Как может сложиться жизнь варвары. Образ Варвары в пьесе "Гроза"

Варвара является дочерью Кабанихи и сестрой Тихона . Она уверенна в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но одновременно с этим личность Варвары имеет некоторые нравственных изъяны, причиной которых является жизнь в семье Кабановых. Ей совсем не нравятся жестокие порядки этого провинциального города, но Варвара не находит ничего лучшего, как смириться с установившимся укладом.­ Не случайно все реплики Варвары прописаны под ремаркой «в сторону».

У нее достаточно сильный характер, и она знает как добиться своей цели. Но она всегда выбирает самый простой и удобный путь, приспосабливаясь к поведению окружающих людей. Поэтому ее главный принцип - «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Возможно, если бы она выросла среди людей добрых, честных и справедливых, то Варвара бы смогла решиться на открытое противостояние. Но обман для Варвары сделался настолько обыденным явлением, что она не стесняется признаться, что по-другому и жить нельзя, и все у них дома держится на обмане. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».­ Но если нельзя восстать против этого мира лжи, то от него остается только сбежать. Варвара до последнего изворачивалась и хитрила.

Нарицательное "темное царство" впервые появилось в статье-рецензии Николая Добролюбова на пьесу "Гроза" Александра Островского. Драматург, будучи человеком русским по своему духу, представил в своем произведении глубокое и яркое описание проблематики русского общества конца XVIII века. Его произведение стало достойным продолжением традиций русского национального театра, заложенных Гоголем, Грибоедовым, Фонвизиным.

Типажи персонажей драмы Островского узнаваемы и любимы народом, они стали нарицательными: как главный положительный - Катерина Кабанова, так и отрицательные, питающиеся своей корыстью и ненавистью к людям "темное царство" - купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и купец Савелий Прокопьич Дикий.

Краткая характеристика Варвары

Впрочем, блестящий драматург украсил свое произведение целой галереей характерных второстепенных образов. Они также участвуют в действии, формируют сюжет. Данная статья посвящена одному из них. Характеристика Варвары из пьесы "Гроза" представлена Островским достаточно полно и насыщенно. Ей 18 лет. Ее фамилия - Кабанова, она является дочерью вдовствующей купчихи Марфы Игнатьевны. У нее есть старший женатый брат - Тихон. Она смышленна, хорошо ориентируется в людях. Имеет свои понятия об окружающей действительности. Подобно брату, не подпадает под чье-либо влияние. Попусту не идет на конфликт (себе же дороже). Предпочитает скрывать свои мысли и поступки. Вместе с тем она решительна и добивается задуманного. Именно этому персонажу посвящена данная статья.

Расчетливость - определяющая черта

После прочтения вышеприведенных строк может создаться впечатление, что речь идет о положительном персонаже. Однако характеристика Варвары из пьесы "Гроза" определяет основную направленность ее личности вовсе не как духовность и не как стремление к красоте, к новому. Сущностью Варвары Кабановой является расчет.

Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.

Варвара - морально искалеченный человек

Характеристика Варвары из пьесы "Гроза" дает нам основание рассуждать, что "темное царство" оставило неизгладимый тлетворный след на ее личности. У этой молоденькой девушки внутри уже прочно сложилась лакейская сущность. Сформировался полностью типаж приспособленки. Если нужно, она будет молчать и делать вид, что согласна с тем, кто сильнее. При этом ее позиция будет при ней. Это неписаные правила, по которым живет большинство населения Калинова. Ее жизненный принцип - творить, что заблагорассудится, скрывая это.

Неоптимистична автобиографическая характеристика Варвары из пьесы "Гроза": сама она считает, что окружающий мир навсегда уничтожил ее чистоту и честность. Она выучилась лгать всегда и во всем. Считает правильной линией поведения "чтобы все было шито да крыто". Юная девушка уже не питает надежд на романтику в жизни, на то, что встретит любовь... Она просто живет в свое удовольствие. Втайне встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого ("А что за охота сохнуть-то!..").

При этом она знает, что тот также не питает особых чувств к ней.

Сама себе на уме

Часто классиками дается неоднозначная характеристика героя. Варвара ("Гроза", Островский А.Н.) выступает как типаж нейтральный: не положительный и не отрицательный. Она в отличие от страдающей Катерины понимает, что в окружающем ее мире "темного царства" никто не проявляет друг к другу милосердия. Поэтому разумно не принимать всерьез ни правила, ни распоряжения. Девушка вполне ассимилировалась к бесконечным поучениям маменьки, попросту пропуская их мимо ушей.

Речевая характеристика

Драматург Александр Островский создал интересный, характерный образ, не похожий на заурядного статиста… Вполне уникальна даже речевая характеристика Варвары из пьесы "Гроза". Обсуждение ближних, краткие оценки событий… За всем этим скрывается прочный житейский здравый смысл. Ее фразы короткие и отражают ее холодный, практичный, приземленный ум.

Проклинающей всех и вся сумасшедшей барыне, до смерти напугавшей несчастную Катерину, она резонно отвечает: "На твою бы голову…" О своем брате у нее нет никаких иллюзий, несмотря на близкое родство. По сути, брат и сестра - совершенно чуждые люди. Тихону в беседе с Катериной она дает убийственную характеристику, утверждая, что будущего у него нет: лишь только тот вырвется из-под влияния маменьки, то запьет.

Вместе с тем скудость внутреннего мира, приземленность интересов Варвары выражаются и в ее речи. Она не наполнена народной поэзией. Она не может, как Катерина, воскликнуть: "Отчего люди не летают как птицы?"

Роковая роль Варвары в жизни Катерины

Прижившаяся и привыкшая к "темному царству" Варвара сочувствует невестке Катерине, терзаемой купчихой Кабанихой и неподдерживаемой мужем - индифферентным ко всему и растоптанным морально Тихоном. Когда молодая женщина Катерина воскликнула, что желает ощутить жизнь, радость, дочь купчихи понимает это по-своему.

Как мы уже упоминали, характеристика образа (Варвара) в драме "Гроза" не отличается высокими моральными принципами. Выросшая в атмосфере лицемерия и обмана, она считает нормальным, если золовка изменит ее брату. Она не считает, что это семейный позор.

Для того чтобы разнообразить жизнь Катерины, сочувствуя ей, Варенька устраивает ей свидание с Борисом, племянником купца Дикого. При этом даже не подозревая, что измена нанесет молодой женщине глубокую моральную травму и подставит под нещадный удар "темного царства".

Заключение

Характеристика Варвары из пьесы Островского "Гроза" обогащает галерею классических женских образов в русской литературе. Созданный драматургом типаж девушки характерен для купеческо-мещанского сословия конца XVIII - начала XIX века. Малограмотная, но сообразительная. Здравомыслящая и расчетливая. Презирающая социальные условности. Ушедшая из дома после самоубийства золовки в компании с любовником Кудряшом. Умеющая лгать и плести интриги.

Кто из нее получится: новая Кабаниха или же женщина, предпочитающая жизнь, свободную от гнета? Каждый читатель драмы "Гроза" сможет представить это по-своему…


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • История создания "Грозы" Островского. Анализ произведения "Гроза"
  • Содержание и смысл названия пьесы "Гроза"
  • Образ Дикого в пьесе "Гроза" Островского
  • Образ Кабанихи в пьесе "Гроза". Характеристика и образ Кабанихи в пьесе "Гроза" Островского
  • Варвара и Катерина: сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского ";Гроза";

    Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии наук, сообщенное Вашим превосходительством,1 в отношении от 2 минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г. Островского "Гроза" и сказать о ней свое мнение,...

    Катерина - луч света в темном царстве. "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее.Это "что-то" и есть по- нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом...

    Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым - патриархальными принципами, и новым - стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние,...

    Имя Александра Николаевича Островского - одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: "Вы...

    Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, - это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом. В основе композиции пьесы...

    В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени - оно занимает двенадцать...

Островский в своей пьесе « » подняв проблему «темного царства», доказал, что оно существует в реальном мире. Одним из жителей этого царства была Варвара.

Она была дочерью и сестрой . С раннего детства Варя ощутила на себе все законы и порядки «темного царства». В душе она была не такая, как ее окружение, но открыто протестовать девушка не решалась. Со временем она приспособилась к такой жизни, пусть даже скрывая свои предпочтения и обманывая окружающих.

Варвара выросла эгоисткой и жила только в свое удовольствие. Стоит отметить, что Варя стала тем человеком, которому Катерина могла доверить свои секреты. Только ей главная героиня рассказала о своем увлечении Борисом. очень ценила дружбу и любила сестру своего брата. Она видела в Варваре того человека, который может поддержать в трудную минуту, дать совет или просто поболтать по-женски.

Жизнь в доме Кабановых научили Варвару быть скрытной. Она была авантюристкой, любящей приключения. Варя не отличалась высокой моральностью, нежностью, мечтательностью, порядочностью, как ее подруга Катерина. Она не разделяет ни мыслей, ни фантазий главной героини. Все, что было ценно и дорого Катерине, не представляло ни какой ценности для Варвары. Они были полными противоположностями. Возможно поэтому, они и были хорошими подругами, ведь дополняли друг друга.

С матерью у Варвары были напряженные, даже враждебные отношения. Варя не могла терпеть тиранию и самодурство Кабанихи. Она могла не задумываясь сказать ей неправду или плохо отозваться о ней.

В отличие от своего брата Тихона, у Варвары был стержень, она обладала волей и смелостью. Будучи частью «темного царства», Варя не чувствовала ответственности за свои поступки. Девушка живет по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Именно поэтому Варвара советует Катерине тайно встретиться с Борисом и даже помогает организовать свидание.

Подталкивая главную героиню к Борису, Варвара предает своего брата, но это для нее не важно, ведь она привыкла жить только для себя в свое удовольствие. Возможно, этим поступком Варя хотела затащить Катерину в «темное царство», сделать ее похожей на себя. В конечном итоге, Катерина поддалась уговорам своей подруги и пошла на свидание к Борису.

Островский отвел Варваре роль искусительницы.

Варя, как и Тихон, была жертвой «темного царства». Но все равно продолжала жить по его законам, ведь это было удобно, а других законов она не знала.

Пьеса «Гроза» Островского считается одним из самых известных произведений в его творчестве. Женские образы заслуживают отдельного внимания. Каждый из них по-своему уникален. Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза» нельзя назвать главным, но он не менее интересен и ярок, несмотря на второстепенность. Существование в одном доме с матерью искалечила Варвару в нравственном плане, но она смогла доказать, что не желает в отличие от брата подчиняться патриархальным законам, бросив вызов и сбежав из родных стен, туда, где ее ждет новая, самостоятельная жизнь без давления со стороны.



Варвара Кабанова – дочь Кабанихи. Родная сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова.

Образ и характеристика

Варвара полная противоположность брата. Ей так же, как ему не нравятся законы, царящие в доме, но девушка научилась приспосабливаться к обстоятельствам.

Смелая. Она единственная, кто не боится Кабаниху, ее мать. Открыто протестует ей. Плюет на запреты матери, мечтающей ограничить ее пространство.

Хитрая, изворотливая. Всегда делает по-своему. Где надо схитрит, а где при необходимости слукавит. Уверена, что без обмана в их доме не проживешь. Все построено на нем и ей пришлось научиться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Потом ложь вошла в привычку. Жизненный принцип:

«Делай, что хочешь, только бы шито, крыто было».

Как она ловко обошлась с заменой замка. Используя свой ключ, могла беспрепятственно бегать на свидания к Кудряшу. Никто не заметил подвоха, даже вездесущая мать, привыкшая держать все под контролем.

Хорошая подруга. Варвара одна поддерживала Катерину в трудных ситуациях, искренне переживая за нее. Любит и жалеет ее.

«Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама люблю тебя до смерти!».

Давала хорошие советы, как могла успокаивала. Всегда была рядом. Чувствует перепады настроения подруги. Готова помочь советом и делом. Она инициатор свидания Катерины с Борисом. Видя, что девушка страдает от любви, помогла им организовать встречу наедине. Если бы она знала, чем это закончится, тысячу раз бы подумала, помогать подруге или нет.

Реалистична и практична. Варвара не витает в облаках. Девушка четко знает, чего хочет от жизни. Все у нее по плану.

Неразговорчива. Варвара не из тех девушек у кого рот не закрывается.

«Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне…»

Жизнелюбива. Варвара не из тех, кто страдает и убивается. В каждом прожитом дне, девушка видит положительные моменты. Любит петь, веселиться от души. Умеет быть счастливой и наслаждаться этим.

Свободолюбива. Не терпит ограничений и запретов. Авантюристка, любящая приключения. Способна отстаивать собственную независимость. В финале пьесы она доказала это, сбежав с Кудряшом из дома после того, как мать решила запереть ее.

"Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!». Вот так и вышло".

Убежав из дома, она смогла нанести удар в самое сердце матери, не ожидавшей от нее такого поступка.

Спокойна и рассудительна. Несмотря на юный возраст, Варвара мудрая и опытная женщина. На все имеет собственное мнение. Даже в любви девушка сохраняет хладнокровие, относясь к встречам с Кудряшом, как к данности. Беседуя с любимым, она постоянно зевает. Ей скучно и неинтересно. Поэтому любовные терзания Катерины ей совершенно непонятны. Ее душевные порывы кажутся Варваре чем-то смешным и нелепым. Она привыкла руководствоваться здравым смыслом, мечтательность ей несвойственна. Любовь для Вари больше обязанность, окрашенная каплей авантюризма.

Аморальна. На вопросы морали Варе плевать. Ее не смущают тайные встречи с женихом. Хотя она прекрасно знает, что в обществе за такие поступки наказывают. Она ведь незамужняя девушка.

Варвара не типичный портрет русских женщин, раболепствующих перед мужчиной и свято соблюдающих сложившиеся традиции старины. Она абсолютно свободна от предрассудков и способна отстаивать собственные интересы. Она никому не позволит загнать себя в рамки ханжества и самодурства.

Поделиться: