Можно ли ребенка 5 месяцев. Развитие ребенка в пятый месяц жизни

На пятом месяце малыш все больше радует своих родителей улыбкой, особым, неповторимым детским лепетом и неуемным желанием познавать новое. В развитие ребенка в 5 месяцев включается закрепление полученных навыков и освоение новых, связанных с возможностью и умением сидеть.

Физические параметры

К достижению этого возраста вес крохи, как правило, удваивается по сравнению с весом при рождении, он подрастает еще на 2-3 см.

Таким образом, к концу пятого месяца в цифрах мы имеем следующие показатели:

  • Вес – от 6 до 8 кг (± 1 кг), прибавка за месяц около 600 гр.
  • Рост – от 64 до 66 см (± 2 см).

Сон

В отношении сна все остается так же, как и в прошлом месяце: полноценный ночной сон, длящийся не менее 10-ти часов и 2-3 дневных по 2,5-3 часа. В зависимости от личных биоритмов, уже можно определить, живет у вас в доме соня или ранний соловей. Как бы то ни было, обязательно должен быть установлен режим дня, в котором отхождение ко сну происходит в одно и то же время.

В этом возрасте некоторые дети еще путают день с ночью, но большинство все же спит крепко, просыпаясь раз или два, чтобы подкрепиться.

Ребенок прекрасно улавливает настроение родителей

Психоэмоциональное развитие

  • В гулении можно заметить осознанные парные звуки: «ба», «ма», «да». Скорее всего, он будет услаждать ваш слух, мелодично распевая их: «да-да-да», «ба-ба-ба» и т. п.
  • Интересуется эмоциями окружающих людей, замечает, в каком они настроении. Запоминая образ, проводит аналитические связи между прической, глазами. Любит рассматривать людей на картинках, причем улыбчивым отдает свое предпочтение.
  • По интонации понимает, ругают его или хвалят, реагирует соответственно: улыбкой или плачем. Когда взрослый обращается непосредственно к нему, замолкает и внимательно слушает, наблюдая за артикуляцией и движением рта говорящего.
  • Рядом с близкими чувствует себя раскрепощенно, щебечет без умолку, а в присутствии чужих умолкает, занимая наблюдательную позицию.
  • Отыскивает игрушку, которая спрятана наполовину, то есть прикрыта так, чтобы часть ее была видна.
  • Может в течение 15 минут развлечь сам себя, рассматривая изучаемый предмет или разговаривая с собой.
  • К завершению 5-месячного периода кроха не просто удерживает игрушку, но и может самостоятельно ее отнять.

Речевые навыки карапуза тесно связаны с тем, насколько часто вы общаетесь с ним. Поэтому в период бодрствования почаще общайтесь с малышом, особенно в форме вопросов и ответов, например: «Где цветочек? - «Вот цветочек». И покажите пальцем на цветок. Рассматривая с ним фотографии, показывайте пальцем родственников, называя их имена.

Питание

Режим кормлений остается неизменным: малыша кормят по требованию грудным молоком или по часам детской адаптированной молочной смесью. Часто по достижении крохой пяти месяцев родители задают педиатру вопрос: «Не пора ли вводить прикорм?» Многие переживают, думая, что ребенок недоедает.

Однако такие беспокойства, как правило, безосновательны. Врачи не советуют вводить прикорм раньше 6 месяцев, поскольку пищеварительная система малыша еще не до конца готова к принятию нового вида пищи, да и с материнским молоком (детской смесью) он получает абсолютно все необходимое для полноценного развития. Единственное, для деток на искусственном вскармливании стоит подобрать смесь с повышенным содержанием железа. О необходимости введения прикорма в 5 месяцев педиатры говорят в таких случаях:

  • у мамы дефицит молока;
  • кроха медленно набирает вес, при этом постоянно «висит на груди», капризный, по всему видно, что он не наедается;
  • частые срыгивания после кормлений;
  • стул редкий, ребенок страдает запорами, кишечными коликами.

О том, с чего начинать прикорм, вам расскажут на приеме у доктора.

Купание

Ежедневное купание все также актуально. При этом брызги летят во все стороны, а радостные визги дают родителям понять, что процедура малышу очень нравится. Самое время прикупить, кроме игрушек-пищалок, стаканчики разных размеров для переливания воды, прорезиненые книжки.

Регулярные купания станут хорошей профилактикой опрелостей. Кожа 5-месячного младенца все еще очень нежна и имеет склонность к аллергическим высыпаниям. Своевременно меняйте подгузник, подольше оставляйте малыша без него, чтобы кожа дышала.

Основные навыки

Говоря о том, что умеет ребенок в 5 месяцев, нельзя не отметить следующие достижения:

  1. Среди многочисленных обретенных навыков ребенка, в этом месяце он прекрасно сидит, имея опору для спины или держась за что-то руками. Без поддержки малыш пока еще сидеть не может, должно пройти еще немного времени, прежде чем мышцы спины окончательно укрепятся.
  2. Лежа на спинке, занимается акробатическими упражнениями, приподнимая руками ножки до самого рта. Ему нравится рассматривать их, пробовать на вкус.
  3. Появляется интерес к интимным органам, ребенок может трогать их, рассматривать. Волноваться стоит только в том случае, когда руки карапуза слишком часто опускаются в паховую область. Это может свидетельствовать о дискомфорте в интимной зоне и стать поводом для обращения к врачу.
  4. В положении на животе отлично приподнимается на предплечьях почти всем туловищем. Мышцы шеи развиты хорошо, поэтому головку кроха держит уверенно.
  5. Попробуйте поставить малыша вертикально, поддерживая за подмышки. Вы увидите, как он, не сгибая ножек, практически прямо стоит, словно готов пойти.
  6. Из положения лежа потяните кроху за ручки: он начинает подтягиваться, желая сесть.
  7. Энергично делает перевороты со спинки на животик и обратно.
  8. Тянет руки за движущимся предметом, и если ему позволяют, захватывает его.
  9. Взяв предмет в руки, малыш подолгу его рассматривает, изучает структуру поверхности, трогает, какая она на ощупь, может перекладывать вещь из одной руки в другую, размышляя, что с ней можно сделать. Теперь он умеет брать предмет двумя руками.
  10. Готов к выполнению упражнения «самолетик»: в положении на спине приподнимает голову, а руки и ноги при этом активно работают.


А вы так сможете?

Игры и упражнения

Познакомьте ребенка с новыми тактильными восприятиями: дайте потрогать кусочек льда, говоря «холодно», прикоснитесь рукой к чашке горячего чая и резко отдерните ее, проговаривая «горячо», после чего слегка прикоснитесь к чашке рукой малыша, если он позволит. Давайте трогать ему разные по фактуре материалы: шерсть, вельвет, шелк, бархат, байку.

Малыш очень любит рассматривать крупные картинки в книжках, особенно когда мама рассказывает ему, кто изображен, если это животное, как оно говорит. Одна из любимых игр - бросать предметы на пол. Подыграйте ему, и несколько минут позитива гарантировано вам обоим.


Крупные изображения людей или животных привлекают малыша

Эмоциональные пальчиковые игры «Ку-ку», «Ладушки», «Идет коза рогатая», скорее всего, уже знакомы вашему чаду. Продолжайте активно в них играть. Только если раньше малыш лишь слушал и улыбался, в конце пятого месяца он попытается сам повторить некоторые движения.

Разглядывание себя и других в зеркале очень занимает кроху. Дети в 5 месяцев еще не понимают, что по ту сторону лишь отражение, а не еще одна мама или ребенок. Это осознание придет только к полутора годам. А пока зеркало становится очередной игрушкой, занимающей воображение малыша.

Когда малыш «разговорчив», пообщайтесь с ним на его языке, повторяя фразы из его же репертуара. Он подхватит эту игру, и таким образом вы научите его в большей степени подражать вам.

Упражнения для укрепления спинных мышц

В этот период упражнения в форме игры должны быть направлены на укрепление спины, дальнейшее развитие опорно-двигательной системы.


Хорошее упражнение для навыков ползания

  1. Ребенок лежит на спине, а мама приподнимает его за ручки так, чтобы он сел, после чего кладет его обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
  2. Попробуйте слегка приподнять карапуза за ручки, когда он лежит на животике.
  3. Выложите малютку на животик и положите перед глазами на небольшом расстоянии игрушку, он попытается подползти к ней, как бы подтягиваясь. Можно сказать, что это первые попытки ползания.
  4. Упражнение на сгибание и разгибание ручек со скрещиванием их на груди можно сопровождать веселой песенкой, например: «А-а-а, в Африке реки вот такой ширины...»
  5. Ребенок лежит на спине, мама сгибает и разгибает ножки в области колен, подводя их до самого животика.
  6. Возьмите мяч средней величины (диаметром около 60-70 см) и подложите под ножки лежащего малыша, пусть он попробует бить по нему ногами, отталкивать его.
  7. Проведите пальцем вдоль позвоночника вниз, затем вверх - вы увидите, как кроха разогнет спинку.

Мы увидели, как в 5 месяцев меняется поведение малыша и что в связи с этим делать родителям. Продолжайте следовать появившимся хорошим привычкам: соблюдать режим, ежедневно купать кроху и гулять с ним на свежем воздухе, кормить грудью. Вскоре вам предстоит осваивать новые навыки, ведь не за горами шестой месяц жизни малыша.

Четырехмесячный ребенок удивляет своей активностью . Он уже умеет поворачиваться на бок, приподнимать головку, лежа на животике. На протяжении следующего месяца ребенку предстоит научиться выговаривать некоторые слоги («ма», «ба») и многое другое. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев, читайте в статье.

В первый год жизни дитя растет наиболее активно. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра , и прибавляет в весе около 650-700 грамм. Сколько весит ребенок в 5 месяцев и каков его рост, можно узнать из таблицы ниже.

Посмотрите видео о физическом развитии малыша в 5 месяцев:

Распорядок дня малыша

Режим ребенка в 5 месяцев должен быть уже достаточно устоявшимся. В этом возрасте ребенок большую часть дня спит. Также ему можно вводить прикорм , если в том есть необходимость. Надо уделить внимание развитию крохи, в этом помогут развивающие игры.

Питание

Пятимесячный ребенок полноценно может питаться маминым молоком. На протяжении дня он должен съедать больше литра. Но, стоит вводить прикорм если:

  • малыш не наедается, а из-за этого капризничает;
  • ребенок практически не набирает вес;
  • грудничок отказывается от молока.

В меню ребенка в 5 месяцев можно вводить соки (избегайте виноградного, он часто провоцирует аллергическую реакцию). Максимальное количество сока, которое может выпивать пятимесячный ребенок в день, 50 мл.

Позже, можно вводить в рацион фруктовые пюре. Не стоит сразу смешивать несколько продуктов. В случае аллергии вы не сможете разобрать, на какой именно фрукт реакция. Зимой можно покупать готовые пюре.

Во время прикормки следите за состоянием крохи, нет ли покраснений, высыпаний. Присматривайте за стулом малыша. Контролируйте, сколько съедает ребенок в 5 месяцев, чтобы свести к минимуму .

Сон

Сколько спит ребенок в 5 месяцев? Потребность во сне пятимесячного ребенка составляет около 15 часов. Из них 10 – ночной сон.

Чтобы малыш ночью хорошо спал и не ворочался, следуйте этим правилам:

  • первый раз ребенка стоит укладывать еще до обеда. Обычно кроха чувствует сонливость уже после двухчасовой активности;
  • второй раз малыш должен заснуть около часа дня. Сон станет полезнее, если кроху укладывать на улице;
  • последний раз укладывайте дитя ближе к вечеру (около 17-19 часов);
  • стоит осторожно разбудить ребенка, если он спит длительное время. Ведь каждый дневной сон не должен превышать 2 часов;
  • вечерний массаж, купание в большой ванне и хороший ужин только укрепят сон вашего малыша.

Почему грудничок плохо спит ночью?

Многие мамы жалуются на то, что дитя ночью много ворочается и капризничает. Такое поведение может быть вызвано несколькими причинами:

  1. Неправильный режим . Если кроха много спал днем, мало двигался, или же плохо кушал, на крепкий сон ночью можно не надеяться. Все должно быть сбалансированным: получение энергии, отдача и отдых.
  2. Зубы . В возрасте 5 месяцев уже могут прорезаться зубки. Для ребенка это дискомфорт, поэтому лучше наперед запастись прорезывателями.
  3. Болезнь . Из-за недомогания малыш может быть сонливым, или наоборот – плохо спать.

Игры

Чтобы 5-месячный ребенок хорошо спал, кушал и развивался, необходимо с ним играть. Выбирайте полезные игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать его способности.

Можете попробовать одну из этих игр:

    • Положите грудничка на живот. Перед ним расположите игрушку. Заинтересуйте малыша и постепенно заводите предмет за спинку. Кроха повернется на бок, и вы должны вручить ему игрушку, чтобы он поиграл. Иначе у ребенка пропадет интерес.

  • Переверните грудничка на живот. Перед ним поставьте интересный предмет на расстоянии чуть дальше вытянутой руки. Заинтересуйте ребенка. Когда он захочет взять игрушку, подложите под ступню свою ладонь, чтобы кроха смог упереться. Похвалите его, разрешите поиграть.

Развитие ребенка в 5 месяцев очень интенсивное, необходимо уделять время играм, которые развивают речевые способности малыша.

  1. Постоянно разговаривайте с ребенком. Объясняйте ему, что вы делаете, что берете в руки. Малыш хоть и не говорит, но уже запоминает слова.
  2. Все, что делаете, сопровождайте стишками и песенками.
  3. Играйте с ребенком в «Ладушки», «Сороку-ворону».
  4. Играйте в «Где». Спрашивайте кроху, где находится предмет, после сами на него показывайте. Так ребенок запомнит местоположение предмета, и позже сам будет указывать на него, услышав вопрос.
  5. Играйте в перекличку. Повторяйте детский лепет, и давайте время полепетать малышу.

Прогулки

Свежий воздух – залог здоровья в любом возрасте. А для 5-месячного малыша прогулки на свежем воздухе просто обязательное условие.

Причин для каждодневных прогулок есть несколько:

  1. Под солнечными лучами кожа ребенка вырабатывает витамин Д , который предотвращает развитие рахита (лучи попадают на малыша даже в тени, а от палящего солнца лучше спрятаться, чтобы не получить ожоги и солнечный удар).
  2. Дети, которые регулярно гуляют на свежем воздухе, реже болеют простудами .
  3. После прогулки в ребенка улучшается аппетит, он крепче спит.

Каждый сам выбирает длительность прогулок, но они должны быть не меньше 1-1,5 часа в сутки.

Новые навыки и умения

Родителям всегда очень интересно наблюдать, что делает ребенок в 5 месяцев. В этом возрасте детки учатся понемногу «передвигаться». До первого шага им еще далеко, но уже есть некоторые успехи:

  • лежа на животе, в 5 месяцев жизни ребенок уже может опираться на ладошки, и при этом поднимать голову, рассматривая все вокруг;
  • учится переворачиваться с живота на спинку;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать;
  • улучшается координация движений.

Как себя ведет ребенок?

Дитя начинает приспосабливаться к обществу, продолжает познавать мир и даже пытается общаться:

  • малыш начинает произносить слоги «ма», «агу», «ня», «па»;
  • охотно «разговаривает» с собой;
  • он уже умеет различать голоса, тон разговора. Понимает, когда его ругают, а когда хвалят;
  • отличает родителей от чужых. Интересуется новыми людьми, но все еще боится отпускать маму в толпе незнакомых;
  • узнает себя в зеркале, запоминает игрушки, которые ему больше понравились;
  • с удовольствием рассматривает яркие картинки.

Безопасность грудничка

Ребенок становится все активнее и стоит пристальнее смотреть за ним. Вот несколько советов:

Многие родители имеют ошибочное представление о физическом развитии малыша. Не заставляйте его садиться, пока он сам этого не захочет, чтобы не нарушить позвоночник и строение малого таза.

Некоторые детки уверено садятся в 5 месяцев, другие в 7. Малыш сам почувствует, когда его тело будет готово и начнет прогрессировать.

Возможные проблемы

Если ваша кроха не реагирует на голоса родителей, музыку, если не пытается переворачиваться, плохо держит головку или не лепечет, сходите на консультацию к педиатру. Также говорит о возможной проблеме плохой сон грудничка, отсутствие аппетита, постоянный плач.

Правильный уход за ребенком обеспечивает хорошее самочувствие и здоровье. Грамотный режим, полезная пища, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры с мамой – все, что нужно для пятимесячного малыша.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ 5 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

Время летит быстро и 4 месяца с момента появления нашего малыша на свет уже позади. Многие проблемы - такие как кишечные кролики , вздутие животика из-за накапливающихся газов, уже не стоят так остро,как в первые месяцы жизни крохи. Но перед родителями стоят другие не менее актуальные и важные вопросы: как научить ребенка переворачиваться и ползать , какие развивающие игры подойдут для пятимесячного крохи, как правильно вводить прикорм и составлять ежедневное меню, как измерить температуру. Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в этой статье.

Пятимесячные малыши с удовольствием лежат на животике и достаточно долго могут удерживать корпус на вытянутых ручках.

Многие малыши очень сноровисто переворачиваются с животика на спинку в этом возрасте, поэтому надо очень внимательно следить, когда они находятся на кровати без бортиков. К концу пятого месяца некоторые крохи могут быстро ползать и встать на ножки, удерживаясь за спинку кресла или за прутья своей детской кроватки.

Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком - разговаривайте с ним, рассказывайте сказки и стишки, пойте колыбельные песенки , демонстрируйте пальчиковые игры. Сейчас в развитии ребенка очень активно закладываются артикуляционные и разговорные навыки. Кроха с удовольствием агукает и демонстрирует мимикой свои эмоции.

Первые зубки в 5 месяцев?

Обычно зубки у малышей прорезаются на 6 месяце с момента рождения. Но в последнее время появление первых зубов в пятимесячном возрасте уже не редкость.

Первые признаки прорезающихся зубок:

внезапно у малыша начинается насморк и поднимается температура;

очень обильно выделяется слюна в дневное время, а ночью ребенок часто просыпается и сильно капризничает;

стул у крохи становится очень жидким;

если провести пальцем по десенке, то можно нащупать уплотнение или уже прорезавшийся краешек резца.

2. ЧТО УЖЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 5 МЕСЯЦЕВ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

В этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;

Умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот. Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;

Хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;

Если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;

5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;

Должен моментально уметь отличать "своих" от "чужих". Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;

Должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук.

3. КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАЦИОН ПИТАНИЯ И ЧЕМ МОЖНО КОРМИТЬ МАЛЫША В 5 МЕСЯЦЕВ

К 4-5 месяцам организм маленького ребенка готов к усвоению более плотной консистенции, чем грудное молоко. Пришло время постепенно вводить прикорм в рацион питания крохи . Благодаря прикорму развивающийся детский организм дополнительно получит витамины и минеральные вещества, а также будут развиваться жевательные способности. Но молоко мамочки по прежнему входит в рацион питания грудного ребенка, если по тем или иным причинам малыш не находится на искусственном вскармливании.

ВАЖНО!

Для того, чтобы ребёнок не испытывал проблем при глотании пищи,делайте прикорм с максимально гомогенной консистенцией. Только спустя 3-4 недели вводите в рацион более разнообразную и густую пищу;

Вводите прикорм очень постепенно и каждый последующий продукт предлагайте только после очевидной адаптации детского организма к предыдущему;

Соки и другие напитки давайте ребенку после грудного кормления , а прикорм - перед кормлением. 5 месячному грудничку достаточно давать чуть больше пяти граммов прикорма, постепенно увеличивая объем до 130-140 граммов в течение нескольких недель. Если консистенция стула малыша не ухудшается,то продолжайте увеличивать объем пищи;

Сперва лучше всего добавить в рацион питания малыша пюре из одного вида овощей с постепенным переходом к овощной смеси (наименее аллергенные продукты - кабачки, картошка, свекла). Важно избежать повышенное газообразование в кишечнике крохи, которое вызывает вздутие животика;

Затем можно добавить в рацион каши. Но выбирайте безглютеновые злаки для приготовления прикорма - кукурузная мука, рис, гречка;

Кормите ребенка из ложечки теплой пищей. Малыш должен находиться в сидячем положении.

Пример меню для 5 месячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании:

1) 6 утра - 200 гр кефира;

2) 10 утра - 150 гр гречневой каши на молоке и 4 ст. ложечки фруктового пюре;

3)
14. 00 - 200 гр кефира и 6 ложечек фруктового сока;

4)
18. 00 - 150 гр овощного пюре и половинка куриного желтка;

5)
22. 00 - 200 гр смеси.

Пример меню для грудного ребенка 5 месяцев:

1)
6 утра - грудное вскармливание;

2) 10 утра - 150гр овощного пюре, пол желтка, несколько ст. ложек фруктового пюре;

3) 14.00 - грудное вскармливание, 5 ложечек сока;

4)
18.00 - грудное молоко, 2 чайные ложки творога и 5 ложек сока;

5)
22.00 - кормление грудью.


Почему ребенок обильно и часто срыгивает?

Пятимесячный малыш должен время от времени срыгивать.

Если вы считаете, что он слишком часто и много срыгивает , то обратите внимание на следующие моменты:

Малыш неправильно захватывает сосок и вместе с пищей заглатывает много воздуха ;

Слишком большой интервал между кормлениями вынуждает проголодавшегося ребенка быстро и большими порциями глотать пищу. Желудок сильно перегружается и выталкивает всё обратно.

4. РЕЖИМ ДНЯ: СОН И БОДРСТВОВАНИЕ РЕБЕНКА В 5 МЕСЯЦЕВ

Ниже - пример распорядка дня для малыша:


Сколько часов обычно спит маленький ребёнок в 5 месяцев? Пятимесячный кроха спит в среднем около 16 часов в сутки. Сон делится на три коротких дневных (по несколько часов) и один длинный - ночной. Ночью малыш спит 9-10 часов,но может периодически просыпаться,например, если голоден или чувствует недомогание.

Как организовать время сна маленького ребенка:

Если ребенок плохо спит и долго засыпает,за 15 минут до сна сделайте ему расслабляющий массаж;

Ванны с ромашкой, добавленной в теплую воду,успокаивающе действуют на ребенка. Если кроха спит плохо и часто просыпается,то делайте для него такую ванночку на ночь перед сном;

Перед сном расскажите сказку ребенку или спойте колыбельную песенку . После этого поговорите с ним ласково и с одинаковой интонацией. Старайтесь всегда перед сном говорить с малышом с одной и той интонацией - так ему будет психологически легче уснуть;

5 месячному малышу не желательно давать перед сном игрушку в кровать . Он,скорее всего,будет играть с ней, а не засыпать,обняв своего любимого игрушечного медвежонка или песика,как это делают детки постарше;

Первая прогулка не желательна ранее 2 часов после пробуждения крохи;

В дневное время желательно выходить с малышом на прогулку, чтобы он поспал в колясочке на свежем воздухе;

Даже если малыш будет капризничать во время укладывания и долго не будет засыпать,не берите его на руки;

Не укутывайте сильно малыша перед сном. Можно даже положить его в кроватку в чулочках или штанишках,а сверху укрыть легким одеяльцем. Движения малыша в кроватке (или в коляске)перед засыпание не должны быть стеснены;

Обычно ребенок в 4-5 месяцев спит до времени кормления. Постарайтесь помочь малышу уснуть,если он проснулся задолго до кормления - погладьте его по головке,немного раскройте,если он слегка вспотел. Если ребенок проснулся за 15-20 минут до кормления, дайте ему игрушку ,поиграйте с ним. Не начинайте кормление раньше времени,установленного вами в режиме дня.

5. РОСТ И ВЕС 5 МЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Темпы роста и прибавления веса в пять месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. В течение четвёртого месяца с момента рождения малыш набирает дополнительно 740-830 грамм, к росту прибавляется еще 2-3 см, окружность грудной клетки увеличивается примерно на 20 мм,а окружность головки увеличивается на 15-18 мм. Ниже - таблица с показателями нормы веса,роста и окружности головы пятимесячного малыша:


◘ Вес ◘

Сколько весит ребенок в 5 месяцев:
В среднем вес мальчика колеблется от 6,2 кг до 9,4 кг
Вес девочек в этом возрасте - от 5,6 кг до 8,7 кг

◘ Рост ◘

Какой средний рост ребенка в этом возрасте:
Рост пятимесячного мальчика - от 62 см до 70,3 см
Рост девочек колеблется от 59,4 см до 68,6 см


6. ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ПЯТИМЕСЯЧНОГО РЕБЁНКА

Как можно измерить температуру маленькому ребенку и как использовать жаропонижающие средства?

Желательно использовать детский электронный термометр для измерения температуры. Лучше всего измерять температуру в подмышечной впадине крохи во время сна. Для большей сделайте измерения несколько раз. Допустимые границы колебания - от 36,3 °C до 37,1 °C

Если повышение температуры незначительное,то можно выполнить следующую процедуру для её снижения: полностью разденьте малыша и разотрите массажными движениями ножки,животик и спинку карапуза водкой (так как даже слабоконцентрированный спирт может стать причиной ожогов на коже малыша). Растереть малыша можно и столовым уксусом,если развести его в пропорции один к одному с водой. После растирания дайте малышу полежать на пеленке без одежды 3-4 минуты.

Если повышение температуры у ребенка значительное,то в первую очередь надо выяснить причину и незамедлительно приступить к устранению этой причины после консультации с детским врачом.

Только после обследования,врач назначает курс лечения заболевания и средства для снижения температуры. Для ребенка в 5 месяцев предпочтительно использовать ректальные свечи с парацетамолом - препарат быстро всасывается слизистой прямой кишки и быстро поступает в кровоток,оказывая жаропонижающее действие. Ректальные свечи можно применять даже во время сна ребенка. Можно использовать и суспензии с парацетамолом (Панадол, Эффералган),но маленький ребенок может выплюнуть препарат или срыгнуть.

Причины и способы устранения кашля у ребенка в 5 месяцев:

Кашель у ребенка - это защитная реакция организма и способ избавиться от лишней мокроты и микробов. Не используйте средства,которые снимают симптомы кашля,но не устраняют причину.

К причинам кашля маленького ребенка можно отнести аллергию. Чтобы устранить проблему,достаточно выявить объект,с которым кроха контактирует и кашляет после этого.
Также причиной кашля пятимесячного малыша может быть обильное выделение слюны из-за прорезания первых зубок . Желательно,чтобы малыш чаще находился на животике во время игр на полу,чтобы большое количество слюны меньше попадало в гортань.
Если причиной кашля является простуда или грипп,обязательно обратитесь к врачу - самолечение опасно для маленького 5 месячного ребёнка!

Что делать,если малыш упал и сильно ушибся?

Причиной ухудшения самочувствия пятимесячного малыша может быть и падение с дивана или кроватки. Если ребенок упал и получил ушиб,то обязательно отвезите его в больницу или вызывайте скорую помощь. Не пытайтесь самостоятельно определить степень ушиба по симптомам. Ушибы головного мозга,сотрясение, перелом и другие возможные последствия ушиба должен определять только специалист!


7. МАССАЖ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫША В 5 МЕСЯЦЕВ (ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Старайтесь ежедневно заниматься улучшением физических способностей 5 месячного малыша и укреплять его опорно-двигательную систему. В этом видео уроке вам наглядно продемонстрируют способы выполнения массажа и упражнения, развивающие мускулатуру крохи:

Поделиться: