Как помыть чемодан из ткани. Как почистить кожаный чемодан на колесиках? Для очистки чемодана вам понадобятся

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению - главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги - и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение - лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии - нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам - увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

Похожие материалы

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Это один из самых волнующих вопросов, которые могут встать перед родителями.
Вроде бы и буквы освоены, и слоги понятны.

Но ребенок читает медленно, совершенно не понимает прочитанное. В итоге просит маму помочь объяснить задание, тянет с выполнением уроков, получает оценки хуже, чем может.

Действительно, ни для кого не секрет, что чтение с пониманием — основа успешного обучения в школе.

Потому что какой бы мы ни взяли предмет, везде надо читать и понимать прочитанное. Уметь отвечать на вопросы и ориентироваться в тексте.

Так когда наступает понимание текста? Где та самая грань между понимает/не понимает?

Научно доказано, что понимание текста происходит при скорости чтения от 60 слов в минуту и выше.

Если ребенок читает меньше, то прочитанный впервые текст он не поймет. Прочитанную задачу не не поймет. Прочитанное задание — не поймет.

Именно поэтому чтением и скоростью чтения заниматься важно и необходимо. Представляем Вашему вниманию несколько лайфхаков для обучения детей чтению:

Лайфхак № 1 — использовать «Чудесный домик»

Это замечательная разработка учителя начальных классов Стрекаловской Любови Алексеевны и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты уже покорила сердца тысяч родителей.
Преимущество домика в том, что его легко брать с собой куда угодно, а заниматься по домику легко и интересно.

Методика повышения чтения заключается в отдельном чтении слогов русского языка, при этом обучение происходит основываясь на трех базовых китах успеха: интенсивность, изолированность и обратная связь.

Домик позволяет играть в множество игр с ребенком, которые увеличивают скорость чтения.

Игра № 1 — Прочитай меня! Кто выглянул?

В окошечко домика выглядывает только один слог, ребенок его читает и получает обратную связь. Обычно движение домика происходит вертикально, значит мы интенсивно тренируем определенный вид слогов.

Игра № 2 — Отгадай слово

Родители переводят домик последовательно на два слога. Например, вначале из домика выглядывает «но», потом «га». Ребенок читает слоги и угадывает, что выглянуло из окошка.
Потом может показаться «ко-т» или «ру-ка», может даже показаться «ко-за»

Игра № 3 — Загадай слово.

Происходит обратно предыдущей. Ребенок поочереди показывает слоги слова, которое он загадал. А родители читают и угадывают.

Игра № 4 — Давай быстрее?

Ребенок читает слоги, переводя домик вертикально или горизонтально. А вы засекаете секундомером, за сколько он это сделал. Фиксируется результат, а после повторяется.

С каждым разом будет расти скорость ребенка, а значит и его вера в себя.

Сделайте два домика, один положите с собой в сумку и тогда его можно будет использовать в любую удобную минутку: в транспорте, в очереди, ожидая врача.

Методика помогает повысить скорость чтения детям с дислексией (прим. Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.)

Благодаря «домику» дети с дислексией запоминают слоги, что помогает освоить процесс чтения (в русском языке чтение слоговое)


Лайфхак № 2. — Техника «Секундомер»

Для тренировки чтения нам понадобится детская книга и секундомер. Попросите ребенка начать читать и засеките минуту. После попросите прочитать еще раз тот же участок текста за минуту.

И вы и ребенок увидите, что во второй раз он прочитал больше, чем в первый! А в третий еще на одно-два слова больше, чем во второй. Значит — скорость чтения растет. Важно отметить, что тренировка должна проходить обязательно на одном и том же участке текста.

Подробнее о методике и ее пользе — в нашем видео

Лайфхах № 3 — Слово нехорошее написано

Скорее всего, среди читателей найдутся те, кто не одобрит этот способ.

У него совершенно не было мотивациии или желания учиться читать. Тогда предложила ему прочитать плохое слово, которое я написала.

Ребенок засмущался.

Использую «чудесный домик» в окно выглянули слоги: «ду», «ра» Ребенок засмеялся

Какие слова ребенок считает «плохими»?

Это могут быть слова дура, дурак или даже жопа.

Важно, чтобы ребенок понял, что то что нельзя говорить вслух, можно прочитать или загадать. Мы провели два дня отгадывая и загадывая плохие слова, делая большие глаза. Мы загадывали и «дура» и «дурак» и «какашка» (над этим Никита смеялся дольше всего)

В итоге ребенку в скором времени это показалось уже не так интересно, и он просто начал загадывать и читать все подряд.

Это была моя большая победа!

Лайфхак № 4 — Техника «Стихотворения»

Для того, чтобы увеличить скорость чтения нужно в течение одной недели читать одно и то же стихотворение. Зачем и почему? Ответ в нашем видео

Лайфхак № 5- Таблицы Шульте

Кажется напрямую чтение таблиц не влияет на результат. Однако это не так.

Одной из причин медленного чтения специалисты выделяют маленькое поле зрения. Именно используя таблицы Шульте можно увеличить поле зрения и научить мозг ориентироваться быстрее.

Работать с таблицами нужно так: последовательно найти цифры от 1 до 25. Можно просто «глазами», можно показывая пальцем, можно зачеркивать.

Я поставила программу на мобильный телефон и в свободную минутку мы с детьми устраиваем соревнования. В программе нужно нажимать последовательно на цифры от 1 до 25. Если ответ верный, цифра светится зеленым. Если нет — мигает красным. Программу можно найти по запросу «Таблицы Шульте»

Существуют несколько техник работы с таблицами, расширения поля и угла зрения, поиска цифр. Подробно мы рассматриваем и изучаем техники в курсе «Умный ребенок» в модуле «скорочтение». Однако и простой поиск нужной цифры улучшает внимательность и увеличивает скорость чтения ребенка.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Лайфхак № 6 — Закрываются глаза

Так делали наши мамы и бабушки. Увлеките ребенка чтением и … перестаньте читать.

Конечно, ребенок может начать возмущаться, но если вы скажете, что сегодня устали, и продолжить никак не можете, а момент действительно инетересный, то ребенок скорее всего возьмет книжку сам.

Например так мы сейчас с детьми читаем сказку «Волшебник изумрудного города». Первые 4 главы прочитала я, а на пятый день чтения, поскольку я устала и не могла читать, читали сами дети. Главу Андрей, главу Никита.

Вчера мальчики читали уже 12 и 13-ю главу, забыв, что изначально им читала мама.

Надеемся, что наши советы помогут вам повысить скорость чтения ребенка

А уже в это воскресенье мы проводим вторую конференцию по эффективному обучению детей в школе «Учиться может каждый»

Всего за 1 день мы расскажем о самых больших школьных проблемах и способах их решения

Вот некоторые из вопросов, которые будут разобраны на конференции:

  • Планирование учебной недели
  • Отстаивание своего я ребенком в школе
  • Вдохновение ребенка и повышение его самооценки
  • Как замотивировать ребенка читать
  • Как «говорить с ребенком на одном языке»
  • Чтение с ребенком
  • Мотивация ребенка
  • Домашние задания с удовольствием
  • Использование техник эффективного обучения для экономии на репетиторах
  • Почему ребенок не хочет делать уроки

И другие темы эффективного обучения в школе, которые Вы сможете применить уже сразу после конференции

Вас ждет 6 спикеров, 6 разных тем, 6 различных историй и море полезной информации, которая позволит вывести обучение в школе на новый уровень

Присоединяйтесь к нам прямо сейчас

Давайте вместе делать образование в школе эффективным и качественным

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

В условиях современного прогресса значительно возросла нагрузка в школе. Чтобы учиться хорошо, наши дети теперь должны

Хорошо усваивает материал тот, кто быстро читает, – говорят ученые. А потому быстрый темп обучения берется уже в первом классе. Сегодня говорим о том, как увеличить скорость чтения у первоклассника. Научив ребенка быстро читать, мы поможем ему успеть в учебе и не стать «слабым звеном» в классе.

Психологи подметили, что текст хорошо усваивается и понимается учениками тогда, когда он прочтен в темпе разговорной речи. А точнее – от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости мозг сосредотачивается и работает максимально эффективно.

Именно к скорости, при которой чтение станет эффективным, мы и будем стремиться, занимаясь с первоклашкой.

Преимущества эффективного (быстрого) чтения

Освоив технику скорочтения, наш ребенок сможет:

  • Вовремя сделать уроки, не уставая при этом;
  • Прочитать кучу книг и журналов по интересам, следовательно, быть разносторонне развитым человеком;
  • В процессе быстрого чтения развить память и внимание, а также интеллектуальные способности;
  • Повысить успеваемость, так как дети, помногу читающие, обычно учатся хорошо;
  • Хорошая успеваемость способствует формированию морального облика ученика.

Нормативы скорости чтения в первом классе сейчас составляют до 70 слов в минуту, к концу четвертого класса 110-120 слов.

Почему школьник медленно читает?

Не все дети достаточно быстро и хорошо читают. Достичь нужного темпа им часто мешают следующие причины:

  1. Плохая память и отсутствие внимания (читая текст, не могут уследить за нитью повествования);
  2. Отсутствие читательской практики;
  3. Низкий словарный запас;
  4. Нелюбовь к чтению;
  5. Ограниченность поля зрения;
  6. Регрессирующие движения глазами (взгляд возвращается к уже прочитанному);
  7. Несовершенность артикуляционного аппарата;
  8. Логопедические проблемы (дислексия).

Проанализировав причины низкой скорости чтения школьника и выбрав метод устранения помехи, мы еще на шаг продвинемся к разрешению вопроса, как улучшить технику чтения своего чада.

Устраняем все проблемы

  • Развитие памяти и внимания

Слабые показатели памяти сильно тормозят процесс чтения. Читая четвертое-пятое слово, ребенок может выкинуть из памяти первое и тогда смысл прочитанного уже не понять, приходится возвращаться к началу. При отсутствии внимания картина еще интереснее получается – текст прочитан, в голове пусто. А смысл читать?
Безусловно, надо подтягивать показатели и внимания, и памяти, без этого не добиться хороших результатов.
В моем блоге вы найдете , в которой приводятся все упражнения и методики.

  • Расширение словарного багажа

Читайте, читайте и еще раз читайте. Это должно превратиться в маленькую семейную традицию. Через книги, разнообразные по тематике, ваше чадо почерпнет большое количество новых и незнакомых слов, научится различать разные оттенки речи. К тому же, у ребенка появится интерес и стремление к чтению.
Разбирайте вместе значение новых слов, размышляйте над фразеологизмами.

  • Увеличение поля зрения

Ограниченное поле зрения часто мешает первокласснику быстро читать. Это выражается в том, что, читая одно слово, он не видит второго, следующего за ним. Как следствие, уходит время, чтобы «увидеть» следующее слово, затем распознать, а потом прочитать.

Решить проблему помогут упражнения с таблицами Шульте, они описаны в моей статье «Скорочтение упражнения для детей».

  • Убираем регрессию

Регрессия – это возвратные движения глаз в процессе чтения. Делаем следующее. Кладем линейку на текст и закрываем каждое прочитанное слово. Прочитал – закрыли, прочитал – закрыли. И так до конца текста. Так повторяйте изо дня в день. В конце концов, ваш школьник привыкнет к правильному движению глаз, и назад возвращаться не будет.

  • Подтягиваем артикуляцию

Если ваш ученик говорит с запинкой на каждом слоге – это неизбежно скажется на скорости. Выход прост. Учите скороговорки и чистоговорки, стремясь четко произносить каждый звук и при этом не сбиваться.

  • Боремся с дислексией

Дислексия – это стойкое нарушение психического развития ребенка. Выражается в том, что ученику трудно запоминать даже простейшие стихи, последовательности из 3-4 цифр. Такой ребенок путает «право» и «лево», не может завязать шнурки сам, не знает, в каком порядке идут дни недели и так далее.
Часто дислексия наблюдается у таких детей:
Левши;
Гиперактивные дети;
С задержкой речевого развития;
Кинестетики.
Дислексию в состоянии исправить только специалист-дефектолог.

Давайте по порядку:

  1. Литературные пятиминутки. Главный принцип любого образовательного процесса: лучше понемногу, но чаще. В течение дня несколько раз повторяем такое действие. Берем книгу (выбираем что-то интересное) и просим ребенка почитать 5 минут. Читаем не вслух, а про себя. Затем закрываем книгу и переключаемся на другие занятия.
  2. Трудные сочетания согласных. Первокласснику часто тяжело даются слова, где подряд стоит несколько согласных (например, СТРЕЛА, ИСКРА, ИНСТРУМЕНТ). Подчас такие слова выполняют роль якоря: дойдя до них, ребенок надолго застревает, пытаясь выговорить. Напишите на карточках сложные слова и разучивайте с малышом каждый день, пока не будет получаться.
  3. Щадящее чтение. Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, попробуйте применить такой метод. Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения. Отдых здесь играет роль разгрузки для ученика и позволяет настроиться на следующую серию предложений. Смотрите с ребенком диафильмы. В них короткие фразы сменяются яркими картинками, ребенок быстро переключается и не успевает уставать от чтения.
  4. Чтение на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, если хотите, чтобы ваш первоклассник быстро достиг успехов в скорочтении, читайте перед сном, хотя бы по пять минут.
  5. Форсированное чтение. Прибавляем к скорости чтения ученика число 30 и берем фрагмент текста, состоящий именно из такого количества слов. Например, если скорость фактическая равна 80 словам в минуту, то текст нужно взять на 110 слов. Как пройти тест на определение скорости чтения, можете посмотреть здесь ссылка на статью Как считать слова. Задача тренирующегося – прочитать отрывок ровно за минуту. Читаем вслух. Дается три попытки.
  6. Пересказ. Читаем текст и пытаемся его пересказывать. Начинать лучше с одного абзаца, постепенно увеличивая объем.

В следующей статье мы подробно разберем с вами упражнения для развития навыков быстрого чтения у детей.

Рекомендую также почитать книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» – в России это первая методика скорочтения для детей. Излагается все просто и ясно.

Для профилактики логопедических нарушений на занятиях с первоклассниками советую использовать упражнения из Букваря Надежды Жуковой .

На этом все на сегодня. Как всегда, жду ваших комментариев. Подписывайтесь на новости. Расскажите друзьям.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

Поделиться: