Как проходили молодежные гулянья в деревнях в XIX в. (13 фото)

«Мне надоел городской «день сурка»: работа - пробки - дом - работа... Вкалываешь «на дядю», всю энергию тратишь на чужие проблемы, живёшь в бетонной коробке с вонючими подъездами, дышишь пылью, питаешься химией... И так прожить всю жизнь?! Не хочу! - говорит Михаил . - Я закончил юридический, но в нашем городе - перенасыщение юристами, достойной работы нет. Пошёл работать на вагоностроительный завод, получил вторую профессию, но попал под сокращение штата... Тогда окончательно понял, насколько не защищён человек, живущий в городе. Захотелось уехать на природу, чтобы построить свой дом и создать ту комфортную среду, в которой можно развиваться».

Комфорт в... поле?

Родители Миши и Леры были в ужасе: «Куда переезжаете? Зачем? У вас ничего не выйдет!» Но Михаил продал всё, что имел, вместе с друзьями купил 15 га земли (из той компании рядом остался только Алексей Косенко ) и почти год прожил в бытовке - строил дом, занимался коммуникациями и хозяйством. «С энергетической компанией заключил договор, но она просрочила подключение на 1,5 года... Пришлось самому устанавливать солнечные батареи и ветрогенератор, благодаря которым у нас было полностью автономное освещение. А энергетики за просрочку теперь обязаны компенсировать стоимость батарей и генератора - по этому уже есть решение арбитражного суда» , - рассказывает Михаил.

«Почему-то считается, что деревня - это снижение уровня жизни, бытовая неустроенность, грязь, тяжёлый труд. Всё не так! - продолжает он. - Используя современные технологии, комфортную среду можно создать хоть в чистом поле, что у нас и получилось. Раньше мы жили в 33-метровой хрущёвке, а сейчас у нас 2-этажный дом на 200 м². И бытовые условия не хуже городских - из крана течёт горячая и холодная вода, есть ванна, туалет, отопление - всё это обеспечивают колодец, насос, септик, котельная и др.».

«Бытовой комфорт можно создать даже в чистом поле», - считает молодой фермер Михаил Бажан. Фото: poselenie.org

«Свиньи - это выгодно»

Как только Михаил достроил дом, Лера переехала в деревню. Первое время моталась на работу в Тверь на машине - по образованию она инженер-строитель, занималась проектированием мебели. В конце концов устала от разъездов, да и денег на бензин уходило много, поэтому устроилась работать в местный сельмаг. Но уже через год уволилась - своё хозяйство стало приносить доход.

«Начали мы с пасеки - это самое рентабельное производство, которое окупается уже через год, - говорит Лера. - Потом муж увлёкся разведением коз. Сейчас у нас 18 козочек, и мы не только себя обеспечиваем молоком, сыром и творогом, но и можем выставлять их на продажу. Свиньи - тоже выгодное занятие. Держим 25 голов, среди которых есть как венгерские пуховые мангалицы (они весят до 250 кг и имеют густую шерсть, поэтому для них не нужны тёплые помещения), так и мини-пиги, которых хорошо раскупают жители столицы - малышек до 25 кг легко приучить к лотку в квартире, их можно выгуливать на поводке. Ещё у нас есть куры, утки, цесарки... Коров принципиально не заводим, потому что не хотим вставать на заре.

Наше хозяйство позволяет нам нормально высыпаться и отдыхать. К тому же стараемся максимально облегчить свой труд с помощью разных современных устройств. Вместо классических деревянных у нас стоят ульи из пищевого пенополистирола - они тёплые, и на зиму их нет необходимости убирать. Для животных используем автоматические системы кормления и поения - пошёл, проверил, всё ли нормально, и занимаешься другими делами. На пастбище у нас есть «электропастух». Зимой в помещение для животных кладём несменяемую подстилку - она лежит полгода, при этом всё чисто и без запаха. Удобных новинок сейчас очень много, и обо всём можно прочитать в Интернете».

«На земле можно заработать больше, чем в городе, при этом дышать свежим воздухом и питаться натуральными продуктами», - говорят тверские переселенцы. Фото: poselenie.org

«Многие хотят жить на природе»

15 га земли, фермой и огородом семейство Бажан теперь занимается с другой парой - Алексеем и Полиной Косенко. Как говорят ребята, вести со-вместный бизнес с друзьями и единомышленниками весело и удобно - всегда есть взаимозаменяемость. А по соседству с ними администрация выделила ещё 50 га земли, которые теперь раскупают другие переселенцы. Молодёжь строит дома и теплицы. Все друг друга поддерживают, пользуются общими инструментами, мастерскими, пилорамой. Образовалась этакая коммуна из 30 молодых фермеров.

На ферму к ребятам стало приезжать всё больше людей - одни хотят перенять опыт, другие просто поиграть со зверюшками. И фермеры решили заняться агротуризмом. К тому же туристам можно продать мёд, козье молоко, творог, сыр, свинину, а также иван-чай и лекарственные травы, которые собирают девушки.

«В город мы ни за что не вернёмся! - говорят теперь фермеры. - На земле можно заработать больше, чем в городе, при этом дышать свежим воздухом и питаться натуральными продуктами». Своих будущих детей они тоже собираются воспитывать здесь, на селе. «В 2 км от нас находится с. Кушалино. Там есть детсад, школа, больница (правда, всего с одним врачом)... Так что наши дети без образования не останутся, - говорят ребята. - Это в городской семье каждый новый ребёнок приводит к ухудшению качества жизни: в квартире становится тесно и доход делится. На земле же чем больше семья, тем она богаче».

«Многие россияне говорят, что хотели бы переехать из города в село, но не знают, с чего начать, - говорит Михаил. - Поэтому мы начали рассказывать о себе в Интернете, создали социальный проект «Переселение в поселение». Объясняем людям, как выкупить землю, как заработать на ферме, построить дом, поставить солнечные батареи и т. д. Сейчас у нас уже больше 6 тыс. подписчиков, и это реальные люди, которые мечтают выбраться из города».

-------
| сайт collection
|-------
| Глеб Иванович Успенский
| Деревенская молодежь
-------

«…Однако, – возразит мне читатель, – несмотря на все ваши причитанья о том, что вообще понятие об общем благе как бы вообще иссякло и исчезло, действительность народного духа вовсе не замерла. Ведь вот устроили же ночлежный дом для странных. И никаких тут ни указаний, ни поощрений, ни поддержек не было… Стало быть, и без всяких наемных или ненаемных деятелей народ сделает себе сам все, что ему нужно и что он найдет полезным. Лучше всего оставить его в покое, право…»
Все это справедливо, и все это я понимаю и знаю. Знаю я, что дух народный не умер и не умрет; знаю, что рано или поздно, убедившись, что «люби ближнего» – не одно и то же, что «свои собаки грызутся – чужая не приставай», – народ «сам» примется за объяснение этих слов. Знаю, сколько бед и напастей, зла и трудностей произойти от этого может. Знаю я, что все это идет и сейчас на глазах у всех нас, но я утверждаю, что это идет с «ненужным» злом, с «ненужными» мучениями – идет безобразно, дико, нелепо. Ведь для того, например, чтоб устроить ночлежный приют для «странних» и сделать это «своими средствиями», необходимо было, чтобы каждая из деревень, принявших в этом участие, сгорела по крайней мере раза четыре от трубки, которую забыл прохожий в сене; надобно было, чтобы решительно все были много раз обокрадены, хотя и в разное время и в разных размерах. Крестный ход, учрежденный тоже по собственной инициативе крестьянами села Зайцева, учрежден потому, что весь скот переболел у всех; другой ход в той же деревне учрежден потому, что во всех дворах холера выела людей, и т. д. Надобно было, чтобы воровские наклонности прохожих всеми ощутились в таких неудобных размерах, чтобы все заговорили о необходимости ночлежного дома… Но вопрос о бесприютном человеке – такой огромный, общественный вопрос, что его можно и должно ставить пред общественным вниманием, не дожидаясь, покуда он поставит себя воровством, пожаром и т. д. Я очень хорошо знаю, что народ не может верить, будто бы «люби ближнего» есть то же самое, что «чужая не приставай», – знаю, что он будет искать подлинного объяснения этих слов, знаю всю ту огромную муку, которая ему предстоит; но почему я, зная это, должен молчать – этого я не понимаю и понять не могу. Так во всем. Нисколько не теряя веры ни в народную душу, ни в народный ум, мы, люди, принадлежащие к так называемой интеллигенции, но по несч...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Для многих, наверное, будет трудно поверить в то, что в деревне, кроме пенсионеров и алкоголиков, живет еще и молодежь. Именно пока в деревне живет молодежь, живет и деревня. Наверное, все видели результаты массового переезда молодежи в 80,90-е годы в города из деревни. Во что деревни после этого стали превращаться – я думаю, тоже не стоит объяснять.

Постепенно тенденция переезда молодежи из деревни в город угасает, но пока данный факт еще присутствует. Часть моих деревенских друзей так и остались жить в деревне. Но никто из них не спился и не занимается тунеядством, все работают и зарабатывают. Сейчас я расскажу о том, как и на что, живет деревенская молодежь в 2018 году.

Один мой друг работает на лесопилке, отвечает за изготовление «вагонки». Его зарплата 15 000 рублей в месяц и, как многим будет удивительно, работает он официально, в отличие от большинства тех, которые проживают в городе. Все праздничные дни он отдыхает, как и положено, ну а если нужно выйти на работу в праздники, эти дни оплачиваются, или он может взять материалом. Любая доска и любой брус в деревне пригодятся. Также, если он не пойдет в отпуск, то может взять свои отпускные материалом, что очень актуально летом. Да и отпускные у него нормальные, как и должны быть.

Другой друг работает сам на себя, он занимается сварочными работами. Подваривает машины, делает заборы, калитки, мангалы, ограды и т.д. В зимнее время подрабатывает ночным охранником в школе. Летом работает только сам на себя, так как заказов много.

Еще один товарищ работает на лесопилке, на руководящей должности, так как имеет профильное образование, и получает 20 000 рублей. Так как он достраивает свои дом, так не ходит в отпуска, а берет отпускные материалом.

Другой варит котлы для отопления. Работа очень прибыльная, всегда очереди на заказы. В связи с тем, что от деревни до районного центра всего 7 километров заказов очень много. Да и та сторона относительно густо заселена деревнями, примерно через каждые 15 километров есть деревни. Люди там живут, заказы идут.

Кроме того, у него есть свой трактор, зимой местная администрация выдает ему деньги за то, что он чистит снег по всей деревне. Кроме того, у него есть старенький, но рабочий КамАЗ, на котором летом он может привезти людям хоть песка, хоть земли. С песка, например, чистыми он имеет 1500 рублей буквально за 2 часа работы.

Так и живет молодежь в деревне. Вы, наверное, удивитесь, но у них, как и у вас, дома есть интернет с нормальной скоростью. И они, так же, как и вы, находятся в печали, когда интернет отключают на день или два.

Да и кстати на деревенских подростков летом также накидывается немало работы: ремонт дома, покос, помощь по хозяйству. А много ли помогают городские дети своим родителям?

Жить и работать можно везде, было бы желание зарабатывать. Пока, на мой личный взгляд, заработать возможности больше в деревне, чем в городе. Да, дела с развлечениями не так хороши, как в городе, но, как показывает практика, парни не особо грустят по этому поводу.

Летом могут съездить на машинах и в Казань в аквапарк, и посетить другие интересные места, было бы желание. А так все выходные они проводят в гараже одного друга. У него там стоит хорошая печка, вход в гараж платный с каждого по два полена на топку. Конечно, все это в шуточной форме, но приносят и дрова, ведь сидят все в тепле и не на улице.

На рождественских каникулах меня занесло в Залесово. Если я и раньше не питала особых иллюзий по поводу жизни в сельской местности, то, впервые увидев всё воочию с близкого расстояния, и вовсе потеряла всякую надежду, что в деревнях, не только в этой, молодёжь умеет хорошо и интересно жить.

«Дело было вечером, делать было нечего»

«У нас в деревне работает несколько кружков досуга, - рассказывает Аня Миронова, представительница деревенской молодёжи. - Но в основном это кружки либо народного творчества, либо рукоделия. А молодёжи-то хочется всевозможных центров, связанных с компьютерами, танцами, акробатикой… Но это всё только в мечтах…»

Развлечений в Залесове тоже не хватает. Я не говорю о современных кинотеатрах, боулингах, картодромах и прочих развлекательных заведениях современности. Но тот же каток залить можно? Свежим глотком воздуха здесь являются дискотеки, которые проходят в деревенском клубе 3−4 раза в неделю. Иногда в Залесово приезжают диджеи из Барнаула. Правда, деревенская молодёжь не очень-то любит электронную музыку, ей больше по вкусу популярные отечественные группы вроде «Фактора-2».

Привычка материться

Меня неприятно поразило, что молодые люди безбожно матюкаются. Это как раз тот случай, когда люди не ругаются, а просто разговаривают матом.

«У нас и в семье это принято. Все так „говорят“, - поясняет Татьяна Соловьёва, жительница деревни. - Ну и я привыкла, тоже матерюсь. Так что это не воспринимается у нас как что-то из ряда вон выходящее».

Меркантильные «тимуровцы»

Что касается работы - то её в деревне почти нет. Если раньше в Залесове было четыре больших предприятия, то теперь дееспособных осталось два. Молодёжь довольствуется временными подработками: «А что делать? - говорит двадцатилетний Андрей Смолов. - Всем кушать хочется. И отдыхать. Вот и приходится - где дрова колоть, где за скотиной ухаживать… Работодатели у нас - пенсионеры.

Тяжёлым трудом заниматься они не могут, зато у них есть живые деньги, чтобы кого-то нанять. Ещё многие молодые уезжают в Барнаул калымить, но через два-три месяца возвращаются».

Поход в «бар»

О баре я была наслышана ещё с самых первых минут пребывания в деревне. Это здешняя достопримечательность. Решила сходить. Впечатления от посещения самые неприятные. Во-первых, интерьер. Наши «узбечки» по сравнению с этим «баром» просто шедевры дизайнерской мысли! Во-вторых, третьих и четвёртых - маты со всех сторон, спящие личности на деревянных скамейках и запах ни с чем не сравнимого перегара… Между собой деревенские называют это заведение очень мило - «рыгаловка»… Но ходят охотно. Заняться-то нечем. Вот молодёжь и пьёт. И иногда спивается.

Пока ехала обратно…

Мне легко говорить обо всём этом, я знала, что очень быстро могу вернуться в привычную барнаульскую жизнь. А что остаётся деревенским молодым людям? Вроде и работы нет, и нормального досуга тоже, зато есть какой-то упёртый патриотизм - не забуду шутливые слова одного парня: «Да живём-то мы хорошо, вот ещё бы „кирзачи“ новые купить»…

Сделай жизнь ярче!

У деревенской молодёжи, как я заметила, четыре основные проблемы: нечем себя занять, отсутствие работы, пьянство и неправильное представление о культуре. Я попросила активных молодых жителей Барнаула сформулировать реальные способы, как эти проблемы хоть частично решить. Вот что предложили наши герои.

Радость - в творчестве!

Андрей Гомзяков, актёр молодёжного театра «МЫ»:

Всегда и везде можно найти себе увлечение. К примеру, организовать собственный театр. Для этого не так уж и много нужно - найти площадку, выбрать пьесу и начать действовать! Также можно создать вокальную группу или команду КВН.

Ищи «непривычную» работу

Никита Логинов, программист:

Деревенским ребятам я порекомендовал бы подключить Интернет и искать работу в Сети. В деревнях много талантливых людей - можно заниматься, например, web-дизайном. Если нет инета, можно подрабатывать репетиторством.

Спиваются…

Андрей «DEVIL» Прохоров, бармен:

Мне становится страшно - в любой деревне куча пьющей молодёжи. Даже спивающейся. В городе народ выпьет пару-тройку коктейлей и развлекается. В деревне же нужно обязательно напиться вусмерть. Иначе ты не пацан. Выход здесь один - нужно каждому жителю деревни понять, что он прежде всего человек, а спиртное - прежде всего зло.

Культура в нас самих!

Марина Неёлова, студентка БГПУ, будущий учитель русского языка и литературы:

Не важно, где ты родился! Главное - уважать себя и окружающих. Зачем материться, когда каждое нецензурное слово можно заменить нормальной лексикой? Нужно просто работать над собой, а способов бросить сквернословить - тысяча.

Исключение

«Белая ворона» из Залесова

Максим Герасимов, учащийся Залесовского ПУ-64, занял второе место на недавно прошедшем в Барнауле конкурсе «Открой дорогу в мир диджейства», в котором участвовали 155 человек из Алтайского края и Кемеровской области. Максим уже несколько лет ведёт дискотеки в училище и залесовских школах. В награду Максим получил комплект профессиональной аппаратуры.

Мнение

Не можешь - беги!

Софья Сапрыкина, модель, арт-менеджер агентства «Стиль»:

У меня много примеров, когда молодые люди, живя в деревне, элементарно спивались от нечего делать. На мой взгляд, выход здесь для молодых людей один - сбегать в город! Сначала - чтобы получить достойное образование, а в дальнейшем - перебраться навсегда. Потому что будущего в деревне у них нет.

От редакции. То, что увидел наш корреспондент на своих деревенских каникулах, наверное, не вся картина. Ждём от хорошо знающих эту сторону жизни подробностей. Пишите.

Маргарита ЦУРИКОВА.

Традиции совместного коллективного проведения досуга незамужних девушек и холостых парней существовали на Руси издавна. Варианты занятий регламентировались неписаными правилами. В ходе совместных игр и гуляний молодые люди выбирали себе пару для будущей семейной жизни. И. Шангина в книге «Русские девушки» описывает разные виды молодежных гуляний и правила их проведения.

Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.

В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.

Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.

Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.

Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.

Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.

Поделиться: