Формирование характера человека.

Человек, на протяжении всего своего жизненного пути занимается формированием и развитием характера , поэтому характер – это не застывшее образование. Это значит то, что каждый из нас в любой момент способен бросить вызов обстоятельствам и начать меняться. Главное свое бессилие не прятать за фразой «Такой у меня характер и ни чего с этим не поделаешь!».

Следует заметить, что процесс формирования характера на разных возрастных этапах, характеризуется определенными особенностями и обстоятельствами.

Условия формирования характера человека

Социальная среда – главное условие формирования характера и его развития человека. Проще говоря, характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Психологи утверждают, что характер интенсивно формируется в возрасте 20 - 10 лет. Ребенок, именно в это время, начинает активно формировать свой характер в социальных отношениях через учебу, групповые игры, через общение. На детей в этом возрасте максимально влияют поведение сверстников и взрослых, их поступки и слова.

Физиологические предпосылки – еще один главный этап формирования характера человека. Особенности работоспособности головного мозга (степень подвижности процессов, их возбуждение и торможение), по-разному определяют реакцию человека на какое-либо воздействие, поступающие из внешней среды.

Факторы, которые влияют на развитие и формирование характера человека

С рождения и до школьных лет в ребенке формируются такие базовые черты как доброта, открытость в общении и доверие к окружающим. Главный фактор, который на данном этапе влияет на формирование характера – это родители. В это время их отношение играет огромную роль в развитие чувства безопасности, по большей части из которого формируются вышеперечисленные черты. Характер закрепляется с помощью родителей, которые наказывают и поощряют своих детей.

Первые годы в школе способны либо разрушить, либо закрепить основные черты характера, которые были сформированы в семье. В данный период ребенок вступает в группу, а это способствует развитию характера, формированию деловых и коммуникативных черт: аккуратность, трудолюбие, общительность и прочие.

В возрасте от 7 до 15 лет формируются такие черты характера, которые устанавливают отношения с людьми. На этом этапе формирования характера начинает развиваться эмоционально-волевая сфера.

В промежутке от 15 до 17 лет в человеке формируется высокая характерологическая устойчивость, сохраняющаяся на долгие годы. Но формирование характера и его развитие на данном этапе не останавливается. Сама жизнь, а также ее условия преподносят в него свои изменения.

В двадцать лет происходит формирование морально-нравственного облика человека и формирование мировоззрения, которые способствуют самовоспитанию. Его соответствующая сила мотивации и четкое осознание не заставят долго ждать результатов. Например, парень, который в будущем хочет быть летчиком, вряд ли будет легкомысленно курить или злоупотреблять алкоголем.

Быт, семья, взаимоотношения с противоположным полом, особенность профессиональных занятий, круг знакомых естественным образом влияют на цели и установки личности, на взгляды и мотивы, тем самым воздействуют на формирование характера. На процесс формирования и развития характера также влияет внешний информационный фон: общественная идеология, художественная литература, кино, СМИ и прочее.

В 22 – 30 лет замечается характерологическая динамика, которая связана с тем, что детские черты: капризность, уязвимость, подростковый максимализм, импульсивность начинают ослабевать, а рациональные черты: ответственность, рассудительность, выдержка начинают укрепляться.


С 30-ти лет процесс формирования характера снижается. Исключениями не являются, те , которые направлены на реализацию жизненных планов и перспектив: стремление к обучению и развитию, упорство, настойчивость, целеустремленность.

50-летний возраст является границей, где встречаются будущее и прошлое. Человек прощается со своими грезами и фантазиями, ориентируется на текущие обстоятельства, и поэтому ограничивает себя. На первом месте становиться забота о здоровье своем и близких людей. Начинается период умиротворенной, неторопливой и размеренной жизни.

Формирование характера

Если всю приведенную информацию обобщить, то можно сказать, что в психологии формирование характера – это процесс «затачивания» всех граней, который в течение всей жизни не прекращается. Характер человека на раннем возрасте «оттачивает» сама жизнь, а уже с возрастом личность берет инициативу в свои руки. А это значит, что формирование и развитие характера в разном возрасте зависит от различных факторов, и если какая-то из его граней нас не устраивает, то именно она и может повлиять на наш рост.

Понятие о характере

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это характерно для него» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными и закономерными. Характер – это индивидуальное сочетание главных свойств личности. Однако не всякую индивидуальную особенность человека относят к чертам характера. Например, такие индивидуальные особенности, как наличие или отсутствие музыкального слуха, обладание эйдетической зрительной памятью или отсутствие таковой не являются свойствами характера.

Поэтому под характером в психологии понимают такую совокупность индивидуальных психологических свойств , которая проявляется:

    в типичных для данной личности способах поведения в тех или иных ситуациях;

    в устойчивых отношениях, т.е. индивидуальных, избирательных связях индивида с различными сторонами своей личности и окружающего мира. Обратите внимание: отношения могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Отношения, входящие в поверхностные слои структуры личности, в той или иной степени непрерывно изменяются. Те же отношения, которые находятся в ядре нашей личности, являются более статичными и мало подвержены изменениям. Именно эти отношения являются главными для понимания индивидуального своеобразия характера.

В психологии выделяются четыре системы свойств характера , определяемые различными отношениями личности:

    свойства, выражающие отношение личности к себе (самолюбие, самоуважение, эгоизм, честолюбие, тщеславие, гордость);

    свойства, выражающие отношение к людям (доброта, альтруизм, требовательность, заносчивость);

    свойства, выражающие отношение к делу (трудолюбие, лень, усидчивость, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду);

    свойства, выражающие отношение к обществу, природе, миру.

Эти отношения личности взаимосвязаны между собой. Последнее означает, что каждое отношение возникает и развивается в единстве с другими отношениями: при изменении одного меняются и все другие. Именно этим определяется взаимная связь свойств характера и его целостность. Так, например, в свойствах, выражающих отношение к другим людям, сказывается отношение личности к самой себе. Скажем, самоуверенность или неуверенность в себе оказывает влияние на то, как мы относимся к другим. Итак, отношения человека к разным сторонам действительности и к самому себе не существует сами по себе и независимо друг от друга. Более того, не существует ни одного свойства характера, которое зависело бы исключительно лишь от определенного отношения личности. В этом проявляется, с одной стороны, целостность и системность самого характера, а с другой – тесная его взаимосвязь со всеми аспектами личности. Характер не надстраивается внешне над личностью, а выступает ее важным внутренним образованием. Поэтому раскроем более конкретно вопрос о взаимосвязи личности и характера.

Личность и характер

Характер, занимая определенное место в общей структуре личности, взаимосвязан и с другими ее сторонами: с темпераментом, способностями, волей.

Место характера в общей структуре личности определяется следующим:

    характер – это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная: развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления;

    человек как личность не сводим к характеру: значимость личности определяется прежде всего той общественной деятельностью, которую она выполняет. Человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или неуживчивым характером;

    характер и личность тесно связаны между собой: чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность в целом, больше влияет на ее поведение (так, демонстративный тип акцентуации накладывает отпечаток на формирование художественного типа личности).

Связь темперамента и характера не носит однозначного и упрощенного характера. Последнее проявляется в следующем:

    темперамент, с одной стороны, определяет динамические особенности характера (так, холерический темперамент может лежать в основе динамики гиперактивного характера);

    однако при одних и тех же динамических особенностях психики (т.е. свойствах темперамента) возможны различные типы характера. Так, например, вспыльчивым можно быть и по причине холерического темперамента, и из-за невоспитанности. Или – спокойствие и сдержанность являются проявлением не только флегматического темперамента, но и сформированности у человека определенного характера;

    существуют черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента: честность, доброта, вежливость или грубость, лживость, жадность, грубость;

    темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется (маскируется) под воздействием определенных черт характера.

Связь способностей и характера обнаруживается в следующем:

    формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, происходит в той же деятельности, в которой формируются и способности. (Одновременно развивается, например, способность к труду и трудолюбие как черта характера);

    высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как вера в свои силы и возможности, высокая требовательность к себе и самокритичность;

    способ реализации человеком своих способностей зависит от характера: нередки случаи, когда способные люди ничего не достигают из-за своего характера.

Связь воли и характера проявляется в следующем:

    воля – это есть сила характера, она формирует такие его черты, как твердость, решительность, настойчивость, умение и привычка сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели;

    воля – это и содержательные особенности характера: решительность, настойчивость, мужество и самообладание ценны не сами по себе, а в связи с отношением человека к самому себе, другим людям, труду, обществу в целом, его материальным и духовным ценностям.

Структура характера

Структура характера определяется свойствами, которые выражают его цельную, системную природу. Структурные свойства характера вне его системы отношений не существуют. Раскроем их.

    Степень глубины : к более глубоким свойствам характера относятся те отношения, которые определяют главные особенности личности, занимающие центральное место в ее структуре. У одних это могут быть отношения к труду, у других – отношения к себе, у третьих – отношения к другим людям и т.д. Глубокие свойства характера притягивают к себе, подобно магниту, все остальные его свойства, создавая ему качество целостности.

    Сила или активность характера определяется тем, насколько свойства характера позволяют человеку сохранить свою независимость, автономность и целостность, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и условия. По этому показателю проводят различие между людьми с сильным или слабым характером.

    Степень устойчивости и изменчивости (пластичности) характера . Устойчивость необходима человеку, чтобы сохранить свою целостность вопреки противодействующим жизненным условиям. Если характер не обладает устойчивостью и индивид вынужден каждый раз при изменении внешних условий менять его, то он может в конечном счете не раскрыть себя как личность, не реализовать свои способности и дарования и в конечном счете потерять интерес к жизни.

    Однако необходимым условием развития личности выступает и пластичность ее характера . Представьте себе человека, имеющего очень устойчивый характер, не меняющейся до такой степени, что это вызывает различные самоограничения и узость интересов и притязаний, а также создает проблемы в общении с окружающими.

Отметим главное: степень устойчивости и пластичности всегда имеет индивидуальное своеобразие, обнаруживая себя как свойство структуры характера в целом. Так, говоря об устойчивости, необходимо учитывать, какие свойства характера являются главными для той или иной личности, а также насколько этот индивид имеет сильный характер. Есть немало случаев очень серьезной, иногда коренной перестройки сложившегося характера. Но какие бы преобразования не претерпевал характер в жизни человека, он обычно сохраняет устойчивость в основных, наиболее общих своих особенностях.

Однако, говоря о структуре характера, необходимо видеть его относительную целостность. И обусловлено это тем, что системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях может быть присуще качество цельности (цельный, гармоничный характер), в других случаях – качество дисгармонии (акцентуации).

Акцентуации характера

Что же включается в понятие «акцентуации характера»? Акцентуации – дисгармоничность в развитии характера, проявляющаяся в чрезмерном, не выходящем за пределы нормы усилении отдельных черт характера, что затрудняет адаптацию личности к некоторым жизненным ситуациям, делает личность уязвимой к ним.

Типы акцентуации (выделим плюсы (+), минусы (–) и труднопереносимые ситуации для каждого типа характера).

1. Гипертимный (постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин, а также высокая активность и стремление к деятельности):

Общительность, энергичность, преобладание позитивных эмоций, инициативность, дружелюбие;

– импульсивность, необдуманность поведения, необязательность, легкомыслие, раздражительность, тенденция к завышенной самооценке.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации подчинения строгим дисциплинарным правилам;

    ситуации, создающие препятствия неформальному общению и свободному контакту с окружающими;

    ситуации, не позволяющие проявлять инициативу, особенно в условиях однообразной, монотонной деятельности.

2. Дистимический (антипод гипертимному характеру):

Серьезность, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность;

– замкнутость и неспособность улавливать настроение окружающих, даже близких; недружелюбие, отсутствие эмпатии, раздражительность; напряженная внутренняя жизнь, стремление не раскрывать своих мыслей и чувств другим;

– концентрация на мрачных, печальных аспектах жизни.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации смены сложившихся стереотипов, установок, привычек;

    ситуации, требующие неформального общения;

    ситуации, требующие активного участия в делах коллектива.

3. Лабильный (эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроения по незначительным для окружающих поводам, внутренняя впечатлительность и склонность к глубоким переживаниям):

Доброжелательность, общительность, способность к эмпатии и сопереживанию в период приподнятого настроения;

– очень частая и порою немотивированная смена настроения (несколько раз в день);

– раздражительность, конфликтность в период подавленного настроения, слабый контроль за своими поступками и бурным проявлением эмоций.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, в которых ущемляется чувство собственного достоинства;

    ситуации критики, сильной конкуренции;

    ситуации наказания или страха.

4. Сенситивный (высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций):

Устойчивая привязанность в дружбе, глубокая возбудимость эмоций с преобладанием альтруистических чувств, способствующая пониманию других людей, а также способность к эмоциональной отзывчивости и состраданию, высокоразвитая эмпатия, мягкосердечие;

– застенчивость, трудность в самоутверждении в условиях новой обстановки, частое возникновение чувства неполноценности и мнительности, что мешает самостоятельному решению жизненных проблем.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие неоднозначного решения;

    ситуации резких переходов от одних дел к другим;

    ситуации лишения доверительного общения и возможности самораскрытия перед другими.

5. Психастенический (повышенная тревожность по поводу возможных неудач, постоянное беспокойство, не имеющее объективных причин):

Склонность к самоанализу, самокритичность, рассудительность, ровное настроение, надежность в делах и чувствах;

– наличие навязчивых идей, нерешительность (всегда очень сильно сомневается в правильности избранного решения) и повышенная тревожность ведет к неспособности занимать руководящие должности, требующие проявления собственной активности, нестандартности и риска.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие самостоятельного решения при наличии нескольких вариантов своего развития;

    ситуации, требующие выполнения заданий при отсутствии готовых инструкций и указаний;

    ситуации быстрого перехода от одних задач к другим;

    ситуации страха, беспокойства, психических нагрузок.

6. Демонстративный (ярко выраженная потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре своего окружения):

Общительность, быстрота и легкость установления контактов с широким кругом людей, находчивость и способность адаптироваться к неожиданным и нестандартным ситуациям, самостоятельность и инициативность, способность осуществлять руководство, артистичность, живость воображения;

– эгоцентризм и ненасытная жажда постоянного внимания к своей личности и популярности, лживость, способность к интригам, неспособность посмотреть на себя со стороны, хвастовство, большие претензии относительно своего статуса и возможность добиться желаемого при отсутствии авторитета и симпатии со стороны товарищей.

Труднопереносимые ситуации:

а) равнодушие и невнимание со стороны окружающих, недооценка заслуг;

б) непризнание и нелюбовь, «низвержение с пьедестала»;

в) ситуации одиночества и ограничения круга общения, а также однообразной жизни.

7. Возбудимый (повышенная раздражительность, крайняя нетерпимость к окружающим, неадекватные вспышки гнева и ярости):

+ (вне приступов гнева) настойчивость в достижении поставленной цели; смелость, решительность, целеустремленность, работоспособность;

– агрессивность, неприязненное отношение к окружающим, стремление подавить личность другого, инициативность в агрессивных выходках, стремление завязывать конфликты, сопровождаемые иногда яростными аффективными реакциями и отклонениями в поведении;

– мышление отличается ригидностью, тугоподвижностью, неспособностью к гибкости и пластичности.

Труднопереносимые ситуации:

а) ситуации, ограничивающие возможность проявлять власть и своенравие (притеснение других);

б) ситуации, требующие быстрого переключения мышления и принятия нестандартных решений.

8. Циклоидный (периодическая смена настроения):

Проявление в период эмоционального подъема жизнерадостности, общительности, активности, повышенной работоспособности;

– в период эмоционального спада – замкнутость, вялость, неуравновешенность, пониженная работоспособность, безразличие, обидчивость и придирчивость.

Труднопереносимые ситуации:

    неожиданные ситуации, требующие смены жизненных стереотипов, ломки сложившихся традиций;

    ситуации неудач и эмоциональных перегрузок.

9. Шизоидный (аутистический, интровертированный):

Серьезность, постоянство интересов и увлечений, способность к анализу, рассудительность, целеустремленность;

– холодность эмоций, неспособность к доверительному общению, замкнутость, напряженная внутренняя жизнь, слабая коммуникабельность (легко обходится без друзей), недружелюбие, отсутствие эмпатии, неспособность улавливать настроение окружающих, безразличие к делам и интересам других, раздражительность.

Труднопереносимые ситуации:

    ситуации, требующие неформального общения, сопереживания;

    ситуации смены сложившихся стереотипов, привычек и традиций.

10. Застревающий (высокая устойчивость сильных эмоций длительность эмоционального отклика и переживаний, «застревание» на своих мыслях и чувствах):

Устойчивость эмоциональных привязанностей, взглядов, способность к сохранению межличностных связей и отношений в течение длительного времени;

– болезненная обидчивость, злопамятность и мстительность, неспособность прощать оскорбление и ущемление личных интересов и достоинства.

Труднопереносимые ситуации:

    несправедливая обида, задетое самолюбие, препятствия к достижению честолюбивых целей;

    деятельность, дающая ощущение зависимости и невозможности проявить себя.

Условия формирования характера

    Развитие самосознания личности, так как отношение к себе, лежащее в его основе, определяет все виды других отношений, в которых обнаруживает себя характер. Поэтому формирование самосознания выступает тем первокирпичиком, из которого затем выстраивается все «здание» характера. На это положение хотелось бы обратить особое внимание, так как часто считается, что основы характера закладываются в раннем детстве, их практически невозможно изменить в более позднем возрасте. Однако в раннем детстве характер полностью не формируется, так как в этом возрасте у ребенка еще не сформировано самосознание. Поскольку самосознание личности продолжает складываться и развиваться и в старшем возрасте, то параллельно идет и процесс формирования характера.

    Более того, чем сильнее развито самосознание индивида, тем более он способен к самовоспитанию, т.е. к изменению своего характера. Поэтому самовоспитание, участие самого человека в прогрессивном развитии своей личности – важное условие формирования характера. Именно человек, какими бы ни были объективные обстоятельства, сам участвует в выработке своего характера. Он ставит в нем последнюю точку.

    Межличностные отношения в детском саду, в школе, в семье, в трудовом коллективе очень важны, так как отношение к другим людям во многом определяет характер человека. В раннем возрасте у ребенка закладываются такие черты, как доброта, сострадание, способность к сопереживанию. Их появление во многом определяется степенью гуманности и доброжелательности межличностных отношений, в которых воспитывается ребенок. Он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что его любят родители и все, кто находится рядом с ним.

    Общение и психологическое влияние со стороны других людей в самых своих разнообразных формах формируют в человеке определенные черты характера. Более того, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характеры. В результате совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.

    Создание соответствующих жизненных ситуаций и организация необходимых способов поведения . Это обусловлено тем, что каждая черта характера проявляется и формируется только в определенных жизненных ситуациях, за пределами которых не представляется возможным воспитать нужные черты характера.

    При формировании черт характера необходимо повышать уровень обобщенности соответствующих способов поведения в той или иной конкретной и единичной жизненной ситуации. Необходимым условием этого является расширение жизненного (социального) пространства заданного способа поведения. Например, для обобщения честности как важнейшего нравственного качества личности, нужно транслировать ее на все возможные ситуации, связанные с необходимостью быть порядочным, надежным и правдивым человеком. В противном случае произойдет фиксация на какой-то конкретной ситуации. И тогда честность не сможет перерасти в черту характера. Согласитесь, трудно назвать человека честным, если соответствующее поведение распространяется лишь на какую-либо конкретную, единичную ситуацию.

    Использование положительной мотивации в качестве вознаграждения за всякие попытки и успехи ребенка в овладении заданным способом поведения. По мере становления той или иной черты характера ребенок начинает вести себя соответствующим образом не в силу внешнего принуждения, а в силу притягательности самого мотива. Это возможно лишь при условии появления позитивной мотивации, сопровождаемой положительными эмоциями.

    Особенности социальной среды: родители, воспитатели, учителя, люди из ближайшего окружения, средства массовой информации (прежде всего телевидение), писатели, режиссеры и т.п. Какова социальная среда, таково и ее воспитывающее воздействие на ребенка, находящегося в ней. Любые отклонения в социальной среде порождают соответствующие деформации характера.

Соотношение характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Этапы формирования характера

Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре , особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.



С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.



Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Характер индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем. По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора.

Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом.

Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:

Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;

  • · Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • · Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • · Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • · Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.

Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится.

Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:

  • · Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • · Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.

Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?

  • · С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • · Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • · Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • · Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • · Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • · И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).
Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:
- личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
- средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Поделиться: