Можно ли научить ребенка ползать. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача

С самого раннего возраста ребенок начинает изучать собственное тело и его возможности. И все это - в постоянном движении. Поначалу новорожденный просто моргает, улыбается, двигает ножками и ручками, а уже позднее начнет ползать, садиться и, наконец, делает первые неуверенные шаги. Обычное, казалось бы, ползание на самом деле - отличная тренировка мышц, к тому же такой способ передвижения помогает ребенку гармонично развиваться. Педиатры дружно утверждают, что ползание - подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у ребенка укрепятся мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. В общем, ползание просто необходимо. Но что же делать, если малыш ленится и не хочет ползать?

Помните, что ваш ребенок только начал открывать для себя этот интересный новый мир, ему нужно оторваться от мамы, начать изучать пространство и предметы, которые находятся вокруг. Дайте ему чуть больше свободы, почаще доставайте из кроватки или манежа, кладите на пол. Присядьте рядом: ребенку будет намного проще, когда мама или близкие люди находятся в непосредственной близости. Положите на небольшом расстоянии от малыша игрушки или мячик, он будет тянуться к ним, пытаться достать и одновременно учиться ползать.

Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка ползать. Как говорится, проверено на собственном опыте и работает даже с очень упрямыми карапузами.

1. Первое упражнение поможет сформировать опору на прямые руки - это главное условие для того, чтобы начать ползать на четвереньках. Шестимесячный малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и желательно хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую. Если такой навык не сформирован, стоит немного помочь ребенку. Для начала положите его на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить ее, ребенок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте ребенку ее потрогать, а потом постепенно поднимайте ее вверх.

2. Это упражнение поможет укрепить вестибулярный аппарат малыша, научит работать руками. Сделайте валик из одеяльца и подложите под грудь малышу (как и в первом упражнении ребенок лежит на животе). Голова и руки ребенка должны свисать с валика, ноги и живот при этом находятся на ровной поверхности. В таком положении ребенок может поворачивать головку и брать предметы обеими руками.

3. Учимся стоять на четвереньках . Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, однако на сей раз его нужно подложить под живот и грудь малыша, чтобы ручки и ножки свисали над полом. В этом случае ребенок инстинктивно захочет на них опереться и будет вынужден встать на четвереньки.

4. Это упражнение научит ребенка ползать на четвереньках , чтобы его сделать правильно, лучше пригласить еще одного взрослого помощника. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребенка, другой - за ноги. Затем поставьте ребенка на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперед левую руку ребенка, второй - правую ногу и так далее.

И не забывайте показывать ребенку положительный пример. Если мама, а еще лучше другой ребенок, будет ползать перед малышом на четвереньках, поверьте, так карапуз гораздо быстрее научится передвигаться сам. И напоследок несколько обучающих видео по этой теме.

В развитии ребенка. Многие родители не придают значения этому навыку, считая, что главное для ребенка — это научиться ходить. Но врачи-педиатры и невропатологи бьют тревогу, когда малыш не ползая, сразу начинает ходить. Дело в том, что ползание не только укрепляет мышцы ног, рук, спины, но и развивает координацию движений, способствует развитию мозговой деятельности. Известно множество случаев, когда детки в период ползания излечивались от неврологических проблем. Ведь правильное чередование рук и ног требует сложной работы мозга. В тоже время ползание может выявить дефекты развития нервной системы, которые могли бы проявить себя только уже, когда малыш пошел бы в школу, и тогда они бы сложнее поддавались исправлению. Ползание стимулирует двигательную, познавательную активность ребенка.

Причины, по которым ребенок не ползает, когда ему уже больше 7-8 месяцев могут быть разные:

1. Тугое пеленание, которое не способствует развитию координации и двигательной активности . Если по каким-то причинам вам приходится пеленать ребенка, то старайтесь все-таки чаще держать малыша в развернутых пеленках. Подбирайте ему удобную одежду, нестесняющую его движений.

2. Излишний вес ребенка . Когда малыш имеет лишний вес, ему тяжело двигаться, у него тяжелая голова, которую трудно поднимать. Обычно полные малыши позже начинают сидеть, и ходить.

3. Недоразвитие и слабость мышечного аппарата . Этот диагноз должен поставить только врач и назначить лечение, обычно ребенку прописывают массаж, который выполняет специалист.

4. Ослабленный болезнью организм . Замечено, что любая болезнь задерживает развитие малыша, иногда даже дети делают шаг назад в своем развитии. Успокойтесь и дайте ребенку окончательно окрепнуть, как правило, после этого детки быстро наверстывают упущенное и догоняют своих сверстников.

5. Отсутствие пространства для ползания , длительное нахождение ребенка в ходунках и манеже. Если вы не можете отказаться от этих благ цивилизации, то хотя бы, не держите в них ребенка дольше 2 часов в день, причем непрерывное пребывание в манеже или ходунках не должно продолжаться более 30-40 минут. В манеже мало места для ползания, потому манежные детки, как правило, быстрее учатся вставать по стеночке и ходить вдоль нее, пропуская этап ползания.

6. Наследственный фактор . Обычно если родители малыша не ползали в детстве, то и дети могут пропустить этот этап, причем мальчики, как правило, наследуют детское поведение отца, а девочки – матери.

7. малыш . Действительно бывают ленивые малыши, которым неинтересно играть в игрушки или читать сказки, к таким деткам нужно искать подход, иначе лень будет дальше усугубляться, что не лучшим образом скажется на учебе ребенка в школе.

Конечно, все дети рано или поздно начинают ползать и ходить, даже если с ними не заниматься, но все же будет лучше, если родители помогут и предпримут попытки обучить кроху ползать, а затем ходить. Для этого нужно уже с первых месяцев жизни каждый день заниматься с ребенком гимнастикой, делать ему массаж. Конечно, специальный массаж вам сделает только профессиональный массажист, но поглаживающий вы можете запросто освоить дома сами, польза от таких ежедневных занятий не менее значительна. Если ваш малыш к 8 месяцам не ползает, сам не сидит, не стоит и не делает попыток к самостоятельному передвижению, то нужно непременно обратиться к врачу, который назначит курс специального массажа, укрепляющего и развивающего мышцы.

Мы уже говорили о том, что замкнутое пространство кроватки или манежа мешают ребенку начать ползать, для освоения этого навыка ему нужно достаточно много места на горизонтальной твердой поверхности, потому уже с 4- выкладывайте кроху на пол, стимулируйте его двигаться . Для этого учите его переворачиваться с живота на спинку и со спинки на животик в обе стороны. Для того чтобы малыш сам старался двигаться, можно на расстоянии немного большем, чем длина его вытянутой руки, класть любимые или новые игрушки. Кроха будет видеть, что предмет близко и до него можно дотянуться, но сделать это в той же позе рукой невозможно, придется переворачиваться, отталкиваться ножкой, тянуться ручкой из состояния, лежа на спине, потом на животе, потом приподнявшись на руках и т.д. Когда малыш добьется цели – похвалите его.

Существует также несколько упражнений, которые будут обучать ребенка ползать на четвереньках:

1. «Тачка». Когда малыш, лежа на животике, упрется ручками в пол и подымет верхнюю часть туловища, подымите его ножки, пусть он сделает несколько шажков на руках.

2. «Работа с валиком». Скрутите из куска поролона или используйте готовый валик, который вы подложите под грудку ребенка. Сначала валик должен быть небольшой, затем увеличивайте его диаметр, чтобы грудь ребенка находилась все выше. Показывайте ему игрушки, меняйте их высоту над полом, чтобы малыш учился вертеть головой, тянуться к ним, это хорошо укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса.

3. Теперь подкладываем ребенку подушечку под животик, чтобы он поднял не только грудку, но и попку. Стимулируйте игрушкой передвижение в новом для ребенка положении.

4. Покачивание на вожжах или простыне. Под грудь и живот помещаем кусок ткани (простынь) или детские вожжи. Приподымаем малыша так, чтобы он упирался руками в пол, и попа тоже была приподнята, можно помочь малышу встать на коленки, теперь покачиваем его тело с помощью простыни.

5. Теперь учим кроху, самостоятельно вставать на коленки. Первые движения рук и ног можете помочь сделать ему вы, кроха быстро освоится и поползет сам.

6. Никто не научит ползать так хорошо, как другой малыш. Если у вас пока еще нет старших братиков и сестричек, пригласите в гости друзей с ребенком, который покажет вашему малышу, как нужно ползать. Можете и сами с папой встать на четвереньки и поползать вместе с сыном или дочкой, это будет забавно ребенку, и он тоже постарается повторить за вами движения.

Посвящайте таким играм и упражнениям 1 час в день (несколько занятий по 15-20 минут), и ваш кроха уже через несколько недель научится сам ползать.

Видео от американского папы, о том, как научить грудничка ползать:

Первый год жизни – это время, когда психическое и физическое развитие набирает быстрыме темпы. Полностью зависимый комочек становится автономным, самостоятельным бегунком. Началом активного освоения пространства становится время, когда кроха начинает переворачиваться и передвигаться ползком. Как научить ребенка ползать, почему это важно, в каком возрасте стоит начать тренировки, как организовать благоприятную безопасную среду, расскажет данная статья.

Овладевание навыком происходит постепенно: сначала грудничок учится переворачиваться на живот, потом поднимает попу, по-пластунски толкает себя ножками, встает на коленки и ладошки, раскачивается. Подготовительный период на этом заканчивается, ведомый любопытством малыш осмеливается на первые попытки сделать несколько движений. В течение 3-4 дней маленький исследователь чувствует себя достаточно уверенно, чтобы резво носиться по всей квартире. Однако активная беготня на карачках не означает, что ребенок вот-вот должен начать ходить – период ползания может затянуться вплоть до полутора лет. Зачем же природа предусмотрела этот механизм, в чем заключается его важность?


Е сть дети, которые, минуя этап ползания, сразу начинают ходить, что также является допустимым вариантом нормы. Это не должно вызывать опасений, если малыш здоров, весел, пошел по собственной инициативе и получает от этого удовольствие.

Важный вопрос – когда?

Психическое и физическое развитее младенцев имеет индивидуальные темпы, поэтому нельзя точно сказать, в каком возрасте ребенок должен начать ползать. Некоторые способны перемещаться ползком в 4-5 месяцев, другие овладевают этим навыком ближе к 8-9 месяцам — об этом говорит и известный доктор Комаровский. То, во сколько дети начинают ползать, зависит от следующих факторов:

  • Опорно-двигательный аппарат – его особенности, степень готовности мышц принимать нагрузки;
  • Нервная система отвечает за формирование необходимых нейронных связей головного мозга, умение координировать движения, ориентироваться в пространстве, чувствовать расстояние;
  • Вес тела – пухлые малыши начинают ползать и ходить позже своих стройных сверстников;
  • На то, со скольки месяцев ребенок поползет, влияет темперамент – любопытные непоседы имеют здесь существенное преимущество перед ленивыми созерцателями. Считается, что девочка начинает ползать раньше мальчика, однако научного обоснования этого факта не существует, впрочем, как и опровержения. Детки, родившиеся раньше срока, на первом году жизни могут заметно запаздывать, принимая попытки встать на четвереньки только в 10-12 месяцев, это абсолютно нормально;
  • Стимулирующая среда. Создание условий, побуждающих малыша к ползанию (занятия, упражнения, поддержка общей физической активности), повышает вероятность того, что это произойдет скорее;
  • Психологический аспект. Наличие стрессов, проблем в семье, переезд, другие непривычные яркие события могут затормозить развитие новых навыков.

Во сколько ребенок начинает переворачиваться и вставать на четвереньки зависит от этих условий, а не от возраста. Педиатры и неврологи ориентируют родителей на диапазон от 5 до 10 месяцев — одновременно ребенок делает попытки говорить.

Постепенное овладение навыком ползания – три этапа

Освоение новых умений обычно проходит несколько стадий – от наиболее легкой к самой продвинутой. Прежде, чем поползти, дети проводят серьезную подготовительную работу.

  • Попытки перемещаться, лежа на животике. Эти движения скорее непроизвольны. Кроха, чувствуя под собой опору, совершает интуитивные движения. Таким образом он может крутиться по кругу, отползать назад, или очень медленно продвигаться вперед. Такие тренировки подготавливают мышцы спинки и шеи, а также благотворно влияют на работу желудочно-кишечного тракта.
  • Научившись двигаться на животе, дети пробуют приподнимать попу, подгребая под себя коленки и опираясь на ручки. Встав на колени, малыш как бы подпрыгивает, выпрямляя ноги, а его тело при этом сдвигается вперед. Часто при перемещения карапузы наваливаются грудью на непослушные руки и сердятся. Еще одно излюбленное юными первопроходцами упражнение – приподняться на ручках, подобрать колени и раскачиваться. Некоторые карапузы пропускают этап ползания пластунским способом.

На этом переходном этапе младенцы обычно (но не всегда) учатся сидеть без опоры. Вертикальная нагрузка, идущая на позвоночник, когда ребенок сидит, создает базу для прямохождения. Малыш приходит к умению сидеть тогда, когда организм для этого созрел. Не стоит торопить кроху, если он не сел до того, как поползти – иногда ползание на четвереньках предшествует сидению, подготавливая опорно-двигательный аппарат к статичным вертикальным нагрузкам.

  • Подготовка пройдена, и малыш начинает перекрестно переставлять руки и ноги. Бывает, что одну ножку он ставит на коленку, а другую – на ступню; высоко поднимает попу и ставит обе ноги на стопы; а иногда и вовсе передвигается, сидя на попе.

В периоды обучения новому детская нервная система работает даже ночью, поэтому многие родители замечают, что ребенок, перевернувшись во сне на живот, тут же начинает ползти. Это явление абсолютно нормально и обычно проходит в течение месяца-двух.

Целенаправленное развитие навыка ползания

Еще один вопрос, волнующий родителей — «Как научить ребенка ползать?» — имеет очень простой ответ – «никак». Здоровые дети учатся переворачиваться, сидеть, вставать, ползать и ходить, когда приходит оптимальное для этих действий время. Основная задача мамы и папы – обеспечить безопасность и быть поддержкой, не торопить малыша, позволить ему развиваться в своем темпе — такой же подход необходим, чтобы научить ребенка стоять, ходить на горшок. Не нужно ставить задачу научить ребенка ползать на четвереньках, достаточно просто обеспечить подходящую обстановку и уделить внимание общей физической активности:


Дети охотнее пытаются передвигаться в пространстве, если для подобных «бросков» есть стимул и располагающая среда. Ребенок начнет с увлечением пробовать двигаться, если создать благоприятные условия:


Если ребенок отказывается ползать, но в целом активен, здоров, любопытен и весел, повода для переживаний нет. Продавливание, настаивание, навязчивые попытки обучить закончатся слезами и плохим настроением.

Упражнения для ползания и опыт

Ирина Кравец, 28 лет

Дима научился ползать в 8 месяцев. Мои подруги и родственники говорили, что это поздно, я и сама начала беспокоиться, когда в полгода мы умели только сидеть и лежать. Пошла к врачу, он успокоил меня и показал несколько упражнений, сказал — если они не подойдут, можно поискать в интернете другие. Мы выбрали 4 задания и делали их каждый день целый месяц.

  1. Стоять на ручках. Мы клали Димку на живот и показывали ему игрушку. Сначала он тянулся за ней, потом стал подниматься на руки. Врач сказал, что это укрепляет мышцы рук.
  2. «Горка». Оно направлено на то, чтобы мальчик или девочка привыкли к положению «на четвереньках». Подушка или большое одеяло формируется в горку, ребенка надо положить на нее животом, руки и ноги должны опираться на поверхность. Мы делали массаж во время упражнения, чтобы было приятно и не утомительно.
  3. Перебираем ногами. Руки нужно расположить на матрасе, небольшой коробке, подушке, а колени должны стоять рядом. Если двигать предмет, малыш сам начнет перебирать ножками, чтобы не упасть.
  4. Перебираем руками. То же самое, только теперь нужно поднять ноги так, чтобы руки остались на диване или полу. Придерживаем за живот и подталкиваем вперед — ручки начинают двигаться сами.

Безопасность среды

Время, когда ребенок начинает ползать на четвереньках — начало его разрушительной деятельности, поэтому нужно обратить пристальное внимание на меры предосторожности.

Умение ползать заложено в ребенке самой природой, однако грамотная помощь родителей не будет лишней. Начинать можно с первого дня рождения. Обычные поглаживания тельца, ручек и ножек, которые рекомендуют делать педиатры, постепенно укрепят мышечные ткани маленького человечка и подготовят его к ползанию. Делать такой домашний массаж очень просто, с ним легко справится и мама, и папа. Если есть возможность и средства, можно обратиться к профессиональному массажисту.

Ситуация, когда к 8-10 месяцам малыш не начал ползать, не садится самостоятельно, плохо держится на ножках и не стоит на них, требует вмешательства врача (рекомендуем прочитать: ). Проведя необходимые обследования и выяснив, что причина кроется в слабых мышцах ребенка, доктор назначит курс специального массажа - такой массаж, как правило, направлен на укрепление и развитие мышечной ткани.

Когда дети начинают ползать?

Определение точных сроков, когда детки должны начать ползать, сидеть, ходить - дело неблагодарное. Новорожденные развиваются по-разному. Некоторые проявляют способности к передвижению на четырех конечностях в 5 месяцев, а другие в 7 встают на четвереньки, чтобы исследовать мир. Известные педиатры предлагают свои методики обучения, мы же доверяем тому, кто все показывает наглядно, и подробно объясняет, аргументируя свои высказывания.

Доктор Комаровский считает, что прописанные в детских медицинских справочниках нормы можно отнести к глубоко примерным цифрам. Приветствуя ползание, Евгений Олегович утверждает, что оно гораздо полезней для детей, чем ходунки и раннее высаживание. Прислушавшись к мнению знаменитого педиатра, мамочки осознают важное правило – ребенок никому ничего не должен. Если взглянуть на усредненные сроки, то они указывают на 6-7 месяцев – вот когда малыш может начать ползать.



Точного срока, когда ребенок начинает ползнать, нет - у каждого малыша своя индивидуальная программа развития. Тем не менее, уже с пяти месяцев можно активно приучать кроху к освоению нового умения

С чего начинать подготовку к ползанию?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Любое новое движение ребенка исходит из его личной заинтересованности и огромного желания познавать мир. Задача родителей состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность, пробудить желание, подкрепить его нужным действием со стороны малыша. Для занятий с ребенком не требуется особых знаний и титанических усилий. Чтобы правильно подготовить новорожденного к ползанию, возьмите на вооружение следующее:

  1. Начните с обучения малыша самостоятельно держать голову. Как правило, к 3 месяцам большинство детей делают это уверенно. Если же к этому возрасту голова все еще «падает», почаще выкладывайте новорожденного на животик. Раскладывайте перед ним игрушки и добивайтесь, чтобы он стал ворочать голову к ним. Эффективная дополнительная мера – оздоровительный массаж, предназначенный для симуляции двигательных навыков и укрепления мышц. Иногда у детей диагностируется мышечный зажим, который поможет устранить врач-остеопат. Для оценки нервной системы крохи в месяц, затем в три и шесть посетите невропатолога.
  2. С 4 месяцев увеличьте количество упражнений на захват. Пусть малыш хватает различные предметы - главное, чтобы они были удобны для захвата. Помогите маленькому сокровищу научиться захватывать собственные ножки. Отлично, если он потянет их в ротик, растягивая мышцы ног.
  3. Малыш в 5-6 месяцев приступает к активному перемещению вокруг себя. Подхватите его инициативу и предложите новое движение: поворот на бочок. Если он сам еще не может сделать этого, помогите ему: из положения «лежа на спине» согните любую ножку в коленке, заведите ее вбок, и тогда ребенок естественным образом завершит движение.
  4. Ближе к полугоду пришла пора научить свое сокровище сидеть. Закрепляйте на занятиях вращения и повороты в разные стороны. Стараясь усадить кроху, не подтягивайте его за ручки, лучше поверните немного на бочок и, переставляя руки по спинке вверх, посадите.


У всех младенцев хорошая растяжка, однако задача родителей - помочь ребенку лучше узнать возможности своего тела, сделать его более податливым для нового вида перемещения

Первые попытки

Обсуждения молодых мамочек, собравшихся в парке и рассказывающих о способах ползания их сокровищ, перемежаются спорами и удивлением. Взрослый человек ассоциирует слово «ползать» с определенным положением. Маленький человечек нарушает все каноны и придумывает собственный способ передвижения на ручках и ножках. Ребенок делает не так, как надо, а так, как ему удобно. Как помочь ползать:

  • Обычно к полугоду и чуть больше малыши хорошо сидят и приступают к освоению ползания. Помогайте своим сокровищам правильно. Раскладывайте перед ними игрушки на некотором расстоянии, чтобы дети тянулись к ним, приманивайте незнакомыми предметами, подхватывайте первые удачные попытки и старайтесь их закрепить. Предложите ему различные игры: ладушки, топотушки.
  • Пробуя встать на четвереньки, ребенок забавно раскачивается, пытаясь удержать баланс тела. Торопить и ускорять процесс не надо. Пройдет 3-4 недели, и малыш справится сам. Положительным фоном для освоения движений может стать ритмичная музыка или декламирование веселых стишков мамой.
  • Используйте жажду общения. Сядьте на небольшом расстоянии друг от друга, и пусть кроха ползает между папой и мамой.
  • Принимайте тот способ ползания, который выбрал ваш ребенок. По-пластунски, как солдат, на четвереньках, как собачка, на попе - не имеет значения. Если ему так удобно, значит, все хорошо.

Насторожитесь, если кроха почему-либо отказывается от активного передвижения и требует свое криком: возможно, у него есть проблемы с двигательным аппаратом. Прибегните к курсу оздоровительного массажа, продолжайте самостоятельно выполнять вспомогательные упражнения. Пройдите обследование у ортопеда и невропатолога.

Подготовка к ходьбе через ползание

Что уж говорить о том, как быстро может передвигаться ребенок на четвереньках или на попе: уследить за ним сложно, ведь он не ползает, а носится на всех четырех конечностях. Более того, он может двигаться не только вперед, но с такой же скоростью ползти назад. Достигнув возраста 8-9 месяцев, дети пытаются встать на ножки самостоятельно, вцепившись ручками за край кресла или дивана. Заметив попытки сына или дочери, не заставляйте их делать так насильно. Можете немного помочь крохе, увлечь его интересной игрушкой, положив ее на диван. Расширьте пространство, где малыш может ползать и вставать на ножки. Ребенок готовится к ходьбе. После такой тренировки, как правило, дети к году встают на ножки и начинают ходить (рекомендуем прочитать: ).



Сперва ребенок встает, держась за опору в виде мебели или родительской руки. Даже когда он начал активно делать это, не нужно заставлять ребенка ходить - придет время, и он сам проявит интерес

Полезные упражнения

Ограниченное пространство манежа или кроватки не поможет младенцу освоить навыки ползания. В четыре месяца кроху можно положить на пол, предварительно застелив его чистой пеленкой или одеялом. Разложите вокруг него любимые игрушки так, чтобы он не мог их достать без подвижки к ним. Кроха поневоле попробует сдвинуться или повернуться, начнет отталкиваться ножкой, помогать себе рукой. Похвалите чадо, дайте ему эмоциональный стимул. Специалистами разработаны специальные упражнения, которые помогают детям наработать навыки ползания. Если ввести их в распорядок и уделять им по 15-20 минут 2-3 раза в день, через 4-5 недель ваше чадо научиться ползать. Главное - не отступать и проводить занятия регулярно. Приведем упражнения, которые помогут научить маленькое создание передвигаться на ручках и ножках:

  1. «Тачка». Положите малыша на животик на полу, подождите, пока он упрется ручками, поднимите его за ножки. Постарайтесь, чтобы он сделал несколько шагов руками.
  2. «Работа на валике». Сверните из мягкой ткани валик, подложите его под грудь крохи. Привлеките его внимание игрушками, чтобы он поворачивал голову и пытался до них дотянуться. Упражнение способствует укреплению шейных и плечевых мышц.
  3. Замените валик подушкой, и подложите ее так, чтобы поднялась и попка крохи. Теперь предложите ему игрушку так, чтобы он сделал движение к ней.
  4. Упражнение с вожжами или простыней. Проденьте вожжи под грудь и попку крохи, немного приподнимите его на импровизированных качелях. Следите, чтобы он уперся ручками в пол, а попа приподнялась. Ребенок окажется на коленках. Слегка покачивая, тренируем новое движение.
  5. После тренировки с вожжами переходим к стоянию на коленках без посторонней помощи. Учим передвигать ножки и ручки в такой стойке. Как правило, дети быстро схватывают такой принцип передвижения.
  6. Прекрасный стимул – чужой пример. Ребенок быстрее научиться ползать в компании с детьми, которые уже умеют это делать. Нет такой компании – примером может стать папа.

Как помочь ребенку, если он не ползает?

Может получиться так, что, несмотря на все усилия родителей, дети не начинают ползать ни в 6, ни в 7, ни в 8, ни в 9 месяцев (рекомендуем прочитать: ). Конечно, есть дети, которые переходят от сидения сразу к ходьбе. Однако медики рекомендуют показать ребенка специалистам. Ортопед осмотрит кроху, выяснит, в чем причина. Возможно, массаж и специальные упражнения исправят положение. Если же врач не выявит никаких нарушений в здоровье крохи, родителям надо будет помочь своему чадо. Что нужно сделать:

  • Сыграйте на чувстве собственности сына или дочки, пригласите в дом малыша, который умеет ползать. Увидев, как чужой играет с его игрушками, ваше сокровище попытается помешать и поползет.
  • Устройте для чада игру, где все ползают, и мама, и папа, и старшая сестра или брат. Пример близких сподвигнет маленького человечка к новым движениям.
  • Оцените комфорт условий, в которых вы предлагаете крохе новый способ передвижения. Проверьте температуру пола, нет ли сквозняков, удобна ли одежда.
  • Воспользуйтесь методикой Глена и постройте своеобразный трек для обучения ползанию. Наклонная поверхность облегчит освоения упражнения, потом можно ее выровнять.
  • Если ребенку тяжело оторвать свое тело от пола, объем его животика равен половине всего веса, подложите ему под живот валик. Лежа на валике, крохе будет проще справиться с координацией.
  • Верные ваши помощники – гимнастика и массаж (подробнее в статье: ). Продолжайте их делать регулярно, примерно 1 час в день, короткими сеансами по 15-20 минут.
  • Уберите специальные облегчающие приспособления (ходунки, ручные вожжи). Заставьте малыша трудиться, пусть он сам осваивает привычный для младенцев способ передвижения.

Просмотрите еще раз видео уроки доктора Комаровского или других экспертов. Убедитесь, что вы все делаете правильно. Старайтесь закрепить малейший успех крохи, но не перегружайте его. Обучение должно быть в радость малышу.

Как научить ребенка ползать

Мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от подползания,

— как и когда появляется и развивается ползание у малыша,

— какие условия способствуют и какие препятствуют развитию ползания у ребенка,

— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.

В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:

— делать с малышом комплекс гимнастики,

— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.

Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики

Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна для физического и для общего развития ребенка.

Как проводить гимнастику из этой статьи:

— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.

— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.

— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.

— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.

Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!

Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.

Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев

Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.

Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором. Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.

Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.

Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Вариант А. Получаются как бы «скользящие шаги» при которых стопы малыша скользят по столу к ягодицам и от них.

Ребенок лежит на спине ножками к Вам. Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы Ваши большие пальцы лежали вдоль внутреннего края стоп ребенка, мизинцы – вдоль наружного края стоп ребенка. А указательные и средние Ваши пальцы упирались в мягкие части голени ребенка снаружи. Затем попеременно переставляйте ножки малыша так, чтобы они шаркали – скользили по поверхности стола: раз-два, топ-топ». Упражнение напоминает езду на велосипеде и укрепляет мускулатуру ног и опорную реакцию.

Вариант Б. Ходьба и бег.

Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.

Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.

Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.

Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого.

Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.

Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:

большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.

Сделайте ножками ребенка упражнение «лягушечка» (сгибайте ножки наподобие движений лягушки при плавании). После нескольких таких пассивных движений придержите ножки малыша в позиции сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Упражнение 3. Присаживание

Упражнение делается медленно и спокойно. Ребенок лежит на спинке. Левой рукой придержите колени ребенка. Большой палец своей правой руки вложите в левую ручку Вашего малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «Сядь, Ванюша (имя ребенка), сядь» побуждайте малыша присесть.

Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.

Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.

Можно делать упражнение и в другом варианте:

Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.

Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.

Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.

Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.

Ребенок лежит на животе. Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.

Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 6. Бокс с кольцами.

Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.

Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.

Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.

В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.

Вы фиксируете обе стопы малыша с тыльной их стороны так, чтобы Ваш указательный палец лежал между стопами. Затем Вы сгибаете и разгибаете ножки малыша в коленях и тазобедренных суставах (движение «лягушка», как будто лягушка плывет).

После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.

Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.

Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе

Вам понадобится для упражнений фитбол размером примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков и без шипов на поверхности. А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.

Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.

Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию

Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.

Взрослый покачивает мяч вперед – назад (то есть «от себя – на себя»).

Как это правильно делать:

— Когда взрослый качает мяч «на себя», то взрослый тянет ребенка правой рукой за правую ножку, распрямляя ее. А левая ножка малыша в этот момент сгибается.

Затем в движении мяча «от себя» взрослый распрямляет левую ножку, а правая ножка малыша сгибается. Как будто Вы даете малышу возможность оттолкнуться от ваших рук.

Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:

«Ай-да, ай-да
На ка-че-ли се-ли!
Ай-да, ай-да,
Вот как по-ле-те-ли!»

Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов

Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.

Упражнение называется «лягушечка».

Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.

Папа катит мяч «на себя», одновременно сгибая обе ножки ребенка, и тут же толкает мяч вперед, разогнув сразу обе ножки ребенка. Движения надо делать плавно. Как будто папа телом малыша качает мяч.

Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.

Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!

Или можете придумать свою пестушку:

Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!

Можно также пропевать малышу во время выполнения упражнения песенку о лягушке:

Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!

Нужно выбрать одну песенку и пропевать ее каждый раз малышу во время этого упражнения (создать ритуал, «традицию» выполнения упражнения), чтобы малыш уже узнавал ее ритм, мелодию и слова.

Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках

Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.

Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.

Последовательность усложнения этого упражнения:

— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.

— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.

Во время упражнения, когда оно уже освоено, можно говорить слова:

Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!

Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения

Прежде чем проводить игры, описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.

Длительность одной игры: 3-5 минут.

Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.

Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)

Вы отходите от малыша на расстояние 1,5-2 метра и показывает интересную музыкальную или заводную игрушку, позвучите игрушкой и скажите: «Ванечка (имя ребенка), колокольчик звенит: динь – динь! Ползи сюда». Дайте малышу доползти до игрушки и дайте игрушки ему в руки, пусть он ее обследует, ей поиграет и позвучит. Затем возьмите игрушку из его рук и снова отойдите на расстояние 1, 5-2 метра (в другую сторону комнаты) и пригласите малыша поиграть.

Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.

Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него

Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы. Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и забирается на возвышение вслед за игрушкой. А потом вслед за ней сползает с него.

Важно этому действию (заползать на небольшое возвышение и сползать с него) обучить малыша в возрасте 7 месяцев. Сопровождайте игру словами «Возьми», «Где.. ? Вот…!», «Достань». Поощряйте ребенка словами, жестами, интонацией восторга за его успехи.

Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.

Препятствия мы используем тогда, когда малыш уже хорошо ползает. Это примерно возраст 8-9 месяцев.

Игра 3. Догони мяч (для детей, умеющих ползать, с 8 месяцев и старше)

Это игра для тех детей, которые уже научились ползать и используется для совершенствования этого умения.

Покажите малышу мяч, оттолкните мяч и предложите его догнать: «Ванечка, догони мяч!». Малыш ползет за мячом. Взрослый его хвалит и предлагает оттолкнуть мяч самому и его догнать.

Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)

Покажите ребенку игрушку, например, куклу Лялю и спрячьте ее. На глазах ребенка закройте куклу платочком: «Где ляля?». Снимите платочек: «Вот кукла ляля! Ляля!» Затем посадите куклу на расстоянии 1-2 метров от малыша (в зависимости от его умения ползать) и закройте платочком: «Где ляля? Найди лялю». Малыш подползает к игрушку, срывает платочек и берет игрушку в руки, рассматривает ее и обследует. Похвалите малыша.

Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.

Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.

Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)

Возьмите игрушку, привлеките внимание малыша к этой игрушке. Дальше игрушка «убегает» от ребенка, а он ее догоняет – ползет за ней.

Можете и Вы сами то догонять малыша, то «убегать» от него, приговаривая: «Догоню – догоню!». Когда Вы догнали отползающего от Вас малыша, возьмите его руки, поднимите вверх и снова отпустите ползти на пол. И повторите игру пока она доставляет и Вам, и малышу радость и удовольствие от общения!

Вы можете также сами ползать на четвереньках, догоняя малыша и убегая от него, если это доставляет вам обоим удовольствие и радость. Сначала Вы, ползая на четвереньках и шлепая ладошками по полу, «убегаете» от малыша, затем, когда он Вас догоняет, обнимаете малютку. Хлопаете в ладоши и говорите ему «Догоню Катюшу, догоню, догоню!» и устремляетесь вслед за ним.

Игра 6. Воротца

Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.

Игра 7. Волчок

Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.

Игра 8. Заводная игрушка

Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.

Помогайте малышу ползти, если в этом есть необходимость. Как это делать – см. выше в разделе «Как правильно использовать игрушки для развития ползания».

Игра 9. Соревнование

Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.

Покажите заводную игрушку, заведите ее и попросите достать. После этого имитируйте, что Вы догоняете игрушку и «наперегонки» с малышом ползите к ней. Дайте малышу победить Вас и прийти к «финишу» первым. Порадуйтесь за него.

Игра 10. Прятки с игрушками

Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.

Покажите малышу игрушку (например, не разворачивая платочка, позвените погремушкой в нем, малыш погремушку не видит и не знает, что звенит). Пригласите малыша присоединиться к Вам: «Иди ко мне, Ванечка, иди!». Можете пододвинуть игрушку под платочком поближе к ребенку. Как только малыш доползет до игрушки и снимет с нее платочек, дайте ему возможность наиграться с этой игрушкой вдоволь. И позовите к следующей игрушке. Например, возьмите колокольчик, укрытый платочком и не разворачивая его позвените. Малыш поползет к колокольчику, чтобы посмотреть, что звенит в платочке.

или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Поделиться: