Маргит сандему - заколдованная луна. Помощь родителям в воспитании ребенка

СОВЕТЫ РЕБЁНКА РОДИТЕЛЯМ

    Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чём-то.

    Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

    Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать и мои интересы и уважать их.

    Не будьте непоследовательными . Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если её нет, то всё равно не проконтролируете, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.

    Не давайте обещаний , которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас. Просто скажите свой вариант решения: если вы не выполните своё обещание, то компенсируете мне тем-то и тем-то. И вам будет легче, и мне спокойнее. Важно, чтобы компенсация была адекватной (или большей) и стимулировала вас выполнить обещание.

    Не поддавайтесь на провокации , когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь ещё больших «побед». Говоря по правде, я всегда жалею о своём желании поманипулировать вами, так как это подрывает ваше доверие ко мне, а его всегда не хватает.

    Не расстраивайтесь слишком сильно , когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Иногда от своего бессилия перед вами я готов заплакать и защищаюсь таким вот образом.

    Не заставляйте меня чувствовать себя младше , чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком. Спросите меня прямо о том, смогу ли я выполнить что-то, а не решайте, что я мал. Правда, иногда я беру на себя слишком много, тогда помогите мне незаметно и ненавязчиво.

    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдёт в привычку использовать вас в качестве прислуги. И вообще, порядок в своей комнате я наведу сам. Иногда меня раздражает ваше: «Тебе хлеб маслом намазать?».

    Не обращайте внимания на мои дурные привычки . Это меня портит. Особенно не говорите: «Ты ещё маленький, тебе ещё рано то-то и то-то…». Вы хотите, чтобы я чуть подрос и оторвался на полную катушку?

    Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей . Я обращу гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне всё спокойно, с глазу на глаз. К тому же вы рискуете сами оказаться в глазах других в неловком положении, а меня «замкнёт», и я захочу поправить вас.

    Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух в это время притупляется, а моё желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримете определённые шаги позднее. Да и у вас самих не только слух, но и разум иногда притупляется, и вам трудно среагировать на свои ошибки в разгар конфликта, так что не забудьте извиниться потом, ведь я воспитан вами и поступаю точно в соответствии с тем, что вы мне привили, как научили своим примером – осознанно или неосознанно.

    Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех . Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. Вы же продолжаете делать ошибки до сих пор, но называете это опытом.

    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Вы ведь тоже защищаетесь, не найдя времени поговорить со мной по душам.

    Не требуйте от меня объяснений , зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как, впрочем, и вы. С кем не бывает!

    Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность . Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Перенесите разговор на другое время, когда мне будет легче сознаться, а вы уже остынете.

    Не забывайте, что я люблю экспериментировать . Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Мне просто интересно. А вы-то уже всё знаете? Давайте экспериментировать вместе!

    Не защищайте меня от последствий собственных ошибок . Я учусь на собственном опыте. На самом деле это бывает очень трудно сделать, но вы постепенно приучайте себя к этому, и я скажу вам «спасибо».

    Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори . Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания. Это называется «вторичная выгода». Дайте мне лучше пример здорового образа жизни, покажите, как это замечательно!

    Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы . Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне. Вот здесь-то потребуется вдумчивый подход. Книжки почитайте или посоветуйтесь со значимым человеком.

    Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы . Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно со мной занимались.

    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы . Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. Это называется «мужество несовершенства». Оно настоящее мужество, и мне будет полезно иметь дело с мужественными людьми.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени . Значение имеет то, как мы его проводим. Особенно мне полезно, когда вы продумываете, что было бы интересно и мне, и вам.

    Не говорите мне, что мне нельзя делать что-то (пить, курить, гулять), потому что я ещё маленький, потому что я жду не дождусь, чтобы стать взрослым и «оторваться на полную катушку». Я об этом уже говорил, но полезно напомнить, потому что это важно.

    Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства . Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. Иногда я боюсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне.

    Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения , но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же вами забывается. А нагоняй за проступок – никогда.

    Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям . Заметьте, не к приятелю или коллеге, а как к настоящему другу. Тогда я тоже стану вашим другом.

    Запомните , что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет другая жизнь! Я верю вам.

    Помните, что я вас люблю . Пожалуйста, ответьте мне любовью.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

РЕБЕНКАВОСПИТЫВАЕТ ОДНАМАТЬ

СКАЗАТЬЛИРЕБЕНКУПРАВДУ О ПРИЧИНАХРАЗЛАДА ВСЕМЬЕ?

Говорить лиребенкувсю правду о неудаче в личной жизни?

По этомувопросу существуетмного разнообразныхмнений. Одни советуютпосвятить ребенкав возникшую ситуацию, другие- сохранить тайну.

Ребенок остается без одного из родителей по разным причинам. Самое печальное и грустное положение-смерть одного из родителей. В этой ситуации очень уместна народная мудрость: « О мертвых говорят только хорошо». Взрослые члены семьи рассказывают ребенкуоб умершем родителе все самое лучшее из его жизни, возможно иногда идеализируячеловека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им как самым замечательным человеком на свете. В таких случаяхсохраняются взаимоотношения неполной семьи и всех родственников, потому что бабушка с дедушкой, тети, двоюродные братья и сестры по отцовской линии могут оставаться частью семейного круга. Родственные связи таких семей не нарушаются, как это часто бывает после развода.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, так как общественное мнение принимает вторичный брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе.

Ситуация во время развода и после него гораздо сложнее. К сожалению, еще существует много опрометчивых разводов, когда семьи распадаются из-за не существенных причин и необоснованных поводов. Однако в том случае, когда развод действительно желателен для родителей, то он чаще всего необходим и ребенку. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно повторяются конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Развод в таких условиях-необходимое решение. Но родителям нужно учитывать, что независимоот их взаимоотношений развод для ребенка- сильнейшее потрясение, последствия которого могут проявиться немедленно или значительно позже, в подростковом или юношеском возрасте. При разводе большую роль играют возраст ребенка, сознательностьи выдержка взрослых.

Матери и отцунеобходимо с самого начала занять ясную и четкуюпозициюпо отношению к случившемуся, так как нельзясохранить в секрете от ребенка свои нарушенные отношения. Неизбежно наступит день,когда ребенок заинтересуется обстоятельствами конфликта.Возможно, кто-то из родных или знакомых расскажет ему о ситуации в его семье, и тогда необходимы будут объяснения, а оправдания при этом почти всегда бывают очень тяжелыми. Обычно у ребенка они вызывают ощущение неискренности и возбуждают подозрения.

Наиболее простой является ситуация, при которой развод родителей происходит в период раннего детского возраста ребенка. Он быстро отвыкает от ушедшего родителя. Развитие, воспитание, познание и открытие мира в новых условиях помогают малышу быстрее забыть старые привязанности и привыкнуть к новым условиям жизни.

Развод и уход из семьи одного из родителей - это водораздел в жизни супругов. Кончается период семейных споров и ссор, мучений, обвинений и тяжелых сцен. В это время тревоги и проблемынастолько занимают внимание обоих родителей, что воспитание ребенка остается в стороне.

Существует в основном2 типа ситуацийво время разводов супругов. Если взаимные искренние чувства уже остыли, то людьми руководит разум. Во всем присутствует холодный рассудок.В большинстве случаев этого, к сожалению, не случается. Современные разводы чаще всего бывают у людей, отношения которых начинались интенсивным чувством любви. Когда-то они вступали в брак по взаимной любви. Их жизни соединились не по настоянию родителей, не силу материальной заинтересованности или какой-то традиции. Поэтомутоискреннее чувство любви, возникшее в молодомвозрасте, является усложняющим фактором как во время бракоразводного процесса, так и в большинстве случаев в будущей жизниразведенных супругов, имеющих детей.

После развода и полного разрывасемейных отношений должен был бы закончиться период страданий от распада семьи. Даже маленький ребенок и тот чувствует тяжелую обстановку для него непонятного конфликта. Малыша то отталкивали от себя, торопливо отмахиваясь от него, то окружали его истерическим проявлением любви и нежности. Своим детским разумом он еще не мог понять, что именно происходит вокругнего.

Самое простое и в то же время самое правильное поведение родителей сводится к тому, чтобы даже маленькому ребенку сказать доступную для него правду: « Папапереезжает, жить у нас больше не будет, но станет приходить к нам в гости» и т.п. Маленький ребенок обычно таким объяснением бывает удовлетворен и не ищет до поры до времени причин размолвки родителей. Он постепенно привыкает к мысли о том, что в дальнейшем будет жить только с одним из членов бывшейсемьи, и вскоре примиряется с этими условиями жизни.

Люди реже расходятся через малый промежуток времени совместной жизни. Чаще бывают разводы после 10,15 и даже 20 летсупружества, когда дети уже подросли и сознательно воспринимают всетрудности жизни, внимательно смотрят на окружающие их отношения между людьми.

В интересах совсем маленького ребенка развод супругов долженпройти как можно спокойнее и быстрее. Но еще спокойнее развод должен пройти между супругами, имеющими детей в подростковом возрасте. Ребенок в этот переходный период своего развития чрезмерно чувствителен, легко поддается различным влияниям, очень впечатлителен, быстро реагирует на радостные или горестные чувства. У него особенно обострено чувство справедливости. Интересы ребенка подросткового возраста, его наклонности, которые проявляются часто неожиданно для взрослых, диктуют необходимость повышенных требований к воспитанию.

Трудности в воспитании подростков возникают даже в самых благополучных семьях. Тем более этот период в развитии ребенка может стать серьезной проблемой в семье, в которой родители заняты разводом, где наступает кульминация многолетнего кризиса, на который до сих пор ребенок не обращал своего внимания, так как постепенно к нему привык. И вдругподросток встаетперед суровой действительностью, которая меняет все представления об окружающем его мире какв собственных глазах, так и в глазах его одноклассников и товарищей: родители разводятся!

В подростковом возрасте развод родителей оказывает на ребенка самое глубокое, чаще всего отрицательное влияние. Ребенок, с которым до сих пор не возникало особых проблем в воспитании, начинает вдруг хуже учиться, становится замкнутым, легко ранимым. Некоторые дети совершают различные проступки, все дальше отделяются от родителей, становятся членами нежелательныхкомпаний, которые охотно принимают такого подростка в свои ряды. Именно поэтому важно, чтобы ребенок понимал, что происходит вокруг него в его семье.

Если отношенияродителей до разводабыли настолько сложными, что подросток не мог в них разобраться,то очень важно, чтобы в процессе развода все для него прояснилось. Ребенок должен ясно видеть, что его ждет, что он может ждать от матери или отца, будет ли он в будущем встречаться с ушедшим родителем. Подросток должен знать, как будут складываться в дальнейшем его отношения с бабушкой и дедушкой. Если ребенку об этом расскажет человек, которому он верит и которого любит, сообщит ему все факты без истерики и напрасных драматических сцен, то подросток отнесется к ним более спокойно и разумно. Родителям необходимо соблюдать главное условие: о семейном конфликте надо рассказать подростку так, чтобы он его правильно понял. В дальнейшем он справится сам с этим суровым жизненным испытанием.

Умалчивание и полуправда очень опасны. Лучше сказать ребенку истину как о разводе, так и о его последствиях. Если ребенку правду не скажут родители, то о случившемся ему сообщит кто-либо другой, возможно, не имея при этомискренних намерений. Нечто подобное бывает при ситуации, когда происходит усыновление ребенка. Перед новыми родителями стоит проблема: говорить ли ребенку всю правду или молчать?

После развода наиболее сложное время наступает у того родителя, который остался с ребенком. Он должен опять завоевывать полное доверие ребенка, которое наверняка было поколеблено в период развода. Проще бывает в тех семьях, из которых уходит человек, ставший для ребенка источником неудобств и страданий: отец - пьяница, драчун, грубиян илимать, которая совсем не заботилась о своих детях. В любом другомслучае положение родителя, с которымостаетсяребенок, не однозначно. Кроме нравственных, экономических и общественныхвопросов, возникает еще многодругих, непосредственно касающихсявоспитания ребенка. Нельзя забывать, что ребенок видел в ушедшем, например, отце и те качества, которые могла не замечать его мать. Ребенок не перестал любить отца, тем более если он не знал тех сторон отцовского характера, которые явились источником разочарования для матери.

В памяти ребенка надолго остается то, что он слышал во время разговоров расходящихся родителей. Он запоминает все, в чем они друг друга обвиняли и упрекали. Взрослые люди в состоянии злобы и гнева порой не выбирают слова, аргументы для выражения своих чувств. Однако через некоторое время, когда эмоциональное возбуждение проходит, они легко об этом забывают. У ребенка надолго остается в памяти то, что он слышал, независимо от того, как он понял- правильно илинеправильно. Подобныефакты обязательно оставляют следв психическом развитии ребенка. И прежде всего это отражается на его отношении к тому родителю, с которым он остается.

Отец, оставивший семью, уже не будет решать многие вопросы. Однакото, в чем он обвинил свою жену в присутствии детей, повлияет на их отношение к матери. На ней будет лежать ответственность за воспитание ребенка, а воспитывать – это не только хвалить и поощрять детей. В процессе воспитания есть много моментов, которые воспринимаются детьмикак неприятные или слишкомстрогие меры. Тяжело воспитывать родителю, чей авторитет подорван. Все его требования и просьбы воспринимаются намного неохотнее, чем того из родителей, кого ребенок уважает и любит.

Если бракоразводный процесс стал жестокойнеобходимостью, то он должен быть делом только разводящихся супругов, а не всех многочисленных родственников и знакомых. Тем более нежелательно вмешательство родителей с той или другой стороны. Только очень дисциплинированные и разумные люди могут удержаться от соблазна повлиять на ребенка, выставляя перед ним одну из сторон в дурном свете.

Частое явление при разводах – « подкуп» ребенка обоими родителями. Та идругая стороны наперегонки стараются проявить к ребенку любовь, осыпать его подарками, чтобы переманить на свою сторону или продемонстрировать окружающим меру своих чувств к ребенку. В первые моменты ребенок воспринимает эти проявления какочень желаемые и приятные. Однако очень скоро ситуация для него проясняется, и он начинает использовать ее в своих целях: становится корыстолюбивым, хитрым, говорит, когда надо, только льстивые слова,причем именно то, что необходимо услышать той или иной стороне.

Для ребенка очень важна ситуация, при которой разводящиеся родители могли бы вести себя как интеллигентные люди, то есть так, какими их знают на работе и окружающие друзья, какими они действительно являются в большинстве случаев. Расходятся два человека, ранее любившие друг друга. На службе они чаще всего считаются способными и даже очень уважаемыми работниками. Ониизвестны своей рассудительностью и способностью решать на производстве сложные проблемы. А вотв кризисной ситуации частной жизни они нередко становятся вздорными, грубыми, чересчур возбудимыми, порой даже истеричными людьми. Каждому из разводящихся супругов не следует забывать, что все те слова и действия, которые ранят когда-то любимого человека, причиняют боль, с последствиями ранят и угнетают их общих детей. Такой подход, вероятно, помог бы многим супругам при разводе избавиться от неприятных сцен и неприличных споров.

КАКВЕСТИСЕБЯПОСЛЕРАЗВОДА

…Бракоразводный процессокончен. Решены материальные проблемы, начинаетсяновая повседневная жизнь. Каждый из родителей теперь имеет право на свою личную жизнь. Одни люди мирятся с разводом быстро, другие привыкают к новому положению более длительное время. Взрослый человек, безусловно,все переживет и перестрадает.

А что же происходит с ребенком? С самого раннего возраста он рос в окружении своих близких, прежде всего бабушек и дедушек, родственников идрузей отца и матери. Теперь этот круг людей, эти связи могут быть нарушены.

Существует мнение, что взаимоотношения между бывшими супругами и их родственниками должны быть прерваны навсегда, чтобы ребенок и оставшийся с ним родитель могли как можнобыстрее порвать с прошлым. Такое решение проблемы весьма спорно. Причины и поводы, по которым враждуют родственники, могут быть разными. Часто невестка не ладит с родителями мужа. Иногда антипатия к ним возникает еще до развода. Возможно, что она появилась обоснованно. Иногда это недовольство зреет во время распада семьи. То же самое можно сказать и о тещах, которые по каким-либо причинам недолюбливают своего зятя, а после развода дочери начинают его ненавидеть, однако своегоотношения к зятю они почти никогда не переносят на внучат.

Ссоры супругов должны были бы оставаться только их делом и не касаться старшего и младшего поколений. Дети обычно любят своих бабушек и дедушек, которые проводят с ними больше времени по сравнению постоянно занятыми родителями. Аво время развода дети чаще всего бывают на попечении бабушек, так как измученным родителям стало некогда заниматься детьми.

Относительно легче решается эта проблема в тех семьях, где дети эмоционально сильнее связаны с отцом и матерью того родителя, с которым они остаются после развода. Бабушку с«другой стороны»внуки забывают обычно быстрее, если они привыкли видетьее редко. Значительно тяжелее бывает ребенку, который вырос на руках бабушки и дедушки, с которыми теперь ему приходится расставаться, так как мать уезжает из этой семьи после развода с мужем и забирает с собой ребенка. Возможно, что со временем ребенок отвыкнет от бабушки идедушки. Новые жизненные условия, другое окружение, иные интересы могут завладеть ребенком, он может быстро забыть о прошлом. Но есть и вторая сторона: очень часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих. А мысль о том, что они расстаются с любимыми внуками, становится для них трагедией…

Разведенным супругам необходимо стремиться сохранить отношение своих детей к бабушкам и дедушкам. Они должны оставаться для ребенка такими же любимыми, какими были до развода отца и матери.

Подобную проблему можно решать только в тех семьях, учленов которых достаточно такта, доброты, объективности и умения разумно взглянуть на создавшуюся ситуацию. Если дети находятся в атмосфере, в которой постоянно оскорбляют их родителей, если они подвергаются бестактным расспросам, выслушивают едкие замечания, то можно считать, что воспитание этих детей находится в большой опасности. В таких случаях лучше ограничиться редкими встречами ребенка с бабушкойи дедушкой. Можно приглашать бабушку с дедушкой в гости, чтобы не усложнять воспитание ребенка и не нарушать его повседневную жизнь.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯРАЗВЕДЕННЫХРОДИТЕЛЕЙ

Во время развода супругов суд обычно определяет отношение разведенных родителей к ребенку. Объективно, кратко и строго официально констатируется право уходящего из семьи родителя видеть ребенка в определенные дни, приглашать его в свой дом и т. п. Встречи с ушедшего родителяс ребенком чаще всего бываютисточником раздоров и неприятностей. Какправило, эти встречи являются последней нерешенной проблемой в период развода. Некоторые родители под предлогом заботы о ребенке выражают всю свою ненависть к бывшему супругу, стремятся любой ценой ему отомстить. К счастью, большетаких случаев, когда в решение судавносится примечание о том, встречиребенка с ушедшим родителем зависят от взаимной договоренности бывших супругов.

Подготовка ребенка к встрече с оставившим семью отцом (матерью) иногда сопровождается большим нервным напряжением для всехееучастников. Ребенка отпускают с различными наставлениями, предлагают ответы на возможные вопросы, диктуют запретныетемы разговора. Ребенка наряжают, готовяквстрече. Оночень взволнован, так как не знает, что ждет его «там», он не знает, что ждет его позже, дома, когда он вернется. Посещения ребенка порой становятся новой ареной «борьбы» разведенных супругов, куда они переносят прежний конфликт, который не удалось полностью разрешить разводом.

Неприятности в разведенных семьях иногда носят такой серьезный характер и тянутся так долго, что некоторые ответственные люди выступают с мнением о том, чтобы во время развода ребенку вообще был запрещен контакт с покинувшим его родителем. Вероятно, это мнение основывается на желании обеспечения полной гарантии единоговоспитательного влияния и охраны ребенка от нервных потрясений.

С другой стороны, закон не разрешает лишать родительских прав человека, если у него нет караемых законом провинностей и он не лишен родительской ответственности-уплаты алиментов. Этаюридическая точка зрения подкрепляется еще и чисто общечеловеческим взглядом. Встречи родителя с ребенком являются единственной возможностью поддерживать взаимоотношения с сыном или дочерью. В этих случаях нельзя забывать и о ребенке. И он нуждаетсяво встречах с отцом или матерью в первую очередь для сохранения эмоционального равновесия и дальнейшегоразвития. В коллективе товарищей и одноклассников будет известно: у ребенка есть мать или отец (а это очень важно), хотя они не живут с ним под одной крышей.

Во время бракоразводного процесса суд обычно основывается на мнении: ребенок должен встречаться с родителем, оставившим семью, чтобы отношения между ними не были навсегда нарушены. Если отец и мать достаточно разумны, то такие отношения возможны. Однако взрослые люди должны при этом обладать тактом, великодушием, рассудительностью. Необходимо понять: ребенок оставлен на попечение одного из родителей, следовательно, в интересах их обоих добиться того, чтобы ребенок с уважением и доверием относился к каждому из них. Оскорбления, наговоры на покинувшего семью родителя нарушаютотношение ребенка к воспитывающему его родителю. Они ни в коей мере не прибавляют уважения к излишне разговорчивым мамам и папам. Такая же опасная реакциявозникает у детей, когда ушедший из семьи родитель пытается оговорить попечителя.

Ребенок счастлив, если он идет на встречу с отцом или с матерью спокойно, без трепета, если он ждет этой встречи, во время которой хорошо себя чувствует, если он может радостно возвратиться домой, потому что никто на него не оказывал давления.

Желательно, чтобывстречи с разведенным родителем укрепляли чувства ребенка к его основному воспитателю, чтобы не нарушалось его воспитательное влияние. В свою очередь родитель, с которымребенок встречается, должен чувствовать уверенность в воспитательной целесообразности этих встреч.

Если между разведенными родителями существуют хорошие, товарищеские отношения, то встречи с ребенком не вызывают возражения. Добрые разумные отношения между разведенными родителями создают ребенку сравнительный покой, который так необходим ему. Родители должны понимать иучитывать психологию детей. Иногда даже трудно представит ту иерархию, которуюмогут создать сами дети! В некоторых дворах, например, можно узнать, что дети делятся на тех, кто из полных семей, потом из семей, где не все благополучно, затемдети из семей разведенных родителей и, наконец, дети незамужних матерей. Совершенно очевидно, что в такой среде еще сохранились некоторые старые взгляды. Если бы родители в присутствии своих детей не делали бестактных замечаний, врядли бы их дети сами додумались до подобной шкалы.

Оченьгрустно, чтомы, взрослые, часто бываем неосторожными. Жестоко так относится к детям, которые мучаются из-за ошибок своих родителей.

Во всех детских учреждениях необходимо следить за нормальной жизнью детей из семей, гдеребенка воспитывает один родитель.

Воспитание ребенка в неполной семье-это нормальное воспитание. Но осуществляется онов трудных условиях. На эту мысль надо обратить особое внимание, так как некоторые матери, воспитывая ребенка без отца, считают его воспитание ущербным. Это в корне неверно!

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра - естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать - показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, —

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы - раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко - если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра - лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство - в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) - это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов - это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача - активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия - это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин - «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Ксения Шикина
Помощь родителям в организации семейного воспитания

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ .

К. А. Шикина

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка» , г. о. Тольятти)

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности, как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания , осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.

Для старших дошкольников и младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, воспитатель . Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей и в тесном взаимодействие с семьей.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается "вставленной" именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители , по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга .

Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания . Это обычно очень компетентные, эрудированные родители , которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей , возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание . Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву : "Плавать, прежде чем ходить"; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно , без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания , а воспитание для ребенка . Интересно, что родители , следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему "Портрет моего ребенка" такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка .

Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л. Ф. Островской, В. М. Ивановой и др.) . Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка , им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах, формах его воспитания .

В нашем детском саду для оказания индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей , организована работа с родителями в виде «Родительской гостиной » . На этих встречах родителям дается информация в доступной для восприятия форме о возрастных особенностях детей, о гендерном подходе в воспитании , стиле семейного воспитания , его влияние на формирование личности ребенка дошкольника. Проигрываются игры, в которые играют дети (способы психологической защиты и пути выхода из конфликтных ситуаций) .

Семейный уклад , неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений , его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.

Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье , установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада .

Мы учимся быть родителями , так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде , как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи, один на другого, дети.

Не случайно, что к родителям , особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей , - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями , определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна , безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви . Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Работая с детьми 2-3 лет, можно смело сказать, что связь детей с родителями настолько крепка , насколько это позволяет природа отношений. А основной задачей для воспитателей является развитие и укрепление этой связи. Мы даем возможность родителям проживать те эмоциональные состояния, используя основные виды деятельности детей, чтобы они смогли принять и понять поступки и состояния своих детей на каждом возрастном этапе.

Список литературы :

1. Рогов, - Е. И. Воспитатель как объект психологического исследования/ Е. И. Рогов - М.: ПРИОР, 2002 - 200 с.

2. Сухомлинский, - В. А. Мудрость родительской любви/ В . А. Сухомлинский – М.: Просвещение,1998 – 290 с.

3. Яковлев, - П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка/ П . А. Яковлев – М.: Смарт, 2004 – 88с.

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку. Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями». Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло. Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией. Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками . Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.


Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия , они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям ? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль .


Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе . Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты .


Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.


Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще . Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Поделиться: