Конфликты в семье и способы их решения. Дети воспринимают повышенные тона родительского разговора, как угрозу своему благополучию

Сохранить полную и вечную идиллию в семейной жизни не удалось ещё ни одной паре. Ссоры и конфликты периодически возникают абсолютно у всех супругов. Причины возникновения семейных конфликтов могут быть самые разные. Рассмотрим, почему гармония в отношениях не может продолжаться постоянно и как научиться избегать разлада в семье.

Семейные конфликты

Причины конфликтов в семье

Семья строится на терпении и любви и это факт. Конфликты в семье и способы их разрешения - вечная тема, которая требует особого внимания. Основными поводами для ссор в большинстве случаев являются:

  • Разное мировоззрение. Каждый человек окружающий его мир воспринимает по-своему. Когда муж с женой не хотят слышать мнение друг друга - появляются конфликты.
  • Отсутствие понимания. Одна из основных причин, почему в семье происходят конфликты. К примеру, жена обвиняет свою вторую половину в недостатке внимания к себе, она думает, что он безразличен к ней. Однако на самом деле вполне может быть, что он сам по себе спокойный человек и отсутствие каких-либо эмоций не связано с тем, что он потерял к ней интерес.
  • Чрезмерная эмоциональность. Эта проблема существует у многих пар. Нередко разлад в семьях возникает из-за неумения одного из супругов, когда надо промолчать и вовремя остановиться. Чтобы избегать неприятных моментов, необходимо научиться контролировать свои эмоции.
  • Бытовые трудности. Самая распространённая причина многих конфликтов. С ней сталкиваются все пары в той или иной степени. Это может быть не вымытая посуда, нехватка денег, неприготовленный ужин и т.д.

Решение семейных конфликтов

Любая ссора должна быть улажена. Накапливать негатив не стоит ни в коем случае, иначе рано или поздно семья может дойти до критической точки.

Не знаете, как разрешить семейный конфликт? Попробуйте воспользоваться предложенным нами методом:

  • для начала нужно признать, что конфликт есть. Если проблема имеет место быть о ней обязательно нужно поговорить.
  • Затем начинается поиск выхода из сложившейся ситуации. На этом этапе все члены семьи должны высказаться, как они видят решение проблемы. Все идеи должны быть выслушаны спокойно и без эмоций. Каждый имеет право на свое мнение.
  • После начинается самое трудное - выбор оптимального решения как уладить конфликт в семье. Здесь всем участникам ссоры придется пойти на компромисс в той или иной степени, потому что идеального выхода для всех не существует. Советуем сразу обозначить, что на сегодняшний день это решение правильное, но если оно не даст результатов, его можно будет изменить.
  • Теперь определяем кто, как и когда будет выполнять принятое решение.
  • По истечении определенного времени оцениваем результат. Если проблема осталась - возвращаемся к этапу поиска выхода из ситуации.

Отдельное внимание заслуживают конфликты в семье между родителями и детьми. Дабы избежать ссор с ребёнком, нужно уделять ему больше внимания, научиться понимать его индивидуальность. Слышать друг друга - это очень важно. При разговоре со своим чадом старайтесь представить, что вы одного возраста, чтобы он чувствовал вас своим другом, которому можно доверить любые секреты.

Как избежать конфликтов в семье

Никогда не ссориться, конечно же, не получится ни у кого. Но можно постараться свести к минимуму количество негативных моментов, которые приводят к разладу в семье. Профилактика семейных конфликтов - хороший способ избежать ссор.

Отметим, что люди, живущие много лет вместе, как ни крути, всё равно разные личности. Невозможно всю жизнь друг под друга подстраиваться. И это вполне нормально. Разногласия у всех неизбежны. Можно просто научиться их сглаживать.

Для предотвращения неприятных ситуаций своевременно обговаривайте всё, что вас тревожит, не оставайтесь со своими проблемами наедине.

Никогда не ругайтесь и не выясняйте отношения в присутствии родственников, друзей или посторонних людей. Все ссоры должны решаться только в семье.

Разлад в семье, что делать? Если вы поругались, ни в коем случае не допускайте оскорблений и унижений в адрес друг друга. Прежде чем обвинять свою половинку обдумайте ситуацию. Может всё не так страшно, как кажется на первый взгляд. Часто мы сами себя накручиваем без особого повода, а потом весь негатив выплескиваем совершенно безосновательно.

Чаще разговаривайте друг с другом по душам, выясняйте что нравится, что не нравится. Если претензий слишком много, возможно стоит отдохнуть друг от друга и пожить врозь. Иногда это помогает и отношения налаживаются.

Что касается ссор на бытовой почве, то здесь лучший вариант - чёткое распределение семейных обязанностей. Очень хорошо, если вы будете часть из них делать вместе. Это всегда сближает. Хвалите друг друга за выполненную в доме работу. Если есть какие-то недостатки - будьте снисходительными, меньше критики.

НОУ ВПО Московский институт права


По дисциплине

«Русский язык и культура речи»


«Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения»


Выполнила

студентка заочного отделения

юридического факультета

группы 07Ю1011-3КЛ

Ю.В. Никитина

Руководитель

Н. И. Романова


Москва 2011г.

Введение


Говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка,- значит говорить и писать правильно. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи является частью общей культуры человека. Культура речи - это не только правильность речи, но и умение выбирать самые точные и нужные языковые средства для выражения мысли. Качество, точность и четкость выражения мысли свидетельствуют о степени профессиональной подготовки и о богатстве общей культуры человека.

В конфликтной ситуации любому человеку труднее всего сохранить свое культурное лицо и не утерять благородство и чистоту речи. Грамотный и культурный человек просто обязан иметь, хотя бы, общие представления о структуре конфликтных ситуаций и способах их решения.

Так как конфликты возникают во всех отраслях нашей жизни и спектр их очень широк, существует направление психологии - конфликтология. Этот раздел психологии занимается изучением различных конфликтных ситуаций ищет проблемы решения, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того чтоб выяснить как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.

Поэтому в своей работе мы рассмотрим различные конфликтные ситуации между родителями и детьми и предложим способы их урегулирования.


Глава 1: Суть конфликта


Гражданская жизнь не может существовать без конфликтов, идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как не нормальное явление: сбой в работе, препятствие достижению цели. Негативное восприятие конфликта полностью обоснованное так, как конфликт несет в себе огромную разрушительную силу. Но и с другой стороны отсутствие конфликтов свидетельствует о застое, об отсутствии развития.

Конфликты - это до конца неизученный объект познания, который по своей сути является неисчерпаемым. В повседневной жизни слово "конфликт" используется к большому количеству явлений от вооруженных столкновений до семейных ссор. Человеческая жизнь спорная, в ней каждый день каждый индивид по-разному самоутверждается и самоопределяется в процессе конфликтного взаимодействия. Полностью избежать конфликтов и их последствий невозможно, поэтому и возникает потребность ознакомиться с их сущностью, динамикой, опытом решения, прогнозирования и предостережения.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством за наличие противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликтеров.

Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости и т.д.). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта.

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон-конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Пример: Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта. Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Конфликт возникает только там, где два или более субъектов не только осознают различие интересов, но и активно противодействуют друг другу.

Объективно налицо несовпадение целей и интересов, взятая сама по себе, так же, как и осознание такой противоположности, отдельными индивидами (или группами), еще не создают реальных условий для развертывания конфликта. Предпосылкой для развертывания конфликта является создание в социальной системе (производственном коллективе, семье и т.д.) перерастания потенциала напряженности в реальную, т.е. открыто проявленную напряженность, который материализуется в социальных ожиданиях, позициях индивидов (или групп), в их конкретных социальных действиях, означает, что сформировался субъект конфликтной действия, способен инициировать конфликтную ситуацию.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий очень часто приводят к спорной ситуации. Если сложившаяся ситуация представляет препятствие для достижения поставленной цели хотя бы одного из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Для перерастания имеющегося противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из участников достижению целей его оппонентом (даже если это субъективное, далекое от реальности, восприятия одним из участников); превышение уровня личной или групповой терпимости и имеющей препятствия хотя бы у одной из сторон. Конфликтная ситуация обязательно предусматривает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед будущим сокращением штатов, определения кандидатуры на престижное повышения квалификации.

Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимыми являются внешнее воздействие, толчок или инцидент. Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон, что задевает, пусть даже непреднамеренно, интересы другой стороны. Как инцидент могут выступать и действия третьей стороны. Например: высказывания коллеги, когда у вас произошла сложная беседа с руководством.

Инцидент может возникнуть случайно, независимо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции) или как результат неграмотной взаимодействия (без учета психологических особенностей другой стороны).

Конфликтные ситуации, которые существуют в значительном количестве, переходят в конфликт лишь в случае нарушения баланса интересов участников взаимодействия и при определенных условиях.


Глава 2: Конфликтные ситуации между детьми и родителями


Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Для начала рассмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Возьмем один из типичных примеров: Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».

Другой пример: Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.

Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее, но никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся.

Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «выигрывает один». Посмотрим, как это случается в жизни.

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». К примеру, в случае конфликта у телевизора, мама в раздражении может сказать:

Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз!

А во второй ситуации с хлебом, слова мамы могут звучать так:

А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Что на это отвечают дети? Напомним, что они тоже эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. От этого уровень эмоционального напряжения, скорее всего, еще больше поднимется.

Это твое дурацкое кино!

Нет, не пойду! Не пойду - и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Родители, склонные использовать такой способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они, как бы, возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но, едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и отвержение.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет, больше того можно сказать, что обе стороны выиграют. Рассмотрим этот способ более подробно. Он основывается на двух навыках общения:

.«активное слушание» - активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство (например: дочь капризничает: «Не буду я носить эту уродскую шапку!» Мама «активно слушает»: «Тебе она очень не нравится»). Этот способ не оставляет ребенка «наедине с его переживанием», показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

.«я-сообщение»- это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении (например: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей» или «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь»).

Итак, каков же конструктивный способ решения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок»? Сам метод предполагает несколько последовательных шагов и этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности.

Прояснение конфликтной ситуации.

Сбор предложений.

Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

Детализация решения.

Выполнение решения; проверка.


.Прояснение конфликтной ситуации


Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно, что он хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делается это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения»:

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло.

Дочь: Ой, мам, мне же на секцию сейчас!

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание).

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать…

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение») Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)

Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедился, что мы слышим его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит нашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. И тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку.

Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о переживании родителя, чем родителю - о его. Стоит проследить, чтобы высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения». (Например: «Мне трудно идти так быстро», вместо: «Ты меня совсем загнал».)

Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. Ведь очень часто родители прибегают к запретам не задумываясь: «Нельзя и все!». А если ребенок начинает интересоваться, почему нельзя, то добавляют: «Мы не должны перед тобой отчитываться». А если попытаться отчитаться, по крайней мере, перед собой? Тогда может оказаться, что за этим «нельзя» не стоит ничего большего, кроме желания утвердить свою власть или поддержать свой родительский авторитет. Итак, подходим ко второму шагу.


.Сбор предложений


Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются.

Пример из жизни:

«Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях.

Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.

Как быть?

Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:

Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.

Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.

Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть передачу.

Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.

Предложения мамы были такие:

Ребята играют до 10 часов и потом все ложатся спать.

Ребята идут ночевать к Мише.

Каждый ночует у себя дома.

Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.

Стоит заметить, что некоторые предложения детей (например, второе) с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.


.Третий шаг. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого


На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

В примере с мальчиками и мамой этот этап проходил так:

Родители Миши оказались против, и предложение отпало само собой.

Не годится, так как мама оказывается в проигрыше.

Маме не очень удобно: она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего света у нее разболится голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя поздно у телевизора, он «опять заснет».

Мама не возражает. Петя развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник и конструктор». Миша: «Построим гараж и сверх скоростную дорогу. Наушники берем?».

Не устраивает ребят.

Миша звонит родителям, чтобы посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно.

Ребят не устраивает: «Хотим быть вместе».

Ребята: «Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть в Петиной комнате».

В конечном итоге выбирается предложение 4.

Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек - как было и в этом случае - то лучшим считается то, которое принимается единодушно.

Заметим, что это была первая попытка мамы применить конструктивный способ разрешения конфликтов, и она это сделала довольно успешно.

Не будем судить о правильности этого решения: важно, что оно показалось и маме, и ребятам в той ситуации вполне приемлемым. Для нас же гораздо важнее обратить внимание на процесс, который вел к этому решению, выделить в нем несколько положительных моментов.

Во - первых, мы видим, что каждый участник оказался выслушан. Во - вторых, каждый вник в положение другого. В - третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась атмосфера дружеских отношений. В - четвертых, ребятам представилась возможность осознать свои истинные желания, например, оказалось, что им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер вместе. Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Практика родителей показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.


.Четвертый шаг: детализация принятого решения


Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться.

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

.Пятый шаг: выполнение решения, проверка.

Возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению.

Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что - то не учли, или нужна какая - то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.

Замечу, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

конфликт ситуация родители дети

Заключение


В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. А последствия - это «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» взрослые с их «комплексами», «забитые» и «несчастные»…

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов- гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Еще одна очень важной закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его, как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос - то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей, более или менее, осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

Даже покупая стиральную машину человек читает к ней инструкцию, но рожая на свет ребенка, не каждый родитель пытается найти к нем «инструкцию». Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Воспитание культурного, образованного и психически и физически здорового поколения - наш долг перед обществом.


Список использованной литературы


Ю.Б. Гиппенрайтер (профессор МГУ). Общаться с ребенком как? М., 2005

В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М., 2007

Т.А. Флоренская. Диалоги о воспитании и здоровье. М., 2001.


Теги: Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения Реферат Психология

Важнейшая составляющая брака – умение общаться друг с другом. В процессе общения между супругами возникает связь, которая помогает нейтрализовать напряжение. Тем не менее, семейный конфликт – типичная ситуация независимо от того, сколько времени пара находится в браке. Во многих семьях супруги привыкли вымещать раздражение на второй половинке, ответная реакция на такое поведение – злость. Подобные ситуации привносят в семейную хаос и беспорядок, чтобы избежать ссор и укрепить брак, необходимо освоить искусство коммуникации. В этом поможет и психотерапия семейных конфликтов.

Какие бывают разногласия в семье

Типология семейных конфликтов выделяет два вида ссор.

  • Конструктивные – особенности семейных конфликтов данного типа в том, что примирение приносит чувство удовлетворения и облегчения двум партнерам. Супруги находят компромиссное решение, которое удовлетворит интересы двух сторон.
  • Деструктивные – особенности семейных конфликтов этой группы в продолжительности и отсутствии решения проблемной ситуации. Зачастую семьи, где возникают деструктивные ссоры происходят и разводы.

Почему происходят семейные ссоры

Бытовые конфликты неизбежны в каждой семье, ведь нет совершенных людей, следовательно, нет . Более того, в психологии существует мнение, что разногласия в семье не вредят , а укрепляют их, но при условии, что супруги способны решить конфликт и больше к нему не возвращаться. О психологии семейных отношений подробно читайте в статье.

Это важно! Любые противоречия между супругами порождают ссору. Важно сосредоточить усилия на изучении методов решения конфликтных ситуаций и профилактики ссор.

Причины семейных конфликтов, как правило, банальные и повторяются в каждой семье. Каковы же главные из них? Вот основные причины, по которым возникают ссоры.

  1. Обоюдное неуважение, пренебрежительное отношение друг к другу, недоверие и ревность.
  2. Сексуальная неудовлетворенность и отсутствие нежности в отношениях – популярная причина, которую выделяет наука конфликтология.
  3. Часто ссоры возникают на фоне несправедливого распределения домашних обязанностей. Они возникают, как бытовые конфликты.
  4. Неумение проводить совместно досуг, развлекаться и отдыхать.

Сам факт объединения двух людей в семью – это проблема, конфликтная ситуация. Ведь у каждого человека до брака была своя личная жизнь, опыт, взгляды. На этапе ухаживания два человека настолько увлечены эмоциями и чувствами, что не замечают конфликтных ситуаций. После свадьбы супруги пытаются объединить в единое целое две отдельные жизни и вот на этом этапе чаще всего возникают бытовые конфликты даже и разводы.

Что делать, чтобы не ссориться

Методика разрешения семейных конфликтов обладает высокой эффективностью. По сути, способы решения ссор – это профилактика семейных конфликтов.

1. Проявляйте интерес друг к другу.

Как правило, семейные ссоры и супружеские конфликты возникают из-за того, что между людьми нет связи. Важно научиться откладывать повседневные дела и уделять друг другу время.

Профилактика семейных конфликтов предполагает ежедневные разговоры супругов, спрашивайте друг у друга – как прошел день, интересуйтесь настроением, делами. Принимайте участие в беседе, сочувствуйте, проявляйте эмоции.

Чаще всего семейные конфликты и ссоры бывают в молодых семьях. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, с первого дня знакомства старайтесь узнавать друг друга, задавайте вопросы, интересуйтесь партнером. Важно узнать слабые стороны человека, чтобы понимать – .

Это важно! На вопрос – как избежать семейных конфликтов – психологи отвечают – потрудитесь понять свою вторую половинку и это значительно сократит вероятность проявления агрессии.

2. Слушайте и услышьте.

Семейные конфликты и ссоры являются следствие того, что люди не умеют слышать друг друга.

Научитесь вечером уделять друг другу время, расспрашивайте , интересуйтесь заботами. Постарайтесь не вываливать на супруга собственные проблемы, это приведет к тому, что человек замкнется.

Это важно! Если ссора началась, приложите максимум усилий, чтобы выслушать оппонента и понять суть претензий. Покажите, что хотите найти решение конфликтной ситуации. Всегда давайте возможность супругу высказать свою точку зрения.

3. Поставьте себя на место партнера.

Диагностическая психология предлагает эффективный способ решения конфликтной ситуации – поставьте себя на место супруга. Зачастую партнер видит причину ссоры и воспринимает ситуацию совсем по-другому. Достаточно постараться понять чувства и эмоции другого человека и атмосфера в семье станет более спокойной.

Это важно! По мнению психологов, это лучшая профилактическая мера, направленная на предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

4. Не критикуйте и не вспоминайте прошлое.

Как правило, семейные конфликты и разногласия возникают, когда один из супругов постоянно критикует. никогда не начинать разговор с обвинений, ведь каждое острое слово вернется к обвинителю.

Это важно! Психология и психотерапия семейных конфликтов не исключает элемент критики в семейных отношениях, но важно уметь критиковать. Основное правило – критика не должна оскорблять, а должна мотивировать, критикуя, обязательно похвалите партнера. Начните с похвалы, а затем укажите партнеру на то, что не нравится.

5. Дышите.

Как избежать семейных конфликтов? Ответ прост – когда хочется сказать что-то колкое и острое, несколько минут глубоко подышите. Для чего? С одной стороны это успокаивает, а с другой – удержит от слов, сказанных под влиянием эмоций. Если выяснить отношения хочется немедленно, возьмите лист бумаги и запишите претензии. Такие письменные сообщения помогают сдержать негативные эмоции и взглянуть на ситуацию со стороны.

Это важно! Никогда не ругайтесь под влиянием эмоций, подождите, пока улягутся, и только после этого спокойно поговорите.

6. Признавайте ошибки и прощайте.

Будьте готовы не только выслушать точку зрения оппонента, но и признать, что она правильная. Иногда для успешного и положительного исхода ссоры достаточно признать свою вину. В этом случае супруг оценит мужество и честность партнера и первым .

Это важно! Предупреждение и разрешение семейных конфликтов заключается в умении супругов искренне прощать друг друга. Накапливая обиды, человек подвергает себя сильному психологическому стрессу, поэтому прощайте друг друга и живите в мире и спокойствии.

7. Идите на компромисс.

Каждый аргумент, приведенный человеком в пользу своей правоты, это шаг в сторону развода. Нельзя любой ценой стараться одержать победу в споре, лучше и эффективнее – совместно найти компромисс, который устроит обе стороны.

Это важно! Улыбнитесь – искренняя, приветливая улыбка способна погасить самую серьезную ссору. Этим человек показывает, что он настроен доброжелательно и позитивно.

Как не допустить семейной ссоры

Семейные конфликты и пути их разрешения — предмет изучения диагностической психологии – науки о выявлении причин
и поиске методов их разрешения. Однако даже конструктивный спор лучше предотвратить, чем пытаться разрешить.

Итак, профилактика конфликтов и способы их решения заключаются в следующем.

  1. Не опускайтесь до оскорблений.
  2. Сохраняйте спокойствие. Если вы действительно любите человека, напомните себе об этом в тот момент, когда хочется вспылить.
  3. Эмоциональные семейные конфликты можно предупредить и разрешить способом уединения. Если вы понимаете, что ситуация зашла в тупик и решения нет, на несколько часов разойдитесь по разным комнатам.
  4. Говорите по одному и не перебивайте друг друга. При этом сохраняйте спокойствие.
  5. Придумайте «стоп-сигнал» — фразу, которая будет останавливать слишком бурные ссоры. Как только ситуация становится критической, нужно произнести стоп-сигнал и минуту помолчать. Этого вполне достаточно, чтобы успокоиться.
  6. После каждой ссоры анализируйте причину – почему она возникла. Если вы не правы, признайте это. Сложнее всего уладить ценностные разногласия.
  7. Интимная близость – прекрасный способ не только решить конфликтную ситуацию, но и не допустить ее.
  8. Ходите в гости, с другими семьями. Социальная атмосфера позволит снять напряжение и расслабиться.

По типологии семейных конфликтов ссоры бывают разные, но, как правило, решение одно – научиться уважать и слушать друг друга.

На видео представлены способы решения конфликтов и типичные ошибки супругов.

Психология конфликта семейной пары на примере случая описанного клиенткой психолога счастья. Разбор полетов и конфликта в отношениях. Треугольник конфликта — как не попасть и как выйти из конфликта.

Психология конфликта в отношениях

Не ставлю перед собой задачу в одной статье передать все аспекты и тонкости психологии конфликта.

Скорее на примере типичного конфликта одной супружеской пары отвечу на вопрос моей Клиентки как выйти из конфликта в отношениях или как не вступать на тропу войны опять и опять.

В этой части статьи о конфликтах введу два понятия, помогающих прицельно посмотреть на сущность любых конфликтных отношений в семье.

Бомба семейного конфликта: Он плюс Она равно война

Это понятие айсберга общения с его двойными посланиями и треугольник конфликта.

Айсберг общения в конфликте отношений

Подробно об я уже писал в одной из публикаций и даже проводил вебинар на тему айсберга конфликта.

На каком уровне зарождается конфликт?

Суть айсберга общения в двойственной сути любого послания в коммуникации.

Сравните, одни и те же слова а смысл разный:

— Дурачок, ты мой! (Верхушка айсберга) / Как я ненавижу себя за свой выбор (Вторичное послание выраженное в злобной мимике и раздраженной интонации).

— Дурачок, ты мой! (Верхушка айсберга) / Как я люблю тебя (Вторичное послание выраженное в улыбке и нежной интонации).

В первой фразе дается посыл на развязывание борьбы и конфликта ( Я ненавижу тебя и себя! ) в отношениях, во второй (Я обожаю тебя и наши отношения! ) выражается любовь и признательность.

Треугольник семейного конфликта

Речь конечно же идет о или треугольнике Карпмана.

Психология семейного конфликта: Треугольник конфликта

Там где есть семейный конфликт, там всегда есть Треугольник Конфликта с его ролями и позицией неуважения к ресурсам и личности супругов.

По сути идет постоянное перетягивание каната Ролей Треугольника Несчастья:

  • Роль семейного тирана (Преследователь) — На! Получи!

  • Роль вечной жертвы отношений (Жертва) — Меня все обижают!

  • Роль мамочки-клушки (Спасатель) — Дай-ка покажу как, неумеха моя!

Поэтому при управлении собой в семейном конфликте очень даже хорошо заранее вспомнить свою Привычную Роль в Треугольнике Конфликта и отслеживать собственные паттерны айсберга общения, особенно вторичные послания — что Вы даете понять своему супругу или партнеру в момент выяснения отношений с ним.

Конфликты в отношениях: что делать?

Приведу письмо моей Клиентки по переписке, в котором она описывает типичную (я в этом просто уверен!) сцену конфликта.

Конфликты в отношениях: снова лобовая атака

Тут есть о чем подумать в свете Треугольника Конфликта и айсберга общения.

Александр, добрый день!

Продолжаю «бодаться» со своим сценарием. Он рулит!
Памятуя, что реакции мои автоматические и очень быстрые, стала стараться останавливать себя с тем, чтобы обдумать и ВЫБРАТЬ конкретное действие. И вот я, кажется, нащупала свой главный стопор — я НЕ ЗНАЮ как нужно реагировать — не знаю, какое конкретное действие нужно сделать, чтобы ситуация оказалась в правильном сценарии.

Пример:
Сегодня утром обнаружила, что муж ночью проверял мои почтовые ящики и лазил в истории браузера моего планшета. Я взбесилась. Потому что так делать непорядочно, потому что я имею право на собственное пространство и потому что вчера поздно вечером он сказал мне «я сейчас учусь тебе доверять, я хочу этого», а сам тут же, получается полез шпионить. Моя злость бушевала во мне, сильно хотелось ее излить — позвонить ему и высказать.

Но я медлила. Я обдумывала, правильно ли это будет… что-то во мне понимало, что неправильно и не нужно ему звонить, но, в тоже время, моя обида говорила «и что, промолчишь? проглотишь и оставишь как есть?». Я спрашивала себя «а как поступить? КАК сделать правильно и для себя и для него?».

Ответа не нашла и мой старый сценарий опять победил — я позвонила, все высказала, он все поотрицал, мы поругались.

Т. е. какая была моя рассуждалка: если я промолчу, то в жо#е буду я (я буду забитым чмом, об которое вытирают ноги ), а если я выскажу, то в том же месте оказывается он (потому что его мордой в его вину тычут).
Получается, что при любом варианте моей реакции у меня выходит либо Я- либо ОН-. И так по-жизни…
И я НЕ ПОНИМАЮ, как, например, в этой конкретной ситуации, мне нужно было себя повести, чтобы быть в позиции Я+ ОН+.
Как? Помогите рекомендацией, буду очень благодарна.

Обратите внимание — каким образом развивается конфликт, как он зарождается сперва внутри (в голове), а затем выплескивается с нужной подачей.

Краткий анализ конфликтной ситуации

Как видно из описания, как это практически всегда бывает, сценарная ситуация сперва проигрывается внутри, затем все происходит по типовому сценарию и в нем уже прописаны роли, а затем в голове производится анализ — в результате которого опять происходит подтверждение сценарного решения «Я — плохой» или «Мир плохой».

  1. Электрод сценария замыкает, когда Клиентка начинает себя накручивать. По сути, когда она взбесилась , в ответ на шпионские проделки мужа, она буквально взбесила -взвинтила сама себя. Вопрос: Как она это сделала? Какими мыслями?

  2. На уровне ролей , сперва активизировалась внутренняя Жертва (Как он посмел нарушить мое доверие!) — возможно, это привычный вход в сценарную ситуацию. Затем, накрутив себе хвоста, на арену выходит Преследователь с четким желанием отомстить или наказать обидчика — возмездие должно быть равным по силе «причиненному ущербу» (идет неадекватная оценка ситуации), именно поэтому нужна была достаточная сила гнева и возмущения. Можно было бы назвать этот гнев праведным, если бы не одно НО: внутренний Судья вынес приговор без подробного рассмотрения всех нюансов.

  3. Поскольку Преследователь актуализировался, муж сразу же помещается в позицию Жертвы — он виноват и будет наказан. В результате все началось с гнева, гневом продолжилось, им же и закончилось — участники ссоры собрали свои «купоны» в виде сценарных чувств/выводов и обязательно их используют в новых баталиях.

  4. Вариант со «все оставить как есть» не сработал бы, поскольку быть в позиции Жертвы невыносимо. Можно, конечно же включить Спасателя и «уговорить» Жертву не расстраиваться — все равно Клиентка, как она правильно заметила, остается в рамках Треугольника Несчастья.

Вывод: Невозможно изменить свое поведение в конфликтах с партнером, пока Вы остаетесь в рамках сценарного поведения.

Как избежать нового конфликта с партнером?

Устали от конфликтов, проходящих по одному и тому же сценарию? Хотите нового сценария в отношениях?

Пора выходить на новый уровень в общении — а это значит, придется сойти с привычных рельсов старого сценария. Потому что, если ехать по старым рельсам — приедешь на ту же станцию — так устроены железные дороги сценарного поведения.

Итак, пора перевести стрелки на новую ветку, а потом и вообще навострить лыжи на новую трассу.

#1 Примите новое решение

Не надоело действовать по сценарию, написанному 5 летним ребенком?

Для этого неплохо бы сперва осознать старое решение.

Например, в случае моей Клиентки оно могло звучать так: «Меня никто не любит. Весь мир ополчился против меня. Мне нужно быть сильной и совершенствовать свои навыки, чтобы победить». О! Эврика! Я всегда должна побеждать! Моя жизнь — вечная борьба, если я сама не встану на свою защиту, кто это сделает? Буду бороться даже тогда, когда дело яйца выеденного не стоит Мир враждебен. Никому нельзя доверять». Кстати, это опять подтвердилось — только я прониклась доверим к своему благоверному, тотчас же получила нож в спину (немудрено — сценарные решения всегда ищут и находят подтверждение).

Затем, удерживаясь в о Взрослой позиции, можно принимать (только не через 5 минут после очередного конфликта) новое взвешенное решение.

Решение это, лучше принимать при поддержке Сценарного Аналитика, коим является автор этой статьи.

#2 Установите новые правила

Как только решение принято, нужно установить правила движения, чтобы избежать столкновений и закрепиться на новом пути.

Правила поведения до конфликта, во время выяснения отношений и после. А может быть даже и вместо.

Не знаю, к какому новому решению прийдет моя Клиентка, но вот несколько правил для неё навскидку:

  • Найти и применять конструктивные способы стравливания накопленной усталости и раздражения (чтобы не взрываться как пароварка).

  • Правило паузы Свободы. Всякий раз, когда хочется кинуться на партнера с обвинительной речью, произнести мысленно «Стоп!», подышать и осознать свои чувства.

  • Разговор всегда начинать с рассказа о своих чувствах и желаниях. Например, мне очень неприятно, я возмущена и мне очень хочется слышать слова поддержки…

  • Готовить свою речь письменно (бумага стерпит все), затем переводить ее в , а уж потом сокращать, оставляя главное.

  • Вместо выяснения отношений, иногда переводить стрелку в сторону похвалы и признания своему партнеру, благодарения и приятия.

Правила — отличный способ укрепляться в новой позиции по отношению к себе и к миру. В позиции Уважения.

# 3 Переезжайте жить в другой треугольник

Не надоело жить в Треугольнике Конфликта и огребаться разочарованием и несчастьем?

Пора закрепиться в и увериться в собственной ресурсности и способности жить в любви.

Как это сделать — читайте в новый статьях раздела моего блога Новый Сценарий.

Готовы применить советы по предотвращению конфликтов в собственных отношениях?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Как построить счастливые отношения. Как сохранить любовь в браке. 5 языков пламени любви, как основа семейного очага. Что такое счастливые отношения […]
  • Поделиться: