Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в страну сказок» план-конспект занятия по математике (ста

Игровая технология

Занятие по формированию элементарных математических представлений

"Поможем Золушке".

с детьми подготовительной к школе группе

Малоземова Мария Николаевна,
воспитатель, детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

развитие логического мышления

Задачи:

1. образовательные:

· продолжить формировать умение производить арифметические действия в пределах 10

· продолжить формировать умение решать задачи

· продолжить формировать умение классифицировать блоки по двум, четырём признакам с использованием символов

· закрепить навык прямого счёта и обратного

· закрепить навык ориентироваться на плоскости

2. коррекционно-развивающие:

· развивать мелкую моторику и координацию движений

· развивать логическое мышление, творческие способности

· развивать слуховое и зрительное внимание

· развивать умение составлять сложноподчинённые и сложносочинённые предложения

· развивать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными и прилагательными)

3. воспитательные:

· воспитывать чувства взаимопомощи и дружелюбия

· воспитывать выдержку и аккуратность в работе

· воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе, парами

· воспитывать интерес к математическим занятиям

Оборудование:

плащ для Феи, волшебная палочка, игра с пуговицами «Сосчитай и назови», блоки Дьенеша, карточки-символы, обручи 4 шт., карточки с цифрами на одной стороне и с буквами на другой стороне, геометрические фигуры на липучках (трапеция, ромб, полукруг, квадрат, прямоугольник, овал), коврограф, квадрат из ленточек на коврографе, математический набор цифр и знаков для каждого ребёнка, изображения цветов (для составления задач), нарисованная дверь с замочной скважиной, карточки с фигурами (ключи), волшебная коробка.

Предварительная работа:

чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа по сказке, настольная игра «Золушка», решение простых арифметических задач, игры с блоками Дьенеша, игры с пуговицами «Сосчитай и назови», индивидуальные занятия; Дидактические игры - «Числовые домики», «Поиграем», «Раз, два, сосчитай», «Составь слово»; Развивающие игры - «Сложи узор», «Танграмм», «Колумбово яйцо» и т. п., «Разгадай головоломку», «Найди свой домик», «Логические таблицы», обучающие пазлы «Учимся считать», домино.

План занятия:

1. Сюрпризный момент.

2. Деление на команды через игру с пуговицами «Сосчитай и назови»

3. Задание первое (на ковре) - разложить блоки Дьенеша на множества по четырём признакам, используя 2 пересекающихся обруча и карточки-символы.

4. Задание второе (у коврографа) - расставить геометрические фигуры (трапеция, полукруг, ромб, круг, квадрат, прямоугольник) на плоскости.

5. Физ.минутка.

6. Задание третье (за столом) - решение 2 простых задач на сложение и вычитание.

7. Задание четвёртое (у дверей) - подобрать «ключ» к замочной скважине.

8. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по сказке ….

По какой сказке вы узнаете, расставив правильно цифры в обратном порядке от 7 до 1.

Дети выкладывают цифры, переворачивают их и читают полученное слово.

В какую сказку мы сегодня попали? («Золушка»)

Ребята, а кто помог Золушке попасть на бал? (Фея)

Сегодня вас ждёт волшебство! Закройте глаза (надеваю плащ и беру волшебную палочку)

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём.

Волшебство появится

В сказку попадём.

Открывайте глаза. Сегодня я буду Феей, а вы мои добрые помощники.

Итак, чтобы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой мы вместе должны помочь ей выполнить все задания злой мачехи. Готовы? (Да)

2. Деление на команды:

Но сначала вам надо разделиться на две команды, а поможет нам в этом игра с пуговицами. Игровая технология.

Разделиться на команду с чётным количеством пуговиц и вторая команда с нечётным количеством пуговиц.

3. Игра с блоками Дьенеша (на ковре):

Мачеха наказала Золушке перебрать крупу. У нас это будут блоки. Разложить блоки в обручи.

Первая команда - в синем обруче блоки только маленькие круглые, в красном обруче блоки только тонкие жёлтые. Вторая команда - в синем обруче только толстые треугольные, в красном обруче блоки только красные большие (кладу в обручи соответствующие карточки- символы).

Дети выполняют задание. Игровая технология.

Докажите, что вы сделали правильно.

3. Задание на коврографе.

Мачеха придумывала тяжёлые задания. Золушке необходимо было помыть полы и расставить мебель.

Перед вами квадрат - это комната и геометрические фигуры - это мебель.

Вызываю по одному ребёнку к коврографу.

Итак, поставьте в верхнем левом углу полукруг - это будет кровать.

В центре - круг - это будет стол.

В нижнем правом углу - ромб - это зеркало.

В верхнем правом углу - трапецию - это кресло.

В нижнем левом углу - прямоугольник - это шкаф.

Слева от стола квадрат - это стул.

4. Физминутка:

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали.

Во дворец на бал попали.

(Включаю музыку, под которую дети танцуют вальс парами).

5. Решение задач (за столами):

Продолжим помогать нашей доброй Золушке. Вредная мачеха приказала посадить 3 красные розы и 2 белые розы. Сколько всего роз должна посадить Золушка?

Что я прочитала? (Задачу)

Какое условие в задаче? (3 красные розы и 2 белые розы) Какой вопрос в задаче? (Сколько всего роз?)

Выложите решение задачи на столе. Прочитай…

В саду росло 6 гвоздик. 3 гвоздики Золушка срезала для букета. Сколько гвоздик осталось в саду?

Что я прочитала? (Задачу).

Какое условие в задаче? (Было 6 гвоздик, срезали 3 гвоздики).

Какой вопрос в задаче? (Сколько осталось?)

Выложите решение задачи. Прочитай….

6. Подбор ключей к замочной скважине:

Мачеха заперла Золушку на ключ. Необходимо подобрать к замочной скважине ключ.

(Выдаю ребятам карточки с фигурами «ключи».)

Дети подбирают ключ.

7. Итог занятия:

Мы дружно помогли доброй, трудолюбивой Золушке выполнить все задания коварной мачехи.

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось?

Я, Фея, для вас приготовила волшебство.

Посмотрите, коробочка пустая (показываю пустую коробочку).

Волшебной палочкой взмахну,

Желанье загадаю.

Я верю в чудо,

Потому, всегда его встречаю.

Незаметно для детей переворачиваю коробочку, открываю с другой стороны, а там угощение.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1
.
утро, день, вечер, ночь .
Занятие 2

.
Занятие 3
.
Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Октябрь

Занятие 1
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .
Занятие 2
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .
Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
Занятие 3
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .
Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .
Занятие 4
Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь

Занятие 1
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .
Занятие 2
Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .
Занятие 3
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .
Занятие 2
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .
Занятие 3
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Январь

Занятие 1
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Занятие 2
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .
Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Февраль

Занятие 1
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Занятие 2
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .
Занятие 3
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Март

Занятие 1
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 2
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Занятие 3
Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .
Занятие 4
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Апрель

Занятие 1
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Занятие 2
Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Занятие 3
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.


После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .

Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.
При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие 3

Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г.Оренбург

КОНСПЕКТ

занятия

по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в стране «Математика».

г. Оренбург

Цель: формирование математического мышления, развитие логики. Задачи:

Обучающие:

Упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;

Закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);

Закрепить название дней недели, их последовательность;

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;

Закреплять умение называть предыдущее и последующее число;

Совершенствовать умения составлять и решать задачи.

Развивающие:

Развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.

Оборудование : доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики; на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.

Дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».

Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности:

Дети встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:

- Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Педагог надевает корону и мантию для Феи Математики и продолжает занятие).

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», будет очень интересно.

Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».

(Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.)

1.назови все дни недели по порядку;

2.какой сегодня день недели;

3.какой день недели был вчера;

4.какой день недели будет завтра;

5.какой день недели после четверга;

6.какой день недели перед вторником;

7.назовите первый день недели;

8.назови последний день недели;

9.назови день недели между вторником и четвергом.

Педагог: Хорошо, все с заданием справились.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».

Саша, встань возле меня.

Степа, встань за Сашей.

Кирилл, встань впереди Саши.

Настя, между Кириллом и Сашей.

Катя, встань рядом со Степой.

Дима, встань между Катей и Степой.

Матвей, за Димой.

Вова, перед Димой.

Матвей, встань возле Вовы.

(Педагог:спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)

Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т.д.

П: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы).

П: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.

П: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).

Ответы детей:

Предыдущее число 3, последующее 5.

П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?

Ответы детей: Знак больше, знак меньше.

П: Что мы с их помощью показываем?

Ответы детей: Какое число больше, меньше.

П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).

Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи).

Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.

П: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)

Физминутка : «Две минутки»

(Дети делают физминутку)

П: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.

(Вывешиваю на доску картинку).

Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?

П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)

П: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 6 бабочек.

П: Хорошо.

Задача № 2.

П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.

(Дети составляют задачу.)

П: Кто составил задачу?

Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?

П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось?)

Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)

П: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 5 бабочек.

П: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.

А сейчас пальчиковая гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек

Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое)

Как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали, (машут кистями рук).

От усталости упали. (кладут руки на стол).

П: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант .

В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.

5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.

П: Хорошо, все справились с диктантом.

А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»

(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)

П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.

Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.

Примерные ответы детей: Не стало красного треугольника. Не стало синего ромба, и т.д. (Играем 2-3 раза).

П: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).

П: Ребята,вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».

Список использованной литературы:

  • 1.Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014.
  • 2.В.П.Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2012.
  • 3.В.И.Коваленко «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2013.

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

(образовательная область "Познавательное развитие")

Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Задачи:

Образовательные

  1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
  2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
  3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
  4. Формировать мыслительные операции.

5. Развивать конструктивного праксиса;

7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.

1. Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.

2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат) .

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

3. Воспитатель читает третье задание

Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Дидактическая игра «Назови день недели»

Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.

4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

1-й ребенок «понедельник»

Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.

В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.

2-й ребенок (вторник) :

Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.

3-й ребенок (среда) :

В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.

4-й ребенок (четверг) :

Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.

5-й ребенок (пятница) :

В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.

6-ой ребенок (суббота) :

А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье

7-й ребенок (воскресенье) :

С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся) .
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места) :

5. Д/и «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть

Молодцы, ребята.

Дети проходят за столы

6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »

Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

И последнее задание:

7. Дидактическая игра «Веселые задачки»

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .

  1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
  2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
  3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
  4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.

8. Д/И «Верно-неверно»

  • после субботы идет воскресение
  • за понедельником следует среда
  • перед пятницей стоит четверг
  • семь на один больше шести
  • в неделе 5 дней
  • яйцо похоже на круг
  • автобус похож на прямоугольник

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.

Улмекен Алиева

Тип занятия : ознакомление с новым материалом.

Возрастная группа : старшая группа.

Тема :Формирование обобщающего понятия "птицы "

Цель : обогащение активного словаря.

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Программное содержание :

1. Образовательно-познавательные задача : расширить знания детей о птицах , видах, где живут, какую пользу приносят.

2. Речевая задача : продолжать учить детей отвечать грамотно, обоснованно, развернуто.

3. Словарная задача : а)обогатить : птицы , зимующие, перелетные.

б) закрепить : воробей, синица, снегирь, голубь,сорока, свиристель.

в)активизировать : зимующие, перелетные.

4. Воспитательная задача :воспитывать любовь к птицам , желание заботиться о них.

5. Коррекционные задачи : развивать мышление, внимание, память, воображение.

Подготовка воспитателя : продумала приемы, подобрала наглядность,художественное слово.

Подготовка детей :организация наблюдений за птицами на прогулке , экскурсия в парк.

Материалы и оборудование : иллюстрации птиц , пособия к игре.

Логико-образовательная деятельность.

1. Вводная часть.

Воспитатель загадывает загадки о птицах и выставляет иллюстрации :

На ветвях украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженных

Яблоки клюют. (снегири)

Вопросы к детям :кто это? как вы догадались?

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей) Правильно. Молодцы.

На шесте -веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик и певец. (скворец)

Воспитатель ставит цель :обо всем об этом, мы будем сегодня с вами говорить.

2. Основная часть.

а) Дети под руководством воспитателя находят общие и отличительные признаки (виды,зимующие, перелетные, какую пользу приносят) Вывод : вот сколько разных птиц мы знаем , и сколько между ними различий.

б) Физминутка "Скачет шустрая синица"

в) Закрепляем что между ними общего? различие (перья,крылья, клюв.)

Вывод : называем одним словом "птицы ". Дети произносят обобщающее понятие хором , четко и громко. Затем индивидуально повторяем.

3. Заключительная часть.

Проводится дид/игра на закрепление обобщающего понятия или на формирования словообразования .

Д/игра "Какая эта птица ". Рефлексия.


Публикации по теме:

Конспект комплексного обобщающего занятия для детей с ОВЗ 6–7 лет по лексической теме «Посуда» Программное содержание: Закрепить познания детей о посуде. Учить называть и различать посуду. Полным предложением отвечать на вопросы.

Конспект комплексного-обобщающего занятия «Зима. Зимние забавы» Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме; продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь.

Конспект занятия «Повторение. Шахматные понятия, ходы шахматных фигур». 2-й год обучения, 1 занятие Конспект занятия по дисциплине «Обучение игре в шашки, шахматы» (2-й год обучения) Подготовила: Шарапова А. С. Дата проведения: 19.09.18.

Цель:закрепить знания детей о фруктах учить описывать предметы по опорной схеме, составлять предложения 2-3-4 слово по картине. Закреплять.

Составила и провела воспитатель Сивова Наталья Андреевна г. Москва ГБОУ школа № 2000 21.02.2018 г. Цель: выявить степень усвоения детьми.

Конспект обобщающего занятия по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы Конспект обобщающего занятия по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы Составила и провела воспитатель.

Поделиться: