Культурно гигиенические навыки 2 младшая группа картотека. Перспективный план в младшей группе

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Учить детей:

    правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;

    насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место;

    пользоваться расческой и носовым платком

    Формировать элементарные навыки поведения за столом:

    умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

    не крошить хлеб,

    пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

    Приучать детей:

    следить за своим внешним видом;

    пользоваться с помощью индивидуальной метки своим полотенцем, шкафчиком, кроватью;

    обращаться за помощью ко взрослым.

    Воспитывать у детей:

    аккуратность и опрятность во время еды;

    стремление к самостоятельности.

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Задачи

Игровые ситуации:

«Кукла Катя за столом»

«Мы правильно моем руки».

«Домик для расчески»

Ситуативная беседа:

«Хлеб печется из муки, что дают нам колоски»

Я. Аким «Где живет вода?», потешка «Кто из нас хороший?»

стихотворение «Для чего нужна расческа»

Продолжать учить детей:

    есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой

    правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик

    класть расческу в пакетик и на свое место в шкафу

Продолжать учить правильно есть хлеб, воспитывать бережное отношение к нему

Обратить внимание детей на систематическое выполнение к.г.н., используя пример героев литературных произведений

ОКТЯБРЬ

Дидактическое упражнение

«Найди свою метку»

Игровые ситуации:

«Почему у Сашки мокрая рубашка»

«Хрюша в гостях у Степашки»

Способствовать запоминанию ребенком местонахождение:

    своего полотенца

    места за столом

    своего шкафа

    своей кровати

Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава;

побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки

Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)

НОЯБРЬ

Ситуативная беседа:

«Подтяни свои штанишки»

Игровая ситуация «Школа «Мойдодыра»:

Урок 1. «Как и когда мы пользуемся салфеткой» ,

Урок 2. «Когда надо мыть руки»

Дидактическая игра:

«Вымоем кукле руки»

Сформировать у детей:

    привычку

    навыки пользования салфеткой во время еды

    потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой

Осуществлять контроль правильного и последовательного мытья рук

ДЕКАБРЬ

Дидактические упражнения:

« Кукла Таня простудилась».

« Доброе утро, расчёска!»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»

Проблемные ситуации:

«Почему у куклы Кати грязное полотенце?»

« Почему поросенка Хрюшу не приглашают за стол»

Отрабатывать навыки:

    правильного пользования носовым платком

    пользования расчёской и ухода за ней.

Поддерживать стремление следить за своим внешним видом на примере литературных героев, воспитывать опрятность

Подвести детей к самостоятельному умозаключению:

    руки надо мыть тщательно с мылом

    есть надо аккуратно, следить за своим поведение во время обеда

ЯНВАРЬ

Ситуативные беседы:

« Чистота и опрятность»

«Путешествие в страну личных вещей»

Чтение и обсуждение художественной литературы:

B . Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

Игровые ситуации:

«Хрюша завтракает»

«У нас в гостях вилка и ложка»

Мультзал:

«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»

https :// www . youtube . com / watch ? v = gk 8 HqNHJISs

    следить за своим внешним видом

Сформировать навыки опрятности в процессе одевания на примере героев литературных произведений

Сформировать у детей умение:

    правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку)

    правильно пользоваться столовыми приборами

Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма

ФЕВРАЛЬ

Игровые ситуации:

« За что нам зубки скажут спасибо»

«Мыло – это хорошо или плохо» (ТРИЗ)

Рассматривание илююстраций:

«Такие нужные предметы»

Чтение художественной литературы

Н.Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Мультзал:

« Королева зубная щетка»

«Доктор кролик. Как чистить зубы»

Сформировать у детей потребность:

    полоскать рот после приема пищи

    всегда мыть руки с мылом

Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены зубной щетки и зубной пасты

Поощрять стремление следить за своим внешним видом, используя пример героев мультипликационных фильмов и литературных произведений

МАРТ

Дидактические упражнения:

« Поможем зверюшкам застегнуть пуговицы».

« Доброе утро, расчёска!»

Проблемные ситуации:

«Правильно ли кукла оделась на прогулку?»

«Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!»

Отрабатывать навыки застегивания пуговиц.

Сформировать навыки ежедневного пользования расчёской и ухода за ней (хранить в пакете на верхней полочке )

Подвести детей к пониманию того, что необходимо:

    самостоятельно замечать недостатки в своем внешнем виде, пользоваться для этого зеркалом

    есть аккуратно, не крошить хлеб на пол

АПРЕЛЬ

Ситуативные беседы:

« В гости к Мойдодыру»

«Мои друзья: платочек и расческа»

Продуктивная деятельность:

Плакат «А не чистым трубочистам – стыд и срам»

Мультзал:

Просмотр и обсуждене мультфильма

« Три котенка: чем и что нам надо есть» https://www.youtube.com/results?

Игровые ситуации:

« Покажем Лунтику, как пользоваться мылом»

«Приглашаем в гости кукол»

Поддерживать у детей стремление:

    следить за своим внешним видом

    пользоваться только своими вещами

Закрепить у детей:

    знания об основных средствах личной гигиены (мало, мочалка, зубная щетка и зубная паста, полотенце и т.д.)

Упражнять детей в умении правильно:

    намыливать руки

    держать ложку и вилку

МАЙ

Ситуативные беседы:

« Кто опрятен, тот приятен»

«Если друг попросил платочек твой вдруг»

Практическое занятие:

«Моем расческу»»

Игра-этюд по стиховорению:

« Митя и рубашка» Э.Мошковской

Просмотр презентации:

«Чайная ложка»

Поддерживать у детей стремление:

    следить за своим внешним видом

    пользоваться только своими вещами

Отрабатывать с детьми:

    навыки ухода за предметами личной гигиены

    навыки опрятной еды и культуры поведения за столом

    умение пользоваться чайной ложкой

ПРИЛОЖЕНИЕ. Художественное слово

Девочка чумазая

Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

Я на солнышке

лежала,

руки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

Я на солнышке

лежала,

нос кверху

держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы

измазала,

не девочка,

а зебра,

ноги-

как у негра.

Я на солнышке

лежала,

пятки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка:

Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

Ой, мой бедный

носик!

Он мыла

не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

А.Барто

Расческа

Я волшебная расческа ,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.

И. Хоменко

Потешка

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий!
Ай, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, Маше улыбаемся.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваем малыша

Одеваем малыша

Одеваем ревушку:

Шапку - на головушку,

Валенки - на ножки,

А на них - калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Г. Лагздынь

Это Митина рубашка .
На, рубашка, простоквашку!
Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка… (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.)
Ты сыта, моя рубашка?

Э.Мошковская

Где живет вода

Сын, умываясь,

Подумал: «Куда

Так быстро бежит

Из-под крана вода?»

Подумал

И маму спросил потом:

- Мама, а где у водички дом?

- Речкой, сынок,

Этот дом зовут.

Струйки и капли

В речке живут.

Утром взбегают они

По трубе,

Чтобы помочь

Умыться тебе.

Ворчат они: «Скоро ли

Дети проснутся?» -

Каплям не терпится

Я. Аким

Почему надо чистить зубы

Жил в лесу зайчишка серый,
Он веселым, шустрым был,
Но представьте, зайчик этот
Чистить зубы не любил!
«Для чего мне ваша паста?
Щетка тоже не нужна.
Я и так сгрызу морковку,
Если сладкая она».

Съест листочек у капусты
Да отправиться гулять...
Как-то раз, придя с прогулки,
Захотел зайчонок спать.

Лег, уснул и сон увидел...
Страшный кариес пришел:
«Наконец, ты мне попался,
Наконец, тебя нашел!»

А за ним микробов ряд.
«Здравствуй, зайка, - говорят. -
И для нас всех щетка - враг.
От тебя мы ни на шаг.

Дружим с теми, кто не чистит
Зубки щёткой по утрам.
Мы их хвалим, уважаем,
Говорим: «Спасибо вам!»
Зубки белые не любим.
Быстро их тебе исправим.
И по дырке, чтоб болела,
На зубах твоих оставим!»

Тут проснулся зайчик: «Мама,
Ой, что видел я во сне!
Злющий кариес, микробы,
Приходили вдруг ко мне.

Поскорее дай мне щетку,
Пасту или порошок!»
Успокойся, зайка милый,
Успокойся, малышок!

Если будешь чистить зубки
Вечерком и по утрам,
То противные микробы
Не страшны твоим зубам

Наталья Мигунова

Надежда Прокофьева
Перспективный план в младшей группе. Воспитание культурно-гигиенических навыков

Сентябрь

Умывание

Упражнение «Мы моем правильно руки»

Чтение потешки «Водичка – водичка»

Задачи : Формировать у детей базовые , учить правильно мыть руки (брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук).

Упражнение «Как зайка правильно учился держать ложку»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя.

Одевание – раздевание

Упражнение «Покажем зайке, где лежат наши вещи»

Задачи : Учить детей, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, джинсы, с помощью взрослого надевать носки, джинсы и кофту.

Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, правильно надевать обувь.

Умывание

Упражнение «Мойдодыр»

Чтение : Я. Аким «Неумейка»

Задачи : Формировать культурно – гигиенические навыки , учить детей самостоятельно и аккуратно мыть руки, насухо вытирать их полотенцем, сняв его с крючка, положив на ладошки, вешать полотенце на место. Формировать социальный опыт детей на основе литературного произведения.

Задачи : учить детей держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды.

Одевание – раздевание

Задачи : Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке : не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Задачи : Учить детей видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду.

Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Учить проявлять аккуратность

Задачи : Формировать культурно – гигиенические навыки , учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой после еды.

Одевание – раздевание

Задачи : Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф.

Задачи : Продолжать учить детей замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность , бережное отношение к вещам.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями, проявлять аккуратность : не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Задачи : Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки. Печенье.

Одевание- раздевание

Задачи : Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать куртку, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно.

Учить выворачивать вещи на лицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке

Задачи : Воспитывать опрятность , формировать осознанное отношение к внешнему виду.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей правильно мыть руки, тщательно ополаскивать мыло с рук. Пользоваться индивидуальным полотенцем, снимать его из шкафчика и поочередно вытирать руки.

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Одевание – раздевание

Задачи воспитателя

Сушка варежек

Задачи : Закрепить умение одеваться в определенной последовательности с небольшой помощью воспитателя , пользоваться всеми видами застежек.

Очистка обуви щеткой от снега

Задачи : Знакомить детей с новой трудовой операцией, её назначением. Формировать навыки самообслуживания , осознанное отношение к своему внешнему виду.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду.

Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Вешать на место. Учить проявлять аккуратность : не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

«Учимся правильно пользоваться вилкой»

Задачи : Формировать культурно- гигиенические навыки . Учить пользоваться вилкой. Обращать внимание на необходимость соблюдение знакомых детям правил поведения за столом.

Одевание – раздевание

Упражнение «Покажем зайке, как мы умеем складывать одежду в шкафчик»

Задачи : Учить детей складывать одежду в шкафчики в определенной последовательности. Воспитывать аккуратность , самостоятельность.

Упражнение «Вот как мы умеем»

Задачи : Продолжать закреплять умение аккуратно вешать одежду на стульчик перед сном.

Сушка одежды после прогулки

Задачи : Формировать у детей навыки самообслуживания , учить оказывать помощь воспитателю в организации сушки варежек и штанов.

Умывание

Упражнение «Мягкое полотенце» , «Надо, надо умываться»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить правильно и тщательно вытирать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду в умывальной комнате.

Упражнение «Носовой платок»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду в умывальной комнате.

Упражнение «Послушная вилка»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить правильно пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение рук) брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта!

Одевание – раздевание

Задачи : Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу; аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Закреплять умение правильно надевать обувь.

Сушка одежды после прогулки

Задачи : Продолжать формировать навыки самообслуживания . Учить самостоятельно сушить (класть на тепловые радиаторы) варежки и помогать воспитателю сушить штаны .

Упражнение «Послушные ножки»

Задачи : Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение. Уважать труд взрослых.

Умывание

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки. Учить ополаскивать мыло после его использования.

Упражнение «Красивая расческа»

Задачи : Учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой.

Задачи : Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. д.) гарниром, доедать пищу до конца, не оставляя её за щекой.

Одевание – раздевание

Задачи : Формировать у детей навыки самообслуживания , умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю . Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке : не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.

Задачи Воспитывать бережное отношение к вещам, опрятность

Упражнение «Послушные ножки»

Задачи : Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение, учить уважать труд взрослых.

Умывание

Упражнение «Детское земляничное мыло»

Задачи : Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки , осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения.

Упражнение «Красивая расческа»

Задачи : продолжать учить девочек расчесывать волосы расческой.

Упражнение «Носовой платочек»

Задачи : Продолжать приучать детей пользоваться носовым платком, разворачивая его, по мере необходимости.

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить выполнять правила поведения за столом. Обогащать словесный запас детей словами и выражениями, связанными с общением за столом.

Одевание – раздевание

Задачи : Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки) . Учить выворачивать вещи на лицо. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке : не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

Задачи : Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать бережное отношение к вещам, опрятность.

НОД во второй младшей группе ДОУ в ОО "Познавательное развитие" на тему: "Да здравствует мыло душистое"

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Предварительная работа
- чтение, рассматривание книги К.И. Чуковского «Мойдодыр»;
- беседа о культурно - гигиенических навыках;
-игровая деятельность (дидактическая игра «Хорошо – плохо», словесная игра «Как вырасти здоровым», сюжетно - ролевая игры «Больница», творческие игры с мыльными пузырями);
-рассматривание иллюстраций на тему «Гигиена и здоровье»
- решение проблемных ситуаций «Грязные руки», «В доме больной».

Предметно-пространственная среда
- киоск с образцами мыла: туалетное, банное, хозяйственное, жидкое;
- выставка «Чистота – залог здоровья»;
- алгоритм «Моем руки»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с мылом и водой;
- ноутбук.
Материал
посылка с письмом от Мойдодыра; кусочки туалетного мыла по количеству детей разных форм, размера, цвета и назначения; для опыта: ёмкости с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, жидкое мыло; алгоритм «Моем руки»; флешкарта с мультфильмом «Мойдодыр».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;

Проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: душистое, туалетное мыло, пена, гигиена.

Вхождение в занятие
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
А сейчас, мультфильм смотреть нам пора!
Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр» и постановка проблемно- игровой ситуации.
- Узнали эту сказку?
- Да, это «Мойдодыр». Что делал неправильно, не так этот мальчик? Как его называли в начале сказки?
- Мы можем помочь мальчику – грязнуле?
- Как ему помочь? (научить, рассказать, показать, как надо ухаживать за собой, чтобы быть чистым и опрятным.)
Сюрпризный момент – Мойдодыр прислал посылку.
- А нам Мойдодыр прислал посылку с письмом. Давайте прочитаем:
«Дети, эта посылка волшебная, чтобы её открыть нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что находится внутри:
- Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
Правильно, ребята, это мыло. Теперь мы можем открыть посылку… Действительно, ребята, здесь мыло. Тут его много, на всех хватит. Возьмите каждый по кусочку.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло»
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- Какое мыло по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет…)
- Какое мыло по цвету? (разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное…)
- Какое мыло по форме? (овальное, круглое, прямоугольное…)
- Какое есть у вас мыло по размеру (большое и маленькое)
- А для чего нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь…)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы…)
Экскурсия в киоск по продаже мыла
- А сейчас мы отправляемся в киоск, в котором продаётся мыло.
(Детей встречает продавец мыла)
Продавец мыла:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите как много здесь разного мыла. И у каждого своё назначение.
Мыло, которым моют руки и умываются, называется туалетное. Которым купаются, называется банное. А мыло, которым стирают, называется хозяйственным. А кроме твёрдого мыла, есть ещё и жидкое мыло.
- Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? (нет)
А у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода)
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
Алгоритм «Моем руки»
- Я предлагаю рассмотреть картинки и показать, как правильно, в какой последовательности нужно мыть руки.
Физминутка «Если дети утром умываются» (песенка из м/ф «Маша и медведь»
Продавец мыла:
- Дети, какие вы молодцы! И я хочу вам подарить мыльные пузыри. Когда вы пойдёте на прогулку, вы сможете поиграть с ними на улице.
Проведение опыта с водой и мылом. Игра «У кого пена выше и пышнее»
- Дети, а как же получают мыльные пузыри. Как вы думаете? Хотите узнать?
- Сейчас мы отправимся в нашу мини - лабораторию и узнаем, как люди делают мыльные пузыри и какими свойствами обладает мыло.
- Ребята, мыло и вода - наши друзья и помощники. Но мыло может быть и опасным. Ни в коем случае нельзя, чтобы оно попало в глазки или ротик. Что тогда может произойти? (будет щипать, кусать, будет больно и неприятно…)
- И что нужно сразу же сделать, если такое произошло? (скорей промыть подружкой водой)
- Давайте поиграем: размешаем трубочкой жидкое мыло в воде и станем выдувать воздух в воду с растворённым мылом для образования пены и узнаем, у кого пена выше и пышнее.
- Мы пришли к выводу: мыло растворяется в воде, пенится и образуется много пузырьков. Вот так люди делают мыльные пузыри для игры и забавы детей.
Релаксация. Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр.
- Мы узнали много о пользе, важности и необходимости в жизни людей мыла. А теперь вспомним, как об этом говорится в сказке « Мойдодыр»

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

Освоение культурно-гигиенических навыков

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально- педагогический колледж.

Контрольная работа.

Специальность «Дошкольное образование»

Курс группа

Студентки:

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы »

Преподаватель:

Дата представления:

Дата рецензирования:

Черняховск, 2010.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4

* Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

* Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

* Составить перспективный план работы по воспитанию

культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

* Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.

* Сценарии развлечений и досугов.

Работа с родителями:

Консультации

* «Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

* «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

* «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка »

* «Прогулка зимой – это здорово»

Родительские собрания:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта: Годовой.

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом: опрос детей, презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Блок познавательных занятий «Одежда»

Подборка художественных произведений,

потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Блок познавательных занятий «Обувь»

Оформление уголка (туалетной комнаты)

Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »

Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

«Как ухаживать за молочными зубами »

Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку»

«Уложим куклу спать»

Оформление дежурного уголка.

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Чтение русской народной сказки

«Про непослушные ручки и ножки».

Дидактическое упражнение:

«Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр »

Игры ситуации:

«купание куклы»

«Накормим куклу»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Дидактические игры:

«Водичка, водичка »,

«Вымой руки»

Чтение сказки К. Чуковского

«Федорино горе»

Дидактические игры:

«Умывалочка»,

«Делаем причёску»

Занятия на тему:

«Варвара краса – длинная коса»

Заучивание потешки

«Расти коса, до пола»

(окружающий мир младшая группа)

Дидактическое упражнение

Занятия на тему:

«Водичка, умой моё личико »

Заучивание потешки «Водичка, водичка »

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать

руки полотенцем».

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

Беседа-наблюдение с детьми

Воспитание культурно-гигиенических навыков 2 младшая группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,





  • Учить

  • Закреплять

Совершенствовать умение:

  • правильно держать ложку,

  • есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром,

  • доедать пищу до конца.
Учить:

  • держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным,

  • есть мясо, рыбу, котлеты.

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:



Закреплять умения :



Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:


  • надевать обувь, рейтузы,

  • вешать в шкаф одежду.

  • просьбу о помощи выражать словесно.

  • снимать платье или рубашку, затем обувь,

  • правильно снимать колготки,

  • вешать одежду на стульчик.
Учить выворачивать вещи налицо.

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

- не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.


Упражнять:


Учить

Закреплять умение:



Учить

Закреплять


Умывание

Закреплять навыки:


  • тщательно смывать,


  • вешать полотенце на место,



Продолжать учить :

  • намыливать руки до образования пены,

  • мыть их круговыми движениями,

  • тщательно смывать мыло,

  • отжимать воду.
Учить:

  • мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями;

  • проявлять аккуратность:
- на мочить одежду,

Не разбрызгивать воду.

Закреплять умение:


  • пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место;

  • пользоваться расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Закреплять умение:




  • не разбрызгивать воду.
Приучать Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


  • Учить замечать непорядок в одежде,


  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.

  • Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.



Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1.как правильно кушать, 2.как складывать одежду, 3.как вытирать руки, 4.как полоскать рот после еды, 5.как кушать вилкой и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. I квартал


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться», 3.Д.и.


^

2.Д.и.


^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. «

3.Д.и.


Положите

льные моральные качества


1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


^ 1.Рассматривание иллюстраций

2.Д.и.


1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и.

4. Д.и.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

4. С/р игра «Детский сад»


2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»



Положите

льные моральные качества



2.Рассказ воспитателя


2.Беседа «Кто я»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

1. Рассказ воспитателя

4. С/р ига «Семья» (гости)


2. Беседа «Хорошо и плохо»



Положите

льные моральные качества



Воспитание культурно-гигиенических навыков средняя группа

^ I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,

  • есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;

  • брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками;

  • пережевывать пищу с закрытым ртом;

  • пользоваться салфеткой по мере необходимости.

  • Учить полоскать рот после приема пищи.

  • Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учит есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:

  • быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности,

  • правильно размещать свои вещи в шкафу,

  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,

  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

  • Учить просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу.

  • Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Упражнять:

  • в одевании и раздевании в определенной последовательности,

  • в умении застегивать пуговицы.
Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка.

Закреплять умение:


  • аккуратно складывать вещи в шкаф,

  • вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.


Умывание

Закреплять навыки:

  • намыливать руки до образования пены,

  • тщательно смывать,

  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,

  • вешать полотенце на место,

  • пользоваться индивидуальной расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком.

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате:

  • не шуметь

  • не толкаться

  • не разбрызгивать воду.
Учить:

  • перед умыванием засучивать рукава

  • мыть руки после пользования туалетом

Закреплять умение:

  • самостоятельно засучивать рукава,

  • не мочить при умывании одежду,

  • мыть кисти и запястья рук, лицо,

  • не разбрызгивать воду.
Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


Учить:

  • замечать непорядок в одежде,

  • обращаться за помощью к взрослым.

  • Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид:
- подтянуть колготки и носки

Расправить рубашку и т.д.


Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

^ Методические приемы : показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать», 2. «Как складывать одежду», 3. «Как вытирать руки», 4. «Как полоскать рот после еды», 5. «Как кушать вилкой» и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. I квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3.Д.и. «Подскажем мишке, как надо прощаться»


Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

^ 1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»


Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

^ 1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»


Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. II квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»


Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»


Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»


Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»


Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. III квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)


Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»


Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»


Положите

льные моральные качества


Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»

Поделиться: