Историческое разнообразие форм семьи и брака. Семья и общество историческое разнообразие организаций семьи Исторические типы семейных союзов

Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:

1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.

Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.

Функции семьи

Семья выполняла важные социальные функции:

1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.

Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.

4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.

5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.


При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется

некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не

будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача

зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального

общества к индустриальному.

Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое

претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному

обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и

сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.

Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"

модели семьи.

Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-

семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства

над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью.

Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и

политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей

семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за

плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы,

появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой

труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая

тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом

экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется

потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических

и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных

учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако

в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие

в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В

феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как

итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное"

распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом

"демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные

модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная

для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень

первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики,

поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с

законами функционирования малых групп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным

домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными

общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и

внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности

отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего

окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как

правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию

отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем,

что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах

такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность

семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость

модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям

индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных

достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа

семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной

системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к

децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество

становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы

пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и

родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу,

вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе

межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от

предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при

сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных

брачным контрактом).

В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение

контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному

вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию

беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении

репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим

границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной

брачности, традиций пожизненного брака).

Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше

семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной

многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре

непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные

изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить

о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой

однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических

защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для

общества уровне).

Семья как социальный институт и малая группа.

Семья – одна из наиболее древних форм социальной общности. Она возникла в недрах первобытно – общинной формации. Семья является уникальной социальной группой, звеном, связывающим биологическую и социальную жизнь человека, личную (индивидуальную) и общественную.

Непреходящая социальная ценность семьи состоит в том, что семья связана с производством и воспроизводством непосредственной жизни, с воспитанием детей в семье. В семье происходит передача социального опыта, социальных норм и традиций. При этом семья не только передает ценности, но и создает духовные ценности, такие как супружеский и родительский долг, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, семейная взаимопомощь, солидарность и ответственность. Благополучие семейной жизни является составляющим личного счастья.

Будучи самостоятельной частью общества, она в тоже время тесно связана широкой с социальной средой и от нее же и зависит. Социально-экономические факторы воздействуют на брак и семью не непосредственно, а через культурные ценности (политические, правовые, нравственные, эстетические, ценности психологического порядка, духовные).

Семья – это своего рода социальный микрокосм, ибо ее структура представляет собой наиболее близкую к оригиналу модель структуры общественной. Во внутрисемейном общении и взаимодействии представлен максимум (в масштабе малых социальных групп) социальных компонентов: возрастные, профессиональные общности, женская и мужская части населения.

Семья реагирует на происходящие общественные изменения в своеобразной форме, что обусловлено это ее спецификой. Поэтому семейные отношения даже в пределах одного общества далеко не однозначно отражают социально-экономический строй, обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, могут опережать общественный прогресс или отставать от него.

2 Брак: определение, развитие в истории общества.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Развитие брачных отношений прошло путь от полигамии к моногамии. В браке упорядочиваются и реализуются естественные потребности людей (продолжение рода, сексуальные). Брачные отношения, будучи отношениями двух личностей (мужчины и женщины), являются социальными отношениями, имеют нравственно-психологическую природу.

Брачные отношения прошли путь от полигамии (многобрачие) до моногамии (единобрачие). Полигамия исторически существовала в двух разных формах: полиандрия (брак одной женщины и множества мужчин разновидностью которой является так называемая фратериальная , или братская, семья) и полигиния (брак одного мужчины и многих женщин).



В эпоху первобытного человеческого стада брак отсутствовал, т. е. существовали отношения промискуитета (фактически не ограничивающего половые отношения стада. С возникновением родового строя появляются экзогамия и эндогамные брачные санкции. Постепенно возникает групповой брак – форма брака, при которой все мужчины одного рода могли иметь брачные отношения со всеми женщинами другой такой же группы. Эпизодически возникали сожительства отдельными парами, что с развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединяющего только одну супружескую пару. Личное имущество супругов оставалось раздельным, брак был не прочным и легко расторжимым. Возникновение частной собственности ускорило развитие моногамного брака. Возникает частнособственническая форма моногамии. Ее наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений; доминирование мужчин; порабощенность женщин; принудительность супружеской верности. В рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан. Отношения же рабов рассматривались как сожительство.

Однако, было бы грубым упрощением связывать становление моногамии лишь с господством частной собственности. Развитие нравственной, эстетической, психологической культуры, культуры чувств вело к вытеснению полигамии моногамией (единобрачием) еще в рамках первобытно - общинного строя. Даже элементарное половое влечение имеет избирательный характер, что еще в большей степени относится к сексуальным предпочтениям и чувству любви.

В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, но крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала.

Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа «влияния религии», демократизация брачно-семейного законодательства привели к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве, личном выборе, характеризующихся относительным равноправием супругов.

В условия социализма брак представлял собой Современный брак – добровольный, равноправный, свободный союз мужчины и женщины, цель которого обеспечение их права на супружество, материнство, отцовство. Альтернативные формы брачных отношений: юридически неоформленный брак, открытый брак, групповой брак, суингерство, бездетные супружеские пары, гомосексуальные браки.

Семья как и брак является исторически конкретным социальным явлением. Кроме супружеских (брачных), семейные отношения дополняются родительскими, дочерними, сыновними, т.е. родственными.

Традиционно семья определяется как малая группа, члены которой связаны между собой брачными и/или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой.

С.И. Голод (1995) предлагает следующее определение семьи. Семья это совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат – сестра), порождения (отец– сын, мать – дочь и т.и.),свойства (муж -жена).

Семья – это социальная группа, целью которой является совместное удовлетворение общих потребностей членов семьи биологического, психологического и социально-экономического характера (Н.Аккерман, 2000).

Таким образом, существующие определения семьи рассматривают ее с позиций структурно-функционального подхода.

Семья определяется:

· как структурная единица общества,

· как целостное образование

· имеющее нормативные параметры,

· выполняющее определенные функции,

· акцентируется семейная функции продолжения рода,

· причиной семейного неблагополучия является нарушение структурных параметров, невыполнение заданных функций.

С позиций социального конструкционизма для понимания семейных процессов базовым для концепта семья является не ответ на вопрос «что такое семья?», а исследование суждений о том «что значит быть семьей?».

Быть семьей это значит со-участвовать в процессе со-зидания с другим человеком или с другими людьми длительных и устойчивых к невзгодам близких отношений взаимной заботы. Постмодернистские подходы к концепту «семья» признают возможность вариативности в переживании того, что означает «быть семьей». Представление о семье конструируется людьми в зависимости от социального контекста, времени и местонахождения семьи.

Исторические формы семьи развивались вслед за развитием брачных отношений.Эволюция форм семьи:кровнородственная семья, групповая семья (с преимущественными отношениями патриархата, матриархата или фратриархата), парная семья, малая патриархальная семья, нуклеарная семья. современные формы семьи.

1.2. Психологическое состояние современной семьи

Ключевые слова: современные формы брачно-семейных отношений, функции современной семьи, социально-демографические процессы в современной семье, кризис семьи, социоцентрированная и человекоцентрированная семья.


1.Характеристика современных форм брачно-семейных отношений .

Современные формы семьи включают: традиционную патриархальную семью, неопатриархальную, матриархальную и неоматриархальную, супружеские семьи без детей, неполную, смешанные семьи, в которых оказываются дети от разных браков, семьи не имеющие в основе супружеской пары, альтернативные формы брачно-семейных отношений (незарегистрированная семья, гомосексуальная семья, групповые семьи).

Типология семей по структурным основаниям: количество брачных партнеров (моногамия, серийная последовательная моногамия, полигамия); пол брачных партнеров (гетеросексуальная, гомосексуальная, семья транссексуалов); юридическое оформление брачных отношений (официально зарегистрированные брачные союзы, сожительства); структура власти в семье (традиционная: патриархальная, матриархальная; неопатриархальная, неоматриархальная, биархатная); количество поколений в семье (однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная); наличие родителей (полная, неполная), функионально неполная, особая (сложноорганизованная, смешанная); количество детей в семье (бездетная, однодетная, малодетная, среднедетная, многодетная); открытость брачных отношений (осознанное единобрачие, не допускающее супружескую неверность, открытый брак, допускающий супружескую неверность по обоюдному согласию партнеров, семья-конкубинат (М.Босанац), в которой мужчина имеет две параллельно существующие семьи, в одной из которых отношения юридически оформлены, пробный брак); по критерию профессиональной занятости(семья полной занятости – работают оба супруга, семья частичной занятости – работает один из супругов, бикарьерные семьи).

Типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей: качественные характеристики структурной организации и выполняемых функций (функциональная, дисфунциональная); по уровню благополучия, способности решать семейные проблемы (благополучная, неблагополучная).

2.Функции современной семьи.

Функции семьи это ее назначение, ее роль в жизни общества и человека, определяемое требованиями общества и потребностями личности, которые она способна удовлетворить. Семейные функции глубоко историчны, поэтому с течением времени меняется перечень функций, их содержание и иерархия.

Функции современной семьи: репродуктивная, воспитательная (социализации), сексуальная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, досуговая, психотерапевтическая.

3.Кризис современной семьи: социологический и психологический подходы к изучению.

Традиционно показателями кризиса современной семьи называются: катастрофическое снижение рождаемости, высокий показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, высокая младенческая и материнская смертность, рост процентного показателя патологии новорожденных, снижение продолжительности жизни, увеличение числа разводов и увеличение внутрисемейной конфликтности, широкое распространение альтернативных форм брака, увеличение числа случаев жестокого обращения с детьми, рост числа социальных сирот, алкоголизация и распространение наркомании и тяжелых заболеваний.

Социологический подход в объяснении кризиса семьи опирается на социально-экономические причины неблагополучия современного общества.

Психологический подход объяснения кризиса основывается на признании особой роли семьи как посредника между человеком и обществом. Поэтому, с одной стороны, призвана удовлетворять требования общества, а с другой стороны – призвана удовлетворять потребности конкретных людей. Это положение позволяет ввести понятие о социоцентрированной и человекоцентрированной семье.

Социоцентрированные семьи ориентированы на общество, при этом основной задачей семьи является транслирование социальных ценностей и норм подрастающему поколению. Члены семьи оцениваются в первую очередь как личности, а их личностные качества рассматриваются с точки зрения соответствия нормам общества. В таких семьях воспитание ребенка рассматривается как нормативный процесс формирования личности. Индивидуальность ребенка недооценивается. В социоцентрированных семьях коммуникации носят формальный и условный характер, отличаются закрытостью.

Человекоцентрированная семья характеризуется тем, что она ориентирована на удовлетворение потребностей взрослых и детей, с учетом их индивидуальности. Психологическое развитие ребенка рассматривается как процесс индивидуации. Коммуникации в семье носят безусловный, открытый и безоценочный характер.

Центрация на социальных нормах семьи характерна для традиционных семей. В современных семьях ценность человека, его индивидуальности растет. Кризисные явления можно рассматривать как проявление трудностей поиска новых форм семьи, ее переходного состояния от социоцентрированной к человекоцентрированной семье.

ТЕМА 2. ДИНАМИКА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: психологические задачи брака, развитие брака, динамика семьи, жизненный цикл семьи, жизненный путь семьи, нормативные и ненормативные кризисы семьи.

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :

1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);

2) варварство – парная семья (господство мужа);

3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).

1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.

2.Парная семья . Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.

3.Цивилизация . Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.

Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.

Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.

Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);

характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами

Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).

Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи :

1. репродуктивная,

2. воспитательная,

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (взаимопомощь),

5. коммуникативная,

6. регулятивная.

Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.

Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.

Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.

Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.

Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.

Функции семьи:

1. репродуктивная (воспроизводство);

2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;

4. социализация (процесс обучения и воспитания);

5. хозяйственно-бытовая;

6. культурно-просветительская.

Структура семьи:

1. Основывается на количестве детей:

Малодетная (1-2);

Среднедетная (3-4);

Многодетная (свыше 5);

2. Неполная семья (отсутствует один из родителей);

3. Бездетная семья;

4. Нуклеарная (одно поколение родители и дети);

5. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции и типы современной семьи

На сайте сайт читайте: 3.основные функции и типы современной семьи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

  • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
  • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
  • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
  • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
  • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

  • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
  • - периоду варварства - парный брак;
  • - цивилизации - моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

  • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
  • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
  • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.

Поделиться: