Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем. Игра «где мы выли, не скажем Игра где мы были

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюда­тельности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети! Где вы были, Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - не скажем, А что делали - покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правиль­ностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.


Дети могут:

1) делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки
вверх - вдох, опускаясь - выдох. Поднять руки над головой -
вдох, опускаясь - выдох. Развести руки в стороны - вдох,
опускаясь - выдох. Вытянуть руки вперед перед собой - вдох,
опустить по бокам - выдох. Руки на поясе. Отвести локти назад
- вдох, поставить руки в исходное положение - выдох;

2) лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать
на руки;

3) раздувать угасающий костер. Для этого дети садятся на
корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и
медленно выдыхать через рот, надувая щеки);

4) готовиться к празднику. Надувать шары;

5) пилить дрова. Для этого дети становятся парами,
перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя -
вдох, руки от себя - выдох;

6) рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над
головой - вдох, наклоняясь вперед - выдох.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Приятный запах

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым

словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к пред­ложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому 7 сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, слева от меня Женя; Мой сосед справа - Вова, мой сосед слева - Женя.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры. Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 - 15 шагах один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку Бабочка села. Девочка бабочку Поймать не успела.


После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихо­творением:

Бабка сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой... Мы помчимся, Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями.Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь?


После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка -выручалочка

Ц

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30- 40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-Выручалочка, Среди бела дня Выручай меня! За березу, за рябину - Далеко тебя закину. Кто за палкой гонится, От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и коор­динации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала, Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

Села, посидела, Опять полетела.

Опускаются на одно колено.

Я подруг себе нашла, Весело нам было.


Вновь делают летательные движения руками.

Хоровод кругом вела, Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков: с > с", р-л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Если повар будешь ты, То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного дви­жения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рас­сказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:

Красный - ясно, Путь опасный.

Желтый - тоже Подожди!

А зеленый впереди - Проходи!


щщ:

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогуи переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

Стайка (салочки)

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Акти­визация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сно­ровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка: Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко. Эта - зяблик,

Эта - стриж, Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.


Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один рад различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Аист

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право-лево».

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова - правою ногой, Снова - левою ногой, После - правою ногой, После - левою ногой, Вот тогда придешь домой!

Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.


Успокой куклу

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (ука­чивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колы­бельной песни). Атеперь вы покачайте. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очер­ченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая - тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.

Вьюга

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.


вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

Гудок

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через сто­роны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произ­носят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого?

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем нолем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.


Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики. . Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной инто­нацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! ах! ах! Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За вырази­тельность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого живот­ного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

В о л к. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сде­лает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может пов­стречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят


Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внима­ние детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три мед­ведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами: «Колобок», «Терем-теремок» и др.


Цель: развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово и действие.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выпол­нять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы были,

Что видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - мы не скажем,
А что делали - покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбира­ется новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имита­ция мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле

Цели: активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в декламируе­мом тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры: выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответ­ствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:

Дай полижу тебя немножко..
А свинья от смеха давится:

Мне мальчик этот нравится.

Усложнения:

Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгры­вают диалог.

Подобрать слова-определения Коли (грязный, неумытый, чума­зый, неопрятный...).

После разыгрывания диалога предложить детям быть внима­тельными и называть слово, противоположное по значению про­износимому воспитателем, при этом постепенно набирать темп: чистый - грязный, грязный - чистый, грязный - чистый, гряз­ный - чистый, чистый - грязный и т.д.

Подбери нужное слово

Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходи­мое по содержанию и в нужной грамматической форме (существи­тельное в тв. п. ед. ч.).

Описание игры: воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки... чем? (мылом).

Толя вымыл голову... чем? (шампунем).

Толя смыл мыльную пену... чем? (водой).

Толя вытер руки... чем? (полотенцем).

Толя расчесал волосы... чем? (расческой).

Толя почистил зубы... чем? (зубной щеткой, зубной пастой).

Толя постриг ногти... чем? (ножницами).

Толя освежил себя... чем? (туалетной водой, одеколоном).

Толя вытер нос... чем? (носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело... чем? (губкой, мочалкой).

Толя смазал руки... чем? (детским кремом).

Усложнение: кто правильно и быстрее всех подбирает нужное слово, получает фант. Выигрывает тот, кто больше их наберет. Выигравшим вручаются призы (самодельные игрушки, поделки, рисунки по данной теме).

Письмо-шутка от Мойдодыра

Цели: закрепить знания о назначении предметов туалета; активно пользоваться в речи существительными в тв. п. ед. ч.

Описание игры: воспитатель сообщает, что от Мойдодыра пришло необычное письмо-шутка. Вскрывает конверт и зачитывает пред­ложения - дети исправляют ошибки.

Полотенцем моют руки.
Расческой вытираются.
Зубной щеткой намыливают тело.
Мылом причесываются.

Зачем нужно?

Цели: активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры: педагог раскладывает на столе реальные пред-Меты туалета (или картинки) - мыльницу, мыло, полотенце, зубную Щетку, зубную пасту, мочалку, губку, зеркало, расческу, гребешок, одеколон и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает Детей: «Что это?» - «Мыло». - «Таня, зачем нужно мыло?» - «Мыть руки». - «А что еще можно намыливать мылом?» - «Губку, Мочалку, щеточку для рук, носовой платок...»

Так же про все остальные предметы: педагог обращается то ко всей группе играющих, то к одному из них; следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдатель-ности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

  1. делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;
  2. лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;
  3. раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки);
  4. готовится к празднику. Надувать шары;
  5. пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох;
  6. рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняясь вперед – выдох.

Развитие речевого дыхания

Игры № 74 – 86

Приятный запах.

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т. д.), или надушенный носовой платок или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т. д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

Соседи

Цель. Правильное построение фразы. Совершен-ствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.



При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа – Вова, мой сосед слева – Женя.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:



Бабка сеяла горох,

Уродился он не плох,

Уродился он густой…

Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка.

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-выручалочка,

Среди бела дня

Выручай меня!

За берёзу, за рябину –

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идёт искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы.

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Села, посидела,

Опять полетела.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило. (Дети плавно взмахивают)

Опускаются на одно колено.

Вновь делают летательные

движения руками.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков р – л. в этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, кранный желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:

Красный – ясно,

Путь опасный.

Желтый – тоже

А зеленый впереди –

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется жёлтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успевает перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

Стайка

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.

Аист

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево».

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребёнок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребёнок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребёнок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Ребёнок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.

Игры № 87 – 97

Успокой куклу

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.

Вьюга

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Гудок

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого

Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты её?

Медведь. В лес возьму, в своё жильё.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Конспект занятия в старшей группе ТНР

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, деревьях; уточнить и систематизировать знания детей о природе, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие задачи: расширять словарь за счет имен существительных (логово, дупло, нора, берлога); совершенствовать связную речь, развивать логическое мышление; развивать умение анализировать, делать выводы, умение слушать друг друга. Формировать навык образования именительного падежа множественного числа существительных.

Воспитательные: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, проведение пальчиковых гимнастик.Работа с родителями - вместе с детьми сделать кормушки; на прогулке покормить птиц.

Пособия, материал: презентация «Правила поведения в лесу»;веточки деревьев; пособия: «дорога», «светофор», «зебра», «дорожные знаки»; картинки с изображением деревьев; фигурки животных и их детёнышей; макет полянки и леса; картинки с изображением жилищ зверей; аудиозапись «Звуки природы».

Ход мероприятия:

Какое сейчас время года? А вы любите осень? Чем нравится вам осень? Хотите отправиться в осенний лес? Но прежде, чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.

- Презентация «Правила поведения в лесу». (Показ слайдов)

- Мы с вами вспомнили правила поведения в лесу, теперь можно идти в лес. Перед нами дорога, как правильно её перейти?

- Проблемная ситуация : если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, ни зебры, как мы будем переходить? (рассуждения детей).

- Вот мы и в лесу. Послушайте, как поют птицы, шумит лес (аудиозапись «Звуки леса»).

Какие деревья вы знаете, которые растут в лесу? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

- Д/игра «Угадай дерево на ощупь»

-Речевое упражнение «Какой лес?» (Как называется лес, где растут только одни березы? Сосны? Осины? Ели? Лиственницы? А если сосны, ели, берёзы, осины?)

- Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

- В лесу есть не только деревья, кусты и травы, но и животные и птицы. Каких диких животных вы знаете?

Ой, дети посмотрите, за елью кто-то прячется. Кто это? (лесовичок). Как думаете, что он здесь делает?

Лесовичок: Здравствуйте ребята, я за вами наблюдал и понял, что вы умеете, вести себя в лесу, знаете правила леса. Помогите исправить ошибку, найти каждому животному своего детеныша.

У волка – лисята.

У медведя – зайчата.

У лисы – медвежата.

У ежа – бельчата.

У зайца – ежата.

У белки – волчата

- Игра «Что не так»

Лесовичок: Любите играть? Давайте поиграем в игру.

- Игра «Один - много»

Лесовичок: Вы знаете, где живут дикие животные?

- Игра «Чье жилище?»

Как называется домик медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Значит, медведь живет где?

Дети: Медведь живет в берлоге.

Воспитатель: Как называется домик лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Значит, где живет лиса?

Дети: Лиса живет в норе.

Как называется домик белки?

Как называется домик бобра?

Как называется домик волка?

А где живёт заяц?

Пальчиковая гимнастика «Белочки»

- Игра «Кто, где живет?»

И вот теперь распределите животных в свои домики?

Медведя в берлогу.

Волка в логова.

Белку в дупло.

Бобров в хатку.

Лису в норку.

Зайца под кустик.

Посмотрите, солнышко садится, близится вечер, пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся с лесовичком, он дальше будет охранять лес.

Лесовичок: А у меня для вас сюрприз. Мой солнечный зайчик принёс вам угощения за хорошее поведение в лесу.

Воспитатель: Скажем до свидания лесовичку, зайчику. Спасибо, до новых встреч.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Что вам больше всего запомнилось?

Дети разбиваются на небольшие группы (по, 4-5 чело­век), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показы­вает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, пока­жем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После пра­вильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индиви­дуальное воспроизведение аналогичных действий. Орга­низация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий - четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нель­зя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две груп­пы, одна из которых изображает путников в горах, а другая -Эхо. Первая группа гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а зву­косочетания), например: «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т.д. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за оче­редностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разных местах комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроиз­вести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страш­но. Важно, чтобы оно в точности воспроизводило их.

Эту же игру можно проводить парами, по тому же сце­нарию, что и «Зеркало», которое может одновременно от­ражать не только движения, но и звуки.


Бабушка Маланья

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий «Бабушку Маланью» (на него можно надеть платочек или фарту­чек). Дети в кругу вместе с воспитателем начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными дви­жениями.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась

Жили в маленькой избушке за руки
Семь сыновей,

Все без бровей, Останавливаются и с помощью

Вот с такими ушами, жестов и мимики изображают то,

Вот с такими носами, о чем говорится в тексте: закры-

Вот с такими усами, вают руками брови, делают круг-

С такой головой, лые глаза, большой нос и уши,

С такой бородой. показывают усы и пр.
Ничего не ели,

Целый день сидели, Присаживаются на корточки
На нее глядели,

Делали вот так... Повторяют за ведущим любое

смешное движение

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или заплакать. Движе­ния могут сопровождаться возгласами, передающими на­строение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольст­вие от игры.

Волны

Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся стано­вится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят ку­пальщика, он превращается в волну, а в море ныряет сле­дующий.

Во многих играх, приведенных выше, детей объединя­ют не только одинаковые движения, но и общее настрое­ние, общий игровой образ. Такая общность чувств позво­ляет ощутить единство с другими, их близость и даже род­ственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненуж­ными защитные барьеры и создает общность детей. В сле­дующей игре такая общность переживаний создается осо­бенно ощутимо, потому что это чувство опасности.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 де­тей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается вы­красть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно использовать покры­вало или любую другую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некото­рое время угрожающе кружится над ними, а потом улета­ет. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуа­цию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувство­вать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, что­бы он получил возможность заботиться о других.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируют­ся всего лишь правилами игры, позволяют ребенку полу­чить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, по­мочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или усту­пить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведем несколько примеров таких игр, которые стиму­лируют взаимопомощь и заботу о других.

Такой игрой могут быть, например, салочки-выруча­лочки, описанные в предыдущей главе.

Живые куклы

Дети разбиваются на пары несколько необычным спо­собом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и най­ти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у тебя самого. Если это вызовет затруднения, можно им помочь. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните: когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой в его куклу - куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла бу­дет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку по­мыть кукле ручки, покормить ее, погулять с ней, но преду­преждает, что хозяин должен выполнять все капризы кук­лы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай про­должают играть сами. В следующий раз каждая пара мо­жет поменяться ролями.

Гномики

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он мо­жет загадать любое желание, которое когда-нибудь ис­полнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет зве­неть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Де­ти по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг ока­зывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо коло­кольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колоколь­чик, за что, естественно, получает благодарность товари­ща и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их со­чувствие и желание помочь.

На мостике

Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они на­ходятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье пе­рекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти од­новременно навстречу друг другу и перейти на противо­положную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за чер­ту, выбывает из игры (падает в пропасть).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу сво­ему партнеру и пропустит его вперед.
Старенькая бабушка

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на па­ры, в которых один берет роль бабушки (дедушки), а дру­гой - внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старень­кие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно убе­речь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной дея­тельности детей, где им нужно согласовывать свои дейст­вия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с со­вместной деятельности. Однако при враждебном, отчуж­денном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преиму­щества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не мо­жет их объединить. Как показывает опыт, общая продук­тивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в обще­нии, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего про­дукта. Однако приведенные выше игры способствуют на­лаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

Совместную деятельность лучше сначала организовы­вать в парах, где непопулярный ребенок имеет возмож­ность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объедине­нию, побуждает договариваться и согласовывать свои уси­лия. Причем деятельность должна быть не соревнователь­ного, а продуктивного характера.

Приведем несколько примеров возможных занятий.

Мозаика в парах

Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произ­ведение показывается всем остальным, и те пытаются до­гадаться, что изобразили авторы.

Рукавички

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рука­вичек должно соответствовать числу пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рука­вичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

Рисуем домики

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет."

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Есте­ственно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных ус­ловий. Важно только сохранить главную цель игр - побу­ждать к заботливому и внимательному отношению к свер­стникам. Побуждать не призывами и нотациями, а созда­вая конкретные житейские или игровые ситуации, в кото­рых внимание к другому является необходимым и естест­венным условием совместной игры. Очень важно также, что приведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает все по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценива­ние и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение. Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудно­стей в общении является не поощрение и порицание взрос­лого и не приобретение коммуникативных навыков, а фор­мирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематиче­ское проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.


Заключение

Мы рассмотрели некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию общения детей, могут сделать его более содержательным и выработать коммуникативные навыки. Однако значение данных игр этим не исчерпыва­ется. Пожалуй, главное заключается в том, что подобные

занятия способствуют развитию нормальных межлично­стных отношений между детьми. В отличие от общения, эти отношения не зависят от конкретной ситуации, или содержания разговора, или совместной деятельности. Они являются устойчивой внутренней характеристикой чело­века и во многом определяют нравственную ценность его личности. По мысли С.Л.Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, и то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким отношениям человек стремится и какие отношения он способен уста­навливать». Отношения к другим людям не только опре­деляют ценность личности, но и являются главным содер­жанием ее внутренней жизни, рождают наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, и во многом определяет его дальнейшую судьбу.

Межличностные отношения рассматривались в психо­логии как избирательные предпочтения, как представле­ния о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности и пр. Во всех случаях другой человек обычно рассматривается как внешний предмет (оценки, познания или воздействия). Од­нако такой подход, при котором один человек противо­стоит другому и выступает как предмет его действия (оценки или познания), не является адекватным для пони­мания человеческих отношений и достаточным для их описания. Дело в том, что другие люди являются не внеш­ней средой, предметно воспринимаемой человеком, но внутренним содержанием его жизни. Встреча с другим (а значит, и понимание, сопереживание, диалог) возможна лишь в силу того, что этот другой уже живет в сознании человека. Причем этот «внутренний другой» является не­обходимым основанием сознания и самосознания.

Сложность понимания и воспитания межличностных отношений людей заключается в том, что они основаны на двух противоречивых началах. В первом из них другой является противопоставленным, эмпирическим сущест­вом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества могут стать предметом познания, оценки или ис­пользования, поэтому данный аспект отношений можно назвать предметным (или частичным). Второе начало пред­полагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только

субъектом общения и обращения, где выступает как цело­стная личность. Поэтому данный полюс отношения может быть назван личностным (или целостным).

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «пере­текают» одно в другое. Очевидно, что человек не способен жить без познания, оценки и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведе­ны только к каким-либо конкретным функциям.

Отношение к другому неразрывно связано с отношени­ем человека к себе. Собственное Я также может воспри­ниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контек­сте, как правило, изучается самосознание ребенка, пони­маемое как «образ себя» или «самооценка». Однако дан­ное пониманиие не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное Я всегда является незавер­шенным, до конца не определенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, от­ношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осозна­ние себя и отношение к другому. Таким образом, отноше­ние к себе и к другому можно считать взаимодополни­тельными сторонами личности человека.

Развитие межличностных отношений ребенка можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал в отношении к себе и к другому. Изменение соотношения предметного и личностного на­чала в отношении к себе и к другому задают возрастные и индивидуальные варианты личностного развития ре­бенка.

Исследования возрастного развития отношения к свер­стнику на протяжении дошкольного возраста позволили выделить три основных этапа, каждый из которых отра­жает особенности развивающейся личности дошкольника.

В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не яв­ляется значимым другим для ребенка. В то же время его присутствие повышает общую активность и эмоциональ­ность малыша. С раннего возраста ребенок воспринимает ровесника не как физическое тело, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие предметы или черты, охотно воспроизводят движения другого малы­ша, подражают его звукам, хотя самого сверстника как бы

не замечают. «Смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребе­нок выделяет и объективирует свои отдельные качества.

В середине дошкольного возраста собственное Я ре­бенка конкретизируется в «предметных» проявлениях: его имущество, преимущества, умения, похвала взрослого на­чинают оцениваться посредством сверстника и «глазами сверстника». Возникнувшее внутреннее «предметное» от­ношение к сверстнику в этом возрасте проявляется в про­тивопоставлении себя другому и в конкуренции между детьми. Каждому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый умелый и красивый. Наи­более простой способ доказать это - сравнение себя с тем, кто рядом и кто так похож на него. Правда, при таком сравнении дети бывают весьма субъективны. Их основная задача - доказать свое превосходство. Для этого подходят и новые тапочки, и похвала воспитателя, и умение бегать или прыгать. Но за всем этим стоит: «Смотри, какой Я хороший». Однако, испытывая острую потребность в при­знании и восхищении других, дети сами не умеют и не хо­тят выражать одобрение своим сверстникам. Не стремятся они также и помогать Или уступать другим. У многих де­тей этот этап затягивается, а у некоторых остается на всю жизнь. От этого бесконечные конфликты и проблемы в от­ношениях с другими людьми.

Причиной детских (и не только детских) конфликтов практически всегда является доминирующая ориентация на оценку и признание других, где эти другие оказываются предметом сравнения и средством самоутверждения. По­этому вся жизнь превращается в доказательство своего превосходства или в обиду, что меня недооценили. У бес­конфликтных детей доминирует потребность в сотрудни­честве и сопереживании, а оценка себя и другого уходит на второй план.

Преобладание предметного, оценочного отношения к себе является также причиной повышенной тревожности, которая выражается в застенчивости. Главной причиной детской застенчивости является страх оказаться порицае­мым, отвергнутым, недооцененным, который существенно отравляет жизнь и самому ребенку и окружающим.

К старшему дошкольному возрасту у многих (но, увы, не у всех) детей появляется новое, личностное начало в отношении к сверстнику, в котором он относит себя дру­гому (т.е. относится к нему) во всей своей и его целостно­сти. При этом взаимодействие детей становится значитель­на но более мирным. Количество и острота детских конфлик­тов снижается. Зарождается интерес к сверстнику и жела­ние что-то сделать для него. Это проявляется в вопросах («Во что ты играешь?», «Что хочешь делать?», «Тебе по­нравился мультик?» и пр.), в стремлении обрадовать или рассмешить сверстника, в способности помочь и уступить ему (сделать подарок, играть в его любимую игру, поде­литься конфетой). В этом наивном стремлении сделать что-то для другого видны ростки новых отношений между детьми, в центре которых уже не Я, а ТЫ. Эти ростки взрослые должны бережно выращивать и поддерживать, чтобы они не зачахли. Чтобы примитивное и понятное «Смотри, какой Я хороший» не задушило интерес к дру­гому и желание помочь ему.

Дошкольный возраст - еще только начало отношений с другими. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как самоцен­ную и значимую личность со своими, но в то же время твоими радостями и трудностями.

Помочь в этом ребенку должны прежде всего близкие взрослые.

Поделиться: