Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Тема занятия "утро, день, вечер, ночь" Утро день ночь в саду

Закрепить знание частей суток , их характерные особенности, последовательность (утро, день, вечер, ночь), уметь определять части суток.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Развивать логическое мышление, память;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа» - Детский сад № 64 «Березка»

Конспект НОД в старшей группе

«Части суток: утро, день, вечер, ночь».

Воспитатель: Пекишева Ольга

Константиновна

п. Луковецкий 2013 г.

Цель :

Закрепить знание частей суток, их характерные особенности, последовательность (утро, день, вечер, ночь), уметь определять части суток.

Задачи:

Закрепление знаний о частях суток и их признаках.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Развивать логическое мышление, память;

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация»,

«Художественное творчество», «Физическая культура».

Материалы :

Иллюстрации « утро », « день », « вечер », « ночь »;

Глобус, фонарик;

Разрезные часы «части суток» (на каждого ребенка);

Восковые мелки, акварель, кисть № 5, альбомный лист, стаканчик с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Но пришел он не просто так. Он очень просит рассказать ему, почему на улице то темно, то светло. Давайте расскажем Незнайке, почему так происходит?

Картинки Земля вид с космоса

Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот глобус и фонарик. Скажите, пожалуйста, что такое глобус? Правильно, это модель Земного шара. А солнышком сегодня у нас будет – фонарик.

Сейчас мы посветим нашим «солнышком» с этой стороны глобуса и увидим, что солнечные лучи ее освещают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны?

Здесь темно. На той части нашей планеты , которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Какое сейчас время суток ? Правильно, сейчас утро. А как вы догадались, что сейчас утро? А какие еще части суток вы знаете ? Утро, день, вечер и ночь. Давайте немного подробнее расскажем Незнайке о каждой части суток .

- Отгадайте загадку:

Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток?

Картинка «Утро»

Правильно утро. С наступлением рассвета, когда солнышко поднимается над горизонтом и освещает все вокруг, начинается утро. Просыпаются растения, просыпаются животные и птицы, просыпаются люди. Расскажите, что мы делаем утром? Молодцы!

Вот вам следующая загадка:

Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток?

Картинка «День»

Молодцы. Днем люди бодрствуют. Дети играют, школьники учатся. Расскажите Незнайке, что еще мы делаем днем.

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный...

Картинка «Вечер»

Правильно. Вечером все дети идут из садика домой, взрослые возвращаются с работы. Вечером мы можем наблюдать закат. Солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Расскажите, чем вы любите заниматься вечером?

И последняя загадка: Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется...

Картинка «Ночь»

Да, это ночь. Все люди, животные и растения ночью отдыхают, спят, чтобы набраться сил на следующий день.

Давайте еще раз повторим все части суток. Утро, день, вечер, ночь.

Сейчас я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки.

Предлагаю вам поиграть в весёлую физкультминутку про утро.

Физкультминутка

Каждый раз по утрам делаем зарядку. (шагаем)

Очень нравиться нам все делать по порядку: (наклоны в стороны)

Весело шагать, руки поднимать, руки опускать,

Приседать, вставать, прыгать и скакать.

Дети, Незнайка принес с собой конвертики, а в них посмотрите - часы, с изображением времени суток, но часы сломаны, каждые на 4 части. Давайте отремонтируем их. Надо сложить части часов так, чтобы части суток были в правильном порядке друг за другом.

Часы

Молодцы! Вы все справились с таким непростым заданием! И я предлагаю вам поиграть в игру«Верно - неверно»

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

Утром солнышко встает

По утрам нужно делать зарядку

Утром люди ужинают

День наступает всегда за утром

Днем в небе ярко светит луна

Днем люди обедают

Днем на улицах светят фонари

Заканчивается день и наступает утро

Вечером дети идут в детский сад

Ночью все спят

Молодцы! Всё верно

Картинка звездное небо или небольшой фрагмент видео звездного неба.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать звездное небо, но не просто нарисовать, а побыть волшебниками.

Вначале восковыми мелками мы нарисуем звезды, а затем кистью и черной краской мы закрасим весь наш лист. Посмотрите, как по волшебству на нашем небе появляются звезды.

Дети выполняют задание.

Молодцы! У всех вас получилось очень красивое звездное небо. Скажите, а в какое время суток оно бывает?

Рефлексия:

Ребята, скажите, пожалуйста, на какие 4 части можно разделить сутки?

Какое время суток самое светлое? А какое время суток самое темное?

Ну что, Незнайка, ты запомнил, почему бывает то темно, то светло на улице?

Молодцы ребята, спасибо вам!


Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Каждый временной промежуток отличается друг от друга положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями.

Так, утром мы просыпаемся, чистим зубы, завтракаем и готовимся ко дню. Днем ходим на занятия, обедаем, делаем уроки и посещаем кружки. Вечером играем, отдыхаем, ужинаем и готовимся ко сну. А ночью мы сладко спим.

(Некоторые картинки, на которых появляется курсор-ручка, можно скачать в большом размере. Для этого нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

Презентация для детей: время суток

УТРО

В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать.

Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.

Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках.

Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.

ДЕНЬ

Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.

Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час».

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.

ВЕЧЕР

Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.

Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток - ночь.

НОЧЬ

Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день.

Задания-игры для детей про время суток

Картинка часы для детей. Распечатай и вырежи картинку часы-будильник. Аккуратно вырежи стрелки, сделай посередине циферблата отверстие и закрепи стрелки на часах ниточкой. Теперь можно показать, который сейчас час! И что сейчас: утро, день или вечер?

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

А здесь уже готовые часы со стрелками в формате PSD для программы PhotoShop - скачать часы со стрелками (файл в архиве clock.rar 518Kb)

Часы с картинками времени суток

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка)

Все чаще в нашем обществе наблюдается картина, когда дети не могут четко сказать, какое сейчас время года или время суток. Возможно, малыш и слышал эти слова в речи взрослых и даже употреблял в собственной, но не может соотнести утро, день, вечер, ночь и их признаки. Иногда это происходит не от незнания, а от отсутствия в представлении ребенка целостной картины в природе в данный период.

Основные правила

Как правило, утро, день, вечер, ночь ассоциируются у малыша с действиями, которые производит в это время он или окружающие его люди.

  1. Так, утром он идет в детсад, а мама на работу;
  2. днем он обедает и спит;
  3. вечером мама приходит с работы, забирает его из детсада;
  4. ночью он должен спать.

Ребенку не очень интересно, что в это время происходит в природе, а наблюдать полную картину каждого времени суток порой бывает некогда родителям. Однако малыша всему можно и нужно научить.

Для этого предлагаем вам картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь». Обучение по ним можно проводить различными способами.

  • Во-первых, можно опереться на методику Домана и показывать ребенку картинки в течение нескольких секунд, давая вслух названия времени суток. Постепенно малыш запомнит картинку и будет различать утро, день, вечер, ночь по их признакам в природе.
  • Во-вторых, картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно повесить в разных частях комнаты, и, подходя к одной из них, рассказывать ребенку о времени суток.
  • В-третьих, просто выберите картинки и побеседуйте о них с малышом: рассмотрите все детали, обговорите их и прокомментируйте. Так, постепенно утро, день, вечер, ночь для ребенка будут связаны не только с повседневными занятиями – малыш научится понимать природу и видеть в ней красоту.

Картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно скачать и распечатать с нашего сайта. Идеально, если для занятий по ним вы будете отводить строго определенные часы в одно и то же время суток. Так, утро вы изучаете утром, сравнивая картинку на рисунке с видом за окном и находя сходные характеристики. Также поступаем с другими картинками. Все признаки ночи можно наблюдать вечером в зимнее время, когда еще не поздно и малыш не спит.

Обсуждаем картинки с ребенком

После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.

Попросите малыша сказать:

  1. что происходит на небе ночью,
  2. как наступает утро,
  3. почему становится светло,
  4. почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.

Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!

И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток. Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.

Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.

Подборка бесплатных материалов

Режим дня ребенка

Тематическое занятие из Школы семи гномов по теме: Распорядок дня ребенка.
Плакат: Режим дня школьника. Распорядок дня дошкольника.
Распорядок дня дошкольника.

Раскраски по теме

«Утро, день, вечер, ночь» — распорядок дня:


Цели:

Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов.
Учить детей наблюдать за предметами.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.
Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий. большой-маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в конструировании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Развивать умение повторять движения за воспитателем.
Развивать моторику, зрительное сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Часы настенные, наручные, песочные. Будильник.
Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур.
Картинка-схема с изображением часов с гирями в воде геометрических фигур, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры.
Строительный материал (кирпичики, арки, цилиндры, треугольные призмы).
Цветное силуэтное изображение часов из плотного картона, гири в виде шишки и гриба, прикрепленные на общую веревочку.
Пластилин, горошины, палочки.
Песок, воронки, прозрачные бутылочки.
Картинка-фон с изображением основания песочных часов разного цвета, силуэтные изображения колб с песком разного цвета.
Пуговицы разного цвета, двух размеров, изображение наручных часов с кругами того же цвета и размера.
Вырезанные из бумаги круги, циферблаты, ремешки; клей, скрепки.
Часы и ремешки к ним: широкий, средний, узкий.
Цифры. Картинки с изображением наручных часов с разным количеством дырочек в ремешках.
Пальчиковые краски, картинка фон с пустыми кругами возле цифр на циферблате и пустой рамкой-окружностью часов.
Цветные прищепки, часы, вырезанные из плотного картона.
Аудиозапись: «Часы! Бом!», Е. Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Что в сундуке?

В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать - тогда узнаете, что в сундуке.

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Этот предмет звучит вот так:
Тик-так, тик-так!

Наблюдение за настенными часами

Дидактическая игра «Подбери циферблаты к часам»

Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Конструирование «Собери часы»

Выложите изображение часов из разных геометрических фигур.

Изобразительная деятельность «Часы»

Дети наклеивают, а затем делают стрелки из пластилина.

Конструирование «Часы на башне»

В основание башни поставим кирпичик, на кирпичик сверху поставим арку, затем цилиндр с часами и сверху - призму-крышу.

Упражнение «Длинная и короткая»

Вытяните из часов гирю-шишку - сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой

Лепка «Часы»

Дети лепят лепешку-часы (круговое раскатывание, сплющивание). Из горошин выкладывают и вдавливают по окружности цифры, из двух палочек делают стрелки, накладывая их и вдавливая.

Игра с прищепками «Часы»

Прикрепите прищепки возле каждой цифры.

Динамическая пауза «Часы»

Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так.
(Наклоны головы то к левому, то к правому плечу)

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивание туловища, с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Руки на поясе, наклоны влево-вправо)

Наблюдение за песочными часами

Упражнение «Насыпь песок через воронку»

Дети вставляют воронку в горлышко прозрачной бутылочки и насыпают в нее песок.

Дидактическое упражнение «Песочные часы»

Разложите песочные часы на подставке. Какого цвета песок в часах, такого цвета должна быть подставка.

Наблюдение за наручными часами

Игра с пуговицами «Укрась часы»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера

Аппликация «Наручные часы»

Приклейте циферблат на круг, затем круг с циферблатом приклейте к ремешку. А теперь взрослые с помощью скрепок соединят концы ремешка.

Дидактическая игра «Подбери ремешки к часам»

Вот ремешки для часов. Они одинаковые или разные? Разные. Вот самый широкий, вот самый узкий. Подберите ремешки к часам по размеру.

Дидактическое упражнение «Сколько дырочек в ремешке?»

Сосчитайте, сколько дырочек в ремешке самых больших часов? Три. Обозначьте цифрой.

А сколько дырочек в ремешке средних(маленьких) часов? Две (одна). Обозначьте цифрой.

Наблюдение за будильником

Пальчиковое рисование «Красивый будильник»

Дети оставляют отпечатки-точки в пустых кругах возле цифр на часах, раскрашивают, обводя рамку часов пальчиком с краской.

Подвижная игра «Ночь-утро»

Пока будильник молчит, дети лежат на ковре - спят, когда будильник зазвонит - встают на ноги и делают зарядку - повторяют движения за воспитателем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Часы! Бом!»

Дети слегка постукивают палочками по барабану, на слова «Бом» бьют сильно и громко.

Екатерина Киселева
Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь»

Занятие в старшей группе .

Части суток : утро , день , вечер , ночь .

Задачи : - расширить представления о частях суток , их характерных особенностях, последовательности (утро , день , вечер , ночь , - уметь определять части суток , ввести обобщающее понятие «Сутки» .

Вводное слово.

- Отгадайте загадку : не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну – ка, в сказку загляни! (золотая рыбка)

Из какой сказки приплыла к нам Золотая рыбка?

Правельно, Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно. Поэтому она не может различать время суток . Давайте поможем ей.

Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику - 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.

Сутки принято делить на четыре части : утро , день , вечер , ночь .

Время суток , когда солнце показывается над горизонтом, называется утро , которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.

Зимой утро начинается позже , а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках. Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама. Послушайте стихотворение :

Утро

Над рекой заря встаёт

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки , чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.

Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час» .

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.

День

Солнце в нее высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер . А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.

Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Вечер это время , когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток – ночь .

Вечер

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

Ночью все люди , животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день . Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют , но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины , отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь , на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день .

– Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус.

Ночь

В небе звёздочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

А теперь давайте разомнемся :

Большая круглая луна

Восходит в небе звездном.

(поднять руки вверх, обнять голову) .

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет : - Очень поздно!

(руку поднесли ко лбу, посмотрели в даль.

«чи – чи» ).

Луна встает, а мне в кровать!

И до утра придется спать!

(Подняли руки вверх, сделали домик над головой.

Положили ручки под щечки).

…Большая желтая луна

Бледнеет и заходит.

(Соединить руки в круг и опустить) .

Погасли звезды, и видна

Заря. И солнце всходит.

(Руки в стороны) .

Я встану, а луне – в кровать!

До вечера ей надо спать !

(Потянулись, положили ручки под щечки,

Указательный пальчик поднесли к губам, сделали «чи – чи» ).

– И так, ребята, мы с вами знаем, что в сутках есть день и ночь . Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия , можно играть, гулять, дневной сон.

Что, ты делаешь днём?

Ночью темно . Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью ? (Сплю) .

Вечер наступает , когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером ?

(Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

– Когда заканчивается ночь , наступает утро . Всходит солнце. Что, ты делаешь утром ? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад) .

А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель : закреплять знания о частях суток ; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро , день , вечер , ночь .

В игре могут принять участие от 1 до 4 человек .

Игровые правила : по слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он её выбрал. Соотнести данную карточку с моделями частей суток (квадраты желтого, белого, коричневого, синего цвета) .

Игровое действие : поиск нужной картинки и соотношение её с моделью частей суток .

Материал : модели частей суток , картинки, отражающие деятельность в разное время суток .

Солнце яркое встает, петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются, в детский садик собираются.

Когда это бывает? (утром )

Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети.

Когда это бывает? (днем)

День прошел , садится солнце, сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи. Наступает темный (вечер )

Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны.

Наши дети тоже. Когда все спят? (ночью )

Дети отгадывают загадки и выбирают себе картинку, внимательно рассматривают её. Сопоставляют картинку с частями суток и соотносят с нужной моделью, объясняя почему.

Рефлексия.

Как иначе можно назвать день ? (сутки)

Из каких частей состоит день ? (утро , день , вечер , ночь )

Поделиться: