Межнациональные браки - плюсы и минусы. Интернациональные браки

Удивительно, но, судя по статистике, каждый третий брак, заключаемый сейчас в Белграде, - интернациональный, а по всей стране число таковых достигает уже двадцати процентов! Достаточно взять наш Обреновац с окрестностями, чтобы, начав с себя, любимой, насчитать не один десяток «импортных женатиков и замужниц». Тем интереснее посмотреть, а что, собственно, сербы думают по поводу смешанных браков и русских невесток, в частности, откуда у этих процентов "ноги растут", и кто, в основном, «понаехал».

На фотографиях будут наши друзья и соседи. Ну, а для начала - мы, самая что ни на есть сербо-русская семья с пятилетним стажем.

Сотрудница ЗАГСа столичной «општины» Стари град Гордана Зорич в одном из своих интервью сказала, что «сербки выходят замуж за иностранцев, как ненормальные, но сербы женятся на иноземках гораздо реже». Вот никогда бы не подумала! Мне всегда казалось, что все происходит с точностью до наоборот. Самые «популярные» белградские зятья на сегодняшний день - греки и итальянцы (с первыми, кстати,и разводятся гораздо чаще). Но перед «матичаром» (работником серсбского ЗАГСа) встают и норвежцы, и немцы, и индусы, и шотландцы, и... всех не перечислишь! Около десяти браков в год сербки заключают с чернокожими женихами. Совсем недавно актриса из Крагуевца вышла замуж за молодого человека из Того, у них уже и малыш есть. А вот представители арабского мира в Сербию за семейным счастьем не спешат: за всю свою карьеру госпожа Зорич оформила только два таких брачных союза. Что же касается бывшей Югославии, больше всего женихов (около трех процентов) приезжает из Боснии, чуть меньше хорватов и македонцев, а вот браков со словенцами практически не бывает. Кстати, сербо-цыганских браков тоже мало - чуть больше полутора процентов в год.
Что же случилось с сербскими девушками? Неужели, правы завсегдатаи местных форумов, для которых любая из них - всего лишь охотница за деньгами, или «спонсоруша», как здесь говорят? Да нет, конечно! Почитала на днях мысли сербских психологов по этому поводу, ничего оригинального не встретила. Но это и нормально: психолог - специальность, а не национальная принадлежность. Равно, как и женщина, - всегда женщина, независимо от географии своего проживания. Так вот, сербские психологи пишут, что сербки стали намного больше путешествовать по миру, а, значит, и намного больше знакомиться с его различными представителями. И связывают они свои жизни с этими самыми представителями не только из-за некой возбуждающей страсти экзотики или тугого кошелька с полным холодильником. Ведь брак с иноземцем - это возможность начать жизнь с нуля, да еще и там, где ни одна соседка не изложит кому-нибудь всю подноготную твоей биографии. Плюс смешанный брак очень часто бывает в жизни женщины вторым, то есть, волей-неволей, весь отрицательный опыт предыдущих отношений прочно ассоциируется с родиной, как это ни печально. Не случайно, браки, заключаемые с иностранцами, по статистике намного крепче «одноземельных» - разводами заканчивается всего 9 процентов таких отношений.

Папа маленькой Аниты - из Доминиканской республики, а мама сербка. Девчушка просто обожает фольклорные концерты.


Что же касается разницы менталитета, языка, религии - женщины гораздо легче принимают новые условия жизни, да и любой брак - это долгий процесс «притирания» друг к другу, череда уступок и достаточно частое «наступание на горло собственной песне». И все же, одно обстоятельство отличает сербских невест от иностранок, выбравших себе в мужья сербов: они практически никогда не меняют девичью фамилию, в крайнем случае, берут двойную.
Самыми популярными в столице невестами в прошлом году были представительницы Украины, Молдавии, Чехии и Румынии. Опять же - удивительно, что россиянок белградские «матичары» не упомянули. А мне-то казалось, что перевес точно должен быть на нашей стороне:))! С китаянками сербы практически не расписываются. По данным МВД республики, несмотря на то, что волна китайских переселенцев наблюдается с конца 90-х, за все это время только две представительницы этого народа получили сербское гражданство на основе брака, в 2010 и 2012-м. Зато в прошлом году сербский интернет, да и СМИ тоже, просто взорвался: 23-летний студент из Нови Сада за десять тысяч евро женился на китаянке, по наводке одного приятеля, чей отец «предпринял аналогичный демарш» два года назад. Кроме имени и фамилии будущей супруги, а также того, что она уже шесть лет живет в Суботице парень больше ничего не знал. Да и зачем загружать себя лишней информацией, если цель и так ясна? Ей - гражданство, ему - деньги на новую крышу для дома и машину. Работники новисадского ЗАГСа ничего удивительного в этом не увидели. Браки по расчету были и будут - куда от них денешься? Тем более,что в Сербии женихам-невестам никаких особых документов предъявлять не нужно. Главное - иметь подтверждение из своего консульства, что препятствия для бракосочетания отсутствуют.

Горан Марьянович - школьный друг моего мужа, вот уже почти двадцать лет он живет в счастливом браке с итальянкой Анной Иулиано.

Когда на местных форумах заходит разговор о смешанных браках, страсти разгораются нешуточные. То и дело сербы своих и импортных невест называют охотницами за деньгами или сетуют на слишком высокие запросы соотечественниц, а сербки доказывают, что ничего, мол, подобного - просто мужики пошли нерешительные и сами «за границу» нацеленные. В общем, как пел Борис Борисыч, «каждый хочет чужую, никто не хочет свою». Одни призывают оставить в стороне стереотипы и понять, что на дворе 21-й век, границ больше нет, поэтому интернациональные браки - это дело абсолютно естественное и разбирательств не требующее. Другие предлагают расписывать кого угодно и с кем угодно, но запрещать покидать страну, чтобы дети рождались именно здесь. Как ни странно, чаще всего мнения совпадают у посетителей форумов, на которых обсуждаются русские и украинские жены. Причины их сербских замужеств называют однозначно: повальный алкоголизм на просторах бывшего СССР, экономические проблемы, отсутствие у постсоветских мужчин желания взять на себя заботы по дому и их, скажем так, сексуальная холодность. Как написал один из сербских «знатоков вопроса», «русские и украинки - совсем наши, они работящие, всегда хотят много детей, очень красивые, послушные. Для себя я давно решил, что эти женщины - чудо. Русские мужчины их просто не достойны». Плюс, конечно, родными нас в глазах сербов делает еще и общая религия, что немаловажно. О дискуссиях на сербских и русских форумах я, пожалуй, напишу отдельный пост, посмеемся вместе. А сейчас еще немного сербской действительности.
С Белградом мы разобрались, теперь несколько слов о провинции. Здесь картина несколько другая. Ни для кого не секрет, что сербские села вымирают. Причем одной из особенностей этого вымирания стали селения без женщин, то есть женихов (особенно кому за 30) хоть отбавляй, а невесты - ни одной. За решение этой проблемы активно берутся общественные организации, такие, как «Стара Рашка», например. Около пяти лет назад ее сотрудники стали знакомить местных деревенских парней с албанскими девушками. Причем не просто знакомили, а выдавали каждому заинтересованному по 500 евро, возили в Шкодер на смотрины и добились-таки своего! Переводчик из Ниша Радое Раич, чье присутствие на этих бракосочетаниях обязательно, за последние три года уже сорок три раза стал свидетелем радостного события, а в сербо-албанских семьях родилось сто детей, самые «старые» пары ждут пополнения уже в четвертый раз. Как сказал 80-летний Радосав Матович из села Буджево, тому, кто вспомнил об албанках, нужно дать самую высокую сербскую награду, потому что эти девушки спасли от вымирания его семью, село и еще много других дворов Пештера и окрестностей.
То, что Аца -православный серб, а Мела - мусульманка, не стало преградой на пути их семейного счастья. Они вместе уже почти десять лет и воспитывают сына и дочь.

Зоран Джокович, создавший свое брачное агентство в Шкодере, сейчас активно соединяет судьбы местных девушек с парнями из Сербии, Черногории и Боснии. На его личном счету - 200 успешных браков. Услуги агентства обходятся не очень-то и дешево - от 200 до 3000 евро, но от отсутствия клиентов предприниматель не страдает. Ситуация на Балканах, как говорится, работает на него. На севере Албании много сел, для которых даже проблемный сербский юг кажется вожделенным Эльдорадо. Мужчины в большинстве своем уезжают в Грецию или Италию, где и пускают новые корни, а вот девушки остаются, и шансы создать семью на родине, как вы понимаете, у них минимальны.
А вот общественная организация «Сеоски праг» из Шабца за пятнадцать лет своего существования организовала триста браков с нашими согражданками, а также жительницами Украины. В одной только Ужице за год таковых регистрируется около сорока. Стоит добавить, что под определение «наши» частенько попадают не только русские женщины. В одной из передач местного ТВ о сербо-русских браках, я видела и армянок, и белорусок. Частенько «русскими» здесь автоматически считают всех жительниц бывших советских просторов. То, что украинок упоминают отдельно - это просто достижение, честное слово! Кстати, именно они чаще всего переезжают в сербские села. В отличие от албанок, «наши» жены рожают поменьше (обычно в этих семьях по двое ребятишек), а иногда и расторгают свои браки, тем не менее число мужчин, желающих связать с ними свою судьбу не уменьшается.
И не только в Сербии! В Черногории идею славянских браков воплощает в жизнь общественная организация «Наши корни» во главе с Жарко Томановичем, а в Боснии - «Сербо-русский мост» Здравка Мочевича. Кстати, сотрудники Совета помощи русским гражданам переписали всех русских, живущих на территории Республики Сербской, в том числе и потомков первой волны эмиграции. Всего в списке оказалось 370 человек. Сотрудники «Моста» обеспокоены не только количеством славянских браков, но и качеством жизни приехавших «снаек». Именно поэтому сейчас Здравко Мочевич активно занимается кампанией по возвращению в школы и университеты русского языка, организовывает совместные научные конференции «Россия и Балканы в современном мире», содействует приходу в Республику Сербскую российских фирм. А предмет его особой гордости - шестеро студентов, отправленных на учебу в МГУ.

Владимир познакомился с Инес в 1997 году в Задаре и был настолько очарован, что почти сразу сделал ей предложение. Это одна из самых замечательных сербо-хорватских семей, которые я знаю!

Что же касается Хорватии, то и здесь в последнее время все чаще вспоминают слова католического священника дона Анте Баковича, который еще в прошлом веке совершенно серьезно предложил ввозить девушек из Украины для решения назревающие проблемы. Демограф Иван Чипин приводит неутешительные для этой католической страны цифры: уже сейчас парней и молодых мужчин здесь больше, чем представительниц слабого пола, на 15 процентов; 20 процентов хорваток в возрасте около 40 лет никогда не рожали детей; в стране распадается каждый пятый брак, а пять процентов пар вообще предпочитают жить не расписанными, и число таковых неуклонно растет. Не случайно заголовок одной из хорватских газет гласит: «Украинки Баковича - больше не шутка: нам не хватает двадцать тысяч девушек».

Создание семьи – один из самых важных моментов в жизни человека. Все желают создать здоровую и крепкую ячейку общества. Как правило, мужчины и женщины предпочитают вступать в брак с кем-то из своей страны, одной национальности и вероисповедания. Общность культуры, языка, традиций и близость родных облегчают процесс взаимопонимания. Однако в современном мире без границ межнациональные браки становятся все более частым явлением.

Причины возникновения межнациональных браков

Многие имеют друзей из других стран, мировая паутина стерла все возможные границы. А любовь – такая штука, от которой никто не застрахован. Сегодня познакомиться с иностранцем или иностранкой можно не выходя из дома. Нужны:

  • устройство с выходом в сеть;
  • аккаунт на сайте знакомств, в социальной сети;
  • желание.

Помимо «чувственных» причин возникновения межнациональных браков выделяют:

  1. Экономические . В результате процессов глобализации растет число путешественников, а вместе с ним процент межнациональных браков. Согласно статистике ООН примерно половину (49,6%) 200 миллионов международных мигрантов в 2005 году составили женщины. Международный брак - возможность обеспеченной жизни для них.
  2. Психологические . Специалисты утверждают, что есть межэтнические браки, причины которых связаны изначально с взаимоотношениями в семье. Дети идут наперекор своим родителям. Пример – отец постоянно твердит «ох уж эти америкосы, все у них не по-человечески» и тому подобное. У девочки на подсознательном уровне зарождается механизм противодействия. Вполне вероятно, она вырастет и выйдет замуж за американца, чтобы доказать отцу его неправоту.
  3. Социальные . Мужчина из экономически неразвитой страны, но достигший высокого социального статуса, женится на женщине из развитой страны, но не достигшей высокого статуса. Или наоборот. Тем самым они уравнивают свои позиции.
  4. Политические . Стратегические браки королей, глав государства.

Межнациональные браки - психология

Психологические особенности межнациональных браков отличаются от тех, что присущи мононациональным семьям. Ряд факторов влияет на психологический климат в такой семье:

  • традиции;
  • менталитет;
  • религия;
  • язык;
  • отдаленность от родственников.

Психологи считают, что в межнациональном браке важно решить, в каком объеме каждый из супругов готов включиться в новую культуру. Они выделяют четыре типа интеграции, второй и третий являются самыми удачными для гармоничной :

  • насаждение собственной культуры и полное игнорирование традиций супруга;
  • отказ от своей культуры, полная интеграция в новую;
  • частичная интеграция, принятие конкретных культурных аспектов;
  • отказ и от своей, и от культуры супруга.

Межрасовые браки - генетика

Дети от межрасовых браков менее подвержены . Например, ген, отвечающий за наследственное заболевание «серповидно-клеточная анемия» - это рецессивный ген (подавляется доминантным) у африканцев. Если африканка родит от европейца, то у их ребенка не будет этого заболевания. То же самое касается других наследственных дефектов. Болезни от межрасовых браков «вымирают». Ученые считают, что для сильного потомства межрасовые браки – хороший вариант.

Другое дело - внешность. Не всегда смешение рас приводит к прекрасному результату. Однако и одни из самых красивых людей появляются в смешанных браках. Известные потомки межрасовых браков тому пример:

  1. Канадская певица Шанайя Твейн рождена от союза канадки и индейского аборигена.
  2. Бейонсе, отец африканского происхождения, мать – креолка (в ее роду были, французы, индейцы и афроамериканцы).
  3. Мэрайя Кэри, мать – ирландка, отец – афровенесуэльского происхождения.

Межнациональные браки - православие

Православная церковь негативно относится к межнациональным бракам. Они угроза православной вере. Часто межнациональные браки это межрелигиозные браки. Еще в 7 веке на очередном Соборе в Константинополе было озвучено отношение православной церкви к этому вопросу. Запрещались межрелигиозные браки. Современные священнослужители не изменили этой точки зрения. По их мнению, межнациональный брак искореняет православие. Женщине, вступившей в брак с мужчиной иного вероисповедания, сложно привить детям православную веру.

Межнациональные браки в современном обществе – явление распространенное. В смешанном браке есть свои плюсы и минусы. Брак с человеком из другой страны имеет ряд преимуществ:

  • погружение в иные традиции, расширение культурных границ;
  • разрушение расовых и этнических ;
  • возможность выучить иностранный язык в естественной среде;
  • такие браки учат терпимости и пониманию, что делает их более прочными;
  • доказано, что дети, рожденные от представителей разных народностей (рас, наций) более здоровые и талантливые.

Наряду с этими преимуществами существуют проблемы межнациональных браков:

  • смена «менталитетного» и правового пространства;
  • разлука с родственниками;
  • нередко родители и мужа и жены противятся таким бракам в силу консервативных взглядов;
  • утрата традиций своей страны и обязанность следовать новым традициям;
  • трудности коммуникативного характера;
  • споры относительно воспитания детей;
  • невозможность вывезти ребенка из страны в случае развода.

Фильмы о межрасовых браках

Тему «неформатных» отношений кинорежиссеры любят. Фильм про межрасовый брак - это и драма, и порой комедия. Яркие картины, отразившие межнационального брака:

  1. «Лавинг» американского режиссера Джеффа Николса. Трагическая судьба Ричарда и Милдред Лавинг, приговоренных к тюремному заключению за межрасовый брак.
  2. «Сайонара» - американская мелодрама Джошуа Логана, вышедшая в 1957. Американский военный, осуждающий межнациональные браки, влюбляется в японскую танцовщицу.
  3. «Безумная свадьба» - искрометная французская комедия от Филиппа де Шоврона об особенностях межрасового и межкультурного взаимодействия внутри семьи.

Межрасовые браки знаменитостей

Селебрити – тоже люди, и тоже подвержены влиянию процессов глобализации. И любви. Самые известные межнациональные браки:

Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%. Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.

Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.

Минусы межнациональных браков


Специалисты, проводящие исследования брачных союзов между разными национальностями, называют несколько отрицательных сторон таких союзов.


1. Это несоответствие культур , традиций, обычаев, подходов к воспитанию. Именно из-за этих расхождений нередко возникают различные разногласия, вплоть до конфликтов.

Обычно имеют значения такие аспекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы, при рождении и воспитании детей... То есть, при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни.

2. Нередко межнациональный брак встречает непонимание и осуждение со стороны окружающих . Не только соседи, коллеги, приятели, малознакомые, дальние родственники могут упрекать, обсуждать, судачить и искать неискренность, материальную выгоду у одного или обоих представителей пары, решивших официально узаконить романтические отношения.

Довольно часто выступают против союза даже близкие и родные, люди, от которых больше всего ждешь поддержки.

3. У некоторых древних народов (например, армяне, грузины, евреи), сызмальства принято прививать чувство национальной гордости и страх перед ассимиляцией , уверенность в том, что создавать семью крайне необходимо внутри своей нации.

Более того, многие представители таких этносов и по настоящее время, в эпоху глобализации, уверены, что общаться в повседневной жизни крайне необходимо исключительно со своими «соплеменниками», дабы не потерять самобытности, ярких отличительных национальных черт и не подменить, не разбавить, не утратить в слиянии свои обычаи и традиции.

4. Еще один минус касается тех, кто проживает в разных странах. В такой семье как минимум одному партнеру приходится столкнуться не только с новым менталитетом и укладом жизни, но и принципиально иной правовой базой , организацией здравоохранения. Сложности у молодой семьи могут возникать на разных этапах жизни и становления, начиная с самого начала.

С организационной точки зрения, бывает не простым и достаточно хлопотным переезд на постоянное место жительство в другую страну, получение визы, вида на жительство или гражданства. Нередко, важную роль на новом месте проживания играет языковой барьер. Не секрет, что многие жены и мужья иностранцев, «оторванные от корней», скучают по дому, оставшимся на родине родным и друзьям, любимым местам и даже, как это не банально, привычным продуктам питания. Конечно, по сравнению с великой любовью все это мелочи. Но из таких крупиц и складывается жизнь.

Особенным пунктом стоит в этих отношениях вопрос о детях, рожденных в межнациональных союзах. Если такой , вот тогда и начинаются настоящие трудности. Часто, приехавший из другой страны супруг/супруга оказывается менее защищенными перед законом, а правовые нормы помещают его/ее в тесные законодательные рамки.

При рассмотрении, с кем из родителей будут жить общие дети, довольно часто не учитывается пожелание детей или родителей, а лишь интересы государства. При этом, в случае, если родители начинают бороться за свое чадо, обвинять друг друга в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми, нередко, при живых родителях, малыши попадают в приюты и даже на усыновление.

Плюсы межнациональных браков


По мнению психологов, межнациональные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами.

Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество.

Мнение общества

Социологические опросы выявляют, что 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с мононациональными. От 15 до 20% опрошенных уверены, что все браки одинаковы, вне зависимости от того, одной национальности супруги, или разной.

А от 30 до 35% респондентов уверены, что межнациональные браки – явление положительное, и такая семья более прочная, по сравнению с «однородной», что подтверждают данные многочисленных социологических исследований, опросов и переписи населения.

Психологи же уверены: неважно, однонациональный союз или разнонациональный.

Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависит только от членов этой семьи: от умения прощать и забывать обиды, от терпимости и терпения, открытости новому опыту и уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьезного отношения к семье и партнеру, ответственности, обоюдной привязанности и любви.

Любовь не ведает ни возраста, ни расстояний, ни национальных различий. Главное, чтобы было взаимное уважение, а остальное приложится. Этому учат интернациональные браки в казахстанском шоу-бизнесе.

Руслан и Лидо

Певица Лидо не скрывает своих чувств к своему супругу Руслану. Она популярная исполнительница, он — успешный бизнесмен. О ее муже мало что известно, он личность немедийная, довольно скромен и ни в каких интригах и скандалах замечен не был.

Иван Бреусов и Меруерт Асанова

Супруги живут в счастливом браке, вместе путешествуют и воспитывают двоих детей.

Беркут и Аиша

Звездная чета вот уже на протяжении нескольких лет считается одной из самых крепких пар отечественного шоу-бизнеса. Аиша метиска: мама русская, отец узбек.

Парвиз Назаров и Алия Есенова

Певец родился в Москве, но жил и вырос в Душанбе. В 90-х Парвиз прибыл в Казахстан, где встретил свою половинку Алию Есенову. С тех пор супруги неразлучны.

Лана и Константин Саркисян

Муж звездной скрипачки — армянин по национальности. Пара растит двух детей. У семьи нет скандального шлейфа и, судя по всему, живут они счастливо.

Кумар Лукманов и Гузель

Любимчик поклонников КВН познакомился с будущей женой в поезде. Кумар ехал с командой из Казани в Москву, в одном вагоне с ними ехала и его будущая супруга Гузель. В 2005 году они поженились. Супруга артиста — победительница многих музыкальных конкурсов в России.

Мурат и Олеся Мутургановы

Супруги воспитывают сына Майкла. По словам Мурата, его супруга больше казашка, чем он сам.

Ерден и Наталья Телемисовы

Чета актеров старается находить компромисс во всем. Супруги растят трех дочерей. По словам Ердена, Наталья — главная женщина в его жизни.

Поделиться: