Как научить ребенка запомнить время суток. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Наглядность и увлекательность — два кита, на которых основано успешное обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая это, научить ребенка понимать по часам время можно легко и просто! Оговоримся, что речь идет о часах со стрелками — электронные часы нужно показать ребенку после того, как он освоит навык определения времени по обычным часам.

  • Научите ребенка считать!

Значение времени на часах — это цифра. Без знания цифр ничего не получится! Беглый счет от 1 до 60 — половина успеха! Используйте любой способ для тренировки счета — обсуждайте ценники в магазине, возраст родственников, даты на календаре, учитесь определять и писать разные числа. Сделайте плакат с цифрами, красиво раскрасьте его вместе с ребенком и повесьте на дверь или стену — даже случайный взгляд на него будет помогать запомнить цифры на уровне подсознания.

  • Сколько будет пять плюс пять?

…а еще и еще плюс пять? Счет пятерками также очень важен. Выучите последовательность сумм от 1 до 60, для облегчения запоминания используйте мнемотехнику, придумайте смешную песенку или считалочку. Она нам понадобится на следующем этапе, без этого научить ребенка часам будет довольно сложно.

  • Как ориентироваться во времени?

Чтобы , нужно, чтобы он имел некоторое представление о том, что вообще такое время. Самый наглядный пример — годовой и суточный цикл. Попутно можно обсудить очень важное и полезное понятие распорядка дня. Зима и лето, день и ночь — ребенок должен ориентироваться в этих понятиях, и знать, в какое время какие процессы происходят в природе и в его собственной жизни.

2 этап. Наглядно-познавательный

На этом этапе мы создадим свои собственные часы со стрелками. Часы мы будем изготавливать из пары одноразовых тарелок. Заинтересуйте ребенка! Пусть ему станет интересно, так будет намного проще научить ребенка определять время по часам.

Для начала пусть малыш аккуратно согнет тарелочку пополам. Потом сложенную тарелку нужно будет сложить еще раз, в результате чего линии сгиба образуют крестик.

Затем нам понадобится самоклеющаяся цветная бумага, из которой нужно «выкроить» подходящие по размеру цифры от 1 до 12 — это и будут значения времени на часах. Поставьте рядом с рабочим местом обычные часы со стрелками для сравнения. Ориентируясь на них, пусть ребенок приклеит числа 12, 6, 3 и 9 на правильные места. Приклеить оставшиеся цифры будет намного проще! Можно нарисовать линии, ведущие из центра круга к приклееным цифрам, отделяя секторы-часы. Так будет нагляднее. Теперь пришла очередь часовых стрелок — мы изготовим их из картона и зафиксируем силовой кнопкой в центре тарелки. Попросите ребенка сравнить получившиеся часы с образцом — все ли правильно? Это очень важно для того, чтобы правильно научить ребенка часам.

3 этап. Феерично-заключительный!

На этом этапе ребенок, собственно и учится определять время. Для этого надо разобраться со стрелками — покажите малышу, что они разной длины, а следовательно, указывают на разные промежутки времени. Объясните, что они помогают определять время и научить ребенка часам. Выучите их названия, можете подписать их, если ребенок знает буквы.

Часовая стрелка

Начните передвигать часовую стрелку по кругу. Проговаривайте полученное значение времени. Постарайтесь сопоставить сведения о времени с привычными ребенку действиями — «в это время мы просыпаемся», «в это — ты идешь в садик, а мама — на работу», «в это время все кушают» и т.д.

Усложните задачу. Попросите ребенка самому показывать нужное время. Например так: «подскажи мне, когда дети уходят в детский сад?» или «покажи на часах, когда мы ложимся спать».

Минутная стрелка

А вот на этом шаге нам понадобится ноу-хау — новый способ, как научить ребенка определять время по часам, ведь основная сложность для детей заключается в том, что им непросто сопоставить цифру на часах с количеством минут.

Редкий ребенок в наше время не в курсе кто такой Человек-паук. Предложите ему вспомнить как его звали (Питер Паркер, если вы сами забыли!). Расскажите, что цифры на часах, так же как и супергерои, имеют второе имя и значение. Цифра 1 означает не 1 минуту, а 5; цифра 2 обозначает 10 минут и так далее. Подпишите эти вторые имена рядом с цифрами, вспомните песенку или считалочку, которую вы вместе с ребенком придумали, когда осваивали «счет пятерками».

Объясните ребенку, что минутная стрелка обладает волшебной способностью высвобождать «супергероя», который таится в каждой цифре. Как только она указывает, например, на цифру 6, эта цифра начинает обозначать не просто число 6, но и временной отрезок в 30 минут. Передвигайте стрелку по кругу, комментируйте каждую цифру, предложите ребенку попробовать самому.

Объединяем!

А теперь покажите ребенку как определять и часы и минуты одновременно! Двигайте обе стрелки по кругу, проговаривайте полученные значения.

Высший пилотаж

Добавьте на циферблат метки для остальных минут. Поучитесь выставлять на часах сложные значения времени, например, «два часа сорок две минуты» или «одиннадцать часов семь минут».

Предложите ребенку рассказать о своем распорядке дня с точностью до минут. Скажите ему, что именно этим знамениты супергерои! Пусть покажет на часах чем и когда он занимается!

А ведь есть еще часы со стрелками, где деления не подписаны, или же подписаны не все! Если в доме есть такие — обязательно потренируйтесь на них тоже.

Определяем время по часам (видео):

И самое главное!

Хвалите! Хвалите, восторгайтесь, умиляйтесь каждому верному шагу! Перехвалить ребенка сложно, а вот недостаток похвалы фатально влияет на самооценку малыша и его тягу к знаниям. Хвалите — и у вашего чада все получится! Ну и расскажите ему, что электронные часы он освоит гораздо быстрее!

Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.

Базовые умения

Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:

Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.

Формирование интереса

Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.

Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:

  • «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
  • «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
  • «Через 5 минут пойдем гулять».

Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:

  1. Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
  2. Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.

Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).

Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.

Знакомство с часами

Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:

  1. Знакомство с видовым разнообразием часов . На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные). Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
  2. Знакомство со стрелками : часовой, минутной и секундной. Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
  3. Изучение веселых стихотворений о часах , рассматривание иллюстраций с разными часами.

Изучение времени

Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.

Макет делается постепенно по мере изучения часов:

  1. Ребенок знакомится с понятием «циферблат» , рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
  2. Знакомится с часовой стрелкой , узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
  3. Узнает, для чего нужна минутная стрелка , чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.

Далее понятие времени вводится постепенно:
  1. Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
  2. Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
  3. После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
  4. Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).


Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.

Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:

  • «Секундомер» . Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
  • «Минута» . Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
  • «Который час?» . Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
  • «Мой день» . Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
  • «Лото» . На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
  • «Дорисуй стрелки» . Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
  • «Спешат-опаздывают» . Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
  • «Сколько времени прошло» . Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
  • «Запоминай-ка» . Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.

С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».

Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение .

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем. Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения. Кто же прав?

На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.

По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:

Когда мы пойдём гулять?

Через час.

А час - это сколько? Это много или мало?

Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.

Зачем нужны часы?

Определение времени по часам - очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.

(К. Абоимов)

Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы - различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:

Ходят по двору часы -
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты,
До чего горласты!

Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.

После этого можно переходить к рассказу о современных часах - стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.

Как научить малыша определять время

Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками - конечно, с помощью ребёнка. Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться. Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка - часовая, длинная - минутная, а тоненькая - секундная.

Три стрелки служили
В Часах под стеклом,
Где Время по кругу
Спокойно текло.
Секундная стрелка
Скакала: ТИК-ТАК.
Минутная чётко
Чеканила шаг.
А следом за ними,
Всегда поспевая,
Со знанием дела
Ползла часовая.

(И. Калиш)

Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:


На планете круглой Сутки
Жили карлики Минутки.
Были ростом все Минуты -
Коротышки, лилипуты.
Через горы-океаны
Проживали великаны,
Наклонясь под небесами,
И звались они Часами.
Рядом с ними все Минутки -
Как малютки, как малютки.
Рядом с ними коротышки -
Просто мышки, просто мышки.

(Г. Дядина)

Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 - малыш просыпается, 8:00 - завтракает, 10:00 - прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.

Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:

  • Всему своё время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережёт.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.

Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».

Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:

  • стать более организованным и дисциплинированным;
  • выполнять вовремя все задания и поручения;
  • приобрести самостоятельность.

Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам - терпения. До новых встреч! До свидания!

Настает момент, когда ваш ребенок должен выучить время, причем не на цифровых часах, а на моделях со стрелками. Если вы хотите научить своего ребенка разбираться в этом вопросе, данная статья поможет вам!

Как быстро выучить часы с ребенком?

Такое абстрактное понятие как время довольно трудно постичь маленьким детям, да что уж там, не все взрослые умеют правильно егоопределять и вообще плохо ориентируются в сутках. Деткам трудно понимать его, поскольку его нельзя пощупать, увидеть или попробовать, но мы все знаем, что оно есть, оно скоротечно и никого не ждет. И чтобы ваш ребенок понимал время, умел подстраивать его под свой распорядок дня и отлично в нем ориентировался, необходимо научить его ориентироваться по часам (как по электронным, так и по часам со стрелкой), а также объяснить, что такое сутки и как под них подстраиваться.

Взрослому человеку может показаться, что это очень простой и незамысловатый навык, и ребята со временем самостоятельно смогут привыкнуть, однако это не так. Такое легкомыслие может сильно повлиять на успеваемость ребенка в садике, школе и отразиться на его дальнейшей жизни.

b"> С чего начинать учить время с ребенком?

Любое обучение всегда начинается с одного и того же вопроса — с чего же все-таки начать? Как бы странно это не было для взрослого, но нельзя просто посадить ребенка перед часами и за пять минут всеобъяснить. Дети не вполне понимают логику и концепцию времени, для них это сложно. И поэтому, в самом начале стоит начать с объяснения того, что есть ночь и день, утро и вечер. Разъясните малышу, что это все составляющие одних суток.

Еще отлично будет заранее научить деток понимать, что такое год, сколько в нем месяцев и сколько в каждом из них дней. Затем постепенно переходим к тому, что день — это и есть одни целые сутки. И вот здесь уже и можно начинать работу по обучению ребенка и знакомству его со временем.

Главное старайтесь, чтобы карапуз не был сильно перегружен и оставалсянастроен на обучение. Для этого стоит продемонстрировать свои личные навыки в знаниях часов. Сделайте все обучение интересной и увлекательной игрой для малыша, пусть он подумает, что это умеют только взрослые и самостоятельные люди, и если он научится этому, то тоже станет таким. Это мотивирует карапузов, интригует и увлекает. Так процесс обучения пойдет быстро и гладко.

DIV_ADBLOCK1538">

Учим цифры до 60

Итак, переходим к самому процессу обучения. Начинаем с того, что учим считать ребенка до 60. Пока не стоит говорить ему, что это количество секунд в одной минуте и минут в одном часу. Это будет немного сложно для него, особенно если малыш не знает таких цифр.

Начните с ним считать цифры вместе, возьмите листочек и начните выписывать их в ряд друг за другом. Затем несколько раз повторите их, и попробуйте написать по памяти то же, проговаривая. Главное, не торопите своих деток, им нужно немного времени, чтобы разобраться и запомнить.

Как только ребенок выучил счет цифр и их сами, начните отсчитывать отдельно каждый кратные 5. То есть 5, 10, 15, 20 и т.д. В будущем ребенку будет проще понимать значение указателей стрелок, которые делятся по пять минут каждая.

Освоив необходимые цифры переходим к изучению секунд, минут и часов.

Учим ребенка времени: что такое секунды, минуты и часы?

Теперь, как только ваш малыш полностью подготовлен к осваиванию времени, можно начинать учить с ребенком часы, а именно секунды, минуты и что такое один час.

Для этого вам понадобятся:

  • часы со стрелками (только чтобы стрелки были большие, а сами часики без рисунков, чтобы не отвлекать малыша);
  • листочки (желательно чистые, белые листы);
  • карандаши (лучше цветные, чтобы ребенку было интереснее);
  • ножницы.

DIV_ADBLOCK1540">

Всегда помните, что нужно быть терпеливыми, не настаивать на обучении, а заинтересовывать в этом, создавать благоприятную атмосферу. Начните с подготовки и объяснения простых понятий, что такое утро, день, вечер и ночь и затем постепенно усложняйте задачу. Так вашидети легко и быстро выучат часы, а также время и смогут знать, как пользоваться всем этим без лишней помощи.

Поделиться: