Как реагировать на капризы детей. Капризные дети

С детскими капризами приходится иметь дело всем мамам и папам. Они могут проявляться у малышей, начиная с двух-трехлетнего возраста, и часто возникают абсолютно неожиданно, на фоне, казалось бы, вполне благополучного, поведения ребенка.

Резкое проявление детских капризов беспокоит многих родителей. По мнению психологов, оценить, насколько они опасны, можно, проанализировав поведение малыша. Если детские капризы учащаются и становятся регулярными, это может быть признаком заболевания нервной системы, а значит, кроху нужно повести к врачу-невропатологу. Если же малыша капризничает только с некоторыми людьми, искать корень проблемы стоит в семейных отношениях, а также в том, как родители реагируют на выходки ребенка.


1. Родителям необходимо четко дать понять ребенку, что ему разрешается, а что воспрещается делать, и всегда придерживаться однажды установленных правил. Многие родители в сложной ситуации ничего не могут предпринять, поэтому уступают, лишь бы кричащий ребенок успокоился. Однако этого делать нельзя, поскольку негативные реакции могут закрепиться и со временем усилиться.

2. Если требование малыша неразумно или является вредным для него, не стоит поддаваться на уступки, как бы ребенок ни кричал и ни плакал.

3. Ребенка, который устроил истерику, не нужно оставлять одного, однако не стоит пытаться утешать малыша, ласкать или поднимать с пола, несмотря на оказываемое сопротивление. Просто занимайтесь своими делами, держа кроху в поле зрения - малыш должен усвоить, что вы контролируете ситуацию, но остаетесь непреклонны в своем решении.


4. Родители должны как можно чаще использовать положительные стимулы за хорошее поведение, чтобы у ребенка появилась мотивация и стремление к правильным поступкам.

5. Помните, что родительское внимание - это наиболее действенный способ установить контакт с ребенком, поэтому не скупитесь на поощрение в виде прочитанной сказки, прогулки на свежем воздухе или другого совместного занятия.

6. Дети становятся более раздражительными, когда они чувствуют усталось, голод или если их торопят. Поэтому не стоит отправляться в супермаркет за покупками, когда ваш ребенок проголодался, а если вы должны быстро собраться и уже опаздываете, не предлагайте ребенку одежду, которую он не может терпеть.


7. Если у вас с малышом возникают разногласия, чаще давайте возможность выбирать самостоятельно. Например, малыш отказывается надевать теплую куртку, не нужно повышать голос или грозиться наказать кроху. Попытайтесь договориться: «Ты наденешь зимнюю вещь, то сам выберешь, в каком свитере будешь идти».

8. Маленькие дети способны лучше реагировать на просьбу родителей, которая подразумевает действие, чем на уговоры хорошо себя вести. Поэтому кричащего или плачущего ребенка можно попросить подойти к вам или найти что-нибудь для вас, дайте малышу понести что-то в руках - это эффективнее, чем требования прекратить крик.

9. Ребенок должен понять, что его поведению есть пределы, объясните ему, что существуют ситуации, в которых капризы неуместны, а также расскажите о последствиях такого поведения: «Ты ведешь себя плохо, и мы этого не позволим. В случае если ты будешь продолжать в том же духе, то будешь вынужден уйти в свою комнату, остаться без конфет, мультфильмов и т.п.»


10. Наиболее сложные для родителей ситуации - это детские капризы и истерики в общественных местах, например, в поликлинике, супермаркете или в магазине детских товаров . Маме с папой нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы переждать взрыв эмоций, а затем твердо и доходчиво объяснить ребенку, почему вы не станете выполнять его требование. После некоторого молчания нужно убедиться, что малыш успокоился, и обсудить происшедшее. Дайте ребенку понять, что подобными поступками он ничего не сможет добиться, научите кроху выражать свои желания приемлемым способом.

Маленькие дети в возрасте 2-3 лет стремятся всячески демонстрировать свою самостоятельность, порой им трудно справиться со своими эмоциями. Если вы будете знать, как справиться с детскими капризами, то вскоре заметите, что малыш устраивает концерты все реже. Уделяйте ребенку как можно больше внимания, любите его - и тогда в ваших отношениях будет царить мир и спокойствие.

В возрасте 1,5-2 лет у ребенка начинает формироваться собственное «Я», он учится отстаивать свое мнение и родителям «нет». Зачастую родители, особенно молодые, не знают, как реагировать на такие протесты.

Разновидности капризов и истерик у детей

Все детские современные специалисты подразделяют на два типа:

  1. Истерика верхнего «этажа» мозга. Такая истерика начинается исключительно по желанию малыша, когда он пытается достичь желаемого путём манипуляции мамой или папой. Несмотря на то, что капризы и слёзы в этот момент кажутся искренними, они тут же проходят, стоит ребенку получить желаемое;
  2. Истерика нижнего «этажа». Она случается, когда ребенок настолько сильно расстроен, что не в состоянии полностью контролировать свои эмоции и поведение в данный момент. ребенка достигает такого пика, что он просто не может использовать свой верхний мозг, который отвечает за логику, эмоции и здравый смысл.

Реагировать на истерики родители должны исходя из их типа. Если в первом случае могут помочь логичные доводы, то во втором, нужно долго и заботливо успокаивать малыша до тез пор, пока он не забудет причину конфликта.

Как родителям реагировать на детские каризы?

Чтобы капризы ребенка в магазине или на улице не превратились в настоящий спектакль, родители должны знать как успокоить своего малыша. Рассмотрим 5 основных способов, которые помогут справиться с капризами детей раз и навсегда:

Справиться с детской истерикой нелегко. Важно самим не поддаться на нее и не потерять самообладание. Родители должны, в первую очередь, вести себя как взрослые и запастись терпением.

Многие родители задаются вопросом: как воспитывать капризного ребенка.

Его поведение может выводить из себя, но бороться с детскими капризами нужно обязательно.

Причины

Почему дети капризничают? Причины капризов могут различаться в зависимости от возраста.

1-2 года

Почему малыш постоянно ноет? В данном возрасте наиболее частыми причинами капризов становятся:

  1. Недосып : ребенок не выспался, поэтому становится плаксивым и раздражительным.
  2. Переутомление : если родители водили малыша на мероприятие, в больницу, долго были на прогулке, он может устать и дать знак капризами, что нужно идти домой и отдыхать.
  3. Смена обстановки : ребенок привыкает к определенному помещению и людям, и если обстановка вдруг изменилась он пугается, не понимает, почему все изменилось, пытается привлечь к себе внимание, чтобы его защитили.
  4. Реакция на слово "нельзя" : малыши начинают интересоваться всем, что находиться за пределами кроватки и не понимают, почему родители им не дают познавать мир.
  5. Невозможность высказать свое мнение : чадо чувствует, что им руководят и у него складываются определенные убеждения, а выразить их не способен, поэтому единственным выходом из ситуации остаются капризы.

Психологи называют этот возраст первым . У ребенка к этому времени накапливается определенный багаж знаний и навыков, который требует перехода отношений с родителями на новый уровень.

Он начинает осознавать, что является личностью . Ему интересен окружающий мир, который с помощью освоения речи пытается познать.

Дети в этот период еще не могут наладить контакт с окружающими с помощью речи и сказать, что им нужно или не нравится: не способны выразить словами то, что их волнует, поэтому начинают капризничать.

Происходит осознание того, что такое поведение привлечет внимание близких людей.

3-4 года

Этот возрастной период является сложным, потому что происходит перестройка отношений между малышом и родителями.

У него к этому времени уже сформировался , происходит осознание собственного "я". С учетом изменившегося поведения, ставшего более осознанным, пытается построить отношения заново.

Если происходит непонимание со стороны взрослых, малыш реагирует очень эмоционально , возмущаясь, что его не понимают и не хотят воспринимать всерьез. Даже спокойные дети становятся и могут вести себя следующим образом:

Психологи говорят о том, что такие действия нельзя назвать устоявшимися .

Чадо экспериментирует с воздействием на окружающих. Ему интересно, получится ли обладать тем, чем хочется, если плакать и кричать.

5-6 лет

В этом возрасте эмоциональные срывы случаются уже вполне осознанно . Ребенок знает, что добьется своего, если начнет плакать, визжать и стучать ножками о пол.

Он воздействует таким образом на окружающих, чтобы были выполнены его желания. Подобные в будущем усилятся, если их не пресечь в этом возрасте.

Такое случается, если в более раннем возрасте капризы заканчивались нужным для него результатом . Родители просто не знали, как на это реагировать, поэтому давали любимому чаду желаемое.

Следует перестать это делать и не идти у него на поводу, продолжая придерживаться собственной точки зрения.

Почему малыш капризничает только с мамой?

Некоторые дети капризничают только с мамой, при этом у них может быть прекрасное поведение в или при общении с другими людьми.

Такое происходит, потому что маму малыш любит больше всего.

С этим человеком выстраиваются более доверительные и близкие отношения .

Психологи говорят о том, что такое бывает при доверии матери. Он не притворяется, не боится проявить все свои чувства. В будущем сможет делиться самым сокровенным с этим человеком.

Может происходить такое и по другой причине: ребенок не успел перестроиться . Например: проводил время с бабушкой и подстроился под ее поведение, а когда пришла мама, не успел перестроиться. Продолжает вести себя так, как вел с бабушкой.

Чтобы настроиться под поведение матери, нужно время. Пока происходит перестройка, он может вести себя странно и плохо контролировать собственное поведение.

Со стороны это выглядит, как . В этой ситуации следует успокоиться и не повышать тон голоса, не провоцируя ухудшение его поведения.

Что делать?

Ребенок часто психует и капризничает? На капризы и эмоциональное поведение детей родители часто не знают, как реагировать. Психологи говорят о том, что бороться с этим криком, повышением голоса нельзя .

Это только усугубит ситуацию и сделает его очень нервным, эмоционально неустойчивым.

Существуют другие пути решения проблемы. Специалисты предлагают делать следующее:

  • пытаться найти общий язык, поговорить;
  • успокоить, обнять;
  • чаще спрашивать у ребенка его мнение, чтобы он понял, что его мнение важно близким;
  • выделить малышу собственное пространство — комнату или уголок, где он сможет играть, отдыхать от других людей, проводить время наедине с собой;
  • по возможности идти на уступки, чтобы найти компромисс.

Можно поиграть с ним, проводить с ним больше времени , чтобы он не испытывал дефицита внимания, понимал, что его любят и ценят, а капризы не нужны.

Вместо крика следует обнять малыша, проявить любовь. Крик только оттолкнет его и замкнет в себе.

Как справиться с капризным чадом?

Чтобы справиться с такими ситуациями необходимо знать несколько хитростей:

Данные методы помогут установить связь, справиться с капризами.

Как бороться с детскими капризами?

Методов борьбы с данным поведением существует несколько:

  1. Разъяснение правил. Родитель должен подробно разъяснить, что можно делать, а что нельзя. Он должен понимать, что ему не все дозволено и существуют определенные рамки. Не стоит поддаваться на провокацию, если чадо продолжает требовать свое. Нужно проигнорировать его слезы, провокации и манипуляции. Через несколько минут малыш успокоиться и сам прибежит с извинениями.
  2. Бывает, что капризы появляются из-за того, что ребенок голодный или уставший. Надо поинтересоваться, возможно его стоит покормить, либо он хочет отдохнуть. Разговоры помогут решить ситуацию.
  3. Надо объяснить, что за неподобающее поведение следует наказание . Он должен понять, что его негативные эмоции и крики не одобряются близкими.

Следует объяснить малышу, что требование не будет выполнено.

Говорить надо строго, но не кричать.

Как воспитывать капризулю?

Зачастую такие дети бывают более чувствительными , требовательными к окружающим. Им нужно, чтобы близкие поддерживали их, были рядом и не обижали.

Любая фраза может вывести их из себя, но только из-за ранимости и обидчивости. Злоба и агрессия являются последствиями, а не причиной возникновения такого поведения.

Ни в коем случае нельзя называть таких детей плохими или , поскольку ситуация изменится в худшую сторону.

Следует воспитывать таких детей немного по-другому. К ним нужно проявлять больше заботы и внимания , разъяснять, что хорошо, а что плохо.

Родители должны стать и наставниками, и друзьями . Они должны видеть в них поддержку, любовь. Если и случилась истерика, либо срыв, кричать не нужно, лучше ограничиться строгим разговором.

В моменты истерик следует поговорить, но если это не помогает, надо слегка отойти от него на небольшое расстояние и продолжать наблюдать за поведением.

Скорее всего, спустя несколько минут малыш поймет, что поступил плохо и сам подойдет с извинениями. Нужно дать время это понять .

Надо выработать установку, что поощряется только хорошее поведение. Если он ведет себя хорошо, его хвалят, делают комплименты, готовят вкусные блюда. Это будет стимулом для хорошего поведения. Истерики останутся в прошлом.

Как успокоить перед сном?

Капризы перед сном: что делать?

Перед сном дети капризничают по разным причинам: устают, либо не хотят ложиться спать из-за мультфильма по телевизору, компьютерных игр.

В этом случае нужно найти подход, успокоить его, поскольку излишняя нервозность и раздражительность может спровоцировать нарушение сна .

Надо выяснить причину такого поведения. Возможно, он на что-то обиделся, хочет о чем-то сказать родителям.

Перед сном надо создать комфортные условия в комнате : проветрить ее, слегка приглушить свет, если имеется боязнь темноты. Следует обеспечить малыша удобной подушкой, потому что порой из-за дискомфорта появляются недовольство и истерики.

При воспитании детей следует помнить о нескольких рекомендациях :

  • надо быть честным и искренним в общении, ложь рано или поздно раскроется и оттолкнет малыша;
  • следует делать попытки в установлении связи, нужно пытаться его услышать и понять;
  • нельзя срываться на крик и повышение голоса, это не выход из ситуации;
  • необходимо быть терпеливым, держать себя в руках, не проявлять негативные эмоции.

Если малыш ведет себя плохо, нужно с ним поговорить. Необходимо донести информацию, что родители — не враги, а друзья и хотят для него только лучшее.

Ошибки родителей

Главными ошибками в процессе воспитания являются:

  • потакание ребенку, выполнение его требований;
  • отказ от разговора и контакта с чадом;
  • проявление негативных эмоций, крики;
  • высказывание обидных фраз;
  • применение телесных наказаний.

Многие родители не пытаются исправить ситуацию: предпочитают срываться на крик, физически наказывать, а не объяснять, что он сделал неправильно. Нужно рассказать ему, что делать нельзя, чтобы в будущем малыш так не поступал.

Крики и негативные эмоции ни к чему хорошему не приведут и могут стать причиной развития психических заболеваний в будущем.

Воспитание капризного ребенка — непростое занятие. Нужно учитывать несколько правил, следовать рекомендациям психологов.

Чтобы не допускать ошибок, надо тщательно следить за собственным поведением . Правильное воспитание поможет ребенку раскрыться и перестать проявлять негативные эмоции.

Что делать, когда ребенок капризничает? Узнайте из видео:

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

«Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус.»

Джон Локк

Ох, эти страшные капризы ребенка!

Вы в очередной раз столкнулись с капризами ребенка.

«Я не буду одевать эту рубашку/платье», «Не хочу есть эту противную кашу», «Не пойду в детский сад», «Не буду делать это задание», а потом еще стоны, нытье, слезы, обиды и т.д.

Ребенок берет родителей измором. Эти капризули изрядно изматывают родительское терпение, доводя его «до белого каления». Сначала родители раздражаются, а потом и по пятой точке могут наподдать.

Что лежит в основе капризов ребенка? И как родителям справиться с детскими капризами, выйдя из этой ситуации достойно?

Сначала давайте разберемся, что представляют собой детские капризы? Что это за реакция такая?

Капризами взрослые называют такие реакции ребенка, когда он находится в эмоционально возбужденном состоянии, требует чего-то, чего сам не понимает, не хочет ложиться спать или есть, когда для этого пришло время, хнычет или наоборот очень возбужден и агрессивен, часто меняет свои желания от одного к другому и обратно.

На житейском уровне родители и другие взрослые часто объясняют капризы ребенка такими словами: «не поспал днем (плохо спал) - успокоиться не может», «перевозбудился в гостях (или из-за гостей, новых впечатлений)», «устал в дороге», «смотрел много мультфильмов перед сном», «заболевает наверное».

И действительно, капризы ребенка начинаются ближе к вечеру, когда ребенок немного утомлен эмоционально и нервной системе его требуется отдых. Уложили ребенка спать - и утром от капризов не осталось и следа.

Но иногда проблемы не решаются ни утром, ни днем, ни следующим днем. И тогда причины детских капризов надо искать в системе семейного воспитания.

Детские капризы - явление возрастное. Часто капризы появляются у ребенка в возрасте вскоре после года. Нормальными в целом периодические проявления капризов считаются и у дошколят.

Однако если ребенок постоянно капризничает в школьном возрасте, то скорее всего это говорит либо о физическом неблагополучии ребенка (заболевает), либо о выученной манере общаться с родителями (иначе не умеет добиваться своего).

Капризы ребенка - это просьба его о помощи взрослых или привлечение внимания к своим потребностям. Маленький малыш начинает капризничать, если он устал, голоден или хочет внимания.

Если у ребенка что-то болит, ему душно или жарко, если его тошнит или приближается повышение температуры, постель неудобная или тесная обувь, но он не может сказать об этом родителям словами, то тут он и начинает «капризничать». Точнее для родителей это выглядит как капризы, но на самом деле малыш просит: «помогите мне, мне плохо».

Привлечение внимания к собственной персоне - тоже одна из причин постоянных детских капризов. К примеру, мама «вечно занята» на работе или на кухне, на ребенка у нее нет свободного времени, предположим, в течение двух дней. То есть она конечно накормит и оденет его, но качественного времени на ребенка у нее нет. Ну замоталась-запорхалась, бывает такое.

И тогда, начиная с утра, ребенок уже ведет себя капризно и раздражительно, бесконечно требует чего-то (то воды попить, то одежку переодеть, показать что-то, принести, прочитать и так до бесконечности). На самом деле ребенок опять же сообщает: «мне плохо, скучно, одиноко - посиди со мной, поиграй, поговори». В этом случае достаточно уделить качественное (только ему одному посвященное) внимание, и капризы сойдут на нет.

И еще одной распространенной причиной детских капризов, как я уже упоминала, являются недостатки воспитательной дисциплины в семье.

Если ребенку всегда и во всем потворствуют, все разрешают, ребенок не знает слова «нельзя», то любое запрещение или отказ со стороны взрослых приводит к капризам, а потом и истерикам. Если мама в панике совершает действия из серии «все-все, мой хороший, я уже несу/делаю/достаю/покупаю», то капризы становятся нормальной формой взаимодействия с родительницей.

И обратная сторона. Когда ребенка постоянно ограничивают, осаживают, запрещают, то рано или поздно бьющая энергия детских желаний прорывается в раздражительность, капризы, упрямство. И какие бы ни следовали за этим наказания, он все равно будет капризничать, потому что, во-первых, так сбрасывается эмоциональное напряжение, а во-вторых, ребенок добивается внимания родителей.

При этом самая сложная ситуация - когда разрешающий и запрещающий стиль воспитания в семье совмещаются. Например, когда родители запрещают многие вещи, а бабушка потакает всем капризам ребенка. В этом случае у ребенка не формируется устойчивых и однозначных границ поведения, и он начинает метаться от одного желания к другому - «капризничать».

Теперь, когда мы понимаем, чем вызваны непрекращающиеся детские капризы, встает вопрос - как справиться с капризами ребенка?

Ну, во-первых , уверены ли Вы, что с ними нужно действительно «справляться»? Ведь «справиться» - значит исправить, победить, сломить волю, воздействовать силой. А в результате - обидеть, испортить настроение себе и ему, сломать, насильно принудить.

Поэтому, чтобы справиться с капризным ребенком, нужно придерживаться простых по своей сути правил.

Для начала выяснить и понять, что является причиной возникшего каприза. И устранить её - иногда этого бывает достаточно. И даже если с первого взгляда причина непонятна, выразить ребенку свое сопереживание и озабоченность его проблемами.

Во-вторых , «спокойствие, только спокойствие». Не замыкайте порочный круг. Капризы ребенка вызываю у матери тревогу, волнение, раздражение. А негативные эмоции мамы в свою очередь подкрепляют отрицательные эмоции ребенка. Оставайтесь спокойной! Иногда капризы - это «игра на публику». Если играть не перед кем, то и спектакль не состоится.

В-третьих , всегда помнить о том, что ребенок - это «существо с другой планеты», у него другие особенности эмоциональной и волевой сферы. Ребенок не всегда понимает разницу между «сейчас» и «потом», не обладает терпением и выдержкой взрослого человека. Для них существует ситуация «здесь и сейчас»; понятие «через десять минут» - для ребенка вечность. Не надо требовать от него понимания Ваших проблем - дети эгоисты по сути своей.

И в последних , часто капризы - это реакция на нарушенный ход жизни - нарушение распорядка дня, ежедневного ритуала, совместного времяпрепровождения. Постарайтесь не нарушать привычного хода жизни ребенка, но если таковое случилось, примите последующие капризы со стойкостью античного воина.

Поделиться: