Мультфильмы в детском саду. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста

«Мама, а мы сегодня мультики смотрели!» - эту «радостную» новость хоть раз, наверняка, приносил домой любой ребенок, посещающий детский сад. Просмотр мультфильмов в группе - тема, часто обсуждаемая на различных родительских форумах и неизменно вызывающая дискуссии. Мы решили разобраться в этом животрепещущем вопросе и сегодня делимся с вами собранной информацией.

Проблема показа мультфильмов обычно острее стоит в частных садах - как правило, они лучше оснащены технически, и большие телевизоры или ноутбуки в группах не редкость. Да и следить за соблюдением распорядка и норм в негосударственном учебном заведении сложнее. Тем не менее, вне зависимости от типа сада, который посещает ваш ребенок, наличие в группе или отдельном помещении любого оборудования, позволяющего транслировать видео - от плазменного телевизора до проектора с экраном - заставляет наиболее дотошных и требовательных родителей бить тревогу. В официальном распорядке дня, который, как правило, висит в каждой группе, отдельного пункта про просмотр мультфильмов вы не найдете, однако это ничего не значит: как говорят родители и сами дети, мультики могут включить и во время обеда, и под конец дня, и утром перед завтраком, и в тихий час для тех, кто не спит.

Что говорит закон?

Как бы ни возмущал вас сам факт просмотра мультфильмов в детском саду, придется признать - санитарными нормами это не запрещено. Однако определенные ограничения все же существуют, и их перечень можно найти в СанПиН:

1. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 минут, в старшей и подготовительной - не более 30 минут. Просмотр программ для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

2. Для просмотра телепередач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре мультфильмов детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу), расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Зрителей рассаживают с учетом их роста.

3. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и в том числе мультфильмы) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Соответственно, против просмотра мультфильмов в саду как такового протестовать смысла нет, но к явным нарушениям СанПиНов относятся:

Просмотр всей группой телепередач на ноутбуках, планшетах или переносных DVD-проигрывателях. Если соответствующей нормативам техники в группе нет - приносить свою, чтобы «порадовать детишек», воспитатель не должен;
просмотр полнометражных мультфильмов, которые точно не укладываются в рекомендованную длительность;
замена мультиками тихого часа, прогулки (за исключением случаев, когда гулять нельзя из-за слишком низкой температуры воздуха) или обучающе-развивающих занятий (опять-таки за исключением случаев, когда мультфильм служит иллюстрацией к рассматриваемой теме или предусмотренным пособием);
просмотр мультфильмов более 2 раз в день, даже коротких.

Что смотрим?

Больше, чем факт самого наличия мультфильмов в «садовской» жизни ребенка, родителей часто волнует сам репертуар. Он целиком лежит на совести воспитателей, поэтому фактически ребенок может увидеть в саду все то, что дома ему смотреть не разрешают. Если вы хотите быть полностью уверены в качестве демонстрируемых в саду мультфильмов - озвучьте воспитателю свои предложения или просто принесите на диске или флешке безопасные и полезные варианты. Как правило, нравятся детям и не вызывают возражений у взрослых «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы» и старые советские мультфильмы.

Очень часто родители переживают еще и из-за того, что ребенок, смотря мультфильмы и дома, и в саду, рискует получить слишком большую их «дозу». Печальный итог этого известен всем - от перевозбужденности и нежелания вовремя ложиться спать из-за вечерних мультсеансов до постепенно снижающегося зрения. Мы попросили психолога прокомментировать, чем еще опасно изобилие мультиков в жизни ребенка.

Светлана Гордон, психолог : «Опасна не просто передозировка мультфильмов, а сам просмотр телевизора. Об этом вреде уже много написано. Гораздо интересней, если сказка - дома ли, в саду ли - будет показана с использованием игрушек. Как правило, дети, вечером придя из сада домой, так или иначе находятся под атакой телевизоров и компьютеров, которыми пользуются их домашние. Посадить ребенка перед экраном удобно для родителей и для воспитателей. Но польза есть едва ли. Поэтому чем меньше, тем лучше».

Наталья Волошина

Анна Коломыцева
Проект в детском саду «Мультфильмы своими руками» для детей старшего дошкольного возраста

Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору . В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников , занимают определенное место в их досуге и оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям :

- Социально-компенсаторную : мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворению его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.)

Гедонистическая. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения». Особенности телевизионного изображения, единства формы и содержания мультфильмов , выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни. Характеры для восприятия мультфильмов детьми радость и удовольствие.

Воспитательная. Воспринимая мультфильм , ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера.

Эвристическая (побуждающая к деятельности) . Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной деятельности ребенка.

Проработав достаточное количество литературы, мною совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильмы своими руками » , так как мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка.

Тип проекта : среднесрочный (3 недели) групповой совместный детско -родительский творческий практико-ориентировочный проект с вариативным результатом.

Участники : воспитанники старшей группы «А» , родители, воспитатель.

Актуальность данного проекта : В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион » детей . Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов , которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации , сформировать у них «внутренний фильтр» : эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма , различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов.

Гипотеза проекта : Мы предполагаем, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а также раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом, с взрослыми.

Основная цель работы над проектом : формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.

Задачи проекта :

Образовательные

Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации . Обогатить словарный запас детей . Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции .

Развивающие

Развивать познавательную активность детей , расширение кругозора при реализации данного проекта , а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации ;

Воспитательные

Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма , воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.

Предполагаемый результат :

1. Создание мультфильмов в разных техниках исполнения (пластилиновая анимация, силуэтная анимация) ;

2. Создание творческой выставки рисунков «Мой любимый герой мультфильма » (совместно с родителями) ;

3. Совершенствования навыка общения.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный

(подбор тем и техник исполнения мультфильма , необходимое оборудование для работы над проектом )

2. Мотивационно – информационный

(создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми)

3. Практико-ориентировочный

(Первичный анализ задачи, разработка и создание декораций, оживление персонажей, съемка мультфильма )

4. Рефлексивно-обобщенный

(монтаж мультфильмов педагогом с помощью программы Movie Maker. Показ результата проекта на родительском собрании и в группе)

Остановимся на каждом этапе подробнее. Подготовительный этап данного проекта заключался в создание педагогом вариативной формой планирования организованной деятельности детей ; подбором темы и техники исполнения мультфильма , соответствующей возрасту детей ;

Было выбрано две технике создания мультфильма : плоскостная (силуэтная) анимация и пластилиновая анимация, которая является одной из разновидностей кукольной анимации, по темам «Времена года» и «В мире динозавром» . Эти темы выбраны не случайно. Например, по теме «Времена года» дети имеют определенные представления (какое время годам сейчас, какое наступит после зимы, характерные отличия друг от друга) и при создание сюжета будут, в первую очередь опираться на свои знания . А тема мультфильма «В мире динозавром» даст простор воображению и творчеству, тем более что в прошлом году с детьми, в рамках проектной недели в детском саду , (слайд5) выполнялся проект «В мире динозавром» , одним из результатов этого проекта было создание макета для динозавров, с которым дети и сейчас охотно играют. Для съемки мультфильмов нам понадобится штатив и фотоаппарат. При разработке планирования организованной деятельности детей в проекте представлены следующие образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное, и физическое развитие.

В организованной образовательной деятельности по теме : «Тайны мультипликации » , дети узнали, как создаются мультфильмы , какие они бывают, из чего их можно сделать, как оживают персонажи. Познакомились с профессиями «мультипликатор » , «художник-аниматор» , «режиссером» и др.

В начале проекта с детьми проведена беседа «Мой любимый мультфильм » , цель которой подведение детей к проблемным вопросам данного проекта . Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы , героев этих мультфильм . И когда я задала вопрос, а вы знаете, как создаются мультфильмы , многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет» . Тогда я предложила им узнать, как создаются мультфильм . Также в беседе был сформулирован ещё один вопрос нашего проекта – «Сможем ли мы создать мультфильм ?" При работе над проектом использовались дидактические игры, такие как «Времена года» , «Подскажи словечко» , «Разрезные картинки» , целью их являлась уточнить представления детей по теме проекта , а также проверить уже полученные знания в организованной образовательной деятельности. Для развития творческого воображения детям было дано задание предположить «Кто такой чебурашка?» . (ответы детей «медведь» , «обезьяна с большими ушами» ). Цель задания : учить соблюдать логику сюжета, передавать переживания действующих лиц, придумать конец мультфильма . Все это послужило погружением в работу по созданию сценария будущих мультфильмов . В ходе проекта ребята не раз переосмысливали поступки героев, какие они будут, а также придумывали различные варианты развития и окончания сюжета. После просмотра сказки «Снегурочка» , детям было предложено, инсценировать увиденное, а затем при помощи технологии «комментированное рисования» создать коллективный рисунок сказки.

Дети знакомились с художественной литературой по теме проекта , создана выставка книг, написанных по сюжетам мультфильмов .

При создании декораций дети были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Маленькие художники-мультипликаторы » . Это помогло им понять, чем занимаются художники- декораторы» при создании мультфильмов и создать свои собственные декорации и героев для наших будущих мультфильмов . При работе над первым мультфильмом ребята могли лишь в общих чертах охарактеризовать персонажа и место действия. Но в дальнейшем, при работе по созданию следующего мультфильма они смогли самостоятельно определить, какие декорации им потребуются, из чего их изготовить.

Оживление персонажей. В силу особенностей своего возраста детям трудно дождаться, когда все будет готово, они с удовольствием играют со своими поделками .

Съемка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, т. е. необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах персонажей. Дети были также вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Мы мультипликаторы » , распределены роли, всё это способствовало успешной съемке мультфильма . Ведь съемка мультфильма самый трудоемкий , но в тоже время завораживающий процесс, когда дети по праву чувствуют себя настоящими мультипликаторами .

При работе с родителями в рамках проекта составлена памятка по просмотру мультфильмов дома в , а также представлен небольшой список мультфильмов , которые не только могут развлекать, но и учить. Детьми совместно с родителями организована выставка рисунков на тему «Мой любимый герой мультфильмов »

Заключительный этап. Монтаж мультфильмов из фотографий , которые можно сделать почти в любой программе для работы с видео. Я использовала программу Windows Movie Maker (муви макер, которая является одной из стандартных программ операционной системы windows.

(показ мультфильмов слайд 2 и слайд 3 )

Таким образом, в ходе проекта мы работали только с наложением музыки на видео, а вот озвучивание героев детьми - перспектива нашего следующего проекта

Проект «Мультфильм своими руками » - предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.

Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования ГБОУ ЦДиК «Участие» Подготовили: Ст. воспитатель ГБОУ ЦРР детского сада 1194 Орлова Юлия Николаевна Учитель-логопед ГБОУ детского сада 909 Добрынина Оксана Валентиновна Москва 2013 МАСТЕР-КЛАССЫ «Коррекционно-развивающие технологии и методические находки»


Анимация - (лат. animatio одушевлённость) метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета. Мультипликация - (от лат. multiplicatio умножение, увеличение, возрастание, размножение) технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.




Стремление человечества «оживить» рисунки мы находим в памятниках глубокой древности, когда первобытный художник изображал на камне различных животных и людей или занимался резьбой по дереву и кости. Яркую передачу движения находим мы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.


В 70-е годы до н.э. - Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней. В XV в. - появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы (моменты) движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.


В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли «волшебным фонарем». В 1646 г. - монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря". И с XVII века в бродячих театрах по всей Европе начали проводиться такие представления.


Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке.


1832 г. - Молодой бельгийский профессор Жозеф Плато построил маленький лабораторный прибор – фенакистископ, название которого происходит от греческого слова "феникс" - обманщик и "скоп" - смотреть. Состоит он из двух картонных дисков: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения. При быстром вращении фигурки кажутся движущимися.


1832 г. - Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Экспонат из музея Анимации


30 августа 1877 год - Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор праксиноскоп, созданный на основе зоотропа и фенакистископа, предварил технологию кинематографа. Это первое устройство, в котором кинематографический принцип смены отдельных кадров уступил место видео- и телевизионному принципу развёртки постепенной частичной замены одного кадра другим. Экспонат из музея Анимации


Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора. Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал… В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы.


Уолт Дисней - является создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов. () гг. с 1928 г г.


1936 г. Москва С 1969 г г г.











Графическая (рисованная) анимация - классический вид анимации, где объекты рисуются вручную (сегодня часто рисунки переносят на компьютер). Объемная (материальная) анимация - объекты с отдельными элементами материального мира (куклы, пластилин, иголки, др.). Компьютерная анимация - вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. Разделяют 3D и 2D (включая также flash-анимацию)










Системы 2D - анимации Macromedia Flash MX Ulead GIF Animator MS GIF Animator Перво Лого Synfig Animation Studio Системы 3D - анимации 3D Studio Мах Системы с функцией анимации MS PowerPoint MS Movie Maker Adobe After Effects Paint Shop Adobe Photoshop Языки программирования Borland Turbo Pascal MS Visual Basic




Соответствие работы заявленной тематике. Звуковая культура обучающихся(правильное звукопроизношение). Использование выразительных средств (музыка, цвет, материал) Оригинальность воплощения сценарного замысла («детскость» работы) Эмоциональное и эстетическое воздействие на зрителей Владение техническими средствами (освещение, озвучивание, монтаж).




1. Беседы с детьми на тему о мультипликации: -История мультипликации, - Профессии взрослых, участвующих в создании мультфильма; 2. Просмотр различных мультфильмов (рисованных, пластилиновых, кукольных, компьютерных, 3D); 3. Посещение музея анимации на ВВЦ; 4. Знакомство с фотоаппаратом, основными правилами пользования им; 5. Знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности, элементарными правилами пользования, программами.








5. Съёмка Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий После съемки кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.






В титрах укажите фамилии авторов и участников созданного мультфильма; Интересным дополнением к самому мультфильму станет презентация процесса создания мультфильма (не более сек). 8. Создание титров


1. Открыть программу, импортировать фотографии 2. Устанавливаете скорость смены кадров, заходите в "сервис" потом "Параметры".






Передний план открыт и не загораживает персонажей Статичные предметы (фон) не подвижны в кадре В декорациях могут происходить изменения (подул ветер- ветки дерева качнулись, слетели листья и т.д.) В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров) Во время записи звука – абсолютна тишина в «студии»! Приветствуется наличие звуковых эффектов (скрип двери, лай собаки, шум моря)


Раскрытие творческого потенциала воспитанников; Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; Развитие эстетических способностей; Формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации; Формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач.



Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Проблема современности в том, что на фоне кажущегося благополучия информационного пространства, предоставляющего огромный объем познавательных, развивающих программ, передач, компьютерных игр, дети воспринимают предметы и явления окружающего мира как данность - «Он такой, потому что такой, и другим быть не может».

В некоторой степени инертность, пассивность мышления, снижение познавательной активности, отсутствие пытливости ума не толкает ребенка на более глубокое изучение свойств предмета или явления. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Общее недоразвитие речи) и эта проблема стоит особенно остро.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии.Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Дети свободны в своем творчестве.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, предметными, готовыми к применению. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. В нашем ДОУ действует долгосрочный познавательно-творческий практико-ориентированный групповой совместный проект для детей 5-7 лет «Там, где живет Мультяша».

Цель проекта : создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной и плоскостной технике.

Мы с детьми сняли и озвучили шесть мультиков, продолжительностью от 2 до 10 мин, еще один на подходе. Увлекательный метод, привлекающий внимание детей сам по себе, позволяющий решать образовательные задачи, поставленные педагогом, эффективен вдвойне.

Процесс создания мультфильма - интересное, но кропотливое занятие, поэтому задача педагога заранее продумать нагрузку на детей, целесообразно работать с микрогруппами во второй половине дня.

Процесс создания мультфильма можно разделить на 5-6 этапов

1. Создание сценария.

Работа планируется в двух направлениях:

  • можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей);
  • можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество);

В это время проводится частичная работа в рамках НОД (знакомство либо уточнение-расширение-обобщение знаний, составление рассказа (сюжета мультика) по существующим традиционным методикам), в вечернее время воспитатель совместно с детьми изготавливает героев будущего мультфильма в соответствие со сценарием, обговаривают характерные их черты, как это можно передать через пластику, создают сцены-подложки, на которых будет происходить действие).

2. Раскадровка.

Этим этапом пренебрегать не следует, т.к. это своеобразный план вашего мультфильма, где вы, в карандаше, без акцента на эстетику, делаете для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрываете ваш фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). Бывает обидно, когда вы доходите до этапа монтажа, а у вас недостает какой-либо сцены. В результате, либо «провал» в видеодорожке, либо приходиться возвращаться к фотографированию.

3. Подготовка рабочего места и оборудования для фотосъемки.

Вам потребуются:

  • цифровой фотоаппарат.
  • Штатив (без штатива мультфильм не получается). Высота предпочтительна такая, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает.
  • Освещение (я предпочитаю искусственное, оно постоянное, когда же используется фотовспышка или естественный свет - на кадрах заметны колебания).
  • Стол, где будет располагаться сцена мультфильма. Желательно детский, чтобы детям было удобно управлять процессом передвигания и перекладывания героев и элементов сцен.
  • Микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли (у меня микрофон стоит на рабочем столе рядом с компьютером, чтобы ребенок видел уже готовый мультик, ему так легче войти в образ, работая над интонацией, силой и высотой голоса, логическим ударением - у нас пока еще не все получается, но дети стремятся к улучшению своих результатов, в данной деятельности они слышат себя со стороны и критичнее относятся к своей речи).

4 . Непосредственно съемочный процесс.

Здесь важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Фотографий приходится делать много (для короткого мультика в 1 мин - около 100 фото, для более продолжительного - 350-450 фото.

5. Монтаж отснятого материала (целиком работа взрослого).

Для этой цели используем один из наиболее простых видеоредакторов «Moviemaker», «VegasPro». Я освоила их быстро с помошью обучающего видео в ютьюбе. Лучше посмотреть там, и делать параллельно.

6. Озвучивание ролей.

Когда вся видеодорожка смонтирована, я с музыкальным руководителей приступаем к подбору мелодий для фона, следующая звуковая дорожка - это реплики героев. Я записываю детей отдельно (многократное повторение реплик, чтобы выбрать потом наиболее удачную - но без фанатизма, главное - не лишить ребенка радости от процесса), создаю для каждого героя свой файл. После этого начинается монтаж звука.

Уважаемы коллеги! Хотелось бы Вас заверить, что это не настолько сложно, справится любой, кто умеет работать на компьютере на уровне создания документа, папки, файла, презентации. Монтаж фото и звука одного мультика я делаю за один вечер.

Хотелось бы еще добавить, с самого начала обсуждая наш проект, с коллегами мы решили не делать больших усилий на техническое качественное оформление наших мультиков. Мы не профессиональные мультипликаторы, и цель проекта у нас совсем иная. Да, в начале его реализации, доля участия детей невелика, но, по мере овладения умениями и навыками, самостоятельность их будет расти, и мы их отпустим в свободное плавание. Пока наши мультфильмы - результат совместного творчества с достаточной помощью педагога.

Теперь, когда есть ощутимые, значимые для детей результаты их труда, они наперебой интересуются, каким будет новый мультик, где я предлагаю уже не свою инициативу, а право выбора оставляю за детьми. Ребята с потребностью увидеть в окружающем мире что-то очень интересное, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которые попадают их герои, а главное - варианты путей решения этих проблем. И все это на высоком эмоциональном подъеме и в доброжелательной обстановке. Готовые продукты мы передаем в младшие группы, где воспитатели проводят свою работу по познавательному, речевому развитию и нравственному воспитанию детей.

Вот, что у нас с детьми получилось:

Список используемой литературы:

Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. - М., 2009.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. [Приложение 1 . Слайд 1]

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Анимация, в отличие от видео, использующего непрерывное движение, использует множество независимых рисунков.

Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.

Более привычный для нас термин произошел от латинского слова «мульти» – много и соответствует традиционной технологии размножения рисунка, ведь для того, чтобы герой «ожил», нужно многократно повторить его движение: от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.

Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души. [Слайд 2]

Историческая справка

История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций. Изображения бегущих спортсменов или охотников, несущих добычу, играющих детей или жрецов, поклоняющихся тому или иному богу – всё это изображения, предполагающие реальное действие. [Слайд 4]

С течением времени люди стали находить всё новые способы в действительности оживить нарисованные картинки, для чего создавались различные приспособления, которые, по сути, являлись прародителями кинематографических установок и проекторов.

В 70-е годы до н.э. – Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.

В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней.

С XV века в продаже стали появляться небольшие блокнотики с покадровым изображением движения человека или животного, которые оживали, стоило только перелистнуть все эти листы с определённой скоростью. [Слайд 5]

Чуть позже появились прототипы современных проекторов – «волшебные фонари», с помощью которых покадровые движения отображались на стене с помощью потока света. В 1646 г. – монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря". И с XVII века в бродячих театрах по всей Европе начали проводиться такие представления. [Слайд 6]

Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке. [Слайд 7]

Одним из самых значительных событий в истории формирования современной анимации стало изобретение в 1832 году фенакистископа, основанного на особенностях человеческого зрения. Его изобрел молодой бельгийский профессор Жозеф Плато. Фенакистископ – название происходит от греческого слова "фенакс" – обманщик и "скоп" – смотреть.

Состоит он из двух картонных дисков: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения. При быстром вращении фигурки кажутся движущимися. [Слайд 8]

1832 г. – Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения.

При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. [Слайд 9]

30 августа 1877 год – Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор праксиноскоп, созданный на основе зоотропа и фенакистископа, предварил технологию кинематографа. [Слайд 10]

Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора.

Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал.

В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы. [Слайд 11]

Предлагаем создать игрушки с оптическим эффектом своими руками.

Мастер-класс.

Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств.

Способ 1: Самый простой известен, наверное, всем – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. И картинки оживают. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц: человечек машет руками.

Еще вариант движущихся картинок в блокноте можно создать так: на одной страничке блокнотика рисуем фигуру (например, собаку с опущенным хвостом), на второй страничке рисуем точно такую же фигуру на том же месте, но с изменением (например, та же собака, только с поднятым хвостом). Теперь верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой. В результате, кажется, что картинка двигается – собака виляет хвостом.

Способ 2: На этом же принципе (быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение) основан эффект игрушек-вертушек. Берем два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (например, цветы), на втором – другую (например, вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш между ладонями, то обе картинки сливаются в одну – у нас в примере получатся цветы в вазе.

Еще вариант сделать такие же картинки не на карандаше, а на двух веревочках, которые сначала надо закрутить. А, когда веревочки раскручиваются, получаются например, птица в клетке.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.[Слайд 12]

В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г. На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена» (1969 г.), «Ежик в тумане» (1975 г.) и другие. [Слайд 13]

Викторина.

Предлагаем вам вспомнить пластилиновые советские мультфильмы :

1981 г.– «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона»;
1982 г.– «Новогодняя песенка Деда Мороза»;
1983 г.– «Падал прошлогодний снег»;
1984 г.– «А в этой сказке было так»;
1990 г.– «Серый волк энд Красная Шапочка».

Давайте вспомним кукольные советские мультфильмы:

1967г. – «Варежка»
1969 г. – «Крокодил Гена»
1974 г. – «Волшебник Изумрудного города».
1976 г. – «38 попугаев»
1984 г. – «Домовёнок Кузя»;

Предлагаем поиграть в игры со зрительными иллюзиями.

Определите, параллельны ли горизонтальные линии? На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название – Стена Кафе. [Слайд 15]

Посчитайте количество черных точек. Правильный ответ – 0. На картинке нет черных точек, все точки – белые. Наше боковое зрение воспринимает их как черные. Т.к. при боковом зрении присутствует смещение картинки, когда же мы смотрим в ту же точку прямо, то оптическая иллюзия пропадает. [Слайд 16]

Зафиксируйте взгляд на точке и подвигайте головой вперед-назад. Что вы ощущаете? Колеса крутятся за счет особенностей периферического зрения. Важная информация о движении – это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. [Слайд 17]

Определите, что нарисовано на картинке?

С одной стороны мы видим молодого человека на коне, а с другой стороны – это старик! Этот эффект создаётся за счет двойственного изображения. [Слайд 18]

Что вы видите на картинке?

Если рисунки абсолютно неподвижны - вам не о чем беспокоиться, психическое здоровье в полном порядке. Японский профессор психологии Акиоши Китаока считает, что такой результат возможен у человека уравновешенного, спокойного и отдохнувшего. Если рисунки движутся медленно - вам необходим отдых, как физический, так и моральный. [Слайд 19]

Презентация игрушек с оптическим эффектов.

У педагогов получились игрушки:
В блокнотиках: птичка летает, мальчик бежит.
На листах с раскруткой: зайчик опускает ушки, пароход выпускает пар.
Вертушки: мальчик в кепке, девочка в очках, рыбка в аквариуме и др.

Существуют различные классификации видов анимации, приведем здесь одну из них:

Графическая (рисованная) анимация – классический вид анимации, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере.

Объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям.

Компьютерная анимация – вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. [Слайд 21]

Сейчас мы покажем вам некоторые технологии создания мультфильма.

Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа. [Слайд 23]
Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина. [Слайд 24]
Мультфильм – оригами можно сделать путем оживления героев, сконструированных из бумаги. [Слайд 25]
В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике. [Слайд 26]
Еще одна технология создания мультфильма – песочная анимация, для нее нужно специальное оборудование.
Компьютерная анимация – вид мультипликации , создаваемый при помощи компьютера . Этот вид анимации доступен детям школьного возраста. [Слайды 27, 28]

Компьютерная анимация создается за счет специализированных и неспециализированных систем. Так, к специализированным системам относят 3D и 2D анимацию, к неспециализированным программам относят те, которые уступают первым арсенале технических возможностей.

Как создать мультфильм с детьми.

В процессе предварительной работы с детьми проводят беседы о мультипликации: рассказывают об ее истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках. [Слайд 30]

  • Фотоаппарат;
  • Штатив;
  • Дополнительное освещение (лампа);
  • Компьютер, программы для создания мультфильма;
  • Диктофон, микрофон;

Материалы для создания фона персонажей в зависимости от выбранной технологии. [Слайд 31]

После данной работы приступаем к самому процессу создания мультфильма.

1. Продумывание замысла – для чего, с какой целью создается мультфильм, в какой технике, что мы хотим рассказать зрителю.
2. Составление сценария.
3. Подготовка фона и создание героев – в зависимости от той техники мультипликации, которую вы с детьми выбрали.
4. Съемка.
Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см.
Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду
Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий
После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.
5. Запись аудиоряда на имеющееся у вас техническое устройство.
6. Монтаж работы осуществляется в различных программах, удобных пользователю.
Создание титров. В титрах вы можете не только указать фамилии педагогов и детей – создателей м/ф, но и включить видео или фото материалы самого процесса создания м/ф. [Слайды 32-37]

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

  • При съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

Вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.) [Слайд 38]

Результаты проделанной работы по созданию мультфильма:

  • Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Развитие эстетических способностей;
  • Формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации;

Формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач. [Слайд 39]

Мастер-класс по созданию мультфильма способом перекладки

Литература

  1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
  2. Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
  3. Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
  4. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992
  5. И. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950
  6. Интернет- ресурс wikipedia.org
  7. Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.
Поделиться: