Какие бывают развивающие игрушки детей. Развивающие игрушки

Все больше и больше мам сейчас отдают предпочтение именно деревянным игрушкам. Ничем особо не примечательные, но при этом снова набирающие популярность игрушки. В чем их преимущества?

Они не выделяются разными функциями, не двигаются, не светятся, не разговаривают, слишком простые по дизайну. Однако именно их выбирают для своих маленьких первооткрывателей их мамы. Почему? Какие бывают деревянные игрушки? И в чем их преимущества?

Почему именно деревянные игрушки?

Испокон веков дерево считалось чистым и полезным материалом, и именно из него и делались самые первые детские игрушки. Много лет прошло, появилось много новых материалов для изготовления детских товаров, но дерево по-прежнему остается самым безопасным и экологичным. Именно за это товары из него так ценят мамы во всем мире и выделяют среди различных пластмассовых, плюшевых и резиновых аналогов.

Какие бывают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева сейчас приобретают большую популярность, поэтому их огромное разнообразие во всех магазинах. Осознав все их плюсы и пользу, производители последние годы значительно расширили ассортимент, поэтому деревянные игрушки можно подобрать для детишек различных возрастных категорий.

К наиболее популярным игрушкам относятся:

1. Пирамидка

Это самая простая и самая популярная игрушка для малышей. Она подходит для деток с 9 месяцев. Развивает моторику и координацию, помогает им знакомиться с цветами и размерами.

2. Кубики

В кубики могут играть малыши с 6-ти месяцев. Самая подходящая игрушка для знакомства с формами и цветами. Для деток помладше кубики выпускают с картинками, чтобы в процессе игры малыш учился узнавать животных, растения, фрукты-овощи или окружающие предметы. Для более старших детей на кубиках написаны буквы и цифры.

3. «Моторика»

По названию этой игрушки сразу понятно, для чего она предназначена. «Моторика» — это игра, в которой нужно передвигать по изогнутым прутикам разные предметы. Она отлично развивает координацию и логику. Играть в нее могут малыши с 1 года.

4. Конструктор

Конструктор – это самая полезная игрушка для ребенка. Он развивает моторику, как и другие, но кроме этого, он направлен на развитие фантазии, воображения и логики. В конструктор могут играть дети с 1,5-2 лет. Конструкторы могут представлять собой как простые кубики, которые нужно складывать друг на друга, так и модели посложнее – города, деревни, фермы с животными, деревянные дома и многие другие.

5. Вкладыши

Суть этой игры заключается в том, чтобы правильно подобрать предмет под форму и вставить его в рамку. Эта игрушка подходит для детей от 1 года, благодаря ей малыши изучают цвета, формы и развивают логику. А яркие и красивые изображения помогут так же научиться различать животных, птиц и другие изображенные предметы

6. Пазл

Пазл – это интересная познавательная игра, которая развивает логику. Деревянные пазлы прочные и практичные, их ассортимент и модели чрезвычайно разнообразны, поэтому подобрать подходящий пазл можно для ребенка от 1 года.

7. Сортер

Сортер предназначен для детей от 1 года, и подходит для их развития до 3-х лет. Необходимо размещать фигуры в соответствующие им по размеру и форме углубления. Эта игра развивает логику, внимание и память, а также познакомит ребенка с формами и цветами.

Плюсы деревянных игрушек:

  1. Главным плюсом деревянных игрушек, как мы уже говорили, является натуральность, экологичность и безопасность.
  2. Игрушки из дерева практичны, долговечны и износоустойчивы. Они не сломаются, не разорвутся и не помнутся.
  3. Деревянные игрушки улучшают моторику, знакомят ребенка с формами и цветами, развивают воображение и фантазию.
  4. Большое разнообразие игрушек из дерева поможет подобрать лучшую для любой возрастной категории. Они подходят для малышей от 6 месяцев.

Наряду с большим количеством плюсов и преимуществ, у деревянных игрушек есть и недостатки , которые следует учитывать и помнить о них:

  1. Деревянные игрушки, в отличие от пластиковых или резиновых аналогов, довольно тяжелые и объемные, поэтому требуют более внимательного наблюдения за ребенком в процессе игры, чтобы он не поранился.
  2. Дерево – материал не влагостойкий, поэтому эти игрушки не подойдут для игр в воде.
  3. В силу того, что дерево – материал натуральный, игрушки из него стоят на порядок дороже аналогов из других материалов.

Однако все эти минусы значительно компенсируются преимуществами в качестве, экологичности и практичности, а также морем положительных эмоций малыша. Выбирайте проверенные от известных производителей ( , и другие), обращайте внимание на безопасность краски и качество товаров, и тогда Ваш малыш будет расти и развиваться правильно.

Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются. В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана. Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи – от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

А мой малыш не хочет играть!

Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них – непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной. Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка не выполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует. А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.

Что такое раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным. Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами. Поэтому под ранним развитие м правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир – желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры . Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию. Сфера игры – это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий. Главное для ребенка – это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития. В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения. Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу - это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания. В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой – неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка – это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными Главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры «его корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие ? Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность – внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.

«Правильные» развивающие игрушки

Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка . Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая – в дошкольном и младшем школьном.

Младенец.

Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания,коробки с крышкой,стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч.Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный Кроме того, мяч – замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать. Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.

На втором и третьем году жизни.

Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки –3-4 местные, динамические игрушки – клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи – ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. . Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса – поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость. Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику – кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка . Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка . Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками. Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка . Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр. Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы. Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.

От 3 до 7 лет и старше.

В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка , и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства – это деревянные наборы для конструирования. Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра. Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль. Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов. Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности. Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил фантазии Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка . Примерно полтора часа – это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлечекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.

Гимн организованной уборке

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительнстве и размещение всех игрвых материалов по местам – это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам – это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка , а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку. Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка . Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «все в твоих руках, ты – творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности в твоем творчестве и свободе.» А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку – машина поехала, нажал другую – сделала поворот. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается. Особая статья – животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то, обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша. Может быть хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить не виртуально, а реально и заботиться. Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий. Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей? Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.

Если вы читаете эту статью, значит, вы либо состоявшаяся, либо будущая мама. И вас волнуют не только вопросы правильного питания, физического здоровья вашего ребенка, но и такой важный аспект, касающийся всей его дальнейшей жизни, как полноценное и разностороннее развитие.

Не секрет, что малыша очень сложно, а порой даже и невозможно, заставить делать то, что ему неинтересно. Нам хочется, чтобы он быстро и много читал, но рутинное складывание букв в слоги его не увлекает, а применяющийся сейчас в

И метод механического запоминания слогов и подавно. Вы хотите, чтобы он красиво и грамотно писал, но начинать приходится с палочек, а попробуйте заинтересовать этим ребенка!

В такой важной и сложной проблеме на помощь приходят детские развивающие игрушки. Их использование делает развитие естественным и интересным, и к моменту подготовки к школе ваш ребенок уверенно держит в руках ручку и давно освоил алфавит.

Однако тут же встают новые вопросы: а какие таланты или навыки развивают те или иные игрушки; какие игрушки наиболее оптимальны в данном возрасте; да и какие игрушки, собственно, считаются развивающими, а какие — нет.

Итак, разные развивающие игрушки для детей охватывают различные сферы развития ребенка: общее познание окружающего мира, моторика движений, творческие способности, логика и т.д.

Разумеется, развивать ребенка не поздно ни в каком возрасте, но все-таки идеальный вариант — начать делать это с рождения.

Первыми полноценными развивающими игрушками для ребенка еще в новорожденном возрасте являются погремушки и звучащие мобили. Они приобщают малыша к миру звуков, форм, цветов, сенсорики и движения. Выбирая их, следите только за тем, чтобы погремушка удобно укладывалась в маленькую ручку, звук был приятным. Учтите также и то, что новорожденные начинают видеть сначала желтый цвет, потом зеленый, синий, а затем все остальные.

Далее на первом году жизни начинается развитие координации движений, быстрой моторики рук, простейших элементов логики. На данном этапе детские развивающие игрушки — это пирамидки, кубики (желательно с картинками), наборы рамок-вкладышей, сортеры, позволяющих помочь малышу разобраться с понятием размера.

На втором году жизни у ребенка должен появиться конструктор «Лего». Его крупные детали не создадут опасности для ребенка — их нельзя проглотить, и будут способствовать развитию мышления и моторики движений. Тот же познавательный эффект и даже, возможно, еще больший интерес вызовет железная дорога. Кроме того, вы можете приобрести набор кукол-перчаток и делать мини-театральные постановки любимых сказок.

В возрасте ребенка около двух лет вы уже не обойдетесь без цветных карандашей или красок. Здесь, конечно, речь идет о развитии творческих способностей, и, естественно, о моторике пальчиков, что очень хорошо подготавливает руку ребенка к письму. К тому же доказано, что развитие моторики рук и развитие речи тесно связаны. А еще во время занятий рисованием вы можете ненавязчиво учить ребенка понятиям формы, цвета, величины.

Развивающие игрушки для детей от двух до трех лет — это различные виды детских домино, лото, которые учат детей сопоставлять, сравнивать предметы, цвета, формы. При этом можно ввести понятие количества, геометрических фигур, что развивает внимание, логику, учит анализировать. Очень эффективны в этом плане так называемые мягкие конструкторы. Это наборы мягкополимерных предметов (букв, элементов математических фигур), используемых во время купания. В намоченном состоянии они очень хорошо прилипают к поверхности кафеля или ванной и помимо игрового интереса помогут развитию координации движений, глазомера, математического мышления.

После трех лет очень полезным занятием для подрастающего вундеркинда является пластилин. Кроме ставшей уже, наверное, банальной (но от этого не менее актуальной) темы моторики рук вы можете помочь ребенку сделать развивающие детские игрушки своими руками — слепить, например, героев сказки «Теремок» и попросить рассказать ее в лицах. Этим вы развиваете речь, память, да это просто очень увлекательно!

На четвертом году жизни и старше берите на вооружение пазлы, простые головоломки, более сложные наборы для творчества, мозаики. Усложненные виды конструкторов, которые, безусловно, будут интересны детям 4 лет и старше, тоже могут рассматриваться как развивающие игрушки, причем из элементов таких конструкторов ребенок своими руками может создавать новые объекты для своих игр.

Следите за ребенком, помогайте ему и, играя, он вырастет гармоничной, способной к самореализации личностью.

Развивающие игрушки условно делятся на несколько видов.
Цель любой развивающей игрушки - это стимулирование свободной самостоятельной игры ребёнка. Для этого выпускается масса самых разных игрушек, которые условно делятся на несколько видов.

К первому виду развивающих игрушек можно отнести пирамидки. Пирамидки существуют в различных вариациях: кольца, башни, кубики. Развивающей функцией является формирование правильного ориентирования в построении определённой формы.
Следующий вид - это игрушки-вкладыши, к которым относятся матрёшки, рамки с прорезями, имеющими различную форму. Такие игрушки способствуют развитию моторики рук и координации движений, совершенствуют тактильное и визуальное восприятие предметов.

Очень популярными игрушками являются блоки и всевозможные конструкторы. С их помощью можно собирать единое изображение из частей или сопоставлять детали соответственно их признакам. В процессе игры с конструкторами развивается моторика рук, умение определять свойства предметов и навыки конструирования.

В следующую группу развивающих игрушек входят абаки (счётные столики). Они могут представлять собой каталки, но по сути это настоящие игровые центры. С помощью абака малыш научится различать форму, размер и цвет.

Отдельно можно выделить игрушки-тренажёры, которые направлены на формирование определённого навыка и могут быть сенсорно-двигательными(развивать зрительное и слуховое восприятие) или речевыми(стимулирующими речевые навыки).

Поделиться: