Игры с водой для детей 4 5. Игры с водой

Задачи : познакомить с представителем природного мира — уткой, свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений, понимать и использовать мимику; словом побуждать к разнообразным действиям; развивать активную речь; учить повторять звукоподражательные слова («кря-кря»), заменять облегченные слова правильными («уточка»), привлекать к повторению слов «теплая», «холодная».

Оборудование: 2 тазика с холодной и теплой водой, пластмассовые или резиновые уточки по числу детей.

Воспитатель показывает уточек, которые пришли к деткам в гости, предлагает взять каждому ребенку по одной уточке; показывает, какие у них клювики, хвостики, крылышки. Каждому ребенку предлагает потрогать названные части тела своих уточек.

Воспитатель . Дети, кто знает, как уточки кричат? Саша, как уточка крякает? (Обращается к каждому ребенку по имени.)

Дети . Кря-кря.

Воспитатель. Света, скажи, а кто так крякает?

Ребенок отвечает.

Правильно, уточки. Повтори, Вова, кто крякает?

Наши уточки любят плавать. А чтобы плавать, им нужна водичка. Вот у нас два тазика, мы нальем туда водички. Смотрите, как она льется. А теперь, Юра, потрогай водичку. Здесь она холодная. (Использует соответствующую мимику в сопровождении с междометием «ой!», побуждая ребенка повторить.) А теперь, Ира, потрогай водичку в этом тазике. Здесь она теплая! (Меняет мимику и использует другие междометия.)

Все дети друг за другом выполняют предложенные действия, сопровождая их соответствующими междометиями и мимикой.

Наши уточки любят купаться в теплой воде, в холодной они замерзнут. Давайте я вылью холодную воду и налью в тазик теплой водички, чтобы уточкам просторно было плавать. Смотрите, уточка купается, водичка плещется. (Предлагает детям воспроизвести всплеск, показывая как это сделать.)

Все дети выполняют эти движения.

Смотрите, уточка плавает. В какой водичке?

Дети отвечают.

Во время игры воспитатель, обращаясь к детям по имени, закрепляет слова «уточка», «теплая», «холодная».

Наша уточка умылась и поплавала. Теперь она чистенькая поплывет к маме.

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом - столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» - для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется

Что еще может раствориться в воде, кроме красок?

Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла.

А если сыпать в воду разные порошки?

Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе.

А если бросать в воду твердые предметы?

Кусочек мыла или сахара или что-то другое.

Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

С места на место

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша - выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Игра с мылом

Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом - пусть попробует его поймать.

Много, много пены

Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Фокус

Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

Поймай льдинку

Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Брызгалка

В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность - тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.

Учимся измерять

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Сквозь сито

Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в ванную. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Купание куклы

Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

Вымой нос, вымой ноги

Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее.

Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Особенно важно организовывать игры с водой для детей 2-3 лет в детском саду. Ребенок в этом возрасте познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.

В чем польза игр с водой для малышей

Организовывая занятия с водой в детском саду, воспитатель преследует следующие задачи:

  1. Физическое развитие ребенка, зрительной координации;
  2. Знакомство детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучаем свойства воды, рассказываем детям, что вода мокрая. Развиваем познавательную деятельность. Например, объясняем малышам, почему их ручки видны сквозь воду;
  3. Обогащается словарный запас;
  4. Вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций;
  5. Поддерживаем интерес детей к совместным играм, учим общению в коллективе;

Основные игры с водой для детей 2-3 лет в детском саду

Для организации игровой деятельности с водой подготовьте поролоновые губки, лейки, пластиковые чашечки, крышки, стаканчики, два тазика, фартуки, полотенца.

  • Игра «Вылови шарик». В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики. Эта игра развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость;
  • Игра «Лужа». Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу. Подберите стихотворения про лужу, можно читать его малышам в процессе деятельности;

  • Игру с водой можно совместить с театрализованной сказкой про курочку. К малышам приходит курочка. Расскажите им, что она умеет делать, как говорит, что кушает. Покормите с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Вынесите корзинку с вареными яйцами. Предложите детям потрогать их. Скажите, что они гладкие и белые по цвету. Затем налейте в таз воду и положите туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку;
  • «Водопадики». В большой таз налейте воду, дайте детям лейки, чашечки, любые пластиковые емкости, с помощью которых дети смогут набирать воду и переливать ее. Покажите ребятам, как можно выливать воду из одной чашки в другую, меняйте высоту, чтобы получился веселый и шумный водопад;

  • «Дождик». Очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Покажите, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Расскажите детям стихотворение про дождик, спойте песенку. После такой игры можно организовать урок творчества. Нарисовать с малышами тучки и дождик;
  • «Тонет не тонет». Соберите различные предметы. Это могут быть пластиковые крышки, кусочки поролона, камешки, пуговицы, бусинки. Предложите детям по очереди кидать предметы в воду и наблюдать: тонут они или нет.

Вода – увлекательная среда для ребенка. Она успокаивает и развивает малыша

  • Поскольку у воды бывает разная температура, то холодная, то горячая, если ее подкрасить, она приобретает разные цвета и оттенки
  • К тому же вода может так интересно переливаться через край посуды и растекаться по полу или вдруг исчезать, впитываясь в губку. Все это так интересно для крохи.

Не запрещайте своему ребенку играть, ведь такие игры с водой хорошо развивают аккуратность, внимание, наблюдательность, глазомер.

Для игры с водой всего-то нужно небольшая емкость и вода из-под крана.

Из чашки в чашку чайной ложкой

Возьмите два пластмассовые чашечки, столовую и чайную ложки. Берем теплую воду, наливаем в одну из чашек. Показываем малышу, как играть с водой, переливая ее ложкой из одной чашки в другую. И дайте возможность ребенку самому поиграть, переливая воду то столовой ложкой, то чайной.

  • Такое, простое на первый взгляд, занятие прекрасно развивает мелкую моторику. И в тоже время кроха усваивает такие понятия, как «пустой - полный».

Наливаем-выливаем

Для игры с водой игры нужна небольшая емкость (ведерко или таз) с водичкой и две чашки (большая и маленькая). Ставим на пол ведерко с водой и показываем, как нужно играть: зачерпывать маленькой чашкой воду из ведра, а после переливать ее в большую. Играя, ребенок узнает свойства веществ и, развивает координацию движений.

Губка

Приготовьте поролоновую губку и две емкости. Одну из емкостей заполните водой. Покажите малышу, как пользоваться губкой, и как с ее помощью переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку самому сделать это. Игра хорошо развивает мелкую моторику рук.

Кораблики

Возьмите мелкие кусочки бумаги и таз. Налейте в таз воды и вместе с малышом бросьте туда кусочки бумаги. После подуйте на них и предложите ребенку сделать тоже. Такие игры с водой способствуют развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Сито

Для такого занятия приготовьте емкость с водой, чашка и сито. Малышу нужно набирать воду в чашечку и лить ее в сито. Доступно расскажите крохе, почему вода протекает через сито. Играя, малыш узнает свойства веществ и назначения предметов.

Плавает, тонет

Соберите различные небольшие предметы такие как, камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, мелкие игрушки, лоскуты ткани и пусть ребенок по очереди бросает их в воду и наблюдает. Одни предметы останутся на поверхности, другие сразу же утонут. Постарайтесь в доступной форме объяснить, почему так происходит. Такое занятие полезно крохе, ведь так познаются свойства предметов и осваиваются основы классификации.

Прыгающий шарик

Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса. Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Дождик

Возьмите небольшую детскую лейку, пластмассовые игрушки и таз или миску с водой. Предложите малышу устроить куклам «душ». Пусть ребенок набирает воду в лейку и поливает игрушки. Обратите внимание крохи на то, как течет вода из лейки, что ее струйки похожи на дождик. Прочитайте стихи про дождь. А после «игрушечного купания» дайте ребенку небольшое полотенце и покажите, как правильно вытереть игрушки. Когда малыш хорошо освоит такие действия, можно переходить на полив цветов.

Поливаем цветы

  • У вас есть небольшая детская лейка, покажите ребенку, как поливать цветы, растущие дома на подоконнике. Расскажите малышу, что для того, чтобы растения росли и красиво цвели за ними нужно ухаживать: удобрять и поливать. Рассмотрите вместе с малышом капельки воды, которые остались на листочках растения
  • Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Игры с водой для детей раннего возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже, возможно кто-то ищет сейчас в интернете такую же информацию. Спасибо!

Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.

До 1 года

1. Хлюп-хлюп. Шлепать ладошкой по воде – любимое развлечение самых маленьких игроков. Покажите ребенку, что бить ладошками можно по-разному: только правой ладошкой или только левой, двумя ладошками сразу, каждой ручкой по очереди, причем в разном темпе, то быстрее, то медленнее, то сильнее, а то совсем легонько, едва касаясь воды. Во время игры возьмите ручки малыша в свои, шлепайте ими по воде и приговаривайте: «Давай пошлепаем сильно-сильно! А теперь тихонько. Теперь одной ручкой! А теперь двумя! Молодец!» Так кроха не только получит массу новых ощущений, но и будет учиться прислушиваться к вашим словам и выполнять задания.

2. Рыбка-рыбка, где была? Возьмите игрушечную рыбку, опустите ее в воду и покажите малышу, как она плавает под водой, приговаривая потешку:

– Рыбка, рыбка, где была?
– В тазике с водой плыла,
И плескалась не спеша,
Веселила малыша.

Покажите, как рыбка плещется, а потом дайте игрушку крохе, пусть он тоже попробует.

В бассейн я с водой залезаю опять,
Люблю я в воде иногда поиграть.

И рыбка в бассейне всегда меня ждет.
Я делаю волны – и рыбка плывет.

Пусть малыш похлопает ручкой по воде, делая волны, чтобы рыбка «плавала». Точно так же можно играть с другими водоплавающими игрушками: утками, дельфинами, крокодильчиками… Задавайте крохе вопросы: «Где уточка? Как она плавает? Как крякает?»

1–2 года

3. Ручной дождик. Лейка – замечательная водная игрушка. С ее помощью малыш сможет делать свой собственный дождик. Покажите крохе несколько разных способов набирать в лейку воду: можно подставить ее под кран, можно опустить в воду и подождать, пока она наполнится, а можно зачерпывать воду из таза стаканчиком и лить в отверстие лейки. А потом сделаем дождик! Пусть ребенок льет воду в таз, на свои собственные ручки, на все тело, «поливает» игрушки.

4. Смешная лейка. Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку, и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон. Надавил посильнее – и «дождик» брызгает сильнее. А еще вам пригодится плотный полиэтиленовый пакет с дырочками: набираем в него воды, смотрим, как она смешно вытекает из дырочек, и радуемся вместе.

5. Ловись, рыбка! Забаву по вылавливанию чего-либо из воды можно модифицировать бесконечно. Набросаем в таз с водой всевозможные некрупные предметы: камешки, мелкие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), теннисные шарики, ракушки, пуговицы, кусочки пенопласта и т.п. А потом пусть кроха их оттуда достает: пальчиками, пинцетом, ложкой… Каждый способ по-своему полезен, потому что требует от малыша разных навыков. Может, это будут рыбки, которых нужно поймать. Или сокровища с затонувшего корабля.

6. Кораблекрушение. А может, вы вместе придумаете, что корабль потерпел бедствие, пассажиры тонут и вам необходимо их спасти? Сначала загрузим в игрушечный кораблик пассажиров (например, игрушки из киндер-сюрпризов), опрокинем их в воду, а потом «спасем».

7. Забавное ситечко. Ситечком вылавливать предметы еще интереснее: предмет остается в ситечке, а вода смешно выливается сквозь дырочки. Насыпьте в воду цветочные лепестки или кусочки пенопласта. Они будут плавать на поверхности, и малышу будет интересно собирать их ситечком.

8. Бульк! Предложите малышу, стоя возле емкости с водой, побросать в воду камешки. Обратите его внимание, что маленькие камешки булькают тише и брызг от них меньше. А камешки побольше брызгаются сильнее. А что будет, если поднести камешек совсем близко к поверхности воды и отпустить?
А если бросить его со всей силы? Такие эксперименты малышу придутся по вкусу.

2–3 года

9. Кораблики. Игра в кораблики – это не просто забава. Это еще и способ развития воображения и творческого мышления! Ведь роль кораблика может играть множество предметов, совсем на кораблик не похожих. Это всевозможные пластиковые коробочки, баночки, половинки мыльницы, формочки для песка, пробки, крышки, кусочки губки и пенопласта, лепестки, листья деревьев, щепки… Одним словом все, что может держаться на поверхности воды. И «пассажирами» может быть все, что угодно: мелкие игрушки, пуговицы, бусины, фасолины, ракушки, пластиковые крышечки… А что придумает ваш малыш?

10. Меткий стрелок. У этой веселой игры множество модификаций. И каждый раз можно играть по-новому. Можно запустить в таз или бассейн с водой пластиковые коробочки (или половинки мыльницы, формочки для песка) и, став на некотором отдалении, бросать в них камешки. Бросать можно на меткость (кто больше камешков забросит) или посоревноваться, чей камешек «переполнит чашу» и затопит «кораблик». А можно целиться в «кораблики» не камешками, а струей воды. Смастерите брызгалку из пластиковой бутылки, и пусть малыш развивает глазомер, координацию движений и моторику, стараясь попасть водой в плавающую (или стоящую на бортике бассейна) мишень.

11. Суп для кукол. Очень интересно приготовить обед для кукол и игрушечных зверят. Покажите крохе, что и как можно делать, а дальше пусть придумывает сам. В этой игре юный повар будет набирать воду в разные емкости-кастрюльки, знакомясь со свойствами воды, собирать камешки (это может быть «как будто картошка»), измельчать пальчиками травинки и лепестки цветов, «солить» суп песком, размешивать содержимое ложкой, развивая моторику. Не обязательно пользоваться только детской посудкой. Выдайте малышу настоящую кастрюлю, чтобы ему было где развернуться. Готовый суп разливаем по тарелкам с помощью поварешки и приглашаем кукол к столу.

12. Дед Мазай и зайцы. Помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Малыш тоже может по-играть вот в такого «спасателя». Сделайте островки (или льдины) из кусков пенопласта, усадите на них мелкие игрушки. Пусть ребенок с помощью игрушечного (или самодельного) кораблика обплывет все островки и «спасет» тех, кто терпит бедствие.

13. Уроки плавания. Предложите крохе устроить уроки плавания для игрушек. Конечно для тех, которых можно «безболезненно» отправлять в воду. Резиновые и пластмассовые игрушки с удовольствием будут ходить в бассейн! Сначала всем игрушкам нужно рассказать, как правильно вести себя в бассейне. Потом малыш может с помощью одной из игрушек показать остальным, как правильно плавать. Затем все иг-рушки прыгают в воду, а ребенок им помогает. Выдайте крохе кусочки пенопласта, чтобы игрушки учились плавать с их помощью. Можно из пенопласта или кусочков вспененной резины вырезать спасательные круги для «пловцов». На бортике ванны или таза устройте вышку, пусть игрушки попробуют прыгать с нее.

14. Водопад. Что ж, организовать водопад нам тоже по силам! Пусть малыш наберет воды в миску или кастрюльку, а потом поднимет ее над тазиком и выльет с высоты. Вот вам и водопад! Столько шума и брызг! Чем выше ребенок поднимет руку с миской, тем громче будет «шуметь» водопад, тем дальше разлетятся брызги.

Поделиться: