Феномен аномального старения - неразгаданная прогерия. Существует ли вероятность превратить феномен в норму


ID статьи на сайте журнала: 6945

Иванов В. Н. Феномен старости // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 164-170.
DOI: 10.7868/S0132162517110186



Аннотация

Постарение населения обусловливает рост интереса к возрастной когорте от 70 и старше. Именно с этого возрастного рубежа начинается старость. Что чувствует человек, переступивший эту черту, как меняется его образ жизни, его жизненные планы, его отношения к прошлому и настоящему? Как формируется в обществе образ старости и как видятся проблемы пожилых людей? Автор на основе анализа полученных в ходе социологических исследований, проведенных его коллегами и им лично, данных приходит к выводам и обобщениям, позволяющих увидеть реальные проблемы пожилых людей и наметить пути их успешного решения. С безусловным интересом читатель прочтет размышления автора о плодотворности анализа воспоминаний людей “третьего возраста”. Много внимания уделено воспоминаниям о детстве, показано, какое важное место занимает этот отрезок времени в судьбе каждого человека. Автор предлагает свой методический подход к анализу воспоминаний, говорит также и о значении вторичной социализации в жизни людей, достигших пенсионного возраста, обращает внимание на неизбежные трудности в адаптации к новым социальным условиям, сложившимся в российском обществе в результате его реформирования.

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция - промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 - 52/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.

Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /8, с.53/.

Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).

Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость - болезнь, старость - бедность, старость - зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /8, с.55/.

Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.

Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8, с.55/.

Пожилой человек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования своего времени, с которым они фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.

Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.

Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного - синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 - 59/.

Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.

При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.

Теория геронтологической трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти /8, с.60/.

Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

ID: 2016-05-27-A-6920

Оригинальная статья (свободная структура)

Курышова Т.В., Алпысбаева Ж.М.

Резюме

В связи со значительным ростом населения пожилого возраста в развитых странах вместе с развитием общества возникают и социальные проблемы, связанные с демографическим постарением - необратимым глобальным процессом, который социологи называют феноменом ХХ века. В статье осуществляется анализ философских представлений о феноменах старости и старения, определяется специфика отношения к пожилым людям в современном обществе и выявляется положение данной возрастной группы в социуме.

Ключевые слова

Старость, старение, социальная эксклюзия

Статья

Алпысбаева Ж.М., Курышова Т.В.

Научный руководитель: Чебан А.Г. ассистент, Фахрудинова Э.Р. к.ф.н., ассистент

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Старость - неотъемлемая часть жизни каждого человека, характеризующаяся ухудшением здоровья и умственных способностей организма. В современном мире наблюдается тенденция увеличения численности населения в возрасте 60 лет и старше. По прогнозам Организации Объединенных Наций к 2050 году более 20% населения мира будут пенсионерами. Это явление получило название старения общества. В связи с увеличением численности людей пожилого возраста становится актуальным социально-философское осмысление феномена старости в современном обществе.

Со временем отношение общества к старости, старению и старым людям меняется. В доиндустриальную эпоху опыт и знания пожилых людей высоко ценятся, что упрощает самореализацию стариков в социуме. В процессе перехода от традиционного этапа развития общества к индустриальному положение старых людей вытесняется на периферию социальной жизни, тем самым затрудняя самореализацию данной возрастной группы.

Цель нашей работы заключается в раскрытии философского и социологического аспекта проблемы. Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) провести анализ философских представлений о феноменах старости и старения; 2) определить специфику отношения к пожилым людям в современном обществе и выяснить положения данной возрастной группы в социуме.

Феномен старости на протяжении многих веков тревожил умы выдающихся мыслителей. И это вполне обосновано: осмысление старости неразрывно связано с такими фундаментальными темами философствования, как бытие и небытие, жизнь и смерть, природа человека, смысл жизни, гуманизм и др.

Проводя анализ произведений античных философов относительно процессов старения, нетрудно заметить сходство позиций и мнений, в которых наиболее часто поднимается вопрос о целомудрии пожилого возраста, об особенных склонностях пожилых людей к высшим должностям, к управлению общиной и судейству.

Древнегреческий философ, Платон отдает преклонному возрасту особое предпочтение. Мыслитель античности утверждает, что физическое старение организма восполняется духовным обогащением, мудростью, проницательностью, внутренней свободой. Данное утверждение звучит актуально независимо от смены тысячелетий.

Однако не для всех мыслителей старость представляется достойным периодом в жизни человека. Одним из таких философов выступает Аристотель, критически оценивая процессы старения, он формирует негативный портрет пожилого человека. Мыслитель выдвигает идею, суть которой заключается в том, что в процессе старения зрелого человека покидают физические и умственные силы, духовные способности. В трудах античного философа были отражены лишь отрицательные качества пожилых людей: мнительность и скептицизм, скупость, ворчливость, малодушие.

Следуя идеям Аристотеля, «любители мудрости» поздней римской античности акцентируют свое внимание на физическом старении человека, изображая его обессилившим, изнеможенным, жалким, убогим и больным.

Наиболее богатым источником информации о процессах старения из дошедших до наших дней писаний античного времени являются труды Цицерона. В сочинениях философа справедливо подчеркивается, что уважения не добиться сединой в волосах и количеством морщин на лице, его надо заслужить своими деяниями, прожитой жизнью. Вместе с тем, философ утверждает, что высшей наградой, наибольшим удовольствием в старости выступает пребывание в окружении молодежи, жаждущей перенять лучшее.

Цицерон, древнеримский политик, оратор и философ, предлагает несколько рецептов счастливой старости, в основе которых - призыв к активной деятельности. В качестве залога приятной старости мыслитель выдвигает участие в социализации молодежи.

В период Средневековья, когда наука решительно шагнула в сторону мистики и алхимии, изменениям подверглись и геронтологические знания.

На проблемах старости и старения акцентирует свое внимание политик эпохи Возрождения, Мишель Монтень. Проведя параллель между жизнью человека и природой, он делит ее на отдельные промежутки времени, начальным из которых является пора первых побегов, за ней следует период цветов и плодов, завершает вереницу пора увядания.

Сравнивая старость с заболеванием - патологическим процессом, симптомами которого выступают болтливость, скупость, суеверность - философ называет пожилого человека беспомощным, поэтому наилучшими методами лечения для него являются любовь и привязанность близких.

Великие поэты и мыслители ранних времен, рассматривая проблему старых и стареющих людей, ассоциировали старение с трансформацией жизненных интересов и ценностей.

В своих трактатах один из самых известных философов-иррационалистов, Артур Шопенгауэр, подчеркивает, что молодость создана для поэзии, а старость - для философии. И лишь в зрелом возрасте человек овладевает наиболее полным, точным пониманием жизненных законов и самой жизни, созерцая ее восход и завершение.

Более того, Шопенгауэр абсолютно точно подчеркивает, что самым большим несчастьем для пожилого человека является бедность. И не столько бедность, как материальное неблагополучие, сколько мизерность, бедность и убогость интересов. Делая особый акцент на недостатке общения, мыслитель говорит о жалкой, кручинной старости, разрушении планов и замыслов, фрустрации.

Изучая представления философов относительно процессов старения, можно смело брать на вооружение рецепты счастливой старости, предлагаемые мыслителями разных эпох. Например, немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, Альберт Швейцер, побуждая человечество к добру, милосердию и самопознанию, развивает мысль о том, что стоит оказывать поддержку со стороны общества, то есть помогать организовывать динамичную, интересную жизнь в старости, вовлекая в процесс этой организации насущные знания и целомудрие пожилых. Ведь именно то, какую позицию занимает общество по отношению к старым и стареющим людям, обусловливает роль пожилого человека в этой социальной среде. Более того, именно эта позиция определяет, станет ли старость проблемой или периодом развития для каждого из его представителей.

Проблематика старости привлекала внимание и австрийского социолога Розенмайера. Отводя особое значение изучению взаимоотношений между различными возрастными группами, он выдвигает на первый план процесс формирования отношения к пожилым как ненужным обществу людям.

Подобная тенденция наблюдается и в современном российском обществе, когда в связи с невостребованностью жизненного опыта старого или стареющего человека, ненужностью его интеллектуального потенциала, накопленной за многие годы энергии и навыков общественной деятельности, население такого возраста выходит из состава активной части социума, и становится лишь объектом социальной помощи и опеки.

Обзорное изучение мнений, позиций, суждений о понимании процесса старения представителей философской мысли, позволяет сформировать следующие выводы:

Наиболее распространенное воззрение мыслителей на проблему старости выражается в наличии непосредственной взаимосвязи между физическим, духовным и умственным состоянием пожилого человека и его прежними деяниями. Тот, кто стремится к общению, созданию социальных связей, кто занят интеллектуальной деятельностью, и при этом, накопивши опыт и знания, остается молод душой, тот познает старость как наивысшую ступень радости и удовлетворения, в которой физическая слабость восполняется благоразумием, духовным обогащением.

Существует и контрарный взгляд на процесс старения, который характеризует старость сугубо как период, когда человека ждут болезни, ухудшение умственных способностей, затухание всех функций организма, что с точки зрения некоторых философов, в особенности мыслителей римской античности, неизбежно.

В доиндустриальное время ценность опыта и знаний старых людей присваивали им высокий общественно-культурный статус. Новое время стало переломным моментом в отношении старости. Молодость ставится в приоритет, как наиболее эффективный и нацеленный на развитие возраст, а старость приобретает деструктивно-пренебрежительные характеристики, вызывая тем самым явление эксклюзии пожилого человека. Использование людьми молодого возраста средств массовой информации и средств массовой коммуникации приводит к формированию и закреплению необъективных стереотипов по отношению к старым людям. Люди данной возрастной группы порой рассматриваются только как объекты социальной помощи. Причиной формирования негативного отношения к пожилым людям могут послужить и они сами, когда в отношениях с другими членами общества теряют чувство такта. Вместе с негативными стереотипами старения часто ставят феномен эйджизма, как называемую возрастную дискриминацию. Подобная стереотипизация пожилых людей формирует не только негативное восприятие старости у трудоспособного населения, в частности у молодёжи, но и страх перед старением.

Исправляет такое положение дел воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к старым людям, чей жизненный опыт в семьях с бабушками и дедушками ценится и оберегается, а так же преставление о старости как об олицетворении мудрости и правильно прожитой жизни.

Социологические опросы, выполненные исследовательским центром Superjob.ru в 2007 г., показывают, что боятся старости более 80% респондентов. 60% россиян и более не желают быть обузой для своих родственников, жить на одну пенсию, экономя на продуктах, лекарствах и пр. Напротив, в европейских странах старость определяется как этап жизни, когда можно отдохнуть от работы и путешествовать.

Для выявления характера отношения молодежи к пожилым людям было проведено собственное исследование методом анонимного анкетирования студентов СГМУ (от 18 до 20 лет). Анкетирование показало следующие результаты:

1) у 57% респондентов старость ассоциируется с ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием организма и следующим этапом после старости - смертью, в то время как 43% из них считают старость таким периодом жизни, когда можно пожить в своё удовольствие, например, прочесть книги, на которые не хватало усидчивости в молодости, поехать в путешествие;

2) большинство опрошенных студентов всегда готово помочь пожилому человеку (например, перейти через дорогу) и с уважением отнестись к его возрасту (например, уступить место в общественном транспорте), меньшинство же предпочитают проигнорировать или помочь, лишь бы «отвязался (-ась)»;

3) ответы на вопрос о доверии своих личных проблем показывают, что около 60% респондентов за советом или моральной поддержкой идут к другу (подруге), 40% - делятся переживаниями с родителями, но никто из опрошенных не обращается к собственным бабушкам и дедушкам (или к специалисту).

4) 60% студентов согласились с тем, что в нашем обществе тенденция негативного отношения к пожилым людям присутствует, а 40% респондентов нынешнее положение дел полностью устраивает.

Согласно результатам анкетирования ценность опыта и знаний старых людей среди молодёжи утратила своё былое значение. Целая жизнь за плечами стариков и возможность дать совет подрастающему поколению во избежание ими ошибок не ставится в приоритет. Помимо этого прослеживается негативное отношение молодёжи к самой старости, как к последнему этапу жизни перед смертью. Большинство юношей и девушек соглашаются с присутствием в нашем обществе тенденции негативного отношения к пожилым людям. В связи с этим необходимость уважительного отношения к людям данной возрастной группы (от 60 лет и больше) чётко закреплена у преобладающей части молодого поколения.

Проведённый анализ философских представлений о феноменах старости и старения показал, что представители философской мысли по-разному оценивали данное явление. Большее распространение получило понимание старости как периода жизни, когда физическая слабость восполняется благоразумием и духовным обогащением. Наряду с этим существует и противоположный взгляд на процесс старения, который характеризует старость как неизбежный период затухания всех функций организма, в том числе и умственных способностей.

В современном мире, где молодость является наиболее привлекательным и востребованным возрастом, прослеживается не только эксклюзия пожилого человека, но и негативная стереотипизация данной возрастной группы. Однако именно то, как мы представляем пожилых людей, является оценкой нашего собственного будущего, поэтому основной задачей молодого человека является преодоление предвзятого отношения к старости и старению.

Литература

1. Жданова И.В. Современные философские представления о феноменах старости и старения. // Сб. научных трудов НГТУ. - 2006. № 1 (43). С. 171-176.

2. Жданова И.В. Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Томск, 2007.

3. Прохорова Л.В. Самореализация пожилых людей как способ преодоления социальной эксклюзии: социально-философский анализ. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Новосибирск, 2010.

4. Пигров К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости. // Философия старости: геронтософия. Сб. материалов конференции. Серия «Symposyum», выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 3-6.

5. Дьяченко Л.И. Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Казань, 2009

Механизмы феномена старения - предмет активных исследований, но для ученых он пока во многом остается загадкой. Изучая процессы старения, люди надеются продлить жизнь и улучшить ее качество.

Крыса обычно живет не больше трех лет. Слон может дожить до 70, а кит до 200 лет. Француженка Жанна Кальман, самый старый человек в мире среди долгожителей, чей возраст достоверно известен, умерла в 1997 г., когда ей было 122 года. Все эти примеры наглядно иллюстрируют феномен старения — возрастных изменений, постепенно приводящих организм к смерти. Но можно ли говорить о старении бактерий, которые размножаются делением? Если бы они старели, каждое новое поколение становилось бы старше предыдущего, и все бактерии давно бы вымерли. Так что бактерии, как бы стары они ни были, практически бессмертны и вечно остаются молодыми.

Неизбежный процесс

Старению подвергаются организмы, размножающиеся с помощью половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток): в результате их слияния на свет появляется совершенно новая особь. Так размножаются, за немногими исключениями, все животные. По-видимому, процесс старения тесно связан с механизмами размножения. Можно даже утверждать, что организм начинает стареть лишь после достижения им половой зрелости. Возрастные изменения, несомненно, также предопределены генетическими факторами.

Существуют три основные гипотезы, объясняющие феномен старения. Одну выдвинул английский биолог Питер Медавар. Он считает, что если бы процессы старения, ухудшающие функции организмов, начинались до наступления половой зрелости, то их род рано или поздно прервался бы и они имели бы меньше шансов передать свои гены потомкам, чем организмы, приступающие к размножению в расцвете сил. С другой стороны, рассуждает ученый, если старение начинается после наступления половой зрелости, оно не мешает размножению и передаче генов потомкам. Естественный отбор не устраняет связанные со старением нежелательные изменения организмов, следовательно, ответственные за них гены могут передаваться потомству.

Американский эволюционист Джордж Уильямс полагает, что, если какой-либо признак (скажем, способность к старению) имеет среди живых организмов универсальное распространение, естественный отбор, видимо, способствует его сохранению. Из этого он заключает, что гены старения должны оказывать благотворный эффект на молодой организм, например увеличивать его плодовитость.

По мнению английского геронтолога Тома Кирквуда, старение связано с механизмом «временного перераспределения» энергетических ресурсов, когда организмы отдают предпочтение процессам воспроизводства потомства в ущерб поддержанию жизненно важных функций тела. С эволюционной точки зрения для сохранения вида организмам важнее потратить энергию на репродуктивные процессы, сохранив свои гены в молодом, здоровом следующем поколении, чем направлять усилия на восстановление собственных уже изношенных тел. При благоприятных условиях существования выгоднее переключить баланс в пользу долгожительства и поддержания своей жизнеспособности, чтобы продолжить успешно размножаться.

Эти современные гипотезы, дополняющие друг друга, к сожалению, пока не дают окончательного решения загадки старения.

Размеры тела и долголетие

Анализ продолжительности жизни животных помогает понять процессы старения. Почему слоны живут дольше мышей? Во-первых, конечно, у них меньше естественных врагов. В условиях напряженной борьбы за существование мало кто может похвастаться долголетием. А мыши становятся жертвами хищников гораздо чаще, чем крупные млекопитающие.

Летучие мыши, которые днем прячутся в укрытиях, живут до 15 лет. Черепахи, надежно защищенные панцирем, могут прожить больше 100 лет. Но даже в условиях полной безопасности мышь не сможет дожить до 100 лет. Таким образом, естественный отбор не наделил долголетием виды, которые в природе не имеют шансов прожить долгую жизнь: оно не принесло бы им пользы как видам. Тому факту, почему более крупные виды - но не отдельные особи! — живут дольше мелких, можно дать и логическое объяснение. Чем крупнее животное, тем дольше ему приходится расти, чтобы достигнуть зрелости. Поэтому и старости он, естественно, достигает в более позднем возрасте, чем мышь. Слониха рождает одного детеныша раз в несколько лет. Поскольку он один из немногих продолжателей рода, мамаша очень долго окружает его родительской заботой. У мышей риск погибнуть в начале жизни намного выше, но и детенышей у них рождается помногу.

В поисках эликсира молодости?

Старение вызывает у ученых не только теоретический интерес. Многие исследования имеют практические цели. И хотя тайна бессмертия до сих пор не раскрыта, по всему миру давно ведутся работы, направленные на борьбу с признаками старения и продление жизни. Попытки идентифицировать гены, ответственные за продолжительность жизни, и научиться управлять их работой не увенчались успехом. Такой подход оказался слишком простым. Предельный возраст, достичь которого может организм, зависит от взаимодействия множества факторов, связанных как с наследственностью, так и с внешними условиями.

Людей не покидает надежда отыскать чудодейственное средство против старения. Еще сравнительно недавно такие свойства приписывали антиоксидантам, которые «обезвреживают» так называемые свободные радикалы, но представляют серьезную опасность для живых тканей. Рекламодатели советовали употреблять пищу и пить таблетки, содержащие антиоксиданты, и даже наносить их на кожу, несмотря на то что до сих пор нет результатов, достоверно свидетельствующих, что они позволяют успешно противостоять старению.

Сторонники другой методики призывали сокращать потребление калорий. Этот способ увеличивал продолжительность жизни у крыс, но не у плодовых мушек. Инъекции дегидроэпиавдростерона, вещества, синтезируемого надпочечниками, в некоторых случаях слегка замедляли процессы старения, в других никаких результатов не приносили.

В 1960-х гг. была сформулирована теория, согласно которой основной причиной старения является накопление возрастных генетических мутаций. Гены теряют способность правильно регулировать жизненно важные процессы вследствие повреждений в ДНК, а система репарации (способность исправлять нарушения), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность передачи наследственной информации, с возрастом ослабевает. Сегодня, однако, получены данные, опровергающие и эту гипотезу.

Так что, похоже, эпоха поиска эликсира молодости закончилась, по крайней мере для ученых. Но есть надежда, что геронтологические исследования позволят науке в скором будущем продвинуться в изучении механизмов старения и способов борьбы с ним.

Н.А. Рыбакова

ФЕНОМЕН СТАРОСТИ

Монография

В монографии рассматривается одна из мало изученных в философском и культурологическом отношении проблема – проблема старости и старения человека. Автор подходит к вопросу о сущности старости и старения как к целостному исторически изменяющемуся феномену, выявляет его ценностно-значимое социокультурное и метафизическое содержание.
Рекомендуется для студентов, изучающих проблемы современного человековедения и социальной работы, преподавателей вузов, а также социальных работников, имеющих дело с пожилыми и старыми людьми.

Старость не радость? (Вместо введения)................ 3
Глава I. Естественнонаучные концепции
старости.............................................................. 10
И. И. Мечников о старости как закономерном этапе жизни человека. Основные теории старения первой половины XX века. Исследование психологии старения. Адаптационно-регуляторная теория старения. Старение как интегральная болезнь (теория гиперадаптоза). Старение с точки зрения синергетики.
Глава II. Этногенетический аспект
исследования старости................................ 44
От организмоцентрического уровня изучения старости к этническому. Методологическое значение этнологического подхода в геронтологии.
Глава III. Возрасты жизни древнейшего
человека............................................................ 57
Две точки зрения - две мировоззренческие позиции. Символизм старости в свете архаического мышления.
Глава IV. Древнеславянский образ
старости............................................................. 66
Ведический характер древнеславянской культуры. Деяния древнеславянских богов. Старость в функции космосозидания. Умерщвление стариков: от факта к ритуалу. Соотношение жизни и смерти в древнеславянской культуре. Индивидуальность человека и смерть. Качественные и количественные характеристики старости. Старость как мудрость, приобретенная с годами. Трансформация ритуала умерщвления стариков. Мудрость старости как пронизанность светом космического начала. Три вида старости.
Глава V. Осмысление идеи старости
в античности.....................................................98
Равноправие возрастов жизни перед лицом вечности. Поиски космологических причин старения. Натурфилософские причины старения. Старик-мудрец и старик толпы. Старость как необходимая возрастная мера.
Глава VI. Старость и старчество
в христианстве................................................ 113
Возрастание человека: от творения до «века будущего». Равновесие человеческой жизни. Старость и плоть. Старость и преображение человека. Радование сердца как достижение духовного здоровья. «Домострой» как внешнее и внутреннее домостроительство. Софийная старость. Старчество как идея святого тела. Метафизический возраст Христа. Старчество как гигиена духа. Сердце как средоточие телесной и духовной жизни. Старчество и русская интеллигенция. Святая старость подвижника.
Глава VII. Экзистенциальный смысл
старости...............................................................148
Возраст как культурно-историческая категория. Отношение к старости - показатель развития культуры. Старость как состояние духовной зрелости. О необходимости категориального анализа старости. Рождение, жизнь, смерть. Старость как интегральный возраст жизни.
Средоточие старости (Вместо заключения)............ 161

«Лет до ста
расти
Нам без
старости»
В. В. Маяковский

Старость - не радость?
(Вместо введения)

Старость... Наверное, у большинства из нас это слово, в котором зафиксирован определённый этап жизненного пути, определённый возраст человека, не вызывает никакого энтузиазма. Мы привыкли, что когда грядёт, будь то шестьдесят или семьдесят, виновника торжества поздравляют, награждают и желают «долгих лет жизни», чтобы он жил и не старел, оставался вечно молодым. Слово «старость» в торжественной ситуации остаётся как бы запрещённым. Если же оно и промелькнёт невзначай, то его стремятся заговорить другими словами. И, не дай бог, пожелать юбиляру, чтобы он скорее состарился, вошел, что называется, в старческий возраст. Это будет воспринято как пожелание скорейшей смерти. Возможен скандал, возмутителя торжества сочтут невоспитанным, даже наглым, а то и вовсе посчитают ненормальным. Желать старости не принято - это знак дурного тона. Хотя при этом все прекрасно понимают, что от старости, как и от смерти, никуда не уйти.
Жизнь человека как бы обрамлена двумя абсолютными датами - датой рождения и датой смерти. Между ними пролегает то, что обычно называют жизненным путём человека. Меж этих дат человек путешествует по жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Я - пришлец на земле: вошёл я рождением; выйду смертию». . И чуть далее: «Я - странник на земле: странствие начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным». .
Как это изумительно точно и тонко подмечено: я - странник на земле. И жизнь моя - это странствие по возрастам: начинаю с детства и иду до старости... Ох, как порой нескончаемо долог и тернист бывает этот путь. Наверное, как бы убоясь этого пути, мы и желаем себе оставаться молодыми, тешим себя надеждой жить без старости. Почему? Да потому, что впереди один финал, один исход - смерть. Исключая же из лексикона своего слово «старость», мы как бы тем самым исключаем и слово «смерть». Отодвигая наступление старости, стремимся задержать и приход смерти.
От старости, как впрочем, и от смерти, повторяем, никуда не уйти. Верно ли это? От смерти не уйти - это абсолютно точно. «Исключений, - продолжает И. Брянчанинов, - не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего». . Смерть неминуема. Но дожить до старости дано далеко не каждому. Умереть может младенец, жизненный путь которого обрывается, едва начавшись. Умереть может и юный отрок - то ли от болезни, то ли от несчастного случая. Умирает на поле боя солдат, не дождавшись старости... Одним словом, смерть готова принять каждого из нас с первых мгновений нашей жизни и в любой момент. Человек - раб смерти и уйти от неё он не в силах. Но идя к своему неминуемому концу, он должен обрести в своём странствии по возрастам искусство, чтобы пройти своевременно все возрасты, включая и старость. А это, видимо, и есть самое сложное из всех искусств. Что-то не сработало - жизнь оборвалась, хотя впереди ещё было много этапов.
Специально подчеркнём, что когда мы говорим о жизненном пути человека, то имеем в виду естественный жизненный путь, где налицо все возрастные этапы от детства до старости. Такой жизненный путь уместно назвать полным жизненным путём, или полным периодом жизни человека, в отличие от неполного (сокращённого), когда жизнь человека обрывается прежде достижения им старости. В дальнейшем о сокращённом жизненном пути мы речи вести не будем.
Теперь вполне резонно задать вопрос: а верно ли, что старость в наших представлениях обязательно должна ассоциироваться со смертью? И другой: оправдано ли, что стараемся отдалить старость, убежать от неё, застыв в состоянии «младости»? И третий: естественно ли это для человека?
Разумеется, на первый вопрос напрашивается утвердительный ответ: верно, ведь старость завершается именно смертью. Вот уже и готово обозначение качественного своеобразия старости как возраста и этапа жизненного пути человека: старость непосредственно предшествует смерти. Правда, потенциально смерти предшествует любой этап жизненного пути, однако, актуально для них смерть не является неизбежной. У старости же исход только один - смерть. Тут потенциальное и актуальное совпадают, сливаются и нет уже никакой вариации, никакого выбора. Стало быть, все возможности исчерпаны, вероятно, они осуществлены и других больше не предвидится...
И всё же с утвердительным ответом спешить не стоит: старость и смерть качественно разнятся меж собой, они, как это понятно, совсем не суть одно и то же. Старость - этап жизни, бытия человека. Смерть - уход из жизни, погружение в небытие. А бытие и небытие, как кажется на первый взгляд, вещи несовместные. И потому в старости - как этапе жизненного пути - нет ничего зазорного. Не так уж и плохо пожелать человеку дожить до старости, тем более, прожить саму старость. Ведь это, по сути дела означает, что мы желаем человеку полной (полноценной) жизни. Чтобы он прошёл все положенные ему стадии, вкусил и прелестей, и горестей, свойственных каждому жизненному этапу. И если мы убегаем от старости, то не обкрадываем ли самих себя в собственной жизни? Не оказываемся ли в таком случае этакими неполноценными людьми, не ощутившими всей полноты жизни? Ведь природой человеку предназначена старость как его естественное состояние, которого он должен достичь. Вот только далеко не каждому это удаётся.
В России в 1994 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 65 лет (59 - у мужчин, 72 - у женщин). В США, Великобритании - 75 лет, в Швеции - 78 лет, в Японии - 79 лет. . А это значит, что в России старость становится дефицитным возрастом. И если демографы, анализирующие возрастную динамику населения, констатируют, что на земном шаре в целом наблюдается постарение населения, что ведёт к ряду неблагоприятных последствий, то кто может сказать, не обернётся ли ещё большим социальным и психологическим бедствием то, что население России оканчивает своё странствие по возрастам, не достигая старости, т.е. не проживая полного периода жизни. Как это скажется на следующих поколениях, на отношениях между поколениями, на их самочувствии, самосознании, на социальном и психическом здоровье, наконец, на чувстве полноты жизни?
Видимо, в самой старости, раз она является завершающим этапом жизненного пути человека, заложен некий смысл, некая мудрость, а потому и не столь уж зазорно желать человеку дожить до старости. И пока и поскольку факт старости как именно завершающего этапа жизни налицо, постольку проблема старости и старения имеет и будет иметь свою общечеловеческую значимость. Она всегда будет привлекать к себе внимание людей - от простых обывателей до учёных и богословов. Можно сказать, что сама эта проблема относится к разряду нестареющих: она существует с тех пор, как появился человек, странствующий по возрастам, как появилось общество, в котором одновременно живут разные поколения и каждое из них связано с другим, каждое несёт в себе специфический социальный и культурный смысл. Сосуществующих и взаимодействующих поколений, если измерять время жизни человека веком, 100 годами, как правило, три: молодое, зрелое и старшее (старое). И от того, какая в этих отношениях сложится конфигурация, во многом зависит место, роль, значимость каждого из поколений в конкретную эпоху. Не случайно испанский философ Х. Ортега-и-Гассет различает эпохи старчества и эпохи юности. .
В XX в. в связи с увеличением численности и удельного веса старых людей в возрастной структуре многих стран мира, включая и Россию, возникла геронтология - наука о старении и старости, основной задачей которой стало изучение путей продления полноценной жизни человека. За это время геронтология накопила колоссальный эмпирический материал, выдвинула различные концепции старости, которые требуют тщательного анализа и обобщения.
Вершиной естественнонаучного изучения старости в XIX в. стали труды И. И. Мечникова. В его книгах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека» старость рассматривается как закономерный этап человеческой жизни. И. И. Мечников разработал теорию ортобиоза, в которой анализирует проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Опираясь на эволюционное учение, он исследовал продолжительность жизни и механизмы процесса старения.
После И. И. Мечникова проблема старения и старости исследовалась в биологии старения. И. Н. Буланкин, Дж. Биддер, М. С. Мильман, В. Н. Никитин и другие высказали много предположений о начале процесса старения. Различия в истолковании механизмов старения породили множество школ и направлений в рамках биологии старения.
Одной из наиболее важных проблем геронтологии является изучение связей между возрастными изменениями и болезнями старости. Имеют место попытки создать общую теорию старческих изменений, исследовать системные механизмы старения.
Однако, несмотря на впечатляющие успехи и достижения современной геронтологии, нельзя не заметить, что она, а также комплекс связанных с нею дисциплин, в основном ограничиваются естественнонаучным подходом к процессам старения и старости. И хотя геронтология претендует на создание универсальной естественнонаучной теории старения, тем не менее её притязания оказываются во многом неэффективными. Дело в том, что геронтология, функционирующая прежде всего как естественнонаучная дисциплина, в лучшем случае «расположена» на стыке естественнонаучного и социального способов изучения старости. Она исследует не старость и не процесс старения, но человека стареющего. Для неё старости самой по себе нет - старость здесь является своего рода абстракцией, обозначением человека, достигшего последнего возрастного этапа. Потому геронтология методологически ограничена медико-биологическими и социальными представлениями о человеке. А это - позиция, сомнительная методологически. Человек же - не просто биосоциальное и даже не биопсихосоциальное, но культурно-историческое существо. И вся его жизнь, включая и её биосоциальные аспекты, развёртывается, протекает в рамках определённой картины мира.
Путешествие по возрастам - это не только биологический процесс старения, не столько социальные проблемы пожилых людей, хотя всё это очень важно, но, прежде всего, странствие по возрастам в том или ином культурном пространстве, где жизненный путь человека вычерчивает порой весьма замысловатые траектории. И если действительно верно, что старости как таковой нет, позволим себе согласиться с точкой зрения геронтологии, то есть существуют лишь старые люди, то это справедливо лишь до определённых рамок. С точки зрения культуры старость обретает иное смысловое измерение, включающее особые социальные роли старых людей в социуме, особое их состояние в контексте родового бытия человека (племени, нации, народа). А потому она обретает вполне осязаемое бытие не только в абстрактном, но и живом воплощении, оставляя след в культуре в виде того или иного образа, феномена. Старость, как феномен социокультурной жизни общества, существует вполне реально. Носителем образа старости, в котором воплощается этот феномен, оказывается не просто эмпирически стареющий индивид, но народная традиция, обычай, то особое место, которое занимает старый человек в обществе. Потому от естественнонаучного видения проблемы для раскрытия старости следует перейти к её социокультурному исследованию.
В то же время надо отчётливо представлять, что и социокультурный аспект анализа старости ограничен в самом своём существе. Он важен тогда, когда возникает потребность вскрыть социокультурные типы и образы старости, выявить их динамику в общем контексте человеческой жизни. Но смысл старости и на этом пути полностью ещё не раскрывается, хотя это уже более глубокий и содержательный, по сравнению с геронтологическим, уровень её исследования. Человек есть существо не только биологическое, социокультурное, но и вселенское, он обладает вселенским бытием, бытием в мире в целом. И как только затронута тема «мира в целом», значит, поставлен вопрос о последних (или, что то же самое, первых) основаниях бытия человека в мире, а вместе с этим и вопрос об основаниях его возрастов. Стало быть, совсем не лишена смысла проблема метафизики старости - только на этом пути можно надеяться изучить этот феномен во всей его полноте.
Такой поворот проблемы оправдан тем, что человек - существо целостное, обладающее телесно-душевно-духовным бытием, а потому и всякий его возраст преломляется через эти его измерения. Человек - существо одновременно и индивидуальное, и родовое. Потому всякий его возраст не только индивидуален, но и воспроизводится в родовом бытии. Значит, старость тоже есть системно-целостное состояние человека, имеющее своё отпечатление в индивидуальном, родовом и вселенском назначении человека. Старость, как становится ясно, не сводится к биологическим, медицинским, антропологическим и прочим аспектам человека. Она есть целостный акт его бытия, вбирающий в себя все эти характеристики, являющий собой некий символический ценностно-значимый метафизический феномен, исполненный глубокого смысла. Какого именно? Об этом и пойдёт речь в настоящей книге.
Разумеется, её автор не претендует на полноту рассмотрения проблемы. Цель книги более скромная: привлечь внимание к чрезвычайно важной для всех нас проблеме и обозначить некоторые новые подходы к осмыслению феномена старости.
Примечания
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. М.:1993. С.91.
2. Там же. С.91.
3. Там же. С.91.
4. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. 1997. №10. С.11.
5. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: 1991. С. 6-7.

Поделиться: