детей на красоту осеннего парка. Продолжать учить детей наслаждаться красотой осенней природы. Воспитатель объясняет, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного и коричневого. Рассмотреть вместе с детьми, как долго не опадают и остаются зелеными листья сирени. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.

Художественное слово:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, –

Дождь из листиков и я. (Л. Разводова)

Дидактические игры: «Назови ласково» (деревья); «С какой ветки детка?»

рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

№ 4. Наблюдение за осенними цветами.

Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – бархатцы, ноготки (календула), настурция. Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель).

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»:

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Трудовая деятельность: Уборка засохших растений на цветнике и клумбах. Предложить детям собрать семена цветущих растений на клумбе. Сортировка выносного материала.

Подвижная игра «Вейся, венок!». Закрепить умение водить хоровод. Дети – цветы стоят в круге. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!». Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем водят хоровод. Игра повторяется 2 раза.

№ 5. Наблюдение за деревьями.

Цель: Расширить знания детей о хвойных деревьях; почему называются хвойными; уточнить понятия (ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.). Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения: Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестности. Пусть скажут, что они видят перед собой, справа, слева. Спросить детей, каких красок осенью в природе больше. Обратить внимание детей на сосны и ели, как их темная зелень оттеняет осенние краски лиственных деревьев. Педагог рассказывает, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то заменяются свежими. Говорит, что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Можно рассмотреть лиственницу, у которой светлая хвоя осыпалась. Подвести детей к выводу: почему это дерево получило такое название (сбрасывает хвою, как листочки).

Исследовательская деятельность: На прогулке рассмотреть хвоинки и шишки хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой. Воспитатель предлагает детям отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена.

Игры с природным материалом: С шишками можно провести интересные игры: располагать их по величине, форме, цвету. Трудовая деятельность: Составить с детьми коллекцию хвоинок и шишек. Такая коллекция даст детям возможность подбирать к хвоинкам шишки.

Подвижные игры:

Художественное слово:

Ели на опушке - А внучата-елочки,

До небес макушки - Тонкие иголочки –

Слушают, молчат, У лесных ворот

Смотрят на внучат. Водят хоровод.

(И. Токмакова)

№ 6. Наблюдение за ветром.

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра.

Художественное слово: Загадки о ветре:

*Без рук, без ног,

А ворота открывает.

*Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его.

Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? – дети рассуждают о ветре, описывают его. Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Подвижная игра «Ветер и лужа». Выбирается ребенок - ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь). Остальные дети - листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

№ 7. Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

Ход наблюдения: Наблюдение за облаками в ветреную погоду. Дети интересуются, куда ветер гонит облака, в какую сторону. Воспитатель предлагает заметить, над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от предмета оно движется, направо или налево. Туда и дует ветер. Учить детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра.

Исследовательская деятельность: Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный – качает крупные ветки, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья).

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер).

Конструктивная деятельность: Постройки из песка «Город с садом». Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет». Дети по просьбе собирают природный материал: Собери 5 березовых листьев, собери 3 осиновых и 2 тополиных листа, найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т.д.

Подвижная игра «Ловишка с обручем».

Заучивание считалочки:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

№ 8. Наблюдение за облаками.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая прилагательные с существительными.

Ход наблюдения за облаками в солнечный день: По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят, что они увидели в том или ином облаке. Далее дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. «Это ветер гонит облака», - догадываются они. Педагог уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры.

Дидактическая игра «Какое небо?». Дети рассматривают небо и плывущие облака, описывают их. Научить подбирать относительные прилагательные.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «нарисуй палочкой» - нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

Трудовая деятельность: Сбор природного материала для поделок.

Подвижные игры:

«Пузырь» - научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

«День – ночь» - развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Художественное слово: Загадки и пословицы.

Пушистая вата Голубая простыня

Плывет куда-то. Весь свет покрывает.

Чем вата ниже – (Небо.)

Тем дождик ближе. (Туча.)

Осенью серенькое утро, красненький день.

№ 9. Наблюдение за небом и облаками.

Цель: Развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

Ход наблюдения за облаками в пасмурный день . Воспитатель обращает внимание на то, что облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними. Дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Назови больше». Подбор прилагательных к существительному «небо».

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Конструктивная деятельность: Практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.

Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:

Дед Данил делил дыню:

Дольку- Диме, дольку- Дине.

Подвижная игра «Уголки» (перебежки).

№ 10. Наблюдение за насекомыми.

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу и вред для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.).

Ход наблюдения: Летом на улице было много бабочек, жучков, мух и комаров. Постепенно дети замечают, что насекомые исчезают. «Куда делись кузнечики? Почему не видно бабочек?» - спрашивают обычно дети. Предложить им поискать насекомых под полусгнившими пеньками, под камнями. Дети находят под камнями целые скопления жуков, а в щелях спрятавшихся бабочек. Воспитатель предлагает детям подумать, почему они туда попрятались. Дети ответят, что стало холодно, почва охладела, травы увяли. Питаться насекомым нечем – и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замерзнуть.

Исследовательская деятельность: Показать детям, куда и как прячутся насекомые. Педагог собирает сухие листья и просеивает их через сито. Дети увидят много живых существ. Показать сухие свернутые листья, которые висят на концах веток. Они опутаны паутиной, а внутри – белые коконы. В них зимуют маленькие гусеницы бабочки-боярышницы. Садовники уничтожают их. Это вредители, и если их не снять, то весной они будут объедать молодые побеги, а потом и листья.

Конструктивная деятельность: «Насекомые» – развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала (песок, камни, трава, палочки, листья).

Подвижная игра: «Бабочки и цветы». Дети делятся на две команды - бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.

Трудовая деятельность: Работа на цветнике: выкапывание растений для группы, срезание сухих стволов.

№ 11. Наблюдение за насекомыми.

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.). Напомнить, что паук не является насекомым.

Ход наблюдения: В солнечные, погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху. Иногда удается увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и понесет на новое место. Там он свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Педагог говорит детям, что паук полезен: он уничтожает мух – разносчиц грязи и болезней.

Исследовательская деятельность: Поймать одну из паутинок, положить на ладонь и рассмотреть с детьми в лупу. На нижнем конце ее дети увидят крохотного паучка. Понаблюдайте за ним: сначала он будет лежать неподвижно, потом, перебирая малюсенькими ножками, побежит по ладони; добежав до края, выпустит паутинку и спустится по ней. Можно осторожно посадить его на веточку, оттуда он опять начнет свое путешествие по воздуху.

Подвижная игра:

Ребенок: Кто пришел?

Ведущий: называет имя

Ребенок: Зачем пришел?

Конструктивная деятельность: Выложить из природного материала на тротуаре: бабочку, гусеницу, муравья.

№ 12. Наблюдение за почвой.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход наблюдения: В начале прогулки предложить детям потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая – ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. Затем можно посмотреть, какой цвет земли в огороде. Сравнить с песчаной и глинистой почвой.

Художественное слово:

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели. (Н.Некрасов)

Дидактическая игра «Обгон»:

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Исследовательская деятельность: Взять на прогулку три стеклянные баночки. Предложить детям насыпать в одну из них песчаную землю, в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Воспитатель объясняет, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Трудовая деятельность: Засыпание цветника и клумб листьями.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей.

№ 13. Наблюдение за дождем.

Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Ход наблюдения: Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным. После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Далее дети вместе с воспитателем сравнивают летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.

Художественное слово: Заучивание стихотворения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

(Г. Ладонщиков)

Подвижная игра: «Мы – веселые ребята» (бег)

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Индивидуальная работа: Выучить считалку:

Дождик, дождик поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

№ 14. Наблюдение за дождем.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые

Ход наблюдения: В начале прогулки отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), на земле образовались лужи. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?

Художественное слово:

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит,

Побелеешь – снегом станешь –

До апреля не растаешь. (Т. Конева)

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.
Конструктивная деятельность: Выкладывание силуэтов из природного, подручного материалов.

Исследовательская деятельность: «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Подвижная игра: «Пустое место». Дети встают в круг, руки на поясе - это «домики». Водящий ходит за кругом:

Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается,

стучит и заглядывает в окно) - Тук, тук, тук.

Ребенок: Кто пришел?

Ведущий: называет имя

Ребенок: Зачем пришел?

Ведущий: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит).

№ 15. Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету. Вспомнить названия птиц, улетающих на юг.

Ход наблюдения за птицами. Приходя осенью в парк, воспитатель обращает внимание детей на тишину, спрашивает, почему так тихо. Дети замечают, что в парке нет птиц. Они интересуются, почему улетают птицы. Вспомните, чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов. Осенью стало холодно и насекомые исчезли, а ведь они были основным кормом птиц. Рассказать детям, что осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят не спеша, делая большие остановки: видно, не хочется им расставаться с родиной! В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые задерживаются. Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси – шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь.

Подвижная игра «Перелетные птицы».

Трудовая деятельность : Подкормка птиц, чистка кормушек.

Дидактическая игра : «Кто с кем летят на юг». Учить образовать уменьшительно – ласкательные суффиксы: журавли летят с журавлятами, утки -,гуси -, лебеди -, аисты -.

Пальчиковая гимнастика: «Птички».

Эта птичка – соловей, - поочередно загибать пальчики;

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан. – машут сложенными ладонями;

Птички, птички, по домам! - машут руками, как крыльями.

№ 16. Наблюдение за птицами.

Цель: Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.

Ход наблюдения. Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотрите, кто же остается с нами на зиму. Прежде всего это воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми. Осенью они переходят на другой корм: зерно, крошки. Обратить внимание, что среди обычных серых воробьев появились воробьи с другой расцветкой – с белой полоской на крыле. Эти воробьи живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям. Позже дети заметят появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму. Воспитатель говорит детям, что птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Зимой мы будем их подкармливать. Пока кормушка не установлена, можно насыпать зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки.

Исследовательская деятельность: Проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону.

Художественное слово: Стихотворение Н. Рубцова

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре,

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

После прочтения стихотворения, воспитатель объясняет детям значение не понятных слов.

Подвижная игра «Перелет птиц». Продолжать учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

№ 17. Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать. Воспитывать желание кормить птиц.

Ход наблюдения за птицами. На прогулке дети замечают появление новых птиц. Они похожи на воробьев, но немного крупнее, темнее воробьев, с белой грудкой и белыми полосками на крыльях. Они летают стайками по дорогам, но не чирикают, а посвистывают. Это пуночки. Они прилетели к нам с далекого севера. А вот появились еще интересные гостьи: на голове хохолок, как будто птица зачесала его назад. Это свиристель, тоже прилетевший к нам с севера. Особенно много этих птиц там, где есть ягоды рябины, калины. Это их любимое лакомство.

Трудовая деятельность: Чтобы привлечь побольше птиц, нужно поспешить с установкой кормушки. Кормушку лучше всего установить в укромном месте, окруженном деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Напомнить детям, что корм нужно давать в одно и тоже время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней. Зимой им холодно долго ждать на кормушке, поэтому не стоит забывать насыпать корм ежедневно.

Художественное слово:

Прилетела к нам синица села прямо под окном.

Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче было, (ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.

Снегири, синицы на ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках принесли немного доброты.

Беседа по содержанию стихотворения

Домашнее задание: Воспитатель предлагает детям переходящую баночку (красиво оформленную), дети дают ей название (доброта, доброе сердце, добрые люди…). В ней дети каждый день по очереди приносит корм для птиц (крошки, пшено).

№ 18. Наблюдение за солнцем.

Цель: Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Ход наблюдения: Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат. (М. Пожаров)

Беседа по содержанию стихотворения.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам» - из камней выложить солнышко.

Трудовая деятельность : Ремонт выносного материала.

Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок!» Различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:
дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: – Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

Исследовательская деятельность: Изготовление солнечных часов.

№ 19. Наблюдение за инеем.

Цель: Научить чувствовать детей предвестников зимы; учить различать снег и иней, устанавливать связи; наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.

Ход наблюдения: В конце осени дети отмечают, что становится все холоднее и земля делается холоднее. Показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Дети делают вывод: скоро почва покроется снегом.

Художественное слово:

В октябре, в октябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: Определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

Трудовая деятельность: Ремонт машин, ведерок, совков, подметание дорожек.

Отгадывание загадок о природных явлениях:
Летел пан, Летит без крыльев и поет,
На воду пал. Прохожих задевает.
Сам не тонет Одним проходу не дает,

И воды не мутит. (Лист) Других он подгоняет. (Ветер)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле. (Дождь)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Способствовать общению детей, учить использовать термины, предметы – заменители.

№ 20. Наблюдение за туманом.

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. (И. Токмакова)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

Беседа по содержанию стихотворений.

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный»:на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Трудовая деятельность: Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.


Елена Сусолина

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми открывает огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Именно на прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в получении новых и ярких впечатлениях, в свободной игре, как и с игрушками, так и природным материалом. Дошкольники любят прогулки , так как на улице можно прыгать, бегать, кататься на велосипедах и санках, наблюдать за явлениями природы, за цветами, птицами и отмечать характерные признаки каждого времени года и каждой раз любоваться красотой окружающего мира. На прогулках дети познают мир во всей его красе, укрепляют своё здоровье, наблюдают, размышляют, экспериментируют. Именно прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

Выйти в сад? слушая звуки осени: ветер, жужжание деревьев, пение птиц. Культурный адрес друг другу. Т: Исследование сахара и конфет? вес сравнение. Манипуляция сыпучим материалом. Понимание свойств сахара, типов и видов использования в различных продуктах. Фоторепортаж От свеклы до леденца. Ознакомить детей с сбором сахарной свеклы с полей, а также на следующих этапах ее переработки. С детьми, готовыми готовить красочные конфеты для кукол, используя натуральные материалы из угла природы. Восточное движение весело.

Индивидуальные развлечения по углам интереса? используйте вежливые фразы. Знакомство с свойствами муки, наливание. Распознавайте и называйте различные виды злаков. Укладка картины. Путь хлеба. Узнайте о следующих этапах обработки зерна, пока вы не купите хлеб в пекарне. Моделирование солевой массы хлеба и восстановление знакомых форм в пластырях, улучшение небольших движений рук и пальцев. Забава с пением Мало кто хочет испечь хлеб. Дыхательные упражнения Счастливые ветряные мельницы. Улучшение индивидуальных фаз дыхания.

Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, необходимо планировать разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные игры и наблюдения. Поэтому прогулка состоит из 5 составляющих : наблюдение, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, труд, индивидуальная работа с детьми. Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому вся деятельность организуется в игровой форме и соответствует определённой тематике .

Взаимная помощь в раздевалке. Оперативные цели В зависимости от: - составления карт и составления рисунков и графиков - повествования и упорядочения истории, связывая причины и следствия в соответствии с хронологией событий - они могут называть свою улицу, номер дома, квартиру - создавать коллекции по форме, месту назначения, материалам - пытаться изолировать героико - Они складываются в соответствии с рисунком - они склеивают элементы в игре и повседневной жизни - они кладут простые мозаичные узоры Палочки - рассказывают, что происходит на картинке - подражать одному персонажу в спектакле в театре - имитировать услышанные звуки.

Цель данной прогулки :

Формировать и закреплять знания детей об осени , изменениях происходящих в природе.

Развивать у детей быстроту в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов) ; способность к замыслу; познавательный интерес; желание взаимодействовать в игре друг с другом. Воспитывать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.

Т: Дорогое письмо. Рассказ о картине Дорогие письма? Детские заявления о содержании изображений, которые они рассматривают. Знакомство с детьми с тяжелой работой почтальона. Развитие восприятия, смелости, точности и ответственности при выполнении задачи. Т: мои ортофонические плакаты катаются по почтальону на бирюзовый, бирюзовый, тасовый, туп. Дети учатся правилам телефонного разговора. Практическое применение диалоговой речи, использование вежливости.

Движение весело прыгать через бассейн. Проблема в почтальоне? объедините свой собственный адрес. Ознакомить детей с различными реквизитами, необходимыми для развлечения. Общие правила и правила поведения в игре. Выйти в сад? мел, опираясь на булыжники. Т: Две буквы. Ознакомить своих детей с судьбой главных героев. Ознакомьте своих детей с ситуациями, когда вам может понадобиться знать ваши собственные данные. Вставьте конверт и вставьте на него штамп в нужном месте.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие » , «Физическое развитие » , «Социально - коммуникативное» .

Предварительная работа :

Беседы по теме осень , чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Все части прогулки были взаимосвязаны и чётко обозначены : наблюдение, труд, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, индивидуальная работа с детьми. Для всестороннего развития детей использовала следующие материалы и оборудование : детскую посуду для работы кафе, медицинскую аптечку для работы медпункта, картинки с изображением деревьев и овощей. Всё оборудование имело практическую направленность. Постоянно обращалась к имеющимся знаниям и опыту детей, давая им возможность самостоятельно выполнить задание. Во время прогулки использовала различные методы и приёмы : словесные – загадки, стихотворение, беседа словесная игра «С какого дерева листок» ; наглядные – наблюдение, дидактическая игра «Найди в каждой цепочке лишнее» ; практические – сбор осенних листьев для осенних поделок ; игровые методы – подвижная и сюжетно – ролевая игры. Использовала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы организации детской деятельности. Дети испытывали интерес в течении всей прогулки .

Т: В сумке почтальона. Резаки в широких правителях, а младшие дети рисуют кистью на больших листах бумаги. Математическая забава В сумке почтальона. Сортировка коллекций в диапазоне 5 элементов путем увеличения числа. Создание коллекций по одной конкретной функции.

Дидактический план работы на декабрь для 4-летних детей. Давайте танцевать вместе вокруг елки Традиции и обычаи Рождества. Общие цели: - Признание необходимости помогать другим в повседневных ситуациях. - Понимание необходимости заботы и систематического кормления птиц. - Изучение семейных традиций, культивируемых в их собственном доме. - Развитие отношения соорганизатора учреждения, участвуя в декорировании и декорировании зала, гардеробной. - Прослушивание песен с моральным тоном? Связывание справедливости и добрых дел с красотой.

Ход прогулки:

Дети парами проходят на участок.

1. Организационный момент.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а как вы определили, что наступила осень , по каким признакам? (Ответы детей)

Движение с элем. Прослушивание истории учителя По стопам св. Санта-Клаус? Внимательно слушайте историю. Чувствительность к вреду детей, предложения по оказанию помощи бедным детям и тем, кто подвергся оскорблению судьбы. Резка и склеивание силуэта святого.

Николас красная бумага и наклеивание ваты. С младшими детьми, придерживающимися готового силуэта. Зима, рождественские иллюстрации размещены в углу. Показания детей на иллюстрированной иллюстрации. Свободная текстовая техника? Приобретая способность выражать собственные мысли.

Со взрослыми детьми, пытающимися обсудить. Раскраски, раскраски, вырез? Дети делают свой выбор пластических искусств. Уход за заказом на рабочем месте. Т: Двенадцать братьев, сиротских приютов, Морозный дедушка? Упражнения перед языком на дневной, трахеи, трахе, шу-день. Работа с точными утверждениями. Криста Двенадцать месяцев? детскую речь по содержанию, знакомство с именами нескольких месяцев, установление названий сезонов. Сенсибилизация детей, чтобы помогать другим, различать добро и зло. Пластиковые работы живопись с выбранным сезоном?

Воспитатель : Верно ребята. Наступили холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;

Внимание к характерным атмосферным явлениям. Т: Календарь полна радости. собственная инициатива детей. Соблюдение правил безопасности. Представление различных типов календарей, которые пытаются объяснить феномен ритма и время прохождения. С детьми, желающими создать свои собственные календари недели. Пластиковые работы рисунок, изображающий старый и новый год . Пробуждение воображения и творчества через литературу. Чувство необходимости создавать фантастические персонажи, пробуждая воображение. Дыхательные упражнения? выдувание на бумажном маятнике.

2. Основная часть.

Наблюдение деревьев осенью .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

В. Нирович

Воспитатель : Как изменяются деревья с наступлением осени ? (ответы детей)

Жизнь на открытом воздухе? Наблюдать за птицами в снегу? заливая крошки в питатель. Дети - Ориентация Ориентация Упражнения - Реализация для краткосрочного прослушивания текста - Приобретение умелого просмотра и уважения к книгам - Реализация для правильного удержания предмета.

Автор: Шишковская Ирина Ивановна,
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана.

Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов , воспитателям групп продленного дня и родителям.
План-конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Тема : «На осенней полянке».
Цель : создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи :
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок;
-создатьусловия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, свисток, мел, мяч, обручи, флюгеры, магнитофон с осенними мелодиями.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали, запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.



Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа» .
Ход игры.
Воспитатель:
- Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель:
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)



Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).





Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
ходьба по рукоходу,
бег «змейкой» между деревьями,
игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)


Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)
Поделиться: