Испанский стиль в одежде: базовый набор вещей для создания образа. История женского костюма: Испания Испанская одежда девушек

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.

В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны - влияние итальянского Ренессанса, с другой - религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.

У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные.

Идеалы красоты.

Испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными и острыми чертами лица, густой шапкой тщательно причёсанных волос, обязательным наличием усов и острой небольшой бородки, холёными белыми руками.

Женщины должны были иметь белую кожу, без оттенка желтизны, чёрные пышные вьющиеся волосы, стройную фигуру, гордую плавную походку; ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах. При дворе женщины лицо белили и румянили. Ненакрашенное лицо считалось некрасивым, отсутствие косметики – признаком дурного тона.

Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.

Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.

С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.

Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета - «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.

Верхней одеждой был особый вид куртки - «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плеч, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые - короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.

К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты - борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.

Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник - «горгеру». Чаще всего белого цвета.

Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа - кинжал, подвешенный на цепочке.

Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.

Плащ - основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ - широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный - «фиельтро», с воротником и капюшоном.

Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.

Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического - простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.

Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.

Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.

Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами.

Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник - вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.

Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.

В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.

Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» - верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.

Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.

Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.

Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).

С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.

Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.

На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.

В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес».

Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Мужские прически и головные уборы

Все мужские причёски представляли собой короткую стрижку, т.к. в моде были высокие воротники типа фрезы, «мельничных жерновов». Именно в Испании появляется мужская ступенчатая стрижка, на лбу чёлка из мелких локонов.

Носили и причёски из полудлинных волос, подвитых концами внутрь (колбе). Часто можно видеть причёски с зачёсанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.

В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щёголи. Парики закупали во Франции. Мужчины простолюдины носили причёску «пейзан», «в кружок» или причёски с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. При коротких причёсках носили пышные бакенбарды, которые подстригали, завивали. Одни носили заострённую бороду, другие чисто брились. Эти заострённые бородки в Европе стали называть «эспаньолками». При помощи специальных ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороду и других форм.

Дополнением бороды были усы с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы «бравадо»: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40 годов 16 века усы становятся ещё длиннее. Было много разных фасонов усов и бороды.

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.

Дамские прически и головные уборы

Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».

Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор - «кофья-де-папос» - носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.

Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.

Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.

Украшения

Испания - солнечная страна на берегу Средиземного моря. Здесь растут отменные сочные томаты, простираются величественные горы, льются изумительные вина, танцуют страстное фламенко. И не только. Испания - это родина шедевров мирового значения и родина гениев. Величественная архитектура Мадрида и Барселоны, в исполнении бессмертного Гауди, зрелищная коррида, изумительная кухня, темпераментные жители, кино, музыка - все это одна и та же страна.

Барселона, Готический квартал

Туристы спешат на ласковое испанское побережье, чтобы окунуться в европейскую историю и увидеть множество интересных и удивительных вещей. Испанцы - народ очень свободолюбивый и его традиции, ремесло и культура внесли немалый вклад в историю современной Европы.

Испанская коррида

У каждого человека «своя Испания», потому как эта страна может ассоциироваться со многими моментами. Для кого - то Испания - это великолепная Средиземноморская кухня, для кого - то Испания - это место, где кипят страсти под жгучим солнцем, для кого - то Испания - это сочные оттенки красного в колоритных испанских костюмах.

Испанская паэлья

Во времена эпохи Возрождения в Испании не могло быть и речи о женской свободе. Это распространялось и на выбор платья. Моду тогда диктовали ряд значимых условий: положение женщины в обществе и отношение к ней мужчин. Мужчины же старались всячески «заковать» женщину, упрятать ее и ограничить в любом проявлении свободы. И надо сказать, что Испания преуспела в этом, больше, чем любая другая страна. Удивительно, но превращению женского костюма в футляр способствовала сама женщина. А дело было так. В 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Именно ей обязаны были испанки годами страданий внутри своих неудобных платьев.

Королева Хуана Португальская

Основа каркасному костюму, который просуществовал вплоть до начала 20 - века в разных вариациях, была положена в Испании. Это были красивые, украшенные богатейшей вышивкой, серебром, золотом и драгоценными камнями платья, которые больше напоминали шкатулки с ценностями. Носить их на себе было невозможно. Силуэт платья составляли два треугольника - малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа состоял из металлических пластин, согнутых и обтянутых бархатом или замшей. В нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вертигадо, вердугос), а сверху сначала надевали черную юбку из тафты (баскинью), а затем верхнее платье (вестидо, сайо). Немаловажная деталь «жестокого» костюма - это воротник, из тонкого рюша, преобразовавшийся в огромную гранголу.

Женское платье, рожденное в Испании, завоевало всю Европу XVI века и прославило испанскую моду. К платью прилагались туфли на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем выше была платформа, тем «знатнее» была их несчастная обладательница, потому как сказать, что туфли эти не отличались удобством, это ничего не сказать. Не зря именно испанцы придумали изощренную пытку «испанский сапожок».

Испанские чапинес

Пока дам из высшего общества заковывали в невыносимое платье - футляр, свободолюбивые простолюдины развивали свою моду. Образ женщины Маха был воспет Гойей. Маха - испанская горожанка XVIII - XIX веков. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, которой мы привыкли представлять. Вероятно, что махи стали прообразом Кармен.

Отношения женщин - маха, с мужчинами - махо, складывались весьма своеобразно, потому как и те, и другие носили при себе ножи. Встречи проходили крайне бурно, переходя на публике в шумные ссоры в духе «он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться». Такие выяснения отношений часто заканчивались поножовщиной. Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилью, гребень - пейнета, юбку и шаль - тот самый образ испанки, настоящей Кармен.

Королева Мария Луиза, портрет Гойи

Годы шли, и костюм махи проник в высшие слои общества, а мантилья и пейнета стали частью королевского наряда. В таком образе Гойя напишет портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, на всех официальных приемах будет появляться в мантилье с паньетой. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначались для девушек, а для замужних испанок предназначался черный.

Черная мантилья

Национальный испанский костюм имеет множество вариаций. Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны - холодные кельтские мотивы. Самая яркая одежда - в Андалусии. Это многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты такого костюма -горошек и цветы. Наряды Севера более спокойные, часто в черно-белых тонах и со скромной вышивкой. Красавицы Эстрамадуры и Саламанки великолепны в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой. Костюм женщин Верхнего Арагона - льняная белая рубашка и длинная зеленая баскина в сборку, очень напоминающая силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии - это короткая сборчатая юбка, вышитый передник, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников. Красавицы южной Андалусии на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья с оборками, манильскую тонкую шелковую шаль, высокий гребень с мантильей. В руках у андалусийки - веер.

Мадрид, Каталония, Наварра, Андалусия, Сеговия, Малага - все они бережно хранят традиции народного костюма, каждый элемент которого - красота, созданная на протяжении столетий руками и душой испанского народа.

Женский народный испанский костюм сформировался благодаря культуре махо, носители которой были социальными простонародными испанскими щеголями. Жесткие каркасные костюмы вошли в моду в 16 веке при дворе испанских Габсбургов, но до этого модная эстетика была крайне противоречива. Эпоха Возрождения все ещё имела свое влияние на подчеркивание изящных форм, а католическая церковь требовала прятать все изгибы тела – это стало одним из главных определяющих факторов в истории развития испанского народного костюма.

Особенности женского народного испанского костюма

Народный испанский костюм махо для женщин состоял из приталенного пиджака с лацканами, мантильи, которая и поныне является главным элементом в народном наряде, гребня для мантильи, юбки, шали и обязательным аксессуаром был веер.

С наступлением эпохи Возрождения в 16 веке, традиционный наряд немного видоизменился, приобретя форму брони на каркасе. Костюм подчеркивал изящные женские формы, жесткий воротник помогал женщинам держать голову гордо поднятой, тугой корсет скрывал все выпуклости. Женский наряд имел идеальный треугольный силуэт, и в отличие от гармоничной, испанская одежда изображала геометрические формы, которые искажали естественную женскую форму, приводя к деформации. Платья имели закрытый глухой лиф сложного покроя. К лифу присоединяли металлический вертюгаден, который напоминал по форме конус, и на этот вертюгаден надевались юбки, верхняя и нижняя. Верхняя юбка имела глубокий разрез в виде треугольника, который соединялся с острым мысом лифа. Рукава имели узкую форму, достигая длины до запястья. Плечи в нарядах были весьма широкими, и создавался этот эффект объемных плеч специально при помощи валиков.

Испания, какой мы ее видим? Страстная, жизнеутверждающая, яркая, эксцентричная, чувственная и очень музыкальная, с ласкающими душу мелодиями и безудержными танцами. А еще ассоциирующаяся с цыганкой Кармен, покорившей мир своей красотой и нарядами. Испанский костюм для танцев (фото см. в обзоре) имеет богатую историю и очень разнообразен в зависимости не то что от региона, а даже от города. И это всегда торжество красок, богатство отделки и тканей.

Само понятие «испанского костюма» связывают с определенным историческим периодом - 15-19 века. Фактически это жесткие каркасные наряды, которые были приняты при дворе королей Габсбургов в Испании (они оказали весомое влияние на моду многих королевских дворов Европы). В одежде, порой гармонично, а иногда и не очень, слились традиционные эталоны аристократии, аскетизм католической веры и былая слава рыцарских времен.

Испанский женский костюм

В том виде, в каком сейчас все знают народный испанский костюм по фильмам, книгам, иллюстрациям и средневековым картинам (то есть образ, сформированный в искусстве), он окончательно сформировался в 18-19 веке. Одну из главных ролей при этом сыграла культура махо. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды.

Красота женщины-простолюдинки и ее образ в целом особенно воспет в Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский

На фото выше - женщины из региона Сардинья. Там женская и мужская одежда содержала практически идентичные элементы. Костюм махи состоял из следующих деталей:

В таком виде сейчас встретить одежду невозможно, однако современным его воплощением можно отчасти считать испанский костюм для танцев фламенко.

Мужской испанский костюм

На фоне черной женской мантильи, скрывающей не только голову, но и плечи (предполагают, что исторически этот элемент пришел с Востока) мужское одеяние выглядит более чем просто ярко. Перечислим его обязательные элементы:

  • Сильно укороченный пиджак, больше напоминающей курточку. Он не застегивался, заканчивался на талии, позже французы назовут его «фигаро».
  • Короткий жилет, при этом всегда яркой расцветки.
  • длиной до колена и обильно декорированные.
  • Кушак - широкий пояс, зачастую цветной.
  • Плащ, окутывающий с ног до головы и с ярким подкладом.
  • Монтера или Треуголка и сетка для волос.
  • Чулки.
  • Низко вырезанная обувь с металлическими пряжками.

Еще один нетипичный аксессуар, которым обладал как женский, так и мужской испанский костюм (фото см. выше) - это наваха. Большой складной нож носили только простолюдины, связано это с запретом носить холодное крупное оружие.

В современной Испании большая часть элементов такого костюма перешла в одежду тореадора.

Как мода махос перекочевала в аристократические дома…

Как известно, все запретное притягивает человека с еще большей силой, чем доступное - такова наша природа. Аморальность жизни и поведения махос, выставленные напоказ, шумные танцы с кастаньетами и тамбуринами, песни - все это привлекало высший свет. Поэтому к 1770 годам как стиль жизни, так и одежда простолюдинов превратились в повальное увлечение аристократии.

Однако, помимо всего прочего, был у данного явления и другой весьма интересный аспект. Указанный период испанской истории характеризуется засильем афрансесадо (сторонников династии Габбсбургов). Поэтому испанский костюм махо в данном случае выступал еще и как символ национального самоопределения, идентичности. Даже самые высокие чины, не стесняясь, носили отдельные элементы одежды. Вся Европа была покорена стилем ампир, а в Испании, между тем, в это время махо добралось до королевского двора.

Если же говорить об испанском костюме в контексте истории, то следует выделить периоды его развития.

Костюм аристократа эпохи Реконкисты

В среднем исторически период длился около 600-700 лет. Все это время пиренейские христиане (преимущественно португальцы и испанцы) всеми силами пытались отвоевать территории на своем полуострове, который был оккупирован маврскими эмиратами. Удивительная и уникальная ситуация, когда в одном «котле» были смешаны традиции национального костюма испанцев-вестготов, арабские веяния, а также отдельные элементы со всей Европы (в походах активно участвовали рыцари из других стран). Из готического периода в испанский костюм (фото) перекочевала обувь с длинным носком, узнаваемые головные уборы (в т. ч. капирот - длинный колпак), длинное сюрко (плащ-нарамник) без рукавов, который крепился поверх доспехов, в частности, для того, чтобы защитить металл от атмосферных осадков. Исключительно национальными являлись такие элементы образа, как собреропа (своеобразная накидка), абриго, хубон (вид куртки), плащ с драпировкой на одном плече, касака и ропилья.


Женский испанский костюм черты своей самобытности приобретать начинает в середине 15 века. Он имеет четко очерченную талию, от которой вниз и вверх расходятся лучами складки ткани, в нем часто используется пелерина. В прическах господствовала тенденция к гладкому прямому пробору и заплетенной косе. Традиционными головными уборами являются:

  • кофья-де-папос - сложная конструкция из металлического каркаса и тонкого полотна белого цвета;
  • веспайо - тонкая которая покрывала лоб и голову, опускаясь сзади на плечи, а поверх одевался металлический тонкий обруч, инкрустированный драгоценными камнями;
  • тренсадо - в ткань покрывающую макушку заворачивали косу, перевивая сверху черной лентой.

Последний головной убор использовался вплоть до 1520 годов и был заимствован итальянскими женщинами. Тренсадо иногда соединяли с тюрбаном (веяние восточных мавритаснких мотивов).

Костюм эпохи Возрождения

Период, когда абсолютно все искусство переживало бурный рассвет, не мог не отразиться на костюме. В 16 веке готический костюм с мягкими струящимися тканями начинает трансформироваться в своеобразную броню на жестком каркасе. В противовес итальянскому Ренессансу страна басков предлагает свой идеал фигуры в духе маньеризма.

Сильное влияние на испанский оказали и другие факторы - прежде всего это католическая церковь со своим аскетизмом, строгость этикета королевского двора и все то же рыцарство. Историки моды говорят о том, что испанская мода, по сравнению с гармоничной итальянской, где «уважали» человеческое тело, приобрела черты жесткости, оказалась под влиянием строгой геометрии, которая меняла естественную линию силуэта и деформировала фигуру.

Впрочем, у простолюдинов данная мода не нашла поддержки. Одежда по-прежнему напоминала современный испанский костюм для танцев (первое фото) с небольшим введением - корсет на шнуровке яркого цвета.

Мужской костюм

В эпоху Ренессанса мужской костюм претерпевает значительный изменения, он приобретает конусообразную форму, достигающую максимальной ширины в области бедер. В те времена образ дворянства был немыслим без следующих элементов гардероба.

  • Камиса - сорочка или рубашка. Ее полностью скрывала верхняя одежда из-под которой появлялся только полотняный или батистовый воротничок и высокие манжеты с кружевной отделкой.
  • Кальсес - штаны-чулки, которые, в зависимости от веяний моды, меняли свою ширину: от формы бочонка с использованием каркаса до более свободного кроя. При этом испанский костюм для мальчика или мужчины имел абсолютную схожесть.
  • Хубон - разновидность курточки колет. Лиф со стоячим воротником плотно облегал фигуру. Застежка была потайная. Кроме узких настоящих рукавов, имел еще и откидные фальшивые. Куртке старательно, с помощью подклада, придавали форму доспехов.
  • Брагетт - коротенькие штаны с гульфиком набитые ватой для объема.
  • Воротник выступал в качестве отдельного элемента. Сильно накрахмаленный по краю он имел рюши. С течением времени менялась его высота - до 20 см к концу века. Знаменитая гофрированная грангола или горгера, которая известна по всему миру.
  • Ропон (верхняя одежда средней длины или короткая с воротником из меха или с вышивкой) и сменившая его капита или фиельтро, капа (плащи различного фасона).
  • Головные уборы: мягкий берет с твердым бортиком отделанным мехом и жесткая шляпа с небольшими полями в форме конуса (в первой и второй половине века соответственно)
  • Обувь: в военное время сапоги, а в мирное - узкие бархатные или атласные туфли с разрезами.

В простонародье испанский национальный костюм времен Возрождения имел совершенно иные черты и был более ярок. Вместо узкого стягивающего хубона носили свободный капингот, например.

Женский костюм

Он претерпел тоже значительные изменения и так же, как и мужской, утратил плавность и женственность линий, а вместо этого приобрел строгость и каркасность. Силуэт как бы состоит из двух треугольников, противопоставленных друг другу (лиф и юбка) вершины которых пересекаются на талии. Костюм состоял из следующих элементов.

  • Вертигадо (вердугос) - нижняя юбка с вшитыми в нее металлическими обручами из плотного материала.
  • Баскинья - верхняя юбка надеваемая поверх предыдущей, изготавливали ее из черной тафты.
  • Сайо, вестидо - верхнее платье с треугольным разрезом спереди или застежкой на банты и петли. Составной частью являлся вакэро - лиф с откидными или фальшивыми рукавами. Его изготавливали из тонких металлических пластин на шарнирах, которые сгибали и обтягивали бархатом или тонкой замшей. Испанский костюм для девочки данный элемент исключал. Использование металла для утягивания фигуры, сокрытия естественных линий, в том числе выпуклости груди, достаточно часто травмировало, что уж говорить о неудобстве.
  • Бюска - металлическая или деревянная узкая пластинка, прикрепляемая к корсету с целью зрительно сузить талию и сделать плоским живот.
  • Грангола и сорочка - аналогичные мужскому костюму.
  • Декольте, как правило, квадратной формы и закрытое вышивкой.
  • Ропа - элемент верхнего гардероба с длинными или короткими рукавами. Вероятно, была перенята от мавров.

Работать или вести активную жизнь в таком костюме было явно невозможно. Поэтому у простых горожанок облик был иной. Они не носили жестких каркасных юбок вердугос. В ходу была простая рубашка с узким, но не утягивающим лифом со съемными рукавами. Юбка сужалась книзу крупными складками либо собиралась оборками по талии. Она и сейчас - основной элемент, входящий в испанский костюм для танцев (фото образцов это подтверждает), в том числе фламенко.

Обувь и украшения

В отличие от итальянской яркости и богатства красок декоративных элементов , одежда испанцев выглядела мрачной и более чем аскетичной. Цветовая гамма ограничивалась черным, серым, коричневым, белым и в редких случаях красным и зеленым цветом. Предпочтение отдавалось монохромны гладким тканям. Распространены были и набивные, вышитые узоры флористических или религиозных мотивов.


Мужчины носили мягкие туфли из бархата или цветной кожи, без каблука, с широким носком, который постепенно становился острым. Аналогичным был дизайн и у обуви женщин, разве что добавлялась вышивка, а в конце 16 века появился каблук. Недопустимо было показывать носки туфелек из-под одежды, исключение делалось только для чапинес (фото выше) - обуви на массивной деревянной подошве, причем чем более знатная была дама, тем толще она должна была быть.

Сетуя на аскетизм и мрачность красок, нельзя не сказать о том, что испанский костюм для девочки или женщины имел свойство дополняться крупными, броскими и яркими украшениями. Страна - хозяйка Нового Света, со всеми его богатствами, могла себе это позволить. И сам костюм отчасти выступает блеклым фоном. Основные элементы: веер, пояса, цепочки, ожерелья, пряжки, аграфы, головные украшения, вышивка жемчугом и т. д.

Мода Золотого века

Концепция костюма-брони была продолжена, и только во второй половине 17 века в Испанию стали проникать веяния например, открытое декольте. В остальном каркасность сохраняется, происходит удлинение юбки. На простолюдинках по-прежнему свободные полотняные рубашки яркие юбки и цветной корсет на шнуровке. Прически скромные и лаконичные - волосы собирали в косу, которую на затылке укладывали «корзинкой». Высший свет и простолюдинок объединяла все та же мантилья и наличие веера.

Испанский мужской костюм претерпел более значительные изменения. Штаны-бочонки исчезают, они становятся менее пышными, длиной до колена, где подвязываются бантиком. Хубон имеет наплечные валики и зачастую откидные рукава, постепенно удлиняется. Форма значительно упрощается, а самые прогрессивные модники начинают носить костюмы по типу французских «мушкетерских». Примечательно, что испанские мужчины париками не пользовались, стриглись коротко, с середины 17 века максимальная длина прически - до середины щеки.

Мода XVIII-XIX века

На пороге нового века в 1700 году умер последний представитель на престоле Испании. Новый монарх являлся внуком Людовика Четырнадцатого. В это время испанский костюм «офранцуживается» и берет абсолютный курс на моду, которую диктует Версаль. Однако историки говорят не о его перевоплощении и изменении, а о слиянии с общеевропейским, но с сохранением исключительных национальных черт.

С конца 18 века господство в высших кругах общества берет культура махо, которая, словно магнитом, притягивает аристократов. Проследить это можно в ряде работ художников, первых фотографиях. В Европе царил ампир, но местная аристократия массово увлекалась всем «народным». Помимо открытой дерзости и свободы (будь то взрослый или детский), испанский костюм открыто подчеркивал национальную самоидентичность.

Куклы в костюмах народов мира. Испания

Испанский национальный костюм

Куклы в костюмах народов мира №23. Андалузия.

Вариаций испанского костюма - огромное множество.

В наши дни ярким примером женского испанского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко.

Характерные черты в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

Считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, однако это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

  • приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет отсутствует
  • мантилья - самый известный элемент испанского костюма
  • гребень для мантильи

Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке.

Рефахо (Refajo) - это нижняя юбка, она тоже цветная и её украшают, также есть верхняя шерстяная или хлопковая юбка (фото - в описании костюма Мурсии). Refajo - это объёмная юбка. Одевается непосредственно под верхнюю юбку - Saya . Шьётся из тканей разных фактур различных цветов. По низу украшается кантом, прошвами, вышивкой, аппликацией и т.д. По линии талии укрепляется завязками. Верхнюю юбку закрепляют так, чтобы была видна юбка-рефахо, так как она обильно украшена. В зимний период эти юбки вяжутся или шьются из более толстых тканей.

Девушки обычно шили себе юбки, состоящие из нескольких слоёв (оборок), нашиваемых друг на друга. Количество слоёв юбки не превышало четырёх и каждый последующий слой был короче предыдущего.

Причёска простая: волосы носили длинные, расчёсывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из народа тоже носили мантилью , которая, как и веер , являлась обязательным дополнением костюма.

Аликанте

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона.

Узорчатые ткани украшались разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.

Украшения: ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка жемчугом.

Костюмы Испании

Есть книга-альбом с рисунками испанских костюмов.

Испанский народный костюм сложился в XVIII–XIX веках под влиянием культуры махо – социальной прослойки щеголей из простонародья.

Испания отличается разнообразием областных вариантов костюма, с которым данная книга знакомит читателя.

Описание испанских костюмов по регионам

Костюмы Андалусии
Андалусия (Хаэн)
Здесь носили белую рубаху, черный жакет с узкими рукавами, юбку различных вариаций черного, синего цвета и их комбинаций, фартуки украшали атласными лентами или вышивкой. На ногах носили белые хлопковые чулки (причем, у всех испанок очень интересные носки - чулки, почти всегда ажурные). На плечи накидывали платок или шарф с кистями, который затягивали на спине.

1 Женский костюм

2 Более известный вариант

3 Наиболее интересны шляпы

Регион Наварра

Кантабрия: Кабуэрнига

Кантабрия: Льебана

Кантабрия: Горы Кантабрии

Кантабрия: Пескадора

Кантабрия: Трасмьера

Кантабрия: Тресвисо

Кантабрия: Туданка

Традиционный канарский костюм:
Для шитья использовали шерсть, лен и шелк местного производства. Для рубашек не было какой-то определенной формы, они могли быть с короткими или длинными рукавами, с воротничками и без. Юбок было две, красная шерстяная и верхняя в тонкую полоску. Фартук стал популярным только к 19 веку. Обувь была с ремешками без застежек.
Остров Ла Гомера:

Сан - Мигель - де - ла - Пальма:

Эль Йерро:

Лансароте:

Фуэртевентура:

Собирательный образ костюма островов

Костюм Астурии:
Из обуви носили кожаные ботинки на шнуровке, под которыми были тонкие шерстяные ажурные носки. Цвет мог быть разным - красный, желтый, черный, синий, или белый. Юбок было две, нижняя и верхняя шерстяная. По краю юбку украшали лентами или складками. Длина отреза на юбку была около 3-х метров, складки делали по определенным точкам, затем все собирали на ленту, которая уже завязывалась на поясе. Цвет юбок мог варьироваться (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый или черный) в зависимости от ситуации. Рубашки были с прямой линией проймы, в районе подмышечной впадины вшивали квадратный кусок материи, чтоб рубашка не сковывала движений. Поверх нее завязывали платок, его скрещивали в районе груди, а концы завязывали на поясе. Фартуки были черными с кружевной отделкой, реже с вышивкой. Праздничные фартуки были всех размеров и цветов. Их шили из льна, шерсти, бархата, атласа и других тканей, которые привозили из Кастилии, Леона и Эстремадуры. Они были украшены бахромой, лентами, кружевами, в том числе бисером, иногда нитками бисера. На них могли присутствовать карманы. На талии привязывали небольшой мешочек для денег, каштанов и т.д. Его форма зависела только от вкуса владелицы, отверстие для руки могло быть по центру или сбоку. Его украшали вышивкой, лентами, инициалами владелицы и т.д.

Региональные костюмы Мурсии.
Костюм был аналогичен костюмам Астурии. Менялись тип ткани и украшений, но форма оставалась неизменной. Основной отличительной особенностью является качество и разнообразие вышивки.

Народный костюм определяет юбка. Бытовала Refajo (кто может, помогите с произношением), это нижняя юбка, которая также украшалась, на неё одевали верхнюю юбку.

В холодных районах верхние юбки носили шерстяные, в теплых – хлопковые. Самое главное здесь – контраст и широкий спектр цветов. (Юбочки ниже). Разнообразными были и формы. Но снизу для сохранности пришивали тонкий кант.

Региональные костюмы Бургоса
Традиционный женский костюм более известен как Fiesta Burgalesa и включает в себя черные туфли, белые или синие носки, юбку (ярких насыщенных цветов), черный или зеленый шелковый фартук с отделкой из бархата или вышивкой, корсет и дублет с бархатным воротничком (черного или синего цвета). На шее носили кораллы с медальонами.

Региональные костюмы Сеговии

Валенсия – про костюм много информации есть на русскоязычных сайтах, так что несколько картинок, просто полюбоваться.

Костюмы Аликанте

Музейные платья Барселона

Испанский костюм

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Малага) Костюм можно условно разделить на 3 вида:

1 Женский костюм состоит из белой нижней юбки с красной лентой, которая идет по краю в качестве украшения, верхней черной юбки, белой рубашки, которую так же оформляют красными лентами, добавляют красный пояс или красный корсет. На ногах носят черные эспадрильи. Волосы украшают веточками жасмина или гвоздики.

2 Более известный вариант – это платье с пышными рукавами, юбка которого доходит до середины икр, сзади немного длиннее, чем спереди, украшена несколькими крупными воланами. На плечи накидывали белый шарф, на ногах носили эспадрильи с цветными полосками (из телячьей кожи) и длинным ремешком. Цвет мог варьироваться. Каждый выбирал наряд в зависимости от достатка.

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

3 Наиболее интересны шляпы , их принято надевать на музыкальный фестиваль, носят как мужчины, так и женщины. Своего рода это сомбреро с массой украшений.

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

Андалусия (Кадис) Все, что написано об этом костюме, так это то, что попытка создать национальный наряд провалилась, слишком велико было в этом районе влияние французской и английской моды, по сути, и платья все были заимствованные, дабы подчеркнуть принадлежность к Испании корсет шнуровали красными лентами либо носили красный пояс, но в основном это были привезенные вещи.

Эстремадура ((Касерес) Торрехонсильо)
Торрехонсильо. Еще один город с «пограничным» костюмом. Юбка могла быть из красной, желтой или зеленой ткани, украшена плетением. Фартук, как и кошель был черным (того же цвета была и нижняя юбка). Рубашка была шелковой, с кружевным воротником.. Костюм дополняли черные сапожки.

Эстремадура (Вильянуэва - де - ла - Серена (Бадахос)))
Женский костюм был «отголоском» из Валенсии, юбки носили самых разных цветов – розовые, зеленые, белые. Лиф был черным с узкими кружевными рукавами. Обязательной была манильская шаль преимущественно белая. Забегая вперед, покажу эти красивые расшитые шали… на груди шаль скрепляли розовым цветком . Поверх юбки носили кружевной черный фартук, на ногах белые чулки и черные туфли. Волосы убирали в прическу в форме бублика, которую дополняли высоким гребнем и цветком. На шее носили ожерелье на черной атласной лнте или на кружевной.

И раз уж речь зашла о мантилье, то покажу сразу кружевные))

Эстремадура ((Касерес) Вальдеобиспо)
В Вальдеобиспо носили юбки чуть ниже колена, рубашки с кружевными воротником и манжетами, черный жакет с длинными узкими рукавами, ажурные чулки, пеструю шерстяную шаль или платок. В качестве украшения использовали золото – серьги в форме подковы и цепочки.

Эстремадура (Кастуэра (Бадахос))
По костюму Кастуэра (а именно по характеристике цветовой гаммы юбки) можно было судить о достатке женщины. Нижняя юбка могла быть любого цвета, а верхние были вручную вышитыми из шерсти или шелка с соединением нескольких цветов. Сверху повязывали черный кружевной вышитый фартук. Жакет дополняло также черное кружево. Молодые девушки носили бархатные корсеты «под грудь». Дополняли костюм манильские шали.

Эстремадура (Кабесабельоса (Касерес))
Костюм можно узнать по яркому красному цвету. Юбка была по краю богато вышита черной, синей или золотой нитью. Лиф был также красным, с той же вышивкой. Сверху его закрывали платком, который скрещивали на груди и завязывали вокруг талии. Черный фартук долгое время здесь был квадратной формы. Позже стал прямоугольным. На поясе носили сумку того же цвета с вышивкой. На ногах были белые чулки и черные туфли. Волосы укладывали бубликом и вплетали множество разноцветных лент.

Кабесабельоса

Эстремадура (Орельяна - де - ла - Сьерра (Бадахос))
Юбка была из красной шерсти с вышивкой, белую блузку украшали так же красными лентами и кружевами. Сверху носили черный корсет из вельвета с пайетками или вышивкой бисером. Фартук был черным кружевным с вышивкой в виде цветочных и растительных мотивов. На шее носили крестик или медальон с ликом святых. На голове волосы укладывали бубликом, завязывали их атласными черными лентами и прикалывали цветок. Для религиозных церемоний носили черное атласное покрывало (видимо шаль).

Эстремадура (Альмендралехо (Бадахос))
Костюм был практически копией Орельяна - де - ла - Сьерра, с тем отличием, что юбки шили из разных материалов и собирали в плиссе (цветовая гамма была той же).

Костюмы Касериса

Регион Наварра
Шили костюмы из шерстяных тканей местного производства. Вдовы и пожилые женщины носили белую льняную рубашку до лодыжек, жакет черного цвета с круглым вырезом, который на груди был украшен атласными лентами, шерстяную юбку, чулки, закрытую обувь из кожи. Волосы заплетали в 2 косы и укладывали в районе шеи.
Замужние женщины носили синие плиссированные юбки длиной до лодыжек, вторая юбка была завернута внутрь (не очень разобралась с игрой слов, смысл в том, что одна часть «смотрела в прошлое», а вторая «в будущее»). Жакет был черным, но по воротнику его украшала дорогая парча, обычно светло - голубая с золотом, серебром или шелк с вышивкой. Манжеты застегивались филигранными пуговками, а края жакета стягивали с помощью «золотого» шнура с кистями.
Дополняли костюм ожерельем, колье или металлическими изделиями по форме напоминающими серьги. Замужние женщины носили на голове шаль, от шали для пожилых и вдов она отличалось широким украшением по краю из бисера или «золота». Незамужние женщины не носили жакеты, у них был лиф из парчи, который они стягивали на груди шнуром с кистями.

Кантабрия: Кабуэрнига
Рубашки были длинными (до середины икр), украшенные кружевом. Юбки из шерсти темно - кофейного цвета, длиной до лодыжки, в крупную складку. Жакет был черным с квадратным вырезом, в качестве украшения шла строчка «зигзаг» контрастного цвета. Спереди он завязывался шелковым шнуром, который проходил через металлические колечки. На груди носили шарф из шелка или бязи. Фартук был из черного атласа, без каких либо украшений, в нижней части закладывали несколько раз материал. Носки были из синей шерсти или хлопка. На шее носили бусы из стекла или кораллы. На голове – шелковый платок.

Кантабрия: Льебана
Рубашка была короткой с квадратным вырезом и очень широкими рукавами. Закрывалась с помощью проволочных петель и пуговиц. Юбка была до щиколоток, черной из сукна или даже мешковины. Снизу была лента шириной в 4 пальца. Нижняя юбка была из фланели синего, желтого или красного цвета. По краю ее можно было стянуть на шнур (чтоб защититься от ветра). Жакет делали из муслина или бархата, спереди он был на шнуровке, которую продевали в металлические кольца (проушины). Он хорошо прилегал в талии, но были широкие рукава с манжетами. В качестве украшений здесь носили серебро или кораллы. На голову повязывали белый шарф.

Кантабрия: Горы Кантабрии
Рубашка была холщевой до середины икры с круглым вырезом и широкими рукавами. Юбки длинные, ярких цветов, на 4 или 6 пальцев выше лодыжки, по низу их украшали черными атласными лентами. В промежутке между юбкой и лифом всегда пришивали карман. Корсет был с глубоким декольте на шнуровке. Их делали из перкали в ярких тонах или же из черного бархата. На шее носили кораллы с подвесками (распятья и медальоны). На голову повязывали шелковый или хлопковый шарф.

Кантабрия: Лос - Вальес - Пасьегос
Рубашка был как и в других городах региона. Юбка была интенсивного фиолетового или черного цвета. С боков были внутренние карманы. Жакет был того же цвета и аналогично украшен тесьмой по краям и на манжетах. На жакете было 20 серебряных пуговиц сферической формы. Фартук был очень большим и тяжелы м.т. к. Его украшали широкими полосами из бархата, сам он был в форме трапеции. Иногда фартук украшали золотыми галунами. Из украшений могли носить одновременно металлы и органику.

Кантабрия: Пескадора
Рубашка та же, юбка длинная, чуть выше лодыжек, темно - синего цвета. Шили юбки из муслина. Жакет как и корсет были темных тонов. Сверху носили платок ярких цветов с длинной бахромой по краям, который скрепляли на груди серебряной брошью. Из ювелирных украшений носили массивные серебряные кольца, в том числе из черненого серебра.

Кантабрия: Трасмьера
Рубашки и жакеты были с пышными рукавами, но узким воротником. Юбки шили из шерсти, их собирали во множество складок на тали и.т. к. Под ними еще были нижние юбки из полотна до 4 метров длиной. Иногда носили цельные платья, поверх которых надевали куртку. Фартук не был обязательным. Он мог быть любого цвета в мелкую складку, с украшением в виде лент или орнамента. На голове носили небольшой белый платок.

Кантабрия: Тресвисо
Рубашки были короткими, с пышными рукавами, узкими манжетами и без воротника. Сверху носили корсет на шнуровке. Юбки и куртки были одного цвета, как правило ярких (коралловый, красный, желтый). Украшали их параллельно расположенными атласными лентами контрастного цвета. Фартук был не обязательным, чаще носили небольшие белые хлопковые фартуки без украшения.

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны - влияние итальянского Ренессанса, с другой - религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.
Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский , он подчеркивал классовую принадлежность.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета - «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки - «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа - кинжал, подвешенный на цепочке.
К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты - борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник - «горгеру». Чаще всего белого цвета.
Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые - короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Плащ - основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ - широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный - «фиельтро», с воротником и капюшоном.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического - простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

на женщине: придворное платье с райфроком

на мужчине: вамс и штаны подбитые ватой, плащ-боэмио, цилиндр

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.
Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник - вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.
Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.
В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» - верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

на мужчине: вамс, штаны с буфами, плащ-боэмио

на женщине: лиф - "гусиное брюхо", чепец "а-ля-Стюарт"

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Прически и головные уборы

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.
Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».
Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор - «кофья-де-папос» - носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.
Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.
Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.
Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Актуальность этнических мотивов в модной одежде основывается на практичности, самобытности и колоритном своеобразии отдельных элементов национального костюма. Склонность жителей солнечной Испании к неординарности находит свое отражение в умении одеваться оригинально и непринужденно. Необычные силуэты, ассиметричный крой, контрастные цветовые сочетания, экспрессивные детали – все это создает праздничное настроение. Узнаем подробнее, что собой представляет современный испанский стиль в одежде и как правильно создать модный лук.

Характерные признаки стиля

Каждый народ отличается особым менталитетом, выражающимся через предпочтения в одежде, деталях и аксессуарах.

Ткани. Испанский стиль всегда выбирает мягкие и качественные материалы натурального происхождения. Для пошива изделий отлично подходит шелк, трикотаж, шерсть, хлопок.

Цвета. Буйный темперамент и яркие эмоции заметно проявляются в красочных оттенках испанских нарядов. Традиционное контрастное сочетание красного и черного является основой стильного образа. Прекрасным дополнением служат другие сочные и броские цвета. В испанском стиле отмечаются сложные узоры, выразительные принты, нестандартные комбинации тканей.

Аксессуары. Декоративным элементам уделяется большое внимание, поскольку они помогают хорошо оттачивать модный образ, придавая ему особый шик и завершенность. Самый характерный испанский аксессуар – цветок в волосах, на поясе или воротнике. При этом совершенно неважно, является украшение натуральным или сделано из подручных материалов. Главное, чтобы цветок был ярким и заметным.

Другой характерный аксессуар испанского стиля – большая шаль с крупными кистями и бахромой. Кружевное полотно может не только удачно подчеркивать основной костюм, но и способно стать центральной частью модного образа.

Базовые элементы гардероба в испанском стиле (фото)

Преимущество трендового течения состоит в том, что все предметы одежды одинаково уместны в праздничной и повседневной обстановке. Достигается это удачным соединением практичности и оригинальности изделий.

Платья. В национальных костюмах для женщин доминирует красно-черная цветовая гамма. Это утонченное сочетание предпочтительно использовать в длинных вечерних нарядах. Силуэт фасона и крой одежды может быть произвольным, даже слегка футуристическим. Главное обстоятельство – это использование легких струящихся тканей.

Стилистическую принадлежность повседневной одежды выдает присутствие красного цвета любого оттенка и многослойность деталей. Эффектно выглядят широкие оборки, кружевные воланы, ярусные юбки.

Блузы. Наличие кружевных деталей является наглядным подтверждением принадлежности стиля. Кофточку украшает пышное жабо, многочисленные рюши, складчатая оборка на манжетах и воротнике. Испанский стиль одежды не требователен к выбору фасона, зато строго относится к наличию пышных украшений.

Белый цвет блузки идеально подходит для создания разнообразных луков. В такой одежде уместно появляться в деловой, рабочей, повседневной и праздничной обстановке. Не рекомендуется выбирать строгие фасоны, плотные ткани и блестящие детали. Главное требование к блузкам – это женственность силуэтов и мягкость линий.

Юбки. Легкие ткани из ярких узорчатых тканей, скроенные в виде трапеции или расклешенные от бедра – характерная деталь испанского гардероба. Для соответствия строгим условиям дресс кода достаточно выбрать однотонную фактурную юбку. Объемная вышивка на ткани или набивной рисунок весьма характерная примета испанских сетов.


Длинные модели из легких полупрозрачных материалов прекрасно подходят для вечерних встреч, прогулок с друзьями, шоппинга. Крупный принт или разноцветный орнамент хорошо подчеркивает принадлежность к колоритному течению.

Брюки. В гардеробе, выдержанном в испанском стиле, обязательно наличие широких штанов, похожих на юбку. Женственные модели красиво смотрятся с изящной кофточкой и обувью на высоком каблуке. Для пошива предпочтительно выбирать мягкие струящиеся ткани темного оттенка без цветовых излишеств. Стиль допускает также несложный принт в виде тонких полос или мелкой клетки.

Корсет. Эта деликатная часть дамского туалета долгое время относилась к категории нижнего белья. Модные тенденции сегодняшнего дня позволяют использовать корсет в различных целях. Например, изделие черного цвета из плотной ткани, надетое поверх белоснежной блузы, исполняет роль жилета. Для вечернего выхода в свет лучше выбрать красочную модель из дорогой блестящей ткани.

Необычно смотрится укороченная кофточка-топ, имитирующая тугой корсет. В такой модели обычно используется декоративная шнуровка, которую можно располагать с любой стороны. Использование женственного и сексуального корсета в создании стильного лука придает ему особую изюминку и шарм.

Как построить модный look?

Чтобы создать образ испанского мачо, для мужчин предлагается выбрать костюм, стилизованный под одежду матадора. Прежде всего, это короткая куртка болеро, сшитая из шерсти или бархата. В последнее время отмечается новая тенденция использования для пошива трикотажа или полотна ручного вязания из тонкой мягкой пряжи. Вторая деталь мужественного костюма – укороченные брюки «корсар» облегающего силуэта.

Для женщин больше подходит комплект, в котором болеро заменяют недлинным приталенным жакетом. Под него надевают белую блузку с пышным воротником жабо и кружевными манжетами.

В создании образа темпераментной и жгучей красавицы Кармен, конечно, нельзя обойтись без красочного платья с глубоким декольте, оформленного множественными воланами.

Ярким пятном испанской страсти является большая ажурная шаль с длинными кистями. Ее можно набрасывать на плечи, повязывать на бедрах или носить в виде украшения верхней одежды.

Последний штрих к темпераментному портрету – красный цветок или бант. Украшение может быть выполнено в виде броши, зажима или заколки для волос.

Поделиться: