Фгос эстетическое воспитание детей четвертого года диагностика. Художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. В связи с этим мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы должен быть пересмотрен и скорректирован. Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Хочу предоставить вашему вниманию оценочное средство для оценки планируемых результатов в художественно – эстетической образовательной области

Область – Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 года жизни

Показатели

1. Проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства: классическому, народному, окружающим предметам, зданиям, сооружениям. Видит и понимает прекрасное в жизни и искусстве радуется красоте природе.

2. Знает и применяет на практике материалы и оборудование для рисования.

3. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.

4. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

5. Правильно передает в изображении форму, строение, пропорции предмета, цветовую гамму.

6. Располагает изображения по всему листу, соблюдая пропорциональность в изображении разных предметов.

7. В процессе деятельности характер линии слитный, регулирует силу нажима, раскрашивает мелкими штрихами, не выходящими за пределами контура.

8. Самостоятельно проявляет замысел рисунка.

Инструментарий

1. Из наблюдений.

2. Из наблюдений.

3. Педагог предлагает нарисовать рисунок на свободную тему.

4. В ходе работы педагог оценивает процесс деятельности и продукт деятельности.

Критерии оценки

3 балла – Применяет различные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Умело передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно располагает сюжет, передавая передний и дальний план, использует различные средства выразительности при передачи изображения. Свободно рисует узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.

2 балла – Применяет однообразные цвета для создания образа, затруднятся в выведении новых оттенков, не достаточно четко передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов. Испытывает затруднение в построении композиции, не достаточно широко использует различные средства выразительности при передачи изображения. Испытывает затруднения в более точной передаче узоров.

1 балл – Не применяет различные цвета и оттенки, не умеет выводить дополнительные оттенки, не умеет передать содержание рисунка, а также форму и строение предметов, не умеет выстроить композицию. Не умеет рисовать узоры.

Результаты

Высокий уровень – 20 – 24 баллов

Средний уровень - 12 – 19 баллов

Низкий уровень - 8 –11 баллов

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика по художественно-эстетическому развитию

Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержд...

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства - пейзаж, натюрморт, портрет.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:

Н - низкий уровень (синий)

· ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

· не знает и не называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт;

· не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

· не ;

· не реагирует на проявление эстетического характера (красоту);

· не ;

· не использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки;

· не ;

· не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С - средний уровень (зелёный)

· ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

· знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

· бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

· частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);

· недостаточно ;

· наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

· частично использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки;

· частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

· испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В-высокий (красный)

· отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);

· эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту);

· наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

· использует образные сравнения при рассматривании предметов;

· выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»);

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Цель - выявление особенностей предпочтений детей в жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.).

Условия диагностирования . Проводится индивидуально.

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства знакомых детям произведений; знакомая дошкольникам детская книга с иллюстрациями.

Задание. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи (протокол).

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

1. Вопросы, направленные на выявление опыта изобразительной деятельности:

Любишь ли ты рисовать?

Что ты обычно рисуешь?

Чем любишь рисовать? Есть разные материалы, которыми можно рисовать: карандаши, краски, а что еще?

Кто тебя научил рисовать?

У тебя всегда все получается нарисовать?

Что бы хотел научиться рисовать?

Ты рисуешь дома?

Кому бы ты хотел показывать свои работы?

Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что они обычно говорят?

2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о эстетических категориях:

Как ты думаешь, что такое красота?

Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным?

Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта ) - прекрасен? Почему ты так решил?

Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

3. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись - это… (что такое?);

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?

Ты любишь рассматривать книжки с картинками?

Какие книжки тебе нравятся?

Как ты думаешь, зачем в книгах картинки?

Если бы ты просил маму купить тебе книжку с картинками, опиши, какими должны быть картинки, чтобы они тебе понравились.

Посмотри, пожалуйста, на эти фотографии. Они тебе нравятся?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался?

А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

А может быть портрет скульптурный?

Способы обработки и анализа материалов.

Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

· Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Цель - выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования . Проводится индивидуально.

Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И. Левитана «Золотая осень»), эстетически привлекательный объект (например, декоративная рамка для фотографий), бумага, карандаши, фломастеры.

Задание. Ребенку предлагается «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

· Рассказать о картине (во втором предъявлении - предмете) «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

· После рассматривания репродукции ответить на вопросы:

Тебе нравится эта картина? Чем?

О чем эта картина, как ты думаешь?

Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь эту картину?

Какое настроение представлено на картине? Почему?

Как бы ты ее назвал?

Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине: тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный - не вкусный.

Как ты думаешь, почему художник нарисовал именно такими цветами? Назови их. Какие бы цвета ты выбрал, если бы рисовал такую или похожую картину? Почему?

Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал? Почувствовал?

Хотел бы ты оказаться там? Почему?

Художник назвал картину «Золотая осень». Как ты думаешь, почему именно так?

Представь, что ты художник. Нарисуй свои впечатления о картине: что чувствовал, что запомнилось, что понравилось. Не обязательно точно рисовать все то, что рисовал сам художник. Пофантазируй (ребенку выдаются листок бумаги, карандаши, фломастеры ).

· При рассматривании предмета ответить на вопросы:

Тебе нравится данная рамка? Чем?

Хотел, чтобы у тебя была такая?

Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь рамку?

Как ты думаешь, рамка красива?

Подбери разные слова, которыми можно описать рамку.

Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине: тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный - не вкусный. Как ты думаешь, зачем ее украсили?

Представь, что ты мастер, как бы ты украсил рамку?

Данные диагностические ситуации нами были реализованы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга» в разновозрастной группе с детьми 6-7 лет, в количестве 20 человек. Из них 14 девочек и 6 мальчиков. Все дети были поделены на две подгруппы - контрольную и экспериментальную.

· констатирующий;

· формирующий;

· контрольный.

На первом этапе работы нами были проведены две игровые ситуации со всеми детьми: диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) и диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю».

На втором этапе работы нами была реализована система совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт), которая была проведена с детьми экспериментальной подгруппы.

На третьем этапе работы снова были проведены две игровые ситуации со всеми детьми: диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) и диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю».

Все полученные данные были нами зафиксированы в протоколах и таблицах.

Группа детского сада - разновозрастная группа (подгруппа - контрольная)

Дата проведения - сентябрь 2013 года

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Группа детского сада - разновозрастная группа (подгруппа - экспериментальная)

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

На основе полученных данных нами были выстроены диаграммы:

Группа детского сада - разновозрастная (подгруппа - контрольная)

Дата проведения - март 2014 года

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Группа детского сада - разновозрастная (подгруппа - экспериментальная)

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Контрольная подгруппа Экспериментальная подгруппа

Так же как и в начале учебного года, нами была выстроена сравнительная диаграмма:



Полученная диаграмма показывает, что подгруппа детей (экспериментальная), с которыми была реализована система совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт) значительно улучшили свои показатели на конец учебного года. В то время как вторая подгруппа детей (контрольная) по уровню полученных знаний остались на том же уровне. Их показатели увеличились незначительно.

Следовательно, можно сделать вывод, что данная система совместной деятельности плодотворно влияет на художественно - эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста. Эту систему мы рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мария Белякова
Анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно - эстетическое развитие детей в детском саду предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.) .

Сущностные художественно -эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно -эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения :

Овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета , формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

Обогащение содержания творческой деятельности;

Овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно -эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа . Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно -эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой : «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами : «какая красивая поделка» , «как нарядно одета кукла» и так далее.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно -эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят : парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства : картинами, художественной литературой , музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно -эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно -эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника . Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой , рисование, лепка и аппликация, особенно когда мы учим детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д. Мы знакомим детей с разными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет) . Важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом . Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно -эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки : матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного .

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Наиболее приоритетными средствами формирования художественно -эстетического воспитания являются :

Ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

Доступные возрасту виды художественно -творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

Активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно -эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно -эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через :

Знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома» , «Городецкая роспись» , Дымковская игрушка» и др.);

Знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

Работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

В мордовской культуре через :

Знакомство с произведениями ручного и художественного труда , с поделками из природных материалов;

Показ и обсуждение с детьми фрагментов из книг;

Изготовление поделок из бумаги, картона, ткани (национальные игрушки, куклы, изготовление оригами, аппликации;

Знакомство с национальной кухней, бытом, одеждой;

Наглядное представление национального колорита (национальные цвета, кружева, орнамент, знакомство с живописью национальных художников ;

Выставки детских работ;

Национальные праздники;

Большими потенциальными возможностями в формировании художественно -эстетического воспитания располагает процесс обучения мордовскому языку.

Задачами занятий по ручному творчеству являются :

1. Осознание художественно-эстетического вкуса .

2. Развитие образного мышления .

3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

Из выше сказанного можно сделать такие выводы :

1. Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности .

2. Художественно -эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса , умение творчески создавать продукты ручного творчества.

3. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно -эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

4. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер : развивает творческие способности, формирует художественный вкус , приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

5. Азы художественно -эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус , творческие умения.

Поделиться: