Дымковская игрушка рассказ для старшей группы. "Дымковская игрушка" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Знакомство с изготовлением дымковской игрушки. Старшая группа.

Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления дымковских игрушек, как с одним из видов народно-прикладного искусства. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать эстетический вкус.

Материал: Дымковские игрушки, самодельная дымковская игрушка для сравнения, палочка (показать звон), мел, доска деревянная, тёрка, молоко, карточки индюка и грача для физминутки.

Предшествующая работа: Занятия по ознакомлению с окружающим «Что у нас под ногами» (знакомство со свойствами песка и глины)

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

Вы знаете, что за игрушки стоят у меня на столе.

Сегодня я расскажу как делают эти замечательные игрушки. У мастеров есть свои секреты.

Делают эти игрушки в городке, который находится по соседству с республикой Коми в Кировской области, с красивым названием Дымково . От этого и игрушки стали называться Дымковские.

Как вы думаете, из чего их делают? (Показываю детям внутренность юбки барыни.)

Да, все эти замечательные птицы, причудливые кони с всадниками, важные барыни делают из глины . Сначала заготавливают глину: чистят её, сушат, ждут, чтобы она стала как пластилин. Будет жидкой, игрушка не получится, слишком твердой – потрескается.

После того как игрушки вылепят надо целую неделю ждать, чтобы они высохли.

Сушат игрушки на деревянном столе (сравниваю стол с клеёнкой, около батареи….)

Когда игрушки высохнут, разжигают большую печь и в жаркий огонь ставят игрушки, их обжигают, чтобы они стали прочнее.

«Ворота» печи широкие, внутри неё просторно, поэтому ставят сразу много игрушек. Дверей у печи нет и поэтому, когда в ней бушует жаркий огонь, а в дверцы попадает холодный воздух, игрушки закаляются и начинают звенеть , как колокольчики (демонстрирую в сравнении звон настоящей Дымковской барыни и самодельной).

Затем мастера готовят специальный раствор из мела и молока .

Что происходит с молоком, когда оно долго стоит? (скисает)

Показываю: смешиваю молоко и мел.

Игрушки окунают в этот раствор, они все становятся белыми , и ждут несколько дней. Молоко на поверхности скисает, образуя плёнку казеинового клея. Обычный мел пачкает руки, а в смеси с молоком нет. (предлагаю детям потрогать мел и белую часть у дымковской игрушки).

И вот только затем мастерицы-художницы берут в руки кисточки и яркие краски и начинают расписывать барышень, птиц, животных Краски тоже готовят особым способом: их замешивают на яичном желтке , чтобы они долго оставались яркими.

В последнюю очередь каждой игрушке наклеивают золотую пластинку которую выдаёт главная мастерица, если работа получилась красивая.

(рассматриваем несколько игрушек, находим золотые пластинки).

Вот сколько надо выполнить работы, чтобы получились эти замечательные игрушки.

- Какие же узоры вы видите на дымковских игрушках ?

Сможете ли вы нарисовать эти узоры: точки, кольца, круги, точки, линии прямые, волнистые?

На следующем занятии давайте попробуем их рисовать.

В конце занятия вспоминаем секреты:

1. из чего делают?

2. как сушат?

3. зачем обжигают?

4. почему нет дверей у печи?

5. из чего делают белый раствор?

6. что добавляют в краски, чтобы они долго оставались яркими?

7. чем в последнюю очередь украшают дымковские игрушки?

Физминутка «Шёл по берегу индюк..» по состоянию детей на 10 -12 минуте.

Конспект занятия «Путешествие к мастерам Дымковским»

Программное содержание образовательной деятельности:

«Художественное творчество»

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

«Познание»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

«Социализация»

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

«Музыка»

- развитие музыкально-художественной деятельности;

«Художественная литература»

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

«Коммуникация»

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны(красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

(картина с изображением села Дымково)

- А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Рассматривание картин с изображением «Барышня», Петух» , «Конь» и др.)

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки. Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями .

Кто такие подмастерья?

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

(Картины с образцами цветов дымковской росписи).

У мастеров есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Садитесь удобнее, начинаем работу.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

(Дети располагают свои работы возле доски)

Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.

Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.

(Дети отражают свое настроение при помощи магнитов).

Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ).

Галина Волоскова
«Дымковская игрушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Программное содержание образовательной деятельности :

«Художественное творчество»

Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками , воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи . Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки .

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги) ;

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

«Познание»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

«Социализация»

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

«Музыка»

Развитие музыкально-художественной деятельности ;

«Художественная литература»

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

«Коммуникация»

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности .

Материалы и оборудование : краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки; шаблоны дымковских игрушек ; цветные магниты (красный, зеленый, синий) - на каждого ребенка.

Изображение мастера Тихона , ширма, магнитная доска, ковер. Фонограмма русской народной музыки. Фотографии дымковских игрушек , села Дымково .

ТСО : музыкальный центр.

Предварительная работа : Знакомство с дымковской игрушкой . Рассматривание дымковских игрушек на фото и иллюстрациях. Заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке .

Словарная работа : Подмастерья.

Методы и приемы : художественное слово (чтение стихов, рассказ воспитателя, вопрос – ответ, рассматривание фотографий дымковских игрушек , поощрение, игровые методы и приемы, сюрпризный момент, приемы рисования (кончиком кисти, всем ворсом) .

Ход НОД:

Группа разделена на две зоны. Одна оформлена под мастерскую дымковского мастера деда Тихона .

Воспитатель приглашает детей в группу .

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения , наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами) .

Выставляю картину села Дымково

А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы в село Дымково !

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом .

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали .

В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке . Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки ; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой , возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими . Что же это за игрушки ? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация фотографий “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др. с использованием художественного слова (дети читают стихи)

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша,

Эта девица – краса.

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня.

Всадник на коне

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т. А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель : Все игрушки не простые ,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон сейчас заболел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках .

Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки , а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать мало игрушек . Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Ребята, а мы можем помочь дедушке Тихону? (ответы детей)

Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями. Кто такие подмастерья?

Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской , размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки , а после и сами становились мастерами.

Как называли молодых помощников мастера? (Подмастерья) .

Словарная работа : хоровое и индивидуальное проговаривание слова.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны шаблоны фигурок для росписи, кисти, краски.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки ? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый) .

Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные) .

(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи ) .

У дедушки Тихона есть заготовки игрушек . Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

(Дети выбирают шаблоны игрушек для росписи )

Какие элементы используются при росписи игрушек ? (Ответы детей : кружочки, точки, волны, полоски и т. д.) . Изображения на фото помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек .

(Выставляю фото с элементами дымковской росписи ) .

Садитесь удобнее, начинаем работу. Когда закончится музыка, мы встанем немного отдохнуть, а потом продолжим работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

физкультминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Снова звучит музыка, дети садятся за столы и заканчивают расписывать игрушки . По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками .

Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

А я, ребята, купила бы все игрушки , потому, что они очень красивые. Вы все старались , трудились, вложили в них своё умение!

Теперь мастеру Тихону есть, что показать на ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она .

Там на ярмарке весёлой

Ждут игрушки нас с тобой .

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад ,

Каждый тем игрушкам рад !

Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты : красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

(В случае если окажутся дети, которые выбрали зеленые либо синие магниты, то необходимо узнать причину такого выбора и помочь ребенку выйти из этого настроения.)

Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу .

Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка) . Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам игру «Укрась Дымковскую игрушку » . Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.

Литература :

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика- Синтез,2011.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа/ авт . -сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель 2012.-399с.

3. Интернет ресурсы (художественное слово, музыкальное сопровождение) .

Зайцева Татьяна Владимировна - воспитатель МДОУ "Детский сад №95" г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 03.07.2016г.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка»

Цель: роспись игрушек из соленого теста по мотивам дымковской росписи для пополнения уголка изобразительного творчества.

Программное содержание.

Образовательная задача: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

Оздоровительная: формировать потребность в двигательной деятельности, смена активной и пассивной деятельности в процессе НОД.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи, географические названия.

Оборудование: образец дымковской игрушки, уголок изобразительного творчества, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских барынь из соленого теста, покрывала.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

(в зал заходят дети, встают полукругом)

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вы помните, что у нас в группе есть уголок изобразительного творчества. Ребята, а вы хотели бы сделать наш уголок разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: - О дымковской игрушке.

Воспитатель: - Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них из наших прошлых занятий? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах)

Выходят два ребенка и рассказывают стихотворения:

1. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!

2. У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

Воспитатель:
- Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей)

А сейчас для поднятия настроения давайте проведем физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
-готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
- сушили изделие,
- обжигали в печи,
- только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

(Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Музыкальная физминутка "А на улице мороз".

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская! Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? (Снимает покрывало со столов, на которых все приготовлено к работе) Это фигуры из соленого теста, у них чего-то не хватает (дети говорят, что необходимо дополнить платья узорами). Узоры мы повторили. Мы должны расписать эти фигуры по мотивам дымковской росписи (напоминает, как правильно сидеть за столом).

Приступайте к работе.

(Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи)
Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
(пропадает одна нарисованная барыня)

Воспитатель: - Ребята, а тема нашего занятия "Волшебная дымковская игрушка"...Значит, должно произойти какое-то волшебство...а вы ничего не замечаете? Пропала одна барыня... (Под музыку появляется ребенок в костюме Дымковской игрушки, выполняет движения и рассказывает стихотворение):

Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Вы расписали таких красивых дымковских кукол! Очень похожи на нас! За это я хочу вам сделать подарки! (Вручает раскраски с росписями, прощается, уходит)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей барышней! До свидания!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:

Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Знакомство детей с дымковской игрушкой

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
  2. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цвето-сочетаниями.
  3. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
  4. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа . Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка,; Презентация «Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

Ход

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»...

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор,

но отвести не в силах взор.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

(рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек и слайдов)

Поделиться: