Конспект по трудовой деятельности в старшей группе «Стирка белья. Как провести занятие по трудовой деятельности в детском саду

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Скорая помощь для книжек»

Интеграция образовательных областей: «Социализация» , «Труд» , «Худ. творчество» .

Задачи:

  1. Развивать трудовую деятельность среди дошкольников посредствам ручного труда («Труд» ) ;
  2. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам («Труд» ) ;
  3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками («Социализация» ) ;
  4. Развивать продуктивную деятельность детей («Худ. творчество» ) .

Методы и приемы:

  • практические: труд, игра
  • наглядные: просмотр книг, иллюстраций
  • словесные: обсуждение, чтение, худ. слово.

Материалы и оборудование:

Красочная коробка с порванными книгами и коробка с новыми книжками. Кисточки, клей, ножницы, бумага.

Формы организации совместной деятельности

Игровая Игровая ситуация «Книжкина больница» .

Продуктивная Мастерская по ремонту книжек

Коммуникативная Беседа «Мои любимые книжки» , ситуативный разговор «Трудно ли трудиться»

Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо…» , обсуждение поступков героев стихотворения.

Трудовая Поручения (в том числе подгрупповые, совместный (коллективный) труд

В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12. 22.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты

  1. Воспитатель предлагает рассмотреть две красивые коробки с книгами. Дети рассматривают и видят что в одной коробке книги новые, а в другой старые (порваны) . Дети обратили внимание на различие книг.
  2. Воспитатель проводит беседу «Мои любимые книжки» . Дети принимают активное участие в беседе. Дети пришли к выводу, что книги им нужны. Портить книги это плохо.
  3. Воспитатель читает детям В. Маяковского «Что такое хорошо…» Дети обсуждают поступки героев стихотворения. Дети способны различать хорошие и плохие поступки.
  4. Воспитатель предлагает совершить хороший поступок «потрудиться и отремонтировать книги» . Дети предлагают создать «Книжкину больницу» и подобрать материал для ремонта книг. Дети включены в творческую деятельность.
  5. С помощью подводящего диалога воспитатель предлагает разделиться на подгруппы. Дети самостоятельно решают, какой трудовой деятельностью займутся. Дети способны самостоятельно принимать решения.
  6. Воспитатель организовывает совместный ручной труд по ремонту книг. Дети по подгруппам выполняют поставленную перед ними задачу. Дети приобщены к посильному труду.

Развиты трудовые навыки по ремонту книг.

7 Воспитатель предлагает посмотреть на проделанную работу. Дети рассматривают книги и оценивают свою деятельность. Развито умение взаимодействовать друг с другом во время трудовой деятельности.

8 Воспитатель организовывает ситуативный разговор «Трудно ли трудиться» . Дети высказывают своё мнение о проделанной работе и о труде в целом. Дети осознали, что такое труд.

Сформировано понятие трудовая деятельность.

9 Воспитатель предлагает разместить отремонтированные книги в уголке художественного чтения.

Дети размещают книги на полках вместе с новыми книгами. Развито чувство ответственности за проделанную работу. Сформировано бережное отношение к собственному труду и труду других людей.

Ирина Карпизенкова
План-конспект занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе «Служба быта»

План конспект занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе

Тема : «Служба быта » .

Цель : формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи :

1. Организовать совместную деятельность детей разного возраста , заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших другие, сообразно их интересам и возможностям.

2. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать , что работа звеньями, в которой трудишься , является частью общего дела коллектива.

3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда , совершенствовать умения планировать свою деятельность , распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда , соблюдая технику безопасности.

5. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .

6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .

Программное содержание

Получать удовлетворение от совместного труда детей разного возраста ;

Воспитывать чувство ответственности, желание оправдать доверие;

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие;

Формировать стремление принимать участие в труде взрослых .

Материалы и оборудование : почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка, прищепки, мочалки, конверт от Феи Чистоты с листами-заявками, тазы.

Предварительная работа : беседа о труде , заучивание пословиц и поговорок о труде , чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, разделение на звенья : 1-е звено (дети четырех лет) – мытье «Строителя» , 2-е звено (дети шести лет) – уборка в шкафу с игрушками, 3-е и 4-е звенья (дети пяти и шести лет) – стирка кукольного белья и уборка в шкафу с пособиями.

Ход трудовой деятельности:

1 часть. Дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде . Неожиданно воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес почтовую посылку. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.

Воспитатель : Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети шести лет читают и узнают, что посылка из Москвы.

Воспитатель : А, что вы знаете об этом городе, расскажите (дети коротко рассказывают)

Воспитатель : Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда : фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки.

Воспитатель : Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки)

Воспитатель : Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, воспитатель читает и выясняют, что письмо от Феи Чистоты)

Воспитатель читает письмо, в котором Фея Чистоты предлагает открыть в группе службу быта по уборке помещения «Пчелки» .

Воспитатель : Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения , газовая служба , пожарная служба , милиция, скорая помощь)

Воспитатель : А как вы понимаете, что такое служба быта ? (дети отвечают) . Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений. Воспитатель обращает внимание детей на листочки с картинками - заявки и предлагает в них разобраться. Выяснили, что всего 4 заявки, значит нужно разделиться на 4 звена.

1 звено (дети четырех лет) - мытье «Строителя» ;

2 звено (дети шести лет) - уборка в шкафу с игрушками;

3 и 4 звенья (дети пяти и шести лет) - стирка кукольного белья и уборка в шкафу с пособиями.

Воспитатель определяет состав четырех звеньев, назначает звеньевых. Воспитатель : Я себя назначаю директором службы быта . Просит подойти к столу по одному звеньевого из своего звена и вытянуть для своего звена листочек-заявку. После этого предлагает каждому звену обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки, распределить обязанности : кто что будет делать, стремление старших помочь малышам и друг другу достать необходимый материал, инвентарь. Воспитатель напоминает, что надо работать дружно, помогать друг другу («Это не важно, что он в другом звене. Заметил, что товарищу трудно , - помоги. Есть такое правило»).

2 часть : Практическая работа. Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться , дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда .

В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду , оказывает индивидуальную помощь, но чаще все-таки находится среди самых младших. Он показывает, как надо мыть «Строитель» , и попутно объясняет : «Надо хорошо намочить тряпочку, отжать, чтобы не капала вода, расправить тряпочку на ладони, протереть аккуратно все стороны кубика, убрать его в шкаф». Одному из детей он предлагает протереть полку в шкафу после того, как весь «Строитель» будет вынут. Каждый ребенок в звене выполняет порученную работу от начала до конца : мочит тряпочку в тазу, отжимает, протирает кубики, убирает их в шкаф. Воспитатель трудится вместе с детьми .

Воспитатель не торопит детей, следит за тем, чтобы они выполняли все операции последовательно. Одновременно педагог осуществляет косвенный контроль и непосредственную помощь воспитанникам.

Дети шести лет работают у шкафа с игрушками. Один снимает игрушки с полки, двое-трое их протирают, еще один ребенок протирает полки и ставит игрушки на место. Эта работа «по цепочке» еще не достаточно усвоена детьми, и поэтому задача воспитптеля следить и напоминать, чтобы они не спешили, умели ждать друг друга. Педагог поощряет каждое проявление помощи малышам, доброжелательности. По мере того как дети заканчивают работу, воспитатель предлагает им помочь другим, чтобы все были заняты делом .

У шкафа с пособиями работают 3-4 человека из смешанного звена. Они аккуратно вынимают пособия, протирают полки влажной тряпочкой, моют при необходимости кисточки, баночки для воды и т. д.

Воспитатель время от времени контролирует их работу, помогает разобрать пособия, советует, как разложить материалы, чтобы ими было удобно пользоваться.

Остальные дети трудятся в кукольном уголке . Они стирают предварительно замоченное кукольное белье, салфетки, полотенца, простыни и другие предметы. Каждый ребенок выполняет последовательно весь процесс стирки : сначала стирает, затем полощет белье и вешает сушить. Здесь важно следить за правильным распределением обязанностей. Воспитатель должен напомнить, что по мере загрязнения воду следует менять, и предложить мальчикам помочь девочкам носить тазики с водой.

В конце работы каждое звено приводит свое рабочее место в порядок : старшие под руководством помощника воспитателя выливают воду из тазиков и убирают их на место, прополаскивают тряпочки и вешают их сушить. В это время дети среднего возраста складывают клеенки, снимают и убирают фартуки. Затем старшие дети с помощью няни или воспитателя расставляют столы.

3 часть : Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место.

По окончанию работы воспитатель спрашивает звеньевых о том, как по их мнению, трудились дети . Сам он обязательно приводит примеры положительных поступков детей : «Виталик закончил свою работу и помог девочкам» ; «Света увидела, что Оля не умеет отжимать тряпочку, и показала, как это делать»; «Коля был очень вежлив с детьми, его не просили помочь, а он это сделал сам».

Особенно нужно поощрять детей пятого года жизни («Марина очень аккуратно уложила кубики на полку» и т. п.) Следует обязательно подчеркнуть коллективный характер деятельности детей : «Сделали много потому, что трудились сообща , все вместе, дружно, и большие и маленькие».

Воспитатель : Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта , выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта . Затем предлагает полюбоваться на результаты труда .

На тему: «Вежливые помощники».

Время в режиме дня : 15.00-15.20

Вид трудовой деятельности, форма организации : Самообслуживание (поручения).

Программное содержание : Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять формулы вежливости.

Оборудование: зеркало.

: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?

Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.

А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Волос к волосу - коса,

Каждой девочки краса!

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров - приятный вид.

Детям предлагается полюбоваться на прически.

Время в режиме дня : 15.20 -15.30.

хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой).

Программное содержание: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.

Оборудование: фартуки для дежурных.

Молодцы, дети, вы все старались. Теперь мы умытые, причесанные и нарядные. У нас есть настоящие хозяюшки? Кто у нас сегодня дежурный? Напомните, как правильно сервируется стол. (Салфетки ставятся в центр стола. Бокалы, тарелки расставляются по количеству детей за столом. Столовые приборы раскладываются на индивидуальные салфетки).

Воспитатель. Теперь можно идти накрывать на стол. Потом мы посмотрим и оценим работу дежурных. На самый красивый стол поставим вазочку с цветами, а на другие столы - вазочки с веточками. Как красиво у нас в группе!

Дети садятся за столы.

Дети, у нас сегодня на полдник маковая булочка и молоко. Приятного аппетита, будьте аккуратны, не торопитесь.

Время в режиме дня: 15.30-15.50.

Вид трудовой деятельности, форма организации: «Приготовление печенья» (коллективный хозяйственно-бытовой труд.

Программное содержание: Развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание печенья с помощью формочки. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно.

Оборудование: На столах, сдвинутых вместе разделочные доски и скалки, формочки для вырезания теста, посередине миска с тестом, миска с яйцом, ножи, салфетки.

Организационно-методические указания: - Давайте, ребята, приготовим сегодня угощение для наших кукол. Для работы мы уже все приготовили, осталось только сделать из соленого теста печенье. Будем трудиться вместе. Вымойте руки, наденьте фартуки, и приступим к работе. Рассказываю: как было замешено тесто. Сначала мы взяли муку, затем влили воду, добавили соль. Получилось крутое тесто.

После этого предлагаю скатать из теста колбаску и разделить ее на четыре части. Напоминаю, что раскатывать тесто следует тонким слоем, чтобы печенье быстро испеклось, и было вкусным. Показываю и рассказываю, как вырезать формочкой печенье. Затем предлагаю детям приступить к изготовлению печенья. Убираю со столов лишние предметы и ставлю противень. Напоминаю, что укладывать на них печенье нужно плотно друг к другу.

Подводя итог, читаю стихотворение:

Взяли мы стакан воды

В мисочку налили,

А потом яичко вбили,

Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку,

Тесто замесили.

Скалкой тесто раскатали

И кружочки делать стали.

Нет! Мы вовсе не шалили,

Мы печенье налепили!

А теперь, что нужно будет сделать? (Пригласить наших кукол к столу). В конце работы напоминаю, что нужно привести все в порядок, помыть руки, подготовиться к принятию гостей на участке.

Время в режиме дня : 16.30-17.00.

Вид трудовой деятельности, форма организации. К оллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.

Программное содержание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу. Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

Оборудование: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Организационно-методические указания . Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет.

Поднимайся, детвора,

Уж гулять давно пора!

Будем сами одеваться.

На прогулку собираться.

Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т.д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.

Напоминаю взять с собой оборудование.

На участке.

Мы польем песок из леек

И дорожки подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.

Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы.

В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?

Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу.

Саша веник возьмет

И веранду подметет.

Этой тряпочкой Наташа

Со скамеек пыль сотрет.

Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.

Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.

По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.

Пр. зад . учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукольное белье; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели; закреплять умение распределять коллективную работу, совместное ее выполнение;

Формировать знания и понимание компонентов труда (цель, мотив труда, предмет труда), устанавливать взаимосвязь между ними;

Развивать инициативу, самостоятельность, самоконтроль, самоорганизованность;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.

Оборудование: тазы, тряпочки, мыло в мыльницах, бельевая веревка, прищепки, фартуки клеенчатые, кукольное белье, столы.

Ход занятия

Создание игровой ситуации: в группе не убраны после игры игрушки, некоторое оборудование стоит не на месте.

Воспитатель и дети входят в группу

В.- Дети, почему у нас здесь такой беспорядок? Утром у нас порядок был, а пока мы отсутствовали кто-то нам устроил такие нехорошие шуточки. Может из вас кто так неудачно пошутил? Это не вы? (О.Д.)

Вбегает Шалтай-Болтай: - А вот и я! Всем приветик шлю друзья!

В. – Кто ты? Мы с тобой не знакомы!

Ш.-Б.: - Меня кругом все знают

Шалтай – Болтаем называют.

У вас в саду я был, ребята

Сперва играл я в акробата,

Потом построил дом большой,

Конечно, куклы жили в нем.

Игрушки в гости приходили,

Кто на машине, кто пешком…

От этих игр я так устал,

Игрушки быстренько убрал,

До дома еле добежал.

Поспал немного, и с утра

Я снова здесь! Ура! Ура!

Я вас приветствую, друзья!

Воспитатель и дети здороваются с Шалтай – Болтаем.

В. – Шалтай – Болтай, так это ты тут порядок наводил?

Ш. –Б.: -Да! Правда, я молодец? Все убрал за одну минуту?

В. – Дети, вы как считаете, порядок у нас в группе? Красиво? Уютно? Игрушки все чистые и стоят на месте? (О.Д.)

Ш.-Б.: - Да вы ничего не понимаете! Беспорядок- это лучший порядок! Красота! Пойдемте лучше в музыкальный зал песни петь, веселиться. Там теперь поиграем.

О. Д. – Нет, Шалтай - Болтай, делу время, потехе час! Ты утроил тут беспорядок, перед тем, как уходить надо порядок навести, все на место поставить, пыльные игрушки помыть. Мы свою группу любим, у нас всегда чистота и порядок. Игрушки свои мы всегда на место убираем, и бережем их. Ухаживаем за ними: моем, пыль протираем.

Ш.-Б.:- Вы такие маленькие и сами умеете все мыть и убирать?! Порядок наводить?! (О.Д.)

Ш.-Б.:- Ох, и скучно вам,наверно, этим неинтересным делом заниматься…

О.Д.:- Совсем не скучно, а даже интересно! Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ш.-Б.:- а зачем надо порядок наводить? Не лучше ли все разбросать и не убирать? Захотел во что-нибудь поиграть - все игрушки на полу под рукой валяются. Взял, поиграл, и опять бросил. Здорово!

О.Д.: - у нас в саду есть такое правило: «Каждой вещи - свое место!» а в таком беспорядке нужную игрушку не сразу и найдешь. А еще мы знаем и тебе расскажем пословицы и поговорки о труде.

Дети называют пословицы и поговорки о труде.

Трудиться,- всегда пригодиться.

Красна изба углами, а человек умением.

Любишь кататься,- люби и саночки возить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Дорого не то, что из красна золота, а то, что от мастера доброго.

Хорошая вещь два века живет.

Хочешь есть калачи,- не сиди на печи. И др.

Воспитатель хвалит детей и обращается к Шалтай - Болтаю:

А ты почему не любишь трудиться?

Это так утомительно, скучно, трудно… А я люблю веселье!

Может, ты просто ленишься?

Да нет. Я просто никогда не пробовал наводить порядок и чистоту.

Дети, посоветуйте ему, как надо научиться наводить порядок и что надо делать, чтобы такого беспорядка не допускать.

О.Д. – Надо игрушки за собой убирать сразу как закончил игру. Прежде, чем играть в другую игру, надо убрать все на место. Надо запоминать, откуда что берешь, чтоб потом на место положить. Обязательно надо выполнять правило «Каждой вещи - свое место», тогда всегда будет порядок. Прежде чем идти на улицу, надо все убрать за собой. Перед занятиями надо тоже все положить на место. Когда все разбросано, можно нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или получить травму.

В. – Дети, можно сейчас найти выход из создавшейся ситуации? Ведь, Шалтай – Болтай предлагает нам играть и веселиться, и вы,наверняка, хотите с ним поиграть и повеселиться? Так как же нам поступить?

О.Д. – Надо сначала навести порядок, а потом играть и веселиться.

Воспитатель предлагает детям помочь Шалтай – Болтаю навести порядок в группе, а заодно и научить его трудиться. Советует детям пройти по группе и посмотреть, что нужно сделать, чтобы в группе все было в порядке.

Дети определяют предмет труда: поставить стульчики на место, убрать оборудование на место, протереть строительный материал, и сложить его на место, посадить на место кукол, промыть игрушки, которые Шалтай – Болтай раскидал по полу, и поставить их на полочки, протереть пыль на мебели, расставить все на место.

Воспитатель спрашивает, какое оборудование нужно для труда.

О.Д. – Тряпочки, тазики с водой, мыло, фартуки клеенчатые.

В. – Дети, подумайте и скажите, кто каким трудом займется. (О.Д.)

В. – перед работой необходимо вспомнить правила труда, которые нам помогут быстро и качественно справиться с работой.

О.Д. – Нельзя отвлекаться от работы; любую работу надо выполнять до конца качественно и аккуратно; аккуратно обращаться с водой; доводить начатое дело до конца, помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом или делом; после работы необходимо убрать свое рабочее место; кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем у кого еще не окончена работа; принимать помощь с благодарностью.

Шалтай-Болтай подходит к куклам. Одна из кукол «что-то шепчет» ему на ухо. Он беседует с ней, привлекая внимание всех к своему диалогу. Сообщает, что кукла Таня огорчена тем, что он, оказывается, на нее надел не ее платье, и оно все грязное, запачкано пылью, и все куклы тоже на него обижаются за то, что платья не те и, причем, все грязные.

Ш.- Б. – Я не хочу, чтобы куклы на меня обижались. Но как поступить я не знаю. У меня нет чистых платьев. Что же делать?

В. – Дети, мы можем помочь Шалтай – Болтаю не ссориться с куклами? Как вы думаете, что можно сделать с кукольной одеждой, чтобы она была привлекательной и чистой, и чтобы она понравилась нашим куклам?

О.Д. – Ее надо постирать и погладить, тогда она опять понравится своим хозяйкам, и они с радостью ее наденут и помирятся с Шалтай – Болтаем.

В. – Да, действительно, одежду надо постирать. Мы сейчас этим займемся. (Дети говорят, что они не умеют стирать).

В. – Я вас сейчас научу. Но сначала послушайте, что я вам расскажу. Стирка вам уже знакома. Вспомните, мы ходили смотреть, как стирает наша прачка Наталья Ивановна. Помните? И дома вы, видели, конечно, как стирает ваша мама. Стирка белья состоит из трех этапов: стирка, полоскание, просушивание. Перед стиркой белье надо рассортировать по цвету: цветное белье отложить в одну сторону, а белое, светлое – в другую, и начинать надо именно с него, т.к. цветное белье может окрасить воду, и тогда, подкрасятся белые и светлые вещи. И белое светлое белье уже будет не белым, а с цветными некрасивыми пятнами. Стирать мы будем с мылом. Нам нужно 2 тазика с теплой водой: в одном мы будем стирать, а в другом полоскать.

В. – Дети скажите, почему надо стирать с мылом, а не без него? (мыло отстирывает грязь).

В. – подумайте и скажите, что еще можно назвать нашими помощниками при стирке белья?

О.Д.- Стиральный порошок, отбеливатель, стиральная машина, замачивание белья.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей: - Вы правы. Есть машинная стирка и ручная. Сегодня я вам покажу ручную стирку и научу вас стирать руками.

Воспитатель показывает и объясняет: - Я уже вам говорила: начинать стирку надо со светлого белья. Берем светлое платье, опускаем в воду, намачиваем его и слегка отжимаем, раскладываем на левой ладошке. В правую руку берем из мыльницы кусочек мыла, тоже намочим его в воде, и намыливаем платье, постепенно передвигая его на ладони, так чтобы все его намылить. Теперь его надо потереть, так же постепенно оттирая все платье со всех сторон: и воротник, и рукава, и перёд, и спинку, и подол. Затем надо опустить его в воду и смыть мыло. Теперь отжать и прополоскать в чистой воде, для того чтобы выполоскать все грязное мыло. Затем опять надо отжать, стряхнуть и полюбоваться своей работой. Теперь необходимо просушить на веревочке. А чтобы белье не упало его прищепляют. Чем? Отгадайте загадку: «На веревке пальцы держат одеяльце?» Что это? (О.Д.)

В.- Я вам показала, как надо стирать белье руками. Запомнили?

Ш.- Б.: Ой, как трудно! Я ничего не запомнил. А вы, дети, запомнили? Можете мне еще раз рассказать что сначала, что потом. Как правильно постирать вот эти трусики?

Дети повторяют рассказ воспитателя о последовательности ручной стирки.

Воспитатель предлагает девочкам, будущим хозяйкам, стирку белья, а мальчикам наводить порядок в группе.

Дети надевают фартуки, самостоятельно берут нужное оборудование, подворачивают рукава, и приступают к работе.

Шалтай – Болтай подходит к работающим детям, интересуется что они делают, как они делают, пробует трудиться сам.

Воспитатель спрашивает у него научился ли он стирать кукольную одежду. Шалтай – Болтай подходит к девочкам пробует стирать, но у него не получается. Девочки помогают ему советами, показывают, что и как надо правильно делать.

В конце трудовой деятельности дети убирают свое рабочее место и подходят к воспитателю.

В.- Дети, какие вы все молодцы! Посмотрите как чисто, красиво и уютно стало у нас в группе. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?

Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли. Девочки говорят, что они сегодня научились стирать руками кукольное белье.

В.- как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?

О.Д.- Все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе, распределились, кто что делать будет.

В.- правильно вы говорите. Чистота и порядок у нас в группе, потому что вы работали, не ссорясь, быстро, качественно, помогая друг другу. Не зря в народе говорят, «Терпенье и труд- все перетрут!», «Дружно - не грузно!»

Ш.-Б.: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам за то, что научили меня и помогли мне наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно. Я буду всегда поддерживать чистоту и порядок в своем игровом уголке. А теперь-то вам можно со мной поиграть и повеселиться?

В.- Шалтай-Болтай, ты не думай, наши дети также веселятся, как и трудятся. Сейчас они тебе частушки споют о труде.

Ш. –Б. : Ну что ж, с большим удовольствием послушаю и запомню. Я теперь тоже знаю поговорку о труде: «Делу время, потехе час!»

Дети исполняют частушки о труде в музыкальном сопровождении. Затем, Шалтай- Болтай зовет детей к себе в гости, так как они очень веселые, дружные и, главное, трудолюбивые и добрые. Он обещает им показать свои любимые игрушки.

Дети уходят к Шалтай - Болтаю в гости.

Конспект руководства трудовой деятельностью в старшей группе

Тема: Сбор цветочных семян

Вид труда: труд в природе
Форма организация труда: коллективный труд
Программные задачи
Образовательные:
Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
Формирование навыков организации своей и общей работы
Воспитательные:
Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь
Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Развивающие:
Укрепление физического здоровья детей
Оборудование: мешочек с карточками, на которых изображены цвет (для распределения детей по командам), бумажные пакеты для цветочных семян
Методы и приемы: беседа, пословицы и поговорки о труде, объяснение, пояснение, напоминание, показ, практика

Ход образовательного мероприятия
Воспитатель: Дети, кто мне скажет, какое время года сейчас на улице? И какая погода?
Дети: Осень! Светит солнышко!
Воспитатель: Именно так! Кто знает куда мы сейчас идем?
Дети: На прогулку!
Воспитатель: Правильно! (Дети одеваются, выходят на улицу, идут на свою площадку) Дети, вы помните, как мы весной обустроили нашу цветочную клумбу? Какие цветы мы тогда с вами посадили?
Дети: Бархатцы, цинии, астры…
Воспитатель: Умницы! Как хорошо вы запомнили названия цветов! А вы хотите и в следующем году тоже посадить цветы? Почему?
Дети: Да, хотим. На понравилось сажать цветы!
Воспитатель: Чтобы следующей весной мы могли посадить цветы, нам сегодня нужно собрать их семена. Но семян очень много, я одна не справлюсь…
Дети: Мы вам поможем!
Воспитатель: Отлично! Что одному трудно дается, то коллективом легко берется. Цветов в нашей клумбе очень много. И нам нужно будет определить кто и какие семена будет собирать. В моей руке мешочек, куда я положила карточки с изображением цветов, которые растут у нас в клумбе. Каждый из вас возьмет по одной карточке, те, у кого будут карточки с изображением одного и того же цветка, будут работать в одной команде, собирать семена этого цветка.
Дети: Хорошо! (Дети распределяются по группам)
Воспитатель: Дети, а вы знаете как нужно правильно собирать семена цветов? Ведь от того, как мы соберем цветы, будет зависеть их жизнеспособность.
Дети: Нет!
Воспитатель: Цветок вырывать целиком и с корнями нельзя, собирать семена нужно в солнечную погоду. Стоит собирать только здоровые растения, которые не начали гнить, на которых нет вредных насекомых. Нужно срывать корзинки цветов и класть их в бумажные пакеты, которые я вам раздала. А сейчас давайте соберем семена.
Дети собирают семена. Воспитатель следит за тем, как они выполняют работу. Помогает им. Объясняет им, что нужно помогать друг – другу. Команда, которая заканчивает раньше, помогает другой. Дети заканчивают работу. Отдают пакеты с семенами воспитателю.
Воспитатель: Дети, какие же вы все молодцы! Как славно мы с вами потрудились! Мы сделали с вами большое дело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. В следующем году мы может посадить еще больше цветов. Вы меня сегодня очень порадовали. Как дружно вы работали, помогали друг другу и не ругались. А теперь мы с вами может сыграть в интересную игру…

Поделиться: