Главный стимул просится на горшок − когда стоит решительно отказаться от памперсов? Малыш перестал проситься на горшок: ищем причины и решение проблемы Почему ребенок перестает проситься на горшок.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 7 минут

А А

Последнее обновление статьи: 21.04.2019

Вы так гордились своим чадом и радовались его успехам. Вот он уже совсем взрослый, и аккуратно ходит справлять нужду в нужное место. Но однажды, по непонятным причинам, вдруг ваш ребёнок перестал проситься на горшок. Сначала может показаться, что это случайность. Но если ситуация начинает повторяться, приходится признать, что перед вами проблема.

Происходить все может самым разным образом. Некоторые дети начинают прятаться, демонстрируя потом только мокрые штанишки. Другие малыши могут демонстративно посидеть на горшке, ничего не сделав, а потом решать свои «вопросы» тихонько в стороне.

Часто на уговоры и любые попытки взрослых исправить ситуацию возникают истерики и неадекватное поведение со стороны ребенка. Многих молодых родителей такая проблема может поставить в тупик, из которого тяжело найти выход. На самом же деле, все не так страшно и ситуацию можно легко исправить, если разобраться в причинах такого поведения ребёнка.

Основные причины, почему ребёнок перестал ходить на горшок

Вот уже казалось, все самые большие проблемы решены. Ваше чадо исправно делает свои дела на горшок, одежда карапуза остаётся сухой, а родители не перестают радоваться его успехам. Но потом вдруг что-то случается, и вы опять сталкиваетесь с проблемой горшка. Случайностей не бывает, и, скорее всего, вы, как и многие родители, столкнулись с одной из нижеперечисленных причин:

  1. Пережитый стресс. Ребёнок мог очень сильно чего-либо испугаться, или же в доме напряжённая обстановка, постоянные конфликты между близкими людьми. Маленькие дети очень чутко реагируют на стрессовые ситуации, и это зачастую становится причиной того, что они забывают приобретённые навыки, в том числе и умение ходить на горшок.
  2. Малыш начал бояться горшка. Такая причина чаще возникает у деток, которые уже посещают детский сад. Дома они могут достаточно длительное время исправно ходить на горшок, а с началом посещения детских дошкольных учреждений резко отказываются от своих привычек. Связанно это с тем, что незнакомая обстановка, непривычный горшок могут вызывать у детей чувство резкого отторжения. Не стоит забывать при этом о периоде адаптации к новым людям и обстоятельствам. Дома же резкое неприятие горшка могут вызвать неприятные ощущения холода или непонятные звуки, которые малыш слышит, сидя на нём.
  3. Кризис 2 -3 лет. Наши дети развиваются не только физически, но и психологически. В возрасте двух - трёх лет ребёнок резко меняется в своём поведении и многие молодые родители не могут понять истинных причин такого поведения. На самом же деле происходит созревание и развитие нервной системы, у ребёнка начинает формироваться восприятие себя как личности. Это может сопровождаться бунтом и непослушанием, отказом делать привычные вещи.
  4. Проблемы со здоровьем. Плохое самочувствие может сопровождаться отказом ходить по нужде на горшок, поскольку такие навыки требуют от малыша некоторых усилий. Больной ребёнок очень часто просто не в состоянии справиться с такими нагрузками.
  5. Физически неприятные ощущения при сидении на горшке. Нужно внимательно проследить за тем, как ваш малыш сидит на детском сидении. Возможно, ему просто неудобно, поскольку горшок стал мал для него.
  6. Слишком рано начали приучать своё чадо ходить на горшок. Иногда мамы так спешат развивать и обучать своё чадо, что могут вызвать у него обратный эффект. Ранее приучение к горшку – это рефлекс. Рефлексам свойственно со временем угасать.

Пока ребёнок не будет готов психологически к освоению процесса, длительного и устойчивого результата от ваших стараний можно не ждать. Объективно оценивайте возможности вашего крохи и обучайте навыкам соответственно возрасту малыша.

Итак, проанализировав ситуацию и разобравшись с причинами «мокрых штанишек», можно переходить к исправлению ситуации.

Что делать для восстановления приобретённых навыков

Главное, что нужно понять родителям, – это то, что вашему малышу и так непросто в сложившейся ситуации. Поэтому стоит запастись терпением и ещё раз терпением. Все горести скоро пройдут, а вы без лишних стрессов сможете помочь вашему чаду пережить неприятности. Криками, упрёками или высмеиванием можно сделать только хуже, и исправить ситуацию потом будет намного сложнее.

  • Первое, что вы можете сделать, – это просто заменить горшок. Причём желательно, чтобы малыш участвовал в его выборе. Красивый, интересный и удобный горшок может пробудить у ребёнка желание ходить на него.
  • Если дома проблемы или конфликтные ситуации, то взрослым стоит оградить своё чадо от них. Для ребенка необходимо создать тёплую и комфортную атмосферу. Это прекрасно поспособствует развитию и закреплению новых навыков.
  • Если ребёнок бойкотирует горшок в связи с началом посещения садика, то устранить такую проблему сможет только время. Запаситесь терпением и мягко ненавязчиво продолжайте предлагать ему сходить на горшок. Адаптационный период скоро пройдёт, и вы не заметите, как все нормализуется.
  • Можно попробовать высаживать малыша каждые двадцать – тридцать минут. Иногда детям надоедает то, что их постоянно отрывают от игр, и они самостоятельно начинают ходить на горшок. Как правило, такая хитрость срабатывает с детьми старше трёх лет. Карапузы поменьше могут и истерики закатывать.
  • Начинать процесс приучения к горшку можно с полуторагодичного возраста. Формирование необходимых навыков в этом возрасте занимает намного меньше времени. Если же ребёнок в течение длительного периода игнорирует все ваши попытки, тогда есть смысл обратиться к специалистам. Проблемы могут иметь более глубокие корни, и справиться с ними поможет профессиональный психолог.
  • Если ваше чадо пышет здоровьем, активно растёт и развивается, а вас смущает только отказ ходить на горшок, то переживать по такому поводу не стоит. Иногда дети делают маленькие шаги назад, чтобы потом удивить вас огромным скачком вперёд.

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место…

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель. Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Екатерина, причину однозначно надо искать в том способе, каким приучали ребенка к горшку. Это могли быть разного рода воздействия, о которых вы не знаете, в том же детском саду. Не хочу домысливать, но это могли быть как поощрения (например, ребенок вовремя просится на горшок, ему дают игрушку, что-то вкусное, хвалят перед всеми) так и наказания (выговор при всех, лишение прогулки, игры и т.д.) Не хочу обсуждать сами методы - здаесь лишь вопрос индивидуальной реакции вашего ребенка на них. И похоже, что у ребенка что-то с этими методами не сложилось внутри. Как вариант предположу, что он получал поощения. Потом, спустя время, его хождение на горшок сочли нормой и не стали больше поощрять. А он нуждался в продолжении поощрения, во внимании взрослых (а может и сверстников), и, чтобы вернуть себе внимание вернулся к тому же способы поведения - какать в штаны, чтобы потом его снова стали приучать к горшку путем поощрений. Или, если воздействия были негативными, то мог возникнуть страх , который сразу не был проявлен, а появился в полной мере только спустя год (страх наказания, например), что и стало "задерживать" процесс дефекации в такой форме.

Что делать - вопрос сложный, потому что для начала полностью бы прояснить анамнез. Но как вариант - перестать так жестко фиксировать внимание на проблеме. Приспособиться к ней. Если ребенок не какает в саду, пусть делает это дома, и пусть в штаны. Сейчас не сложно все постирать при наличии машинки. И перестать выговаривать ребенку, а просто мягко говорить с ним о том, что "надеюсь, что в будущем ты сделаешь это куда надо". Воспринимать это не как трагедию, а как просто непринятный момент, казус. Не стыдить ребенка, не давить на него своими эмоциями, не мучиться самой и не злиться. А просто позволить этому быть.Как только накал спадет, возможно, удастя выяснить с ним что-то, поговорить, но если вы сами так заификсированы на том, что это проблема, и что "вы так больше жить не можете" (какая огромная эмоциональная нагрузка!) - то какой уж тут спокойный разговор. Ведь ваш сын может пугаться ваших столь сильных эмоций по поводу происходящего с ним. И чувствовать себя виноватым, а сделать он пока ничего не может, и потому при наличии столь сильных ваших эмоций проблема только будет углубляться.

Еще что бросается в глаза: вы сливаетесь со своим ребенком. Вы чаще говорите "мы", а не "он", и возможно, приписываете свои переживания ему. А возможно, он так не мучается (или мучается не от того, от чего вы), и именно поэтому вы не можете рассмотреть действительную причину ситуации. Постарайтесь сейчас убрать свои эмоции и спокойно понаблдать за тем, что в действительности происходит С НИМ. По возможности, реагируя предельно спокойно и безоценочно.

И еще: он все ходит в тот же сад? Не стоит ли пересмотреть этот вопрос тоже?

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Каждое, пусть даже и небольшое достижение чада не только не остаётся незамеченным, но ещё и становится целым событием. Жизнь ребёнка, особенно в маленьком возрасте, полна неожиданностей, и одним из таких примеров является ситуация, когда ребёнок перестал ходить на горшок. Понять, что произошло, и как помочь ребёнку и себе, опишет эта статья.

Причины

Причин тому, что ребёнок ходил на горшок, а теперь перестал проситься, может быть множество. Здесь мы опишем лишь самые распространённые из них.

  • Основной причиной является так называемый кризисный возраст. У маленьких детей, как и у взрослых, он тоже бывает, такие периоды наступают в 2, 3 и 4 года. В каждом из этих периодов у ребёнка начинается резкое развитие нервной системы. Он быстро растет в психологическом плане, начинает понимать некоторые вещи и мыслить по-другому. О том, чем этот возраст обусловлен, ходит множество теорий, но вывод всегда остаётся один – кризисный этап наступает практически у каждого ребёнка, и надо его правильно пережить.


  • Стрессовая ситуация. Если в старшем возрасте детей будет привлекать что-то новое, то будучи маленькими, они эмоционально воспринимают любую смену обстановки, переезд, пополнение в семье или же, наоборот, уход кого-нибудь из членов семьи, появление домашнего питомца и даже приобретение новой техники. Из всех вышеперечисленных факторов наиболее стрессовыми являются конфликты родителей и переезды.


  • Помимо ссор между родителями, на ребёнка могут влиять и его собственные конфликты с ними. Непростые взаимоотношения между маленькими детьми и их родителями являются отдельной темой. Маленький ребёнок может и злиться на своих родителей, может и ревновать , и требовать внимания, что косвенно будет являться причиной того, что он поменял свои привычки.


  • Одной из основных причин может стать и прорезывание зубов. Помимо того, что ребёнок перестаёт ходить на горшок, он может сильно болеть.
  • Скачки развития. Для детей характерны интеллектуальные скачки как в сторону развития, так и «назад». Ничего страшного в последнем нет, ребёнок со временем научится справляться со всеми трудностями и обязанностями, к выполнению которых он привыкнет. Причиной таких перепадов может быть и сильный испуг или травмирующая ситуация.
  • Ребёнок просто не хочет ничего делать. Он знает, что мама или другой член семьи все исправят, достаточно лишь позвать их.
  • Детский сад. Бывает такое, что после начала посещения детского сада у ребёнка формируется стойкое неприязненное отношение к горшку. Причиной может стать неправильное отношение воспитателей, и вызванные в связи с этим ассоциации.


Что делать?

Начнем с того, что традиционный подход критики к ребёнку является неправильным и недейственным.

Не стоит превращать каждый поход в туалет в акт наказания.

Конечно же, лучше всего выяснить проблему того, почему горшок вновь стал неугодным, и начать приручение заново. Предлагать горшок надо ненавязчиво, но регулярно. Некоторые педиатры и детские психологи рекомендуют лепить из пластилина вырабатываемые ребёнком отходы и класть их в горшок. Важно делать это вместе с ребёнком, и однажды он сам вновь попросится на горшок.


Использовать технику «вознаграждения» за поход на горшок рекомендуется только в редких случаях. В основном такая стратегия только усугубляет проблему и может принести больше трудностей. Мало того что ребенок станет капризным и беспокойным, он еще и будет требовать сладости и игрушки за каждый поход на горшок.

Другим действенным способом является совместное переодевание. С 2 лет ребёнок уже прекрасно понимает обращённые к нему слова, поэтому следует разговаривать с ним, объяснять, как некомфортно ходить в мокрой одежде, помочь ему переодеться. Важно не делать все самостоятельно, а вместе с ребёнком. Вероятность того, что это сработает с первого раза, довольно низкая, поэтому здесь важна регулярность и терпение. Огромную роль в этом процессе играет и то, что малышу со временем надоест отвлекаться от игр на долгое время, необходимое на смену одежды.


Проще говоря, именно боязнь некомфортного состояния, а не наказания или родителей должна стать мотивацией для ребёнка. Малыш осознает, что если он будет сидеть в мокрой одежде, то замерзнет.

Такой подход может повлиять на привычки уже относительно большого ребенка старше 3 лет, для деток младше понять это будет сложнее. При этом важно содержать ребёнка в достойных условиях и теплом помещении, чтобы избежать последующих проблем со здоровьем, причиной которых может стать мокрая одежда.

  • Интерес у ребёнка может вызвать новый яркий горшок, который обязательно должен быть удобным. Красивый аксессуар может вызвать желание опробовать его.


  • Помочь в этом деле могут и ровесники малыша, на их примере он тоже может начать пользоваться горшком.
  • Лишь в крайних случаях стоит обращаться к специалистам в области детской психологии. Как правило, ситуация требует вмешательства, если имеется ещё и ряд других серьезных проблем в поведении ребёнка. Чаще всего рекомендуется решать эту проблему в домашних привычных условиях.
  • Дополнительным мотиватором для карапуза может стать одобрение и положительные эмоции родителей, которые они будут демонстрировать после каждого успешного похода на горшок.
  • Если ребенок приступил к пользованию горшком после перерыва, и что-то сделал не так, ни в коем случае не повышайте голос и не заставляйте его убирать. Такое отношение может привести к неприязни малыша как к вам, так и к горшку.


Помните, что если ребёнок отказался от горшка, то это значит, что он находится под действием стрессовой ситуации. Только вы, как родитель, сможете организовать правильный, планомерный и действенный подход к проблеме своего ребёнка.

О том, что делать родителям, если ребенок перестал ходить на горшок, смотрите в следующем видео.

Здравствуйте, уважаемая Ирина Юрьевна! У меня такая проблема - моему сыну 2.6 года, он перестал проситься на горшок. Надо сказать, что ребенок очень активный и практически не сидит на месте. Приучала его с 1 и 3 месяцев, через месяц он начал ходить на горшочек и сразу стал проситься по-большому и по-маленькому. В течение месяца все шло успешно, но однако, его не все могли понять кроме меня, что он хочет или просто не слышали (он говорил "а-а"), в связи с чем какать он постепенно перестал проситься, писать просился через раз, а со временем и вообще стал делать свои дела только в штаны молча. Подставляла ему горшок, он туда только писал (какали мы исключительно только в штаны). Писали то писали в горшок, а вот сам никак говорить не хотел, иногда правда показывал, что сделал мимо и нес тряпку вытирать)). Далее в 2.2 годика ребенка все-таки с горем пополам начал проситься какать, писать - не писал в штаны, терпел, пока не поставят, до последнего. Просился около недели, затем опять стал ходить под себя и сообщать уже когда накакал - словом - Убери. Кстати, ночью ребенок спит без памперсов, не писается с полутора лет (ночью начинает ворочаться, ставлю ему баночку, пописает и спит дальше). Потом в 2.4 года снова начал проситься уже и по-большому и по-маленькому (даже когда мы ехали в машине или были где-то вне дома) и так было около 3 недель. Даже стали на унитаз ходить со стульчиком, ему оч нравилось. И тут снова сюрприз нас поджидал - последние недели 2-3 ребенок перестал проситься на горшок - ни писать, ни какать, причем раньше, когда его спрашивали, - хочешь писать или какать, и он в действительности хотел, он всегда отвечал - да. А сейчас как ни спросишь - все время почти говорит - нет. А после этого ответа подставляю сыну горшок, и он удачно писает целую лужицу)). Говорит "хочу какать/писать" уже после того, как это сделает. Уже что только ни делали - и объясняли, как надо, папа показывал, друзья постарше за компанию писали и заманивали конфетками, машинками, и ругали, и все равно все по-своему. Он вроде бы поймет и сам все расскажет, что и как надо - писать в горшочек, а в штаны нельзя ни какать, ни писать, а потом сделает, скажет уже после и может ухмыляться. Вот и возник у меня вопрос - почему так. Подскажите, пожалуйста, почему так происходит, что ребенок уже фактически прекрасно просит посадить его какать или поставить писать, а потом через какое-то время снова начинает ходить в штаны, причем это происходит уже не первый раз. Я просто не могу понять, в чем дело, смотрю на него, и мне кажется, как будто он забывает, что ли, что до этого он делал все это на горшочке или унитазе, его как будто подменяют, хотя ребенок очень умный, быстро все схватывает, рассказывает стишки и пытается петь песни. Может быть, он просто как-то пытается привлечь внимание наше (муж очень часто уезжает по работе, сын по нему скучает, по его приезду никуда его не отпускает, ходит за ним хвостом, а я почти все время занята домашними делами и плюс я работаю на дому), потому что я заметила, что ребенок и просится и более послушен, например, когда у меня появляется время - я с ним провожу целый день именно возле него - играя, занимаясь и просто выполняя его все просьбы и капризы. Создается впечатление, что ребенок то ли протестует, что ему, по его мнению, уделяют мало внимания, или просто вредничает.
Спасибо заранее большое за ответ.
С уважением.

Анна, Бишкек, 28 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Анна.

Регресс в приучении к горшку возможен, и это нормально. Чаще всего причиной является стресс, например, какие-то изменения в распорядке семьи или в окружении ребенка, такие как переезд, переселение в другую комнату, новая группа в детском саду, новая няня и т.п. Подобные стрессы это также нормально, невозможно и неправильно пытаться освободить ребенка от естественного течения жизни и перемен. Важно не реагировать слишком эмоционально, переживая это как неудачу (регресс в приучении к горшку). Неважно, что поощрение сейчас не работает, продолжайте в любом случае ребенка чем-то поощрять и говорить ему об этом (молодец, умница, у тебя получилось и т.п.) Горшок должен восприниматься ребенком как одобряемый и положительный объект, хождение на горшок - как то поведение, которое поощряется взрослыми и приносит бонусы. Также выделите определенное время, когда Вы обязательно играете с ребенком. Пусть это будут полчаса в день, но они должны быть каждый день. У ребенка должно быть ЕГО время с родителем. В остальном Вы все делаете верно, и такие откаты нормальны для возраста до трех лет. Наберитесь терпения. Все будет хорошо.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

Поделиться: