Конспекты занятий для детей 3 4 лет в детском саду. Тема занятия в детском саду

Ольга Белоцерковская

Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

Разучите с малышами это стихотворение.

Программное содержание:

Образовательная задача:

Даем понятие о частях тела;

Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

Развивающая задача:

Развиваем мышление;

Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

Воспитательная задача:

Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Ход занятия

1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать.

(Шагать на месте. )

Вот спина, а вот животик,

(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

(Потопать ногами.)

(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

(Положить руки на голову.)

Показать успел едва.

(Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой -

(Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

Попросите малышей показать еще:

(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

Вот реснички

(Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички.

(Поморгать глазами.)

Розовые щечки,

(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

Подбородок кочкой.

Волосы густые,

(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

Как травы луговые.

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Сережи, Лены.

(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Затем попросите детей сесть за стол.

2. Мишка-топтыжка.

Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

Скажите за медвежонка:

Я Мишка-топтыжка.

Весело пляшу, лапками машу.

Глазками моргаю,

Ротик открываю. ]

3. Мишкины вопросы.

От имени Мишки задайте детям вопросы.

Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

А для чего уши? (Чтобы слушать.)

Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

4. Будь внимательным.

Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

Педагог

У кого есть ногти?

Дети

Движения, выполняемые педагогом и детьми

(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

Педагог

У кого есть когти?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть лапы?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть ноги?

Дети

(Потопать ногами.)

Педагог

У кого есть хвост?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть руки?

Дети

(Протянуть вперед руки.)

5. Уронили Мишку на пол.

Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

6. Снова Мишенька веселый.

Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

Игры и задания для закрепления материала

Игра «Стенка, стенка, потолок»

Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

Потолок,

(Указательным пальцем дотронуться до лба.)

Два окошка,

(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

Дверь,

(Указательным пальцем показать на рот.)

Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

Игра «Пять братцев»

Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

Утро настало,

(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

Разбуди соседей!

(Показать ладонь левой руки.)

- Вставай, Большак!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

- Вставай, Указка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

- Вставай, Середка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

- Вставай, Сиротка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

- И Крошка-Митрошка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

- Привет, Ладошка!

(Вращать кисть левой руки.)

Все потянулись -

(Обе руки поднять вверх.)

Зашевелились,

(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

Мигом проснулись,

Развеселились.

Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

Игра «Человечек»

Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

Игра «Зеркальце»

Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Да все верно повтори.

Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, хлеб - всю пищу мою -

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Губы и зубы)

Есть гора, а у горы

Две высокие норы.

В этих норах воздух бродит -

То заходит, то выходит.

(Нос)

Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает.

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень.

(Язык)

Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Конспекты 18 подробных комплексных занятий соответствуют лексическим темам, предусмотренным Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и др. Конспекты помогут успешно подготовиться и интересно провести занятия, которые носят развивающий характер и включают в себя различные виды деятельности ребенка, а также подвижные игры.

Каждое занятие непосредственно обращено к потребностям ребенка 3-4 лет в познавательной и игровой деятельности, в общении и творчестве. Дети обучаются координации речи с движением, рисованию, аппликации.

Книга адресована воспитателям, логопедам, работающим с детьми младшего возраста; многие занятия можно провести в домашних условиях родителям, гувернерам, стремящимся к всестороннему развитию своих малышей.

Уронили Мишку на пол.

Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка. Дети дают ответы; «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа». Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил(а) Мишке лапу. Я пришил(а) Мишке ухо. Я пришил(а) Мишке хвост. Я пришил(а) Мишке рот. Я пришил(а) Мишке нос».


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), Новиковская О.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет, Новиковская О.А.
  • Дифференциация согласных звуков, Логопедический альбом, Резниченко Т.С., Ларина О.Д., 2004
  • Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Маллер А.Р., Цикото Г.В., 2003
  • Здоровьеформирующая деятельность педагога, Научно-методический аспект, Монография, Ле-ван Т.Н., Федоров В.А., 2017

Следующие учебники и книги:

  • Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребенка к школе, Белова Т.В., Солнцева В.А., 2005

Младший дошкольный возраст - важный этап в развитии детей, который характеризуется активным обогащением жизненного опыта ребят через знакомство с новой информацией, а также усвоение способов её восприятия: накопление, систематизацию и анализ. В связи с этим ведущую роль в образовательном процессе с детьми первой (1,5–3 лет) и второй (3–4 года) младших групп приобретают занятия, которые нацелены на полноценное развитие воспитанников в разных направлениях учебно-воспитательной деятельности.

Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах

Развитие - это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.

Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет

Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет

Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений - прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:

  • обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
  • формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
  • воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).

Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет

Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:

  • включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
  • стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
  • понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).

Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.

Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе

Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах

Образовательная область Задачи для первой младшей группы Задачи для второй младшей группы
Познание
  • Получение первичных знаний о себе (пол, имя), а также о членах своей семьи (имена, степень родства);
  • знакомство с объектами окружающей действительности (детским садом, столовой, медпунктом);
  • развитие умения объяснять назначение знакомых предметов (цвет, форма, материал);
  • знакомство с цифрами до 5 и элементарными геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником);
  • стимулирование проявления любознательности (например, в отношении поиска картинок с изображениями первых весенних цветов после рассматривания букета подснежников в группе).
  • Расширение знаний о себе (полное имя, возраст, адрес);
  • обогащение представлений о мире вокруг (знакомство с понятиями планета, страна, город);
  • формирование умения описывать предметы по набору сенсорных качеств;
  • освоение понятий больше, меньше, поровну;
  • обучение счёту до 5;
  • обогащение представлений о геометрических фигурах;
  • расширение кругозора (за счёт внесения в занятие элементов эвристического подхода, когда малыши, к примеру, сами отбирают карточки с птицами из набора картинок с изображениями животных).
Социально-коммуникативное направление
  • Приучение к самостоятельному поддержанию опрятности (через усвоение правил поведения за столом, умывание);
  • приобщение к поддержанию порядка (к примеру, дети помогают педагогу складывать игрушки);
  • выделение преимуществ игры со сверстниками (например, поиграть понравившейся машинкой товарища можно, если катать её по очереди);
  • формирование умения угадывать настроение по характерным внешним признакам (к примеру, улыбка у девочки на картинке - настроение хорошее).
  • Продолжение работы над приобщением к аккуратности и помощи в поддержании чистоты в помещении (дети помогают вытирать пыль, достают или убирают инвентарь для уборки группы);
  • расширение спектра видов игр, в том числе и начало освоения игр с правилами (к примеру, подвижные игры «Догонялки» или «Прятки»);
  • активное использование партнёрских игр (дети понимают, что играть вместе, а не просто рядом, интереснее, чему способствует и уровень развития речи).
Речевое развитие
  • Побуждение малыша на речевое взаимодействие (например, когда педагог «не понимает» то, что пытается до него донести ребёнок, провоцируя его на составление высказывания);
  • работа над освоением звукопроизнесения (гласными, «п», «б», «м», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й»);
  • обогащение пассивного словарного запаса по темам (например, показывая малышам картинки с изображениями примет времён года, педагог добивается того, что дети объединяют слова «зима», «снег», «Новый год» или «осень» и «листопад» в отдельные блоки).
  • Освоение звукоряда (в норме малыш к 4 годам должен произносить все звуки, кроме «л» и «р»), а также грамматических норм языка (согласования слов в предложениях, способов образования множественного числа;
  • обогащение речи словами-названиями детёнышей животных (цыплёнок, котёнок и пр.);
  • развитие умения развёрнуто отвечать на вопросы.
Физическое развитие Обучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки). Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки).
Xудожественно-эстетическое развитие
  • Обучение пользоваться карандашами, фломастерами, красками и правильно держать пишущие предметы;
  • знакомство с пластичными материалами (пластилином, глиной), раскатывая их в «колбаски», «шарики», «лепёшки»;
  • выработка правильной позы во время работы.
  • Освоение простых видов аппликации (например, составление фигуры снеговика или кругов-заготовок);
  • использование цвета в соответствии с образом изображаемого объекта (так, дети рисуют солнце жёлтым, небо голубым);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками);
  • развитие навыка создавать из пластичных материалов простые фигурки (из «шарика» и «колбаски» делать гриб).

Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.

  • закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;
  • учить детей отвечать полным предложением;
  • активизировать словарь;
  • развивать связную речь детей;
  • умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей;
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы для занятия в детском саду:

  • мультимедиапроектор,
  • компьютер,
  • маски,
  • игрушка лисы,
  • волшебный мешочек.

Ход занятия в детском саду:

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: — Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.)

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У нее пушистый хвост.)

3. Беседа.

— А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

— Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками.

— Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Ведущий показывает слайды.

Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух.)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки.
Зовут меня… (Лягушка.)

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки.)

5. Физминутка.

После игры в детском саду ведущий проводит с ребятами физминутку.

— Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

— Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.

— Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки.

Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах лежат листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Алиса, расскажи, с чего начинается сказка.

Правильно! А Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

Давайте на первом круге покажем, что это лиса. Нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что отличает собаку в нашей сказке? Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь? Правильно! Нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Ирина.

Аня, а что есть у петушка особенного? Правильно! Нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Чем же, Лера, заканчивается сказка?

Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки.

Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе
избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса:

— Ой, ой, ой, сюда, косой!
Как же быть? Где домик мой?

Заяц:

— Вся изба твоя с крылечком
Убежала в речку.
Очень не переживай,
Ты ко мне переезжай.

Лиса (в сторону говорит):

— Повезло, скажу косому.
Выгоню его из дому.
Не хочу с ним вместе жить,
Хлеба корочку делить.

Обращается к зайцу:

— Эй, послушай, милый Зая!
Новость есть!

Заяц: — Да ну! Какая?

Лиса:

— Есть за лесом огород,
Там капуста круглый год!

Заяц:

— Неужель, уже поспела?
Ну-ка, ну-ка, побегу
И капусту поищу!
Это что? Закрыта дверь.

Лиса (выглядывает из домика): — Я в избе живу теперь. Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг — и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а дверь заперта.

Заяц: — Да ведь это домик мой!

Лиса: — Не пущу тебя, косой!

Заяц отходит, садится рядом плачет.

— Строил себе заяц очень крепкий дом,
Да лисица злая поселилась в нём.
Кто не побоится заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака:

— Гав, гав, гав!
У меня горячий нрав!
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг?

Заяц:

— Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.

Собака:

— Эй, лиса, слышишь лай?
Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса:

— Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!

Собака (трусливо):

Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!

Ведущий:

— На пеньке опять сидит
Бедный заинька, грустит.
Что же делать, он не знает,
Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь.

Медведь:

— Я Мишка-лежебока,
Спал я долго и глубоко.
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг!

Заяц:

— Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.

Медведь:

— Эй! Кто там в избе?
Вот достанется тебе!

Лиса:

— Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!

Медведь (трусливо):

— Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(медведь уходит)
Кто не побоится
Заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
Появляется петушок

Петух:

— Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Я помогу, я помогу!
Ты не плачь, не плачь, косой,
Живо справимся с лисой!

Лиса:

— Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!

Петух:

— Как тряхну гребешком —
И развалится весь дом!
У меня есть коса,
Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса:

Лиса выбегает из домика и бежит в лес.

Заяц:

— Ну, спасибо, Петушок!
Справиться с лисой помог!
Будем вместе в доме жить,
Вместе жить и не тужить!

8. Подведение итогов.

— Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

— Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.

МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»

КОНСПЕКТ

комплексного занятия во второй младшей группе

«Домашние животные»

Воспитатель:

Темиралиева Дэметкен

Мухтаровна

Локомотивный городской округ, 2011г.

Цели: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.

Задачи:

    Учить детей четко произносить слова стихотворения, имитируя движения.

    Учить употреблять в речи существительные обозначающие домашних животных и их детенышей.

    Через игровые действия вызвать у детей радость общения.

Материал к занятию:

    Фланелеграф и иллюстрации домашних животных и их детенышей.

    Ободки игры – драматизации по сказке «Волк – семеро козлят».

    Лист бумаги с контурным изображением ведёрка.

    Заготовки кружочков из цветной бумаги основных цветов (красного, жёлтого, зелёного, синего) цветов. Большие и маленькие.

    Клейстер, кисточки, клееночки, салфетки.

Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.

    Заучивания наизусть стихотворений А.Барто «Козлёнок», «Лошадка».

    Подвижная игра «Кот и мыши»

    Дидактическая игра «На нашем дворе».

    Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».

    Аппликация «Ягоды и яблоки на блюдечке»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на подворье, посмотрите, кто у нас живёт во дворе? (Домашние животные: кошка, собака, лошадка, корова, козлёнок).

Воспитатель: Ребята, скажите, а почему их всех называют домашние животные? (предположения детей)

Воспитатель: Правильно, они живут у нас во дворе, рядом с домом, рядом с людьми и люди за ними ухаживают. А как люди ухаживают за животными? (Они их кормят сеном, поят водой).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что любит, есть лошадь? (Сено, овёс).

Воспитатель: А что любит кушать корова? (Сено, солому).

Воспитатель: А что корова даёт людям? (Молоко).

Воспитатель: Ребята, а вы любите молочко? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто любит молочко лакать? (Кошка и котята).

Воспитатель: Ребята, а вот дом и двор у нас охраняет собака, а кто знает, что любит, есть собачка? (Косточку, молоко).

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки о тех, кто живет на подворье, а вы должны хорошо подумать и сказать о ком я спрашиваю.

    Голодна мычит, сыта жует

Малым деткам молочка даёт. (Корова)

    Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается. (Собака)

    Мохнатые лапки.

А в лапках цап – царапки. (Кошка)

    Идёт, идёт бородкой трясет,

Травки просит, Ме-ме-ме!

Давайте по вкуснее мне! (Коза).

Воспитатель: Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите мамы плачут, давайте им поможем.

На магнитной доске дети соединяют мам с детенышами и называют их.

Воспитатель: Ребятки, а давайте вспомним, как мычит корова? (Хоровые ответы: «Му-му!»)

Воспитатель: А как называют детеныша у коровы? (Телёнок.)

Воспитатель: А как мычит теленок? (Хоровые ответы: «Му-му!»)

И так последовательно: кошка с котенком, собака со щеночком, коза с козленком, лошадь с жеребенком.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами покатаемся на лошадке, вы хотите? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Лошадка» дети имитируют движения и проговаривают слова стихотворения.

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Дети скачут, как лошадки, прискоками до козы – игрушки, цокая язычками.

Воспитатель: Ой, ребята как вы думаете, где мы оказались? (предположения детей)

Воспитатель: А я думаю, что это избушка козы и семерых козлят. Давайте я буду коза – мама, а вы мои детки – козлята. И мы поиграем в сказку «Волк и семеро козлят. (Одеваем шапочки Козы и козлят)

Коза: Я пойду в лес травку щепать, и принесу вам молочка, а вы сидите тихо и никому двери не открывайте, по лесу бродит вол.

Коза: Давайте вместе споем песенку, которую вам я буду вам петь, что бы вы открыли мне дверь.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова:

«Козлятушки, ребятушки:

Отворитесь, отопритесь!

Ваша мама пришла

Молока принесла!

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копыточкам,

Из копытечка во сырую землю.»

Коза: Волку, не отворяйте, спрячьтесь за стульчики.

Коза уходит, появляется волк и начинает петь.

Волк: Ой, ребятки – козлятки

Отворитесь, отопритесь!

Ваша мама пришла

Молока принесла!

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копыточкам,

Из копытечка во сырую землю.

Дети: Уходи, ты не наша мама. Мама не так поёт, у нее голосок тоненький.

Приходит Коза, дети ей рассказывают о том, что приходил волк, они дверь ему не открыли.

Коза: Молодцы, что послушали меня и не отворили волку дверь, я снова пойду в лес, а вы не забудьте мои слова двери волку не отпирайте.

Коза снова уходит, приходит Волк и начинает петь тонким голоском.

Дети отворяют двери, и волк уводит их в лес. Коза приходит домой видит, деток нет, она идет их в лес искать.

Коза: (причитает) Где ж мои козлятки? Где ж мои ребятки?

Дети: Ме- ме-ме, мы здесь у волка в лесу, закрытые в доме, волк нас похитил.

Волк и коза ведут переговоры, спор перепрыгнуть через овраг:

Волк: Ой, коза давай вначале будут прыгать твои козлята через овраг, кто перепрыгнет домой пойдет, а кто не сможет у меня останется.

Коза: Хорошо волк.

Дети поочередно перепрыгивают через «Овраг». Коза прыгнула и уронила своё ведро.

Воспитатель: Молодцы все от волка убежали, никто не остался, все хорошо через овраг прыгали. Ну, вот и пришла пора нам опять становиться воспитателем и детками. (снимаем шапочки)

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание что, мама – коза потеряла своё ведро, когда прыгала через овраг, в чем же она теперь будет деткам молочко носить, давайте ей поможем у меня есть новые ведерки, но они не такие красивые, как было ведерко у Козы, помогите мне их украсить.

Дети выполняют задание. На готовых листах бумаги, нарисованы ведерки, заготовки кружочков. Дети выполняют аппликативный рисунок из кружков.

Воспитатель: Ребята, какие красивые вы сделали узоры из кружочков на ведерках.

Воспитатель: Посмотрите, детки, ведерок, красивых, разных у нас очень много получилось и хватит для всех животных, кому корм принести, а кому водицы.

Воспитатель: Из этих двух ведерок лошадку с жеребенком накормим овсом (выставляем на доску ведерки и лошадку с жеребенком).

Воспитатель: В это ведерко корову подоим, а из этого теленка молочком напоим (выставляем ведерки и корову с теленком)

Воспитатель: Из этих козу с козленком водичкой угостим. (выставляем на доску ведерки и козу с козленком).

Воспитатель: Ребята, а про кого мы с вами еще забыли? (по кошку с котенком и собаку со щенком)

Воспитатель: Правильно, молодцы и кошку с котенком, и собачку со щенком давайте угостим молочком, только для них мы его нальем в миски. (выставляю на доску две миски, кошку с котенком и собаку со щенком)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились, и корова решила вас угостить своим полезным, вкусным молочком. (угощаю всех Милки веем)

Поделиться: