Как помочь мальчику 7 лет преодолеть стеснение. Отрабатывайте поведение в те или иных ситуациях

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В возрасте 12–15 лет мальчики и девочки становятся склонны к самоанализу. Как правило, именно в этом возрасте они начинают негативно оценивать себя. Они могут почувствовать себя недостаточно интересными, стать неуверенными в себе, зависимыми от мнения окружающих.

Как следствие, появляется стеснительность – страх быть осмеянным, непонятым другими людьми. Стеснительность может стать спутником на долгие годы, сделав человека замкнутым, безынициативным. В будущем таким людям будет труднее реализовать свой потенциал и добиться успеха.

Не стоит сразу бежать к психологам. Для начала попробуйте помочь ребенку самостоятельно. Поддержка родителей в этом возрасте особенно важна подросткам, хоть они этого и не показывают.

Основные причины стеснительности

Причины застенчивости нужно искать в детстве ребенка. Если он подвергался запретам, унижениям, упрекам - он может вырасти неуверенным в себе. Страх оступиться, подвести, оказаться осужденным будет двигать человеком всю жизнь, поэтому нужно помочь ему стать раскрепощеннее. Еще одна причина стеснительности может лежать в пережитой ребенком психологической травме. Если у него в жизни случилось событие, которое потрясло его до глубины души, он тоже может испытывать дискомфорт в обществе.

Есть и другие причины стеснительности ребенка. Например, ролевые модели родителей. Если в семье застенчивость, можно сказать, передается по наследству - нет ничего удивительного, что к ней склонен и ребенок.


Как помочь подростку побороть стеснительность

Принимайте детей такими, какие они есть; позволяйте им принимать самостоятельные решения; уважайте их разумные желания и выбор, даже если они не совпадают с вашими и кажутся вам неправильными.

Чаще хвалите ребенка за его достижения, пусть и небольшие. Не заостряйте внимание на неудачах, ведь без ошибок невозможно полноценно развиваться.

Развивайте уверенность и независимость от чужих оценок вместо того, чтобы перекладывать на неокрепшие плечи свои страхи. Зачастую совершенно не важно, что в тот или иной момент подумают другие люди. И уж точно не стоит сравнивать его с другими, особенно не в пользу своего чада.

Контролируйте ребенка в меру, чтобы он не расслабился за вашей спиной и не перестал проявлять себя.


Инициируйте посещение разнообразных студий и кружков. Особенно будут полезны такие занятия, где предполагается выступление перед аудиторией: театральная или музыкальная студия, вокал, танцы. Можно предложить спортивную секцию, где даже незначительные достижения принесут пользу. У любого подростка есть таланты, просто помогите раскрыть их. Это повысит его самооценку.

Помогите ребенку избавиться от культа кумира. Всем нам в юности хотелось быть на кого-то похожим, все мы к этому стремились. Но, чувствуя разницу между собой и идолом, наша самооценка значительно падала. Дайте подростку понять, что идеальных людей не бывает - у всех есть свои плюсы и минусы. А еще помогите ему стать тем человеком, который станет примером для подражания для других.

Также задача родителей – научить ребенка обыгрывать свою внешность. Постарайтесь привить вкус и чувство стиля не только дочери, но и сыну.

Отношения с противоположным полом

Особенно актуальная тема для подростка – взаимоотношения с противоположным полом. Застенчивость мешает начать разговор или оказать знак внимания. Предложите ребенку отработать эти навыки в безопасной обстановке, приведите варианты возможных тем для беседы. Поделитесь своим опытом, вспомнив юность. Ни в коем случае не давите на него. Отношения с противоположным полом для ребенка - очень личная тема, и, если он не захочет делиться своими переживаниями, отнеситесь с пониманием.

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет - не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых - помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец - первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него - это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают - стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.


Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать - тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.

Инструкция

Основными причинами проявления подобных состояний могут послужить неуверенность малыша в себе. Именно из-за подобного малыш себя неуверенно в присутствие посторонних людей, порой даже испытывая приступы паники. Также причиной застенчивости у может быть недостаток или вообще отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. В этом случае малыши пытаются скрыть свой страх и дискомфорт за развязным, чрезмерно активным и напористым поведением.

Основным способом, как борьбы, так и профилактики робости и застенчивости является формирование уверенности в себе. Создание благоприятной атмосферы в доме, ощущение заботы и тепла также помогут малышу не так бояться внешнего мира.

Лучшим способом для укрепления чувства уверенности в себе и своих силах – это выполнение трудных задач. Трудных, но выполнимых. Помогите своему чаду пройти все испытания и дойти до конца. Не ругайте его за совершенные ошибки, наоборот, вселите ему мысль о том, что все сделать правильно невозможно и что все ошибаются.

Никогда не ругайте его за личностные , а тем более не обсуждайте при ребенке с окружающими его проступки и оплошности, не высмеивайте его слабые стороны. Наоборот, найдите в малыше сильную строну и помогайте ему развить ее, чтобы она получила одобрительную оценку с внешней стороны.

Адекватная самооценка и чувство собственной значимости также никогда не позволят стать робким. Заниженная самооценка, чувство собственной незначительности и застенчивость тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Дети с низкой самооценкой более всего подвержены критике и очень долго ее переживают внутри себя, а ребенку должно быть комфортно наедине с самим собой.

Развитие активной жизненной позиции у детей обезопасит их всех проявлений робости и стеснительности. Бездействие порождает застенчивость. Нужно стараться изменить модель поведения у , а не его личность . Постарайтесь отгородить его от различных тревог и стрессов: одежда и прическа малыша не должны быть поводом для насмешек. Однако старайтесь избежать социальной изоляции: пусть имеет доступ к информации, чтобы он мог поддержать любую беседу.

Видео по теме

Полезный совет

Имея дело с застенчивым ребенком стоит избегать слов типа "тупой/глупый", "уродливый/страшный/страшненький", "криворукий/неумелый" и т.д.

Детская застенчивость проявляется как сдержанность в общении или даже отказ от него. Поощрение взрослыми скромности у застенчивого ребенка только усугубляет трудности взаимодействия с другими людьми. Умению общаться человек учится с самого рождения через контакты с родителями и другими близкими людьми. От их особенностей зависит, будет ли ребенок свободен в общении или будет застенчивым.

Инструкция

Проконтролируйте свое общение с ребенком. Отметьте, как часто вы пользуетесь запрещающими высказываниями. Особое значение для формирования застенчивости имеет запрет без пояснения. По мнению Ф. Зимбардо, чем больше таких запретов, тем более вероятно, что вы общаетесь по типу «надзиратель- », нормальный диалог между которыми практически отсутствует. Появляется страх общения.

Проанализируйте, что вам больше доставляет удовольствие: активность и громкие детские голоса или сдержанность и молчание детей в доме. Дети стараются соответствовать ожиданиям родителей и ведут себя соответственно. При ожидании и требовании от них постоянного сдерживания, дети ведут себя послушно, не проявляя инициативы в общении и деятельности.

Покажите ребенку разнообразные способы общения с другими людьми. Чаще посещайте детские мероприятия, ходите в гости, берите ребенка с собой в магазин. Глядя на вас, он будет запоминать различные ситуации общения и способы разрешения возникающих трудностей.

Не отмечайте наличие застенчивости при знакомстве его с другими людьми. У него много и других личностных качеств, на которые стоит обратить внимание. Говорить лучше не «Он у нас молчун», а «Он у нас любит подумать, поразмышлять. Такой умный растет.». От этих установок зависит не только сегодняшнее общение, но и дальнейшее развитие ребенка.

Пригласите друзей ребенка в гости. В своей квартире малыш будет чувствовать себя увереннее. Он сможет показать свои игрушки, рассказать о родителях, поиграть в любимые игры, которые давно освоил и не испытывает трудностей научить играть других. Дома чувствуется поддержка родителей, даже если вы не вмешиваетесь в общение маленького хозяина и его гостей.

Помогите ребенку разобраться в сложных жизненных ситуациях, вызывающих трудности общения с людьми противоположного пола: проживание комплекса Эдипа (4-5 лет), первую влюбленность в сверстника (10-12 лет), сексуальное влечение (12-15 лет). Искренние разговоры без обвинений помогут ему понять особенности этих отношений и преодолеть застенчивость .

Будьте в курсе особенностей общения вашего ребенка со сверстниками. Уже с начальной школы дети дают друг другу прозвища, которые имеют производные не только от фамилии, но чаще указывающие на какие-либо дефекты физического развития ребенка: «Толстяк», «Телевышка» и др. В общение такого рода следует вмешаться , особенно, если прозвище указывает на вымышленные дефекты, и обиженный ребенок замыкается в себе.

Полезный совет

Для некоторых детей, интровертов и флегматиков, одаренных и гениальных застенчивость – желательное состояние души. Есть время подумать, сочинить, изобрести, сконструировать. Избавляя их от застенчивости, рискуете лишить других положительных качеств.

Совет 3: Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

Неуверенность ребенка чаще всего проявляется в том, что он менее общителен, часто сидит один, боится принимать активное участие в детских играх, у него мало друзей. Задача родителей - помочь ему преодолеть застенчивость и неуверенность. Иначе есть риск, что в будущем у такого ребенка будет много проблем уже во взрослой жизни.

Инструкция

Неуверенный в себе ребенок в обществе незнакомых людей может даже запаниковать. Это порой спровоцировано отсутствием навыков человеческих взаимоотношений. В таких случаях дети прячут свой страх и дискомфорт за чрезмерно активным, развязным и напористым поведением. Формируйте у своего уверенность в себе с лет. Это поможет и в борьбе с подобным , и в профилактике таких проблем. Создавайте дома благоприятную атмосферу. Помогите малышу не бояться внешнего мира, окружив его теплом и заботой.

Чтобы укрепить чувство уверенности в себе и собственных силах, заставьте ребенка решать трудные, но выполнимые задачи. Помогите ему пройти все испытания и добиться положительного результата. Не ругайте его за допущенные ошибки. Объясняйте ему, что все люди «оступаются» и с первого разу сделать все правильно очень непросто. Зато таким образом можно обрести неоценимый жизненный опыт.

Никогда не ругайте ребенка за проявление личностных , а также не обсуждайте при нем с окружающими его проступки и оплошности. Ни в коем случае не высмеивайте его стороны. Попытайтесь найти в малыше сильные качества и развивайте их в правильном направлении.

Уберегите своего ребенка от робости при помощи развития у него адекватной самооценки и чувства собственной значимости. Дети, у которых есть проблемы в данной области, очень часто подвергаются критике и потом долго и болезненно переживают ее в себе. Помните, что должно быть комфортно наедине со своим внутренним миром.

Отгородите его от различных стрессов и тревог. Следите за одеждой и прической малыша, чтобы они не послужили поводом для насмешек среди его ровесников. Но в то же время избегайте социальной изоляции. Дайте ребенку свободный доступ к информации (конечно же, в разумных рамках). Это научит его поддерживать любой разговор.

Видео по теме

Связанная статья

Застенчивость как черта характера проявляется в возрасте от 4 до 7 лет. Иногда её уровень бывает настолько высок, что это негативно сказывается на последующей жизни ребенка.

Концентрируясь на физическом и умственном воспитании ребёнка, родители не думают о том, ребенку нужен также социальный рост. Дошкольное детство характеризуется особой эмоциональностью детей, которая может быть вызвана осознание ответственности за новые социальные роли.

Во-первых, застенчивость ребенка определяется его ожиданием оценки взрослого. Случайное высказывание воспитателя в детском саду, имеющее негативную окраску, может вылиться в заниженную самооценку ребёнка. Чтобы научить малыша меньше уделять внимания на категоричность взрослых, необходимо обучить его критичности мышления, а также адекватному анализу ситуации.

Во-вторых, ребёнка может постоянно преследовать ожидание неудачи. Данную ситуацию можно предотвратить с помощью многоразового проигрывания потенциально негативной ситуации. Делать это нужно в спокойной обстановке наедине с ребенком. Как вариант, проанализируйте с малышом людей, которые добиваются успеха в определённой сфере. Возможно дошкольник поставит его в пример и сможет побороть те качества, которые мешают следовать идеалу.

В-третьих, зачастую ребенок боится привлечь к себе внимание взрослого. Увидев это запомните, что в данной ситуации необходимо уделить больше времени для проработки диалогового общения. Существует множество методик для овладения данным навыком, начиная от вербальных упражнений, и заканчивая сюжетно-ролевыми играми.

В-четвертых, следует насторожиться, если ребенок не пускает никого в интимно-личностную зону. Её диаметр составляет примерно 100 сантиметров. Чтобы побороть это, займите ребёнка творческими видами деятельности. Лучше всего занять ребёнка танцами или подобными видами деятельности, в которых придётся непосредственно контактировать с людьми.

В-пятых, предоставьте ребёнку самостоятельность. Начните с простых дел, побудите его: самостоятельно застилать постель, одеваться, прибираться в комнате. Предъявите ребенку посильные для него требования. Когда малыш поймёт, что справляется со своими обязанностями, это даст ему веру в свои силы и уверенность в будущих начинаниях.

Видео по теме

Источники:

  • "Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей", Л.Ф. Зикратова, 2010.

Что делать, если у вас в семье растет застенчивый ребенок? Как это определить, как вести себя с робким малышом, каковы причины такого поведения? Попробуем ответить на эти вопросы.

Очень часто застенчивость является результатом реакции, которая возникла в определенный момент при взаимодействии с людьми и переросла в страх, поэтому работа по преодолению застенчивости должна быть осторожной и деликатной.

Расширяйте круг общения и знакомств ребенка, как можно чаше приглашайте своих друзей к себе, ходите с ребенком в гости, гуляйте по людным местам. Не стоит волноваться за малыша и оберегать его от зачастую выдуманных вами опасностей, дайте ему некоторую свободу.

Постоянно укрепляйте у своего ребенка уверенность в себе и уверенность в собственных силах и привлекайте его к выполнению самых разнообразных поручений, так или иначе связанных с общением. Создавайте ситуации, при которых ребенку необходимо, так или иначе, вступать в контакт с незнакомым ему взрослым человеком. Например, можно попросить его сходить в магазин, оставить с другом на пару минут.

Помните, что справляться с застенчивостью необходимо, пока ребенок маленький, так как с возрастом его застенчивость может закрепиться.

Есть несколько действенных методов, помогающих победить застенчивость. Во время гимнастики выполняйте упражнения, похожие на подражание животным (потянуться, как кот, вытянуть шею, как жираф и т.д), так как такие упражнения раскрепощают. Также можно поиграть в «Колдуна», который забрал у ребенка голос. Ребенок должен отвечать только мимикой и жестами, тем самым овладевая неречевыми средствами общения.

Видео по теме

Застенчивость (робость) проявляется в виде некой тревожности, беспокойства, неловкости в различных ситуациях. Это форма состояния психики, которое чаще всего возникает при знакомстве с другими людьми или нахождением рядом с ними.

Некоторые считают застенчивость положительным качеством. Но в большинстве случаев это считается недостатком. Люди, обладающие такой чертой характера, ссылаются на то, что застенчивость мешает жить полноценной жизнью. Они очень хотели бы избавиться от этой черты характера, так как постоянно мучают себя мыслями, что же подумают и скажут о них окружающие.

К чему может привести застенчивость:

  • отсутствие возможности знакомиться с новыми интересными людьми
  • отсутствие возможности отстаивать свою точку зрения
  • подверженность влиянию окружающих людей
  • непонимание со стороны окружающих людей
  • отсутствие возможности четко излагать мысли
  • чрезмерное акцентирование внимания на себе, что мешает замечать происходящее вокруг
  • наличие негативных переживаний
  • накопление эмоций в себе, что плохо влияет на здоровье
  • отсутствие возможности получить интересующую информацию из-за страха общения.

Причины застенчивости

Чаще всего застенчивость может формироваться в детском возрасте из-за определенного характера взаимоотношений с родителями. Дети могут быть слишком ранимы и болезненно воспринимать критику со стороны родителей. У детей недостаточно опыта общения с людьми, незнание как себя вести и что ответить в определенной ситуации, и это может быть причиной застенчивости.

Что делать

Родители могут помочь ребенку преодолеть застенчивость, обучая его различным навыкам взаимодействия с обществом, поддерживая и прививая чувство защищенности.

Источники:

  • В чем причины детской застенчивости?

«Застенчивость – не болезнь и не порок» – скажете вы, и будете правы. Считается, что девушкам застенчивость вообще к лицу и является чуть ли не достоинством. На самом деле, такая черта характера встречается гораздо чаще, чем мы думаем. И не только у детей. Просто взрослые научились свою застенчивость прятать и скрывать.

Изначально каждый ребенок переживает неуверенность в себе и при нормальном стечении обстоятельств со временем спокойно выходит из этого состояния. С такой застенчивостью родителям бороться не стоит, это нормальное возрастное проявление осознания ребенком себя.

Но бывают и такие случаи, когда застенчивость у ребенка не пропадает, а лишь усиливается. Разберемся пошагово, почему это происходит, и как этому помешать. Сначала необходимо точно определить, что с вашим ребенком что-то не так. Вполне возможно, что он просто любит уединение и не скучает в одиночестве. Ребенок, которому необходима помощь, выглядит следующим образом. Он испытывает трудности в общении со сверстниками, а иногда и со взрослыми, мучается от того, что одинок, и крайне болезненно реагирует на любую критику – самоустраняется и уходит в себя. В среде незнакомых людей ведет себя крайне скованно и теряется, когда все внимание обращается на него.

Что же делать, если ваш ребенок подходит под второе описание? Все просто: нужно его поддержать, незаметно от него самого, поднять самооценку малыша. Постарайтесь занять его теми делами, которые у него получаются, и хвалите после каждого удачно выполненного. Если что-то не удалось, сначала все равно похвалите, а затем, как бы невзначай, предложите сделать то же самое, но немного по-другому, тем самым исправив ошибку. Приведем пример. Если ребенок нарисовал цветок вверх ногами, не стоит смеяться и бежать показывать его рисунок соседям и супругу. Похвалите малыша за выбранный цвет, размер, пропорции, а затем предложите вместе с вами нарисовать не ромашку, а розу, но уже в правильном порядке.

Ребенок должен осознавать и понимать, что оправдывает ваши ожидания, даже когда приносит плохую оценку из школы. А то, что вы ребенка ругаете, это не критика его личных качеств, а желание сделать его еще лучше. Вспомните, сколько раз вы говорили фразу «а соседский Коля в твоем возрасте уже и шнурки сам завязывает, и игрушки сам убирает, и маме помогает всегда». Получается, что малыш с детства чувствует, что он недостаточно хорош для своих родителей, не то, что соседский мальчик. Это чувство развивается и трансформируется в неуверенность в своих силах и во взрослой жизни.

Совет 8: Помогите ребенку справиться со стеснительностью

Все родители уверены в исключительности своего чада. Для них он самый умный, сообразительный и талантливый. Кроме того, хочется, чтобы так думали и окружающие. Но зачастую оказывается, что даже самый бойкий малыш на людях замыкается в себе, смущается и прячется за спину матери либо отца. Это и есть детская стеснительность.

Свойственна она в основном детям до 5-ти лет. Родители не должны воспринимать застенчивость как расстройство личности. Это всего лишь психологическая особенность. Также ошибочно думать, что, когда малыш стесняется, значит у него малый уровень самооценки. Стеснительность может выступать и как защитная реакция.

Есть пара простых, но от этого не менее эффективных советов. Они помогут родителям раскрепостить ребенка.

Во-первых, определите причину. Это могут быть и иные проблемы, либо отклонения в развитии интеллекта, или элементарные сложности при установлении контакта.

Во-вторых, будьте образцом для малыша. Ребенок не должен видеть нерешительного человека в вас. Малыш начнет копировать ваше поведение и сам станет смелее.

В-третьих, бывайте больше в общественных местах. Он будет контактировать с миром, и вскоре поймет, что в этом опасностей нет.

В-четвертых, прививайте социальные навыки с малого возраста. Расскажите о правилах этикета, о том, как следует вести себя в обществе. Обыграйте возможные ситуации, далее обсудите допущенные ошибки поведения.

В-пятых, поддерживайте ребенка в реализации его стремлений. Именно родители должны поддерживать и объяснять ребенку, как следует поступить в определенных ситуациях.

Не рассчитывайте, что у вас получится быстро справиться с застенчивостью. Вам придется трудиться над этим ежедневно.

Повзрослев, малыш оценит вашу заботу и поблагодарит за родительское внимание и поддержку.

Многим деткам присуща застенчивость. Не следует ее путать со скромностью, которая является в основном положительным качеством личности. Застенчивость может с возрастом пройти сама собой либо быть частью характера. Задача родителей – всячески помогать своему малышу и попытаться исправить подобного рода недостаток.

Инструкция

В первую очередь родители не должны показывать свое беспокойство, ведь это может плохо подействовать на кроху.

Необходимо оградить ребенка от боязни с чем-либо не справиться. Ведь неуверенность нередко и приводит к застенчивости. Его самооценка понижается, и он зачастую не способен адекватно оценивать свои силы.

Если ребенку все время напоминать о его недостатках, то он в них поверит и не сможет от них избавиться.

Следует исключать ситуации, когда ребенок боится не оправдать ожидания взрослых. Если даже такое произошло, не следует показывать свое разочарование, необходимо просто поддержать ребенка. Поддержка со стороны родителей – важна для детей.

Постоянное чтение морали и, тем более, желание пристыдить ребенка, не приведут ни к чему хорошему.

Излишние давление на ребенка лишь усугубит ситуацию. Зачастую оно и приводит к застенчивости.

Необходимо подавать ребенку хороший пример уверенного общения с окружающими.

Инструкция

Самый простой способ помочь ребенку перешагнуть свою неуверенность – это внеклассная деятельность. Разузнайте побольше о его увлечениях и попробуйте найти подходящий кружок или секцию, которые будут соответствовать интересам. Ненавязчиво предложите ребенку записаться в какую-то из них. Любой человек невольно раскрепощается, находясь в комфортной ему среде, а так же общаясь с людьми, которые ему интересны. Чем больше он будет общаться, тем свободнее он будет чувствовать себя в разговоре с любыми другими людьми. Вскоре вы сами увидите, как ваш ребенок с гордо поднятой головой будет сам идти вперед на встречу к новым знакомствам.

Акцентируйте внимание на его достижениях. Практически все родители часто пытаются указать своему ребенку на его ошибки, чтобы тот усвоил это и впредь их не повторял. К сожалению, встречаются дети, которые по определенным причинам слишком болезненно воспринимают все свои ошибки, еще неприятнее – когда им кто-то об этом часто повторяет. Чтобы заставить ребенка почувствовать уверенность в себе и своих силах, просто старайтесь как можно чаще обращать его внимание на собственные достижения. Он и сам будет удивлен, насколько же хорошо у него выходят некоторые вещи.

Вспомните себя в детстве. Проведите ненавязчивую беседу с ним. Дети проще воспринимают разговоры по душам, но при этом, чтобы им не навязывали одну и ту же информацию на протяжении всего разговора. Приведите пример из личной жизни. Дайте ему понять, что все достигается лишь трудом и упорством, и не стоит считать себя хуже других. Никто не стал знаменитостью, стоило ему только родиться. Конкретные примеры дадут ребенку куда большую мотивацию начать себя уважать, чем какие-либо недостоверные советы из интернета. Привейте ему еще с детства осознание того, что никто не идеален. Но те, кто учатся на ошибках, достигают куда большего, чем могли подумать окружающие.

Попросите своего ребенка дать вам совет, просите помощи в посильных ему делах. Благодаря этому, он почувствует свою значимость. Ведь с осознанием того, что в нем нуждаются, ребенок начнет чувствовать себя куда более уверенно, чем прежде.

Как правило, застенчивые дети не приносят никакого беспокойства окружающим: они послушны, стараются выполнять абсолютно все обращённые к ним просьбы, не спорят и не скандалят. Казалось бы, зачем с таким поведением бороться? Но на самом деле, слишком застенчивым детям во взрослой жизни может быть очень трудно, так как они становятся неуверенными в себе, не умеют отстаивать свою собственную точку зрения, им гораздо проще согласиться с мнением другого человека, чем доказать свою правоту. Взрослому человеку необходимо быть более твёрдым, иначе он рискует всю свою жизнь провести не просто на вторых ролях, а на третьих или даже четвёртых. Поэтому, от чрезмерной застенчивости нужно избавляться. Для начала необходимо понять, по какой причине вообще ребёнок стал застенчивым.

Если родители постоянно критикует своё чадо или чрезмерно контролируют, то застенчивость и сильная неуверенность в себе в нем начинают прогрессировать. Он постоянно чувствует натиск со стороны родителей, это его беспокоит, он боится не оправдать их надежд или опять подвергнуться критике. Когда любое действие ребёнка сопровождается негативными откликами родителей, у него попросту пропадает желание проявлять какую-либо инициативу.

Бороться с застенчивостью можно только постоянно разговаривая с ребёнком и стараясь поднять его самооценку. Он должен понимать, что его любят и ценят таким, какой он есть, ему нет необходимости подражать другим или стыдиться своих действия, родители всегда смогут его поддержать. Не нужно говорить, что застенчивость - это плохо, потому что это может вселить ещё большие комплексы в ребёнка. Нужно объяснить ему, что в некоторых ситуациях застенчивость может сослужить хорошую службу, но с ней нужно уметь справляться, и становится более уверенным в себе.

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Поделиться: