Консультация роль семьи в воспитании дошкольников. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из - за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет спокойную модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать. - Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания. - Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка. - Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный. - Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами. - Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил. - Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей. - Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются). - Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Наталья Литвинова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

«воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Семья – это главный институт воспитания . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье , он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка , и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль .

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания

4 типа воспитания (4 вида взаимоотношений) :

1. Диктат - игнорирование интересов и мнений ребенка , систематическое лишение его права голоса

2. Опека - удовлетворение всех потребностей ребенка , ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя

3. «Невмешательство» - независимое существование взрослых от детей.

4. Сотрудничество - в семье общие цели и задачи совместной деятельности, ее организация и высокие нравственные ценности.

Воспитание в семье отличается глубоким , эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям . Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА ?

Главное в воспитании маленького человека :

Не пускать процесс воспитания на самотек

Важно подавать пример (то, чему мы учим ребенка , тому должны следовать и родители сами )

Любить свое чадо не за что-то, а за то, что он есть и весь ваш, и в ваших руках

Задача взрослых – обеспечить наиболее продуктивную работу своих детей :

Обходиться без нотаций и назиданий

Постараться обогатить эмоциональный опыт, помочь овладеть элементарными действиями самоконтроля

Поощрять активность детей

Проявлять внимание к учебной и творческой деятельности ребенка

При воспитании гипперактивного ребенка близкие должны избегать 2-х крайностей :

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности

Постановки завышенных требований

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают неблагоприятное воздействия на ребенка

Дорогие папы и мамы, всегда стоит правильно оценивать важность роли семьи в воспитании детей - помните об этом и старайтесь соблюдать выше перечисленные правила.

Рецепт счастья :

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

Публикации по теме:

Групповая консультация «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Групповая консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Задачи: 1. Раскрыть родителям суть понятий.

Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка» Роль семьи в музыкальном развитии ребенка Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А. Музыкальное воспитание.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника» Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения ребенка к труду. Она может быть успешно решена только на основе.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Патриотическое воспитание, интерес к духовному.

Консультация «Роль семьи в воспитании особого ребенка» Роль семьи в воспитании особого ребенка в семье. «Семья – это кристалл общества» В. Гюго. В успехе любого человека огромную роль играет.

Составитель: Социальный педагог — Саутиева А.В.

Полноценной семьей считается та, где есть дети. То, какими вырастут дети, во многом зависит от окружающих их близких людей. Большая радость растить детей всегда соседствует с большой ответственностью за их судьбу, их будущее.
Забота о детях, их воспитание является важнейшим правом и обязанностью родителей. Это требование, провозглашенное Конституцией РФ, определяет основную социальную функцию семьи - семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Семья — наиболее благоприятная естественная среда, в которой осуществляется первоначальное воспитание ребенка. Для маленького ребенка семья — это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья для маленького ребенка первый и часто почти единственный социальный институт, формирующий его личность. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Общаясь с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его нравственное, умственное, эстетическое развитие. Дошкольник восприимчив ко всякого рода воздействиям, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - жизненный опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На поведение и психику ребенка могут оказывать воздействие разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Чем богаче и содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, телевидение, интернет и т.д.); советуются с воспитателями. Родители должны постоянно воспитывать своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те особенности, те условия, которые исключительно важны для воспитания ребенка, главным из которых является характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя мать; обычно находятся другие любящие малыша родственники. Недаром, как взрослые, так и дети, многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Но, если со стороны родителей, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют от него непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении.
При недостатке же любви, рано или поздно это драматически скажется на духовном и нервно-психическом развитии детей.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое.
Чем больше отец и мать познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее и комфортнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например научить ребенка мастерить, помогать по дому, ухаживать за растениями или домашними питомцами и т.д.) и стихийно (по дороге в детский сад родители обращают внимание ребенка на то, как увеличивается полярный день, как ласково, по-весеннему светит солнышко).
Для ребенка семья является главным обществом, в котором он живет. Поэтому родителям приходится строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей.
Даже если ребенок посещает детский сад, родители не должны считать, что его там воспитают. Правильное воспитание может дать только семья, только в семье может вырасти человек, способный создать новую крепкую семью.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаи-моотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышение уровня жизни и т. д.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов - они «говорят», что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу - им тоже пора отдыхать.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое про-щают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка; организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающие недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей социалистической Родины.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет eго силу и стойкость, - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю и своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными, воспитывают у н его либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Наконец, третий фактор семейного воспитания - возможность естественной включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов кустарников во дворе дома, участие в субботниках, организуемых ЖЭКом, в детском саду; организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами «Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, лите-ратурных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить но и подчинятся.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей»

Семья прежде всего определяет психическое развитие ребенка. Психологический микроклимат оказывает большое влияние на становление психических процессов. Частые ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей провоцирует у ребенка неадекватное отношение к себе и социуму в целом. Все это отражается на психике ребенка. Значение имеют и особенности стилей семейного воспитания – гиперопека, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или недостаточность требований.

Не маловажную роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

Семейные проблемы чаще всего психологи связывают с супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам, а значит, последствия такой дисгармонии сказываются на детях.

Большинство семей довольно успешно преодолевают невзгоды, что сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе ребенка, а это негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

От стиля взаимодействия родителей с детьми зависит, на сколько адаптивен будет ребенок в обществе и на сколько благоприятен будет его жизненный путь.

Психологические исследования направлены на выявление взаимодействия не «родители – ребенок», а на взаимосвязь «мать – ребенок».

В связи с этим выделяются три направления таких исследований:

Выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье;

Роли материнской депривации – матери нет или она не заботиться о ребенке;

Анализ отношений матери и ребенка в неполной семье;

Зачастую ребенок становиться обузой для матери, мешая её социальному продвижению. В этом случае у ребенка, лишенного материнской ласки, поздно формируется речь, а следовательно навыки общения с другими взрослыми.

Мать «героиня», полностью отдающая себя ребенку, может воспроизвести отношения «хозяин – раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Ребенок зависит от капризов матери, а мать – от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье.

Одинокие матери чаще всего создают такую тесную связь, тем самым контролируя поведение ребенка и испытывая от этого удовольствие. На ряду с тем, что ребенок всегда желанен, мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Ему становиться легче общаться с маленькими детьми, он склонен воображать себя девочкой, к нему прилипает кличка «маменькин сынок».

В другой ситуации, при наличии мужа, если он терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной начинает борьбу за власть. Она разделяет детей на сильных «как мать» и слабых «как отец». В этом случае конфликтующие отец и мать используют детей как средство в борьбе между собой.

Другой вариант – мать считает отца «недоразвитым», в том числе и ребенка она не стремится быть с ребенком, хотя старается выглядеть заботливой. Мать выражает лишь отрицательные эмоции по отношению к сыну или не выражает их вообще, уделяя внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность.

В неполной семье мать с «разбитой судьбой» на короткий промежуток времени посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец – свою «любимицу дочь». Тогда ребенок бунтует против родительского непостоянства.

Немаловажными являются и отношения «отец – ребенок». Он – первый внешний объект для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы влияют на процесс «отделения» ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Однако отец в процессе отцовства так же подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к своему отцу и матери, у него нарастает риск неадекватного построения собственной семьи.

Итак, семья и внутрисемейные взаимодействия – основные факторы, влияющие на личностное развитие ребенка, его успешную социализацию.

Поделиться: