Мотивирующие притчи. Чему могут научить притчи об учениках и учителях? Притчи об учителях и школе

Ловите...***Притча о благодарности учителю***

Странствующий духовный искатель спросил Мастера, как отличить лжеучителя от истинного. Ответил Мастер:
- Хороший учитель обучает практике, плохой - только теории.
- А как мне отличить хорошую практику от плохой?
- Так же, как фермер отличает хорошие всходы от плохих.

***Однажды Учитель спросил учеников:
– Почему люди при ссорах повышают голос?
– Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.
– Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.

Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:
– Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.

– А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте.
***Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.
Учитель собрал учеников и спросил: – Скажите, что нам нужно сейчас делать?

Первый ученик сказал: – Следует помолиться, чтобы началась оттепель.
Второй предположил: – Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.
Третий сказал: – Тому, кто познал истину, должно быть всё равно – есть ли снег или нет его.

Учитель молвил: – А теперь послушайте, что я вам скажу.
Ученики приготовились внимать величайшей мудрости.
Учитель обвёл их взглядом, вздохнул и сказал: – Лопаты в руки – и вперёд!

Мораль: не забывайте о том, что действительно работает – действии!
***-Учитель, я знаю, что до тебя о Творце и Миссии Души на Земле учили Пифагор, Махавира, Зороастр, Будда, Иисус, Мухаммед, Нанак и многие другие. Но скажи, почему в мире было так много Учителей?
- Энергия Бога - едина. Творец подобен электричеству. Учителя человечества подобны проводникам, подключённым к электричеству. Но каждый проводник не может работать вечно, ибо всё земное - тленно. Энергия одна, но тела - различны. Тела меняются подобно лампочкам, но энергия остаётся одна и та же.

Урок бабочки.

Один раз в коконе появилась маленькая щелочка. Человек, который случайно проходил мимо, довольно долго стоял и наблюдал, как через маленькую щелочку пытается вылезти бабочка. Прошло немало времени, но щель оставалась все еще маленькой. Казалось, что бабочка сделала все что могла, и сил на борьбу за освобождение из кокона у нее больше не осталось.

Тогда человек решил помочь бабочке и, взяв нож, разрезал кокон. Бабочка сразу же вылезла из него, но ее тело было слишком слабым и беспомощным, а крылья – прозрачными и неподвижными.

Человек продолжал наблюдать, ожидая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и он взлетит. Но этого не произошло… Всю оставшуюся жизнь бабочка тянула по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не взлетела!

А все из-за того, что человек, желая помочь, не понял: усилия, которые необходимо приложить для того, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и она сможет летать. Жизнь заставляла бабочку с усилиями оставлять свою оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилия и необходимы нам в жизни. Если бы мы жили, не сталкиваясь с усилиями, то не смогли бы стать такими сильными, какими являемся сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил…

А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости…

А жизнь дала мне проблемы, чтобы их решать.

Я просил богатства…

А жизнь дала мне мозг и мускулы, что бы я мог работать.

Я просил возможности летать…

А жизнь дала мне препятствия, что бы я их преодолевал.

Я просил любви…

А жизнь дала мне людей, которым я мог помочь.

Я просил благ…

А жизнь дала мне возможности.

Я не получил ничего из того, что просил.

Но я получил все, что мне было нужно.

Притча о рае и аде.

Один раз мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад.

Господь привел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посередине комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее, чем руки людей, и поэтому люди не могли попасть ложкою в рот. «Да, это настоящий Ад!» - сказал мудрец.

Потом они зашли в следующее помещение. Все люди там были сытыми и веселыми. Но когда мудрей присмотрелся, то он увидел тот же самый казан и такие же ложки! Что же делало их жизнь райской?.. Они умели кормить друг друга!

То есть они умели взаимодействовать между собой.

Притча «Все в твоих руках».

Жил когда-то один мудрец, который все знал. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в руках бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Притча.

За день до рождения ребенок спросил у Бога:

– Я не знаю, что я должен делать в этом мире.

Бог ответил:

– Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.

– Но я не понимаю его язык!

– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

– А как зовут моего ангела?

Не важно, как его зовут… Ты будешь называть его: МАМА…

Притча о мудром учителе.

Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика.

Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди.

Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его совета, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.

Притча о звездах

Однажды Бог решил создать Вселенную. И первой он создал маленькую красивую звездочку.

Лети на темное небо и освещай дорогу в ночи всем нуждающимся! – сказал Господь. Звездочка полетела на небо и вскоре заскучала. Ей было очень одиноко на темном небе. И тогда попросила она у Создателя еще несколько таких же маленьких звездочек. Бог услышал ее и бросил на небо россыпь таких же маленьких звездочек. Но опять загрустила звездочка на небе, она смотрели с высоты на Землю, видела людей, и ей хотелось быть рядом с ними. Обратилась она к Богу:

Сделай так, чтобы я смогла остаться и на Земле.

Хорошо! – ответил Господь – Я исполню твое желание. Каждый человек сможет тебя найти для себя. Ты будешь рядом.

А теперь откройте глаза. Сейчас мы с вами найдем каждый свою звездочку. Возьмите яблоки, разрежьте их поперек ножом. Вот она ваша звездочка. Насладитесь яблочным ароматом, вдохните его. Попробуйте на вкус яблоко и угостите соседа. И помните, всегда можно найти свою звезду в жизни, главное захотеть ее найти.

Притча.

Мудрец рассказал своим ученикам, как он выбирал себе жену. Обошел полмира, видел удивительных красавиц Севера, Юга, Востока и Запада. И каждый раз говорил себе: «Это она». Но в последнее мгновение останавливал себя вопросом: «А может это не она?»

В каждой он находил то, чего не было в другой. Так он и возвратился домой один. Разочарованный, дал себе слово жениться на первой встречной, которая ему понравится. Так он женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь.

В чем смысл моих поисков? – спросил он учеников.

Нет границ совершенству, - сказал первый ученик, и мудрец согласился с ним.

Смысл жизни в счастье, а счастье находится не в том, чтобы найти, а в том, чтобы искать, - сказал второй ученик.

Ты прав, - сказал мудрец, но теперь ты не мой ученик.

Чем вызван твой гнев? – удивился ученик.

Мне больше нечему тебя учить, теперь ты сам учитель.

РЕЛАКСАЦИЯ

УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО ТРУДНОСТЕЙ» .

Жил-был один плотник, которому однажды очень не повезло. Он пробил шину в автомобиле, у него сломалась пилка, а потом еще и не заводился двигатель его старенького пикапа. У бедняги от злости все внутри просто кипело, но он этого не показывал. Мужчина пригласил мастера, чтобы тот отремонтировал автомобиль, и решил познакомить его со своей семьей. По дороге домой плотник остановился на минутку около большой сосны и прикоснулся к ней двумя руками.

Переступив порог дома, плотник будто бы переменился. На его загорелом лице засияла улыбка. Мужчина обнял своих детей, а потом обнял и поцеловал свою жену. После этого он провел мастера к поломанному автомобилю. Когда они проходили возле сосны, мастер не выдержал и спросил плотника, что за ритуал он тут совершал.

Материал: аудиозапись спокойной инструментальной музыки; вазон в форме деревца.

Ведущий включает аудиозапись. Просит участников сесть в круг и расслабиться. Держа в руке вазон-дерево, читает или рассказывает историю «Дерево трудностей» из книги Браяна Кавано «Перстень царя Соломона».

Затем просит участников передавать по кругу друг другу «деревце» и отдать ему все трудности сегодняшнего дня, представляя, что во время этого набираются новых сил. Когда последний участник «отдаст трудности», ведущий имитирует, что снимает с дерева все трудности и выбрасывает их в мусорную корзину.

Полная банка

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Ветер и солнце

Притча от Константина Ушинского

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Небольшая разница

Восточная притча

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? - спрашивали они.

На что последовал ответ:

Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.


В самый разгар полевых работ у фермера сломался трактор.

Все попытки фермера и его соседей починить машину были напрасны.

Наконец он вызвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил.

Затем взял молоток и где-то один раз ударил этим молотком. После этого мастер завел трактор. Двигатель затарахтел, будто он и не ломался.

Обрадованный фермер попросил у мастера счет. Но когда он его увидел – был сильно удивлён. Он возмущенно спросил:

– Ты хочешь получить сто долларов только за один удар молотком! Не много ли?

Но мастер с улыбкой ответил:

– Согласен! Один удар молотком не может стоить так дорого. За один удар молотком я посчитал только один доллар. А девяносто девять долларов я беру за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту.

Тут мастер выдержал паузу, и продолжил:

– К тому же я сэкономил твое время. Я справился с неисправностью очень быстро. На СТО ты бы потратил не меньше дня. Ты уже сегодня, прямо сейчас, можешь ехать на тракторе в поле.

Фермер согласился и пожал руку мастеру.

Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, который никогда раньше не ходил в плавание, сидел в пустом трюме, вопил от страха, жаловался и плакал. Все старались успокоить его. Но слова сочувствия не достигали его сердца. Непрестанные вопли слуги окончательно отравили властелину путешествие. Тогда придворный лекарь, попросил позволения у султана успокоить слугу. Султан сразу же согласился.

В одном городе проводили конкурс лучшего художника.

И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу.

Мудрец обратился к финалистам с вопросом:

– Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах.

Один художник сказал:

– Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна.

Суфийская притча

Некто собирался в ученики к суфию, и его предупредили: - Ты должен будешь ответить на вопрос. Если ты дашь правильный ответ, он возьмёт тебя в обучение на три года. Вопрос был задан и ученик, поломав голову, выдал ответ. Представитель учителя удалился и...

  • 2

    Аванс ученика Бурятская притча

    У Арбы Алэ неожиданно открылся третий глаз. Он стал видеть дальние страны, миры Небожителей, своё прошлое и своё будущее. И вдруг все эти способности разом у него исчезли. - Что это было, Учитель? - спросил Арба Алэ у Намнаная. - Это был аванс, причём...

  • 3

    Божественная педагогика Притча от Шалвы Амонашвили

    Люди обратились к Мудрецу: - Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике. Сказал Мудрец: - Послушайте тогда притчу. Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал...

  • 4

    Брамин и царь Индийская притча

    Учёный брамин пришёл однажды к мудрому царю и сказал: - Я хорошо знаю священные книги и потому хотел бы научить тебя истине! Царь отвечал: - Я думаю, что ты сам ещё не достаточно вник в смысл священных книг. Пойди и постарайся достигнуть истинного...

  • 5

    Быть управляющим или быть управляемым? Суфийская притча

    Одного дервиша спросили: - Что лучше, быть управляющим или управляемым? Он ответил: - Быть управляемым. Человека, которым управляют, руководитель постоянно информирует, что тот неправ, независимо от того, так это или нет. Это даёт такому человеку шанс...

  • 6

    Взгляд силы Суфийская притча

    Дервишу, который учился у ног великого суфийского учителя, было сказано, чтобы он усовершенствовал своё знание в упражнениях по чувствительности. Затем он должен был вернуться к своему Мастеру для дальнейших инструкций. Он удалился в лес и стал...

  • 7

    Внимание и невнимание Суфийская притча

    Двое учеников беседовали в суфийской школе. Один сказал: - Я вскоре умру, если наш Учитель будет продолжать игнорировать меня, как он делал последние десять лет. Я пришёл сюда, чтобы учиться, и я чувствую, что мне не позволяют этого делать. Второй был не...

  • 8

    Волшебное копьё Даосская притча

    Один из следующих по пути истины, проходя через город, решил дать представление на базарной площади, чтобы заработать себе пропитание на ближайшие несколько лет. Прикрепив к дорожному посоху нож вместо наконечника, странник сделал самодельное копьё и...

  • 9

    Воспитание осознанности Суфийская притча

    Прежде чем из Ирака поступит противоядие, Человек, укушенный змеёю, умрёт. (Саади) Дервиш пришёл к суфийскому мастеру и сказал: - О, благородный Путеводитель! Я хотел бы научиться у тебя тому, что я мог бы передать другим. Суфий велел ему отправиться в...

  • 10

    Время, место, люди и метод Суфийская притча

    Один царь пригласил во дворец суфийского дервиша и сказал ему: - От начала времён человеческих и по сей день дервишский путь, передаваемый из поколения в поколение непрерывно сменяющими друг друга Мастерами, служит вечным источником света, который лежит...

  • 11

    Вырастешь - узнаешь Притча от Юрия Степанова

    Рос у Жирафа Жирафёнок. Как и все дети, он задавал отцу множество вопросов. - Вырастешь - узнаешь, - отвечал отец. Когда жирафёнок уже вырос, он снова спросил у отца: - А почему?.. Но папа перебил его: - Ты уже сам не маленький, пора самому всё знать!

  • 12

    Притча от Александры Лопатиной

    Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, - сказал учитель ученикам, окончившим школу. - Учитель, счастье всегда быстро кончается, - возразил кто-то. - Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю...

  • 13

    Гипноз Христианская притча

    Отец с сыном прочитали книгу о гипнозе и внушении и захотели провести эксперимент. Они зашли в детскую, и отец сказал мальчику: - Сынок, ты должен представить в уме кого-нибудь из членов нашей семьи и внушить ему, чтобы он пришёл сюда. - Хорошо, папа, - ...

  • 14

    Голод Притча от Виктора Жирнова

    Пришёл человек и попросился в ученики к мудрейшему Учителю: - Я желаю достичь Просветлённости. - Этот Путь очень длинный, - предупредил Учитель. - Моё желание ещё больше, - гордо ответил гость. - Посмотрим, - сказал Учитель. Но не прошло и года, как...

  • 15

    Горбушка Суфийская притча

    Одного суфия попросили рассказать сказку о работе учителя и природе ученика, и он рассказал такую: В стародавние времена жил-был человек, обладавший сокровищем и желавший защитить его от грабителя с тем, чтобы разделить его с достойными людьми. Грабитель...

  • 16

    Грамматика Суфийская притча


  • Высоко в горах доживал свой век старик. По всей округе и далеко за ее пределами жила слава о его великой мудрости. Однажды у дверей старца оказались трое юношей и стали проситься к нему в ученики:

    – Научи нас всему, что знаешь сам, – сказал один.
    – Научи нас принимать правильные решения и не допускать ошибок, – попросил второй.
    – Открой нам секрет, как познать истинную мудрость жизни, – добавил третий.

    Старик заглянул в глаза каждому из них, теребя длинную бороду, и задумчиво ответил:
    – Что ж, я передам вам все, что знаю сам, а сумеете ли вы постичь мудрость жизни, зависит только от вас.

    Вот вам первый урок. Каждому из вас я даю равное количество денег и столько же возьму сам. Каждый из нас отправится в город и купит самое ценное на эти деньги.

    Вечером один юноша принес позолоченную брошь, другой – мешок пшеницы, а третий – мех редкого зверя, старик вернулся ни с чем и молча оценил покупки учеников.

    На другой день старец попросил их привести самого счастливого человека. Один ученик привел самого богатого мужчину города, другой – влюбленного юношу, а третий – отца славного семейства. На руках же старца, который снова промолчал, был младенец.

    На третий день мудрец попросил парней рассказать о своей заветной мечте.
    – В детстве я жил в страшной бедности, поэтому мечтаю о достатке, – признался первый ученик.
    – Я мечтаю найти настоящую любовь и стать счастливым, – сказал второй.
    – А я хочу стать известным мудрецом, чтобы люди меня уважали и шли ко мне за советом со всего света, – отозвался последний.

    – А о чем ты мечтаешь, ? – не выдержав, просили юноши.
    – Прежде чем я расскажу о своей мечте, а объясню вам смысл первых уроков. Я просил вас купить самое ценное, но вы приобрели наиболее дорогое по стоимости. Я же отдал деньги на лечение больному мальчику. Так я смогу хоть немного продлить срок его жизни. Это и есть самое ценное.

    Вы привели ко мне людей, которые были рады чему-то одному: деньгам, любви или детям. Я же принес младенца – он самый счастливый, потому что у него впереди еще вся жизнь, перед ним открыты все пути. Он сможет найти и любовь, и мудрость, и богатство, и все, что только пожелает.

    Когда у человека есть многое, он мечтает о еще большем. Если он резко потеряет возможность ходить, видеть или слышать, он не будет мечтать о деньгах или любви, он пожелает лишь исцеления. Я старик, моя жизнь заканчивается. Подобно тем слепым или глухим, я мечтаю о том, что утратил, о времени.

    Оно нужно мне, чтобы успеть исправить ошибки, попросить прощения у тех, кого обидел, и постичь еще много жизненных уроков.

    На этом я прощаюсь с вами, так как научил вас всему, что знаю сам. А остальному вас научит время, оно было и моим учителем. Оно даст вам опыт и знания, а истинную мудрость постигнет лишь тот, кто будет идти по жизни с открытыми глазами и сердцем.

    Поделиться: