Методика развития связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой Речевое развитие дошкольников при ознакомлении с природой

Елена Лушникова
Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой

«Природа -единственная книга , каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе , к «рукотворному миру» , к окружающим людям».

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей . Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа . Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях : их существенные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы . Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе , помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление,а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т. е. объединение предметов и явлений по сходныи признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте , детям доступно выделить в природе следующие группы или класификации : растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приемавыводятся правила по уходу за комнатными растенеями, за животными, обитающими в «Живом уголке» . Выводы формируются в виде суждений и умозаключений. Работая с детьми в старших группах, я на практике убедилась, что природа -это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей . Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой . Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее. Своей работой я стараюсь приблизить детей к природе , научить понимать и любить её, потому, богаче и прекраснее детства тех, кому открыта красота окружающего мира. Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей , лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы , её красоту, обогатить речь детей , научить мыслить, анализировать, сопоставлять стало целью моей работы, в результате которой я составила перспективный план, в который включила следующие разделы : «Где мы живем.» , «Дикорастущие культурные растения.» , «Красная книга» , «Будь природе другом » , «Снег и лёд» , «Что где растет, кто где живет» . Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы-это занятия , беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе , дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки. Входе проводимой мною работы с детьми использую различные методы : наглядный, словестный, практический, игровой. Часто использую их в сочетании друг с другом. Вопросы : как, зачем, почему, каквы думаете, почему вы так думаете, кто думает по-другому,- заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками : загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речи , развивается память и мышление . Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе , а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы , художественной литературы. Большую роль в развитии детей и привитии им чувства заботы и сострадания «Уголок живой природы » в группе, где собранны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними. Совсем недавно родители подарили в группу морскую свинку. Дети с любовью и желанием наблюдают за их повадками. В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе , чтения стихов, отгадывание загадок, дети стали любознательнее , внимательнее и бережливее. Часто в их речи можно услышать образные, красивые слова- сравнения, определения. В нашем детском саду стали традиционными творческие дни, которые обогащают знания детей . Одним из творческих дней -День общения с природой . В ходе него детям предлагается окунуться в мир природы . В этот день проводятся занятия-путешествия, дидактические игры, игры-драмматизации. Можно наблюдать знания детей , сопоставлять их со знаниями детей другой группы (старших) . Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы , предметов или явлений, являются занятия. Они проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану. На занятиях я стараюсь не только закрепить знания детей , а также сообщить детям новые сведения. Цель работы с детьми в ходе занятий-это развитие познавательных процессов (наблюдательности, мышления и речи детей , обогащения их словаря, воспитание интереса и любви к природе . Для этого использую различные методы : наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т. д. Провела такие занятия по познавательному развитию , как «Живой мир» , «Царство природы » , «Птицы» , «Комнатные растения» . Интересно проходять занятия-эксперименты в специально созданных условиях. Привлекаю детей к проведению на занятиях, прогулках или в уголке природы , а так же на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности , воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы :замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т. д. При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения. Воспитывать успойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей . Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках. Все выше перечисленное я стараюсь донести до родителей. В беседах с ними учу обращать внимание их детей на красоту окружающей природы , на бережное отношение к ней. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор детей , развивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное : как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т. д. Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства . С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы , думать о красоте. И чем раньшне маленький человек познакомится с удивительным миром природы , тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.

Развитие связной речи дошкольников через наблюдения в природе

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Так как ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, то и всякое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский, который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит беседа. Она может проводиться во время любых режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Беседа может проводиться на специально организованном наблюдении, какого либо объекта или явления природы. С помощью таких бесед у детей развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес к речевой деятельности.
Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе).
Развитию связной речи детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствуют вопросы, помогающие детям раскрыть причины явлений и установить связи и закономерности сезонных изменений в природе, поскольку отвечая, ребенку придется охарактеризовать явление и назвать словом установленную связь (Почему зимой река покрыта льдом? – Зимой река покрыта льдом, потому что холодно). Для того чтобы беседа проходила интересно, активно и доставляла радость детям, воспитателю необходимо использовать различные организационные методы: сюрпризные моменты, веселые стихи, сказки, речевые логические задачи, загадки, наглядные дидактические материалы, разнообразные коллекции и гербарии, собранные детьми.
Развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы, могут способствовать сказки, стихи и литературно-художественные тексты для чтения. В этой связи, можно использовать для драматизаций или театральной постановки рассказы и сказки К.Д. Ушинского, созданные для детей (книги «Родное слово», «Детский мир»). В рассказах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проказы старухи зимы», «Спор деревьев», «Спор животных», «Четыре желания» и др., доступно рассказано о явлениях природы и о смене времен года, о том, что окружает детей в повседневной жизни: о мире животных и птиц.
При наблюдении природных явлений можно использовать пословицы, поговорки и загадки, которые учат детей красивому, образному видению природы, но также и логически точному и краткому описанию природного объекта или явления. Загадка учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях, помогает выделить в речи ту или иную особенность предмета, явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении.
Эффективным методом для повышения активности детей во время беседы Н.В. Виноградова считала использование речевых логических задач. Речевые логические задачи – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую дети могут сформулировать, если они осознали определенные связи и закономерности природы, они могут быть частью беседы или самостоятельной деятельностью. В зависимости от дидактических целей и учитывая опыт детей, воспитатель составляет речевые логические задачи. Материал для составления задач, можно взять в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова и др..
Следующим этапом развития связной речи, является обучение детей связному повествовательному рассказыванию о сезонных явлениях природы. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания и анализировать его структуру: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.
В образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы можно использовать экологические игры для развития связной речи, уточнения и обобщения представлений детей дошкольного возраста о мире природы. Такие игры разработаны Н.А. Рыжовой, автором программы «Наш дом природа» («Экологический светофор», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию» и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Мы считаем, что развитию связной речи у дошкольников будет способствовать образовательная деятельность по ознакомлению с сезонными изменениями в природе. Основной акцент, по нашему мнению, стоит сделать на включение в образовательный процесс по развитию связной речи у дошкольников бесед о природе, наблюдений, вопросов проблемного характера, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр и других формы работы.

Родительское собрание

Тема:

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

через игровую деятельность»

Программное содержание:

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Оформление:

Вернисаж «Времена года».

Выставка детских работ “Наши любимцы”.

Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.

Ход собрания (звучит музыка):

“И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.”

Л.Н. Толстой

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей

итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

Результаты высказываний.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

    Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

    У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

    У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

    В речи появляются сложные формы предложений.

    Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

    Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

    Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Речь наших детей

(краткий анализ речи детей педагогам группы):

1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут? )

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.

Тема: “Кто как кричит?”

Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.

Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.

Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы)

А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок)

Посмотрите, мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.

Как кричит жеребенок? (Ответы детей)

А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья)

А как кричит свинья? (Ответы детей)

Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша)

Кто её детеныш? (Поросенок)

Мама – свинья какая? (Большая)

А поросенок какой? (Маленький)

Как кричит мама? (Громко)

Как кричит сынок? (Тихо)

А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей)

Кто его мама? (Корова)

А как зовут сыночка коровы? (Теленок)

Корова Какая? (Большая)

А теленок какой? (Маленький)

Корова как кричит? (Громко)

А теленок как кричит? (Тихо)

А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей) Молодцы. (Игра закончилась)

Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

какое сейчас время года?

покормить птиц

загадать загадку

познакомить с народными пословицами и приметами

поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Родители объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста обеспечивается путем формирования элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений об окружающей действительности. Непосредственное воспитывающее обучающее воздействие на дошкольника многократно усиливается при целенаправленной организации педагогических ситуаций, развивающих взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Основными задачами работы педагога по ознакомлению дошкольников с животным миром являются:

формирование у детей конкретных знаний о различных его представителях (уточнение их внешних признаков, повадок, особенностей питания, изучение среды обита­ния, способов приспособления к окружающему);

Воспитание интереса к фауне;

Формирование трудовых навыков по уходу за домашни­ми животными и желания это делать, обучение прави­лам содержания живых существ и обращения с ними;

Развитие эмоций.

В процессе ознакомления с животным миром дети должны научиться:

Различать объекты живой и неживой природы;

Элементарно обследовать эти объекты;

Вести наблюдения за ними и осуществлять их плано­мерный анализ;

Словесно определять основные признаки представите­лей животного мира и уметь выразительно их описы­вать;

Эмоционально выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербаль­ных и невербальных средств общения;

Проводить сравнения объектов живой природы в разные времена года по определенному плану;

Устанавливать с помощью взрослого простейшие причин­но-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

Формулировать свое личное отношение к наблюдаемым объектам живой природы и уметь объяснять, чем вы­званы те или иные чувства.

Решению этих задач в немалой степени способствует знакомство с художественной литературой - важнейшее направление педагогической работы в детском саду, которое в умственное и эстетическое развитие ребенка, выразительность и образность его речи. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание известные педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А.Леонть ев, О.С. Ушакова и др. Чтение ребенку произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, ма лые фольклорные формы - пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, грамотность речи, внимание к художественному слову, умение воспроизводить выразительные средства в своих высказываниях.

Особое место в воспитании и развитии дошкольников

занимают литературные произведения, посвященные природе. Уже в раннем возрасте малыши с интересом слушают первые сказки и стихотворения А. Барто, С. Михалкова, в которых животные выступают в разных ролях. Это и «ожившие» игрушки, с которыми происходят такие же события, которые могли бы произойти в реальности и с самим ребёнком (цикл «Игрушки» А. Барто), и яркие персонажи лесной ни, говорящие человеческим языком («Три медведя»Л.Толстого, «Телефон» К. Чуковского), и участники различных драматических событий («Тараканище» К. Чуковского).

Знакомство с литературными произведениями предполагает изучение животного мира не только родного края того чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей фауны других регионов, необходимо о понять им сходство и различия среды обитания родстве: видов животных в разных климатических зонах, выявлять знания детей об условиях жизни животных на Крайнем Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.

При выборе произведений о животных и птицах в пе очередь необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада.

Развитие речи детей при ознакомлении

с природой в дошкольном возрасте

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью идинамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Слайд № 1,2.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.Слайд № 3,4.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.Слайд № 5

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Слайд № 6 . Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. Слайд № 7. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.Слайд № 8.

Поделиться: