Как быть с проблемными детьми? Проблемные дети.

Дети не рождаются проблемными, за исключением случаев, когда имеются врожденные заболевания или патологические изменения физического развития, влияющие на психику. Отношения с родителями, учителями, сверстниками формируются в процессе жизни, воспитания, применения тех или иных методов воздействия на ребенка.

Категории проблемных детей

Чаще всего детей называют проблемными из - за агрессивного поведения, неумения общаться и конструктивно решать проблемы в школе, нежелания учиться и развиваться, проблем с родителями. Также попадают в категорию проблемных гиперактивные, склонные к депрессии, избалованные и одаренные дети. В каждом отдельном случае присутствует комплекс причин, приведших к данному результату.

Причины неадекватного поведения детей

Среди наиболее вероятных и значимых причин неадекватного поведения детей являются родители, так как они находились с ребенком с самого рождения и оказывали наибольшее влияние на характер и психику. Серия ошибок в воспитании, негативный пример взрослых, вмешательство посторонних людей в воспитание создают неблагоприятные условия для развития детской психики. Убедить родителей посмотреть на себя и свое поведение со стороны бывает очень сложно. Но при этом они хотят добиться от ребенка послушания и смирения. Излишний идеализм взрослых мешает принять своих детей и спокойно разобраться в ситуации: родители больше ориентируются на мнение окружающих чем на свою интуицию и здравый смысл. В такой ситуации наиболее верным способом исправить положение будет двусторонняя работа с психологом. Специалист отдельно работает с ребенком – отдельно с родителями. Для контроля практикуются сводные занятия, чтобы наметить план дальнейшей коррекции.

Недостатки школьного воспитания

Другой причиной, по сути усугубляющей первую, является школа. Ребенок проводит в учебном заведении большую часть дня и все это время чувствует себя незащищенным, что усиливает агрессию. Модель поведения, заложенная в семье, не срабатывает в социуме и приходится доказывать свою значимость другими способами – криком, истерикой, дракой, ранним употреблением наркотиков, курением. В школах к проблемным детям отношение стандартное: либо исключение, либо жесткий контроль. Школы, к сожалению, еще не вышли на такой уровень воспитания детей, когда преобладает индивидуальный подход и заинтересованность в каждом ребенке. Проблема увеличивается как снежный ком и конце концов снова возвращается к родителям.

Работают с проблемными детьми психологи и психотерапевты. Основная часть работы приходится на родителей, которые не получили в детстве должного воспитания и внимания. Им легче обвинить в проблеме ребенка или учителей. Они тяжело признают свою неправоту и с трудом меняют мировоззрение. При адекватной реакции родителей на воспитательные мероприятия дети обычно меняются быстрее - это еще одно доказательство, что нельзя прятать проблему и пассивно ждать. При первых признаках непонимания необходимо искать причину проблемы и пути ее решения.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А Амонашвили

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей, у него появляются постоянные обязанности. И младший школьник ждет не просто внимания, а понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция – младший школьник должен быть послушным. В результате между взрослыми (учителем и родителями) и детьми растет психологический барьер, преодолевая который, младшие школьники прибегают, иногда, к агрессивным формам поведения. Поэтому агрессивность у детей формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых.

Не только учитель, но и родители должны своевременно заметить неблагоприятный характер таких изменений, помочь ребенку преодолеть их.

Часто истоки агрессивности младшего школьника лежат в семье, в отношениях её членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказание и т.п.) и, в меньшей мере, со сверстниками и учителями.

Учителя часто жалуются на таких детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Всю воспитательную работу начинаю с изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка. Применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника.

На протяжении обучения ребенка в начальной школе осуществляю диагностики, позволяющие проследить за изменениями: уровень воспитанности; самооценка ученика; уровень самостоятельности (оценка самостоятельности детей родителями и оценка ребенком своей самостоятельности); межличностные отношения («Дом в котором я живу», «Круги на воде», «Необитаемый остров» и д.т.); методики изучения личности учащихся («Десять моих – Я», «Что у меня на сердце»; «Краски», «Настроение», «Цветик-семицветик», «самохарактеристика» и т.д); методики изучения самоконтроля; отношение к своему здоровью (режим дня, самохронометрирование и т.д), определение уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, уже в течение 10 лет, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на «Я» каждого ребенка…

При составлении программы использую технологию «Гуманно-личностного подхода к обучающимся» Ш.А. Амонашвили и технологию «Гуманного коллективного воспитания» А.В. Сухомлинского. Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:

В данной программе не выделяю особого направления по работе с проблемными детьми. Она охватывает всех детей, так как классы малочисленные и в каждом есть проблемные дети. Программа составляется индивидуально на каждый класс.

В свою работу включаю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, собеседование, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты и т.д.

Жизнь в моем коллективе строится так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность каждого. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления со своим президентом и министрами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.

Для того чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю систему инновационной оценки «Портфолио» на каждого ученика.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения – совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.

Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – первая школа интеллектуального, эстетического и физического воспитания, поэтому вместе с родителями, общими усилиями добиваюсь того, что­бы ребенок раскрыл свои способности, умел лю­бить другого человека и быть любимым. Провожу совместно с родителями праздники, походы, лыжные вылазки, театрализованные представления, спортивные соревнования.

На классных часах, на праздниках которые проводим, вместе с родителями, мы знакомимся с традициями, обычаями, обрядами православных праздников, с творчеством народных умельцев. Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым.

Дети гордятся своими родителями, когда они участвуют в совместных делах в школе. Поэтому моя задача не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, задуматься о своей роли в жизни ребенка, в том, насколько успешен и счастлив он будет.
Какая бы не была семья по типу, в ней могут быть дети:

1. С отклонениями в поведении – шумливы беспокойны, тревожны, их чувства не находят выходы. Внешняя моторная сторона их реакций зачастую подавляется или задерживается, им необходим «клапан» для выпуска излишней, часто отрицательной энергии
Пример. Девочка первоклассница из опекунской семь, живет в д. Советская Крестьянка. Девочка очень агрессивная, нервная, упрямая. Если что-то не по ее, может накричать, нагрубить и учителю и детям. Друзей не было. Никто не хотел с ней общаться. Могла ударить ребят. Трудно было заставить выучить стишок на праздник в классе. Постепенно девочка стала более активна, меньше стала нервничать, можно было договориться, стала учить стихи, принимать участие в утренниках. Дети стали общаться с девочкой. Участница НПК, очень заинтересована в своей работе, она выращивала бобы зимой на подоконнике. Любуется своими растениями. Сейчас учится во 2 классе.

2. С задержкой психического развития . У этих школьников, как правило, не сформированы школьные интересы. Они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто школьники жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения. Дети с ограниченными возможностями, в основном, ведомые, им свойственно подражание; нотации беседы бесполезны. Особое значение имеет контакт педагога с родителями таких школьников. Поскольку только единый подход к ребенку обеспечит успешное обучение в массовой школе. Совместное обучение в одном классе способствует, с одной стороны, адекватной социализации данной категории детей, а с другой – формированию у здоровых детей терпимости к недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи. Последнее обстоятельство актуально в наши дни, на что обращается внимание в проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Пример. Третий год обучается мальчик (ему 12 лет, учится по коррекционной программе), он из опекунской семьи. Мальчик агрессивный, с ребятами конфликтует, ворует. Приходится прикладывать много сил и времени, чтобы «выравнить» мальчика, опираясь на то, что он ласковый мальчик. Учу его трудиться, общаться с одноклассниками. У мальчика это уже получается: рассказывает стихи на утренниках, принимает участие в конкурсах рисунков, помогал мне в работе с первоклассниками (раздать тетради, послушать чтение, помочь трудиться) с ними принимал участие в НПК, проводил исследовательскую работу с первым классом по выращиванию гороха и бобов на подоконнике в зимнее время.

3. Дети имеющие более тонкую и ранимую психику , чем здоровые дети. Эта черта создаёт учителю особенные проблемы, требует от него работы над индивидуальным подходом к ребёнку.

Пример. Мальчик из благополучной, полной семьи. Но мальчик очень сложного характера: плаксивый, несдержанный, раздражительный. Ему всегда все мешает, все не интересно, и ребята все плохие. Мог нагрубить ребятам и учителю, если что-то не так как он хочет. Участвовать нигде не хотел, приходилось много разговаривать, приводить примеры, находить индивидуальные выходы из разных ситуаций. Потребовалось много терпения. Иногда казалось, что все больше нельзя вытерпеть все его капризы и истерики. Но все можно пережить и перетерпеть мальчик стал меняться. Более серьезно рассуждать, меньше стало конфликтов с детьми. Участник конкурса рисунков «Осенний пейзаж» в СДК – диплом III место, участник концертов в школе и СДК. Принимал участие в школьной НПК, самостоятельно выращивал горох и вел свои наблюдения. Учится во втором классе.

При работе с такими детьми прежде всего надо запастись терпением, тактом и беспристрастностью, иначе не найти объяснения постоянно возникающим конфликтам. Потребуется длительное время что бы ребенок почувствовал комфортно себя в новом коллективе. Мы можем помочь ребенку только максимально бережным, щадящим и ободряющим отношением к нему. Коллектив СДК не один год работает с моими учениками по раскрытию талантов и развитию творческих способностей. Колмакова Т.Н. проводит кружки «Очумелые ручки» и «Юный художник». Сольные номера и хоровые песни готовит музыкальный работник Козлова Н.П. Дети выступают на праздниках, утренниках в школе и СДК.

Для повышения познавательного интереса к предметам во внеурочное время активно сотрудничаю с учителями-предметниками. Они помогают через уроки, викторины, конкурсы, игры прививать любовь и интерес к предметам.

Партнерство в разрешении личностных кризисов обеспечивает социальный педагог – посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами. Ни один ученик из класса не состоит на учете при комиссии по делам не совершеннолетних. Это происходит не из-за того, что дети такие хорошие, а потому что провожу кропотливую работу с каждой семьей и каждым ребенком индивидуально стараюсь привлекать во все дела класса и школы.

Ни будет хороших спортсменов, танцоров, певцов и просто добрых людей, если не будет здоровья.

А чтобы беречь его, правильно заботиться о нем неоценимую помощь оказывают наши медицинские работники и учитель физкультуры Крысов Ю.А. Совместно проводим праздники, конкурсы, профилактические беседы, экскурсии. Дети посещают секции и участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Кроме этого, большое значение в моей деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Не каждая сельская школа может похвалиться филиалом музыкальной школы. А нам повезло! По окончании её ребята получают право работать музыкальным работником. В моем классе трое ребят играли на фортепьяно, один на балалайке и один на гармони. Сейчас 2 ребенка – по классу баян.

Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий и библиотечных уроков оказывает сельский библиотекарь, с которым сотрудничаем уже много лет. Дети активно идут в библиотеку, чувствуют себя здесь уверенно. Они лучшие читатели.

Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: конкурс детского творчества «Школьные годы чудесные» (опекунские семьи – Микуленко Ж., Ходосевич О., Литвиненко А.), районный смотр – конкурс детского творчества на противопожарную тематику – все дети, конкурс детских рисунков «Мой любимый учитель» – все дети. Мы не получили дипломов и грамот, но у нас большая победа в том, что все дети пробуют свои силы в этих работах. У нас еще все впереди! А победы есть. Игра «ПОНИ» все участники получили сертификаты. 3 призера – дипломы и подарки (Неупокоев В., Белых В., Киселева К.). НПК – участники все дети, работы 1 класса на районном уровне вошли в группу «В» получили свидетельства. Всероссийский конкурс юных художников «Великая Победа – 65» номинация «Тематический рисунок» все дети получили дипломы. Семь человек из восьми получили сертификаты конкурса эрудитов «Эму».

Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса становится осознанной, интересной, значимой.

Поэтому в своей воспитательной работе придерживаюсь принципов коррекционо-педагогической деятельности: принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности, принцип гуманистической направленности, принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, принцип сознательности и активности личности.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с. – (б-ка учителя нач. классов). – ИСВН 5-09-003465-6
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 280с.
3. Ветров Н.И. В-39 Когда в ответе родители (проблемы правогого воспитания). М., «Знание», 1973.
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся – 2-е из., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.: ил.
6. Перешеева Н.В. , Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. – (библиотека практического психолога).
8. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников: методическое пособие. Омск: ОмГПУ. – 2000. – 35с.
10. Трудный подросток: Практический материал по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/авт. – сос. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84с. (школьное образование) ИСВН 978-5-89415-626-2

Понятие "проблемные дети" активно используется в литературе и практике воспитателей. Имеется в виду, что проблемные – это дети, которые нуждаются в помощи со стороны взрослых, родителей, учителей и воспитателей. Необходимо определить, что это за категория, в чем ее особенности и как помочь проблемному ребенку в его целесообразном развитии, воспитании и обучении.

В результате изучения главы 37 студент должен:

знать

  • сущность понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическую характеристику;
  • трудности, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с проблемными детьми;

уметь

  • характеризовать проблемного ребенка;
  • выявлять ребенка в связи с проблемой и оказывать ему социально-педагогическую помощь;

владеть

  • методами характеристики проблемного ребенка;
  • методами оказания социально-педагогической помощи ребенку, в связи с проблемой.

Понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическая характеристика

Термин "проблемный ребенок" употребляется различными авторами. Под ним всякий раз подразумевают то или иное неблагополучие, мешающее воспитанию, школьной и социальной адаптации детей. Систематизация различных подходов к пониманию сущности понятия "проблемный ребенок" позволило придти к следующему определению.

Проблемный ребенок – это ребенок, в работе с которым воспитатель (учитель) имеет значительные трудности, требующие от него постоянного поиска инвариантного (нетипичного) подхода для достижения прогнозируемой цели. Последнее выступает одним из отличительных особенностей социально-педагогической работы с проблемным ребенком.

Каждый исследователь выделяет несколько групп, в образовательно-воспитательной работе с которыми имеются определенные проблемы. Систематизация различных подходов свидетельствует о том, что к проблемным детям относят широкий спектр групп, представители которых отличаются от нормы и требуют специального подхода в уходе и воспитании. Выделить для них наиболее общие особенности трудно и необходимо рассматривать каждую группу в отдельности, с учетом ее особенностей.

К наиболее типичным группам проблемных детей относятся следующие.

  • 1. Дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения). Их состояние требует особого ухода и внимания. Они нуждаются в постоянном медицинском лечении и контроле. В то же время необходимо заниматься их развитием, воспитанием и обучением. Во взаимодействии с ними возникают большие трудности, связанные с тем, что они нуждаются в помощи, сочувствии. Медицинские факторы в работе с такими детьми доминируют, но им необходимо и воспитание.
  • 2. Ослабленные , часто и длительно болеющие дети. Это – хилые и слабые дети. Они капризны, вялы, быстро привыкают к тому, что чувствуют себя плохо и в этом случае с ними возятся, стараются облегчить их состояние, что порой они умело используют. По данным педиатров такие дети чаще всего происходят из семей, в которых родители злоупотребляли алкоголем или мать курила.

В социально-педагогической работе с ними их стараются не утруждать, не давать лишних поручений, многое прощают. Их капризность рассматривается как фактор недомогания. В школе они часто пропускают уроки, с заданиями справляются с трудом. От физической культуры их освобождают, но они часто не посещают и занятия по лечебной физкультуре. Некоторые родители стараются перевести таких детей на надомное обучение. Все это не может не сказываться негативно на развитии, воспитании и обучении детей.

3. Дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости). Они имеют систематические проблемы с учебой. Интерес к "трудным" предметам, а затем и к учебе в целом, у них быстро пропадает. Такие дети способны к обучению и могут успешно учиться, достигать заметных результатов в усвоении знаний, но только при условии, если их проблемы будут вовремя установлены и им будет оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь. Через 2–3 года, как правило, они догоняют своих сверстников без задержки психического развития.

Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в особых условиях обучения, которые могут быть обеспечены им в специальных классах или школах выравнивания. В России такие классы и школы действуют с 1981 г. Направляют туда на основании заключения медико-педагогической комиссии. В этих классах проводится коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной сфере, речи, восполняются пробелы дошкольного развития. Выпускники получают образование в объеме неполной средней школы. После девятого класса им выдается такой же документ, как и выпускникам всех прочих школ.

  • 4. Дети с задержкой психического развития. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в шесть лет не способны в течение более или менее длительное время (30–35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности. Систематические проблемы с учебой у этих детей приводят к тому, что сначала у них пропадает интерес к наиболее сложным для усвоения "трудным" предметам, а потом и к школе в целом и всяческое желание учиться. Они способны к обучению, если их проблемы вовремя установлены и им оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь.
  • 5. Дети с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды). К данной категории относятся те, кто имеет отклонения и требует специального подхода в уходе, развитии, воспитании и обучении. Это дети с проблемами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями, отклонениями в развитии органов чувств. Они иначе, чем их сверстники, воспринимают окружающую среду, познают ее и проявляют себя в ней.

Для их развития, воспитания и обучения имеются специализированные детские садики, школы, интернатные учреждения. Исключительно велика роль в их развитии и воспитании родителей и лиц, их замещающих. Они нуждаются с одной стороны в социально-психологической и педагогической реабилитации в связи с рождением такого ребенка, а с другой – в специальной подготовке по уходу за ним, его целенаправленному развитию и воспитанию.

6. Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении. Они, отличающиеся от сверстников, "не такие как все", что создает для родителей трудности в работе с ними. Им хочется сделать его таким же "как все его сверстники", сломав природу такого ребенка. Однако, стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда заканчивается плачевно. Такая деятельность серьезно травмирует психику ребенка и создает большие проблемы в процессе его развития и воспитания.

К таким детям относятся:

  • леворукие, которые наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу – заставить леворукого быть "как все" праворуким. Ребенок-левша постоянно не в ладах с семьей из-за своей особенности. Такие дети становятся либо агрессивными и драчливыми – что для них является преимуществом, либо депрессивными и раздражительными;
  • медлительные. Они всегда раздражают родителей, которые все время спешат и никогда не успевают. Медлительность ребенка делает их особенно раздражительными и они постоянно его подгоняют либо не выдерживают и делают все за него, что сдерживает его развитие, не приучая доводить начатое до конца. Сделать медлительного быстрым – невозможно и это становится трагедией ребенка. В школе он не успевает и учитель нередко забывает его, оставляя наедине с самим собой, что ведет к постоянной неуспешности в обучении, нежеланию идти в школу и противодействию этому;
  • гиперактивные. Они представляют другую крайность в своеобразии ребенка. Такой ребенок своей чрезмерной активностью делает жизнь родителей невыносимой. Она серьезно сказывается и на его взаимоотношениях со сверстниками. Переделать его, сделать более выдержанным невозможно, сформировать качества, способные компенсировать недостатки гиперактивности можно, но для этого необходимо время. В раннем возрасте необходимо подбирать игры и возможности для самопроявления и ее регламентации. В школе такой ребенок – это большая проблема. Он не может усидеть на месте, у него не хватает терпения ожидать, если он знает – то тут же впереди, если не знает – быстро теряет интерес. Сдерживать и направлять такого ребенка исключительно тяжело;
  • агрессивные дети, поведение которых направлено против других детей. Агрессия проявляется в свободных взаимоотношениях, игре. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом – вот частые причины агрессивности детей. Важно отметить, что и другие дети, которые не могут от такого ребенка защититься, по-настоящему страдают;
  • депрессивные дети. Их состояние проявляется в неуверенности в себе , безынициативности, эмоциональной подавленности, страхе перед любой новой деятельностью. Такая позиция часто рождается у ребенка из чувства вины в том, что он родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама неуверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного и проявляются в виде тревожности ребенка и желания оправдываться и извиняться за свое существование;
  • – "бесчувственные". Это – дети подросткового возраста, в отношениях которых с родителями сложилось глубокое непонимание. Мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без посредника. Необходима помощь третьего лица (психолога, социального педагога, учителя). Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей – знак запущенности проблемы. Она может возникнуть, когда ребенок с рождения не оказался в центре жизненных интересов своих родителей. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, выращиваемый бабушкой или находящийся в круглосуточных яслях, он не получил привычку к любви;
  • одаренные – это исключительно яркие дети. Они чувствительны, амбициозны и невсегда любимы своими товарищами. Ими восхищаются, но их не принимают. В школе многие из них чувствуют себя вполне удовлетворительно. Но когда они начинают самостоятельную жизнь в обществе, то часто не имеют адекватных планов.

На практике наряду с изложенными типами, в зависимости от своеобразия проявления выделяют также таких проблемных детей, как: "неудачники", "мечтатели", "умники", "говоруны", "путаники", "актеры", "негативисты", "лентяи" и пр.

7. Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (в основном подростки). Они – результат, связанный с серьезными ошибками, упущениями и недостатками воспитания в семье. Для каждого такого ребенка характерно своеобразие, находящее многообразие форм проявления в его поведении, взаимоотношениях и деятельности. Для них характерны особенности позиции (быть лидером или стадным человеком, непогрешимость, всезнание), характера (вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения), негативные привычки (в том числе склонность к спиртному, наркотикам).

  • избалованные дети в семье. Они создают проблемы самой семье и окружению ребенка. Особенно негативно избалованность сказывается в условиях школы, так как там невозможно, чтобы один ребенок все время был центром внимания и окружение далеко не всегда проявляет большое уважение к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить;
  • дети с асоциальным и антисоциальным поведением как результатом воспитания в семье. Таких отклонений множество и связаны они с тем, что ошибок в семейном воспитании исключительно много. Они проявляются в повседневном поведении, общении, деятельности и отношениях ребенка. В школе весь спектр негатива школьников создает особую среду, в которой учителю необходимо решать образовательно-воспитательные проблемы;
  • отвергнутые дети. Это – вечно ошибающееся, ущербное существо, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Ребенок чувствует свою ненужность, отвергнутость со стороны самых близких ему людей, что делает его незащищенным, вечно обиженным и униженным. Ему нс хватает элементарного общения с родителями. С ребенком надо говорить, этого ему недостает. Во взаимодействии со сверстниками избавиться от этого состояния ему крайне трудно. В школе он со страхом относится ко всему, что происходит вокруг. Изменить это состояние у ребенка исключительно сложно. Именно эта категория часто проявляет склонность к суициду;
  • – "недолюбленные" – те, кто не получил материнское тепло и ласку, в том числе и те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями ребенка, непризнания его ценности как личности и явления. К этой категории относятся воспитанники, родители, которые сами не получили в детстве необходимое им материнское тепло и ласку. Таким родителям нечем делиться со своим ребенком. К ней относятся также дети из очень обеспеченных семей, у каждого из которых по нескольку нянек. Их водят на развивающие занятия и обеспечивают им культурный досуг. Но самого главного – эмоционального тепла, душевного внимания, подлинной родительской любви – эти дети лишены. Все это пытаются заменить дорогими игрушками. Следствием такого воспитания и является неадекватное поведение ребенка. Внимание нужно ему, как воздух. И вот он начинает это внимание вытягивать всеми доступными ему средствами: капризничает, закатывает истерики, становится агрессивным.
  • 8. Дети, воспитанные в патологической, "нечеловеческой" среде (в семьях группы риска), где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, честность, доверие. Их жизнь протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, приюте, на лестничной клетке, чердаках, в подвалах, а чаще всего – просто на улице в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: им неуютно от недостатков, над которыми смеются сверстники; отсутствие учебников, ручек, тетрадей – средства на которые пропивают родители-алкоголики; несделанных домашних заданий (их трудно сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели).
  • 9. Трудновоспитуемые и педагогически (социально-педагогические) запущенные дети. Эти категории рассматривались отдельно и представлены они достаточно полно.

Изложенное свидетельствует, что категорий детей, относящихся к проблемным достаточно много. В каждой из них имеются свои подгруппы, отличающиеся своеобразием. Важно знать особенности каждой группы и подгруппы, причины ее проблемности для того, чтобы педагогически грамотно строить с ней целесообразную социально-педагогическую работу в интересах развития, воспитания и обучения.

«У ребенка особое умение думать и чувствовать.
Нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим».
Ж.Ж.Руссо

Введение

Воспитание в школе - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности.

Позиция классного руководителя и его деятельность - важное звено в этом процессе. Поэтому очень важна работа по повышению его коммуникативной компетентности.

На современном этапе очень важным является формирование у учителя умений в области профилактической работы с проблемными детьми, анализа, планирования.

Маленький человек приходит в школу со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами. Школа, родные люди, классный руководитель дарят ему новые ощущения, впечатления, открытия. Какими будут детские впечатления - зависит не только от самого ребенка, но и от нас, взрослых, которые будут рядом с ним. Именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека. Принимая новый класс, я не забываю о том, что внутренний мир каждого человека уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Но есть некоторые закономерности, характеризующие познавательные процессы людей, их переживания и поведение. В своей работе я стараюсь воспитывать у своих мальчишек и девчонок потребность иметь свой взгляд на происходящие события, отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии. Напоминаю своим ребятам, что самое драгоценное в человеке - естественность и простота поведения.

В работе с проблемными детьми использую памятку О. Чепкасовой.

  1. Веду дневник наблюдений.
  2. Ежедневно слежу за посещением занятий проблемными подростками.
  3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости подростков.
  4. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
  6. Ежемесячно проверяю занятость в кружках.
  7. Ежедневно встречаюсь с подростками.
  8. Каждую четверть заслушиваю проблемных подростков и их родителей на Совете профилактики (если есть необходимость).
  9. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
  10. Не использую нравоучений. В перевоспитание решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
  11. Вовлекаю в трудную деятельность, в серьезные дела, использую общественные поручения.
  12. Предупреждаю возможность неправильных действий детей.
  13. Организовываю интересную жизнь коллектива, в котором учится проблемный ребенок.
  14. Обучаю детей методам самовоспитания.
  15. Нормализую семейную обстановку, нейтрализую вредное влияние родителей.
  16. Вовлекаю подростков в кружки, секции, контролирую их посещение.
  17. Поддерживаваю тесную связь с педагогом - психологом и со школьным инспектором ОДН УВД.

Ребенок - маленький волшебник, который творит свой миф и свой мир. Ребенок создает свое потаенное пространство, придумывает тайные языки, устанавливает правила в отношениях со сверстниками и взрослыми. Мы, взрослые составили свои правила для взаимодействия, но детская натура при сравнительно малом опыте видит окружающий мир своеобразно, стремится по-своему все объяснить. Мы, взрослые, не всегда можем понять и принять детскую точку зрения. Отсюда нарушается обратная связь, увеличивается дистанция между двумя мирами, призванными сотрудничать, а на деле живущими по разным правилам, с различным набором ценностей.

В школах все больше появляется детей, которых принято называть проблемными. К кому обращаются дети со своими радостями и бедами? Если мы говорим о воспитании, то речь, в первую очередь идет о нас, педагогах. Именно мы помогаем разрешать конфликты с родителями и учителями- предметниками, именно нам доверяют и ждут поддержки.

Теоретическая часть

Есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять. Правила поведения, рациональный порядок делает жизнь ребенка понятней и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье и классе бесконфликтную дисциплину.

Первое: правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Второе: правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Третье: требования педагогов не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Четвертое: правила должны быть согласованны взрослыми между собой.
Пятое: тон, в котором сообщаются требования или запрет, должен быть скорее разъяснительным, дружественным, чем повелительным. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях.
Шестое : наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая плохое.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей .
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит свой способ получить его - непослушание.
Вторая - борьба за самоутверждение, против чрезмерной власти взрослых.
Третья - желание отомстить.
Четвертая - потеря веры в собственный успех.

Всякое серьезное нарушение поведения - сигнал о помощи. Задача классного руководителя постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок. Надо перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. Необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему со стороны взрослого.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики. Ищите любой повод, чтобы поощрить ребенка, замечайте любой его успех, даже маленький. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов и промахов. Ищите союзников в вашем деле: учителей, родителей, друзей ваших детей.

Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в сообществе детей приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит трудный и долгий. Главное усилие- научиться переключать свои отрицательные эмоции на конструктивные действия. Надо менять самих себя, чтобы успешно работать с детьми.

Практическая часть

Очевидно, что не бывает «проблемных» детей, которые не создают сложностей нам, учителям. Любой проблемный ребенок - это испытание, выпавшее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к предстоящему испытанию во многом зависит от того, видит ли он свою проблему, или видит перед собой ребенка, у которого есть проблема. Если мы, классные руководители, видим перед собой трудности ребенка, значит, наша работа концентрируется на желании помочь ему. Убеждена, когда ребенок ведет себя неадекватно, своим поведением провоцирует напряжение, конфликты, необходимо исходить из презумпции его невиновности, потому что ребенок не знает и не умеет справляться с проблемой- это его беда, а не вина. Мы же профессионалы, не должны отвечать на недостойное поведение ученика, не должны сами вести себя недостойно. Ведь в таком случае нет разницы между незнанием ребенка и незнанием профессионала. Ведь вся ответственность лежит на нас, классных руководителях, которые обязаны грамотно, квалифицированно, профессионально действовать.

Отклоняющееся поведение моих ребят в значительной мере вызвано различными стрессовыми ситуациями их жизни. Это развод родителей (у меня в классе 5 семей) и их занятость личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное не внимание родителей; рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша (2 семьи): девиация как ревность; обидное, болезненное чувство несправедливости окружающего мира, собственной ущербности, недостаточности, заниженная самооценка (1 ребенок).

Два года назад ко мне в класс прибыл ребенок из другой школы. За вандализм состоял на профилактическом учете. Наблюдая за ним, я, поняла, что он потерял интерес ко всему. У него проявлялись попытки самоутверждения в виде различных нарушений поведения, «выходок», агрессивных направлений. Я старалась вовлекать его во все мероприятия школы, класса, где бы он мог реализовать свои потенциальные возможности в обучении и творчестве, причем старалась создать условия лишь для успеха. Сейчас этот мальчик занимает призовые места по баскетболу и в регионе, и в России. В классе у меня также есть ребенок, который год назад потерял мать (во время отпуска, делая ремонт, ее убило током). Ребенок старался преодолеть эту боль, создавая барьеры между собой и любым взрослым. Все ребята класса окружали его своей заботой. Все больше и больше появлялось у него желание что - то делать. Я и мои родители помогали Женечке справиться с этим горем. Мне кажется, что построение добрых отношений между взрослым и ребенком позволили сформировать положительную динамику.

Сейчас он участвует во всех мероприятиях класса и школы. В своей работе с Женей я помнила рекомендации лечебной педагогики:

  1. Не повреди здоровью ребенка.
  2. Научись и умей видеть душу в глазах ребенка.
  3. Добивайся доверия учащегося, береги его как зеницу ока.

Я думаю, никто не возразит, что дети наша радость и наши надежды, мы всегда открываем в них что-то новое, раннее нам неизвестное. Иногда эти открытия нас радуют, иногда- огорчают.

С рождением ребенка еще не рождается личность. Он рождается безразличным к каким- либо нравственным установкам, он приобретает их в процессе воспитания, в процессе приобретения собственного, нравственного опыта.

Именно воспитание формирует внутренний нравственный регулятор, который будет способствовать проявлению личной морали, самооценки своих поступков, своего поведения.

Я считаю, что цель нашей работы - помочь детям адекватно посмотреть на свои успехи и неудачи, определить задачи, наметить шаги для их достижения.

А своим родителям на классных собраниях я не устаю повторять, что:

«Мы должны выражать ребенку свою любовь в качестве «безусловного» принятия, то есть не за что-то угодное нам выражать свое расположение, а просто так, без «причины», имея в виду, что причина в том, что он есть. Ведь вы бы хотели, чтобы ваш близкий человек выражал вам свою любовь просто так, потому что он рад, что вы у него есть, не правда ли? Как это выражается? Это теплота во взгляде, в словах, в жестах и прикосновениях. Постарайтесь отделить его плохое поведение и школьную успеваемость от него самого. Старайтесь оценивать поступки ребенка, а не его личность. Предлагаю им провести такой тест: посчитайте, сколько раз в течение дня вы сказали своему ребенку теплых, любящих и ободряющих слов? А сколько раз отчитали или упрекнули? Чего получится больше? И получившийся результат, скорее всего, является типичным для ваших отношений? Если мы говорим подростку несколько раз в день, что он лентяй, неумеха, разгильдяй и неряха, то через какое-то время он и сам будет так себя воспринимать. Но если делать ему замечания, оценивая только его поступки, и принимая его самого, то, когда придет время меняться, ребенку будет легче это сделать, он будет отягощен вашими негативными определениями, ставшими уже частью его. К тому же ребенок получит бесценный урок терпимого и этичного отношения к людям, что многократно облегчит ему общение и взаимодействие в социуме. Чтобы лучше понять ребенка, его скрытые мотивы, необходимо научиться его слышать, а для этого есть определенный метод активного слушания. Метод заключается в том, чтобы стараться правильно понять его чувства и проговорить ему это вслух, как бы озвучив его собственные переживания, возвращая собеседнику его же фразу.

Учиться доверять ребенку. В ответ он начнет доверять вам. Вы за него беспокоитесь,- это естественно. Но чтобы ребенок умел быть дальновидным и рассудительным, он должен уметь принимать относительно верные решения, причем самостоятельные. Особенно это касается мальчиков. Может ли он этому научится, если вы не предоставляете ему такой возможности? Учась доверять ребенку, позволяя ему принимать собственные решения и следовать им, родитель добивается и кратковременного преимущества бесконфликтности отношений с ребенком, и долгосрочной выгоды, поскольку убеждается, что тот постепенно научается более ясно видеть и учитывать отдаленные последствия собственных решений. Только делать это нужно так же деликатно и терпеливо.

Когда родитель предотвращает (или пытается) принятие ребенком решения, приводящего к нежелательным отдаленным последствиям, у ребенка оказывается меньше возможностей ощутить на себе эти отрицательные последствия. Даже если ребенок сталкивается с ними, то он уделяет им недостаточного внимания, поскольку слишком озабочен борьбой против контроля родителей. Конечно принимая решения, ребенок будет совершать ошибки, но вместе с этим появится ответственность за свой выбор, желание исправить ошибку, анализ своих действий. Важно, что Ваша вера в способность ребенка принимать правильные решения оказывает на эту способность стимулирующее влияние«.

Не стандартные ситуации в школе - это норма, чем исключение. Именно этим работа в школе трудна - именно этим прекрасна. Жизнь класса - это бурная река. Дети ссорятся и мирятся, кого-то любят, кого-то - ненавидят. Но как сделать класс ближе, понятнее? Ходить в походы, ставить спектакли, участвовать в жизни школы и класса, организовывать праздники. Главное делать, главное вместе!

И лишь только тогда у нас, классных руководителей появится возможность быть понятым, а значит - помогать своим ученикам в таких обычных, но всегда таких не стандартных ситуациях.

Проработав 29 лет в школе, я пришла к выводу, что во всех проблемных ситуациях надо тихо и спокойно разбираться. Не отчаиваться, а собрать ребят, и тут же поговорить начистоту. Выслушать без предвзятости. Даже если они не правы, не взрываться и дать им возможность эту неправду осознать.

Класс - это социум, и он разный. Иногда не лучшая его сторона становится лидером и начинает будоражить всех. И здесь конечно наступает именно тот момент, когда надо говорить с каждым отдельно и вместе. Дети нуждаются и очень любят, когда с ними просто беседуют. Эти разговоры они запоминают на всю жизнь как самое хорошее, что было в школе.

Иногда невыраженная агрессия накапливается в душе подростка и принимает самые удивительные формы. Как она накапливается? Мы не говорим с подростками - вот и не знаем, и не чувствуем этого. Поэтому, я уверена, именно это и есть серьезная проблема, над которой нельзя не думать и которую мы должны решать. И это не менее важно, чем грамотно писать или готовить к сдаче ЕГЭ.

В данное время я работаю классным руководителем в восьмом классе. Это дети в возрасте 13-14 лет. А это значит, что меняется вся система ценностей и интересов в таком возрасте. Прежние привязанности обесцениваются, появляются новые кумиры, подростки перестают копировать взрослых, характер взаимоотношений с родителями и учителями часто носит протестный характер. Они тянутся ко всему необычному. Я думаю, что как раз сейчас у моих ребят наступил кризис подросткового возраста и поэтому иногда проявляется грубость, скрытность, поэтому они стремятся поступать наперекор требованиям и желаниям взрослых, т.е. нас и игнорируют наши замечания.

У ребят появилось беспричинное чувство тревоги, стала колебаться самооценка, бывают очень ранимы, конфликтны, могут впадать в депрессию. Перестройка отношений ребят к себе влияет не только на их эмоциональное самочувствие, но и на развитие их творческих способностей. Учеба отошла на второй план. Я считаю, что самый главный вопрос подросткового возраста - половое созревание, В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, ребята переживают первую любовь. Они меняются настолько, что невольно называем этот период гормональной бурей или эндокринным штормом.

Согласно плану работы школы в классе, я, с педагогом - психологом и медработником школы, каждый год проводим мониторинг по трем блокам: психолого-педагогическому, гигиеническому, медико-физиологическому.

Психолого-педагогический блок включает в себя оценивание психического развития и психоневрологического статуса, учащихся класса, т.е. определяется степень состояния ребенка в семье, психоневрологическое напряжение, социальную и психологическую готовность детей к школьной жизни, степень сформированности учебной мотивации, степень адекватного реагирования на ситуацию, тип воспитания ребенка в семье.

Исследования гигиенического блока проводились по следующим направлениям:

  1. Анализ расписания уроков;
  2. Изучение активности учащихся на уроке;
  3. Исследование режима дня (так как факторами, оказывающими влияние на здоровье детей, являются: организация режима дня питания, занятия физкультурой, продолжительность прогулок на свежем воздухе);
  4. Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.
  5. Исследования медико-физиологического блока включали в себя следующие методики:
  6. Оценка физического развития и состояния здоровья учащихся (по некоторым антропологическим показателям):
  7. Оценка уровня здоровья коллектива детей;
  8. Анализ текущей заболеваемости.

Результаты мониторинга я учитываю и использую при планировании, организации и работе с классом в целом и каждым ребенком в отдельности. Обязательно довожу эту информацию до сведения учителей- предметников, родителей. Даю рекомендации родителям по корректировке режима дня, по созданию в семье атмосферы спокойствия и доброжелательной требовательности, с целью сохранения здоровья и самочувствия детей, так как в моем классе практически все имеют какие-либо заболевания.

Проводилось изучение умственной работоспособности во времени, т. е. определялись изменения работоспособности в динамике дня и в динамике учебной недели (методика дозирования работы во времени с помощью фигурных таблиц Анфимова).

На родительских собраний я знакомила своих родителей с результатами мониторинга, говорила им, как помочь подростку жить без опеки взрослых и был приспособлен к самостоятельной жизни и ответственному принятию решений. Нацеливала родителей на то, что самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении возникает много немотивированных поступков. Однако именно такая противоречивая самооценка необходима подросткам, для того чтобы развить у них новые, взрослые, критерии личностного развития. Неоднократно повторяла о том, что особенности подросткового кризиса проявляются в пренебрежительном отношении к обучению.

Многим ребятам в этот период свойственна плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей, они всячески избегают выполнять какие-либо поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать школу.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается выраженная динамика агрессивности. Современные подростки живут в мире достаточно сложном по своему содержанию. Они больше страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в нашей стране, потерявшей необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые идеалы разрушены, новые не созданы.

Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов, формирующих личность, является семья. При этом решающую роль играет не ее состав- полная, неполная или распавшаяся,- а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми и членами семьи, между детьми и родителями.

Работая с проблемными ребятками в своем классе, я стараюсь формировать круг интересов на основе особенностей их характера и способностей. Приучаю ребят к содержательному проведению свободного времени: к походам, к занятиям музыкой и спортом, ко всему, что положительно влияет на личность. Привлекаю к индивидуальной работе с ребятами школьного психолога. Наше сотрудничество мне очень помогает в работе. Включаю подростков в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время дает им возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Практически на всех родительских собраниях и беседах с ними, я советую им снижать проявления агрессии у детей путем посещения спортивных школ с использованием, например, боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход энергии, чтобы агрессия не накапливалась). Прошу родителей не предъявлять ребятам завышенных требований, не подтвержденных их способностям.

На одном из собраний, когда шла речь о возрастных особенностях восьмиклассников, я предложила такую памятку родителям :

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их неудач и удач.
  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки, по принципу «Доверяй, но проверяй!».
  • Поощряйте даже небольшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в развитии собственной личности.
  • Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  • Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в его возрасте.
  • Учите делами, а не словами. Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону, так как стремление к развитию передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда вырастают неординарные дети.
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  • Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у вас были взаимоотношения в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или противоправного поведения.
  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом - любящими родителями.

В своей работе с проблемными детьми я никогда не забываю о том, что должна соблюдать правовые рамки при применении воспитательных мер к ученику, даже если возникают ситуации, когда поведение является неприемлемым. Мы, учителя, ни при каких обстоятельствах не имеем права оскорблять и унижать ребенка.

Проблемные ребята требуют постоянного внимания, Участия и поддержки с нашей стороны. Ведь подростковый возраст- это время установления границ взаимодействия с окружающим миром, поиска своего места в жизни. И как бы парадоксально это ни звучало, но, когда подростку запрещается курить, он может схватиться за сигарету не из потребности в ней, а назло, следуя диктату юношеского максимализма. Как же внушить подростку ответственность за свои поступки и решения? Проще всего попробовать дать ему желанную свободу выбора, не запрещая курить. На практике мы видим, что негативно окрашенная реакция, как правило, бывает гораздо сильнее и ярче выражена, чем позитивная. Представим, что школьник получил положительную оценку. Родители сказали: «Молодец!» - и продолжили делать свои дела. А когда ребенок пришел с двойкой, начинается получасовая тирада и проверка домашнего задания. У подростка, испытывающего дефицит внимания, чаще всего проявляется девиантное поведение.

Нам необходимо помнить о том, что в центре проблемы отклоняющегося поведения остается сам подросток с его внутренним миром. Обладая уникальными личностными качествами, ребенок постепенно входит в мир взрослых, осваивает его законы, правила, формирует собственное отношение к нему. Однако «нехорошее» поведение ребенка может не только обусловлено личными качествами воспитуемого, сколько стать естественной реакцией на неумелые воспитательные воздействия нас, взрослых. Поэтому нам необходимо строить наши отношения с ребятами на принципах взаимодействия. В нашей поддержке и понимании нуждается даже самый «неисправимый хулиган».

Проблемам трудных подростков- мальчиков давно уже уделяется большое внимание. Между тем проблема воспитания девочек не менее актуальна. Сложность для нас, классных руководителей, состоит в том, что трудные девочки в отличие от мальчиков порой ничем не выделяются на общем фоне.

Мнение, что современный воспитательный процесс должен быть абсолютно одинаков для мальчиков и девочек, неверно. Девочки оказываются в более трудном положении, они острее воспринимают все негативные события в семейной и школьной жизни, а переживания по отношению с мальчиками у них порой доходят до драматизма. Поэтому к девочкам необходимы более тонкий педагогический подход, более чуткое и доброжелательное отношение. Главное- суметь вовремя помочь тем из них, которые в этом нуждаются, постараться не упустить время. Нужны терпение и забота, больший педагогический такт со стороны классного руководителя.

В этом учебном году две ученицы моего класса сбежали из дома со своими взрослыми друзьями. Со слов девочек: «Хотели отдохнуть на даче одну неделю со своими парнями». При преследовании правоохранительными органами ГИБДД машина перевернулась, к счастью никто не пострадал. В беседе с родителями, я пыталась объяснить, что в данной ситуации не крики, а помощь необходима девочкам. Но для этого необходимо набраться терпения. В наше неспокойное время, чем старше становятся девочки, тем труднее с ними.

Действительно, жизнь сегодня отличается невиданной интенсивностью, за последние несколько десятилетий в нашей стране, да и во всем мире, произошли большие изменения, которые, так или иначе, затронули все сферы нашего общества, в том числе и школу. Не обошли эти изменения и частную сторону жизни. Роли отцов и матерей изменились. Девушки и юноши одного возраста находятся на различных ступенях физического и психического развития. По своей природе девушки более дисциплинированны, более добросовестны, более сосредоточенны, больше помогают по дому, менее упрямы, реже вступают в конфликты, ответственнее относятся к учебе. Но и более эмоциональны, их психика более ранима, пережитое оставляет в них неизгладимый след, они чувствительны к непедагогическим мерам воздействия. Поэтому совершенно различна реакция на замечания у девушек и у юношей. Мальчишки моего класса спокойно относятся к замечаниям учителей, по крайней мере внешне не проявляют своих чувств, а вот девочки нередко вызывают бурную отрицательную реакцию.

Наш век- век новых информационных технологий, век акселерации. Многие ученые отмечают, что изменилось не только физическое развитие современных девочек, но и психика, усложнился процесс их воспитания. Родители моего класса молодые и мне приходится давать им много информации. Вот и в случае, с девочками, я постаралась объяснить родителям, что за последние годы в поведении девочек наблюдается заметная деградация. Усиливается половая распущенность молодежи, растет количество внебрачных связей, особенно среди совсем юных девушек. Насаждается массовая культура с культом вседозволенности, жестокости, секса. Кино, СМИ давно уже выступает как мощнейшие средства обработки умов и чувств женщин в целях отвлечения от реальности, ухода в узкий мир переживаний и влечений. Запретила мать Кати встречаться с ее любимым мальчиком, она и сбежала из дому, прихватив с собой подружку Наташу. Они хотели показать себя «крутыми», взрослыми. Для нас сейчас не новость, что девушки все больше присваивают себе манеру поведения парней, т.е. так же одеваются, курят, пьют, устраивают разборки и даже дерутся. К сожалению, порой девочки бывают вспыльчивыми и грубоватыми, даже с матерями. В ситуации с моей Катюшей, я считаю, что виновата сама мать. После гибели Катиного отца, мать встретила другого человека, они сошлись, родился мальчик. Девочку оставили жить с бабушкой и дедушкой. Они покупали ей все самое модное и дорогое, баловали и оберегали от всего. Когда мать хотела забрать дочь, видя, что она ее уже не слышит и не реагирует на замечания, бабушка не отдала, боясь что отношения с отчимом ни к чему хорошему не приведут. После побега, бабушка сама отказалась смотреть за внучкой. Сейчас, мы с ней практически каждый день беседуем. С ней работают педагог - психолог и социальный педагог. Она делится со мной своими переживаниями. Все проблемы мы стараемся решать вместе на доверительной ноте. Постепенно девочка перестает грубо огрызаться, стала следить за своей речью. У нее стали проявляться организаторские способности, к ее мнению стали прислушиваться. Сейчас она занята подготовкой проекта «Мой любимый учитель» в рамках школьного конкурса.

Заключительная часть

За время своей работы в школе я убедилась в том, что нужно жить интересами детей, особенно если ты являешься классным руководителем. Для предупреждения подобных происшествий будет теперь не лишним еще раз на классных часах напоминать девочкам, что не следует быть доверчивыми. Не следует засиживаться в компаниях или вечеринках, особенно если там происходит распитие алкогольных напитков. Желательно не надевать короткие юбки и блузки или топики с глубоким вырезом. К сожалению, в современном обществе не только среди подростков и юношей, но и часто среди взрослых мужчин нет культуры сексуального поведения.

Мною были проведены очень интересные классные часы о девичьем достоинстве, о ранних браках и их последствиях, тем не менее, девочки решились на такой шаг. А это значит, что я как классный руководитель, что-то не учла.

Ведь микросредой на позитивное начало является школа и мы с вами. Как создать вокруг себя зону доверия? Как помочь детям открыть в себе творческий потенциал? Как научить их быть жизнерадостными, веселыми, открытыми, познающими окружающий мир и разумом, и чувствами, увидеть себя и признать ценность и уникальность окружающих людей? Думаю, только продуктивный поиск поможет нам отвечать на наши вопросы.

Я убеждена, что внутреннее благородство, сопереживание, толерантность, культура человеческих отношений и также подготовка детей к условиям современной жизни- все это должно и можно заложить в нынешних мальчишках и девчонках только совместными усилиями школы и семьи. Лишь тогда будущее поколение будет стремиться к улучшению духовного мира.

В заключении хочу сказать:

  1. Любой ученик - отличник или двоечник, исполнительный или небрежный, заслуживает любовь и уважение: ценность в нем самом.
  2. Достоинства есть у любого ученика, надо их лишь заметить.
  3. Не скупиться на похвалу, способствовать повышению самооценки ученика, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.
  4. Ставить перед ребенком достижимые цели.
  5. Не унижать ребенка.
  6. Не сравнивать ученика с окружающими.
  7. Всегда помнить: необходимо договариваться, а не стараться сломить!

Конспект родительского собрания

Литература:

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Михайлова Н. Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. М., 1994г.
  4. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И. Помощь детям группы риска. Методические рекомендации - М.: ИПК и ПРНО МО, 2004г.
  5. Василюк Ф. Е. Психология переживания - М. 1984г.
  6. Воспитательская работа в школе № 2, 2007г. Народное образование.
Поделиться: